Йод и умственное развитие ребенка
Каждый ребенок имеет право на адекватное обеспечение йодом, который необходим ему для развития мозга [M. Escobar, 2002] и сохранения соматического и физического здоровья.
Отрицательное влияние йодного дефицита на мозг зависит от периода жизни, в котором ребенок испытывает дефицит микроэлемента. Наиболее серьезные проблемы возникают в тех случаях, если йодный дефицит имеет место на ранних этапах развития – внутриутробно, когда происходит активное формирование структур ЦНС.
Считают, что критическим этапом для мозга плода является период до начала синтеза им собственных тиреоидных гормонов, то есть до 12–й недели гестации.
Механизмы влияния йода на развитие нервной системы и клиническое значение его дефицита детально изучены, в том числе для растущего организма ребенка. Влияние йода на интеллект, прежде всего, обусловлено его участием в образовании тиреоидных гормонов (тироксина – Т4 и трийодтиронина – Т3).
Тиреоидные гормоны нередко называют своеобразным «таймером», обеспечивающим строгую последовательность процессов формирования, созревания и функционирования головного мозга.
Дефицит йода приводит к характерным изменениям гормонального профиля: снижается уровень Т4 в сыворотке крови; при этом уровень Т3 долгое время остается в пределах нормальных значений, так что клинически диагностируется эутиреоидное состояние. Т3 снижается только при тяжелом и длительном воздействии йодного дефицита.
Структурно–функциональное созревание структур мозга в основном зависит от локального Т3. Эффект трийодтиронина в тканях мозга опосредован генетически.
Доказано, что достаточное содержание Т3 в ЦНС является решающим для нормального функционирования и созревания нервных клеток и развития нейрональных связей. При дефиците тиреоидных гормонов у плода наблюдается уменьшение массы головного мозга и содержания в нем ДНК, а также ряд изменений на клеточном уровне. В эксперименте установлено, что гипотиреоз ведет к гипоплазии нейронов, уменьшению числа межнейрональных связей, биохимическим дефектам, нарушающим передачу сигналов в синапсах.
Для поддержания нормального локального уровня трийодтиронина, в том числе в тканях ЦНС, необходим синтез достаточного количества тироксина.
Установлено, что антенатальный дефицит йода сопровождается более низкими показателями интеллекта и снижением слуха у школьников.
Наиболее тяжелыми проявлениями дефицита йода является эндемический кретинизм. Выделяют две формы эндемического кретинизма – неврологический и микседематозный. Неврологический характеризуется сочетанием умственной отсталости, мутизма, глухоты и спастической диплегии. Микседематозный (гипотиреоидный) кретинизм отличается тяжелым гипотиреозом в сочетании с карликовостью. Встречаются также и смешанные формы.
Легкая степень дефицита йода часто не имеет ярко выраженных симптомов, однако специальные тесты позволяют диагностировать ту или иную степень нарушений психофизиологических функций и снижения интеллекта.
Имеются убедительные данные о том, что в условиях йодного дефицита у детей первого года жизни отмечается задержка психомоторного развития до 2–х эпикризных сроков.
В настоящее время доказано, что отрицательное влияние дефицита йода на интеллект может усугубляться ранним переводом ребенка на искусственное вскармливание, социальной депривацией в семье, наличием хронической патологии.
В йоддефицитных регионах группой высокого риска повреждения центральной нервной системы являются недоношенные дети, которые постнатально могут иметь транзиторную гипотироксинемию. Транзиторная гипотироксинемия регистрируется примерно у трети недоношенных новорожденных и у половины, рожденных ранее 30 недель гестации.
Приводятся данные о том, что транзиторный гипотиреоз у доношенных новорожденных также является фактором, повышающим вероятность нарушения памяти, внимания, задержки речи у детей в дошкольном возрасте.
Отмечается высокая частота когнитивного дефицита у детей с врожденным гипотиреозом, даже при правильном и своевременном их лечении (рис. 1).
В целом, уровень IQ у населения йоддефицитных регионов на 10–15% ниже, чем у проживающих в территориях с достаточным содержанием микроэлемента в биосфере (рис. 2).
Большинство исследователей считают, что наиболее чувствительны к дефициту тиреоидных гормонов дети до 1–3 лет, то есть в течение периода активного созревания структур и функций мозга.
В настоящее время установлено, что дефицит йода и тиреоидных гормонов неблагоприятно влияет на центральную нервную систему и интеллект во все возрастные периоды.
В последнее время все больше появляется публикаций, в которых описывают наиболее часто встречающиеся нарушения нервно–психического развития в раннем и дошкольном возрасте (табл. 1), обусловленные дефицитом йода.
Отмечается, что в раннем и дошкольном возрасте дефицит йода сопровождается нарушениями речи, снижением внимания и образного мышления, затруднением социальных контактов со сверстниками, эмоциональной неустойчивостью.
Имеются наблюдения, свидетельствующие о том, что дефицит йода у подростков сопровождается астенизаций, нарушением социальной адаптации, девиантными формами поведения.
По данным Коллегии Минздравсоцзащиты от 15 мая 2004 г. в России продолжает расти число детей с умственной отсталостью. Очевидно, что йодный дефицит вносит определенный вклад в увеличение числа детей, отстающих в психическом развитии. Несмотря на то, что умственная отсталость, связанная с дефицитом йода, является единственной формой умственной отсталости, которую можно предупредить, в России ни на федеральном, ни на региональном уровнях не проводится необходимых мер профилактики и коррекции дефицитных состояний.
Возможно, это связано с недостаточным числом публикаций, содержащих убедительные научные данные по этой проблеме. Последнее можно объяснить тем, что методы количественной оценки познавательных возможностей ребенка появились относительно недавно. Большинство же исследователей продолжают изучать показатели умственного развития детей с помощью вербальных методик или психологических тестов, которые не позволяют в полной мере дать объективную, характеристику основных составляющих познавательной сферы.
Создание оригинальной психофизиологической аппаратуры (тестовые компьютерные системы – «Ритмотест», «Мнемотест», «Бинатест» и «Психомат») открыло новые возможности для количественной характеристики важнейших составляющих процесса познания: восприятия, внимания, памяти, психомоторной деятельности, аналитико–синтетических процессов.
Разработанные в отделении психоневрологии НЦЗД РАМН возрастные нормативы перечисленных
параметров позволили уточнить характер и структуру нарушений в когнитивной сфере детей, проживающих в йоддефицитных территориях (рис. 3 ).
При сравнении полученных нормативов с фактическим состоянием процессов познания у детей в эндемичных по зобу регионах установлено, что на фоне йоддефицита отмечается существенно более низкий уровень внимания, восприятия, памяти, оперативности аналитико–синтетических процессов, мелкой моторики. Доказано, что йодный дефицит на 8–44% снижает познавательные функции у дошкольников и на 11–38% – у школьников (рис. 3).
Поскольку познавательные способности у ребенка тесно взаимосвязаны с уровнем интеллекта, логично встает вопрос о формах и методах эффективной профилактики нарушений когнитивных функций в эндемичных районах.
Существует две основные градации методов йодной профилактики. Первая предусматривает выделение массовой, групповой и индивидуальной, вторая – пищевой и медикаментозной форм. По сути, эти группы в определенной мере взаимосвязаны. Так, под массовой профилактикой обычно подразумевают пищевую профилактику (чаще с применением йодированной соли), под групповой или индивидуальной – медикаментозную. Суточная потребность в препаратах йода определяется ВОЗ (2001 г.) (табл. 2).
Можно выделить такие виды йодной профилактики, как антенатальная (до рождения ребенка) и постнатальная (после рождения ребенка), которые в равной степени важны для созревания анатомических и функциональных структур мозга.
На сегодняшний день доказано что пренатальная профилактика дефицита йода оптимизирует рост, психомоторное развитие и снижает заболеваемость, в том числе, обусловленную перинатальным поражением ЦНС.
Вопрос о необходимости профилактики и коррекции дефицита йода у детей дошкольного и школьного возраста до последнего времени оставался дискуссионным.
Работы F. Delange (2002 г.) позволили по–новому взглянуть на эту проблему. В них были представлены аргументы в пользу проведения йодной профилактики у детей любого возраста.
В настоящее время есть единичные наблюдения об эффективности приема йодида калия детьми трехлетнего возраста в течение 6 месяцев. При сравнении показателей возрастного развития трех– и шестилетних детей в зависимости от йодной профилактики установлено положительное влияние на когнитивное развитие ежедневного приема 100 мкг йода в составе йодида калия (табл. 3)
Нами была изучена эффективности применения йодида калия у младших школьников (100 человек 8–9 лет), проживающих в условиях легкой степени йодного дефицита.
Дизайн этого исследования предусматривал многостороннюю количественную оценку психофизиологических параметров в зависимости от йодной профилактики у младших школьников с применением тестовых компьютерных систем «Ритмотест», «Мнемотест», «Бинатест» и «Психомат». Всего было обследовано две группы детей. В основную группу (50 человек) вошли дети с дефицитом потребления йода (медиана йодурии для группы равнялась 58 мкг/л). В группу сравнения были включены школьники (50 человек) с нормальной обеспеченностью йодом (медиана йодурии по группе – 105 мкм/л).
В итоге тестирования установлено, что на фоне дефицита йода в среднем 85% детей имели отклонения тех или иных показателей интеллектуально–мнестической сферы. У школьников младших классов, имеющих йодурию менее 100 мкг/л, выявлена выраженная недостаточность по основным познавательным функциям. Дети имели дефицит внимания (44%), восприятия (30%). Темп мыслительной деятельности по сравнению с нормой был ниже на 20%. У 17% детей имели место нарушения в тонкой моторной сфере.
Степень выраженности когнитивных нарушений у взятых под наблюдение детей была тем выше, чем ниже йодурия.
После обследования детям основной группы с пониженной экскрецией йода с мочой назначали фармакологический препарат, содержащий йодид калия по 1 таблетке (100 мкг йода) 1 раз в день в течение 6 месяцев.
При обследовании через 6 месяцев установлено, что прием 100 мкг йода привел к нормализации йодной обеспеченности большинства детей основной группы (медиана йодурии составила 120 мкг/л в основной группе). В группе сравнения йодная обеспеченность практически не изменилась. У некоторых детей выявлено умеренное снижение показателей йодурии.
У детей, получавших дотацию йода, заметно улучшились все изучаемые показатели высших психических функций. По таким параметрам как внимание, оперативность мышления, тонкая моторика, реакция на слово и звук дети основной группы стали существенно опережать школьников из группы сравнения.
Таким образом, ежедневное, в течение полугода, применение 100 мкг йода в составе йодида калия оказывает положительное влияние на состояние высших психических функций у детей 3–6 лет и младших школьников, что позволяет считать необходимым и оправданным осуществлять коррекцию йодного дефицита у детей этого возраста.
Литература
1. Маслова О.И., Балканская С.В. Когнитивные функции школьников в критические периоды жизнедеятельности //Материалы XVIII Съезда Физиологического общества им. И.П.Павлова. – Казань, 2001. – С. 532
2. Матвеев Е.В., Надеждин Д.С. Системные вопросы проектирования приборов и комплексов для психофизиологических обследование //Медицинская техника. – 1994. – № 4. – С. 31—34.
3. Щеплягина Л.А. Медико–социальные последствия йоддефицитных состояний //Российский педиатрический журнал. – 1998. – № 1. С. 33—37.
4. Щеплягина Л.А. Проблемы йодного дефицита //Русский медицинский журнал – 1999. – № 11. – С. 523—527.
5. Barakat–Walter I. Role of thyroid hormones and their receptors in peripheral nerve regeneration //J.Neurobiology. – 1999. — Sep 15; 40(4); 501–4.
6. Bernal J., Rodriguez–Pena A., Iniguez M.A., Ibarrola N., Munoz A. Influence of thyroid hormone on brain gene expression //Acta Med Austriaca. – 1992. – № 19. – Suppl 1. – P. 32—37.
7. Bernal J. Iodine and brain development //Biofactors. – 1999. – Vol.10. – № 2—3. – P. 271—277.
8. Bernal J., Nunez J. Thyroid hormones and brain development //Eur. J. Endocrinology. – 1995. – Oct; 133 (4): 390–8.
9. Cavalieri R.R. Iodine metabolism and thyroid physiology: current concepts //Thyroid. – 1997. – Apr; 7 (2): 177–81.
10. Delange F., Burgi H. Iodine deficiency disorders in Europe //Bull. World Health Organ. –1998; 67 (3): 317–25.
11. De Long GR, Stanbury JB, Fierro–Benitez R. Neurological signs in congenital iodine–deficiency disorder (endemic cretinism) //Dev. Med. Child. Neurol. – 198r. – Jun; 27(3):317–24.
12. De Long G.R., Rabbins G., Condliffe P.G. Iodine and the brain. –N.Y., 1989. – 134 p.
13. Dussault J.H., Ruel J. Thyroid hormones and brain development //Annual Rev. Physiol. –1987;49: 321–355.
14. Escobar M, de Vijler Butz,. Hostalek U. /The thyroid and brain.–2002.–358 p.
15. Gaitan E. Environmental goitrogens //Diseases of the thyroid. –New Jersey; Humana Press, 1997. – P. 331—348.
16. Glinoer D., De Nayer P., Delange F. et al. A randomized trial for the treatment of mild iodine deficiency during pregnancy: maternal and neonatal effects //J.Clin. Endocrinol. Metab. – 1995. – Vol.80. – № 1. – P. 258—269.
17. Hetzel B.S., Dunn J.T., Stanbury J.B. The prevention and control of iodine deficiency disorders. –New York: Elsevier, 1987. – P. 18—64.
18. Low L.C.K. Neonatal thyroid problems //The 23rd Congress of Pediatrics. – Beijing, China, 2001. – P. 35.
19. Mussa G.C., Zaffaroni., Mussa F. Thyroid hormones and the development of the nervous system //Minerva Pediatr. – 1990. – Sep; 42 (9):321–9.
20. Nayer de Ph., Dozin B. Thyroid hormone receptors in the developing brain: in «Iodine and the brain» (Delong GR, Robbins J, Condliffe PG eds.). – New York: Plenum Publ Corp, 1989. – P. 51—58.
21. Oppenheimer J.H., Schwartz H.L. Molecular basis of thyroid hormone–dependent brain development //Endocr. Rev. –1997. – Aug;18(4):462–75.
22. Stanbury J.B., Hetzel B.S. Endemic goiter and cretinism. – New York: Wiley 1980. –P. 27—64.
23. Strass A.A., Lehinten L.E. Psychopathology and education of the brain injured child. –New York, 1948. – P. 175
Источник
В настоящее время йоддефицитные заболевания представляют собой глобальную проблему.
В мире 2 млрд человек подвержено риску развития йоддефицитных заболеваний, 740 млн населения имеют эндемический зоб, 43 млн страдают умственной отсталостью вследствие йодного дефицита.
В России риску развития йоддефицитных заболеваний подвержены 98 млн человек (И. И. Дедов и соавт., 2001). Зоб диагностируется у 2% младенцев до 1 года, у 20–30% детей 7–10 лет, у 30–50% подростков и у 30–50% беременных женщин (Л. А. Щеплягина, 1999).
В настоящее время достаточно четко описан спектр йоддефицитных заболеваний.
Для внутриутробного периода могут быть следующие риски: аборты; мертворождение; повышение перинатальной смертности; повышение детской смертности; неврологический кретинизм (умственная отсталость, глухонемота, косоглазие); микседематозный кретинизм (умственная отсталость, гипотиреоз, карликовость);психомоторные нарушения; снижение слуха.
У новорожденных в результате дефицита йода может развиться неонатальный гипотиреоз, у детей и подростков — нарушения умственного и физического развития, нарушение когнитивных функций, нарушение речи, девиантные формы поведения, трудности социальной адаптации.
У взрослых вероятно развитие зоба и его осложнений, йодиндуцированного тиреотоксикоза. Независимо от возраста могут наблюдаться зоб, гипотиреоз, снижение интеллекта, повышение поглощения радиоактивного йода при ядерных катастрофах.
В структуре болезней, обусловленных недостаточным потреблением йода, выделяют умственную отсталость, которая является одним из наиболее тяжелых проявлений йодного дефицита. Умственная отсталость в районах йодного дефицита развивается вследствие поражения центральной нервной системы. Выделяют тяжелые формы умственной отсталости и пограничное снижение интеллекта (рис. 1). Тяжелые формы регистрируются у детей и взрослых со своевременно не пролеченным врожденным гипотиреозом (кретинизмом).
Кретинизм и сходные с ним неврологические нарушения являются наиболее тяжелыми проявлениями повреждения мозга на фоне йоддефицита.
Эндемический кретинизм характеризуется следующими чертами: эпидемиологической связью с выраженным дефицитом йода и эндемическим зобом, возможностью предотвращения этого тяжелого заболевания после устранения йодного дефицита. Частота встречаемости кретинизма в эндемических областях может достигать 15%. Чаще этот показатель колеблется от 5 до 8%. Различают неврологический и микседематозный кретинизм. Независимо от формы кретинизма, у всех больных наблюдаются неврологические расстройства, хотя тяжесть и преобладание отдельных симптомов, а также общая степень нарушений могут значительно варьировать. Клиника эндемического кретинизма широко представлена в специальной медицинской литературе.
Что касается пограничных форм нарушений интеллекта, то спектр их весьма разнообразен. Это чаще всего нарушения речи, снижение памяти, психологические проблемы, изменения эмоциональной сферы, трудности в сфере межличностных контактов, асоциальные формы поведения и др.
Степень повреждения мозга и степень нарушений интеллектуальной сферы зависят от того, на каком этапе онтогенеза ребенок испытывает йодный дефицит и, конечно же, от степени его тяжести.
При внутриутробном йодном дефиците в основном страдают слуховая, двигательная и другие функции головного мозга, что свидетельствует о поражении аппарата улитки, коры головного мозга и базальных ганглиев.
С точки зрения интеллектуального развития длительное время считалось, что йодный дефицит наиболее опасен во время внутриутробного периода развития (10–18-я неделя) и в первые три года жизни (завершение структурно-функционального созревания мозга).
В настоящее время доказано, что дефицит йода и тиреоидных гормонов неблагоприятно влияет на центральную нервную систему и интеллект во все возрастные периоды (Л. А. Щеплягина, Д. С. Надеждин, П. И. Храмцов, Е. Н. Сотникова, 2003–2004).
Приводятся данные о том, что коэффициент интеллекта (уровень IQ) у населения йоддефицитных регионов в среднем на 10–15%, а у детей — на 13,5% ниже, чем у лиц, проживающих на территориях с достаточным содержанием данного микроэлемента в биосфере (рис. 2).
Рисунок 2. Повреждение ЦНС в районах легкого и умеренного йодного дефицита (M. Escobar et al., 2002) |
В последнее время появились публикации, в которых описаны наиболее часто встречающиеся нарушения нервно-психического развития в раннем и дошкольном возрасте (табл.). Это снижение психомоторного и умственного развития, нарушение координации, нейромышечные, сенсорные нарушения, снижение зрительно-моторных реакций.
Большинство исследователей изучают показатели умственного развития с помощью вербальных методик или психологических тестов, что не позволяет дать полностью объективную, количественную характеристику основных составляющих познавательной сферы.
Создание оригинальной психофизиологической аппаратуры (тестовые компьютерные системы (ТКС) — «Ритмотест», «Мнемотест», «Бинатест» и «Психомат») позволило количественно охарактеризовать важнейшие составляющие процесса познания: восприятие, внимание, память, психомоторную деятельность, аналитико-синтетические процессы, мышление (Е. В. Матвеев, Д. С. Надеждин, 1994).
Разработанные в отделении психоневрологии НЦЗД РАМН возрастные нормативы (О. И. Маслова, В. М. Студеникин, С. В. Дзюба, Н. Д. Макулова, 2000) перечисленных показателей открыли возможность уточнить характер и структуру нарушений в познавательной сфере у детей, проживающих на йоддефицитных территориях (рис. 3).
При сравнении полученных нормативов с фактическим состоянием процессов познания у детей в эндемичных по зобу регионах было установлено, что на фоне йоддефицита отмечались существенно более низкие значения таких параметров, как внимание, восприятие, память, оперативность аналитико-синтетических процессов, мелкая моторика, мышление (см. рис. 3). Доказано, что йодный дефицит на 15–44% снижает познавательные функции (рис. 4) у дошкольников и на 9–38% — у школьников (Л. А. Щеплягина, Н. Д. Макулова, О. И. Маслова, 2002).
Поскольку познавательные способности ребенка тесно связаны с уровнем интеллекта человека в трудоспособном возрасте, перед нами встает вопрос о формах и методах эффективной профилактики нарушений когнитивных функций в условиях йодного дефицита.
Существуют массовая, групповая и индивидуальная, пищевая и медикаментозная формы йодной профилактики. Под массовой профилактикой обычно подразумевают пищевую профилактику (чаще с применением йодированной соли), под групповой или индивидуальной — медикаментозную. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (2001), суточная потребность человека в йоде следующая: у детей 0–6 лет — 90 мкг/сут, у детей 6–12 лет — 120 мкг/сут, у подростков (старше 12 лет) и взрослых — 150 мкг/сут, у беременных и кормящих женщин — 200 мкг/сут.
Можно выделить такие виды важной для нормального созревания мозга йодной профилактики, как антенатальная (в период внутриутробного развития) и постнатальная (ранний возраст).
Приводятся убедительные данные о том, что антенатальная профилактика дефицита йода оптимизирует рост, психомоторное развитие и снижает заболеваемость, в том числе обусловленную перинатальным поражением центральной нервной системы. Вопрос о необходимости профилактики и коррекции дефицита йода у детей школьного возраста до последнего времени дискутировался. Работы F. Delange (2002) позволили по-новому взглянуть на эту проблему. В них были представлены аргументы в пользу проведения йодной профилактики у детей любого, в том числе школьного, возраста.
Наш опыт касается оценки эффективности применения йодида калия у младших школьников (100 человек 8–9 лет), проживающих в условиях легкой степени йоддефицита.
Всего было обследовано две группы детей. В основную группу (50 человек) вошли дети с дефицитом потребления йода (медиана йодурии для группы равнялась 58 мкг/л).
В группу сравнения были включены школьники (50 человек) с нормальной обеспеченностью йодом (медиана йодурии по группе — 105 мкг/л). Исследование высших психических функций обследованных детей предусматривало многостороннюю количественную оценку психофизиологических параметров в зависимости от приема йодида калия.
В результате тестирования было установлено, что на фоне дефицита йода в среднем 85% детей имели отклонения тех или иных показателей интеллектуально-мнестической сферы. У школьников младших классов выявлялся выраженный дефицит основных познавательных функций. Дети имели дефицит внимания (40%), восприятия (30%), проблемы в тонкой моторной сфере (30%). Темп мышления по сравнению с нормой был ниже на 20%.
Степень когнитивных нарушений оказалась тем более выражена, чем ниже у детей была йодурия.
После обследования детям основной группы с пониженной экскрецией йода с мочой назначали фармакологический препарат, содержащий йодид калия по 1 таблетке (100 мкг йода) 1 раз в день в течение 6 мес.
После проведенного шестимесячного курса установлено, что прием 100 мкг йода привел к нормализации йодной обеспеченности детей основной группы (медиана составила 120 мкг/л по группе в целом). В группе сравнения показатели йодурии практически не изменились, хотя у некоторых детей было выявлено умеренное снижение экскреции йода с мочой.
У детей, получавших дотацию йода, заметно улучшились все изучаемые показатели высших психических функций. По таким параметрам, как внимание, оперативность мышления, тонкая моторика, реакция на слово, звук, дети основной группы стали существенно опережать школьников из группы сравнения.
Таким образом, в настоящее время имеются клинические наблюдения, свидетельствующие об эффективности профилактики и коррекции йодного дефицита препаратами йода у детей младшего школьного возраста.
Л. А. Щеплягина, доктор медицинских наук, профессор
НЦЗД РАМН, Москва
Источник