Этапы развития общения ребенка


В дошкольном возрасте существуют две сферы общения — со взрослыми и со сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности ребенка. Рассмотрим в динамике эти процессы.
Известный отечественный психолог М.И.Лисина выделяет несколько этапов в развитии общения, включающие в себя: потребности, мотивы и средства общения. Совокупность данных составляющих представляет собой определенную форму общения. На, протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего психического развития ребенка.
Первой, возникающей в онтогенезе (2-3 мес.), является ситуативно-личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. В этот период малыш еще не владеет никакими приспособительными видами поведения и заимствует социальный/опыт через эмоциональное общение со взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей! Присутствие рядом близкого человека и его сосредоточенность на малыше гарантируют последнему безопасность и тот поток ласковых, любовных воздействий, которые вызывают ответные положительные эмоции. Наблюдения за детьми этого возраста показали, что уже на 2-м месяце жизни дети проявляют любовь к взрослому не только в ответ на его ласку, но и по своей инициативе. Операции, с помощью которых осуществляется общение в рамках первой формы этой деятельности, относятся к категории экспрессивно-мимических средств общения. Безразличие взрослого к ребенку в первом полугодии жизни вызывает особенную реакцию у младенца: он встревожен, угнетен, его ответное поведение резко затормаживается [21]. Таким образом, ситуативно-личностная форма общения является в младенчестве ведущей деятельностью, т. е. определяет дальнейшее психическое и физическое развитие ребенка. Внимание и доброжелательность взрослых вызывают у детей позитивные переживания, которые в свою очередь повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции. Дефицит эмоциональных контактов со взрослыми может привести к необратимому недоразвитию ребенка, нарушению его адаптационных механизмов.
Второй появляется ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет), где основной выступает потребность в сотрудничестве, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства — предметно-манипулятивной деятельности. На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша и основным его мотивом становится деловой. Отношение ребенка к окружающему миру качественно изменяется — он активно интересуется всем происходящим вокруг, подражает, манипулирует предметами, постепенно у него формируется осознание собственной личности, своего «Я». Взаимоотношения ребенка со взрослым носят характер практического сотрудничества. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах; при этом содействие взрослого является ведущим.
Содержание потребности в сотрудничестве со взрослым в рамках ситуативно-делового общения претерпевает у детей изменения. В первые год-полтора, когда ребенок еще не овладел речью, ему требуется помощь в предметных действиях. Позже, на речевом уровне, стремление к сотрудничеству преобразуется. Малыш не ограничивается ожиданием помощи, он предпочитает действовать и подражает взрослому.
В это время происходит важное событие в развитии личности ребенка — он начинает отделять общее положительное отношение к нему взрослого от оценки им своих отдельных действий. Очень важно чрезмерно не ограничивать появившуюся самостоятельность и инициативность ребенка, ведь ему необходима возможность приобретения собственного опыта.
В рамках такой формы общения со взрослым, действуя по его образцу, в условиях практического сотрудничества с ним, дети овладевают и речью [29].
Переход к дошкольному детству знаменуется и переходом к новой форме общения — внеситуативно-познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), и в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Появление этой формы общения связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простого манипулирования с предметами и расширить границы своего кругозора, проникнуть во взаимосвязь явлений. Однако возможности Щебенка еще ограничены, и единственным источником знаний, позволяющим получить ответ на волнующие вопросы, становится и остается взрослый.
Отношение авторитетно значимых взрослых к успехам (неуспехам) ребенка в различных сферах способствует формированию у малыша самооценки, притязания на признание. Переоценка или недооценка способностей ребенка родителями влияет на его отношения со сверстниками, на формирование его личности в целом. Положительные взаимоотношения с родителями помогают ребенку легче вступать в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.
К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения — внеситуативно-личностная, возникающая на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании; Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных контактов, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей, в кругу их друзей и знакомых.
Внеситуативно-личностное общение базируется на личностных мотивах, побуждающих детей к коммуникации, и протекает на фоне разнообразной деятельности — игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым, теперь оно, скорее, позволяет ему удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между ними.
Во взаимодействии со взрослым ребенок стремится достичь взаимопонимания и сопереживания. Это стремление свидетельствует о внутренней готовности ребенка разобраться, как думает и чувствует другой человек, и — шагнуть ему навстречу. Чаще всего дошкольник принимает мнение авторитетного взрослого только после самостоятельного осмысления. Но может и согласиться, поступившись собственными взглядами и соображениями, так как реально оценивает свои возможности и понимает, что еще не вполне разбирается в сложных проблемах.
Именно это заставляет 5-7-летних детей задавать уточняющие вопросы, интересоваться, что думают взрослые по тому или иному поводу. Ребенку необходимо сопоставить мнение взрослого со своим, уяснить сказанное.
Старшие дошкольники учатся ориентироваться в социальной сфере, устанавливать разносторонние отношения с окружающими. Они осваивают правила поведения, осознают свои права и обязанности, свой долг и ответственность перед другими людьми. И здесь личностное общение со взрослыми играет огромную роль. Особенно важно то, как взрослый оценивает действия окружающих. Сравнивая свое отношение к поступкам других с оценками взрослого, ребенок постигает основы социального поведения, проверяет правильность своих взглядов. Поэтому очень важно как родителям, так и педагогам своим примером демонстрировать достойные образцы поведения. Только в этом случае ребенок будет стремиться к гармоничным отношениям с другими людьми. Доверие и искренность — вот та основа, на которой должны строиться отношения взрослого и ребенка, впоследствии это поможетребенку найти свое место в обществе.
К 6-7 годам дошкольник переходит к новому виду деятельности — к учебной. Внеситуативно-личностное общение помогает ребенку подготовиться к учебе. Во-первых, у него формируется отношение к взрослому как к учителю и представление о себе как об ученике. Во-вторых, ребенок уже может действовать «в уме», не прибегая к практическим пробам. Благодаря этому навыку дошкольник в состоянии сосредоточиться, не отвлекаясь на внешние помехи, поскольку мысленно удерживает поставленную перед ним задачу [36].
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе — это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического созревания;
Можно выделить несколько основных параметров готовности ребенка к обучению в школе:
1) определенный уровень развития психических процессов;
2) эмоционально-мотивационная готовность;
3) наличие произвольности поведения;
4) сформированность общения.
Сформированность навыков общения является очень важным показателем развития ребенка и одним изфакторов, способствующих его успёшной адаптации и к школьному обучению.
Дата добавления: 2016-10-27; просмотров: 5157 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Выделяют пять основных параметров, по которым разграничиваются формы общения:
— время возникновения этой формы общения на протяжении дошкольного детства;
— место, занимаемое ею в жизнедеятельности ребенка;
— основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми;
— ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению с окружающими;
— основные средства общения, используемые ребенком [26, с.22].
На основе этих параметров определены четыре формы общения, которые появляются и развиваются на протяжении дошкольного возраста и по которым можно судить о развитии ребенка.
Первая форма общения ребенка с взрослыми – ситуативно-личностная. Она считается ведущей от рождения до шести месяцев. Основой этой формы является непосредственное эмоциональное общение взрослого с ребенком, что обеспечивает выживание и удовлетворение первичных потребностей малыша. Основная потребность, удовлетворяемая на данном этапе,- потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Ведущим мотивом является личностный. Основные средства общения, которые использует ребенок, — экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, мимика, выразительные вокализации и движения рук и тела). То, что ситуативно-личностное общение занимает положение ведущей деятельности в первом полугодии жизни, подтверждается исследованиями С.Ю. Мещеряковой (1997) [42, с.74].
Во втором полугодии первого года жизни только непосредственное личностное общение с взрослыми ребенка уже не удовлетворяет. Малыша начинает интересовать предметный мир, то, что делает взрослый. Это происходит в связи с тем, что ребенок начинает испытывать потребность в сотрудничестве с взрослыми, в этом возрасте складывается новая форма общения с взрослыми – ситуативно-деловая. Общение уже не занимает место ведущей деятельности, а лишь помогает обслуживать предметно-манипулятивную деятельность, которая является ведущей. Ситуативно-деловая форма общения наблюдается у детей от шести месяцев до трех лет.
При ситуативно-деловом общении ребенку также необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но только этого недостаточно – ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш, и участвовал в этом процессе. На первый план здесь выходят деловые мотивы. Средства общения становятся богаче: к экспрессивно-мимическим добавляются предметно-действенные (изобразительные движения, позы, жесты).
Эта форма общения имеет большое значение для развития ребенка, так как:
— во-первых, в подобном общении он овладевает предметными действиями;
— во-вторых, ребенок начинает проявлять самостоятельность и активность;
— в-третьих, в ситуативно-деловом общении возникает и развивается главное человеческое средство общения – речь; малыш начинает произносить первые слова [42, с.80].
Далее, по мнению М.И. Лисиной (1986), появляется внеситуативно-познавательная форма общения. Она возникает у детей в начале дошкольного возраста и складывается приблизительно к 4-5 годам при нормальном ходе развития. Эта форма общения отличается от первых двух тем, что выходит за рамки какой-то конкретной ситуации. Предметом общения могут стать явления и события, которые нельзя увидеть непосредственно, в данный момент, потрогать руками (переживания, планы, мечты…). Подобное общение становится возможным благодаря овладению ребенком речью, так как именно она дает возможность создавать устойчивые образы и представления, действовать этими образами. Ведущим мотивом на данном этапе развития общения является познавательный. Для внеситуативно-познавательной формы общения характерна потребность ребенка в уважении взрослого, что выражается в обиде на замечания и отрицательные оценки. Ребенок на данном этапе пользуется речевыми средствами общения.
Следующей формой общения является внеситутивно-личностная. Это высшее достижение в развитии коммуникативной деятельности в дошкольном возрасте. Данная форма общения характерна для детей 6-7 лет. Ведущий мотив общения – личностный.
Внимание ребенка в этом возрасте больше привлекают человеческие отношения, нормы поведения, поэтому дети предпочитают говорить со взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Для ребенка при этом характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию взрослых, а потребность во взаимопонимании и сопереживании ему. Данная форма общения существует самостоятельно, не включена ни в какую другую деятельность. Ребенок использует также речевые средства общения. Это общение вводит его в сложный по своей структуре мир людей и позволяет занять адекватное место в нем. Благодаря достижениям во внеситуативно-личностном общении дети оказываются готовы к школьному обучению [26, с.27].
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста выделяются четыре формы общения ребенка с взрослыми. Рассматриваемые формы общения отражают нормальный ход развития дошкольника. И наличие ведущей формы общения не означает, что автоматически исключаются все другие формы взаимодействия и что ребенок, достигший высшей формы коммуникативной деятельности, разговаривает с взрослыми только на личные темы.
Рассматривая проблему формирования коммуникативной деятельности у детей в дошкольном возрасте, нельзя не сказать о том, что кроме взрослых ребенок активно общается со сверстниками.
Потребность в общении со сверстниками начинает оформляться в конце раннего возраста, а у дошкольников становится одной из самых главных (М.И. Лисина, 1988). Взаимодействие с другими детьми составляет вторую сферу контактов ребенка с окружающими.
Под руководством М.И. Лисиной были проведены исследования становления и развития этой сферы социальных контактов ребенка. Наличие у ребенка специфической потребности в общении со сверстниками определялось по четырем критериям:
— вниманию его к другим детям;
— эмоциональному отклику на их действия;
— стремлению обратить на себя внимание сверстников;
— чувствительности к их эффективному отношению [32, с.103].
Таким образом, одновременно наличие всех четырех критериев свидетельствует о желании ребенка познать себя, оценить себя посредством других детей и с их помощью. Эти критерии позволяют исследователям выделить четыре этапа в общении детей со сверстниками.
Первый этап – отсутствие у ребенка самостоятельной потребности в общении со сверстниками. Данный период охватывает весь первый год жизни. С.В. Корницкая (1973), Л.М. Царегородцева (1985) установили, что у младенцев проявляется только для критерия потребности в общении со сверстниками: внимание и эффективный отклик. На первом этапе контакты детей со сверстниками побуждаются не специфической потребностью в общении с равными партнерами, а стремлением к активности и новым впечатлениям [32. с.105].
Следующий этап охватывает второй год жизни. Это этап первичного оформления специфической потребности детей в общении со сверстниками. Исследования Л.Н. Галигузовой (1992), Т.М. Землянухиной (1991), Р.И. Желеску. Т.М. Сорокиной (1978) показали, что в этом возрасте, кроме первого и второго критерия потребности в общении со сверстниками, появляется также третий и четвертый: малыш пытается обратить на себя внимание товарищей, перестраивая с этой целью свои действия. На данном этапе контакты со сверстниками позволяют детям развивать бурную активность и строить совместную деятельность. Место общения с ровесниками в общей иерархии потребностей ребенка на втором этапе весьма скромное [14, с.34].
Третий этап характерен для детей 3-4 лет. В этот период в поведении детей постоянно проявляются все четыре критерия потребности в общении друг с другом. Но дети по-прежнему больше ориентированы на взрослых и без их помощи и участия не могут наладить сотрудничество и достичь согласия между собой.
Четвертый этап проявляется у детей 4-7 лет. Взрослый сохраняет значение наиболее авторитетного, любимого и необходимого человека в жизни, но сверстник как партнер по общению обгоняет взрослого по своей привлекательности и становится предпочитаемым (Д.Б. Годовикова, 1988; Р.И. Деревянко, П.Б. Митева, 1985; и Е.О. Смирнова, 1985).
Исследования И.Т. Димитрова (1979) показали, что в результате общения с друзьями ребенок учится оценивать собственные практические умения и получает первое представление о своих знаниях. 29 Общение со сверстниками порождает в дошкольном возрасте избирательные привязанности между детьми. По данным Е.О. Смирновой (1981), в основе дружеских отношений детей может лежать удовлетворение потребности в доброжелательном внимании сверстников, оно обеспечивает познание детьми себя в своих лучших качествах. На втором месте по значимости для формы дружеских связей стоит удовлетворение потребности детей в игровом сотрудничестве. Стремление детей к общности мнений и взглядов занимает лишь третье место [14, с.37].
Е.О. Смирнова также отмечает некоторую специфику общения дошкольников со сверстниками, в отличие от общения с взрослыми:
— большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий;
— яркую эмоциональную насыщенность контактов со сверстниками;
— нестандартность и нерегламентированность контактов детей со сверстниками;
— преобладание инициативных действий над ответными [37, с.50].
Эти особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста и также требуют обеспечения педагогических условий для их реализации Е.О. Смирнова (1988) выделила три этапа в развитии общения дошкольников со сверстниками, которые по аналогии со сферой общения с взрослыми были названы формами общения со сверстниками.
Первая форма – эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй – четвертый год жизни). Это общение ситуативное, оно зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Основные средства общения – локомоции. Или экспрессивно-выразительные движения.
Вторая форма – ситуативно-деловая (от 4 до 6 лет). Главное содержание общения в данный период – деловое сотрудничество (в сюжетно-ролевой игре). Дети заняты общим делом. Потребность в сотрудничестве – главное для общения детей в этом возрасте. Ярко выделяется и потребность в признании и уважении сверстников. Преобладают речевые средства общения. Общение в основном ситуативное.
Третья форма общения – внеситуативно-деловая – появляется в конце дошкольного возраста у многих детей (но не у всех). Внеситуативность общения развивается в двух направлениях:
— увеличивается число внеситуативных, речевых контактов;
— образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия [37, с.54].
Ребенок в возрасте 6-7 лет начинает выделять и чувствовать сущность другого человека. К старшему дошкольному возрасту у детей формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно называть личностным. Сверстник становится предметом сравнения с собой, средством самоутверждения, а также самооценки целостной личностью. Это сравнение превращается во внутреннюю общность, что делает возможным более глубокие межличностные отношения.
Вывод:
1. Вопрос формирования общения у детей дошкольного возраста является актуальной в педагогике и в психологии, что подтверждается многочисленными исследованиями (Н.М. Аксарина, И.В. Дубровина. Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Э. Пиклер, Д.Б. Эльконин и др.)
2. Психолого-педагогические исследования доказали решающую роль общения в психическом развитии детей дошкольного возраста (М.Г. Елагина, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Э. Пиклер, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.).
Источник