Качества ребенка для развития
Детство человека определяет его дальнейшую жизнь, уровень счастья в ней и благополучия. Сей факт доказан психиатрами, и спорить с ними трудно. Поэтому так важно развивать в ребенке правильные черты характеры, которые будут служить опорой и поддержкой человеку во взрослой жизни.
1. Самостоятельность.
Научите малыша простейшему приему: если случилась какая-то спорная ситуация, то первым действием ребенка должно быть 10-минутное размышление, а не молниеносный телефонный звонок родителям. Но, опять же, в пределах разумного, экстренные ситуации требуют абсолютно другой модели поведения.
2. Уверенность в себе.
Самооценка ребенка подобна вазе из тончайшего стекла — одно неловкое движение, и вместо вазы одни осколки. Пройдет очень много времени, прежде чем вы отыщете все кусочки и соедините их обратно. Если взрослый умеет закрывать свою самооценку щитами, то ребенок таким маневрам не обучен, так как в мир он нес счастье, а встретила его суровая реальность.
Берегите каждое достижение своего ребенка, даже если это всего лишь самостоятельно вымытые руки. Учите маленького человечка спокойно и стойко переносить промахи, неудачи и разного рода неприятности. Объясните подрастающему малышу, как важен самоанализ, поиск причинно-следственных связей. Вот тогда ваш ребенок вырастет уверенным в себе, но не самоуверенным.
3. Доброта.
Доброта — отличное человеческое качество, которое, к сожалению, встречается сегодня все реже и реже. Место доброты заняло лицемерие, и ребенку трудно сориентироваться в этом случае. Научить доброте своё чадо вы можете лишь личным примером и примером значимых для ребенка людей. Они должны быть добрыми, тогда и ребенок найдет правильный путь. К сведению: доброта, привитая с детства, уже никуда не уходит из человека, она может на время скрыться, но исчезнуть — уже никогда.
4. Смелость.
Современная реальность такова, что порой и смотреть страшно, не то, что существовать в ней. Поэтому без доли смелости в жизни будет трудно.
Учите малыша быть смелым и отважным, естественно, в разумных рамках. Анализируйте вместе с ребенком его страхи и опасения, учите выводить их в территорию безопасности и справляться со страхами. Но если мама и папа трясутся, как осиновые листы, от любой мелочи, то ребенку будет сложнее становиться отважным. Следите за собой, пока у вас есть дети.
5. Честность.
Честность ложится в основу порядочности, а порядочным должен быт каждый гражданин. Даже ведение бизнеса (уж, насколько спорная ситуация) возможно при абсолютной честности. Поэтому качество такое развивать нужно. Чтобы ребенок не начал врать, его родителям нужно правильно себя поставить. Следует кардинально пересмотреть систему правил и наказаний за их нарушение. Если ваш сын не будет ждать от вас гнева, то он сам расскажет вам, что именно он разбил вазу. Про грамотное поведение родителей в случаях, когда принято ругаться, отлично написано в книге Джона Грэя «Дети с небес».
6. Оптимизм.
В некоторых жизненных ямах помогает только природный оптимизм. Поэтому данное качество, свойство человеку лучше развивать с детства.
Как научить ребенка оптимизму? Только собственным примером. Перестаньте плакаться и жаловаться по любому поводу, попробуйте увидеть хоть что-то хорошее даже в самой ужасной ситуации, верьте, что даже если сейчас плохо, потом будет точно лучше. Глядя на вас ребенок усвоит данную модель поведения, которая в будущем не раз ему поможет.
7. Трудолюбие.
Чтобы в будущем не тащить на своем горбу взрослого сына или дочь, не желающих работать, приучайте их к труду уже с детства. Это не значит, что нужно на хрупкие детские плечи переложить все домашние обязанности, нет. Но ребенок может помыть за собой тарелку, заправить свою постель, полить цветы на подоконнике. Если обучать ребенка труду понемногу, сначала в виде игры, затем в качестве небольшой обязанности, то отвращения к работе не возникнет. Именно этого мы и добиваемся.
8. Чувство ответственности.
Вам встречались мужчины, которых называют подкаблучниками, которые доверяют решение абсолютно всех вопросов своим женам или матерям? У меня таких знакомых много. Почему эти мужчины переложили свою ответственность за жизнь, семью, детей на близстоящих женщин? Потому что не научили их в детстве брать на себя ответственность. И это весьма прискорбно. Ребенка нужно учить ответственности на элементарных примерах. Мама устала — пусть предложит её свою помощь, папа не успевает купить хлеб — это должен взять на себя ребенок (в зависимости от возраста), родители переживают за сытость ребенка — малыш должен поесть. Все просто. Только большинство родителей предпочитают решить все самостоятельно, нежели научить свое чадо ответственности.
9. Умение видеть красоту.
Счастье и красота — в деталях. Человека с детства нужно учить видеть красоту. Не обязательно для этого ехать в крупнейшие музеи и выставки. Достаточно вечером обратить внимание ребенка на потрясающий закат, показать прелесть бабочки, сидящей на цветке, раскрыть безбрежность голубизны небес. На самом деле, даже в отвратительных вещах есть красота, и если вы умеете её видеть, вы — счастливый человек. Дайте же такую возможность и вашему ребенку.
10. Уважение.
Взрослый человек должен относиться уважительно как к себе, так и к окружающим. Вне зависимости от званий, статусов, положения и возраста — уважительно относиться нужно ко всем. Уважать или нет — это отдельное право каждого, но быть невежливым не допускается никому. Ребенок может научиться уважению только в семье. Почему специалисты рекомендуют не обсуждать при ребенке его учителя или воспитателя? Потому что ребенок отзеркалит ваше отношение к человеку. А нужно ли это? Важно чтобы в детстве малыш научился всех уважать. А с возрастом он поймет, где нужно действительно уважение, а где стоит лишь проявить вежливость. Учите этому новое поколение, которое в будущем будет уступать вам места в общественном транспорте.
Источник
Практически каждый дошкольник отождествляет себя с образом «хороший ребенок». Добрый, старательный, умелый, ловкий, дружелюбный, помогает маме, не хвастает – это про него. Вредный и неуклюжий, хвастунишка и лентяй – это вовсе не про него! Так думает малыш. Как формируются личностные качества ребенка дошкольника, поясняет возрастная психология.
Особенности развития личностных качеств дошкольников
В дошкольном возрасте начинают складываться представления о таких личностных качествах как доброта, аккуратность, вежливость, честность, смелость, щедрость, скромность, трудолюбие. Осмысливаются при этом и антиподы: жестокость, неряшливость, грубость, лживость, трусость, жадность, хвастовство, лень. Этот краткий перечень включает только самые понятные детям качества.
Причем, значение понятия дети еще не могут объяснить, но вполне осознают, какое поведение и какие поступки стоят за каждой из характеристик.
Осознание, какой есть Я, формируется постепенно благодаря деятельности и общению. На каждой возрастной ступени личность ребенка приобретает новые качества.
Например, детям с ранних лет прививают милосердие, настойчиво повторяя, что нельзя бить ни человека, ни кошку – «будет больно», «будет плакать». Точно так же дошкольники постоянно слышат, что нельзя жадничать, нужно делиться. К 4 годам у ребенка появляются первое осознание некоторых качеств, а именно — добрый и жадный.
Так же рано родители стремятся воспитывать в детях опрятность и аккуратность. Этому способствует выполнение бытовых процессов. Аккуратно кушать, складывать игрушки, следить, чтобы одежда оставалась чистой, ребенок начинает под тщательным контролем взрослых, постепенно привыкая делать это самостоятельно.
Это уже обязанность, требующая произвольного внимания. Поскольку в младшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольность всех психических процессов, не все детки включаются в выполнение своих первых обязанностей. Поэтому среди дошкольников встречается немало неаккуратных и неопрятных, которые без вмешательства взрослых не в состоянии позаботиться о порядке.
Чтобы качество бытовых операций соблюдалось по инициативе самого ребенка, важно сформировать осознание нравственных норм, определяющих бытовое повседневное поведение.
После 5-ти лет отдельные бытовые процессы приобретают для ребенка системность, превращаясь в привычку. Позанимавшись с игрушками, их нужно убрать на свое место. Перед тем, как сесть за стол, необходимо вымыть руки; есть так, чтобы одежда и стол оставались чистыми. После еды убрать грязную посуду, а еще лучше – вымыть. Подобные бытовые циклы становятся потребностью, формируя опрятность, аккуратность и организованность.
Нравственные качества личности дошкольника
Важнейшей задачей является привитие детям с дошкольных лет правил поведения, основанных на моральных ценностях. Понимание нравственных общечеловеческих ценностей и норм формируется постепенно, сначала включая наиболее доступные возрасту.
Пожалей того, кто плачет, делись игрушками с другими детками, не бери без разрешения чужие игрушки – понятные руководства для дошкольника еще с «песочного» возраста. Нравственное воспитание направлено на развитие сочувствия, доброжелательного отношения, дружелюбия.
Младшие дошкольники не всегда осознают моральную ценность принятых норм поведения. И по большей части выполняют правила, чтобы за их нарушение не последовало наказание. Хочется отобрать новенький грузовик у Дениски, но мама тут же уведет домой, и игра закончится…
Малыши 3-4 лет делают положительные поступки с подачи взрослого, ради похвалы или избегания неприятных последствий. В этом возрасте имеет место некая стихийная нравственность.
Объективный социально-моральный смысл правил поведения осмысливается дошкольником в 5-7 лет. Усвоение нравственных норм связано с умением поставить себя на место другого человека. Подобной децентрацией управляет социальный интеллект и опыт межличностных отношений, которые еще только начинают формироваться с середины дошкольного возраста.
Старшие дошкольники проявляют сознательную нравственность. Они понимают, что морально-этические нормы следует выполнять, так как они разделяют категории добра или зла. А нормы поведения регулируют отношения между людьми.
Нравственные нормы и правила в дошкольном возрасте
Формирование нравственных качеств личности дошкольника происходит количественно и качественно, в соответствии с расширением социального круга и становлением мировоззрения. В 4-5 лет главные моральные заповеди укладываются в предельно короткий список:
- Слушаться маму, папу и других значимых взрослых
- Не обижать других деток (не отбирать игрушки, не толкать)
- Никого не бить
К 6 годам перечень нравственных норм пополняется, прежде всего, благодаря развитию общения со сверстниками и взрослыми:
- Делиться игрушками с товарищами
- Не жадничать, когда что-то даешь другим
- Помогать маме в бытовых делах
- Складывать свои игрушки на место и бережно ими пользоваться
- Не кричать и не требовать что-либо купить в магазине
- Подождать, если взрослый занят и не может сию минуту проявить внимание
Старшие дошкольники обязаны следовать ряду ценностей, регулирующих совместную деятельность со сверстниками:
- Быть приветливым со всеми, а не только с друзьями
- Принимать в игру всех желающих
- Оказывать взаимопомощь
- Прислушиваться к другим, а не только настаивать на своем
- Проявлять дружелюбие
- Говорить правду
- Защищать младших
- Быть уважительным к взрослым
Подчиняясь нравственным нормам, дошкольники учатся контролировать свои желания и эмоции. У них формируется понимание, что существует «хочу», но его нужно соотносить с «можно» и «надо».
Формирование волевых качеств ребенка
Непременным условием развития волевых качеств личности дошкольника является самостоятельная деятельность и познавательная активность. Если ребенок заинтересован в определенных действиях, то он обязательно будет стремиться получить результат, будь то застегивание пуговиц или построение конструкции, создание рисунка в подарок маме или сочинение сказки.
Путь к результату лежит через проявление воли. В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие качества:
- Настойчивость
- Самостоятельность
- Ответственность
- Организованность
- Трудолюбие
Дети мотивированы получать результат. Уже в 3 года появляется важнейшее личностное новообразование – гордость за свои достижения. Самостоятельно выполняя действия, дошкольники познают свои силы и возможности. Ребенок твердит «Я сам», когда взрослый торопится помочь ему. Малыш желает испытать гордость за свои старания, поэтому проявляет настойчивость и здоровое упорство.
Трудолюбие формируется благодаря воспитанию положительного отношения к труду, понимания важности сделанной работы для окружающих. Дошкольник не выдаст существенного продукта, однако важно уже то, что он прилагает усилия, участвует в деле рядом со взрослым.
Исключение двойных стандартов в нравственном воспитании
Дети испытывают полное доверие к нравственным эталонам, задаваемым взрослыми. Если бабушка дарит игрушку внуку, приговаривая «не давай мальчишкам, а то сломают», то дошкольник будет следовать бабушкиному наказу.
Только представьте, какое противоречие при этом наваливается на юную личность. С одной стороны, ребенок считает, что должен следовать бабушкиной «заботе». А с другой стороны, из-за этого сверстники называют его жадиной и не хотят с ним дружить. К тому же родители и та же бабушка несколько дней назад твердили, что жадничать нехорошо…
Не секрет, что некоторые семьи проповедуют двойные стандарты. В семейном кругу призывают своих детей быть добрыми, щедрыми, уступчивыми. Но, отпуская дошкольника поиграть со сверстниками, наставляют совершенно иначе: с тем не дружи, игрушки не раздавай, настаивай на своем…
Подобный двойственный подход мешает ребенку усвоить нравственные нормы, и следовательно, воспитать в себе соответствующие нравственные качества. Дошкольник теряется, что же все-таки важнее – быть приветливым и дружелюбным со всеми или дружить избирательно; проявлять щедрость или жадность?..
Еще более значимым примером для ребенка являются поступки и поведение значимых взрослых. От родителей дошкольник перенимает стиль отношения к другим людям, к природе, к животным. На основе реальных поступков ребенок сформирует свои представления о «хорошем» и «плохом». Нравственный или безнравственный смысл родительских поступков перекроет все нравоучения, адресованные ребенку. Как бы ни отрицали отец и мать, морально-этические ориентиры их детей – это калька семейных ценностей.
Источник
Недавно одна молодая мама поделилась со мной своими переживаниями.»Постоянно думаю о том смогу ли я правильно воспитать
своего ребенка. Прочитала десятки книг на эту тему. Теории в них противоречат друг другу. Как же выбрать какая из них самая лучшая. Ты как думаешь, что самое важное в воспитании ребенка?»
— Самое важное в воспитании детей, — это научить их правильно держать вилку и нож.- без колебания ответила я.
Мой ответ изумил ее. Она даже застыла на мгновение, но все же спросила: — Ты что прикалываешься надо мной? Это не может быть правдой. Должен же быть какой-то список качеств и умений, которые мы должны воспитать у ребенка. Малыши они же ведь такие беспомощные, ничего не умеют. -Я думаю, что ты не права. Ребенок рождается с множеством великолепных качеств, которые помогают им превосходно освоиться в нашем мире.
Любознательность
Ребенок ломает игрушки, лезет в розетку, читает книжки, бегает по парку, копается в муравейнике, гонится за бабочками,потому что он хочет знать обо всем на свете. Он горит от желания учиться. Единственное, что от нас требуется, это вместо того чтобы убивать стремление к знаниям, стимулировать его. Но даже с этим мы не справляемся.
Всепрощение
Однажды самый лучший друг его ударит. Он прибежит к вам, рыдая, и сильно прижмется к вам своим маленьким беззащитным телом.
Душа ваша будет разрываться на части и вы возненавидите того ребенка, который причинил вашему малышу такую боль.
А на следующий день ваш ребенок приведет его домой и попросит угостить какао. И на ваш вопрос про вчерашнее, он удивленно
ответит:» Да я уже его простил давно.» И вывод только один. Мы, взрослые, на нашем жизненном пути утратили умение прощать. А ребенок им владеет в совершенстве.
Бескорыстность
Спасать животных на улице, дать монетку бродяге, купить булочку однокласснику и не ожидать ничего взамен. Кто из нас может дать примеры своей бескорыстной доброты? К сожаление и это умение мы бесследно теряем где-то и потом уже пытаемся привить его себе заново. Ради того хотя бы, чтобы наедине со своей совестью чувствовать себя хорошо.
Ребенок знает, что хочет
Он умеет говорить да или нет, основываясь на своих потребностях, а не на чужих ожиданиях. Попробуйте заставить есть ребенка, который не голодный; спать, когда он бодр; одеться теплее, когда ему не холодно. Он скажет вам, что не хочет и будет сопротивляться. А мы будем силой его заставлять и это привет к тому, что один день он перестанет понимать, чего же сам хочет.
Ребенок верит в себя
И он не боится пробовать новое. Когда что-то у него не получается, он делает это снова и снова, пока не научится.
В нем нет неуверенности, не боится мнения окружающих. Как бы мне хотелось бы иметь детскую уверенность, что я все могу и следовать за своими мечтами. Люди, о постижениях которых мы читаем, это те ,которые сохранили свою детскую веру в себя. А когда-то и мы владели этой способностью.
Ребенок принимает людей, какие они есть.
Независимо в какую среду попадает трехлетний ребенок, он без всяких проблем начинает играть с другими детьми. Ему не важно как они выглядят, толстые или худые, с очками, правильно ли они говорят, могут ли ходить. Для него есть только одно значение-чувствует ли он себя с ним хорошо. Он судит об окружающих, основываясь на их поступках.
И если бы мы, взрослые, не теряли бы этой способности, мир был бы куда более приятным местом для жизни.
Безусловная любовь
Ребенок не пытается поменять что-то в людях, которых любит, сделать их более совершенными. Для него они уже идеальны. Как же здорово жить с человеком, который не пытается ничего в тебе изменить.
Хотя мы все живем с такими людьми- с нашими собственными детьми. Конечно и мы безгранично любим своих детей, но это не мешает нам
пытаться что-то в них изменить и улучшить. Как будто они и так не достаточно прекрасны.
Чувствовать себя счастливым
Любая мелочь может наполнить ребенка невероятной радостью.Будь то шарик, камушек, прогулка в парке, поцелуй мамы.
Мир ребенка наполнен счастьем. Не потому, что с ним не случается что-то грустное, а потому что детская психика способна принять произошедшее, обработать и сложить на правильное место. На свете нет более мудрых философов, чем дети.
Отец одного знакомого мальчика скончался после долгой болезни. Когда мой сын пригласил его в гости, я за миг не знала, что сказать, как выразить
соболезнование такому маленькому человеку.
Мне очень жаль твоего папу,- сказала, не найдя более подходящих слов.
— А да, он умер. — ответил мальчик.- Больше мы с ним не смажем поиграть вместе.
— Наверно тебе очень грустно. — ответила я.
— Да, грустно. Но мы хотя бы с ним много играли перед тем, как он заболел. Он научил меня ловить рыбу и писать свае имя. А и в конце он уже
был очень болен и не хотел со мной играть. Думаю, что хорошо, что он улетел на небеса, а не болеет.
Этот мальчик принял судьбу единственным возможным способом, который смог сохранить его психику. И его реакция с большой вероятностью помогла его маме больше, чем слова утешения близких.
И сколько бы я не думала, на самом деле остаются только нож и вилка. И если мы и намереваемся воспитать кого-то, то начать надо непременно с себя.
Потому что мы, взрослые, растеряли на своем пути все те прекрасные умения. Может, если мы сможем их вернуть, то наш личный пример
не даст этим бесценным качествам исчезнуть и у наших детей. Они продолжат слушать свой внутренний голос, а если иногда услышат и наш, то он им скажет только 2 самых важных слова. Люблю тебя.
Источник