Этапы развития ребенка в системе дополнительного образовании
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества
«Юный губкинец»
ДОКЛАД
«Дополнительное образование. Этапы становления
(к 100 летию дополнительного образования)»
(Выступление на МО)
Педагог дополнительного образования
Чуева Маргарита Евгеньевна
г. Губкин 2017 г
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностное мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».
Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т.д. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С.Т.Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодежи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создана общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря
На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования.
В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями.
К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерства просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств. В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.
Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие, известные в России и за рубежом люди.
В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучается более 10 млн. российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн. детей). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года № 752 в России была изменена номенклатура (типология) учреждений дополнительного образования детей.
Важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является ее бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25 процентов, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю.
В развитии системы дополнительного образования в России можно условно выделить пять этапов:
1-й этап (17в. — начало 20-го в.) – период зарождения внешкольных детских объединений;
2-ой этап (1920-1930-е гг.) – период становления системы воспитательной деятельности внешкольных учреждений;
3-й этап (1941-1956 гг.) – период развития массовых форм работы, взаимодействия внешкольных учреждений со школой;
4-й этап (1957-1991 гг.) – период усиленного внимания к методической деятельности внешкольных учреждений, расширения их сети увеличивается числа молодежных объединений и клубов;
5-й этап (с 1992 г. по настоящее время) – период преобразования системы внешкольной работы в систему дополнительного образования детей, ее интенсивного развития, обновления.
Таким образом, история создания и развития внешкольных учреждений в СССР прошла несколько этапов. На первом этапе (1918-1939 гг.) происходило становление основных видов государственных внешкольных учреждений: станций юных натуралистов, техников и туристов, детской художественной студии, дома и дворца пионеров, детской железной дороги, детской спортивной школы. В ходе второго этапа (1939-1960 гг.) была разработана нормативно-правовая база системы внешкольных учреждений. Третий этап (1960-1984 гг.) характеризовался значительным количественным ростом учреждений и началом поиска новых направлений развития. В ходе четвертого этапа (1984-1992 гг.) формировались предпосылки к трансформации внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования.
Источник
Культурная жизнь — важная часть учебы. Духовные ценности и идеалы отражаются на поведении человека и формируют немаловажные социокультурные навыки. Дополнительное образование в России призвано воспитывать достойное подрастающее поколение, которое обеспечит прогресс общества и страны.
Основы российского ДО
Демократические реформы, начатые в начале 90-х годов минувшего столетия, стали базисом для преобразования детского дополнительного образования. Впервые термин «дополнительное образование» появился в 1992 году в одной из статей закона об образовании. Этот документ утвердил переход от идеологической коммунистической образовательной системы к разнообразной, демократической и гуманистической программе воспитания полноправных граждан и обусловил изменение значимости внешкольных учреждений. Система дополнительного образования в России перешла на качественно новую ступень развития.
Дополнительное обучение детей стало новым явлением в педагогической деятельности — своеобразным феноменом, который направлен на сохранение личности и уникальности каждого ребенка. Этот процесс состоит:
- из удовлетворения естественного стремления развивающегося человечка познавать себя и окружающий мир;
- активизации творческого и созидательного потенциала детей;
- формирования и развития пространства для детского и подросткового благополучия.
Обстоятельства, определившие необходимость изменения внешкольной составляющей воспитания при переходе ее на новый качественный уровень:
- Наличие принципиальных изменений в сознании человека и его взглядах на общественную жизнь. Процесс формирования специалиста уступает лидирующие позиции воспитанию индивидуума с позиции развивающей педагогики.
- Трансформация тенденции цивилизационного роста благосостояния стран постсоциалистического лагеря из техногенной в антропогенную.
- Рост популярности у родителей и детей информационных, образовательных, культурологических и досуговых услуг. Как результат — увеличение числа разновидностей неформальной учебной составляющей в развитии общества и личности.
Дополнительное образование в школе — это один из видов обучения, которое в состоянии удовлетворить постоянно меняющиеся образовательные и социокультурные потребности подрастающего поколения.
Цель учреждений дополнительного образования — организация в границах единого учебного пространства условий активного развития детей в согласии с их интересами, запросами и желаниями для того, чтобы каждый ребенок стремился узнавать новое в окружающем мире, пробовал себя в изобретательской, творческой и спортивной деятельности.
Проведенный теоретиками образования исторический анализ учебных реформ прошлых лет показал, в России идеи развития внешкольных заведений были правильными, но извращались в угоду идеологии. Опыт детского и подросткового общественного движения следует учитывать и реформировать с учетом настоящего времени.
Задачи
Налаженная система дополнительного образования в школе позволяет сохранять и укреплять детское психофизическое здоровье, воспитывать и пропагандировать постоянный интерес к познанию, высоко поднимать планку саморегуляции и развивать у мальчиков и девочек творческие задатки. ДО одновременно средство непрерывного обучения и формирования индивидуума и источник мотивации образовательной деятельности при выборе профиля обучения, а в дальнейшем и профессии.
Основная задача любой организации дополнительного обучения в России – раннее выявление способностей, талантов и интересов ребенка. Это миссия психологической службы. Определение индивидуальных способностей детей – процесс динамический, требующий постоянного мониторинга.
Важнейший элемент школьного ДО – кружки. Они развивают и сохраняют интерес учеников к определенным направлениям, раздвигают границы знаний, навыков и умений, отработанных в процессе обучения. Разнопрофильность секций способствует всестороннему развитию индивидуума.
Коллектив преподавателей, работающих в школьной системе дополнительного образования, призван:
- Мотивировать учащихся к изучению нового.
- Создавать базис для реализации творческого потенциала.
- Развивать духовные качества и умственные способности личности.
- Заниматься выявлением и профилактикой асоциального поведения.
- Приобщать учащихся к признанным общечеловеческим и общекультурным ценностям.
- Культивировать условия для самоопределения во всех сферах, начиная с социальной и заканчивая профессиональной.
- Формировать и закреплять школьные традиции.
Этапы и функции дополнительного образования в школах
Немаловажное место в обеспечении успешного функционирования системы ДО занимает грамотный менеджмент. Управление – это не столько приказы администрации учителям и детям, сколько взаимодействие всех сторон, при котором каждая выступает как субъект и объект управленческого процесса одновременно.
Обычно система дополнительного образования в школе содержит 4 этапа развития:
- Диагностический и информационный — изучение интересов, пожеланий и потребностей учеников.
- Методический — преподаватели вовремя оказывают поддержку учащимся в процессе выбора предстоящей деятельности.
- Организационный — единомышленники объединяются в секции, кружки и прочие компании по интересам.
- Аналитический — отслеживаются результаты, закрепляются успехи, осуществляется текущее контролирование образовательного процесса, выявляются перспективы, учитываются и максимально используются возможности независимых факторов.
Школьное дополнительное обучение отличается от внешкольного и проявляется:
- в четко спланированном использовании учеником свободного от классных занятий времени для всестороннего развития собственных возможностей;
- вольном выборе вектора деятельности, преподавателя, программы обучения;
- возможности смены вида ДО, педагога и коллектива;
- творческой составляющей учебного процесса, проходящего на основе обучающих программ;
- личностных взаимоотношениях в системе педагог — ученик — сотворчество, индивидуальный подход к каждому ребенку и сотрудничество;
- получении профессиональной подготовки.
Все эти особенности служат основой для определения функций школьного дополнительного обучения:
- Образовательная. Обучение деток по программам для получения ими ранее неизвестных сведений.
- Воспитательная. Обогащение культурной среды общеобразовательной организации, формирование школьной культуры, а на ее основе обсуждение конкретных нравственных перспектив. Ненавязчивость воспитательного процесса с целью приобщения школьников к культуре.
- Креативная. Создание мобильной системы, способной помочь в реализации личностных творческих задатков.
- Интеграционная. Формирование цельного внутришкольного учебного пространства.
- Социализационная. Приобретение социального опыта, освоение уроков по воспроизводству связей с социумом, обретение необходимым для повседневной жизни индивидуальных качеств.
- Самореализационная. Самоопределение в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, преодоление и проживание успешных ситуаций, саморазвитие личности.
Занятость учеников на внеклассных занятиях способствует разрешению ряда задач. Наиболее значимые:
- Профилактика беспризорности и безнадзорности.
- Отвлечение от приобретения вредных привычек.
- Предупреждение правонарушений.
- Расширение границ познания, интересов учеников и развитие их способностей.
- Обучение ранее неизвестным видам профессиональной деятельности.
- Формирование сплоченного коллектива школы.
Источник
Исследователями выделяются хронологические периоды, в которых наиболее ярко прослеживаются особенности развития внешкольного образования и особенности становления дополнительного образования. В самом общем виде можно выделить три этапа:
- — Дореволюционный (внешкольное образование).
- — Советский (внешкольное воспитание).
- — Современный (дополнительное образование детей).
По мнению О. Е. Лебедева, М. В. Катуновой, В. А. Березиной, В. П. Голованова, Л. Ю. Кругловой, Е. В. Смольникова, М. О. Чекова, Н. Ф. Трубицына, Н. Ю. Конасовой, С. С. Филиппова, А. Т. Бойцовой, Р. У. Богдановой и др., этими периодами являются следующие временные отрезки: конец XIX — начало XX в., 20—30-е гг., 40—80-е гг., период с 1992 г. по настоящее время. Состояние внешкольного образования в обозначенные периоды анализируется по таким параметрам, как цель, задачи, принципы, функции, направления работы, типы учреждений, то есть именно по тем характеристикам, которые выявляют динамику развития внешкольного образования и его переход в дополнительное образование.
Свою периодизацию эволюции теоретических представлений о сущности и назначении дополнительного (внешкольного) образования детей предлагает М. О. Чеков. Он выделяет в этом процессе четыре этапа:
- — первый этап — «синкретизм» (до 1917 г.). В это время отсутствуют доминанты в социализации; происходит разработка теоретических основ и создание первых экспериментальных детских внешкольных учреждений;
- — второй этап — становление (с 1917 г. до начала 30-х гг.). Доминантой социализации становится обучение; формируется государственная система внешкольных учреждений, которые играли второстепенную роль;
- — третий этап — зрелость (с начала 30-х гг. до середины 80-х гг.). Доминантой социализации становится воспитание; происходит идеологизация системы внешкольных учреждений, которые призваны помогать школе в решении задач воспитания и теряют свою самостоятельность;
- — четвертый этап — трансформация (с середины 80-х гг. по настоящее время). Доминанта социализации — развитие; происходит демократизация системы образования; переход от внешкольных учреждений к учреждениям дополнительного образования детей (УДОД), которые становятся одной из равноправных составляющих в системе образования страны[1].
Периодизация в эволюции теоретических представлений развития дополнительного (внешкольного) образования несколько иначе представлена В. П. Головановым. Он выделяет пять основных этапов:
— первый этап — зарождение: дореволюционный период (сер.
XIX в. — 1917 г.). Это время зарождения внешкольного образования, культурно-просветительской, политико-просветительской работы, разработки теоретических основ полисферного развития внешкольного образования;
- — второй этап — становление: послереволюционный период и первые годы советской власти (1917 г. — нач. 30-х гг.). Доминанта социализации — обучение, поскольку целью является ликвидация неграмотности; осуществляется разработка педагогики среды;
- — третий этап — развитие (нач. 30-х гг. — 80-е гг.): период строительства социалистического государства. Доминанта — воспитание. Цель — формирование личности «активного строителя коммунизма». Осуществляется идеологизация системы внешкольных учреждений;
- — четвертый этап — трансформация: разрушение политико-экономической системы, время попытки создания демократического государства. Произошел переход от системы внешкольного воспитания к системе дополнительного образования детей (сер. 80-х — 90-е гг.
XX в.);
— пятый этап — социокультурное адаптирование: постсоветский период (с конца 90-х гг. по настоящее время). В это время произошло становление и развитие системы дополнительного образования детей[2].
Наиболее подробно этапы описаны в работах Е. В. Смольникова. Он выделяет в развитии отечественной системы дополнительного образования детей следующие из них:
- — возникновение (1905—1917 гг.),
- — становление (1918—1939 гг.),
- — развитие (1940—1960 гг.),
- — расцвет (1961—1986 гг.),
- — спад (1987—1992 гг.),
- — стабилизация (с 1993 г. по настоящее время)[3].
Источник
Дополнительное образование
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».
История развития дополнительного образования в России
Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т.д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С.Т.Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодежи малообеспеченной части населения. в 1909 году им же было создана общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря
От внешкольного воспитания — к дополнительному образованию детей
На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. Более того, дату рождения этой системы можно указать достаточно точно – июнь 1918 года, — с этого времени начинается деятельность, организованной
молодым биологом Б.В. Всесвятским, Станции юных любителей природы (с 1920 года – Биологической станции юных натуралистов) – первого государственного учреждения внешкольной работы с детьми._____
В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию.В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». Очень бурно прохоил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств . В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.
Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодежная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребенка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требущие организовывать то по 10 кружков технического вторчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей. Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов.
Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и зарубежом люди.
После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей. 2008 год — год 90-летия отечественной системы дополнительного образования детей, в преддверии этого события Министерстовм образования и науки Российской Федерации утвержден соответсвующий план подготовки реализации мероприятий к данному событию.
Инфраструктура системы дополнительного образования детей
В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят более 16 тыс. учреждений , в которых обучается более 10 млн. российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн. детей). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года № 752 в России была изменена номенклатура (типология) учреждений дополнительного образования детей.
Важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является ее бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25 процентов, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю.
Опыт дополнительного (неформального) образования детей за рубежом
Отечественный опыт внешкольного (дополнительного ) образования был и остается уникальным в мировой педагогической практике. Но вместе с тем он впитал в себя передовые традиции педагогических идей многих других стран, стал примером для реалиазции практического опыта в других странах (помимо стран СНГ, где повсеместно при общем сокращении численности сохранились эти учреждения, прежде всего в странах Восточной Европы, Китая, Кубы, Вьетнама, КНДР и т.д.).
Отдельные элементы системы внешкольного образования были восприняты в странах Азии, Европы. Например, опыт внешкольного воспитания был перенесён для адаптации бывших юных граждан СССР в Израиле. В Японии существует бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополниельных занятиях, не входящих в школьную программу (но по выбору!) по физической культуре, художественному творчеству, и национальным видам искусства. В большинстве стран Европы имеется система клубов по интересам, как правило существующая на муниципальные средства или за счет финансирования общественных и религиозных организаций, а также на родительские средства. В педагогической практике эти виды деятельности называются как правило «неформальным образованием» (Informal eductaion), альтернативным образованием (alternative education).
Направленности (профили) реализации программ дополнительного образования детей и взрослых
Дополнительное образование детей и взрослых в России осуществляется посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы. Предпрофессиональные программы реализуются в области спорта (спортивные школы) и области искусства (школы искусств, художественные и музыкальные школы).
Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы реализуются по 6 направленностям (профилям) дополнительного образования детей в разных образовательных организация от детского сада до ВУЗа, а также иных необразовательных организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность (музеи, библиотеки, ИП, клуб, и др.):
естественно-научная направленность;
техническая направленность, включая робототехнику;
туристско-краеведческая направленность;
художественная направленность (танцы, изо, музыка, литература и др.);
социально-педагогическая направленность (лидерство, волонтёрство /добровольчество/, работа с группами детей, имеющими особые нужды (с ограничениями здоровья), одарённые и талантливые дети);
физкультурно-спортивная направленность (массовый спорт, общая физическая подготовка, школьный спорт)
Источник