Качества ребенка 5 лет

Качества ребенка 5 лет thumbnail

Многие родители думают, что рассказывать малышу или дошкольнику о каких-то ценностях преждевременно. Но их мнение ошибочно. Далее описываются те качества, которые к пяти годам должен иметь каждый малыш, а также описаны простые и эффективные способы, которые помогут родителям поспособствовать этому.

Качество 1: честность – помогите детям найти способ сказать правду.

Лучший способ поощрить правдивость вашего ребенка – это самому быть правдивым. Обратите внимание на следующую историю. Однажды Ирина решила ограничить время совместных игр ее трехлетнего сына Коли и его друга Саши. В последние несколько дней ребята часто ссорились, и мама пришла к выводу, что им необходимо отдохнуть друг от друга. Поэтому, когда мама Саши пригласила их в гости, Ирина сказала ей, что Коля заболел.

Услышав это, сын спросил: «Мама, разве я болен?». Опешив от испуганного взгляда малыша, Ирина сказала ему, что просто не хотела обидеть маму Саши и поэтому выдумала эту историю о его болезни. Затем Ирина пустилась в пространные объяснения всевозможных различий между существующими видами лжи, и Коля запутался. Все, что он понял, это то, что лукавить нормально, и люди делают это довольно часто.

Ребенок внимателен к высказываниям родителей, поэтому очень важно избегать любого обмана, даже, казалось бы, самого безобидного. (Никогда, например, не говорите что-то вроде: «Давай не скажем папе, что мы ели вечером конфеты».) Пусть ребенок слышит, что вы правдивы с другими взрослыми. Было бы лучше, если бы Ирина сказала: «Сегодня не самый удачный день для совместных игр. Я обеспокоена тем, что на прошлой неделе мальчики устроили настоящую потасовку. Я думаю, им нужно сделать перерыв в общении».

Есть еще один способ привить честность: не реагируйте слишком остро, если ваш ребенок вас обманывает. Лучше помогите ему найти способ рассказать правду. Когда мать четырехлетней Даши однажды вошла в гостиную, то увидела, что горшок с ее большим цветком перевернут и сломано несколько веток. Она сразу поняла, что случилось: она видела раньше, как Даша играет со своими куклами в «лазание по деревьям». Она говорила дочери, что цветок ни в коем случае трогать нельзя. Но когда мама потребовала объяснений, Даша с виноватым видом обвинила во всем собаку.

Дашина мама отреагировала здраво: она прервала рассказ своего ребенка и сказала: «Дашенька, я обещаю, что не буду кричать. Подумай минуту, а затем расскажи мне, что произошло на самом деле». Через некоторое время ребенок сознался в своем проступке. В качестве воспитательного следствия Даша помогла навести порядок в комнате и лишилась возможности смотреть телевизор после обеда, но ее мама не преминула подчеркнуть, как сильно она оценила честность дочери. При этом, она преподала ребенку важный урок: даже если быть честным не всегда легко или удобно, если сказать правду, то почувствуешь себя гораздо лучше.

Качество 2: справедливость – настаивайте на том, чтобы дети заглаживали свою вину.

На недавней семейной встрече Миша и Лена, четырехлетние двоюродные брат и сестра, строили замки из деревянных кубиков. Вдруг Лена взяла и опрокинула замок Миши, и мальчик заплакал. Увидев это, отец Лены упрекнул дочь и заставил ее принести свои извинения. Лена послушно сказала: «Извини».

Тогда отец отвел ее в сторону и спросил: «Зачем ты разрушила замок брата?». Она ответила, что замок Миши был больше, чем ее, и она разозлилась. Папа сказал, что хотя это не оправдывает уничтожение замка, он может понять ее чувства. Затем он отправил ее обратно играть.

Реакция отца была похожа на реакцию многих психологически подкованных родителей: он хотел, чтобы его дочь распознала, выразила свои чувства и поняла причину своего поведения. Это нормально, но этого не достаточно. Для того чтобы помочь детям усвоить смысл истинной справедливости, родители должны помогать детям принимать некоторые меры для исправления содеянного. Например, папа Лены мог бы дополнительно предложить ей помочь Мише восстановить замок или принести ему печенье в качестве извинения.

Сказать «Я прошу прощения» ребенку довольно просто, что позволяет ему легко отделаться, не размышляя над случившимся. Но если вы заставите малыша делом загладить свою вину, вы отправите ему куда более сильный посыл. Если вы знаете, что ваш ребенок поступил по отношению к кому-то плохо, помогите ему придумать, как компенсировать ущерб от своего поступка. Например, он может дать приятелю, чью игрушку сломал, поиграть одной из своих машинок. Или, после того как целый день дразнил сестренку, он может нарисовать для нее картину. Поощряя вашего ребенка делать подобные жесты, вы подчеркиваете важность справедливого отношения к людям, и в один прекрасный день это очень поможет ребенку в сложном мире отношений со сверстниками.

Качество 3: целеустремленность – поощряйте детей принимать вызовы. Пятилетний Дима показал своей матери рисунок, который нарисовал своими новыми карандашами. «Рисунок очень яркий и красочный, – сказала она. – Молодец!». Ребенок побежал к себе в комнату и нарисовал второй рисунок, чтобы принести своей маме и услышать похвалу, а потом еще и еще.

«Каждый следующий рисунок небрежнее предыдущего, – сказала мама. – Я не знаю, что сказать…». В данном случае, хороший ответ, скорее, был бы таким: «Что ж, Дима, этот рисунок выполнен не так старательно, как тот предыдущий. Ты старался так же сильно? Может, нужно было приложить больше усердия?».

Целеустремленность это качество, которое можно развивать у детей уже в очень раннем возрасте. Самый простой способ сделать это – отказаться от чрезмерной похвалы и честно оценить труд детей в мягкой, поддерживающей форме.

Еще один хороший способ развить целеустремленность, настойчивость и упорство – поощрять детей делать то, что не так-то легко дается, а также хвалить за проявленную инициативу. Например, если ваш сын стеснителен, воодушевите его подойти к детям на площадке, даже если ему страшно и он при этом будет нервничать. Если ваша дочь вспыльчива, научите ее сдерживаться (например, считая до десяти или сделав глубокий вдох). А когда они справляются с трудными заданиями, непременно поздравляйте их с этим. Ребенок, который слышит: «Молодец, я знаю, как тебе было тяжело!», горд признанием своего успеха и настроен еще более решительно.

Качество 4: уважение — научите детей задумываться о том, что чувствуют другие люди.

Анна была разочарована, потому что ее дочери в возрасте 3 и 4-х лет хныкали и дрались при каждом походе в продуктовый магазин: «В какой-то момент я сказала им, что мы должны сесть и подумать, как сходить в магазин так, чтобы все, включая меня, не были в итоге расстроены».

Читайте также:  Занятия батутом для 5 лет ребенка

Мама попросила девочек предложить свои варианты того, как сделать поход в магазин лучше, спокойнее и радостнее. Четырехлетняя девочка предложила брать из дома легкие закуски, чтобы потом в магазине не спорить из-за печенья. Трехлетняя сестричка предположила, что если во время похода в магазин, она будет тихонько напевать песенку, то обязательно почувствует себя счастливой.

Девочки запомнили свои обещания, и следующий поход в супермаркет прошел гораздо более гладко. Выходя из магазина, младшая сестра спросила: «Мамочка, ты не грустная?». Мать заверила ее, что она чувствует себя просто отлично, и заметила, как приятно, когда никто не ссорится.

Действительно ли эти маленькие упражнения на решение проблем помогают ребенку понять значение такой ценности, как уважение чувств другого человека и сочувствие ему? Однозначно да. Со временем даже маленький ребенок видит, что слова или действия могут помочь другому человеку улыбнуться или почувствовать себя лучше. Когда ты добр к человеку, он отвечает тебе взаимностью. Обратная связь поощряет сочувствие.

Качество 5: любовь – щедро дарите свою любовь и нежность. Родители, как правило, думают, что дети естественно и щедро выражают свои чувства. Это верно, но чтобы чувства не угасали, они должны быть взаимными. Нужно понимать, что в течение обычного напряженного и суматошного рабочего дня ребенок вряд ли имеет возможность слышать «Я люблю тебя».

Пусть ребенок видит вашу любовь и привязанность к близким людям. В присутствии детей обнимите и поцелуйте вашего супруга. Поговорите с ними о том, как сильно вы любите и цените их бабушек и дедушек, теть, дядь, двоюродных братьев и сестер.

И, конечно, ежедневно выражайте ребенку свою любовь и привязанность. Делайте это самым неожиданным способом: положите записочку с теплыми словами в школьный пакет с едой. Прикрепите сердечко на зеркало в ванной, чтобы, когда малыш чистит зубы, он мог смотреть на него. Обнимите ребенка просто так, без всякой причины. Не позволяйте рутине вытеснять любовь. Пусть она присутствует в каждом вашем дне!

Можно смело утверждать, что чем больше вы будете говорить вашему ребенку «Я тебя люблю», тем больше он будет говорить вам «Я люблю тебя» в ответ. Чем больше будет объятий и поцелуев, тем больше будет любви и нежности в вашем доме. И когда наши дети смогут свободно выражать свою любовь к нам, значит, нам удалось привить им самое ценное качество в жизни.

Источник

Практически каждый дошкольник отождествляет себя с образом «хороший ребенок». Добрый, старательный, умелый, ловкий, дружелюбный, помогает маме, не хвастает – это про него. Вредный и неуклюжий, хвастунишка и лентяй – это вовсе не про него! Так думает малыш. Как формируются личностные качества ребенка дошкольника, поясняет возрастная психология. 

Особенности развития личностных качеств дошкольников

В дошкольном возрасте начинают складываться представления о таких личностных качествах как доброта, аккуратность, вежливость, честность, смелость, щедрость, скромность, трудолюбие. Осмысливаются при этом и антиподы: жестокость, неряшливость, грубость, лживость, трусость, жадность, хвастовство, лень. Этот краткий перечень включает только самые понятные детям качества.

Качества личности

Причем, значение понятия дети еще не могут объяснить, но вполне осознают, какое поведение и какие поступки стоят за каждой из характеристик.

Осознание, какой есть Я, формируется постепенно благодаря деятельности и общению. На каждой возрастной ступени личность ребенка приобретает новые качества.

Например, детям с ранних лет прививают милосердие, настойчиво повторяя, что нельзя бить ни человека, ни кошку – «будет больно», «будет плакать».  Точно так же дошкольники постоянно слышат, что нельзя жадничать, нужно делиться. К 4 годам у ребенка появляются первое осознание некоторых качеств, а именно — добрый и жадный.

Так же рано родители стремятся воспитывать в детях опрятность и аккуратность. Этому способствует выполнение бытовых процессов. Аккуратно кушать, складывать игрушки, следить, чтобы одежда оставалась чистой, ребенок начинает под тщательным контролем взрослых, постепенно привыкая делать это самостоятельно.

Это уже обязанность, требующая произвольного внимания. Поскольку в младшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольность всех психических процессов, не все детки включаются в выполнение своих первых обязанностей. Поэтому среди дошкольников встречается немало неаккуратных и неопрятных, которые без вмешательства взрослых не в состоянии позаботиться о порядке.

Чтобы качество бытовых операций соблюдалось по инициативе самого ребенка, важно сформировать осознание нравственных норм, определяющих бытовое повседневное поведение.

После 5-ти лет отдельные бытовые процессы приобретают для ребенка системность, превращаясь в привычку. Позанимавшись с игрушками, их нужно убрать на свое место. Перед тем, как сесть за стол, необходимо вымыть руки; есть так, чтобы одежда и стол оставались чистыми. После еды убрать грязную посуду, а еще лучше – вымыть. Подобные бытовые циклы становятся потребностью, формируя опрятность, аккуратность и организованность.

Нравственные качества личности дошкольника

Важнейшей задачей является привитие детям с дошкольных лет правил поведения, основанных на моральных ценностях. Понимание нравственных общечеловеческих ценностей и норм формируется постепенно, сначала включая наиболее доступные возрасту.

Милосердие

Пожалей того, кто плачет, делись игрушками с другими детками, не бери без разрешения чужие игрушки – понятные руководства для дошкольника еще с «песочного» возраста. Нравственное воспитание направлено на развитие сочувствия, доброжелательного отношения, дружелюбия.

Младшие дошкольники не всегда осознают моральную ценность принятых норм поведения. И по большей части выполняют правила, чтобы за их нарушение не последовало наказание. Хочется отобрать новенький грузовик у Дениски, но мама тут же уведет домой, и игра закончится…

Малыши 3-4 лет делают положительные поступки с подачи взрослого, ради похвалы или избегания неприятных последствий. В этом возрасте имеет место некая стихийная нравственность.

Объективный социально-моральный смысл правил поведения осмысливается дошкольником в 5-7 лет. Усвоение нравственных норм связано с умением поставить себя на место другого человека. Подобной децентрацией управляет социальный интеллект и опыт межличностных отношений, которые еще только начинают формироваться с середины дошкольного возраста.

Старшие дошкольники проявляют сознательную нравственность. Они понимают, что морально-этические нормы следует выполнять, так как они разделяют категории добра или зла. А нормы поведения регулируют отношения между людьми.

Нравственные нормы и правила в дошкольном возрасте

Формирование нравственных качеств личности дошкольника происходит количественно и качественно, в соответствии с расширением социального круга и становлением мировоззрения. В 4-5 лет главные моральные заповеди укладываются в предельно короткий список:

  • Слушаться маму, папу и других значимых взрослых
  • Не обижать других деток (не отбирать игрушки, не толкать)
  • Никого не бить
Читайте также:  Что принимать ребенку 5 лет для укрепления иммунитета

К 6 годам перечень нравственных норм пополняется, прежде всего, благодаря развитию общения со сверстниками и взрослыми:

  • Делиться игрушками с товарищами
  • Не жадничать, когда что-то даешь другим
  • Помогать маме в бытовых делах
  • Складывать свои игрушки на место и бережно ими пользоваться
  • Не кричать и не требовать что-либо купить в магазине
  • Подождать, если взрослый занят и не может сию минуту проявить внимание

Старшие дошкольники обязаны следовать ряду ценностей, регулирующих совместную деятельность со сверстниками:

  • Быть приветливым со всеми, а не только с друзьями
  • Принимать в игру всех желающих
  • Оказывать взаимопомощь
  • Прислушиваться к другим, а не только настаивать на своем
  • Проявлять дружелюбие
  • Говорить правду
  • Защищать младших
  • Быть уважительным к взрослым

Подчиняясь нравственным нормам, дошкольники учатся контролировать свои желания и эмоции. У них формируется понимание, что существует «хочу», но его нужно соотносить с «можно» и «надо».

Формирование волевых качеств ребенка

Непременным условием развития волевых качеств личности дошкольника является самостоятельная деятельность и познавательная активность. Если ребенок заинтересован в определенных действиях, то он обязательно будет стремиться получить результат, будь то застегивание пуговиц или построение конструкции, создание рисунка в подарок маме или сочинение сказки.

Путь к результату лежит через проявление воли. В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие качества:

  • Настойчивость
  • Самостоятельность
  • Ответственность
  • Организованность
  • Трудолюбие

Дети мотивированы получать результат. Уже в 3 года появляется важнейшее личностное новообразование – гордость за свои достижения. Самостоятельно выполняя действия, дошкольники познают свои силы и возможности. Ребенок твердит «Я сам», когда взрослый торопится помочь ему. Малыш желает испытать гордость за свои старания, поэтому проявляет настойчивость и здоровое упорство.

Трудолюбие формируется благодаря воспитанию положительного отношения к труду, понимания важности сделанной работы для окружающих. Дошкольник не выдаст существенного продукта, однако важно уже то, что он прилагает усилия, участвует в деле рядом со взрослым.

Исключение двойных стандартов в нравственном воспитании

Дети испытывают полное доверие к нравственным эталонам, задаваемым взрослыми. Если бабушка дарит игрушку внуку, приговаривая «не давай мальчишкам, а то сломают», то дошкольник будет следовать бабушкиному наказу.

Только представьте, какое противоречие при этом наваливается на юную личность. С одной стороны, ребенок считает, что должен следовать бабушкиной «заботе». А с другой стороны, из-за этого сверстники называют его жадиной и не хотят с ним дружить. К тому же родители и та же бабушка несколько дней назад твердили, что жадничать нехорошо…

Не секрет, что некоторые семьи проповедуют двойные стандарты. В семейном кругу призывают своих детей быть добрыми, щедрыми, уступчивыми. Но, отпуская дошкольника поиграть со сверстниками, наставляют совершенно иначе: с тем не дружи, игрушки не раздавай, настаивай на своем…

Подобный двойственный подход мешает ребенку усвоить нравственные нормы, и следовательно, воспитать в себе соответствующие нравственные качества. Дошкольник теряется, что же все-таки важнее – быть приветливым и дружелюбным со всеми или дружить избирательно; проявлять щедрость или жадность?..

Еще более значимым примером для ребенка являются поступки и поведение значимых взрослых. От родителей дошкольник перенимает стиль отношения к другим людям, к природе, к животным. На основе реальных поступков ребенок сформирует свои представления о «хорошем» и «плохом». Нравственный или безнравственный смысл родительских поступков перекроет все нравоучения, адресованные ребенку. Как бы ни отрицали отец и мать, морально-этические ориентиры их детей – это калька семейных ценностей.

Источник

фото 1Начиная от самого рождения, ребенок постоянно развивается и растет.

Для каждого возраста есть определенные нормы.

Они хоть и условны, но за соответствием развития малыша своему возрасту следят педиатры, логопеды, психологи, дефектологи и другие специалисты.

Какого уровня должен достичь ребенок в 5 лет?

Особенности 5-го года жизни

К 5 годам жизни и мальчики, и девочки достигают того уровня, когда можно обучать их самым основным и важным жизненным вещам. К этому возрасту дети начинают понимать, нравится ли им выбранная одежда или нет, начинают формировать отношение к ровесникам и взрослых, соответственно, у них появляются свои взгляды, мнение и мировоззрение.

СПРАВКА! И девочки, и мальчики в 5 лет обладают, по большей мере, наглядно-образным мышлением.

Итак, чем же отличается развитие мальчиков и девочек в 5-летнем возрасте.

Мальчик

фото 2В 5-летнем возрасте мальчики готовы принимать ответственность за свои дела и поступки.

Поэтому это лучшее время, чтобы поручить ему часть домашних дел.

Мальчики в этом возрастном периоде склонны бунтовать и протестовать, на смену наказаниям должны прийти поучительные разговоры и разъяснения.

Кроме того, это самый лучший момент, чтобы позволить сыну выбрать спортивную или творческую секцию.

В 5-летнем возрасте мальчику важно разграничить мужские и женские социальные особенности, поэтому большую роль играет образец взрослого мужчины (папа, старший брат, дедушка, отчим). Именно он должен объяснить, как должен вести себя мужчина, какие профессии подходят мужчине, какими качествами он должен обладать.

Задача мамы — окружить сына любовью, заботой и лаской.

Девочка

фото 3Девочки слегка отличаются от мальчиков 5-летнего возраста.

Если мальчишки более агрессивные, вспыльчивые, то девчонки отличаются сильной импульсивностью, капризностью и плаксивостью.

Им тоже следует разъяснить, какой должна быть женщина, какими качествами она должна обладать, и делать это можно посредством игры или общения.

В это время девочки склонны подражать своему кумиру, поэтому родителям нужно внимательно следить, кого дочка сделала своим идеалом. С ребенком нужно разговаривать, почему именно этого персонажа (или человека) она выбрала, что в нем особенного и какими качествами он обладает.

Девочка 5 лет может завести одну или нескольких подруг, стараться проводить с ней как можно больше времени и даже ревновать ее к другим подружкам. Чтобы малышка избежала стресса и перестала так ревностно относиться к тому, что подружка желает играть с кем-то еще, нужно объяснить ей, что такое личное пространство.

Девочку в пятилетнем возрасте пора отдавать в кружок, где она смогла бы развить свои творческие или физические данные.

Особую важность для девочки 5-летнего возраста представляют комплименты: родители и родственники должны как можно чаще говорить ей, что она красива, привлекательна, умна, что она самая лучшая и так далее. Комплименты от папы или дедушки девочкой воспринимаются лучше, чем от мамы или бабушки.

Что должны уметь делать?

В 5 лет ребенок должен самостоятельно:

  • умываться и чистить зубы, зная, что это нужно делать утром и вечером;
  • сам снимать обувь и верхнюю одежду после прогулки;
  • мыть руки после прогулки и перед едой и вытирать их полотенцем;
  • уметь пользоваться столовыми предметами (в том числе, ножом);
  • самостоятельно принимать ванну.
Читайте также:  Праздничное меню для дня рождения ребенка 5 лет

При этом ребенок может сам натирать себя намыленной мочалкой и смывать пену, но оставлять его в ванной без присмотра нельзя.

Что должны знать?

В этом возрасте ребенка можно начинать готовить к школе. Знания, которые должны быть доступны ребенку 5 лет:

  • Цифры от 1 до 10, а также умение их определить на изображении и посчитать количество предметов до 10;
  • Операции сложения и вычитания на 1-2 единицы;
  • Название и изображение простых геометрических фигур, рисование их;
  • Многие буквы, умение их писать и указывать названную букву среди других;
  • Чтение по слогам (часто, но не всегда);
  • Решение простых логических задач и загадок;
  • Собрание простых кубиков, конструктора и паззлов;
  • Умение решать задачи по принципу «исключи лишнее» и объяснение выбора.

Физические показатели

У ребенка уже хорошо развита координация движений. К физическим задачам, с которыми должен справляться ребенок 5 лет, относят:

  1. Быстрый бег на достаточно большие расстояния, в том числе с препятствиями (ямы, камни, пеньки ребенок должен обегать);
  2. Ловля мяча и бросок, удар по мячу рукой или ногой;
  3. Уверенная походка по узкой дорожке или бордюру;
  4. Качание на качелях, каруселях, прыжки и кувырки;
  5. Поднимание и спускание по вертикальной лестнице, фиксация на перекладине двумя или одной руками;
  6. Удерживание на канате, редко — способность взбираться по нему;
  7. Способность выдерживать длительные прогулки на большие расстояния.

Нормы роста и веса

Тест

Тест на развитие ребенка в 5 лет состоит из 7 простых заданий. Для его проведения предварительно нужно приготовить:

  • Три отдельных изображения разного времени суток (утро, вечер, ночь);
  • Картинку с 10 или более отдельными предметами, которые ребенку известны (мяч, стул, солнце и т.д.);
  • Картинку с 3 кругами разных цветов;
  • Картинку с 3 известными ребенку предметами (ложка, ручка, телефон).

Задачи:

  1. Спросить, какое сейчас время года.
  2. Спросить «почему птицы летают?» или «почему в автобусе нужно держаться за поручень?». Можно придумать свой простой вопрос с причинно-следственной связью.
  3. Попросить назвать в комнате предметы круглой (квадратной, треугольной) формы.
  4. Разложить перед ребенком картинки разных времен суток и попросить назвать их.
  5. Попросить на картинке с 10 и более предметами посчитать их.
  6. Попросить на картинке с 3 кругами назвать их цвет.
  7. Попросить рассказать, для чего нужен каждый из 3-х предметов с последней картинки.

Каждый правильный ответ отмечается знаком «+».

Если есть один «—», рекомендуется провести тест для детей 4-х лет. При наличии одного или больше минусов, ребенка следует показать детскому психологу.

Задания и занятия

  1. Приготовить заранее черно-белые карточки с изображением двух групп предметов (например, овощи и фрукты, животные и птицы, посуда и мебель). Попросить раскрасить одну группу в один цвет, другую — в другой.
  2. Распечатать готовые карточки задания «найди лишнее». Попросить ребенка назвать каждый предмет, исключить лишний и объяснить свой выбор.

Психология

фото 1Психологи называют 5-летний возраст одним из самых простых в воспитании и развитии: основные кризисы остались в прошлом или ждут в будущем.

В 5 лет ребенок уже формирует собственное мнение, но все еще способен идти на компромисс.

С ним легко договориться, если спокойно объяснить ему, почему нужно сделать так, а не иначе.

СПРАВКА! В 5-летнем возрасте дети остро реагируют на критику.

Ребенок 5-летнего возраста очень любознателен, задает много вопросов, хочет все узнать и каждое открытие воспринимает с большой радостью.

В общении дети уже выделяют тех, кто нравится и кто не очень. Они способны сами определять свой круг общения, отказываться от дружбы с неприятными ему ровесниками и взрослыми.

Один большой минус — неумение по-взрослому проявлять свои эмоции и мысли. Дети склонны грубить, агрессировать, потому что не знают, как объяснить, что им не нравится явление, вещь или человек. Задача родителей — обучить его этому.

Особенности речи

Ребенок в 5 лет способен четко формулировать свои мысли при помощи слов. Он умеет оперировать всеми частями речи, выстраивать предложения и произносить их без запинки.

  • Ребенок умеет четко произносить все звуки (исключением может быть звук «р»);
  • использует в речи слова всех частей речи, включая разные склонения, времена, наклонения глаголов, множественное и единственное число, превосходную и сравнительную степени прилагательных и т.д.;
  • умеет придавать предложению интонацию и определять таковую у собеседника;
  • может с выражением прочитать стихотворение;
  • знает и без проблем называет фамилию, имя и отчество родителей, учителя и свои;
  • знает свой точный адрес проживания (в том числе, регион, город);
  • знает и не путает значения слов «вчера», «сегодня», «завтра», знает названия продуктов питания и блюд, а если ошибается, сам себя поправляет.

Мелкая моторика

К данному этапу развития мелкая моторика ребенка должна быть хорошо развита. Так, ребенок должен уметь:

  1. Правильно держать карандаш (ручку, кисточку) и пользоваться ими с нужной силой нажатия;
  2. Раскрашивать картинку, не выходя за пределы предмета;
  3. Рисовать по образцу фигуры по клеточкам;
  4. Лепить мелкие детали из пластилина;
  5. Завязывать и развязывать шнурки.

Игры

У детей в данном возрасте ведущей деятельностью остается игра, поэтому необходимо часто занимать их играми на развитие.

  1. Игра на внимание «Хлопок и топот». Родитель предлагает ребенку совершать определенное действие в момент произнесение какого-либо слова. Например, хлопать, если услышит название фрукта. Ведущий (взрослый) при этом может произносить любые слова: дом, лестница, небо, яблоко, огурец, компьютер и т.д.
  2. Игра на развитие мелкой моторики и математических способностей «Собери горох». На пол нужно поставить большой сосуд (чашку, вазу, кастрюлю), а ребенку вручить несколько горошин (фасоль, пуговицы и другие мелкие предметы тоже подойдут). Их должно быть ровно столько, до скольки ребенок умеет считать, но не меньше 10. Ребенок встает рядом с сосудом, вытягивает руку и, называя порядковый номер горошины, бросает ее в сосуд. По окончании игры нужно подсчитать, сколько горошин оказалось внутри, а сколько упало мимо.

Ребенок в 5 лет уже способен грамотно излагать свои мысли при помощи слов и предложений, высказывать недовольство тем или иным событием или человеком, но выражать эмоции ему пока еще не по силам. Научить ребенка контролировать агрессию, злость, сдерживать слезы и побороть капризность ему могут помочь только родители.

Источник