К участию в развитии ребенка привлекаю родителей
«Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, как условие повышения компетентности в воспитании и развитии детей раннего возраста».
(из опыта работы)
Аннотация: В данном тексте изложен опыт работы по взаимодействию и общению с родителями воспитанников. Для повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития ребёнка.
Одной из важных проблем стоящей перед педагогами многих дошкольных учреждений является взаимодействие педагогов с семьёй воспитанника.
Роль семьи в развитии ребенка, его социализации первостепенна, так как именно в семье ребенок проходит первую школу человеческих отношений, усваивает нормы поведения. Именно семья обеспечивает ребенку эмоциональную защиту, чувство самооценки своего существования.
Однако дошкольное воспитание имеет свои преимущества. Оно направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию этого развития. И наконец, когда ребенок приходит в детский сад, он включается в детское общество, усваивает новую роль- роль члена детской группы, что необходимо для его дальнейшего полноценного развития.
Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга.
Основной целью взаимодействия сада с семьей является гуманизация отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Многие родители заинтересованы в грамотном развитии и воспитании своих детей, но не в достаточной степени компетентны в этих вопросах и испытывают затруднения.
Потребность родителей в приобретении психолого-педагогических знаний, усвоение способов взаимодействия с детьми и недостаточная практическая разработанность сопровождения оказания помощи родителям делают актуальной проблему поиска новых условий, форм, методов работы с родителями с целью повышения родительской компетентности.
В соответствии с этим одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, работающими в группах раннего возраста детского сада «Золотая рыбка», является активное привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, как одно из важнейших условий развития компетентности в воспитании и развитии детей.
Поэтому перед нами педагогами встала проблема поиска новых условий и новых нетрадиционных форм работы с родителями с целью включения их в данный процесс. Представляю вашему вниманию свой опыт общения и взаимодействия с родителями воспитанников.
Основные условия эффективного привлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, предусматривает:
– создание в группе на основе доверия, взаимопонимания эмоционально-комфортного климата;
– использование принципов сотрудничества, диалога, взаимообогащения.
При вовлечении родителей в воспитательно-образовательный процесс используем следующие этапы:
1. Ознакомительный — на данном этапе родители знакомятся с жизнью детей в детском саду и группе.
Еще до поступления малыша в ДОУ устанавливаем первые контакты между семьёй и нашим детским садом: приглашаем родителей посетить наш сад и познакомиться с развивающей средой, особенностями педагогической работы; проводим встречи со специалистами (психолог, мед. сестра), во время этих встреч родители получают ответы на волнующие их вопросы. Проводим экскурсии по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируем, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Знакомим родителей с игрушками, учебными пособиями, детскими книгами для детей, особое внимание обращаем на их соответствие возрасту ребенка.
Предлагаем родителям памятки с рекомендациями:
- как подготовить малыша, и какие необходимые условия создать для того, чтобы облегчить период адаптации;
- о важности соблюдения режима дня;
- о воспитании навыков опрятности и навыков самообслуживания.
Ценность этих встреч в том, что молодые родители получают определённую психолого-педагогическую информацию, позволяющую им лучше ориентироваться в особенностях развития и воспитания детей раннего возраста.
Также на этом этапе осуществляется сбор информации о семьях детей: наблюдение за взаимодействием родителей с детьми, индивидуальные беседы, социальный опрос.
2. Второй этап — вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс – активное совместное изучение основных особенностей ребёнка (возрастных, половых, индивидуальных) и необходимых условий для его развития.
На этом этапе не малую роль играет наглядная информация, она решает задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в группе, позволяет правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
В группах оформлены родительские уголки, где родители могут познакомиться с годовыми задачами детского сада; режимом дня, расписанием кругов на текущий учебный год. Есть стенд «Наши работы», куда вывешиваются рисунки и выставляются поделки детей.
Оформлен информационный стенд с меняющейся информацией, на котором размещаются рекомендации, памятки.
Видя результаты стараний своего ребёнка, зная, чем занят ребёнок в течение дня, получая советы, рекомендации родители проникаются доверием к педагогам и легче идут на контакт.
У многих из них возникает интерес к процессу воспитания и развития индивидуальности своего ребёнка, желание совершенствовать свои психолого-педагогические знания и умения. На этом этапе родители активны и включаются в любую деятельность группы, оказывают помощь педагогам, например, в изготовлении пособий, совместных поделок с детьми, участвуют в подготовке развлечения для малышей. Такая деятельность помогает родителям овладевать личностно-ориентированным общением с ребенком, способностью рефлексировать свое взаимодействие с ним, готовностью оказывать ребенку эмоционально-психологическую поддержку.
В нашем дошкольном учреждении мы применяем технологию Марии Монтессори.
Основным отличием технологии М. Монтессори является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.
Мы помогаем родителям сформировать педагогическое сознание, зрелое отношение к своей социокультурной миссии, к ответственности, которую они должны принять на себя в воспитании и развитии индивидуальности ребёнка, без какого – либо авторитарного давления.
С этой целью для родителей наших воспитанников мы организовали «Школу заботливых родителей».
Работа школы выстроена, исходя из следующих положений:
— семья источник гармоничного самосознания ребёнка, ведущий фактор развития его личности и индивидуальности;
— воспитание детей в семье – это самовоспитание родителей;
— развитие родительского самосознания;
— установление доверительных отношений педагогов и родителей с обменом
информаций, взаимной помощью.
— включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Заседания «Школы заботливых родителей» проходят в разнообразной форме: круглый стол, семинар – тренинг, семинар – практикум, вечер вопросов и ответов.
На заседаниях школы обсуждаются различные темы, такие как:
- «Знакомство с технологией М. Монтессори». В ходе данной встречи родители знакомятся с особенностями технологии М. Монтессори. Проводится презентация дидактического материала, ценность которого заключается в том, что кроме своего прямого назначения он позволяет косвенно готовить ребёнка к дальнейшему усвоению материалов, подготавливает руку ребёнка к письму, к усвоению абстрактных понятий. Родителям предоставляется возможность самостоятельной работы с дидактическим материалом. Дополнительно представляется фото и видео материал, снятый во время самостоятельной работы детей в практической, сенсорной зонах и зоне родного языка.
- «Этот удивительный ранний возраст». На котором родители знакомятся с особенностями воспитания и особенностями психического и физического развития малыша на втором – третьем году жизни.
- «Неболейка». В ходе данной встречи, обсуждаются вопросы воспитания здорового малыша, о методах приобщении ребёнка к здоровому образу жизни .
- «Изобразительная деятельность в воспитании и развитии детей раннего возраста». В ходе семинара родители знакомятся с традиционными и не традиционными приёмами творческой деятельности детей. Дополнительно организовываются просмотр видео и фото материалов «Дети рисуют!».
Такие встречи способствуют повышению родительской компетентности, а также сближает педагогов и родителей.
В работе с родителями мы порой сталкиваемся с объективными трудностями. Во-первых, это — взрослые люди, имеющие свои установки и ценности, свое представление о воспитании, менять которые очень сложно. Во-вторых, большинство родителей — занятые люди, которые не всегда могут позволить себе уделить время на участие в, семинарах и других видах работы в группе. Некоторые родители считают достаточно беседы с педагогами во время утреннего приема и вечером, когда забирают малыша из детского сада. Но этого, конечно же, не достаточно.
Одним из путей решения данной проблемы стал выпуск журнала «Кроха» для родителей. Каждый номер посвящен определённой теме:
- «Малыш и детский сад» знакомит родителей с особенностями адаптационного периода ребёнка к детскому саду. Содержит советы и рекомендации как подготовить малыша, и какие условия создать для облегчения периода привыкания к новым условиям.
- «Изобразительная деятельность в воспитании и развитии детей» стал итогом работы над воспитательно-образовательной задачей МОУ «Совершенствовать способности детей во всех видах изобразительной деятельности путём обновления содержания образования и развивающей среды».
- «Здоровый малыш» раскрывает тему физического развития ребенка, формирования навыка здорового образа жизни.
- «Сенсорное развитие малыша» раскрывает значение сенсорного развития, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
- «Имею право». Журнал содержит нормативные документы: Декларация прав ребёнка; Конвенция ООН о правах ребёнка; Семейный кодекс РФ; Закон «Об образовании» с которыми необходимо знакомить родителей, для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
Плюсы такой формы взаимодействия с родителями заключаются в следующем:
- родители не ограниченны во времени, они могут взять журнал домой, и изучить его в удобное время;
- не навязываем свое мнение, предоставляем родителям информацию, и они решают, что с ней делать.
Постепенное привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс приносит свои положительные результаты для всех участников педагогического процесса.
В динамике развития детей видны положительные результаты. Это — гибкая адаптивность детей к условиям группы; проявление интереса к любой деятельности; высокий уровень активности; готовность к контактам, как с взрослыми, так и с детьми.
Наблюдая за общением родителей и детей можно отметить появление таких личностных качеств у родителей, как толерантность, способность понимать, принимать и помогать ребенку; эмоционально-положительное отношение родителей к воспитателям группы и детского сада в целом.
Мы педагоги, в свою очередь, имеем возможность, лучше узнать семьи, определить характер и меру своей помощи.
Таким образом, привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу и объединение усилий сада и семьи обеспечит малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богуславский М. В. «Помоги мне сделать это самому» Москва «Карапуз» 2000 год.
2. Войтенко Т. П. «Возвращение к ребёнку» Калуга 1999 год.
3. Григорьева. Г. Г. «Кроха». Москва «Просвещение» 2004 г.
4. Дёмина Е. Е. « Развитие и обучение детей раннего возраста» Москва «Творческий центр» 2006 год.
5. Ерофеева Т. И. «Современные образовательные программы для дошкольных учреждений». Москва «Академия» 1999 год.
6. Зверева О. Л. «Общение педагога с родителями в ДОУ» Москва «Творческий центр» 2005 год.
7. Севастьянова Е. О. «Дружная семейка» Москва « Творческий центр» 2006 год.
8. Осипова Л. Е. «Работа детского сада с семьёй». Издательство Скрипторий 2003», 2008 год.
Источник
Основные направления работы
Цель: поиск эффективных форм
привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения.
Задачи:
- Методическая помощь педагогам в сфере работы с
родителями - Изучение семей детей
- Изучение семейного опыта в воспитании и
обучении детей - Просвещение родителей в области педагогики и
детской психологии - Привлечение родителей к активному участию в
деятельности ДОУ через организации интересных
форм работы
Пути решения задач:
- Изучить рекомендации и руководства передового
педагогического опыта - Разработать теоретический алгоритм по решению
проблемы - Определить круг работы каждого специалиста и
воспитателя - Подобрать анкеты, тесты для воспитателей и
родителей - Подобрать и апробировать формы и содержание
работы по привлечению родителей к деятельности
ДОУ
Этапы:
1 этап – работа с кадрами;
2 этап – работа с родителями;
3 этап – подведение итогов.
Основные направления сотрудничеств
- Создание благоприятных условий для повышения
педагогической и психологической грамотности
родителей и педагогов - Совершенствование уровня включения родителей в
деятельность ДОУ - Создание благоприятных условий для привлечения
родителей к участию в деятельности ДОУ
Гипотеза:
Если выстроить эффективную технологию
взаимодействия с родителями: через: организацию
интересных формы работы, координацию
деятельности всего педагогического коллектива,
создания оптимальных взаимоотношений педагогов
и родителей, то можно повысить уровень
привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения.
Показатели степени включения родителей в
деятельность дошкольного учреждения (по О.В.
Солодинкиной и А.А.Майера) или какие
результаты мы хотели бы получить
1. Сформированность представлений родителей о
сфере педагогической деятельности, т.е. наличие
представлений:
- О педагогической деятельности в целом
- О специфике работы с детьми в целом
- Об особенностях образовательного процесса в
ДОУ - О возможных результатах деятельности детей
дошкольного возраста
2. Изменение характера вопросов родителей к
педагогам детского сада, рост их педагогических
интересов и знаний.
2. Владение необходимыми практическими умениями
и навыками воспитания и обучения детей
дошкольного возраста.
3. Рост посещаемости родителями мероприятий по
педагогическому просвещению, их активность;
участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.
4. Понимание родителями практической и
воспитательной значимости их помощи детскому
саду в хозяйственной и педагогической работе.
5. Степень проявления интереса к активному
включению в планирование образовательного
процесса.
6. Общественное мнение родителей о воспитании
дошкольников в детском саду.
Высший уровень проявления
показателей является критерий включённости
родителей в планирование образовательного
процесса в дошкольном учреждении
Степень эффективности сотрудничества
обусловлена:
- Положительной установкой взаимодействующих
сторон на совместную работу, осознание её целей и
личностной заинтересованностью - Совместным планированием, организацией и
контролем за жизнедеятельностью детей - Свободой выбора участников деятельности
- Позицией администрации, способствующей
самореализации и самовыражению педагогов и
родителей
В работе ДОУ на данный момент актуальной
проблемой является взаимодействие педагогов
дошкольного учреждения с родителями, которое
предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями,
переживаниями; оно также направлено на повышение
педагогической культуры родителей.
Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в
воспитании собственных детей. Не парадокс ли? Но
это так. Кто же им поможет? Одной из злободневных
и актуальных задач нашего времени становится
взаимодействие и сближение образовательного
учреждения и семьи, а также распространение
накопленного в этом направлении опыта.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих
детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы
поддержать начинания педагогов, направленные на
удовлетворение и развитие интересов,
потребностей детей.
Семья играет главную роль в жизни ребенка.
Первыми, кто передает ребенку опыт в
непосредственном эмоциональном, нравственном,
художественно-эстетическом,
социально-личностном развитии становятся
близкие взрослые, прежде всего его семья. Хорошо
если в семье царят доверие, доброжелательность,
искренняя забота, бережное отношение друг к
другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой
атмосфере, естественно и органично развивается
способность к позитивному взаимодействию с
окружающим миром. Он растет эмоционально
защищенным и уверенным в себе, открытым и
общительным.
Сотрудничество педагогов и родителей
позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на
него с разных позиций, увидеть в разных
ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании
его индивидуальных особенностей, развитие
способностей, формировании ценных жизненных
ориентаций. Мы считаем, что педагоги и родители
должны искать вместе наиболее эффективные
способы решения проблем, определять содержание и
формы педагогического просвещения в этой связи.
Задачи по поиску форм сотрудничества с
родителями.
- Создание благоприятных условий для привлечения
родителей к активному участию в деятельности
дошкольного учреждения; - Изучение семейного опыта воспитания и обучения
детей; - Просвещение родителей в области педагогики и
детской психологии.
Преобладающая часть родителей — не
профессиональные воспитатели. Они не имеют
специальных знании в сфере воспитания и
образования детей, нередко испытывают трудности
в установлении контактов с детьми. Поэтому,
сотрудничая с родителями мы стремимся к позиции
поддержки, учитываем эмоционально-личностные
особенности как ребенка, так и его близких,
придумывая способы вовлечения родителей в
воспитательный процесс, предоставляя им право
свободно, по своему усмотрению, знакомиться с
жизнью ребенка в разных видах деятельности: в
игре, труде, во время еды, на прогулке и т.д. Такие
наблюдения источник новых, подчас неожиданных
знаний о ребенке.
Взаимоотношения педагогов и родителей
возможно лишь в том случае, если педагоги
являются советчиками, размышляют вместе с
родителями, договариваются о совместных
действиях. Для активизации воспитательных
возможностей родителей педагогу целесообразно
использовать разнообразные активные формы
общения с ними: дискуссионные встречи,
практикумы, тренинги, совместные досуги взрослых
и детей, фольклорные семейные вечера,
познавательно-игровые викторины и многое другое.
Формы работы с родителями:
«День открытых дверей» В
тот день родители имеют возможность посещать
занятия и другие мероприятия с участием детей,
заполняют анкеты по результатам посещений. Пишут
отзывы, пожелания педагогам Возможность увидеть
своего ребенка в условиях, отличных от домашних,
способствует пересмотру родителями своих
методов и приемов воспитания. «Погружение» в
жизнь дошкольного учреждения способно в большей
степени продемонстрировать родителям
особенности воспитания и обучения детей в
детском саду. Длительное наблюдение ребенка в
новой обстановке позволяет родителям иначе
взглянуть на него и на воспитание в домашних
условия. Эта форма работы им особенно нравится,
так как позволяет увидеть реальные достижения
каждого ребенка.Еще одна из интересных форм работы ‚с
родителями является создание игротек в
холлах детского сада. Где родители вместе
с детьми могут окунуться в мир занимательных игр.
Целесообразность распространять среди
родителей информации о предоставляемых детским
садом услуг через «Справочника для родителей».
Семьи получают хорошо организованный и
удобный в пользовании документ.
Организуем выставок совместного
творчества детей и родителей по изобразительной
деятельности в течение года, поделок из
природного материала. Родители с удовольствием
участвуют в таких формах работы, которые уже
стали традиционными, но всё же вызывают огромный
интерес малышей и желание мам и пап заниматься со
своими детьми изобразительным искусством.
С целью привлечения родителей к
активному участию в деятельности необходимо
организовывать совместные физкультурные и
музыкальные праздники. как «Мама и я —
спортивная семья», «Папа и я — спортивная семья»,
дружеские встречи между родителями разных
возрастных групп, между родителями и педагогами
детского сада.Выпуск Семейных газет».Лучший опыт
семейного воспитания регулярно представляется в
виде фотогазет, коллективных работ,
фотомонтажей.
Выпуск внутрисадовской малометражной
газеты. Так же родители с удовольствием получают
информацию из внутрисадовской газеты «Радужка».
В газете публикуются материал по наиболее
актуальным проблемам, запросам родителей,
деятельности с детьми в детском саду, по опыту
семейного воспитания и т.д.
Реализация проекта «Родительская
почта» с целью наладить динамичную и действенную
обратную связь в работе детского сада и семьи. Мы
предлагаем родителям тему, по которой они могут
получить информацию. Ящики устанавливаются на
видном и доступном месте в приемной группы, рядом
помещается бумага и ручка. Тематика меняется 1
раз в месяц. После все обращения родителей
анализируются обрабатываются. Продумываются
формы информирования родителей по их обращениям:
непосредственная ( на собраниях, встречах,
консультациях) и опосредованные (через
информационные стенды, памятки и т.д.)
Не менее интересной формой
сотрудничества является привлечение родителей в
участии клубов: «Счастливые родители»,
«Навстречу друг к другу».
Семейные творческие проекты расширяют
кругозор детей и взрослых, наполняют их
творческой энергией, способствуют позитивным
изменениям в семье, помогает выстраивать
взаимодействие и сотрудничество семьи и
образовательного учреждения.
В заседаниях клуба принимают участие не только
педагоги и родители, но и дети. Участвуя в
таких акциях дети, родители и педагоги получают
творческий импульс к развитию своих
способностей, а так же эмоциональную и духовную
поддержку. Дети получают возможность
разобраться в той или иной информаций, а
родители, незаметно для себя, с увлечением
передают свои знания и опыт.
Данная форма организации общения педагогов и
родителей выполняет доминирующую роль в
повышении психолого-педагогической культуры
родителей, а значит, способствует изменению
взглядов родителей на воспитание ребенка в
условиях семьи, развивает рефлексию. Родители
видят ребенка в обстановке, отличной от домашней,
а также наблюдают процесс его общения с другими
детьми и взрослыми – протягиваются невидимые
нити дружбы и сотрудничества.
Таким образом, особенностью семейного
воспитания признается особый эмоциональный
микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка
формируется отношение к себе, определяющее его
чувство самоценности влияние на ценностные
ориентации и мировоззрение ребенка.
Если выстроить эффективную технологию
взаимодействия с родителями через: организацию
интересных формы работы, координацию
деятельности всего педагогического коллектива,
создания оптимальных взаимоотношений педагогов
и родителей, то можно повысить уровень
привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения. (Приложение
1)
По опыту работы детского сада можно сделать
вывод, с одной стороны – не все родители
откликаются на стремление педагогов к
сотрудничеству с ними, с другой стороны — сами
воспитатели нередко не любят работу с родителями
по ряду причин. Некоторые педагоги считают, что с
современными родителями работать сложно, т.к. те
или «всё знают», или им безразличны вопросы
воспитания и зачастую стремятся подменить
непосредственное общение с родителями
информационными объявлениями. другие и хотели бы
установить контакт с родителями их
воспитанников, но не всегда знают, как его
осуществить.
Результатом, применяя в работе ДОУ разных форм
работы по взаимодействию с родителями, будет
способствовать: (Приложение 2)
- У родителей появится интерес к работе детского
сада и воспитанию детей. - Измениться характер вопросов родителей к
педагогам детского сада, рост их педагогических
интересов и знаний. - Овладению родителями необходимыми
практическими умениями и навыками воспитания и
обучения детей дошкольного возраста. - Росту посещаемости родителями мероприятий по
педагогическому просвещению, их активность;
участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д. - Пониманию родителями практической и
воспитательной значимости их помощи детскому
саду в хозяйственной и педагогической работе. - Проявлению интереса к активному включению в
планирование образовательного процесса.
Презентеция (Приложение
3)
Источник