Этапы развития ребенка 2 года

Этапы развития ребенка 2 года thumbnail

Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.

Что умеет делать годовалый малыш

Этапы развития ребенка 2 года

Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками. 

Также малыш умеет:

  • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Указывать части тела;
  • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.

Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

Этапы развития ребенка 2 года

Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.

Физические навыки

Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.

  • Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
  • Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
  • В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.

Психоэмоциональное развитие

В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.

Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.

Вот чему он учится таким образом:

  • Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
  • Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
  • Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.

Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.

Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

Этапы развития ребенка 2 года

Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.Физические навыки

  • В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
  • Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
  • Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
  • Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.
Читайте также:  Питание и рецепты для ребенка в 2 года на неделю

Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь. 

Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.

Психоэмоциональное развитие

Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.

  • Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
  • При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
  • В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног.
  • Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
  • Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
  • К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.

Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

Этапы развития ребенка 2 года

В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки

  • Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
  • Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
  • Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
  • Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
  • Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
  • Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
  • Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.

Психоэмоциональное развитие

В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.

  • Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
  • В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
  • Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.

Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно. 

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

Этапы развития ребенка 2 года

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Читайте также:  Что брать на море с ребенком 2 года на машине на море

Физические навыки

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.

Психоэмоциональное развитие

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. 

  • По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
  • Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
  • В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
  • Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
  • Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Источник

ребенку 2 года

У каждого ребенка в 2 года прослеживаются индивидуальные этапы развития. Он начинает энергично ползать, в скором времени ходить и даже немного разговаривать. Но какими же должны быть обязательные и общепринятые этапы развития ребёнка в 2 года? Предлагаем вашему вниманию развитие движения, навыки рук и пальцев, развитие речи, познавательные навыки, а также эмоциональное развитие и коммуникабельность малыша.

Этап развития движений и действий:

— самостоятельно ходит;

— тянет за собой игрушки;

— носит тяжёлую игрушку;

— начинает бегать;

— стоит на цыпочках;

— пинает мяч;

— без посторонней помощи залезает и слезает с кровати или стула;

— поднимается и спускается вниз по лестнице, держась за перила.

Основные этапы развития навыков рук и пальцев:

— спонтанно рисует каракули;

— открывает бутылки с жидкостью и выливает её;

— строит башенки с 4 кубиков и больше;

— может пользоваться одной рукой больше, чем другой.

Этапы развития речи малыша:

— указывает на предметы или рисунки, когда их называют ему;

— распознаёт имена знакомых людей, предметов и частей тела;

— говорит несколько отдельных слов (с 15 до 18 месяцев);

— в речи использует простые фразы (с 18 до 24 месяцев);

— разговаривает полноценными предложениями, которые складываются с 2—4 слов;

Читайте также:  Ребенку 2 года красное горло кашель

— понимает и исполняет простые наказы;

— повторяет слова, которые случайно услышал.

Главные этапы умственного развития:

— находит предметы, даже когда они тщательно спрятаны;

— начинает сортировать предметы по форме и цвету;

— любит играть в ролевые игры.

Эмоциональное развитие и коммуникабельность ребёнка:

— повторяет поведение других людей, особенно взрослых и старших детей;

— ваш малыш в восторге быть в компании других детей;

— демонстрирует свою независимость;

— начинает вызывающе себя вести.

Здоровье вашего ребёнка:

Так как каждый ребёнок развивается индивидуальными темпами, то невозможно точно сказать, когда ваш ребёнок усовершенствует разные навыки. Вышесказанные этапы развития дают вам общее представление об изменениях, которые вы можете наблюдать у своего малыша. Не пугайтесь, если ваш ребёнок становится старше и эти изменения идут немного не по плану. Но обязательно сообщите своему педиатру, если вы увидите любые из следующих признаков возможных задержек в развитии в этом возрасте:

— не ходит до 18 месяцев;

— не в состоянии развить полноценные шаги после нескольких месяцев ходьбы, или ходит исключительно на цыпочках;

— не произносит, по крайней мере, 15 слов до 18 месяцев;

— не говорит полноценными предложениями из двух слов до 2 лет жизни;

— не понимает функции обще-бытовых предметов (щётки, телефона, звонка, вилки или ложки) до 15 месяцев;

— не повторяет движения или слова;

— до 2 лет не понимает и не выполняет простые наказы;

— не в состоянии тянуть за собой игрушку на колёсиках.

Основные этапы развития детей возрастом 3—4 года

Какие же этапы развития у детей должны прослеживаться в этом возрасте?

Начиная с 3 лет «вызывающее поведение» официально завершается и «волшебные годы» начинаются с 3—4 лет. Это время, когда в мире вашего ребёнка будут доминировать фантазия и живое воображение. В этом возрасте дети уже начинают понимать, что можно делать, а что делать нельзя. В течение следующих двух лет, малыш будет развиваться в различных сферах.

Основные этапы развития движений и действий ребёнка:

— может прыгать и стоять на одной ноге до 5 секунд;

— подниматься и спускаться по ступенькам без поддержки;

— умеет прямо пинать мяч;

— подбрасывает вверх мяч;

— также может ловить и отбрасывать мячик;

— с ловкостью бегает вперёд и назад.

Развитие навыков рук и пальцев:

— копирует квадратные формы;

— рисует человека с двумя — четырьмя частями тела;

— умеет разрезать ножницами бумагу;

— рисует различные геометрические фигуры;

— начинает срисовывать некоторые большие буквы.

Основные этапы развития речи ребёнка:

— понимает понятие «одинаковый» и «другой»;

— уже освоил некоторые правила грамматики;

— говорит предложениями из 5–6 слов;

— разговаривает с другими людьми достаточно чётко;

— рассказывает истории или сказки.

Этапы умственного развития:

— правильно называет некоторые цвета;

— понимает понятие считать и знает несколько чисел;

— прослеживается более чёткое представление о времени;

— вспоминает различные части сказок или историй;

— любит вымышлять различные игры и играть в них.

Этапы эмоционального развития и коммуникабельности ребёнка:

— заинтересован у новых и ярких впечатлениях;

— любит играть с другими детьми;

— играет в «Маму» или «Папу»;

— всё чаще изобретает и фантазирует игры;

— самостоятельно может одеваться и раздеваться;

— ведёт переговоры в разрешении различных конфликтов;

— становится более независимым;

— представляет, что много незнакомых предметов могут быть «монстрами»;

— рассматривает себя как полноценную особь, у которой есть тело, ум и чувства;

— часто не может различить фантазию от реальности.

Здоровье вашего ребёнка в 2 года:

Как выше говорилось, каждый ребёнок развивается по-разному. У кого-то навыки проявляются быстрее, а у других позже. Но если вы наблюдаете значительные задержки развития своего малыша в возрасте 3–4 лет, проконсультируйтесь обязательно со специалистом — педиатром:

— не может подбросить вверх мяч;

— не умеет ездить на трёхколесном велосипеде;

— не может прыгать на одном месте;

— есть трудности в рисовании;

— игнорирует других детей;

— не умеет держать между пальцами карандаш или ручку;

— не может строить из кубиков башенки;

— все ещё цепляется или плачет, несмотря где или с кем его оставили родители;

— не проявляет никакого интереса к интерактивным играм;

— не разговаривает с другими людьми;

— не выдумывает игры;

— сильно сопротивляется, когда одевается, идёт в туалет или спать;

— неожиданно брыкается ногами без всякого самоконтроля, когда сердится или расстроен;

— не может срисовать круг или квадрат;

— не говорит полноценными предложениями, которые состоят, по крайней мере, из трёх слов;

— не понимает разницу между словами «я» и «ты»;

  • Атопический дерматит у детей.
  • Как лечить ангину.
  • Гемангиома.
  • Дакриоцистит.
  • Диарея путешественника.

Источник