К 3 годам какой запас слов у ребенка

Это попытка как то обобщить мой «логопедический» опыт и рассказать об основных направлениях работы по развитию речи и формированию словарного запаса у ребенка от года до трех лет. Чтоб в голове немного по полочкам все разложилось.
Артикуляция гласных А и О https://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1710459
Артикуляция У https://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1710837
Артикуляция И Э Ы https://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1711143
Минимальный словарный запас ребенка в 3 года. Если попытаться найти в инете тот минимум, который ребенок должен говорить к 3 годам – он вам быстренько ответит кучкой общих фраз о том, что минимальный запас должен быть от 700-1200 слов, что-то там про грамматический строй речи, употребление существительных в дательном, именительном и творительном падежах, уменьшительно-ласкательных суффиксов и прочее и прочее. Если полазать по форумам – то тут тоже полный швах – у кого-то ребенок говорит 6 слов, а у кого-то рассказывает Пушкина наизусть… Единорог, в общем – этот словарный запас ребенка к 3 годам. Делюсь тем, что нарыла. Взято из книги Янушко Помоги малышу заговорить и немного дополнено мной из разных источников.
Имена существительные
Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжками др.
Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.
Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.
Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др.
Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.
Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др
Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.
Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.
Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор;
апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.
Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др.
Названия животных и птиц (и звукоподражания им): собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка, коза, корова, петух, утка, гусь, лиса, заяц, волк, медведь и др.
Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога,
светофор, машины, самолёт, качели, горка, парк и др.
Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.
Фигуры: круг, квадрат.
Числительные: один, два, три.
Глаголы
Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытирает и др.
Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает,
пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.
Другие действия: [телефон] звонит; [машина] едет, гудит; [самолёт] летит;
[листья] падают и др.
Прилагательные,наречия
Цвета: красный, синий, желтый, зеленый.
Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, солёный, кислый,
мокрый, холодный, горячий, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.
Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.
Это малышковый минимум к 3м годам. Как видно из словарика – практически все имеет место быть в окружающей среде малыша и ничего особо выдающегося – в виде слов гепард, треугольник или десертная вилка – в нем не содержится.
Если практически ничего нет, а ребенку уже 3г – повод поискать таки логопеда и пройти полное обследование, начиная со слуха ребенка. Если ребенку два-два с половиной и хотелось бы как то позаниматься с речью – начинать надо с выяснений что из этого словаря малыш знает (логопеды называют это пассивным словарем ребенка). Что бы слово появилось в речи – у малыша должен сложится образ слова – набор звуков должен с чем-то однозначным ассоциироваться, ребенок должен понимать, что означает то или иное слово.
1. Уточнение и расширение пассивного словаря. Как выяснить, что ребенок понимает? Даже если спросить у мамы годовалого малыша – она вам тут же ответит – все-все понимает… Проверяется все очень просто – берется этот самый малышковый минимум, ребенок ставится вдали от этих предметов – и начиная с существительных просится – принеси (дай, покажи) мяч, принеси куклу, принеси тапки… где шкаф, где ванная, где кровать… Иногда бывают неприятные моменты – вы искренне считали что ребенок знает что такое тумбочка – а вот и нет. Потому как обычно вы говори что то типа Принеси свою книгу, она на тумбочке. Какая книга ребенок знает и приносит ее, а что то, на чем она лежит, – тумбочка… Или зубная щетка – обычно говорили – пойдем почистим зубки – и давали в руки что-то совершенно неассоциируемое ребенком со щеткой, потому как щеткой называли расческу для волос. Или ванная – пошли умоемся, пошли покакаем, быстро руки мыть – а то что комната – ванная – забыли уточнить. Еще бывает что некоторые слова ребенок путает – и не только стол-стул, а что то совсем непостижимое в вашем восприятии – тапки и сапоги, лыжи и санки, чашка — чайник – то есть предметы из одной группы – это не какая-то глобальная проблема – достаточно просто вывалить эти предметы обихода в кучку, найти соответствующие картинки в книжках, мультфильмы, стихи, и почитать-поиграть-посмотреть – провести тематические занятия. Бывает, что ребенок путает слова сходные по звучанию – удочка и дудочка – это вопрос к вашей артикуляции и темпу речи. Бывает, что некоторые словосочетания он принимает как одно слово – даймяч, соленыйогурец, спиуженочь – поэтому так важно при контрольной проверке выбирать такие выражения, которые вы редко используете. В общем, всяко бывает.
Глаголы проверяются также на слух – то есть вы НЕ говорите – Обними меня – широко расставляете руки и приседаете – совершается жест, который ребенком трактуется как обнимашки сейчас будут. Вы даете речевую инструкцию, а сами изображаете статую – побегай с подружкой (гом), догони мяч, открой банку, закрой шкаф, вытри пол и т.д. Желательно для контрольной проверки выбирать такие действия, которые в обычной жизни ребенок не делает – то есть немножко похитрить – если обычно он пьет из стакана – то вы даете стакан и просите его помыть. Наличие огромного количества существительных в речи – не так важно, как наличие огромной глагольной базы. Глаголами у логопедов считаются так же некоторые другие части речи – надо, на (возьми), туда (иди) и т.д. Считается, что при наличии в частом употреблении 20 глаголов – происходит резкий скачек в развитии речи.
Если выяснилось такое вот непонимание – надо поменять тактику общения в целом. Надо короткими емкими фразами описывать свои действия – Идем мыть руки. Бери мыло. Мыль ручки. Открывай кран (мы в Европе живем – такие цены на коммуналку – работать не хочется). Водичка побежала. Теперь смывай руки. Где полотенце? Вытирай руки. Умничка!
Роботом вы не станете – но ребенку большую услугу окажите. Вы должны много говорить – но не превращаться в гул, и уж тем более не играть в молчанку (чем особенно грешат папы). С пониманием речи надо работать постоянно – эта работа не пройдет после появления заветных предложений, это будет продолжаться до самой вашей смерти – потому как понимание природы вещей – наука вечная.
Где то с года малыша (а именно почему то с года в журналах перестают печататься таблицы чего малыш должен делать) – полезно завести что то вроде таблиц контроля. У издательства Карапуз была серия Мои первые слова – в каждой книжке есть приличный опросник малыша. Серию можно скачать, распечатать и каждые полгода контролировать развитие речи и навыков ребенка.
2. Развитие общего подражания. Итак, понимание на уровне, а вот речи активной нет. Для того чтоб она появилась и развивалась необходимо чтобы ребенок стремился вам подражать. Что это значит в практическом смысле? Ребенок должен стремится повторять за вами некоторые действия – строительство по образцу (о котором так много написано — берете кубики и учите стоить башню, кровать, стол, дом, замок и т.д.), подражание движениям (попрыгаем как зайчики, делаем зарядку), творчество (сделать повторяя за вами из теста шарики), мимика (покривляйтесь – надуйте щеки, покажите язык) и т.д. Если ребенок вообще ничего за вами повторять не хочет – серьезный повод обратится к психологу – скорее всего у вас присутствует некоторый внутрисемейный конфликт.
С подражанием надо постоянно «работать» — это доверие малыша к вам. Не надо выдумывать какие-то особые упражнения и гимнастики. То что есть в интернете – разработано в основном для логопедов (которые должны быстро войти в эмоциональный контакт с ребенком) или для воспитателей детсадов (они так же мало знают вашего малыша). Дома по моему мнения – первычны занятия не по выкладыванию мозайки по образцу, а например – вместе приготовить пиццу, сварить кашу, помыть пол, выбрать продукты в магазине – вы должны найти в своей жизни место не для занятий с малышом, а посильные занятия по дому для него.
Очень часто мы – родители – сами и отбиваем охоту подражать нам постоянными запретами – ребенок хочет помыть посуду – ой-ой-ой, сейчас зальет всю кухню водой, иди лучше поиграйся, а я сама все быстренько помою. Мало того что гораздо раньше чем в подростковом возрасте столкнетесь с проблемой нежелания мыть посуду после себя, так еще и повод расширить словарный запас упущен. Ничто так не укрепляет отношения как совместное дело. Желая подражать вам в привычной жизни – ребенок захочет подражать вам и в речи, охотнее сделает артикуляционные упражнения, освоит пальчиковую гимнастику, существенно расширит свои игры, пуская в них вас.
Часто бывает так – вы не пускаете ребенка в свой взрослый мир, ребенок не пускает вас в свой детский. Надо поощрять такие порывы ребенка и максимально использовать их для его развития – помыли посуду на настоящей посуде (можно ведь и не фамильный хрусталь давать, а пластиковые стаканчики, палки-мешалки, вилки-ложки, наборы контейнеров, в которых в храните остатки еды в холодильнике), потом по случаю имитировали мытье детской посуды, потом вообще имитировали и детскую посуду и ее мытье (на прогулке, например, листики у вас были тарелками-чашками, фантик – губкой-тряпочкой, палочка – щеткой для мытья посуды). Приобщили к чистоте, расширили-уточнили словарный запас, укрепили отношения между собой.
3. Следующим важным направлением в развитие речи являются упражнения для развития слуха. В инете очень много упражнений – если надо – пишите в комментах, я подробно на них останавлюсь. Начинаете с неречевых звуков – 2-3 разных звучащих предмета – гремите-стучите за спиной или ширмочкой – спрашиваете что звучало? Потом речевые – за ширмочкой спрятали животное – ой к нам кто то пришел в гости – кто там? Мяу-мяу – кто это к нам пришел? И ребенок должен показать игрушку – назвать кто пришел. Постепенно усложняете.
4. Следующее – развитие мелкой моторики – все эти сенсорные коробки, тактильные карточки, мячики для животных, лепка, аппликация, бусы, мозайка, рисование, выкладывание, конструкторы и т.д. Специально остановлюсь на пальчиковой гимнастике. Да, можно найти огромное количество всяких стишков и упражнений в инете, ничто не мешает их делать с ребенком. Но по секрету – пальчиковая гимнастика не так уж и необходима. Существует всего 2 обязательных упражнения – первое – это типа сорока-ворона (с загибанием отдельных пальчиков и их массажем), второе – это пальцы, ребро, кулак.
Не фанат ваш ребенок пальцы гнуть под сомнительные стихи – найдите лучше то, что он будет делать с удовольствием – бусы в виде маленьких машинок, мозаика по принципу воткни в картинку, обмазывание одноразовой тарелки пластилином (тестом), рисование пальчиками на кафеле при принятии ванны и т.д. При том же мытье посуды происходит такая работа пальцами – никакой гимнастике не снилось. Вместо пальчиковой гимнастики просите ребенка часто посолить-приправить (больше вариантов стимуляции кончиков пальцев – сухое орегано, розмарин, корица, сухие коренья и т.д. (НЕ острые приправы)) пищу, имитировать соление в играх с детской посудой, имитировать движения включить-выключить плиту (завести машинку), открыть-закрыть кран (открутить гайку), перебирать разную крупу (украсить ей тарелку из теста) и т.д. Всем детям нравится театр теней — часто дети стремятся сами делать простые фигуры.
5. Следующие – развитие речевого дыхания. Речевое дыхание от неречевого (обычное дыхание – выдох-вдох) отличается тем, что выдох более продолжителен (на выдохе произносятся звуки). Для правильного произношения необходим сильный продолжительный выдох, направленная струя воздуха. Также происходит тренировка дыхательного аппарата (профилактика бронхо-легочных заболеваний), укрепление губных мышц (сильные мышцы – чистые звуки). Так что если каша во рту у ребенка (для ее профилактики) – задуваем свечи, дуем на вертушки, метелки из елечного дождика, изображаем ветер в морских сражениях, сдуваем со столов снежки из ваты (бумаги), листья (настоящие и бумажные), птичек-бабочек, качаем музыку ветра, делаем пузыри в стакане через трубочку, дуем на одуванчики ( старая игра дед или баба? — лысый одуванчик дед, остались «волосики» — баба) и т.д.
Основные правила выполнения данных упражнений:
— НЕ поднимаем плечи,
— НЕ надуваем щеки,
— НЕ делаем до-вдохов.
6. Следующее – формирование правильной артикуляции. Сюда относятся логоритмические упражнения (альбомы Веселая логоритмика, Гав,гав, мяу Железновых, Логопедические распевки Овчинниковой ТС), чистоговорки (Са-са-са — прилитела к нам оса), звукоподражание. Конкретно упражнения на правильное произношение звуков (с зеркалом, с упражнениями на язычок, чисто артикуляционная гимнастика) начинать лучше после 2х лет. К 3м годам ребенок должен правильно произносить следующие звуки:
Гласные буквы А О У И Ы
Согласные буквы М Н П Б Т Д К Г Ф В
Вот с ними и работаем. Буквы учить не обязательно. Артикуляционные упражнения отличаются тем, что вы не просто говорите – а утрировано, привлекая внимание к состоянию ваших губ при произношении звуков. Постараюсь в отдельном посте выложить упражнения. Этот и так уже такой огромный – что никто его читать не будет.
Источник
Лексический запас – количество слов, которые человек понимает и использует в речи. При чем часть из них он употребляет, а вторую нет. Благодаря речи мы общаемся друг с другом, выражая свои мысли и донося их до собеседника, формируем убеждения и интеллектуально развиваемся. Чем насыщеннее, грамотнее и выразительнее речь у человека, тем выше считается его уровень образования и культурного развития.
Лексический словарь детей и взрослых состоит из двух категорий:
- Активный словарный запас – слова, которые человек употребляет регулярно в устной речи и письме.
- Пассивный словарный запас – состоит из слов, которые человек знает и воспринимает на слух, но сам не использует. Значительно превышает активный словарь.
Каким должен быть запас взрослого человека – точного ответа нет. К примеру, словарь В.И. Даля содержит более 200 тыс. слов, академический словарь русского языка – примерно 130 тыс. слов, последнее издание словаря С.И. Ожегова – 70 тыс. слов. Очевидно, что даже самые эрудированные люди не владеют таким объемом лексики. По последним данным исследований, активный запас взрослого составляет от 5 тыс. до 35 тыс. слов, пассивный – от 20 тыс. до 100 тыс. слов.
Проверить свой словарный запас и оценить его помогают онлайн-тесты. Но результаты у одного и того же человека в разный период времени могут отличаться, так как он постоянно развивается – узнает новые слова, но при этом забывает или перестает использовать ранее выученные.
Как правило, люди с богатым лексиконом имеют больше перспектив, быстрее добиваются целей, успехов в карьерной лестнице, менеджменте, шоу-бизнесе. По мнению большинства, работа у них более интересная, творческая, неординарная, а достижения выше. То же касается и личной жизни. Человек с большим лексическим запасом лучше формулирует свои мысли, вербализирует желания, эмоции, за счет этого лучше находит общий язык с людьми.
Лексический запас можно сравнить со снежным комом: чем больше сложных понятий знает человек, тем больше новых слов и терминов он в состоянии воспринять, запомнить и использовать в своей речи. Вот для чего следует заниматься развитием речи ребенка с самого раннего детства.
Развитие лексического запаса
Лексическое развитие ребенка состоит из двух аспектов:
- Количественный рост словарного запаса;
- Качественное развитие – овладение значениями слов.
В дошкольном возрасте обогащение словаря ребенка происходит быстро. Период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитивным (чувствительным) и наиболее удачным для обучения, благоприятным для воздействия внешней среды. Но скорость сильно зависит от среды, в которой он находится, поэтому данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста отличаются.
Рассмотрим сензитивный период развития речи и лексического запаса более подробно.
Пополнение лексического запаса ребенка по годам
В первый год жизни ребенок для нормального развития речи нуждается в эмоционально-положительном общении со взрослыми.
Ребенок усваивает слова в таких условиях, когда может соотнести визуальный образ предмета и звуковое звучание. Если он в это время имеет возможность манипулировать предметом (вертеть в руках, пробовать на вкус), новое слово запомнится быстрей. Например, мама дает ребенку ложку и показывает, что ею нужно кушать.
К году он использует всего 5-9 слов вроде «дай» и «ням-ням», соотносит их с предметами и действиями, у него появляются реакции на слово. Это подготовительный этап к овладению речи.
В данном возрасте уже стоит уделять внимание обогащению словарного запаса ребенка. Регулярные и систематические занятия позволят малышу расти эрудированным и интеллектуально развитым.
Важно, в каких условиях у ребенка формируется и развивается речь. Лучше всего, чтобы окружающие говорили правильно и неторопливо, так как дети в этом возрасте подражают взрослым. Если ребенок слышит неправильную речь, у него закрепляются неправильные образы слов, что сложно исправить в будущем.
1-1,5 года – гиперсензитивная фаза, быстрое накопление пассивного словаря и начало формирования фонетической и грамматической сторон речи. Но если речевого общения недостаточно, формирующаяся речь быстро разрушается. Симптомы: задержка появления первых слов, «забывание» уже знакомых слов, остановка речевого развития.
В данном возрасте начинается предметно-действенное общение со взрослыми. Пассивный словарный запас стремительно расширяется до 800-1000 лексических единиц. Он состоит из слов, употребляемых родителями в общении друг с другом и с окружающими.
К полутора-двум годам внимание к артикуляции взрослых усиливается, ребенок повторяет (эхолалия) и сам произносит определенные слова. Нормально, если в этом возрасте он путает звуки, искажает, переставляет или пропускает их.
Первые слова имеют обобщенно-смысловой характер – т.е. одно и то же слово может обозначать и предмет, и действие, и чувства. Понять ребенка можно в ситуации, поэтому такая речь называется «ситуационной».
В полтора года ребенок на фотографии различает, где папа, где мама, где бабушка, а где брат или сестра, называет и показывает части тела (нос, рот, глаза и т.д.).
2,5-3,5 года – формирование фразовой речи. Переход к отвлеченной форме мышления, от односложных фраз к комплексным структурам. С 3-х лет начинается формирование грамматического строя речи. Ребенок из примитивных фраз, не согласованных между собой, начинает строить предложения, согласовывая и соподчиняя слова.
В этот период наблюдается значительное расширение и накопление словаря. Наиболее распространённые данные о количественном росте словарного запаса у детей:
- 1,6 – 10-15 слов;
- конец 2-х лет – 300 слов;
- 3 года – 1000 слов.
С 3 лет ребенок все воспринимает через игру. В этот период он осознанно называет предметы и указывает на них жестами, обращает внимание на цвет, форму, величину, определенные качества предметов и явлений, а также понимает разницу между словами «один» и «много».
Что должен знать ребенок в 3 года:
- как зовут членов семьи, близких, домашних животных;
- названия игрушек (пирамидка, кукла, мяч, машинка, пазл и т.д.)
- названия посуды и столовых приборов (тарелка, ложка, вилка, миска, кастрюля)
- названия одежды (куртка, платье, джинсы, футболка, шорты и т.д.);
- названия продуктов питания, которые употребляются в семье;
- пространственные понятия (лево, право, низ, верх);
- простые геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, звезда)
- названия животных и их детенышей (курица-цыпленок, собака-щенок, корова-теленок, овца-ягненок).
- минимум 5-10 названий растений;
- названия времен года и погодных явлений (дождь, снег, ветер, солнце, луна).
В основе развития словарного запаса 3-летнего ребенка лежит запоминание значений существительных и глаголов. Так как в этом возрасте дети не могут описать предмет или свое состояние с помощью слов, нет смысла делать упор на прилагательные и наречия. В этом возрасте достаточно знать названия некоторых ощущений и состояний (тепло, жарко, холодно, больно, вкусно).
К 3 годам у ребенка появляется «внутренняя речь». Она становится средством его интеллектуального и речевого развития. Он постоянно подключает взрослого в процесс общения с собой. Любые психические стрессы и сенсорные депривации в этом возрасте могут спровоцировать задержку речевого развития и привести к патологии речи (заиканию, мутизму, речевому негативизму).
Нормально, если ребенок в данном возрасте делает паузы не только между отдельными фразами, но и в середине слов (это дизритмия речевого высказывания, что говорит об интенсивном формировании внутриречевого программирования). Также в речи появляются повторения слов, сочетаний и даже слогов (физиологические итерации). Важная составляющая речи в этот период – речевое дыхание (ребенок может начать говорить в любую из фаз дыхательного акта). Бывает, что в процессе высказывания активно реагирует вегетатика – ребенок краснеет, чувствует напряжение в мышцах, учащенно дышит.
3,5-5 лет – полноценное понимание речи взрослого, инструкций, речь становится средством общения.
Дети 3-5 лет учатся употреблять те или иные слова, повторяя за взрослыми, а также в процессе взаимодействия с предметами, о которых они говорят. В подавляющем большинстве случаев ребенок придает буквальный смысл произнесенным словам. Например, слово «дружба» ребенком 5 лет будет усвоено буквально: вместе играем, ходим за ручку. Только после 11 лет, согласно теории Пиаже, он начинает понимать, что дружба основывается на доверии, взаимопомощи, совместных интересах и т.д. (так как в это же время он начинает понимать такие абстрактные понятия, как доверие, предательство, взаимовыгода).
В этом возрасте у ребенка появляется много вопросов по типу «Почему?», «Зачем?» и т.д. Также в этом возрасте дети овладевают обобщением (собака – не только игрушка дома, но и рисунок на картинке, домашнее животное у соседки). Особое внимание стоит уделить формированию звукопроизношения, так как могут проявиться нарушения в произношении свистящих, шипящих и сонорных звуков.
В 4 года нормотипичный ребенок употребляет в основном простые предложения, но также уверенно строит сложносочиненные и сложноподчиненные. В этом возрасте он способен без помощи взрослых составить рассказ из 40-50 предложений, что говорит об овладении монологической речью.
Происходит высшая стадия интеграции слова, так как в мозгу ребенка уже содержится итог полученных ранее знаний, появляются обобщения. В этом возрасте дети часто называют категорию предмета, а не сам предмет, что усложняет процесс понимания их родителями.
Объем словаря составляет 1900-2200 слов. Новые тематические группы и категории, которыми владеют дети в этом возрасте:
- понимание и выражение чувств и эмоций (радость, веселье, злость, гнев, обида);
- характеристики предметов (размер, цвет, температура);
- уменьшительно-ласкательные формы слов (мамочка, кустик, лисичка).
В этом возрасте ребенок полностью понимает, как образовывается слово. Поэтому у него появляются навыки создания групп однокоренных слов благодаря добавлению приставок и суффиксов: мышь – мышонок, пить – попил. При этом он понимает различия между однокоренными словами из одной группы: кот – большое животное, а котенок – маленький детеныш кота.
После пяти лет также происходит резкий скачок по сравнению с предыдущим периодом – количество слов увеличивается в 2 раза, словарный запас составляет 3000-4000 слов. Количество лексических единиц резко возрастает за счет именно однокоренных слов: «кот-кошка-котик-котенок», «ведро-ведерко». Значения слов еще больше обогащаются и уточняются, но ребенок все еще может их употреблять не по смыслу.
В возрасте 5-6 лет появляется навык отнесения нового слова не к одному предмету, а ко многим. Узнавая новые слова в этом возрасте, дети иногда не осознают весь смысл их содержания, поэтому наблюдается ошибочное употребление слов, сужение и расширение границ их значения и применения. Так происходит из-за того, что они колеблются между конкретным и абстрактным опытом (до этого они были точно уверены, что существует только то, что они видят).
Также это период формирования контекстной речи, т.е. ребенок сам придумывает монолог и озвучивает его. У него запускается сложнейший механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Центральная нервная система наиболее напряжена в этом возрасте, как и в 3 года.
В период 5-7 лет случаются «сбои» речевого дыхания при употреблении сложных фраз и длительные паузы из-за трудностей с формированием лексико-грамматически правильного высказывания. Монологическая речь может быть недостаточно сформирована из-за психических стрессов и ограничений общения в естественной среде.
Важный этап формирования речи в дошкольном возрасте – это словотворчество. Ребенок сам придумывает новые слова, беря за основу знакомые существительные или существительные и глаголы. Например, может назвать свою руку «нососумкой» от «ношения сумки».
Темы, которые понимает ребенок в 5-7 лет:
- время и интервалы (час, минута, неделя, год), времена года;
- использование числительных с использованием грамматики (пяти стульев, третье яблоко);
- имена и фамилии членов семьи, выдающихся личностей (любимых музыкальных исполнителей, героев мультфильмов);
- названия достопримечательностей и праздников;
- понятие пространства (горизонт, небо, космос, Вселенная, за углом, в другом городе);
- цвета и оттенки, профессии и виды спорта, части тела людей и животных;
- транспортные средства, предметы быта;
- дикие животные, экзотические растения и деревья, фрукты, овощи, цветы;
- слова, обозначающие эмоции и их оценки (позитивные, негативные).
Чем старше ребенок, тем он становится менее зависимым от чувственной ситуации. Смысловое содержание слов набирает силу только к концу среднего дошкольного возраста благодаря усвоению новых знаний об окружающем мире. Также в этот период у детей зарождается эстетическое отношение к слову и речи. К примеру, в 5-летнем возрасте дети могут употреблять метафоры, но осознанно они это делают только со старшего школьного возраста.
Под конец среднего дошкольного возраста усваиваемый язык становится действительно родным для ребенка.
С 6-7 лет для обучения ребенка актуально чтение. Это время, когда у него уже достаточно большой запас знаний о мире, в котором он живет, активно развиваются навыки придумывания, сочинения и проявления творчества. В таком возрасте чтение является источником переживаний эмоций для детей, способствует их умственному и речевому развитию. Задача взрослого – привить детям любовь к чтению вместо просмотра мультфильмов и видеороликов на ютубе, объяснить, что книга (письменная речь) является источником знаний.
При поступлении детей в школу обязательно проводится тестирование на уровень их речевого развития. Чтобы избежать проблем в обучении, рекомендуется предварительно оценить лексический запас своего ребенка и заполнить существующие пробелы.
Как помочь ребенку сформировать хороший словарь?
Чтобы развитие словарного запаса вашего ребенка проходило правильно, необходимо с ним постоянно общаться. Насколько это общение полноценно, показывает объем и качество словаря дошкольника. Поэтому рекомендуется регулярно знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, называть их, объяснять особенности и характеристики каждого. Также важно уделять внимание беседам с ребенком, задавать ему вопросы, создавать ситуации, в которых возможно выявить недочеты в понимании и употреблении слов ребенком. Чем активнее образ жизни семьи, тем наиболее благоприятные условия создаются для расширения словарного запаса ребенка. Это не только путешествия в другие города и страны, можно ходить в театр, цирк, зоопарк. Таким образом, регулярно пополняющийся словарный запас систематизируется, упорядочивается, складывается в семантические поля.
Источник