Этапы возрастного развития ребенка л и божович

Этапы возрастного развития ребенка л и божович thumbnail

Периодизации развития личности Л.И. Божович.

Л.И. Божович считает, что в качестве переломных этапов онтогенетического развития личности следует рассматривать кризисы развития, анализ которых позволяет вскрыть психологическую сущность процесса формирования личности. Как известно, кризисы возникают на стыке двух возрастов. Каждый возраст характеризуется центральными системными новообразованиями, которые возникают в ответ на потребности ребенка и включают аффективный компонент, а потому несут в себе побудительную силу. Поэтому центральное для данного возраста новообразование, являющееся обобщенным результатом психического развития ребенка в соответствующий период, становится исходным для формирования личности ребенка следующего возраста. В детской психологии наиболее часто упоминается о трех критических периодах: 3, 7 и 12 – 16 лет. Л.С. Выготский анализировал еще кризис одного года, а подростковый делил на две фазы: негативную (13-14 лет) и позитивную (15-17 лет).

Только что родившийся ребенок (новорожденный) представляет собой существо, действующее под влиянием непосредственно идущих от организма присущих ему биологических потребностей. Затем поведение и деятельность ребенка начинают определяться восприятием тех предметов внешнего мира, в которых «кристаллизовались», т.е. нашли свое воплощение, его биологические потребности. В этот период он является рабом актуально действующей на него ситуации.

Однако уже на втором году жизни положение существенно меняется. В этот период формируется первое личностное новообразование — мотивирующие представления, выражающиеся в способности ребенка действовать в соответствии со своими внутренними побуждениями. Мотивирующие представления являются результатом первого синтеза интеллектуальных и аффективных компонентов, обеспечивающих ребенку «отрыв» от непосредственно действующей на него ситуации. Они порождают у него стремление поступать согласно своим внутренним побуждениям и вызывают «бунт» ребенка, если реализация его активности встречает сопротивление среды. Конечно, это «бунт» стихийный, не намеренный, но он является свидетельством того, что ребенок вступил на путь формирования личности, и ему стали доступны не только реактивные, но и активные формы поведения.

На следующем этапе (кризис 3 лет) происходит выделение ребенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может воздействовать и которые может изменять. Здесь ребенок уже осознает свое «Я» и требует возможности проявлять свою активность («Я сам»). Это не только обусловливает новый шаг в преодолении ситуативности поведения, но и порождает у ребенка стремление активно воздействовать на ситуацию, преобразуя ее для удовлетворения своих потребностей и желаний.

На третьем этапе (кризис 7 лет) у ребенка возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального «Я». Именно в это время у ребенка формируется «внутренняя позиция», порождающая потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность. И здесь, так же, как и во всех других случаях, у ребенка возникает протест, если обстоятельства его жизни не изменяются и тем самым мешают проявлению его активности.

Наконец, на последнем этапе возрастного развития у подростка возникает самосознание в собственном смысле слова, т. е., способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний. Этот уровень развития сознания порождает у подростков потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом. Это, в свою очередь, вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию.

В конце переходного возраста в качестве новообразования этого периода возникает самоопределение, которое характеризуется не только пониманием самого себя — своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Периодизации развития личности А.В. Петровского.

В соответствии с выделенными основными процессами в развитии личности А.В. Петровский выделяет три эпохи в развитии личности.

Эпоха детства – процессы адаптации преобладают над процессами индивидуализации.

Эпоха отрочества – процессы индивидуализации преобладают над процессами адаптации.

Эпоха юности – процессы интеграции преобладают над процессами индивидуализации.

Периодизации развития личности Д.И. Фельдштейна.

Д.И.Фельдштейн исследует закономерности и строит периодизацию развития личности в онтогенезе на основе выявления характера, особенностей и этапов социального развития индивида. Личностью ребенок становится только в результате осуществления деятельности, совершаемой вначале с помощью взрослых, а затем и самостоятельно. Одной из важнейших закономерностей социального развития является изменение социальной позиции личности.

Читайте также:  Абвгдейка центр развития ребенка тольятти

Различаются два типа рубежей межуровневого социального развития индивида —промежуточные и узловые.Промежуточные рубежи развития связаны с переходом ребенка из одного периода онтогенеза в другой. Узловые рубежи представляют собой качест­венные сдвиги в социальном развитии, переход ребенка на новый этап онтогенеза.

В социальном развитии автор выделяет три этапа:

1) до трех лет — социализация в форме освоения предметных действий других;

2) с трех лет — осознание своего Я, первые моменты самоутверждения, освоение норм человеческих отношений, ориентация на оценку общества;

3) с 10 лет — стремление подростка утвердить свое Я в системе общественных отношений. Эти этапы составляют две фазы становления личности в период от рождения до зрелости.

На первой фазе — детства (от 0 до 10 лет) — происходит становление личности на уровне еще не развитого самосознания.

На второй фазе – подростничества (от 10 до 17 лет) – происходит активное формирование самосознания, становление социальной позиции общественно ответственного субъекта.

Психическое развитие в дошкольном возрасте. Характеристика центральных новообразований дошкольного возраста. Развитие игровой деятельности как ведущей в данном возрасте. Роль игры в психическом развитии ребенка. Виды игр, их последовательное появление в дошкольном возрасте. Развитие познавательных процессов и речи. Эгоцентрическая речь. Кризис 3 лет. Развитие личности дошкольника. Формирование внутренней позиции. Психологическая характеристика готовности к школьному обучению.

Центральные новообразования дошкольного возраста

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные иды деятельности.

В качестве центральных новообразований дошкольного возраста (3–7 лет) можно выделить:

Центральное личностное новообразование дошкольного возраста – соподчинение мотивов и развитие самосознания. В процессе психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.

Д.Б. Эльконин (1989) в качестве основных психологических новообразований дошкольного возраста считал:

1.Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже (1969) показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, – результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Исследования Л. Ф. Обуховой (1996) показали, что для объяснения явлений природы дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины: солнце движется, чтобы всем было тепло и светло; оно хочет гулять и двигаться и

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д. Б. Эльконин (1989) замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных потребностей и высоким уровнем познавательных потребностей.

2.Возникновение первичных этических инстанцийсвязано с различением «что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими.

3.Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка. Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям (Ю. Н. Карандашев, 1987).

4.Возникновение произвольного поведения.Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением. Д. Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания.Д. Б. Эльконин (1989) в качестве одного из основных психологических новообразований дошкольного возраста выделял возникновение личного сознания, т. е. появление своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности (Л. В. Финькевич, 1987). Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?», он ответит: «Я большой». Если же спросить ребенка семи лет: «Ты какой?», он ответит: «Я маленький».

Читайте также:  Роль взрослого в развитии умственно отсталого ребенка

У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют ввиду осознание ребенком своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т. п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. В три года можно наблюдать внешнее «Я сам», в шесть лет – личное самосознание: внешнее превращается во внутреннее.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Теория Л. И. Божович опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности.

Вслед за Л. С. Выготским Л. И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов: новорожденное, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста. Деление развития на этапы выглядит у нее так:

1) младенчество: начинается кризисом новорожденное; ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым; центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления;

2) раннее детство: начинается кризисом 1-го года; ребенок характеризуется самостоятельностью; со стороны взрослых к нему уже предъявляются требования; центральным новообразованием является система «Я», появляется потребность в самоутверждении;

3) дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет; центральное новообразование — внутренняя позиция, потребность в которой (внутренняя позиция школьника) и появляется;

4) младшее школьное детство: начинается кризисом 7 лет; начинает осознаваться свое социальное «Я»; со стороны взрослых предъявляется новая система требований;

5) кризис подросткового возраста: делится на две фазы. Первая фаза (с 12 до 14 лет) характеризуется эмансипацией от взрослых, переходом в средние классы; появляется целеполагание как центральное новообразование. Вторая фаза (с 15 до 17 лет) характеризуется определением места в жизни; появляется новая жизненная перспектива как центральное новообразование возраста.

Мысли в концепции А. Н. Леонтьева центральное место принадлежит понятию «личностный смысл», то у Л. И. Божович в качестве системообразующего

признака структуры личности выступает «внутренняя позиция личности» или ее направленность. «На основании теоретического анализа, пишет Л. И. Божович,

мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью».

Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы,

подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека». Наличие такой иерархической системы и обеспечивает наивысшую

устойчивость личности. Именно содержание направленности личности обусловливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты

характера. Более того, по мнению Л. И. Божович, от направленности личности зависит не только комплекс присущих личности качеств, но строение каждого из

них.

Становится очевидным, что ведущая сфера в структуре личности Л. И. Божович – это аффективно-потребностно-мотивационная сфера. Процесс развития и

становления личности ребенка рассматривается как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей,

непосредственно побуждающих его поведение, к потребностям опосредованным, действующим через сознательно поставленные цели и намерения.

Каждый возраст характеризуется своей специфической для него «констелляцией» мотивов и особым характером их иерархической структуры. В раннем

детстве жизнь и поведение ребенка определяются временным соподчинением непосредственных аффективных тенденций, возникающих ситуативно,

практически вне сознания самого ребенка. В дальнейшем на основе относительно постоянных доминирующих потребностей складывается более устойчивая

иерархия мотивов. На завершающем этапе иерархическая система мотивов приобретает максимальную устойчивость и свободу от внешних воздействий, так

как опирается на собственные взгляды и убеждения субъекта.

Источник

  • кризис новорожденности;

  • младенчество (Ребенок характеризуется
    беспомощностью, его деятельность
    опосредуется взрослым. Центральным
    новообразованием является аффективно
    заряженное представление.);

  • кризис 1 года;

  • раннее детство (Ребенок характеризуется
    самостоятельность, со стороны взрослых
    к нему предъявляются требования.
    Центральное новообразование – система
    «Я», потребность в самоутверждении.);

  • кризис 3 лет;

  • дошкольное детство (Центральное
    новообразование – внутренняя позиция
    школьника.) ;

  • кризис 7 лет;

  • младшее школьное детство (ребенок
    начинает осознавать свое социальное
    «Я», со стороны взрослых к ребенку
    предъявляются новые требования.);

  • кризис подросткового возраста (1 фаза
    – 12-14 лет – характеризуется эмансипацией
    от взрослых, появлением целеполагания
    как центрального образования; 2 фаза –
    15-17 лет – характеризуется определением
    места в жизни, появлением новой жизненной
    перспективы как центрального образования).

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка по физическому развитию

Раздел II. Развитие психики на разных возрастных этапах Тема п.1.Психическое развитие в младенческом возрасте

  1. Пренатальное развитие и его роль в
    становлении психики ребенка. Условия
    перехода от пренатального к постнатальному
    детству.

  2. Общие закономерности психического
    развития ребенка в первые три года
    жизни. Общая характеристика периода
    новорожденности. Специфика социальной
    ситуации развития. Безусловные и
    условные рефлексы. Основные новообразования
    (улыбка, зачатки психической жизни,
    биоритм «сон-бодрствование»). Критерии
    завершения кризиса новорожденности.

  3. Социальная ситуация развития в
    младенчестве. Эмоционально-непосредственное
    общение как ведущий вид деятельности.
    Роль общения с матерью в психическом
    развитии младенца. Становление
    потребности в общении. Формы и средства
    общения со взрослыми. Синдром госпитализма
    и его последствия. Эмоциональное
    развитие младенца. Симптомы эмоционального
    неблагополучия.

  4. Сенсорное и перцептивное развитие в
    младенческом возрасте. Моторное развитие
    в младенчестве. Формирование акта
    хватания и его значение для психического
    развития. Предметные манипуляции.
    Предпосылки возникновения и развития
    речи.

  5. Активность
    как предпосылка развития личности.
    Становление элементов самосознания,
    индивидуальные различия младенцев.
    Кризис первого года жизни.

Общая психологическая характеристика младенчества

Автор

Наименование
возрастного периода

Продолжительность
возрастного периода

Ведущая
деятельность

Основные
психологические новообразования

Выготский
Л.С.

Кризис новорожденности

0-2 месяца

Ребенок
отдаляется от матери физически , но
не биологически. Основное новообразование
– индивидуальная психическая жизнь
новорожденного

Младенческий возраст

2
месяца – 1 год

Возникает
интерес к внешнему миру. Переход к
активности. Постепенный рост
энергетических ресурсов ребенка и
динамическое изменение первоначального
отношения к миру. Основное новообразование
– первоначальное сознание психической
общности, которое предшествует
возникновению сознания собственной
личности.

Кризис
1 года жизни

Становление
ходьбы и речи определяют расширение
пространства с которым ребенок
стремиться познакомиться. Возникают
первые акты протеста, оппозиции,
реакции не дифференцированы по воле
и аффекту.

Эльконин
Д.Б.

Кризис новорожденности

Основное
новообразование – комплекс оживления.
Появление зрительного и слухового
сосредоточения, возможность появления
условных рефлексов на зрительные и
слуховые раздражители.

Младенчество

До 5-6 месяцев

Непосредственно-эмоциональное
общение

Очень
интенсивное развитие сенсорных систем.
Развитие элементарных форм ориентировочных
реакций: сосредоточение, слежение,
круговые реакции. Появление реакции
на новизну. Попытки привлечь внимание
взрослого при помощи голоса.

Кризис одного года жизни

5-6 месяцев -1 год

Непосредственно-эмоциональное
общение

Возникновение
первого организованного направленного
действия – акта хватания. Акт хватания
определяет возникновение предметного
восприятия, восприятия пространства.
Акт ходьбы обуславливает расширение
пространства, с которым ребенок может
знакомиться и отдаление от взрослого.
Появляются первые слова.

Слободчиков
В.И., Исаев Е.И.

Родовой кризис

2 месяца до рождения – 3 недели

Появление
сосредоточений: пищевого, зрительного,
слухового и пр. появление координации
действий. Первые проявления мышления.

Новорожденность

0,5- 4 месяца

Формирование
особых отношений с матерью (комплекс
оживления). Возникновение акта хватания.
Сидение без поддержки. Подражание как
своеобразная форма общения и механизм
развития речи.

Кризис новорожденности

3,5-7 месяцев

Появление
комплекса коммуникативных
телесно-поведенческих средств.
Прямохождение.

Младенчество

6-12 месяцев

Появление
функциональных действий (нанизывание,
вкладывание и пр). появление привязанности
к определенным людям. Появление речи
и простейших актов мышления. Формирование
субъектности ребенка в форме эмоционально
окрашенного самоощущения защищенности
и доверия к окружающему миру.
Прямохождение. Интенсивное развитие
речи. Развитие понимания постоянства
предметов, формирование представлений.

Кризис младенчества

11-18 месяцев

Формирование
структуры сознания «Мы-они». Возникновение
предметного отношения к миру. Обособление
от непосредственно-практической связи
со взрослым.

Сапогова
Е.Е.

Новорожденность

0-1 месяц

Появление
индивидуальной психической жизни
(преобладание нерасчлененных
переживаний, отсутствие выделения
себя из среды).

Младенчество

1 месяц – 1 год

Появление
«комплекса оживления». Первоначальное
сознание психической общности со
взрослым, с матерью, предшествующее
выделению собственного «Я».

Мухина
В.С.

Новорожденность

0-2 месяца

Чувство
доверия к человеку. Вхождение в мир
человеческих отношений. Прямохождение.
Начало понимания речи.

Собственно младенчество

2 месяца – 1 год

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #

    12.11.2019708.1 Кб0УМК общее языкознание.DOC

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    18.11.20193.42 Mб0УМК_ Педагогическая_психология_бакалавры.doc

  • #

Источник