К чему приводит ускорение искусственного развития ребенка
Первые фиксированные наблюдения, касающиеся скорости развития человека в младшем возрасте, были сделаны в середине ХХ столетия. Тогда немецким ученым Э. Кохом было замечено, что за последние сто лет люди изменились в физиологическом строении в сторону укрупнения. [С-BLOCK]
Так, среди признаков акселерации были впервые выделены следующие:
Увеличение массы и длины тела
В настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад. Московские мальчики возраста 13 лет за последние 80 лет стали выше на 1 см, а девочки — на 14,8 см. В разных странах, видимо, в силу климатических условий, эти показатели разнятся. Так, в Голландии за последние 150 лет мужское население выросло на 14 см, а в странах Южной Европы всего на 2-3 см. Кстати, наблюдения за ростом и весом людей проводились отнюдь не в стенах университетских лабораторий, а были впервые замечены случайным образом — по записям военных комиссий, годами взвешивающих и измеряющих рост новобранцев.
Половое взросление
Не все социальные процессы можно объяснить культурной пропагандой и насаждением извращенных ценностей. Подростки сегодня, как доказала наука, действительно взрослеют раньше. Половое развитие мальчиков и девочек в развитых странах заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, а за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев. Акселерация делает людей более активными во всех отношениях. Так, имеются сведения и об удлинении детородного периода: за последние 60 лет он увеличился на восемь лет. У женщин в Центральной Европе за последние 100 лет менопауза сдвинулась с 45 до 48 лет, в нашей стране это время приходится в среднем на 50 лет, а в начале века приходилось на 43,7 года.
Психическое развитие
Акселерация при сохранении традиционно сложившихся условий воспитания и норм поведения подростков в отдельных случаях становится источником возникновения смысловых барьеров, конфликтов и девиантных форм поведения. Иными словами, психика не поспевает за физиологией, что вызывает внутриличностные конфликты и сложности в социальной адаптации. Однако такая картина не является правилом.
Напротив, культурная среда в развитых странах развивается подчас быстрее физиологических процессов, о которых мы упомянули ранее. Поэтому быстро взрослеющие индивиды вписываются в социальный контекст гораздо быстрее своих сверстников, живших на полстолетия раньше.
С этим связан ряд неожиданных следствий. Например, в странах Европы и Северной Америки возраст вступления в брак сдвинулся на 5-7 лет, что объясняется более ранним возрастом начала половой жизни у подростков и большей свободой действия в связи с этим. Правила брачного поведения больше не диктуются безальтернативной религиозной истиной — и люди не боятся следовать гедонистическим позывам.
Какие причины
Теорий на этот счет немало, и сложно выделить среди них ведущую. Скорее, акселерацию следует объяснять синергетической совокупностью ряда факторов.
Отечественные и зарубежные ученые-медики и антропологи склонны выделять три главные причины ускоренного развития человека в последние полтора столетия: изменение состава атмосферы вкупе с влиянием электромагнитного поля, изменение рациона питания и урбанизация.
Сторонник первой обозначенной теории, Т. Трейбер утверждает, что радиоактивное загрязнение среды обитания человека, на первых порах ведет к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда. Загрязнение окружающей среды и атмосферы ведет к снижению уровня содержания в воздухе кислорода, что ведет к расширению объемов легких и неизбежно приводит к увеличению массы тела.
Адепты теории урбанизации связывают акселерацию с феноменом разнокачественного скрещивания. Исторически в города переселялись более развитые и способные к адаптации индивиды, часто различающиеся по национальному и расовому признаку.
Городская среда в большей степени, чем сельская, подразумевает борьбу за выживание, чем стимулирует селекцию наиболее активных и развитых членов человеческого общежития. [С-BLOCK]
Нутрицевтическая теория, связывающая акселерацию с изменением в питании людей ХХ века, сводится к тому, что люди в развитых странах получили доступ к разнообразной пище, богатой углеводами и витаминами, что также ведет к увеличению массы тела. [С-BLOCK]
Однако эта теория выглядит весьма спорно на фоне появления в это же время генномодифицированных продуктов и массового производства химикатов, употребляемых людьми в пищу регулярно.
Как бы то ни было, какая бы теория в конечном итоге ни оказалась верна, процессы акселерации представляются закономерными в отношении развития человеческого вида. [С-BLOCK]
Эволюция неизбежна, она не знает финала — она может лишь ускорять или замедлять свой темп. Ошибочно было бы полагать, что то ускорение, которые мы наблюдаем сейчас, — первый случай в истории нашего вида. Скорее первый, зафиксированный наукой, которой еще 200 лет назад не были доступны методы и техники, которыми она располагает сегодня.
Революция в коммуникации
По терминологии ведущего британского историка Эрика Хобсбаума, модерн, берущий свое начало в Новом Времени, принадлежит к эпохам «быстрой» (или «короткой») истории, когда возрастает скорость во всех проявлениях человеческой жизнедеятельности: в труде и его интенсивности, в перемещении в пространстве, в усвоении информации, наконец, в чередовании циклов — экономических, социально-политических, войны и мира, и прочего.
Хобсбаум проводит последовательный анализ исторического развития человеческого общества и делает заключение, ставшее в гуманитарной науке крылатым: каждая последующая эпоха короче предыдущей.
По мнению ученого, время постоянно ускоряется — человечество успевает произвести, написать, разрушить и построить заново больше за меньший промежуток времени.
В пользу теории ускоренного времени говорит и постоянное насыщение информационного поля человека. По данным исследовательского института Массачусетса, в 1986 году на каждого жителя Земли приходилось лишь 0,16 Мбайта переданной через коммуникационные устройства информации, а в 2007 году — уже 27 Мбайт. Т.е. за 25 лет человечество стало общаться почти в 170 раз более информационно насыщенно. [С-BLOCK]
Трудно себе представить, чтобы такие изменения не повлияли на психическое развитие новых поколений. Маршалл Маклюэн, занимавшийся теорией коммуникации, отмечал, что в связи с небывалыми объемами информации, которые в условиях современного мира обрабатывает человеческий мозг, скорость мышления людей в развитых странах за последнее столетие удвоилась и продолжает расти. [С-BLOCK]
В бытовом плане этот процесс очевидно наблюдается на детях, рожденных в цифровую эпоху: умение пользоваться сложной компьютерной техникой развивается у них параллельно с развитием речевых навыков, а иногда и опережая последние. Чем это грозит нам в будущем — можно лишь гадать, но изменения в психосоциальном устройстве общества неизбежны.
Источник
Все чаще можно встретить мам с лозунгами «Я не хочу, чтобы мой ребенок был гением». Давайте разберемся в причинах по которым мамы отказываются от таких заманчивых возможностей для своих малышей. Оказывается, эти дальновидные мамы потрудились изучить не только преимущества методик раннего развития, но и побочные эффекты от их применения. С анализом побочных эффектов от развивающих методик дела обстоят удручающе — их, зачастую, невозможно ни увидеть, ни измерить, ни отследить. Только здравая логика и кропотливое изучение результатов научных исследований могут остановить современных родителей от ошибок в применении методик раннего развития.
Содержание
- Понятия «раннего развития» и «раннего обучения»
- Негативные последствия раннего обучения
- Мнения специалистов о негативных последствиях раннего обучения
- Правильные ориентиры для раннего развития
Вред раннего развития | Отличие понятий «раннее развитие» и «раннее обучение»
(вернутся к содержанию)
Для начала обсуждения проблемы необходимо отделить котлеты от мух, потому как некоторые восприняли мои предыдущие посты, как абсолютный отказ от развивающих занятий. Это совсем не так! При подготовке предыдущих постов о раннем развитии я постаралась структурировать свои знания и пришла к выводу, что вред несет не раннее развитие, а раннее обучение. Прошу все мои прежние нападки на раннее развитие относить к раннему обучению и злоупотреблению методиками.
Разберемся в чем же собственно отличие этих понятий:
Раннее развитие — направленная деятельность взрослого по отношению к ребенку до 3-4 лет, стимулирующая познавательный интерес;
Раннее обучение — направленная деятельность взрослого по отношению к ребенку до 3-4 лет в результате которой ребенок приобретает знания и умения выполнять те или иные виды деятельности (т.е. обучение прогресс в пределах какой-либо одной стадии развития ребенка).
Ключевая разница этих понятий в преследуемых целях:
- Раннее обучение. Если вы общаетесь с родителями, которые рассказывают о достижениях малыша в запоминании какой-либо информации (букв, цифр, животных и т.п.), чтении или счете — то родители, сами того не ведая, занимаются ранним обучением.
- Раннее развитие. Если молодая мама с восторгом делится о том, что её чадо придумало или освоило новые приемы и правила игры с играми и игрушками, новый способ прокладывания маршрута из комнаты в комнату и т.п.
Собственно, уже на этапе рассмотрения понятий становится ясно насколько более важно развитие, чем обучение. Ведь при развитии мозга ребенка в первую очередь должен сформировать оптимальные алгоритмы, внутренние механизмы и методики для своего будущего обучения и соответственно дальнейшее обучение без них эффективным просто не может быть.
Вред раннего развития обучения | Негативные последствия
(вернутся к содержанию)
- Получение «тепличного» эффекта. Многим знакомый, но малопонятный термин «тепличные дети» становится более ясным после рассмотрения разницы понятий обучение и развитие. «Тепличные дети» — дети с которыми занимались ранним обучением, в ущерб раннему развитию. В итоге у таких людей даже во взрослом возрасте не смогли в полном объеме сформироваться механизмы развития, зато отлично работают механизмы обучения — в большинстве своем такие люди эрудированы, но самый простой нестандартный вопрос оказывается вне зоны их компетенции.
- Побочные эффекты перегрузки центральной нервной системы ребенка: плохой сон, симптомы энуреза, частые соматические заболевания, возможны различные дисфункции, связанные с работой эндокринной системы.
- Функциональная несформированность лобных отделов мозга. Нарушения, наступающие вследствие неадекватных воспитательных воздействий, носят не только функциональный, но и, с течением времени, функционально-органический (т.е. последствия которые уже не обратить) характер. Проявляется подобная несформированность рядом побочных эффектов: недостаточность саморегуляции, программирования, контроля за протеканием собственной деятельности. На практике это выражается в отсутствии интереса к учебе. Про таких детей говорят: «Может учиться, но не хочет».
- Уменьшение шансов во взрослом возрасте достичь максимума своего интеллектуального потенциала за счет раннего снижения пластичности мозга не без помощи методик раннего развития обучения.
- Энергетическое обкрадывание участков мозга, текущего сенситивного периода (Как правило, до 4 лет это будут участки, обеспечивающие движение тела и восприятие пространства. Этот «телесный» дефицит, скорее всего, останется на всю жизнь в виде неловкости, неуклюжести, а то и серьезных двигательных нарушений.)
Вред раннего развития | Мнения специалистов
(вернутся к содержанию)
Марьяна Безруких директор института ФГУ «Институт возрастной физиологии» РАО, профессор, выдержка из статьи «Эксперты выступают против сверхраннего обучения детей чтению и письму»:
«…Если мы требуем от ребенка трех лет (а в этом возрасте ребенок еще функционально не готов к тому механизму зрительного восприятия и дифференцировке буквенных знаков, которые лежат в основе чтения) это делать, то у ребенка формируется неэффективный механизм чтения, который сохраняется на весь период обучения…»
Татьяна Волосовец директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, выдержка из статьи «Эксперты выступают против сверхраннего обучения детей чтению и письму»:
«…Врачи сейчас наблюдают общее снижение состояния здоровья у детей, которые живут в очень тяжелом режиме — ходят и на занятия по английскому языку, и на спортивные секции, и на занятия по живописи, и еще куда-нибудь, куда придумают родители. Потом дети приходят в 9 часов вечера домой и падают от усталости. Это приводит и к общесоматическим заболеваниям, и к неврозам и к уничтожению мотивации к обучению как таковой, так как он приходит в первый класс и не хочет учиться, и уже не может учиться»
Владимир Загвоздкин, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования (МИОО), из интервью «Нельзя требовать от дошкольников умения читать«:
«…К сожалению, среди родителей (и не только в нашей стране) широко распространено мнение, что самым эффективным способом подготовки детей к школе является прямое обучение тому, чему затем будут детей учить в самой школе — прежде всего, чтению, письму и счету. А вот поощрение детской игры, исследовательской активности детей, детских вопросов, — это основные ценности, лежащие в основе стандарта — никакого отношения к подготовке детей к школе не имеют…
…В настоящее время в мире существует консенсус о том, что прямое обучение чтению, письму, математике и т.п. детей младшего и дошкольного возраста не приводит ни к чему хорошему. А вот если дома или в детском саду, например, есть уголок грамоты, где находятся книги, бумага и карандаши, детям читают сказки и истории, рассматривают книжки с картинками, поощряют их собственное воображение и словесное творчество, когда ребенок придумывает истории, а взрослый за ним записывает и т.п., то дети без всякого принуждения, сидения за партами овладевают начатками грамоты, чтения и письма как бы сами собой, без прямого обучения, и, что самое важное, каждый в своем темпе.
Такое учение приносит детям радость и не связано со стрессами и принуждением. Принуждать читать ребенка, мозговые центры которого, отвечающие за процесс чтения, еще не созрели, не только бессмысленно, но и может нанести существенный вред развитию многих детей. То же самое относится и к другим областям развития, например, развитию математических способностей…«
Ольга Писарик — блогер, чьи профессиональные интересы лежат в области психологии развития, из статьи «О раннем обучении вскользь»:
«…Если раньше нейрофизиологи считали, что за выполнение определённых интеллектуальных задач отвечают определённые области мозга, то теперь понятно, что по мере развития мозга, по мере того, как созревают новые области, нейронные цепи, отвечающие за обработку информации, изменяются. И чем пластичнее мозг, тем больше у растущего ребёнка шансов во взрослом возрасте достичь максимума своего интеллектуального потенциала.
Вы спросите, причём тут раннее обучение? А при том, что преждевременное (без запроса) обучение ребёнка абстрактным вещам вынуждает его при обработке информации задействовать доступные ему нейронные цепи и, в дальнейшем, снижает пластичность мозга. Когда непонятную и не актуальную для себя задачу ребёнок научается решать каким-то определённым образом, его мозгу в дальнейшем сложнее «перепроложить маршрут» на более эффективный. Таким образом, раннее обучение тормозит интеллектуальное развитие ребёнка.
Логику «надо начать пораньше и тогда к 6 годам мы оторвёмся от конкурентов, а к 17-ти у нас будет гений» я сравниваю с логикой садовода, который в условиях средней полосы России в феврале садит картошку в открытый грунт, с тем, чтобы к июню у него уже был невиданный урожай. Всё хорошо в своё время, и в обучении «раньше» не значит — «лучше».»
А.В. Семенович — известный нейропсихолог, профессор МГППУ, из учебного пособия «Ведение в нейропсихологию детского возраста»
«…Если задача, предлагаемая социумом ребенку, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает её, происходит энергетическое и информационное обкрадывание. Наиболее вредносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются. Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (2-3 года) обучение ребенка буквам и цифрам… Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной по времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях. …Опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму или счету, в силу своей энергоемкости «истощила» находящиеся в сензитивном периоде развития субкортикальные образования… последние завершают свое морфофункциональное развитие очень рано и, таким образом, не имеют достаточных ресурсов для реадаптации…»
Дарья Иванченко — логопед, выдержка из статьи «Кубики Зайцева»:
«…Примерно в год вступает в свои права предметная деятельность, и берет свое начало развитие наглядно-действенного мышления. Малыш жаждет познания мира через манипулирование предметами и орудийные действия, т.е. применение предметов по назначению. Он берет их в руки, пробует на зуб. В памяти лучше откладывается то, что потрогали, погладили, а потом еще и постучали этим. Дайте ему кубики с буквами, и он примется их грызть, ощупывать и строить башню. И запомнит, что это кубики, из них строят дом. И всё.
В конце первого года жизни ребенок пробует произносить первые слова, начинает развиваться словесная речь. Малыш говорит еще мало, но знает уже достаточно много предметов. По методике Зайцева предлагается приклеивать карточки со словами к крупным предметам в квартире – холодильнику, шкафу и т.д. Мало того, что обобщение понятий в этом возрасте еще на низком уровне и слово «стул» для некоторых детей будет обозначать лишь стул на кухне. Еще и написанное слово, прикрепленное к этому злосчастному стулу, может подменить само понятие данного предмета мебели! И на просьбу «покажи стул», Ваш малыш будет показывать на распечатку слова. А Вы будете думать, что он читает…»
Ольга Исаенко — детский психолог, кандидат психологических наук, из методического пособия «Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей» издательства Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. :
Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с. С. 356-358:
«…В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отставать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни.
Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.
За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не умеющем. В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое равенство,согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зрения, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят полезное, перспективное обучение и освоение нового.
Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ограниченна — она опасна и губительна! Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками)…»
Правильные ориентиры для раннего развития
(вернутся к содержанию)
«Нет» — раннему обучению, «Да» — раннему развитию! По мнению многих специалистов, самым важным ориентиром в раннем развитии является восприимчивость к той или иной информации — сенситивные периоды. Для определения восприимчивости малыша к определенной информации можно воспользоваться как родительским чутьем, так и готовыми наработками психологов и педагогов. Одна из наиболее популярных сенситивных периодизаций составлена Марией Монтессори:
СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПО МОНТЕССОРИ | ||
Наименование | Период | |
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ | длится в среднем от 0 до 6 лет | Общение, взаимодействие, пение, чтение для ребенка |
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА | длится от 0 до 3 лет, наиболее интенсивно около 2 — 2.5 лет. | Обеспечиваем:
|
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ (развитие всех видов восприятия: тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д.) | Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. | Обеспечиваем обилие сенсорной пищи:
|
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ | длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет |
|
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ | от 1 года до 4 лет | Поощряем двигательную активность. |
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ | в возрасте 2.5 — 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. | Обеспечиваем достойный образец для подражания. |
Вооружившись таблицей сенситивных периодов можно вплотную рассмотреть развивающие методики на предмет интересных и полезных упражнений. Например, демонстрация большого количества карточек по методике Домана, в период, когда мозг малыша требует сенсорного развития, может вызвать сенсорный голод. Гораздо более приемлемо показывать не карточки с изображениями предметов, а сами предметы. Методика предложенная Монтессори заключается в создании оптимальных для развития условий окружающей среды — обеспечения необходимыми игрушками и другим дидактическим материалом.
Несмотря на разнообразные рекомендации методик, следует помнить, что наиболее полноценным видом деятельности для детей раннего возраста являются сюжетно-ролевые игры, так как они, в отличии от большинства других занятий для детей, обеспечивают равномерное качественное воздействие одновременно на множество сенситивных центров. Специалисты рекомендуют уже с полугода приучать ребенка к сюжетно-ролевым играм. Начинать такие игры лучше всего с имитации типовых бытовых ситуаций при помощи игрушек. Показывая, как куклы и плюшевые игрушки, кушают, умываются, одеваются, укладываются спать, играют, танцуют, ходят на горшок, ребенка можно заинтересовать не только навыками самообслуживания, но и играми, в которых максимально развивается фантазия и мышление. Помимо сюжетно-ролевых игр достаточное количество внимания необходимо уделять подвижным играм (догонялки, прятки и т.п.) и чтению книг. Занятия из методик раннего развития могут дополнять основное времяпрепровождение малышей в играх, но ни в коем случае не заменять!
Учитывая все вышесказанное, можно выделить следующие ориентиры для гармоничного раннего развития:
- создание условий для сюжетно-ролевых игр: предоставляем игрушки, регулярно выделяем время для игр, придумывая разные односложные сюжеты;
- создание условий для подвижных игр: предоставляем малышу пространство и игрушки для подвижных игр, регулярно выделяем время для игр;
- чтение и прививание любви к книгам: читаем книжки для самых маленьких и показываем картинки;
- прививание любви к музыке: прослушивание мелодичной музыки (как правило из категории для самых маленьких или классики);
- создание развивающих условий окружающей среды: предоставляем малышу развивающие игрушки (пирамидки, кубики, мозайки и т.п.), рабочее место (детские стол и стул) , мелки, краски, пластилин, сенсорные коробки, дидактические пособия, карточки и т.п., регулярно выделяем время для игр и занятий. Данный пункт является основным элементом методики Монтессори.
- воспитание интереса к творчеству: знакомим малыша с приемами рисования, лепки, аппликации и т.п.
Источник