Этапы развития ребенка от 3 лет в таблице

Дети обычно развиваются от одного этапа развития к другому. Тем не менее, каждый ребенок развивается по-своему. Некоторые дети могут активно развиваться в одном направлении, например, языковом, и отставать в другом, например, в сенсорном и двигательном развитии.

Обычно этапы развития разделяют на пять основных категорий: физическое развитие, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, языковое развитие, сенсорное и двигательное развитие.

Физическое развитие

Большинство детей к 3 годам:

  • Набирают в весе около 2 кг и вырастают примерно на 7 см в сравнении с двухлетним возрастом.

  • Выглядят худее, потому что их детские животики пропадают.

  • У них уже есть все зубы.

  • Выросли примерно на половину от своего максимально возможного роста в дошкольном возрасте (обычно в 2,5 года).

Нижеприведенные таблицы показывают приблизительное процентильное соотношение при нормальном весе и росте.

Примечание:

Процентильное соотношение показывает количество детей, у которых показатели ниже или выше приведенных цифр. Например, если процентильный показатель веса и роста составляет 10, то это означает, что 10% всех детей весят меньше и их рост тоже меньше, приведенного показателя; если ребенок попадает в процентильный показатель веса и роста 90, то это означает, что 90% детей ниже и весят меньше в сравнении с приведенными цифрами, а 10% детей – выше и весят больше.

Таблица роста, 3 года

Процентильное соотношение 10

Процентильное соотношение 90

Девочки: вес

11,7 кг

15,9 кг

Девочки: рост

85,5 см

97,5 см

Мальчики: вес

12,7 кг

17,2 кг

Мальчики: рост

88,75 см

98,75 см

Мышление и аргументирование (когнитивное развитие)

Большинство детей к 3 годам:

  • Знают свое имя, возраст и пол.

  • Выполняют двухуровневые или трехуровневые инструкции, например, «возьми свою куклу и положи ее на кровать рядом с мишкой».

  • Понимают концепцию «два», например, дети понимают разницу между 1 и двумя печеньями. Тем не менее, пока еще дети не могут понять концепцию больших чисел.

  • Запоминают последовательность цифр, а не считают на самом деле. Тоже самое касается и алфавита; ребенок может запомнить последовательность букв, но не сможет отличить написанные буквы друг от друга. Тем не менее, некоторые дети трехлетнего возраста показывают необычайные способности к изучению чисел, счета и алфавита.

  • Любят играть с пазлами, состоящими из 3-4 частей. Большинство детей могут сортировать объекты по цвету и по форме.

  • Обладают богатой фантазией. Например, дети могут представлять, что их мягкие игрушки разговаривают и играют с ними.

Эмоциональное и социальное развитие

Большинство детей к 3 годам:

  • Испытывают широкий спектр эмоций.

  • Легко отделяются от своих родителей.

  • Открыто демонстрируют свою привязанность. Они могут спонтанно проявлять свою привязанность к друзьям по играм.

  • Понимают концепции «мое» и «твое». У них могут возникать проблемы при разделе игрушек или когда они играют с другими детьми.

  • Могут определить человека как мальчика или девочку. Тем не менее, они все еще не понимают разницу полов.

  • Многих детей интересует туалет; дети учатся ходить в туалет самостоятельно.

Языковое развитие

Большинство детей к 3 годам:

  • Быстро учат новые слова. Узнают и могут назвать окружающие их предметы.

  • Используют множественное число, например, «книги» для описания нескольких книг. Большинство детей к 3 годам также используют местоимения (я, ты, меня, мы, они) и используют законченные предложения из 4-5 слов. Незнакомцы понимают большую часть сказанного ребенком.

  • Часто спрашивает «почему» и «что».

  • Понимают большую часть сказанного в их адрес.

  • Еще не способны описать все свои чувства словами.

Сенсорное и двигательное развитие

Большинство детей к 3 годам:

  • Развивают движения, основывающиеся на широких мышцах (широкая моторика). Обычно к таким навыкам относят:

    • Бег.

    • Умение карабкаться. Большинство детей переставляют ноги, когда поднимаются или спускаются по ступенькам.

    • Прыгают на месте.

    • Ездят на трехколесном велосипеде.

    • Ударяют по мячу.

    • С легкостью кувыркаются.

  • Развивают более точную координацию, основанную на работе маленьких мускулов: движения рук и пальцев (тонкая моторика). К таким навыкам относят:

    • Круговые движения пальцами.

    • Использование чашки, вилки и ложки.

    • Умение самостоятельно одеваться, хотя ребенку все еще необходима помощь при застегивании пуговиц, молний и кнопок.

    • Умение переворачивать страницы в книге.

    • Построение пирамидки из 6 кубиков.

    • Умение держать ручку или карандаш большим и указательным пальцем.

    • Умение открывать и закрывать крышки.

Источник

Двигательное развитие, моторикаПсихическое развитиеРечевое развитие 1 месяцПопытка приподнять голову, лежа на животеКратковременно фиксирует взгляд и прослеживает за игрушкой. Первая улыбка
при общении со взрослыми.При общении издает тихие звуки — короткое гуление, гукание. 2 месяцаПриподнимает и 10-20 сек, удерживает голову, лежа на животе. В вертикальном
положении удерживает голову не постоянно.Длительно удерживает предмет в поле зрения, четко следит за двигающимся
в горизонтальной плоскости предметом. Отвечает улыбкой и удерживает ее при
общении со взрослым.Начальное гуление (гукание) при положительном эмоциональном состоянии. 3 месяцаХорошо держит голову и в вертикальном положении. Опирается на предплечья,
согнутые под острым углом, лежа на животе.В ответ на обращенную к нему речь взрослого проявляет радость улыбкой,
звуками и оживленными движениями рук и ног (комплекс оживления). Поворачивает
голову и глаза к источнику звука (погремушке). При виде игрушки появляются
нецеленаправленные движения рук.Певучее гуление. 4 месяцаОпирается на предплечья, согнутые под прямым углом, лежа на животе.
При тракции за руки из положения лежа на спине — активно приподнимает (сгибает)
голову — подбородок достает до грудины; пытается подтянуться к: рукам взрослого.

Переворачивается со спины на бок.
Тянется рукой к подвешенной игрушке, пытается захватить, рассматривает ее.При попытке врача играть с ребенком комплексу оживления предшествует
ориентировочная реакция в виде настораживания. Узнает мать (отличает ее
от других взрослых).Длительно гулит. Громко смеется при общении со взрослыми. 5 месяцевОпирается на ладони вытянутых рук, на одну руку, лежа на животе. Ровно
и устойчиво стоит при поддержке взрослым под мышки.
Четко направляет руки и берет погремушку, которую взрослый держит над грудью
ребенка.
Переворачивается со спины на живот.Плачет, когда уходят, прерывая контакт с ним. Различает строгий и ласковый
тон, по- разному реагирует на них.Подолгу певуче гулит. 6 месяцевПри тракции за руки из положения лежа на спине — садится. Сидит в подушках
или при поддержке взрослым за бедра или пальцы рук. Подползает. Свободно
берет игрушку из руки взрослого с любой стороны.Прекращает плакать, когда берут на руки.Начало лепет — произносит некоторые отдельные (без повторения) слоги
— «ма», «ба» 7 месяцевПосаженный ребенок самостоятельно сидит, опираясь на руки. Ползает на
животе. Начинает поворачиваться о животам на спину.
Может брать по игрушке в каждую руку, удерживать их одновременно, стучать
друг об друга.Различает своих и чужих и по-разному реагирует на них (при попытке врача
вступить в контакт с ребенком сначала чаше всего отрицательная реакция).
Читайте также:  Актуальное и потенциальное развитие ребенка
Подолгу лепечет. 8 месяцевНачинает самостоятельно сидеть без опоры. Встает на четвереньки. Сам
держит в руке кусок хлеба или печенья, обсасывает грызет его.При назывании взрослым (вопрос «где» ) разыскивает взглядом знакомый
предмет, находящийся в определенном постоянном месте.Громко повторно (сам) произносит различные слова; «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». 9 месяцевСидит сам продолжительное время.
Придерживаясь за барьер сам полностью встает, стоит, переступает и опускается.
Ходит при поддержке взрослого за обе руки.
Играет с предметами по- разному в зависимости от их свойств: катает, вынимает.По просьбе взрослого выполняет заученные движения, например «ладушки»,
«до свидания», «дай ручку», «открой рот» и т.д.
На вопрос «где» ищет и указывает взглядом или жестом знакомый пред мет,
независимо от его местонахождения, находит и достает его из массы игрушек.

Поворачивается на собственное имя.Во время лепета подражает сам себе, повторяя случайно возникающие звукосочетания. 10 месяцевСтоит самостоятельно без опоры. Ходит, держась одной рукой за опору.
Приседает.
При игре открывает и закрывает (коробку, матрешку), вкладывает один предмет
в другой.По просьбе берет и подает знакомые предметы «дай мяч, дай пялю»). Показывает
части тела другого человека. Голосом сигнализирует о предстоящем мочеиспускании
или дефекации.Повторяет за взрослым новые, ранее не произносимые слоги. 11 месяцевУверенно стоит, делает первые шаги без опоры.Играет с пирамидкой, нанизывает кольца. Начинает понимать запрет (реакция
торможения при слове «нельзя»). Показывает части своего тела.Первые лепетные слова: «ма-ма.», «ба-ба»; упрощенные слова- обозначения;
«кис-кис», «ав-ав», «бай» и т.д. Указанные лепетные слова ребенок использует
целенаправленно, соотнося их с конкретным объектом (мать, игрушка, кошка
и др.) или действием «ам-ам» — еда). 1 годСамостоятельно стоит без опоры, ходит. Приседает и встает. Сам держит
чашку и пьет из нее. Складывает игрушки и предметы в емкость (ящик). Перестает
тянуть предметы и игрушки в рот.Выполняет несколько простых инструкций: «дай то-то, иди ко мне» и д.,
которым был обучен. Выполняет элементарные требования взрослых.Первые слова: «мама, папа, дай». Появление слов-меток: «бах» — падение
и т.д. Копирует интонации, выражена интонация просьбы. Выражает желания
звуками и жестами. 1 год — 1 год 3 месяцаУмеет пятиться, приседать, наклоняться.
Пытается самостоятельно есть густую пищу ложкой.Выполняет простые поручения с предметами: «принеси, положи, открой и
закрой ящик» и т.д. Среди других предметов отдает предпочтение игрушке.
Начинает воспроизводить в игре разученные действия, кормит куклу.
Собирает пирамидку без учета размера колец. Строит башню из двух кубиков.Быстрый рост пассивного словаря (запаса понимаемых слов). В активном
словаре — произвольное использование знакомых слов; существование особого
«жаргона» (облегченные слова). 1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцевПоднимается и спускается по ступенькам. Пытается самостоятельно есть
жидкую пищу ложкой.Воспроизводит в игре часто наблюдаемые действия: причесывает, умывает
куклу т.д. Строит башню из трех кубиков.
При рассматривании сюжетной картины на вопрос взрослого показывает известные
ему предметы, животных и др.По просьбе взрослого называет хорошо знакомые предметы и объекты. активно
использует слова при сильной заинтересованности, удивлении или радости,
чтобы назвать предмет. 1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцевЧастично раздевается — носки, шапка — с небольшой помощью взрослых.Понимает несложный рассказ по картинке, пытается отвечать на простые
вопросы взрослого при рассмотрении сюжетной картинки. При игре пытается
строить из кубиков ворота, скамейку и т.д. Начинает проситься на горшок.Произносит предложения из двух слов. Ежедневно появляются новые слова. 1 год 10 месяцев – 2 годаНачинает бегать. Умеет подпрыгивать на месте. Попадает по мячу ногой.

Частично одевается — ботинки, носки, шапку.В игре воспроизводит ряд логически связанных действий: куклу купает,
затем вытирает.
По предлагаемому образцу, и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.

При игре может контактировать с другими детьми.При общении со взрослыми использует предложения из 2-3 слов. 2 года – 2 года 6 месяцевСам одевается, кроме застегивания и шнуровки.В играх выражена взаимосвязь и последовательность: кормит куклу, затем
баюкает и укладывает ее спать. Выполняет двухэтапную инструкцию «пойди
в кухню, принеси чашку»). Целый день остается чистым.Говорит многословными предложениями (3-5 слов). Активный словарный запас
50 и более слов. Появляются вопросы: что это? где? когда? почему? Называет
свое имя, фамилию. Частично отвечает на вопросы. 2 года 7 месяцев – 3 годаПолностью сам одевается и застегивает пуговицы. Обувается, с помощью
завязывает шнурки.
Может несколько секунд постоять на одной ноге.Воображение в игре (стул — машина, кубик-мыло). Возможность игровых
действий без предметов. Появление ролевой игры — например, играя с куклой,
говорит; «я — мама», «я — доктор».
Коллективная ролевая игра при распределении роли старшими: «ты будешь зайчик».

Собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игнорирует различия
между верхом и низом. Называет 4 основных цвета.
Элементарные рисунки карандашом, лепит простые фигурки из пластилина.

Понимает прочитанные короткие сказки (видно по мимике, ответам на вопросы).Называет имена родителей. Часто задает вопросы «почемучка»). Говорит
о себе «я».
Начинает употреблять сложные предложения. Речь используется с целью объяснения,
размышления.

Источник

nata_tursha все записи автора

Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет.

Начиная с трех лет, у ребенка начинается новый период жизни, когда он из несмышленого малыша превращается во взрослого человечка. 

Что должен знать и уметь ребенок в 3 года? Он уже может похвастаться хорошей памятью, знанием букв и цифр, умением общаться и помогать, хорошим физическим состоянием. В этот же момент происходит и «отлучение» малыша от мамы. Теперь ребенок всеми своими действиями начинает показывать, что он личность и ему необходимо признание, уважение и соответствующее общение.

Читайте также:  Методика оценки физического развития ребенка

Особенности психического развития

Некоторые особенности развития детей 3-4 лет нередко настораживают родителей. Взрослые не могут понять, почему их ребенок кардинально меняется, проявляет какие-то требования и полностью игнорирует родительские наставления.


В свое время знаменитый психолог, специализирующийся на развитии личности, Лидия Ильинична Божович, сказала замечательную фразу: «Ребенок делает все по-своему не из-за того, что он так хочет, а из-за того, что ему это нужно».

Поэтому все происходящее с малышом в этом возрасте не стоит считать проявлением его неуважения к взрослым, его капризами и прихотями. Просто так устроен человек, рано или поздно он переходит определенный жизненный рубеж, меняя характер и потребности, добиваясь своего места в ячейке общества.
 

Марина, мама Анюты 3,5 года: «Однажды я заметила, что моя малышка, ласковая, внимательная и тихая, в один момент превратилась в какого-то чертенка. Все стала делать по-своему и наперекор. «Одевайся — не хочу! Пойдем гулять — не пойду. Чистить зубы — не буду!». Никакие уговоры, просьбы и угрозы не действуют. Наказания (запрет на телевизор) приводят к истерикам. И если раньше Анюта могла извиниться и обнять, то сейчас она может подойти и ударить. И все это случилось практически сразу после того, как ей исполнилось 3 года и 2 месяца. Неужели так бывает, или это родительская ошибка в воспитании?».

Причин такого поведения две: 

  • глобальный протест против просьб или задач, которые навязывают родители;
  • перегрузка ребенка этими самыми просьбами и задачами, из-за чего он теряется.

В случае, когда 3-летние дети не слушаются, все делают наперекор, психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер советует «отпустить вожжи». Это не значит, что от ребенка не нужно требовать выполнения просьб, просто надо дать ему время осмыслить поставленную задачу.
 

«Надо следить не за ребенком, а за тем, насколько очередное распоряжение выполняется ребенком.Если не выполняется, не повторять его тут же. Иначе последует эскалация» — советует Гиппенрейтер в своей книге «Что делать, чтобы дети…».

Есть замечательна метафора: надо воспитывать ребенка, как тянуть рыбу на спиннинге — то тянуть, то отпускать. Не дергать резко сразу, а проявлять гибкость, иначе он сорвется и наладить отношения будет сложно. Иногда можно немножко уступить, ради сохранения мира:

– Маша, пора спать.
– Я еще поиграю!
– Ты не доиграла и тебе нужно еще время…
– Да!
– Хорошо, еще 5 минут. Я поставлю таймер на телефоне. Но потом сразу спать!
– Ладно!

3-летний ребенок, уже личность, которую надо уважать.

В противном случае ребенок начнет протестовать, а единственный доступный ему в этом возрасте способ забастовки — делать все наперекор.

Характеристика особенностей всестороннего развития малыша от 3 до 4 лет

Наблюдая за тем, как развивается ваш малыш, вы наверняка замечали, что его психологическое, социальное и физическое развитие претерпели некоторые изменения.

Социализация

Появляется тяга к общению и способность самостоятельно придумывать занятия не только для себя, но и для сверстников. Кроха начинает не только лучше взаимодействовать с другими детьми, но и пытается занять лидирующую позицию в компании. У ребенка начинается осознание того, что чувства имеются не только у него, но и у окружающих. Пытается иногда учитывать потребности и пожелания других. В это же время появляется потребность в выборе собственного кумира. Поэтому не стоит огорчаться, если ваш кроха совершенно не слушается вас, а реагирует только на слова папы. Это не разделение родителей на «любит – не любит», это очередной этап взросления и становления личности.

Познание

Он стремится задать окружающим как можно больше вопросов и получить на них исчерпывающие ответы. Теперь малыш может по праву называться «великой почемучкой». В это время большими темпами развивается речь. Малыш может не только повторять слова и соотносить их с предметами и действиями, но и придумывать свой словарный запас из несуществующих слов. Большая часть информации поступает к малышу в процессе игры. Поэтому теперь основной задачей развития и воспитания малыша должна являться игра. Родители на данном этапе могут многому обучить свое чадо именно в игровой форме.

Особенности возрастного развития ребенка с 3 до 4 лет в таблице

Помимо того, что малыш меняется в характере, он в этом возрасте продолжает всесторонне развиваться. Что должен уметь ребенок 3-4 лет? В таблице можно увидеть основные достижения, которые может демонстрировать ребенок в этом возрасте.
 

Психическое развитие Ребенок осознает себя как личность. Начинается период «Я сам». Может подолгу наблюдать за предметами или действиями, лучше всего запоминает что-то интересное для него. Развивается воображение и мышление – ребенок умеет играть в ролевые игры, придумывать истории, сказки.
Физическое развитие Хорошо развиты предметные действия — может строить из кубиков устойчивые конструкции, собирать крупные пазлы. Умеет держать карандаш. Ловко управляется с мячом, может бросать его через голову. Без поддержки прыгает на одной ноге, лазает по лесенке.
Эмоциональное развитие Остро воспринимает все, что происходит вокруг, легко перевоплощаются в любимых героев сказок и мультфильмов. Поэтому некоторые сюжеты могут повергнуть малыша в состояние стресса. Умеет сопереживать, жалеть.
Сенсорное развитие Хорошо воспринимает информацию как на тактильном уровне, так и на уровне слуха и зрения. Знает и называет цвета (минимум 5). Умеет различать звуки природы (птицы, насекомые, животные), музыку (веселая — грустная, громкая — тихая).
Развитие интеллекта (память, логическое мышление, внимание)  Запоминает 2-3 слова из 10 озвученных и до 5 предметов из 10 показанных. Умеет делить предметы по группам: одежда, мебель, животные, насекомые, овощи, фрукты и т.п. Умеет находить и объяснять несоответствия на картинках (задания «найти отличия»). Умеет собирать пазл из 4-6 частей. Должен уметь считать минимум до 5, знать и определять формы предметов (круг, квадрат, овал, треугольник). Понимает значение таких выражений, как большой – маленький, высокий – низкий и т.д.
Развитие речи  Словарный запас составляет 1200-2500 слов. Может различать и употреблять в речи половую принадлежность (папа – он, мама – она). Правильно употребляет местоимения «я», «ты», правильно строит предложения из 5-6 слов. Описывает предметы, произошедшие события в правильной последовательности. На непонятные события и явления задает вопрос «почему?».
Социализация  Ощущает потребность в играх со сверстниками. Появляется желание играть не рядом (в одной песочнице), а вместе с другими детьми. Взрослый становится не просто «учителем», а партнером для совместных игр.
Навыки Умеет надевать одежду без застежек, обувь на липучках. Самостоятельно ест, вытирается салфеткой, соблюдает правила поведения за столом. Знает и соблюдает правила гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы). Собирает игрушки, поддерживает порядок. Умело пользуется ножницами, рисует геометрические фигуры, обводит и раскрашивает картинки.
Читайте также:  Задержка умственного развития ребенка


Дети с 3 до 4 лет также отличаются повышенной способностью к обучению. Этот возраст становится идеальным для приобретения новых навыков и информации. Поэтому к 4 годам многие малыши уже знают почти все печатные буквы алфавита и пишут их. Также обстоят дела и с цифрами. Дети, особенно в процессе игры, могут считать до 10, делить предметы на равные части, понимать время на электронных часах. В этот период можно предложить ребенку занятия со счетными палочками или счетами.

Помимо этого, дети данного возраста уже могут проявлять и социальные навыки, общаясь со сверстниками и пытаясь оказывать помощь взрослым. Поэтому вы можете предложить крохе заправить постель, сложить вещи, убрать игрушки, протереть пыль и пр. Конечно, ребенок сделает все не так хорошо, как вы, но с удовольствием.

Что делать, если ребенок отстает в развитии?

Многие родители считают, что если у ребенка отсутствует часть положенных в этом возрасте навыков, то он отстает в развитии. Разрешить все сомнения помогут специалисты (психолог, невролог). Но необходимо учитывать, что все дети разные и условия, в которых они росли до 3-х лет тоже.

Если взрослые никогда не говорили ребенку, что комар, муха и жук — это насекомые, то откуда он может это знать? Поэтому оценивая способности своего ребенка, учитывайте ваш вклад в них.

Но и пускать на самотек развитие ребенка 3-4 лет ни в коем случает нельзя. Это возраст активного накопления знаний об окружающем мире, людях, развитие навыков и интеллектуальных способностей. Поэтому важно направить ребенка, обеспечить ему условия для гармоничного развития.

Как развивать ребенка 3-4 лет

Зная особенности развития детей 3-4 лет, основные задачи развития и воспитания малыша должны строиться по принципу «Не навреди». Чтобы не «сломать» малыша, а помочь ему пережить довольно сложный этап жизни, родители должны прислушаться к нижеприведенным рекомендациям.

Относитесь к ребенку с уважением

Постарайтесь с пониманием и терпением относиться к чувствам крохи и к его новым убеждениям. Если подавлять волю ребенка в этом возрасте, то можно сделать из него инфантильную, зависимую и пассивную личность. Что заметно усложнит дальнейшую жизнь вашего ребенка. Если позволяет ситуация и ребенку ничего не угрожает, лучше уступите малышу. Помните, что вы тоже были маленькими и тоже старались сделать массу нелепых вещей наперекор своим родителям.

Поймите, что упрямство малыша в этом возрасте это — не попытка вас огорчить, а всего лишь призыв к тому, чтобы взрослые начали считаться с его мнением.

Стараться чувствовать своего малыша

Не думайте, что если ребенок сам ходит, ест, пьет и говорит, он и чувствует все как взрослый. Научитесь серьезно относиться к его страхам и разочарованиям. Ведь даже отвалившееся колесо от игрушечной машинки для вашего чада может стать трагедией невероятных масштабов. Не подавляйте эмоции ребенка, а старайтесь их переключать.

Обеспечьте малыша общением с ровесниками

Милые беседы с вами или бабушками – это прекрасно. Но в этом возрасте ребенок больше нуждается в общении с другими детьми. Поэтому если имеется возможность, то отдайте кроху в детский сад. Если же по каким-то причинам это не удается, запишите его в группу активного развития детей или в какой-нибудь кружок по рисованию или лепке.

Показывайте личный пример в общении с другими людьми

Данный совет многим может показаться неважным. Но именно от того, как вы относитесь к окружающим людям и к членам своей семьи, и будет выстраиваться модель поведения с ними у крохи. Когда мама Матвея пожаловалось на то, что сын стал разговаривать с ней высокомерно и даже нагло, выяснилось, что именно так она сама разговаривает со своими подчиненными. А ребенок, часто находящийся у нее на работе, сделал вывод, что это правильно, так и нужно себя вести.

Занимайтесь с ним физическими упражнениями

Все детские забавы (бег с препятствиями, прыжки в длину, игра с мячом и пр.), должны находиться в ежедневном «меню» ребенка. Если позволяют средства, приобретите гимнастический комплекс в детскую комнату. Хвалите ребенка, когда он будет лазить по лесенке, висеть на кольцах и пытаться подняться по канату.

Развивающие занятия обязательны

Развивающие занятия – лепка, рисование, строительство из кубиков обязательны в 3-4 года. Если вы работаете и есть только 1 час в день, чтобы уделить ребенку — выбирайте их.

Общайтесь с ребенком, как можно больше

Чем больше слов будет слышать ваш малыш, тем шире будет его словарный запас. Читайте с ним книги, рассказывайте смешные истории, напевайте песенки. Не забывайте и о том, что ребенок все впитывает как губка, поэтому следите за тем, что произносите вы и все члены вашей семьи. Ведь особенно интересные словечки дети зачастую запоминают гораздо быстрее, и употребляют их не по назначению, а когда им вздумается. И если подобное произошло, не спешите наказывать кроху, начните лучше с себя.

Развитие речи у ребенка 3-4 лет


Источник

Серия сообщений «от 3 до 4 лет»:
Часть 1 — Развитие Детей от 3 лет до 4 лет.
Часть 2 — Геометрические фигуры. Занятия 3 в 1.

Часть 5 — Психическое развитие ребенка от 3 до 5 лет.
Часть 6 — Формидо. Развивающая игра для дошкольников.
Часть 7 — Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет

Источник