Этапы развития сознания ребенка

Этапы развития сознания ребенка thumbnail

Формирование сознания в онтогенезе обусловлено не только возрастными преобразованиями мозга и психофизиологических процессов, протекающих в нем, особенно мышления, но и является результатом воспитания и обучения. В развитии сознания от рождения ребенка до зрелого возраста выделяется 5 этапов (Г.К. Ушаков):

  • — до 1 года—бодрствующее сознание;
  • — от 1 года до 3 лет—предметное сознание;
  • — от 3 до 9 лет—индивидуальное сознание;
  • — от 9 до 16 лет—коллективное сознание;
  • — от 16 до 22 лет —рефлексивное, высшее социальное сознание.

Первый этап формирования сознания характеризуется появлением выбора наиболее удовлетворяющих ситуаций. При этом наблюдаются первые реакции на окружающую среду — первые элементы сознания. Ребенок может оценивать наиболее приятную для него ситуацию, например, находиться на руках у матери или засыпать при покачивании и др. В этом возрасте описаны своеобразные состояния сытого бодрствования, при которых ребенок не вступает в контакт с окружающими, не реагирует на слова матери, хотя не спит и глаза у него открыты, мимика ребенка выражает полное удовлетворение.

На втором этапе формирования сознания (предметное сознание) главную роль играют непосредственные впечатления действительности. Сознание ребенка дополняется представлениями о предметах и явлениях, объем этих представлений увеличивается с того периода, когда ребенок начинает ходить, с появлением речи возникают обобщения и отвлечения, элементы абстрагирования. На данном этапе формирования сознания ребенок пока не улавливает взаимосвязь реальных событий и предметов с прошлым и будущим, он живет только в настоящем. На этом этапе ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды, в его речи пока отсутствует местоимение «я», которое появляется к 3-му году жизни.

На третьем этапе формирования сознания (индивидуального) появляются первые представления о пространстве и времени, что делает возможным выделение себя из окружающей среды, отдифференцирование от других предметов действительности. Формируется способность оценивать свое физическое «я» (соматопсихическое самосознание), которая начинается с умения ребенка правильно идентифицировать правую и левую стороны применительно к себе и окружающим (5—6 лет). Сознание собственного «я» в последующем развитии совершенствуется и усложняется.

Для четвертого этапа формирования сознания (коллективного) характерно появление более дифференцированных представлений о предметах действительности, о себе, о простейших взаимоотношениях в коллективе. В этом периоде становятся отчетливыми представления об объектах пространства, о связи переживаемых в прошлом событий с настоящими. Обучение в старших классах школы сопровождается участием подростков в общественных событиях и появлением у них общественного, социального сознания. К 14—15 годам появляется способность оценивать свое психическое «я», развивается аутопсихическое самосознание. Полная идентичность, постоянство своего «я» (самосознание) завершается к подростковому возрасту.

На пятом этапе формирования подросток приобретает новые качества, оно становится рефлексивным, на этом уровне многообразные приобретенные знания оцениваются и соотносятся с реальными событиями. Рефлексивное сознание обеспечивает предвидение не только всего хода развития событий, но и их последствий. Зрелость сознания достигается к окончанию юношеского возраста, а именно к 20—22 годам, по мере созревания всех основных психофизиологических процессов и социального становления личности.

Источник

Развитие сознания ребенка

Путь индивидуального развития человека представляет собой развертывающуюся в узких рамках немногих лет историю замечательнейших превращений, какие может себе представить человеческая мысль. <…>

Основным содержанием психического развития ребенка является все более глубокое отражение действительности — отражение активное, действенное, которое, отражая, преображает чувственную данность явлений, чтобы проникнуть в их сущность, охватить тенденцию их развития, которое познает действительность, изменяя ее, и изменяет, познавая. Со все более многообразной деятельностью связана исполненная напряжения эмоциональная внутренняя жизнь. Все более глубокое действенное и познавательное проникновение в действительность на одном полюсе связано на другом со все большим углублением внутреннего плана с углублением и расширением внутренней жизни личности.

В процессе этого развития неоднократно перестраивается вся личность подрастающего человека, по мере того как накопление количественных изменений приводит к коренному качественному изменению основных ее свойств, формирующихся и проявляющихся во взаимоотношениях личности с окружающим миром — в изменяющихся формах деятельности и взаимоотношениях с людьми.

Такие периоды общей перестройки личности биологизаторской психологией трактовались как кризисы.

Их нельзя рассматривать как кризисы, потому что они не патологическое явление, которое в силу имманентных возрастных, биологических закономерностей фатально делало бы детей в этом возрасте трудными. Не подлежит сомнению, что переходные периоды более крупной перестройки иногда сопряжены с трудностями, с которыми нередко приходится сталкиваться и родителям, и педагогу. Но наличие этих трудностей, их характер, размеры и преодоление зависят от того, как конкретно складываются у данного ребенка или подростка отношения с окружающими, т. е. от того, насколько взрослые — родители, педагоги — умеют правильно установить эти отношения: они зависят от сознательного поведения людей, а не предопределены стихийно действующей фатальной необходимостью. Точно так же и подъем на высшую ступень, выход из кризиса не совершается сам собой потому, что созрело для этого время; и тут существеннейшую роль играют живые люди, их сознательное, воспитательное воздействие. <…>

В понимании взаимоотношения последовательных этапов или ступеней психического развития друг другу противостоят у ряда авторов две противоположные, но равно несостоятельные концепции. Одна, господствующая, рассматривает все психическое развитие ребенка как единый однородный процесс, в котором не выделяются никакие качественно отличные стадии, поскольку на всем его протяжении лишь развертываются задатки. Эта точка зрения по существу упраздняет развитие, поскольку подлинное развитие — это не только рост, но и изменение, качественное преобразование. Другая (представленная особенно ярко у Ж.Пиаже) подчеркивает качественное своеобразие различных ступеней так, что их различия превращаются во внешние противоположности, лишенные внутреннего единства: нужно выйти из одной стадии или «структуры» для того, чтобы войти во внешнюю ей другую. Каждая стадия понимается как только противоположность последующей, а не одновременно и подготовительная к ней ступень; ребенок противопоставляется взрослому; всякая преемственная связь между ними рвется. Таким образом, идя в обратном направлении, приходят к тому же результату — к упразднению подлинного развития, которое предполагает качественные преобразования внутри единства.

Читайте также:  Занятия для развития внимания ребенок 6 лет

При этом стадии развития превращаются в формальные структуры, зависящие только от возраста, а не от реальных форм деятельности конкретного содержания, которым в процессе своего развития — в ходе обучения и воспитания — овладевает ребенок. <… >

Вразрез с вышеуказанными обеими точками зрения, в действительности психическое развитие человека с раннего возраста до зрелых лет протекает как единыйпроцесс, внутрикоторого выделяются качественноразличные ступени; каждая из этих ступеней подготовляет следующую.

При анализе любой стороны психического развития — развития восприятия, мышления, речи и т. д. — можно выделить такие качественно отличные ступени. Однако эти ступени не формальные структуры; они зависят не непосредственно от возраста как такового, а от конкретного содержания, которым в процессе своего развития овладевает ребенок. Применительно к разному содержанию не только разные дети одного и того же возраста, но и один и тот же ребенок может находиться на разных стадиях. Поэтому различные стадии не надстраиваются внешним образом одна на другую и не сменяют друг друга в раз навсегда предопределенной последовательности. Различные стадии могут сосуществовать. 55

При этом сосуществование образований различных уровней является не чем иным, как выражением того факта, что в процессе развития психики ребенка, как в каждом процессе развития, всегда имеются как отложившиеся в результате предшествующего развития уже отжившие формы, так и вновь нарождающиеся, передовые, выражающие прогрессивные тенденции развития. Высшая стадия, или форма, мышления, восприятия и т. д., развиваясь и становясь господствующей, по большей части не вытесняет, а перестраивает ранее развившиеся. Между ними образуются многообразные, сложнейшие, от одного конкретного случая к другому изменяющиеся соотношения, находящие себе выражение в широчайшей вариативности индивидуального развития. В результате развитие каждого конкретного ребенка может быть отлично не только по темпам, но и по конкретному пути, которым оно идет. <…>

Возрасти возрастные особенности как ступени развития выступают на этой основе как проявление, как моментразличных фаз жизничеловека. «Онтогенез» человека — это жизненный путьличности, процесс индивидуальногоразвития.

У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Разные дети и развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально различные ступени развития. Каждая ступень развития конкретного индивида включает в единстве и взаимопроникновении и единичные, и особенные, и общие черты. Поэтому при всей индивидуализированности пути развития каждого человека, конечно, существуют и общие закономерности, знание которых необходимо для понимания индивидуального психического развития ребенка. Но общие возрастные особенности не обозначают ни возрастных стандартов, ни возрастных лимитов. Возраст не определяет стандарты психического развития. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных, в единстве с ними. При этом, во-первых, чем ребенок старше и, во-вторых, чем процессы сложней, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия (см., например, данные о минимальных и максимальных словарях детей). <…>

Изучая процесс индивидуального развития человека, его становление и выделяя в нем различные этапы — младенца, преддошкольника, дошкольника, школьника младших, средних классов, подростка, старшеклассника или юношу, нельзя забывать, что это все звенья единой цепи, единого процесса становления человека. Подросток, например, — это ребенок, становящийся взрослым. Каждый период в развитии подрастающего человека — это и ступень, и переходот одной ступени к другой. Возрастные характеристикизаключаются для нас поэтому не в статических срезах, а в стержневых, узловых изменениях, характерных для данного периода.

Конкретно онтогенетическое развитие каждого человека совершается по мере того, как он проходит свой индивидуальный жизненный путь, и является формированием, развитием его индивидуальности. По мере этого развития человек, овладевая в процессе обучения и воспитания содержанием культуры и затем изменяя в своей трудовой деятельности действительность, изменяется сам; но в изменении, поскольку оно является развитием данной личности, сохраняется и определенная преемственность. В силу этого в самом процессе изменения, усложнения, преобразования различных его черт уже с ранних сравнительно лет часто с такой отчетливостью выступает характерный для данного человека облик, который у цельных натур с ярко выраженной индивидуальностью сохраняется в наиболее общих своих чертах на протяжении всей сознательной жизни.

В итоге развития в жизнь вступает и в жизни дальше формируется личность — субъект практической и теоретической деятельности. <…>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Похожие главы из других книг:

1.2. Игра и ее влияние на развитие ребенка 5–7 лет
До знакомства с играми-заданиями остановимся сначала на том, что такое игра для ребенка, почему именно в ней происходит его психическое развитие и почему именно в игре можно и нужно как формировать предпосылки к школьному

Общение и сознание (осознание, самосознание). Развитие сознания (самосознания) в онтогенезе[14]
Мы понимаем под общением взаимодействие двух и более человек, в ходе которого они обмениваются информацией с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

3. Возникновение и историческое развитие сознания человека
По многим анатомическим и физиологическим признакам имеется значительное сходство между человеком и обезьяной. Это объясняется тем, что человек и обезьяна имели общего предка. Человекообразная обезьяна и

Читайте также:  Гармония развития ребенка глен доман

Историческое развитие сознания у человека

Проблема антропогенеза
Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формы общественного бытия

Развитие сознания
Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но самый мозг человека и вообще его природныеособенности — продукт историческогоразвития. В процессе становления человека отчетливо выступает основной закон

Развитие мышления ребенка
Изучение истории умственного развития ребенка представляет, несомненно, большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Недаром

Развитие игр ребенка
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития — в детстве — она приобретает особое значение.В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой

Развитие ребенка и психология
В отличие от психоаналитической теории с ее фокусом на этиологии и влиянии инфантильной травмы на последующее психосексуальное развитие, теоретическая позиция Юнга вывела его из области детства как единственной базы для психологического

ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка
Одним из главных умений, которым необходимо овладеть ребенку при познании речи, – это умение комбинировать слова. Многие исследователи, например, Кольцова, Рыбников, Гвоздев, Люблинский, отмечают как характерный этап развития детской

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ СОЗНАНИЯ
В процессе развития сознания изменяются содержание, структура и механизмы идеального отражения ребенком действительности. Это проявляется, в частности, и в изменении особенности его мыслительной деятельности. Например, для дошкольника

5.4. Речь ребенка и развитие его мышления
Начнем с общего замечания: современные воззрения на ДР не имеют в качестве точки опоры какую–либо одну теорию развития мышления. Конечно, большинство работ о ДР в той или иной мере учитывает идеи Жана Пиаже, основателя так

Развитие общественного сознания в условиях идеологической борьбы
В Советском Союзе построено развитое социалистическое общество. Это «общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся — патриотов и интернационалистов», — подчеркивается в

Развитие ребёнка
Развитие ребёнка с точки зрения строения ума идёт по двум направлениям. Самое главное, чем занят ум в детстве: он грузит в себя, как сейчас принято говорить, информацию: образы и образцы поведения. На них он будет опираться всю последующую жизнь.Что

Развитие сознания (цветовая схема)
Ключевым фактором для создания хороших отношений можно назвать сходный уровень сознания у обоих партнёров. В этом разделе мы поговорим о том, что такое сознание и как оно проявляется у человека на разных стадиях развития. Каждой стадии

Источник

Дорогие наши читающие мамочки и папочки и будущие родители!

Продолжаю тему о наших малышах. Сегодня поговорим о формировании сознания ребёнка. Когда в семью приходит маленький человечек мы прежде всего обеспокоены его уходом. Первая задача — обеспечить хорошие бытовые и психологические условия для этого беззащитного и беспомощного живого комочка.

Примерно через месяц мы начинаем вглядываться в его глаза с желанием уловить осмысленный взгляд. Стараемся приучить новорожденного к внешним проявлениям нашей заботы. Но почти никто не знает о процессах развития психической жизни.

Я родился!

С чем же приходит дитя в нашу жизнь? Каковы зачатки его сознания? Оказывается, он вступает в этот мир почти слепым и глухим и проявляет чисто рефлекторные реакции на раздражители. Первыми из них являются ощущения на осязание температуры (прохладу, жару) и вкусовая чувствительность. Громким криком выражает он это чувство.

К счастью, различные системы в организме младенца быстро перестраиваются и приспосабливаются к новой внешней среде. Он познает мир через три рецептора: осязание, вкус, обоняние. С первых же дней может различить горькое и сладкое. Если мать смажет соски груди мазью, личико ребёнка искривится от неприятного вкуса.

Чувствительность новорожденного к звуку и свету очень незначительна, но к сильному запаху намного выше. Он рефлекторно запоминает запах материнской груди и находит сосок по нему.
Если перейти к зрению, дитя «слеп» психически. Зрачок реагирует на свет и мрак, на движение предметов — поэтому глаза активно двигаются. Пока он не управляет движением глаз — они блуждают.

Потом мы начинаем замечать неподвижный взор и думаем, что он видит и осознает предмет. Нет, это он учится держать взгляд и развивает мускулатуру зрения. Усваивает управление движением глаз в пространстве, постепенно переключая взор на другие объекты и удерживая его на них. Стадия называется «рефлекторная установка глаз».

Далее развивается стадия «смотрения». Малыш по голосу или звуку находит зафиксированный в памяти предмет и начинает на него смотреть и узнавать. Вот первые плоды работы сознания! Такое состояние формируется к третьему месяцу. Он начинает смотреть на узнаваемый предмет вблизи и с дальнего расстояния, тренируя мышцы глаз.

В этот период мы активно развлекаем ребёнка погремушками. Услышав звуки, он отвлекается от плача, переходя на процесс зрительной работы с ярким предметом.

Начинает связывать этот образ со своими движениями, протягивая к нему руки. Взяв его, он подносит рефлекторно ко рту и пробует на вкус, закрепляет эти движения в сознании. Так взаимодействуют различные функции восприятия, которые способствуют в «видении» целостного образа.

Первые опыты

К 6-8 месяцам эти умения можно считать сформированными. Дитя начинает согласовывать функции органов чувств с деятельностью. Изображения, получаемые от обоих глаз, соединяются в одно целое, то есть бинокулярное зрение. У него формируется восприятие глубины пространства.

Читайте также:  Карта динамики развития ребенка в доу

Опыт закрепляется и он уже владеет необходимыми движениями, мотивирующими на осознанные действия. Берет бутылку, подносит ко рту, держит её, когда опустошает — выбрасывает. Уже не хватает всё подряд, а выбирает то, что его чем-то привлекло. Поднадоевшие звуки погремушки не действуют.

Дитя всеми силами устремляется вперёд для исследования неизведанного пространства и новых интересных объектов. Он видит предметы издали и ползком добирается до них. Чтобы взять то, что его влечёт, начинает проявлять способности. Старается тянуться, хвататься за опоры и приподнимать туловище — вот так бурно происходит психомоторное развитие.

А что касается слуха в первые месяцы, то это сугубо индивидуально. До 6 месяцев даже врачи без специального обследования не могут сказать, что ребёнок глух. В первые недели младенец реагирует на шумы вздрагиванием, дрожанием. С третьего месяца реагируют на звуки поворотом головы, взглядом. А различение тембра голоса формируется к 5-6 месяцам.

Дольше всего идёт развитие тонкости слуха в восприятии словесных звуков, поэтому речь полностью складывается к 3-4 годам. При сравнительно слабой слуховой памяти дети испытывают трудности в произношении звуков и слов до 7-8 лет.

Можно сказать, что между 6-11 месяцами проявляются такие важные сознательные процессы как ассоциации, полным ходом идёт работа памяти, закладывается эмоциональное внимание.

Малыш учится расчленять поток информации, льющийся через органы восприятия, узнавать отдельные слова, выражать через них конкретные чувства и потребности. Он осознает, что есть в этом мире, анализирует свои ощущения, ищет пути для самовыражения и общения.

Во Франции проводились исследования, выясняющие период появления сознания у ребёнка. И установили минимальный возраст — 5 месяцев. С этого времени младенцы начинают воспринимать окружающую действительность.

В течение первого года жизни дитя научается видеть, слушать, ориентироваться в пространстве, самостоятельно держаться. Понимает немного, что хочет он и чего хотят от него.

Он стоит на пороге раннего детства, пройдя этап младенчества, который был введением в настоящую жизнь. Есть ли у него представление о мире, где он живёт и даёт ли он отчёт о своём психическом опыте? Можем сказать, что сформировались начальные представления об окружающем мире и о себе.

У него уже есть осознаваемые явления: ощущения, чувствования, ассоциации, имеется первый психический опыт страхов и удовольствий. Значит у него наблюдается сознание бытия.

Считается, что младенец — чистый лист бумаги, он морально нейтрален, по природе чист и добр. Но учёные установили, что каждый индивид рождается с генетическими предрасположенностями и склонностями, с присущими ему моральными началами. На моральное сознание влияет социальный опыт, воспитание, этнические традиции, нравы общества, авторитет взрослых.

Есть теории о социальном геноме, то есть в структуре сознания возник такой слой, где заложены знания, выработанные в эволюции человека и в социальном опыте человечества. Поэтому каждое новое поколение обладает генетическими представлениями и чувствованием о социальных явлениях мира.

Сознание современного человека быстрее оперирует с помощью кодов и символов в логико-графических структурах, легко осваивает язык программирования и может конструировать модели многомерных представлений.
Значит, современный ребёнок — не чистый лист бумаги, а индивид с уже приобретёнными способностями к прогрессивному развитию интеллекта. У него преобладает развитие левополушарного мышления.
Родители часто упрекают маленьких детей в бесчувственности, безответственности, неотзывчивости. Бывает же так, что они, заигравшись, забывают свои обязанности, «потерявшись» надолго не думают об их переживаниях, не понимают как им тяжело.
Надо понимать, что в детском возрасте медленно развивается интерес к себе и почти нет любви к самому себе. Он больше любит мир детства: игры, развлечения, общение.

Самосознание ещё не сформировано, но есть самомнение в результате оценок взрослых. Кого больше хвалят, тот считает себя хорошим, а тот, кого критикуют — слабым. Только в период переходных возрастных изменений приходит время интереса к самому себе.
Всё это говорит о том, что правополушарное мышление не используется наравне с левополушарным. Направленность сознания к своей личности порождает множество вопросов, связанных с идентификациями самого себя с половыми, этническими стереотипами.

Картина реального мира

Начиная со школьного возраста отрок растёт сознательность в коллективной среде. У части детей внутренняя картина мира опережает реальность и предугадывает адекватные изменения. Это одарённые дети.

Благодаря творческому мышлению, высокому уровню интеллекта и познавательных процессов, они понимают то, чего не могут другие. Мозг высокоразвитой личности стремится к осознанию изучаемой проблемы и ищет эффективные решения.

Но многие учёные, последователи В.И. Вернадского, обеспокоены тем, что в образовании нарушены механизмы гармонизации Природы, Общества и Вселенной. В результате усиленной эксплуатации левополушарного мышления школьников произошло нарушения экологического принципа восприятия.

Сознание теряет моральные, духовные функции, становится более дискурсивным, иррациональным, программированным. Происходит разрыв интеллекта и духовности, теряется осознание ценности природы, культуры. Возможно, в худшем сценарии, наших детей ждёт будущее, где компьютерный разум превзойдёт человеческий мозг, бездушные роботы вытеснят людей из сферы трудовой деятельности. Произойдёт глобальный цивилизационный кризис.

Дорогие родители! Нельзя допустить такое, чтобы зачахло моральное сознание, закрылись все природные каналы восприятия окружающего мира в результате бездумного стремления только к знаниям. Развивайте в ребёнке целостное мышление, образное восприятие, творческие способности, чувственность и душевные порывы.
Стимулируйте познание природы и мира, чтобы выработалось понимание смысла жизни, то есть осознание её ценности. Тогда человеческое сознание переместится за пределы знания в сферу убеждений, целей, ценностей.

С Уважением автор блога Наталия Миновская

Источник