Качества в развитии ребенка

Качества в развитии ребенка thumbnail

Чтобы быть успешным в жизни вы должны быть довольны собой как личностью. Обладание качествами, описанными в статье, поможет вашему ребенку стать успешным человеком.

Самооценка и самоуважение

Прежде всего ваш ребенок должен ценить себя как личность. Если он не знает о своей ценности, все остальное уже не имеет значения. Самоуважение – это основа его существования. Самооценка же стоит на втором месте по важности. То, как ваш ребенок ценит собственные способности, будет определять то, как он будет использовать их в дальнейшем.

Когда ваш ребенок узнает собственную ценность и ценность своих способностей, он сможет развивать такой подход, как «могу и делаю». Он будет чувствовать себя способным и достойным любви. Он не будет бояться совершать ошибки, потому что поймет, что ошибки естественны, ведь любое стоящее дело так или иначе содержит в себе определенный риск совершения ошибки и это нормально.

Важный нюанс: в раннем возрасте ребенка вы единственный оплот, строитель и охранник его самооценки. Когда он станет постарше, то начнет перекладывать некоторые из перечисленных ролей на своих сверстников и других взрослых.

Желание учиться

Без желания и готовности к обучению жизнь для ребенка окажется каждодневной борьбой. Дети, которые не желают учиться (речь не только в приобретении академических знаний), замыкаются в себе. У них отсутствуют социальные навыки, присущие сверстникам, и зачастую со временем такие дети становятся изгоями.

Ребенка, который готов учиться, никогда не остановит ни одно препятствие на пути. Он будет воспринимать эти преграды как задачи, требующие решения, а не как шлагбаум, который заставляет его повернуть обратно. Ребенок будет в состоянии искать ответы на свои задачи и находить их.

Способность любить

Успешным детям необходимо любить и быть любимыми. Это основная потребность каждого человека. Имея любовь в качестве прочной основы своей жизни, успешный ребенок будет смотреть на внешний мир с надеждой. Он будет нести радость в своем сердце и захочет внести свой вклад в развитие общества.

Дети, которые способны любить, окружают себя не менее любящими людьми. Развивая у ребенка способность любить, вы дарите ему любящие отношения на протяжении всей жизни. Как человек с высокой самооценкой и самоуважением, он будет искать и притягивать людей, подобных себе.

Хороший характер

Успешному ребенку необходим хороший характер для того, чтобы завоевать доверие окружающих. Построить его он сможет, постепенно беря на себя ответственность и выполняя свои обязательства. Работа над развитием собственного характера придаст ребенку стойкость, научит ценности кропотливой работы и упорства.

На пути к успеху также очень важны маленькие детали характера и личности ребенка. Хорошие манеры, деликатность и учтивость – это очень важный аспект, которому следует обучать своих детей. В свою очередь, приобщение к спортивным играм и состязаниям научит ребенка играть объективно, честно, по правилам. Стремление помогать другим людям научит его ценить то, что он имеет.

Жизнестойкость (адаптивность и гибкость)

Каждый день ваш ребенок сталкивается по крайней мере с одной задачей, скорее даже с несколькими. Чтобы стать успешным, он должен быть в состоянии принять любой вызов и справиться с ним. Он также должен уметь воспрянуть, оправиться от любых возможных поражений.

Жизнестойкие дети спокойно воспринимают неудачи и пробуют добиться успеха снова и снова. Они более терпимы к разочарованиям, контролируют свои эмоции и сдерживают побуждения, а также способны при необходимости откладывать удовлетворение своих потребностей. Они охотно овладевают навыками решения проблем и принятия решений. Также для эффективного взаимодействия с другими людьми успешному ребенку очень нужна гибкость. Он должен учиться искусству компромисса и уметь принимать определенные требования, которые предъявляет ему общество.

Рассмотрим маленький пример: в субботу вам необходимо отвести сына и дочь на тренировку, начало занятий у них в одно и то же время, но спортивные школы находятся в разных районах города, также и после занятий вам необходимо забрать их в одинаковое время. Вы предлагаете компромисс, который заключается в том, чтобы одного ребенка привезти раньше и позже забрать другого. Так вот, гибкий ребенок признает такой компромисс справедливым и смирится с тем, что ему придется немного подождать либо начала тренировки, либо вас уже после нее.

Источник

Кто такой «хороший человек»? Это понятие относительно, и каждый по-разному представляет себе эталон образцовости.

Но есть качества, которые помогают человеку в дружбе, в общении, в работе и вообще по жизни. Это 5 качеств, которым стоит уделить особое внимание во время воспитания ребёнка.

1. Быть честным

Честность свидетельствует о порядочности человека. Речь идёт, в первую очередь, о честности перед родными и близкими людьми. Любовь ко вранью начинается со «лжи во благо». И часто именно взрослые учат этому ребёнка. Если у малыша будут доверительные отношения с родителями, ему не придётся придумывать новое способы, как увернуться от правды и солгать реалистичнее.

2. Быть добрым

Говорят, что быть добрым намного сложнее, чем быть злым. И это правда. Нести добро для окружающих в трудные моменты жизни или если добром не отвечают – довольно сложно. Но добро делает нашу жизнь счастливее и рано или поздно возвращается тем же к его носителю. Примером доброты к окружающим должны стать близкие люди.

Ведущий способ воспитания доброты от психологов — завести домашнее животное (хотя бы маленькую рыбку). Это лучший способ показать, что такое забота, любовь и помощь к тому, кто в ней нуждается.

3. Быть трудолюбивым

У младшего поколения складывается иллюзия о том, что сегодня можно не работать. И при этом много зарабатывать и быть популярным. Речь идёт об интернет-блогерах, ведущих, певцах и т. д. Стоит объяснить ребенку, что за любым успехом стоит огромный труд. Из таких шагов, как выполнять свои обязанности, вовремя вставать, быть ответственным за свою учёбу, складывается будущий успех трудолюбивого человека.

Читайте также:  Причины и условия деформации развития ребенка

4. Быть самостоятельным

Гиперопека – чрезмерная забота о взрослеющем ребёнке – ведёт за собой неприятные последствия. Малышу, которому родители не позволяют сделать самостоятельно лишний шаг, трудно приходится в школе. А когда подросток не может разобраться с незначительным решением, родители осознают свою ошибку, но уже слишком поздно.

Позвольте ребенку брать на себя ответственность, пробовать и ошибаться, доверяйте с малого возраста домашние дела. Тогда он превратится в успешного взрослого человека, способного на взрослые решения.

5. Знать, что такое уважение

Уважать не только себя, родителей и старших. Уважать любого человека в принципе. Дети копируют поведение своих родителей, — это факт. Если мама с папой обсуждают и осуждают педагогов ребёнка, близких друзей, соседей, и даже родственников, — ребёнок легко заразится этим пороком.

Старайтесь быть мягче в высказываниях при ребёнке. Учите вежливо относиться к любому человеку, даже в ссоре. Сумейте объясните, что грубость и злость не красят человека, а выставляют его в плохом свете. Умение сохранять вежливость и спокойствие перед любым человеком – признак достойной личности.

Это далеко не весь список качеств, которые, по общепринятому мнению, позволяют назвать человека «хорошим». Самое главное, что образцом для всех них являются близкие люди.

Любовь правит миром. А особенно — развитием ребёнка. Так считает Альфи Кон, автор книги «Воспитание сердцем. Без правил и условий». Как подарить ребёнку безусловную любовь, но при этом выполнить все задачи воспитания? Долгосрочные цели и рекомендации на каждый день.

А какие еще качества обязательно нужно воспитывать в ребёнке? Пишите в комментариях!

Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской! Вам не сложно, нам приятно!

До новых книг!

Ваш Book24

Источник

Практически каждый дошкольник отождествляет себя с образом «хороший ребенок». Добрый, старательный, умелый, ловкий, дружелюбный, помогает маме, не хвастает – это про него. Вредный и неуклюжий, хвастунишка и лентяй – это вовсе не про него! Так думает малыш. Как формируются личностные качества ребенка дошкольника, поясняет возрастная психология. 

Особенности развития личностных качеств дошкольников

В дошкольном возрасте начинают складываться представления о таких личностных качествах как доброта, аккуратность, вежливость, честность, смелость, щедрость, скромность, трудолюбие. Осмысливаются при этом и антиподы: жестокость, неряшливость, грубость, лживость, трусость, жадность, хвастовство, лень. Этот краткий перечень включает только самые понятные детям качества.

Качества личности

Причем, значение понятия дети еще не могут объяснить, но вполне осознают, какое поведение и какие поступки стоят за каждой из характеристик.

Осознание, какой есть Я, формируется постепенно благодаря деятельности и общению. На каждой возрастной ступени личность ребенка приобретает новые качества.

Например, детям с ранних лет прививают милосердие, настойчиво повторяя, что нельзя бить ни человека, ни кошку – «будет больно», «будет плакать».  Точно так же дошкольники постоянно слышат, что нельзя жадничать, нужно делиться. К 4 годам у ребенка появляются первое осознание некоторых качеств, а именно — добрый и жадный.

Так же рано родители стремятся воспитывать в детях опрятность и аккуратность. Этому способствует выполнение бытовых процессов. Аккуратно кушать, складывать игрушки, следить, чтобы одежда оставалась чистой, ребенок начинает под тщательным контролем взрослых, постепенно привыкая делать это самостоятельно.

Это уже обязанность, требующая произвольного внимания. Поскольку в младшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольность всех психических процессов, не все детки включаются в выполнение своих первых обязанностей. Поэтому среди дошкольников встречается немало неаккуратных и неопрятных, которые без вмешательства взрослых не в состоянии позаботиться о порядке.

Чтобы качество бытовых операций соблюдалось по инициативе самого ребенка, важно сформировать осознание нравственных норм, определяющих бытовое повседневное поведение.

После 5-ти лет отдельные бытовые процессы приобретают для ребенка системность, превращаясь в привычку. Позанимавшись с игрушками, их нужно убрать на свое место. Перед тем, как сесть за стол, необходимо вымыть руки; есть так, чтобы одежда и стол оставались чистыми. После еды убрать грязную посуду, а еще лучше – вымыть. Подобные бытовые циклы становятся потребностью, формируя опрятность, аккуратность и организованность.

Нравственные качества личности дошкольника

Важнейшей задачей является привитие детям с дошкольных лет правил поведения, основанных на моральных ценностях. Понимание нравственных общечеловеческих ценностей и норм формируется постепенно, сначала включая наиболее доступные возрасту.

Читайте также:  Дошкольная школа развития ребенка

Милосердие

Пожалей того, кто плачет, делись игрушками с другими детками, не бери без разрешения чужие игрушки – понятные руководства для дошкольника еще с «песочного» возраста. Нравственное воспитание направлено на развитие сочувствия, доброжелательного отношения, дружелюбия.

Младшие дошкольники не всегда осознают моральную ценность принятых норм поведения. И по большей части выполняют правила, чтобы за их нарушение не последовало наказание. Хочется отобрать новенький грузовик у Дениски, но мама тут же уведет домой, и игра закончится…

Малыши 3-4 лет делают положительные поступки с подачи взрослого, ради похвалы или избегания неприятных последствий. В этом возрасте имеет место некая стихийная нравственность.

Объективный социально-моральный смысл правил поведения осмысливается дошкольником в 5-7 лет. Усвоение нравственных норм связано с умением поставить себя на место другого человека. Подобной децентрацией управляет социальный интеллект и опыт межличностных отношений, которые еще только начинают формироваться с середины дошкольного возраста.

Старшие дошкольники проявляют сознательную нравственность. Они понимают, что морально-этические нормы следует выполнять, так как они разделяют категории добра или зла. А нормы поведения регулируют отношения между людьми.

Нравственные нормы и правила в дошкольном возрасте

Формирование нравственных качеств личности дошкольника происходит количественно и качественно, в соответствии с расширением социального круга и становлением мировоззрения. В 4-5 лет главные моральные заповеди укладываются в предельно короткий список:

  • Слушаться маму, папу и других значимых взрослых
  • Не обижать других деток (не отбирать игрушки, не толкать)
  • Никого не бить

К 6 годам перечень нравственных норм пополняется, прежде всего, благодаря развитию общения со сверстниками и взрослыми:

  • Делиться игрушками с товарищами
  • Не жадничать, когда что-то даешь другим
  • Помогать маме в бытовых делах
  • Складывать свои игрушки на место и бережно ими пользоваться
  • Не кричать и не требовать что-либо купить в магазине
  • Подождать, если взрослый занят и не может сию минуту проявить внимание

Старшие дошкольники обязаны следовать ряду ценностей, регулирующих совместную деятельность со сверстниками:

  • Быть приветливым со всеми, а не только с друзьями
  • Принимать в игру всех желающих
  • Оказывать взаимопомощь
  • Прислушиваться к другим, а не только настаивать на своем
  • Проявлять дружелюбие
  • Говорить правду
  • Защищать младших
  • Быть уважительным к взрослым

Подчиняясь нравственным нормам, дошкольники учатся контролировать свои желания и эмоции. У них формируется понимание, что существует «хочу», но его нужно соотносить с «можно» и «надо».

Формирование волевых качеств ребенка

Непременным условием развития волевых качеств личности дошкольника является самостоятельная деятельность и познавательная активность. Если ребенок заинтересован в определенных действиях, то он обязательно будет стремиться получить результат, будь то застегивание пуговиц или построение конструкции, создание рисунка в подарок маме или сочинение сказки.

Путь к результату лежит через проявление воли. В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие качества:

  • Настойчивость
  • Самостоятельность
  • Ответственность
  • Организованность
  • Трудолюбие

Дети мотивированы получать результат. Уже в 3 года появляется важнейшее личностное новообразование – гордость за свои достижения. Самостоятельно выполняя действия, дошкольники познают свои силы и возможности. Ребенок твердит «Я сам», когда взрослый торопится помочь ему. Малыш желает испытать гордость за свои старания, поэтому проявляет настойчивость и здоровое упорство.

Трудолюбие формируется благодаря воспитанию положительного отношения к труду, понимания важности сделанной работы для окружающих. Дошкольник не выдаст существенного продукта, однако важно уже то, что он прилагает усилия, участвует в деле рядом со взрослым.

Исключение двойных стандартов в нравственном воспитании

Дети испытывают полное доверие к нравственным эталонам, задаваемым взрослыми. Если бабушка дарит игрушку внуку, приговаривая «не давай мальчишкам, а то сломают», то дошкольник будет следовать бабушкиному наказу.

Только представьте, какое противоречие при этом наваливается на юную личность. С одной стороны, ребенок считает, что должен следовать бабушкиной «заботе». А с другой стороны, из-за этого сверстники называют его жадиной и не хотят с ним дружить. К тому же родители и та же бабушка несколько дней назад твердили, что жадничать нехорошо…

Не секрет, что некоторые семьи проповедуют двойные стандарты. В семейном кругу призывают своих детей быть добрыми, щедрыми, уступчивыми. Но, отпуская дошкольника поиграть со сверстниками, наставляют совершенно иначе: с тем не дружи, игрушки не раздавай, настаивай на своем…

Подобный двойственный подход мешает ребенку усвоить нравственные нормы, и следовательно, воспитать в себе соответствующие нравственные качества. Дошкольник теряется, что же все-таки важнее – быть приветливым и дружелюбным со всеми или дружить избирательно; проявлять щедрость или жадность?..

Еще более значимым примером для ребенка являются поступки и поведение значимых взрослых. От родителей дошкольник перенимает стиль отношения к другим людям, к природе, к животным. На основе реальных поступков ребенок сформирует свои представления о «хорошем» и «плохом». Нравственный или безнравственный смысл родительских поступков перекроет все нравоучения, адресованные ребенку. Как бы ни отрицали отец и мать, морально-этические ориентиры их детей – это калька семейных ценностей.

Источник

Важные для ребенка качества характера

Рейтинг
5

Советы родителям о том, как развить семь жизненно важных для ребенка качеств характера

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости
Читайте также:  Развитие ребенок после года

Как вы учите своего ребенка проявлять отзывчивость? Вот, например, неплохая идея. Когда в следующий раз вы будете заплетать своей дочери косичку, скажите ей: «Я хочу, чтобы, пойдя на детскую площадку, ты внимательно оглянулась вокруг. Если ты увидишь одиноко сидящего ребенка или малыша, с которым никто не хочет играть, – значит, именно с ним тебе нужно поиграть сегодня». Не стоит говорить ребенку общие фразы: «Будь милой (милым)» и т. п., помогайте ему получить четкое представление о потребностях другого ребенка и отзывчиво реагировать на них.

Все мы хотим, чтобы наши дети обладали такими чертами характера, как любящее сердце, миролюбие, терпение, доброта, мягкость и самоконтроль. Но когда мы пытаемся научить их этому, то зачастую испытываем трудности. Эти понятия кажутся слишком широкими и неопределенными. Просто дети лучше справляются с конкретными указаниями или задачами, именно поэтому в этой статье представлены некоторые задачи, которые помогут родителям уже с раннего возраста прививать своим детям лучшие черты характера.

1. Любовь

Дети понимают любовь как нежность и радость, но осознают ли они, что любить кого-то на самом деле означает быть готовым жертвовать ради любимого и считать его интересы более приоритетными, чем свои собственные? Поставьте перед своим ребенком задачу во время интересных, веселых занятий пропускать вперед своего друга, брата или сестру, давать им право первыми получать угощение или стоять впереди на школьной линейке. Умение отказываться от собственных интересов в пользу другого человека – верный признак любви!

2. Миролюбие

Мамы девочек порой наблюдают большое количество «девичьих драм», происходящих в социальной среде их ребенка, – постоянные обиды, месть, обвинения, интриги. Перед следующей встречей с подругами попросите своего ребенка стать тем человеком, который прекратит все эти драмы и минимизирует конфликты. Пусть ваш ребенок, например, защищает того, кого обижают и унижают другие дети, и отказывается участвовать в сплетнях и пересудах. Обычно все, что нужно, чтобы заблаговременно предотвратить проблему, – это один ребенок, который напомнит другим о том, как нужно вести себя правильно.

3. Терпение

Да, эту черту характера привить сложнее! И чем младше ребенок, тем сложнее это бывает. Детям зачастую трудно ждать, пока родители сделают покупки, или выдержать длительный прием у врача и при этом не ерзать и не жаловаться. Перед таким событием напоминайте ребенку о том, что терпение имеет большое значение, и попросите его перенести все мужественно и не хныкать. Превратите это в игру с определенной (желаемой для ребенка) целью в конце. Вы даже можете предложить ему приемлемые способы отвлечься от ожидания, такие как рисование или чтение, а также мотивирующий стимул (поощрение), который поможет ему вытерпеть все до конца.

4. Доброта

Если доброта – это то, что вы желаете своему ребенку, научите его четко распознавать потребности и самому предлагать доброту другим людям. Пусть ребенок, например, посмотрит, не играет ли кто-нибудь в одиночестве на детской площадке, и пригласит его к себе в компанию. Этот простой способ научит его думать о других людях и действовать в их интересах.

5. Мягкость

Это качество часто трудно объяснить, его лучше проиллюстрировать тогда, когда вы сталкиваетесь с примером отсутствия мягкости. Например, если вы слышите, как ваш ребенок говорит что-то грубое или обидное (даже если это похоже на правду), остановите его и скажите: «Это не очень мягкие выражения, твои слова могут обидеть другого человека, если он услышит их». Научите ребенка полностью воздерживаться от комментариев на тему (например, о внешнем виде других людей, за исключением комплиментов) или находить мягкий способ выражать свои мысли.

6. Самоконтроль

Этот черта характера в некоторой степени схожа с терпением. Эта одна из самых замечательных черт характера, которую может развивать ребенок. Для того чтобы поддерживать здоровые взаимоотношения и добиваться в жизни успеха, необходимо контролировать свое поведение и управлять им. Попросите ребенка сосчитать до пяти, прежде чем реагировать словом или делом на то, что вызывает у него гнев или волнение. Пусть в эти пять секунд он спрашивает себя: «Действительно ли это то, что я хочу сделать/сказать? Правильно ли так поступать/говорить?».

7. Верность

В мире, где обязательства часто имеют более короткий срок «хранения», чем буханка хлеба, необходимо обучать ребенка верности. Домашние дела – это хороший тренажер для этой черты характера. Ребенок должен понимать, что свои обязанности он должен выполнять с верой и правдой – ведь другие члены семьи рассчитывают на него! Пренебрегать обещанием означает быть необязательным. Дружеские отношения – это еще одно поле для того, чтобы узнать, что такое верность. Поощряйте ребенка заводить хороших друзей и не отказываться от них, когда в поле зрения появляется кто-то более интересный. Ваш ребенок должен быть таким другом, на которого можно рассчитывать.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5 из 5 на основе
1 оценки.

Развитие ребенка
29.12.2015

Источник