Качественное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Качественное развитие ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Ирина Любушкина
Особенности развития детей дошкольного возраста

1. Особенности развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст охватывает период развития с 3 до 7 лет. В период дошкольного детства — перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.

Меняется социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу.

Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения.

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из восприятия. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание. Воображение — одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. воображение позволяет ребёнку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются ещё в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.

Ещё одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребёнка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения.

Переходный период от раннего к младшему возрасту знаменуется кризисом 3-х лет. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное «Я»

-Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.

-Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.

-Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам

-Обесценивание — ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам, может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения, у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности.

2. Профессиональные качества воспитателя

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности.

Профессиональная направленность.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

Эмпатия.

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

Педагогический такт.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Педагогический оптимизм.

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

Культура профессионального общения.

Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь. Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации. В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

Педагогическая рефлексия.

Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью.

Авторитетность.

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.

Педагог должен быть творческим человеком и обладать такими качествами, как креативность (оригинальность, четкость, активность, фантазию, концентрированность, чувствительность). Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, способность к преодолению инерции мышления, самостоятельность, целеустремленность, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, наблюдательность

Таким образом,основными профессионально-значимыми качествами являются:

— педагогический такт,

— педагогический оптимизм,

— креативность,

— самореализация,

— педагогический долг и ответственность,

— эмпатия.

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей

широкая эрудиция

педагогическая интуиция

высокий уровень интеллекта

высокоразвитая нравственная культура.

3. Программы воспитания и развития детей дошкольного возраста

Качество и эффективность дошкольного образования опосредованы многими факторами, среди которых далеко не последнее место занимает образовательная программа.

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).

Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.

Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

Комплексные основные программы дошкольного образования

«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника. Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.

Читайте также:  Возрастные изменения в развитии ребенка

«Радуга» — в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».

«Развитие» — это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.

«Кроха» — это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».

Парциальные основные программы дошкольного образования

«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.

«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» — все эти программы дошкольногообразования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.

«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.

«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» — в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.

Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» — программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.

4. Работа педагога с родителями

Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

На что надо опираться в работе с родителями:

1. Использование навыков положительного общения.

1) Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем и даем советы.

2)Часто сообщаем родителям о прогрессе достижениях в развитии их ребенка:

используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведения о них.

даем родителям понять, что мы готовы обсуждать с ними очень важные темы, касающиеся их ребенка.

своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи, просьбы родителей.

сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка, в ходе бесед, телефонных разговоров.

помогаем родителям понять, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.

Привлекаем родителей к обучению детей, используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать себя легко и комфортно;

Готовы принимать родителей в группе в любое время, на протяжении всего дня.

Помогаем родителям определяться с платными образовательными услугами (кружками, в открытии способностей, талантов детей.

Формы работы с семьей.

Групповые родительские собрания.

Разнообразные формы организации таких мероприятий:

«Круглый стол» с родителями в нетрадиционной форме, обстановке, с обязательным участием специалистов, старшего воспитателя, на котором обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Участники свободно общаются друг с другом.

Консультации для родителей. Они близки к беседам. Воспитатель стремиться дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми, неплановыми, индивидуальными, групповыми, 3-4 раза в каждой возрастной группе. Продолжительность 30-40 минут. Консультация требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагога родителям. Какие консультации интересуют родителей, можно определить их заранее, опросив родителей или провести анкетирование.

Анкетирование родителей, одна из форм работы с родителями.Родители бывают разные: говорливые, молчуны, спокойные, невыдержанные, скромные, застенчивые и т. д. Не все могут поделиться с воспитателем о своей семье, о своем ребенке, трудностях и сложностях воспитания, успехах. Вот поэтому и необходимо анкетирование, чтобы знать мнение родителей, что им нравиться, а над чем надо поработать, что-то исправить.

Открытые занятия с детьми.

Посещение на дому.

Источник

Как развиваются дети в дошкольном возрасте

Рейтинг
20

В дошкольном возрасте у ребенка развиваются познавательная, физическая и эмоциональная сферы

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Дошкольный возраст (от 2,5 до 5 лет) – прекрасный период в жизни ребенка. В младенческом возрасте он научился доверять своим родителям. Когда он научился ходить, он стал немного самостоятельнее. В дошкольном возрасте ребенок использует доверие и независимость, чтобы исследовать новые форматы игры (например, игру на воображение) или новую обстановку (например, детский сад).

Дошкольникам нужно научиться делать собственный выбор и чувствовать удовлетворение от этого. Как сказал известный американский психолог Эрик Эриксон, «главная задача дошкольного возраста – научиться проявлять инициативу социально приемлемыми способами».

Стиль мышления и обучения детей дошкольного возраста можно описать такой фразой: «У тебя есть то, что ты видишь». Дошкольники понимают окружающий мир буквально. Например, если разрезать ребенку кусок торта на четыре части, а его брату такой же кусок – на две части, ребенок будет думать, что у него в два раза больше угощения. Он будет объяснять это тем, что четыре кусочка – это больше, чем два. Дошкольник может начать дружить с другим ребенком из-за того, что у него есть что-то привлекательное (например, красивое платье или новая игрушка).

Взрослые играют важную роль в жизни дошкольника, позволяя ему проявлять инициативу и исследовать окружающий мир. Поведение взрослых, их жизненная позиция и стиль мышления влияют на развитие дошкольников. То, как они разговаривают между собой и с детьми, помогает дошкольникам развить языковые навыки. Важно, чтобы взрослые давали детям возможность придумывать себе игры. Это помогает им лучше понимать себя и окружающих, а также развивать воображение.

В этой статье мы рассмотрим основные этапы развития детей в дошкольном возрасте, а также советы о том, как родители могут способствовать их развитию. Особое внимание мы уделим таким вопросам, как игры на воображение, подготовка к школе и раннее развитие грамотности.

Читайте также:  Развитие ребенка внутри по месяцам

Развитие ребенка в возрасте 2,5-5 лет

Каждый ребенок растет и развивается в своем темпе. В разное время у него проявляются различные показатели развития. Рассмотрим показатели, которые обычно проявляются у детей в возрасте от 2,5 до 5 лет в разных сферах (физическое развитие, общение и т. д.). Показатели в списках размещены по мере их появления у ребенка – от ранних к более поздним.

Показатели физического развития

  • Ребенок развивает силу и координацию движений.
  • Ребенок лучше контролирует движения рук и пальцев.
  • Ребенок умеет завязывать шнурки.
  • Ребенок умеет застегивать пуговицы и молнии.
  • Ребенок умеет бить и ловить мяч.
  • Ребенок умеет забивать гвозди.
  • Ребенок самостоятельно одевается и обувается.
  • Ребенок самостоятельно ходит в туалет.
  • Ребенок рисует карандашами и красками.
  • Ребенок умеет вырезать ножницами.
  • Ребенок умеет нанизывать бусины на нитку.
  • Ребенок умеет прыгать на месте и запрыгивать на ступеньку или невысокую скамейку.

Как родители могут помочь в развитии ребенка

  • Обеспечьте ребенка предметами, которые будут развивать у него мелкую моторику. Это могут быть мелки, фломастеры, ножницы, паззлы, кубики, бусы, пластилин и т. д.
  • Обеспечьте ребенка предметами, которые будут развивать у него крупные мышцы. это могут быть мячи, трехколесный велосипед, скакалка и т. д.
  • Ограничьте ребенку время просмотра телевизора. Ребенок должен научиться получать удовольствие от физической активности.
  • Создайте дома обстанновку, которая будет мотивировать его к физической активности.
  • Планируйте прогулки всей семьей в местном парке.

Мышление и обучение

  • У ребенка развивается любопытство.
  • Ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи.
  • Ребенок распознает буквы и цифры.
  • Ребенок понимает сходства и различия.
  • У ребенка появляется понятие времени.
  • Ребенок распознает цвета, формы и текстуры.
  • У ребенка проявляется ведущая рука: правая или левая.
  • У ребенка развивается память.
  • Ребенок начинает развивать практические навыки.

Как родители могут помочь в развитии ребенка

  • Задавайте ребенку открытые вопросы («Как ты понял, что нужно соединить эти детали паззла?»).
  • Дайте ребенку возможность экспериментировать. Например, смешивайте с ним краски разных цветов. Опускайте в банку с водой различные предметы (камешек, перо, пробку и т. д.) и предложите угадать, что из предметов утонет, а что останется на поверхности.
  • Повесьте в спальне ребенка часы. Составьте распорядок дня ребенка и повесьте его в видном месте (например, на холодильник).
  • Используя обрезки ткани разной текстуры и цветов, сшейте для ребенка одеяло.
  • Сделайте для ребенка карточки для запоминания слов. На карточках должны быть изображения животных, предметов и т. д.
  • Поощряйте ребенка рассказывать о событиях из прошлого. Например, говорите ему: «Расскажи мне о сегодняшнем дне. Чем ты занимался? С кем ты играл?»

Выражение чувств

  • Ребенок становится ласковым.
  • У ребенка развивается чувство юмора.
  • Ребенок легко вдохновляется и разочаровывается.
  • Ребенок может демонстрировать сильные чувства страха, радости, гнева, любви.
  • Ребенок может требовать к себе внимания с помощью своего поведения.

Как родители могут помочь в развитии ребенка

  • Помогите ребенку определять и выражать свои эмоции в устной форме, например: «Ты выглядишь так, как будто тебе грустно. У тебя что-то случилось в школе?»
  • Поощряйте ребенка рассказывать о своих чувствах, признайте, что это поможет вам сблизиться с ним.
  • Внимательно наблюдайте за ребенком, слушайте его и реагируйте на его эмоции.
  • Купите ребенку мягкие игрушки или куклы, чтобы он мог выражать эмоции в играх на воображение (например, утешить плачущую куклу, помирить поссорившихся плюшевых медведей и т. д.).

Осознание себя и других людей

  • Ребенок проявляет самостоятельность и играет в игры на воображение.
  • Ребенок может контролировать себя.
  • Ребенок делится игрушками со сверстниками и соблюдает очередь в играх.
  • Ребенок заводит друзей.
  • Ребенок проявляет уважение к чужим вещам.
  • Ребенок запоминает свое имя, фамилию, адрес, номер телефона, возраст и пол.

Как родители могут помочь в развитии ребенка

  • Предоставьте ребенку возможность работать самостоятельно или в небольших группах (например, поощряйте детей вместе собрать паззл или установите ребенку время, когда он должен оставаться один и читать книгу).
  • Создавайте ребенку среду для игры на воображение.
  • Давайте ребенку простую работу. Например, поручайте ему поливать цветы, вытирать пыль с мебели или убирать игрушки.

Общение

  • Ребенок начинает задавать много вопросов.
  • Словарный запас ребенка стремительно увелиивается.
  • Ребенок поддерживает более сложные беседы, чем раньше.
  • Ребенок любит придумывать и рассказывать истории.
  • Ребенок узнает в словах буквы, которые есть в его имени.
  • Ребенок пытается писать свое имя.
  • Ребенок узнает знакомые песни и мелодии.
  • Ребенок правильно формирует предложения.
  • Ребенок может улаживать конфликты со сверстниками с помощью слов.

Как родители могут помочь в развитии ребенка

  • Поощряйте ребенка задавать вопросы.
  • Общайтесь с ребенком, например, за ужином или перед сном.
  • Научите ребенка писать свое имя. Дайте ему возможность попрактиковаться в этом.
  • Купите ребенку игрушечные музыкальные инструменты (например, барабаны, шейкеры и т. д.) и позвольте играть на них.

Игры на воображение

Дошкольники любят играть, особенно, если игра включает их фантазию. Эта особенная разновидность игры называется игрой на воображение, она очень важна для развития дошкольников. По мере того, как навыки мышления развиваются в дошкольном возрасте, дети могут придумывать и рассказывать истории о том, как развивались те или иные события. Игра на воображение – это отличный способ для ребенка развивать такие навыки, как:

  • планирование. Ребенок может продумывать, где происходят воображаемые события (например, на пляже), роли (например, спасатель) и какие предметы для этого необходимы (например, свисток, ласты, спасательный жилет, пляжное полотенце и т. д.);
  • решение проблем и способность идти на компромисс, например, «Сейчас я буду спасателем и спасу вас, а в следующий раз вы сможете спасти меня»;
  • общение с помощью слов и действий;
  • выражение эмоций (например, если ребенок играет роль страшного зверя, вы можете изобразить испуг);
  • творческие способности и фантазия. Игра на воображение становится сложнее по мере того, как ребенок становится старше. Например, если раньше он играл роль рыбака, то теперь может стать исследователем подводного мира или искать сокровища на затонувшем корабле;
  • память. Ребенок имеет любимые сюжеты и разыгрывает их снова и снова.

Вы можете помочь ребенку в развитии, создавая среду, которая способствует игре на воображение. Например:

  • создайте место для игры на воображение и предоставьте для этого различные предметы: головные уборы, одежду, кухонные и канцелярские принадлежности и т. д. Выделите место, где ребенок сможет хранить реквизит для игр. Например, для одежды он может использовать старую вешалку, а для других предметов – корзину для белья;
  • поощряйте ребенка рассказывать о своих играх на воображение. Попросите его описать свою игру: кем он был? Почему он выбрал именно эту роль? Что он делал во время игры? Но не стоит задавать вопросы, когда ребенок играет. Вы можете нарушить поток его фантазии, если ему придется переключиться на объяснения;
  • играйте в игры на воображение с ребенком. Вы можете развить фантазию ребенка еще больше, если будете придумывать новые сюжеты для игр, с помощью которых будете учить ребенка новым словам;
  • играя с ребенком, следуйте его указаниям. Психологи утверждают, что дети становятся более самостоятельными, когда родители следуют их плану игры. Например, вы можете сыграть с ребенком в чаепитие, купание кукол, в ресторан, салон красоты, библиотеку и т. д.;
  • обращайте внимание на то, какие сюжеты для игр выбирает ребенок. Исследования показывают, что ребенок, который выбирает жестокие сюжеты для игр на воображение, чаще испытывает злость и менее склонен к сотрудничеству со сверстниками. Примерами жестоких сюжетов могут быть игры в монстров, в полицейских, которые преследуют грабителей и т. д.
Читайте также:  От чего зависит нормальное развитие ребенка

Подготовка к школе

Когда дошкольный возраст заканчивается, родители обеспокоены тем, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе. Если ребенок готов, начало школьной жизни проходит комфортно и для него самого, и для всей семьи.

Переход от дошкольного к школьному возрасту подразумевает изменения в отношениях ребенка с родителями и сверстниками. Одни отношения заканчиваются, а на смену им приходят другие. По этому поводу дети часто испытывают смешанные чувства. Например, ребенок может чувствовать грусть от того, что заканчивается его обучение в детском саду, и тревогу от того, что ему предстоит пойти в школу. Если ребенок сможет адаптироваться к таким изменениям, он позитивно воспримет предстоящую учебу в школе.

Рассмотрим несколько советов, которые помогут подготовить ребенка к школе.

  • Сходите с ребенком в школу до начала учебного года. По возможности встретьтесь с учителем ребенка. Дайте ребенку возможность осмотреть класс, в котором он будет учиться.
  • Расспросите учителя о том, что ждет ребенка в первый год обучения. Есть ли в школе группа продленного дня? Предусмотрен ли в ней дневной сон? Едят ли дети в столовой? Обслуживают ли они себя сами во время приема пищи или им накрывают на стол?
  • Постепенно включайте новые занятия в повседневную жизнь ребенка. Например, если в школе дети обедают в столовой и сами приносят еду к своему столу, потренируйтесь дома. Пусть ребенок потренируется ставить тарелку с едой на поднос и нести его до стола. Если в школе не предусмотрен дневной сон, постепенно сокращайте его время за несколько месяцев до начала учебы. Если ребенок ходит в детский сад, поговорите с воспитателем, чтобы он не заставлял ребенка спать днем.
  • Поговорите с ребенком о том, что изменится и что останется прежним. Например, некоторые детсадовские друзья ребенка могут стать его одноклассниками, но он также сможет завести новых друзей. Психологи утверждают, что ребенку легче приспособиться к школе, если в одном классе с ним учатся его друзья. Узнайте, будет ли кто-то из друзей ребенка учиться с ним в одном классе. Если нет, познакомьтесь с семьей, чей ребенок будет учиться с вашим в одном классе и живет поблизости. Учитель даст вам необходимую информацию.
  • Поощряйте ребенка делиться своими чувствами по поводу предстоящей учебы в школе.

Обучение ребенка грамотности

Чтобы развить у ребенка необходимые языковые навыки (говорение, слушание, чтение и письмо), взрослые должны придумать для него интересные занятия.

Дети, которые в начальных классах плохо читают, испытывают трудности в обучении письму. Они хуже знают буквы, хуже понимают, что произношение слова отличается от его написания. В целом их языковые навыки развиты хуже.

Дети, которые читают с раннего возраста, знают алфавит, понимают смысл письменного текста, распознают знакомые слова и уже в начальных классах могут читать довольно бегло.

Чтобы научить ребенка читать, вы можете использовать такие действия:

  • научить его считать;
  • научить его буквам и звукам;
  • объяснить, что произношение слов может отличаться от его написания;
  • на собственном примере пробудить его интерес к чтению;
  • читать вместе с ним, а затем мотивировать его читать самостоятельно.

Ключевые понятия в развитии грамотности у дошкольников

  • Фонетичекая компетентность

Это понятие означает распознавание звуков и понимание значений слов, произнесенных устно. Например, ребенок, у которого хорошо развит данный навык, понимает, когда слова рифмуются, может делить слова на слоги и наоборот – объединять слоги в слова. Ребенок понимает, когда несколько слов начинатся с одного и того же звука (например, мама, мяч, море) или заканчиваются одним и тем же звуком (например, кот, кит, рот).

  • Фонематическое восприятие

Это продвинутая форма фонетической компетентности – понимание того, как звуки в устной речи соотносятся с буквами на письме. Фонематическое восприятие позволяет детям произносить написанные слова.

Как родители могут развить грамотность ребенка

  • Показывайте ребенку хороший пример: пишите заметки, списки покупок и домашних дел. Используйте в речи новые для ребенка слова во время обычных разговоров и чтения книг. Читайте вместе журналы.
  • Придумывайте для ребенка интересные занятия, которые будут развивать у него языковые навыки. Пойте песни, придумывайте рифмы к словам, читайте вместе с ним книги, играйте со словами и звуками каждый день. Говорите о словах и звуках как об объектах, которые можно исследовать и с которыми можно экспериментировать. Помогите детям увеличивать словарный запас.
  • Обеспечьте детей всем, что ему необходимо для чтения и письма – ручками, карандашами, бумагой, словарями, журналами и т. д. Придумывайте ребенку занятия: предложите ему подписать открытку, составить список покупок, найти в журнале определенную статью и т. д. Наконец, запишите его в библиотеку. Чтение книг ребенку – один из лучших способов провести время вместе с дошкольником. Чтение помогает ребенку распознавать звуки, понять соотношение звуков и букв и развивать грамотность.

Вывод

Дошкольный возраст – время активного развития ребенка. Самостоятельность и инициативность ребенка позволяют ему по-новому исследовать окружающий мир. Перед родителями и воспитателями стоит важная задача – дать ему возможности для развития физической, эмоциональной и познавательной сфер, а также навыков общения. Предложенные рекомендации помогут создать позитивную творческую среду, в которой ребенок будет процветать.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
4 оценок.

Развитие ребенка
02.06.2020

Источник