Этапы развития нервной системы ребенка
Нервная система ребенка. Развитие нервной системы ребенка.
Развитие нервной системы ребенка — сложный процесс, предопределяемый генетической программой развития и многообразными влияниями среды на плод и ребенка первых лет жизни.
Внутриутробное и постнатальное развитие нервной системы ребенка обусловлено постепенным, поэтапным включением отделов головного мозга и их физиологическим объединением в функциональные системы, предназначенные для обеспечения жизненно важных функций.
Поэтапность созревания заключается в постепенном переходе от филогенетически древних уровней регуляции к эволюционно более молодым и совершенным уровням, от спинально-стволового и подкоркового уровня к кортикальному. По мере этого происходит усложнение нервной системы, ее функций, возрастает степень морфо-функциональной дифференциации нервных клеток.
Системогенез в общем физиологическом смысле означает поэтапное развитие функциональных систем, обеспечивающее выживание и адекватное приспособление к условиям окружающей среды. По принципу функциональных систем осуществляется вся деятельность нервной системы.
Координация функций основана на сообщении в управляющие центры о том, что делается на периферии. Эта «обратная афферентация» обеспечивает постоянное сличение действия с первоначально заданной программой. Постоянная сигнализация о результатах действия в функциональной системе происходит в первую очередь при участии кинестезии. Кинестезии — своеобразная обратная связь, по которой корковые центры управления осведомляются о выполнении тех приказов, которые посланы на периферию.
Без этой обратной связи стало бы невозможным накопление опыта, необходимого для координации функций.
Теория системогенеза дает возможность с новых методологических позиций на основе системного подхода изучить закономерности развития функций здорового и поврежденного мозга.
В историческом аспекте условием возникновения и совершенствования специфической для человека формы деятельности и общения явилось развитие дифференцированных двигательных реакций, в первую очередь развитие руки как органа труда, а также речи, которая явилась одним из условий формирования человеческой психики.
При этом элементы функциональной системы созревают одновременно, независимо от того, к каким «горизонтальным» уровням они принадлежат.
Различие темпов формирования отдельных функциональных систем приводит к неравномерности созревания их элементов — гетерохронии роста и развития. Подобная гетерохрония наблюдается в пределах каждого «горизонтального» уровня и даже в пределах одного нервного центра. Наряду со сформированными скоплениями клеток и проводящих путей обнаруживаются морфологически и функционально незрелые структуры. У новорожденных в пределах ядра и волокон лицевого нерва в первую очередь формируются участки ядра и волокна, которые иннервируют мышцы, обеспечивающие акт сосания.
Мотонейроны VIII шейного сегмента спинного мозга гораздо раньше обеспечиваются связями со стволом головного мозга, чем соседние спинальные сегменты. Это объясняется участием двигательных клеток VIII сегмента в обеспечении рефлекса схватывания, который срабатывает уже к моменту рождения.
Концепция системогенеза существенно дополнила представления о внутриутробном и постнатальном развитии нервной системы, позволила раскрыть сущность многообразных неврологических расстройств у детей раннего возраста. Подверглось пересмотру положение о том, что новорожденный представляет собой незрелое существо, «онтогенетический нуль». В соответствии с особенностями экологии человека новорожденный ребенок «вооружен» достаточным набором функциональных систем, обеспечивающих жизненно важные физиологические акты: дыхание, сердечную деятельность, сосание и т. д. При этом отмечается отчетливая координированность этих актов. Многие функциональные системы мозга оказываются сформированными задолго до рождения и тем самым обеспечивают жизнеспособность в случае преждевременных родов.
К моменту рождения, как правило, достигается минимальное обеспечение функции, усложняющееся в процессе взаимодействия со средой. Исследование безусловных рефлексов показало, что сосательный рефлекс у новорожденного вызывается лишь при непосредственном раздражении ротовой области. В дальнейшем рецепторная зона этого рефлекса расширяется. Положение ребенка под грудью, вид бутылочки с молоком и другие условные раздражители вызывают сосательные движения, открывание рта.
Гетерохрония развития функций мозга позволяет раскрыть сущность парциальных задержек развития. В клинической практике нередко наблюдаются изолированные задержки формирования тех или иных функций. Наиболее наглядным примером являются различные варианты отставания в двигательном или речевом развитии. Могут наблюдаться моторные алалии и дислалии, дисграфии и дислексии — изолированные задержки формирования центров письма или чтения, обусловленные недоразвитием корковых центров. Встречаются кроме того случаи так называемой моторной дебильности, при которой ребенок, обладая нормальным интеллектом, не в состоянии освоить обиходные двигательные акты: застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок и т. д. Выявление парциальных задержек развития позволяет более целенаправленно проводить коррекционные, лечебные и педагогические мероприятия.
— Также рекомендуем «Факторы влияющие на развитие нервной системы. Окружающая среда и нервная система ребенка»
Оглавление темы «Нервная система детей.»:
1. Нервная система ребенка. Развитие нервной системы ребенка
2. Факторы влияющие на развитие нервной системы. Окружающая среда и нервная система ребенка
3. Стадийность развития нервной системы ребенка. Влияние среды на развитие нервной системы
4. Развитие речи ребенка. Развитие речедвигательного и речеслухового анализатора
5. Принципы развития нервной системы. Принципы развития речи
6. Особенности нервной системы новорожденного. Трудности оценки нервной системы детей
7. Псевдопроцессуальность нервной системы. Оценка развития нервной системы
8. Исследование нервной системы у детей. Сбор анамнеза
9. Общий осмотр в неврологии. Форма черепа
10. Окружность черепа. Выражение лица ребенка
Источник
Сроки и стадии нормального развития центральной нервной системы: эмбриогенез ЦНСРассмотрим вкратце эмбриогенез ЦНС. Более полная информация содержится в классических работах (Sarnat, 1987, Barkovich et al., 1992, McConnell, 1992). В таблице ниже представлен схематический обзор основных стадий эмбриогенеза ЦНС. Регуляция развития ЦНС, фантастически сложного процесса, контролируется многими факторами, особенно генетическими. Главную роль играет большой набор белков, кодируемых или регулируемых генами (гомеобокс-гены и факторы транскрипции), которые определяют градиент дифференцировки (переднее-задний и дорсовентральный) и ограничивают определенность основных организационных единиц. Эти механизмы до сих пор в значительной степени неясны, и их изучение выходит за рамки данной книги. На протяжении второй недели эмбриогенеза формируются три слоя из эктодермы, мезодермы и энтодермы. Через две недели срединная часть эктодермы, под влиянием подлежащей мезодермы, становится нервной пластинкой, которая в дальнейшем развивается в нервный желобок, а затем в нервную трубку. На четвертой неделе нервная трубка закрывается. Процесс замыкания начинается в средней части трубки и направляется к конечностям. Молекулы адгезии нервных клеток играют центральную роль в процессе закрытия (Sarnat и Flores-Sarnat, 2002, 2004). Замыкание нервной трубки определяется дорсальной индукцией со стороны мезодермы. До закрытия трубки на девятый день на переднем конце эмбриона становятся различимыми зачатки будущего ромбэнцефалона, мезэнцефалона, прозэнцефалона и ушные плакоды. Одновременно, группы клеток вдоль боковых краев нервной трубки отделяются и формируют парные невральные гребни, которые дают начало основным структурам периферической нервной системы, оболочкам и меланоцитам. Задняя часть нервной пластины и хорда имеет различный исход: из нее формируется масса клеток, в которых в дальнейшем произойдет канализация и процесс регрессивной дифференцировки с образованием нижнего уровня спинного мозга.
К 32-33 дню в переднем мозговой пузыре формируются телэнцефалические пузыри и дифференцируется промежуточный мозг, так что на восьмой неделе представлены четыре определяемые клеточные массы в области базальных ядер. Процесс образования пузырей, по всей видимости, происходит под влиянием вентральной индукции хорды, но точный механизм индукции до конца непонятен. Приблизительно с 30 дня основные индуктивные процессы заканчиваются и начинается клеточная дифференцировка. Размножение примитивных клеток, которые затем становятся как нейронами, так и клетками глии, происходит, главным образом, около полости желудочков и, в меньшей степени, в субвентрикулярной зоне. В глубоких клеточных слоях встречаются митозы (Caviness et al., 2003). Деление клеток является асимметричным: одна дочерняя клетка мигрирует к внешней стороне во время телофазы, затем возвращается в глубокую область, чтобы начать следующий цикл; так называемая интракинетическая миграция остается в желудочковой зоне. Другая клетка покидает желудочковую зону, чтобы начать свое путешествие к кортикальной пластинке. Пролиферация нейробластов достигает максимума к 15 неделе гестации, снижаясь затем до остановки на 20 неделе. Пролиферация тесно связана с плохо понимаемым процессом запрограммированной клеточной смерти через апоптоз. Активность процессов апоптоза повышается в то же время, когда пролиферация уменьшается. Фактическая пропорция умирающих клеток у человека точно неизвестна. Вероятнее всего, этот процесс варьирует в зависимости от локализации и может в некоторых областях затрагивать более 30-50% сформировавшихся клеток. Кортикогенез частично изучен за последние два десятилетия. В позднем эмбриональном периоде (45-50 дни гестации) примитивные кортикопетальные волокна проникают через диэнцефальную борозду и распространяются под телэнцефальной мягкой мозговой оболочкой; нейроны, по всей видимости, в пределах этих волокон формируют зародышевый плексиформный слой (ИПС) (Bentivoglio et al., 2003) или препластинку. ИПС предшествует миграции нейронов, формирующей кортикальную пластинку, и служит опорой мигрирующим клеткам.
Мигрирующие нейроны делят корковую зону на поверхностную часть, которая будет составлять молекулярный слой или слой I, в основном содержащий клетки Кахаля-Ретциуса и их отростки (Sarnat и Flores-Sarnat, 2002, Rakic и Zecevic, 2003) и глубокий слой, называемый субпластинкой (или слоем VII), который исчезает до окончания внутриутробной жизни. Клетки КахаляРетциуса играют важную роль в окончательной судьбе пирамидальных клеток, вероятно, с помощью секретируемого рилина (Crino, 2001, Assadi et al, 2003). Большинство из них исчезает за счет апоптоза в возрасте до одного года. Субпластинки нейрона действуют как «переключатель» для кортикопетальных талямических аксонов до того, как клетки четвертого слоя начнут функционировать. Поздние мигрирующие клетки, которые сформируют слои со II по VI дефинитивной коры, перемещаются способом «наизнанку», то есть молодые генерированные поздне-мигрирующие клетки образуют более поверхностные слои (слой II) корковой пластины, в то время как большие пирамидные клетки слоев V и VI мигрировали раньше. Большинство нейронов будущей коры мозга перемещается между 10-й и 18-й неделями гестации, и полный комплекс корковых нейронов по существу завершается к 20-й неделе. Однако клеточная миграция продолжается в более медленном темпе на протяжении беременности, и некоторые клетки, например, зернистые мозжечковые и гиппокампальные, мигрируют постнатально (Sarnat, 1987). Некоторый корковый нейрогенез сохраняется в течение жизни, особенно в средней височной доле и мозжечке (Gage, 2002). Нейрональная миграция является сложным процессом, который отличается в зависимости от типов нейронов. Радиальная миграция затрагивает большинство (вероятно, 75%) клеток-предшественниц, предназначенных для образования пирамидных нейронов. Они мигрируют вдоль глиальных проводников, которые простираются от желудочковой (пролиферативной) зоны к пиальной поверхности нервной трубки и производных структур (Rakic, 1981, Williams и Caviness, 1984). Глиальные проводники позднее превращаются в астроциты, завершая радиальную миграцию. Несколько клеток используют одни и те же глиальные волокна при перемещении, что может отвечать за модульную организацию коры, единую для млекопитающих (Rockel et al., 1980), модули представляют собой функциональные единицы коры. Функциональные единицы видов млекопитающих отличаются количеством, а не структурой. Не все нейроны следуют точно за особым глиальным проводником. Другие клетки-предшественницы, которые затем станут интернейронами, отделяются от проводника и мигрируют в перпендикулярном направлении (Walsh, 1995, Caviness et al., 2003), часть может направиться к соседним проводникам. Некоторые клетки зарождаются в ганглионарных возвышениях в базальном мозге и мигрируют тангенциально (Jimenez et al., 2002, Bystron et al., 2005, Kanatani et al., 2005). Они следуют по до сих пор плохо известному маршруту, возможно, вдоль аксональных пучков к корковой пластине. Большинство, вероятно, интернейроны, в основном ГАМК-эргические, тогда как пирамидальные (глутаматэргические) клетки мигрируют радиально. Эти разнообразные маршруты могут объяснить широкое распространение в коре многочисленных постмиграционных нейронов, образованных из одного клона (Walsh и Серко, 1993). Мигрирующие нейробласты направляются к своим окончательным местам рядом сигнальных систем, особенно биохимическими, которые контролируются многочисленными генами, в настоящее время интенсивно изучаемыми (Sarnat и Flores-Sarnat, 2002, Crino, 2004). Вторая половина гестации характеризуется быстрым увеличением длины и сложности дендритов и аксонов посредством установления синапсов, с созреванием и тонкой организацией коры. В результате быстро увеличивается вес мозга и процесс образования борозд, необходимый для размещения интенсивно увеличивающейся площади коры. Борозды второго и третьего порядка возникают между 7-м и 9-м месяцами беременности, и большинство извилин присутствует в 28 недель. Полная ламинарная структура коры формируется к моменту рождения. Завершающим формирование центральной нервной системы моментом является снижение количества и плотности синапсов в результате развития нейрональных процессов и запрограммированной апоптозом клеточной смерти. Дендриты, аксоны и синапсы развиваются с огромной скоростью, и многие ранее образованные синусы в итоге исчезают. Развитие дендритов, аксональное ветвление и формирование дендритных корешков продолжается до четвертого года жизни. Глиальное развитие является сложным процессом, разнообразные предшественники имеют неодинаковый исход. Некоторые превращаются в радиальные глиальные волокна, используемые мигрирующими нейронами. Многие астроциты образуются из персистирующей перивентрикулярной пролиферирующей зоны после окончания процессов миграции (Gressens et al., 1992). Миелин начинает образовываться приблизительно в 30 недель, но большая часть процесса образования миелина происходит в постнатальном периоде (Yakovlev и Lecours, 1967, Brody et al., 1987). — Также рекомендуем «Нарушения развития нервной системы: расстройства нейруляции и образования каудальной части нервной трубки (бластопатии)» Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 28.11.2018 |
Источник
С одной стороны, новорожденный очень беззащитен, а с другой – природа наделила его всеми необходимыми функциями для выживания и развития. Ребенок с рождения обладает множеством безусловных рефлексов, которые помогают ему ориентироваться в том, как начать кушать, как переворачиваться, поворачивать голову, чтобы не задохнуться.
Все это происходит благодаря тому, что нервно-психическое развитие детей начинается еще во время беременности. После рождения этот процесс продолжается, а функции нервной системы усложняются. Что-то новое малыш познает в первый же месяц жизни. После этого происходит совершенствование нервной системы и головного мозга. Этот процесс длится долгие годы. Очень важно для родителей отслеживать этапы развития малыша, становление его рефлексов, движений, психики, эмоций.
Развитие нервной системы и мозга
Формирование головного мозга у ребенка в утробе матери начинается довольно поздно. Все основные органы уже сформированы, а мозг только начинает развиваться. Сначала кора, затем мозговое вещество… Только в третьем триместре беременности мозг обретает так называемые извилины, борозды. Но он все еще не развит окончательно. Малыш уже родился, а этот процесс продолжается. Мозг будет полностью сформирован только к 6-7 годам.
Нервная система развивается раньше. К моменту рождения основная часть ЦНС должна быть подготовлена и функционировать. Без этого малыш не выживет, или же его жизнь будет ограничена по возможностям. Очень важно помнить об этом беременным женщинам. Принимая антибиотики, сильные лекарственные препараты или алкоголь, беременная женщина вредит в первую очередь нервной системе будущего ребенка. Это одна из самых важных систем, и она очень уязвима.
Скорость роста нервных клеток, аксонов и нейронов ускоряется к 3 месяцам. После этого первые безусловные рефлексы должны пропасть, а нервная деятельность ребенка усложнится. У него появляются новые, условные рефлексы. Все это должен контролировать ваш педиатр, ведь на этом этапе (2-3 месяца) будут заметны первые отклонения в развитии нервной системы и психической деятельности малыша.
Психика ребенка
С первых дней жизни она устроена просто. Если ребенок доволен, если ему комфортно, то он целиком расслаблен. Если же появляется раздражитель, то, по мнению малыша, наступает «черная полоса». Взрослый человек дифференцирует свои реакции: например, у вас болит живот – вы знаете, что это временное состояние, которое лечится, вам поможет таблетка или просто теплый чай. Обычная боль в животе не сделает вас полностью несчастным. Для малыша это, к сожалению, не так – он воспринимает все полностью серьезно. Его психика реагирует глобально, участвуют все доли мозга.
Психика быстро развивается: уже к 3 месяцу он узнает родных, реагирует улыбкой на материнское лицо. Диапазон его эмоций сильно меняется. К 1 году он может довольно ярко реагировать на разные события. К 3 годам его реакции вполне осознанные, появляется логика действий. В возрасте 5 лет заканчивается первичная миелинизация нервных волокон — для ребенка становятся понятными многие правила, условности, способы решения проблем на его уровне.
Постепенное развитие психики подготавливает ребенка к тому, чтобы стать самостоятельным, взрослым, самому заботиться о себе. Психика и нервная система связаны, существуют в едином механизме. Здесь:
- речь;
- мышление и логика;
- восприятие и эмоции;
- моторика;
- движения;
- коммуникации.
С каждым годом развитие психических возможностей усложняется. Именно поэтому возраст 6-7 лет оптимален для того, чтобы отдать малыша в школу. Психически он готов быть сам хотя бы полдня, следовать правилам и нормам, концентрироваться на задачах и общаться с другими людьми.
График развития ребенка
Очень важно следить за тем, чтобы развитие шло поэтапно. Конечно, мы все разные. Эти различия закладываются в детстве: все зависит от нашей семьи, отношений, количества родственников, качества жизни, предрасположенностей и наследственности. Существует общепринятый график развития детей – как нервно-психического, так и физического. Основываясь на нем, врачи делают вывод, насколько верно идет процесс совершенствования, роста, развития. Есть некоторые допущения — 1-3 месяца обычно не имеют значения.
Когда разница между реальными показателями и графиком большая, ставится диагноз «задержка в развитии». Задержка — это отставание, которое можно нагнать. Не обязательно тут пугаться и вешать на малыша ярлык неспособности к чему-то. Часто в 2-3 года ситуация поправима. Конечно, бывают проблемы серьезнее, на уровне структурных повреждений мозга или ЦНС – это уже дело врачей.
Существует правило: чем младше ребенок, тем быстрее проходит развитие его нервно-психической деятельности. Все потому, что организму нужно быстрее подготовиться к самостоятельной жизни. Чем ребенок старше, тем медленнее идут эти процессы. Так, в 4-5 лет начинать учить иностранный язык проще, чем в 35. Многие взрослые это знают по себе.
Этапы нервно-психического развития
Здесь можно выделить 5 периодов от рождения и до 16 лет. После этого психика становится сродни взрослой. Конечно, в 16 лет все еще необходимо указывать молодому человеку путь, но теперь он уже может делать осознанный выбор. Считается, что теперь его психика будет развиваться медленнее, но эти изменения более качественные, чем до этого.
Все то, что будет после, это результат совместной работы родителей, преподавателей, друзей и окружения человека. Так формируется наша психика. Какой она будет у вашего ребенка, зависит от вас, и не только в плане наследственности. Все, что маленькие дети видят и слышат, откладывается в их мозгу, который в этот момент активно растет, функционируя, как большая губка. Знание этапов формирования нервно-психических реакций поможет родителям вовремя обратить внимание на важные проблемы в жизни их детей. Этапы можно разделить следующим образом:
- Младенчество (0-12 месяцев)
Сейчас формируются связи с близкими людьми. Своих родных ребенок встречает улыбкой, а новичков в доме побаивается. В этот период физическое развитие выходит на первый план: ребенок растет, учится кушать твердую пищу. Его психика пока настроена на эмоции: радость и печаль. Первые эмоциональные реакции позитивные — малыш улыбается, смеется. Сейчас происходит его первый контакт с миром: он видит, слышит, трогает предметы, пробует на вкус. Его база знаний пополняется каждый день – это заставляет мозг усердно работать над новой информацией.
- Детство (1-3 года)
Время развития многих ситуативных навыков. Для ребенка некоторые действия становятся привычными: открыть и закрыть коробки, играть со своими игрушками, пользоваться ложкой, зубной щеткой. Сейчас мозг достаточно развит, чтобы начать стимулировать речь. Она служит связью между внутренним миром и внешним. Чем она богаче и эмоциональнее, тем лучше развита психика.
К 1 году или чуть позднее мелкая моторика уже должна присутствовать в играх и движениях ребенка. Это очень важно и означает, что нервные окончания правильно сформировались. Например, дети спокойно могут использовать только 2 пальца, чтобы брать мелкий предмет, доставать его, а раньше необходимы были все 5. Усложняется коммуникация с другими детьми и взрослыми, ведь для малыша теперь важно общение. Это говорит о том, что его мозг уже может строить дружеские привязанности.
- Дошкольный возраст (3-7 лет)
Время для активного развития логического мышления. Ребенок может придумывать игры, развлечения, истории. Он делится этими идеями с родителями. Ваша задача – участвовать в развитии его воображения. В период 5-7 лет малыши уже могут действовать по ситуации, есть накопленный опыт и знания, которые позволяют ему делать выбор. В этом возрасте формируются этические нормы и понятия «хорошо» и «плохо», а значит, психическая деятельность стала более сложной. Теперь у маленького человека даже бывает внутренняя борьба между тем, чего хочется, и тем, что необходимо сделать.
- Школьный период (7-12)
Это сложный период для многих, но очень важный. В коллективе учеников даются оценки. Дети учатся оценивать свою роль в обществе: насколько они успешны в учебе, как много у них друзей, могут ли они быть общими любимчиками или же наоборот. Сейчас они учатся параллельно: получают новые знания о мире и об отношениях разного рода. Дружба, первая детская влюбленность, симпатии, обиды. Роль общения встает на первый план: необходимо делиться своими мыслями, переживаниями с тем, кто понимает его — с такими же детьми.
Игры и развлечения становятся все более разнообразными. Девочкам уже в 11-12 лет важно, как они выглядят, какую одежду носят. Мальчики в этом плане проще смотрят на мир, хотя у них другие ценности: игры, техника, сила, скорость. Они уже полностью адаптировались к школьной жизни – она стала привычной и понятной. Очень скоро придется делать выбор: куда дальше? Обычно в 12-15 лет ребенок уже представляет себе, кем бы хотел стать в будущем.
- Пубертатный период (12-16)
Сейчас начинается взрослая жизнь. Подросток уже чувствует себя полностью готовым к тому, чтобы покорить мир. В пубертатный период психика не очень устойчивая — все дело в том, что активизировались гормоны. За один год можно сменить несколько образов, полностью разочароваться в компании и найти новую. К 17-18 годам этот период закончится. А пока все важно — эмоции, как у взрослых. Меняется взгляд на жизнь, на себя, свое тело, свою роль. Родители должны быть терпеливы к подростку. Вспомните себя в 16 лет – какими вы были?
4 возраста «кризиса» для детей
Весь этап от младенчества до пубертатного периода проходит для ребенка через несколько кризисных возрастов. Родителям необходимо соблюдать график посещения педиатра, терапевта и невролога. На разных этапах развития мозга и нервной системы могут происходить сбои. Даже если до 3 лет развитие шло по графику, то никто не застрахован от того, что в 4-5 лет могут начаться проблемы. Например, в период адаптации к детскому саду, а после — к школе. В этот момент может пострадать его мироощущение, а значит, закладываются проблемы в психическом плане.
В кризисные периоды наш мозг действует не так, как обычно. Многие родители утверждают, что просто перестали узнавать своего ребенка. В эти периоды нужно проявить максимум терпения, ведь нелегко вам обоим. Идет перестройка психики, а это всегда сопровождается необычным, нестандартным поведением. Всего выделяют 4 кризисных возраста:
- Один год
Это все еще малыш, но уже самостоятельный. Может ходить, брать игрушки, сам играть. Вырывает ложку — хочет показать, что может и кушать сам. В это время дети хотят отделиться от матери. Они еще не могут говорить, так что любое непонимание инициативы ребенка делает его агрессивным, нервным.
- Три года
Первый бунт против родителей. Малыш уже может проявлять черты своего характера: строптивость, несогласие, отрицание распорядка. Не стоит ругать его – лучше направить энергию в позитивное русло: развивающие игры, кружки, детский сад. В этот же период дети очень активные, им необходимо бегать, играть в подвижные игры. Если они этого лишены, то потом плохо кушают, засыпают через плач и скандалы.
- Семь лет
Ребенок учится быть в новой среде. У него появляется общественное «я» — его новое лицо. Какой он в школе? Веселый, позитивный и активный или же наоборот – угрюмый. Дети сильно меняют поведение – иногда оно кажется неестественным или подражанием кому-то. Персонажи игр и фильмов становятся авторитетами. Очень явно это проявляется у мальчиков, а для девочек проходит чаще мирно. У девочек возрастает интерес к внешности и отношениям. Даже в столь юном возрасте она уже может мечтать про принцев, любовь и свадебные платья.
- Пубертатный кризис
Тут главное помнить, что ребенок — полноценная личность. Он становится неуправляемым, и родители и учителя больше не авторитеты для него. Просыпается его натура, но сейчас все чувства обострены из-за гормональных изменений. К сожалению, этот кризис может затягиваться, а это значит, что никто не скажет вам, когда же это кончится. Сильные переживания могут привести к нервному срыву. В пубертатном периоде это очень опасно.
На что следует обратить внимание родителям
Кризисы, учеба, друзья — это признаки нормального развития психики. Она становится все сложнее, иногда даже быстрее, чем нужно. Тогда ребенок сам себя не понимает. К сожалению, не всегда все идет гладко. Стоит знать о группах риска для детей любого возраста.
Группы риска
К ним можно отнести две группы: врожденные риски и риски среды.
Врожденные риски:
- сильный токсикоз во время беременности;
- употребление алкоголя и наркотиков матерью во время беременности;
- перенесенные инфекции, в том числе нейровирусы в раннем возрасте;
- травмы при родах, асфиксия;
- сильные токсичные отравления детей до 1 года;
- генетика.
Риски среды:
- неблагополучная семья;
- многодетные семьи, где детям уделяется мало внимания;
- психические травмы (насилие, жестокое обращение);
- социальная ограниченность (не ходит в школу, не гуляет с детьми).
У большинства таких детей наблюдается отставание в нервно-психическом развитии, а у некоторых — тяжелые отклонения. Для такого ребенка нет возможности пойти в школу с остальными – ему необходимо надомное образование или класс коррекции. Многое зависит от того, как и когда его начали лечить. Чем раньше это удалось сделать, тем лучше.
Родителям нужно помнить, что их ребенок – отдельная личность. Он не может стать копией вас или ваших родителей — его жизнь только начинается, и это его собственная жизнь. Важно следить, чтобы развитие малыша проходило в комфортных и безопасных условиях. Тогда учиться новому, узнавать, радоваться он сможет без вреда для своей психики. Задача родителей — помогать, любить и оберегать детей от всех опасностей. Сейчас вы закладываете фундамент, с которого начнется строительство их жизни, формирование собственного «я», отношения к себе. От этого фундамента зависит вся дальнейшая жизнь вашего ребенка.
Источник