Этапы пренатального развития ребенка
Парам, которые желают иметь ребенка, предстоит многое узнать. Будущим мамам стоит интересоваться не только теми изменениями, которые произойдут с их телом, но и тем, как изменяется малыш в утробе и вне ее. Поэтому мы сегодня поговорим о пренатальном и постнатальном периоде развития малышей. Что происходит, когда ребенок находится еще в животике? Какие изменения его ждут? Как детки развиваются после рождения? Согласитесь, эти вопросы интересны всем будущим мамам без исключения. Предлагаем подробно познакомиться с натальным и постнатальным периодом развития. Сегодня вы узнаете ответы на все эти вопросы и будете подготовлены к роли родителя.
Периоды развития ребенка
Первым делом, стоит знать, что выделяются две большие группы: пренатальный, постнатальный периоды развития. С самого момента зачатия малыш постоянно развивается, растет, приобретает новые навыки и возможности. Принято разделять некоторые периоды, которые имеют свою особую характеристику. Об этом мы вам и предлагаем поговорить.
Сейчас стоит уточнить, что такое пренатальный, постнатальный период ребенка. Пренатальный период развития – это те самые изменения, происходящие в организме малыша, когда он еще не родился на свет. Постнатальный период развития мы уже наблюдаем после рождения крохи. Мы видим как он развивается, растет, учится и так далее.
Пренатальный период
Как мы уже сказали ранее, пренатальный период – это развитие малыша в утробе матери. Как правило, он длится двести шестьдесят шесть дней. Весь пренатальный период можно разделить на три стадии:
- зародышевая (длится порядка двух недель с момента зачатия);
- эмбриональная (длится пять недель, с третьей по восьмую; это довольно ответственный этап, ведь именно сейчас закладываются жизненно важные органы, и начинает биться сердечко);
- плодная (длительность – с девятой недели до самого рождения; на данном этапе ребенок быстро растет, и начинают функционировать все системы).
Многие мамы (в том числе и будущие) знают, что все время беременности делят на триместры. Краткую характеристику вы можете увидеть в таблице.
Триместр | Характеристика |
Первый | Он длится 13 недель (с самого момента зачатия). В результате развития в первом триместре при помощи ультразвукового исследования уже можно определить даже пол ребенка. Сейчас активно развиваются костная, мышечная и нервная система. Уже на десятой неделе беременности плод начинает шевелиться, только мама этого пока не чувствует (длина его составляет порядка 12 миллиметров). |
Второй | На данном этапе ребенок приобретает человеческие черты. Эта стадия характеризуется быстрым ростом и набором веса. Если на 14 неделе его длина составляла 15 миллиметров, а вес всего 35 граммов, то к 27 (конец второго триместра) длина равна приблизительно 35 сантиметров, а вес – 1 килограмм. На шестой неделе беременности у малыша уже хорошо развиты органы чувств и нервная система. Сейчас с крохой можно разговаривать, читать сказки и так далее. Знайте, что громкая музыка его сейчас пугает. Именно в данный момент многие родители начинают обучение малыша, как это делать вы узнаете дальше. |
Третий | Длится с 28 по 40 недели. Это завершающий этап беременности и развития малыша. Сейчас у ребенка уже есть режим (сон и бодрствование), он открывает глазки и даже может дышать. Сейчас ребенок очень восприимчив к прикосновениям, звукам и яркому свету. |
Обучение
Когда кроха еще не родилась на свет, ее можно постепенно обучать. Сейчас будут приведены некоторые советы по воспитанию еще не родившегося малыша.
Режим дня | Приучать малыша к режиму дня можно при помощи песен. Утром – веселая приветственная композиция, вечером – колыбельная, перед приемом пищи – интересная гастрономическая композиция. Это поможет ему быстрее освоиться в нашем большом мире. |
Слух | Говорите с малышами как можно чаще, если он слышит голос мамы, то быстрее успокаивается. Громкий звук раздражает малыша, он начинает закрывать ушки руками. |
Музыкальный вкус | В течение одного часа ежедневно слушайте спокойную классическую музыку. Маленьким деткам она очень нравится. |
Общение | Отвечайте на каждые действия малыша. Постукивания, поглаживания, речь – это все средства коммуникации. |
Пополнение словарного запаса | Если вы умеете говорить на нескольких языках, то делайте это как можно чаще. Хоть малыш и не понимает того, что слышит, но так можно развить предрасположенность к иностранному языку. |
Вкусовые предпочтения | Во время беременности старайтесь питаться разнообразно и правильно, ведь мама передает некий гастрономический код своему малышу. Как правило, у деток такие же вкусовые предпочтения, как и у мамы. |
Постнатальный период
Данный период наступает сразу после рождения ребенка на свет. В нем принято выделять следующие стадии:
- новорожденность (до 1 месяца);
- младенчество (до 1 года);
- позднее младенчество (до 2 лет);
- дошкольный возраст (до 6 лет);
- школьный возраст (до 10-12 лет);
- подростковый возраст (до 18-20 лет).
В подростковом возрасте можно выделить некоторые черты:
- половое созревание;
- рост тела;
- формирование личности.
Новорожденный ребенок
Сейчас коротко о новорожденных детках, этот этап входит в постнатальный период развития. В первый месяц в организме малютки проходит ряд изменений:
- потеря веса в первые дни жизни (до 10%);
- появляются врожденные рефлексы (сосательный, хватательный, хоботковый и так далее);
- мышцы малютки находятся в тонусе;
- в течение первых двух дней из кишечника выходит меконий;
- большее время малыш спит (до 22 часов).
Сейчас малышу нужно как можно больше контактировать с мамой, ведь разделение во время родов – это серьезный стресс для малютки. Лучшее питание для ребенка – молоко матери.
Грудной ребенок
Теперь коротко о еще одном этапе постнатального периода развития. Сейчас разговор пойдет о грудничках (до 1 года). Сейчас у малыша очень тяжелый период, перед ним стоит масса задач: научиться держать головку, ползать, ходить. Хватательный навык дает крохе изучать предметы, ползанье – изучать наш большой новый мир. Малыши часто имитируют движения взрослых (подносят чашку ко рту, пытаются самостоятельно кушать и так далее).
Детский сад
Постнатальный период развития ребенка включает еще один этап – дошкольный возраст (до 6 лет). Примерно в три года у ребенка появляется свое собственное «я». Мир предметов уже ему не так интересен, он в полной силе развивает коммуникативные навыки. Теперь люди, их общение, взаимоотношения – это главный интерес у ребенка. В шесть лет уже можно судить о его характере, так как он практически сформировался.
Школьный возраст
Школьный возраст – это еще один тяжелый этап постнатального периода развития малыша. Готовность малыша к школе очень просто распознать: он стремится больше узнать, активен и полон энергии. Кроме этого можно заметить, что он постоянно хочет соревноваться. Сейчас для ребенка очень важно видеть хороший пример: дружная семья, любящие родители, хорошие друзья и так далее.
Источник
Хотя вы можете думать о развитии ребенка как о чем-то, что начинается в младенчестве, пренатальный период также считается важной частью процесса развития. Пренатальное развитие — это время замечательных изменений, которые помогают заложить основу для будущего психологического развития. Мозг развивается в течение пренатального периода, но он будет продолжать подвергаться большему количеству изменений в течение ранних лет детства.
Давайте подробнее рассмотрим основные этапы и события, которые происходят в период внутриутробного развития. Процесс внутриутробного развития происходит в три основных этапа.
Первые две недели после зачатия известны как зародышевая стадия, с третьей по восьмую неделю известны как эмбриональный период, а время с девятой недели до рождения известно как период плода.
Зародышевая стадия
Зародышевая стадия начинается в момент зачатия, когда сперма и яйцеклетка объединяются в одной из двух маточных труб. Оплодотворенная яйцеклетка, известная как зигота, затем движется к матке, и это путешествие может занять до недели. Деление клетки начинается примерно через 24-36 часов после зачатия.
Уже через несколько часов после зачатия одноклеточная зигота начинает путешествовать по фаллопиевой трубе к матке, где начинается процесс деления и роста клеток. В процессе митоза зигота сначала делится на две клетки, затем на четыре, восемь, шестнадцать и так далее. Значительное количество зигот никогда не проходит мимо этой ранней части деления клеток, при этом до половины всех зигот выживают менее чем за две недели.
Как только точка из восьми клеток достигнута, клетки начинают дифференцироваться и приобретать определенные характеристики, которые будут определять тип клеток, которыми они в конечном итоге станут.
По мере того как клетки размножаются, они также разделяются на две отличительные массы: внешние клетки в конечном итоге становятся плацентой, а внутренние клетки образуют зародыш.
Деление клеток продолжается с высокой скоростью, и затем клетки развиваются в так называемую бластоцисту. Бластоциста состоит из трех слоев:
- Эктодерма (которая станет кожей и нервной системой)
- Эндодерма (которая станет пищеварительной и дыхательной системами)
- Мезодерма (которая станет мышечной и скелетной системами).
Наконец, бластоциста поступает в матку и прикрепляется к стенке матки, процесс, известный как имплантация.
Имплантация происходит, когда клетки прижимаются к слизистой оболочке матки и разрывают крошечные кровеносные сосуды. Соединительная сеть кровеносных сосудов и мембран, которые образуются между ними, обеспечит питание для развивающегося существа в течение следующих девяти месяцев. Имплантация не всегда автоматический и надежный процесс.
Исследователи считают, что приблизительно 60 процентов всех естественных представлений никогда не будут должным образом имплантированы в матку, что приводит к новой жизни, заканчивающейся прежде, чем мать когда-либо узнает, что она беременна.
Когда имплантация успешна, гормональные изменения останавливают нормальный менструальный цикл женщины и вызывают целый ряд физических изменений. Для некоторых женщин занятия, которыми они раньше наслаждались, такие как курение и употребление алкоголя или кофе, могут стать менее приятными, возможно, частью естественного способа защиты растущей жизни внутри нее.
Стадия эмбриона
На данный момент масса клеток теперь известна как эмбрион. Начало третьей недели после зачатия знаменует собой начало эмбрионального периода, времени, когда масса клеток становится отчетливой, как у человека. Стадия эмбриона играет важную роль в развитии мозга.
Эмбрион начинает делиться на три слоя, каждый из которых станет важной системой организма. Примерно через 22 дня после зачатия формируется нервная трубка. Эта трубка позже перерастет в центральную нервную систему, включая спинной мозг и мозг.
Нервная трубка начинает формироваться вдоль области, известной как нервная пластинка. Самыми ранними признаками развития нервной трубки являются появление двух гребней, которые образуются вдоль каждой стороны нервного пространства. В течение следующих нескольких дней больше гребней формируется и складывается внутрь, пока не образуется полая трубка. Как только эта трубка полностью сформирована, клетки начинают формироваться около центра. Трубка начинает закрываться и образуются пузырьки мозга. Эти пузырьки в конечном итоге разовьются в части мозга, включая структуры переднего, среднего и заднего мозга.
Примерно на четвертой неделе голова начинает быстро формироваться, за ней следуют глаза, нос, уши и рот. Сердечно-сосудистая система — это место, где начинается самая ранняя деятельность кровеносного сосуда, который станет пульсом сердца.
В течение пятой недели появляются почки, которые будут формировать руки и ноги.
К моменту, когда восьмая неделя развития достигнута, эмбрион имеет все основные органы и части, кроме половых органов. У него даже есть колени и локти! В этот момент эмбрион весит всего один грамм и имеет длину около одного дюйма.
К концу эмбрионального периода были созданы основные структуры мозга и центральной нервной системы. На этом этапе развития также определяются основные структуры центральной и периферической нервной системы.
Исследования показали, что производство нейронов начинается примерно на 42 день после зачатия и в основном завершается где-то в середине беременности.
По мере формирования нейронов они мигрируют в разные области мозга. Как только они достигли правильного местоположения, они начинают формировать связи с другими нервными клетками, создавая рудиментарные нейронные сети.
Стадия плода
Как только дифференцировка клеток в основном завершена, эмбрион переходит на следующую стадию и становится известным как плод. Период внутриутробного развития плода отмечает более важные изменения в мозге. Этот период развития начинается в течение девятой недели и длится до рождения.
Ранние системы и структуры организма, созданные на зародышевой стадии, продолжают развиваться. Именно в этот момент в пренатальном развитии нервная трубка развивается в мозг и спинной мозг, и нейроны продолжают формироваться. Как только эти нейроны сформировались, они начинают мигрировать в правильные места. Синапсы, или связи между нейронами, также начинают развиваться.
Именно в период между 9-й и 12-й неделями начинают возникать самые ранние рефлексы, и плод начинает совершать рефлексивные движения руками и ногами.
Эта стадия внутриутробного развития длится дольше всего и характеризуется удивительными изменениями и ростом. В течение третьего месяца беременности половые органы начинают дифференцироваться, и к концу месяца будут сформированы все части тела. В этот момент вес плода около трех унций. Плод продолжает расти как по весу, так и по длине, хотя большая часть физического роста происходит на более поздних стадиях беременности.
Конец третьего месяца также знаменует собой конец первого триместра беременности. Во втором триместре или месяцах с четвертого по шестой сердцебиение становится сильнее, и другие системы организма становятся более развитыми. Формируются ногти, волосы, ресницы и ногти на ногах. Возможно, наиболее заметно, что плод значительно увеличивается в размерах, увеличиваясь примерно в шесть раз.
Так что же происходит внутри мозга в этот важный период внутриутробного развития? Мозг и центральная нервная система также становятся более отзывчивыми во втором триместре. Примерно через 28 недель мозг начинает быстрее созревать с активностью, очень похожей на активность спящего новорожденного.
В течение периода от семи месяцев до рождения плод продолжает развиваться, прибавлять в весе и готовиться к жизни вне матки. Легкие начинают расширяться и сжиматься, подготавливая мышцы к дыханию.
Слово от Verywell
Период внутриутробного развития — это время физического роста, но то, что происходит внутри мозга, имеет решающее значение для будущего психологического развития. Развитие мозга, которое происходит во время пренатального периода, помогает определить курс того, что будет происходить вне матки.
В то время как внутриутробное развитие обычно следует этой нормальной схеме, бывают случаи, когда возникают проблемы или отклонения. Узнайте больше о некоторых проблемах с внутриутробным развитием. Болезнь, недоедание и другие пренатальные воздействия могут оказать сильное влияние на развитие мозга в этот критический период.
Но развитие мозга не заканчивается при рождении. В постнатальном периоде происходит значительное развитие мозга, в том числе увеличение размера и объема при изменении структуры. Мозг растет примерно в четыре раза больше между рождением и дошкольным образованием. По мере того, как дети учатся и получают новый опыт, некоторые сети в мозге укрепляются, а другие связи сокращаются.
Источник
Пренатальный период – это период от оплодотворения до рождения. В это время происходит бурное развитие всего организма ребенка и его психики.
Темпы этих изменений поистине фантастические: через 30 часов после оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки, а к пятому дню эмбрион имеет уже более ста клеток и представляет собой полый шарик, заполненный жидкостью. После имплантации, которая происходит в начале второй недели, рост и развитие будущего ребенка еще более ускоряются: в две недели его тельце всего 2 мм, в три недели – 4 мм, в 4 – уже 8 мм, а к концу второго месяца достигает 8 см! Всего за полтора месяца из оплодотворенной яйцеклетки образуется крошечное существо, у которого уже есть зачатки всех внутренних и внешних органов и основные отделы мозга. К концу второго месяца внутриутробный ребенок уже вполне похож на человека: у него большая округлая голова с высоким выпуклым лбом, хорошо заметными глазами, носом, ртом. Ручки и ножки еще коротковаты по сравнению с телом, но уже имеют все пальчики. Если бы темпы роста во время беременности сохранялись такими же, как на втором месяце, но новорожденный весил бы около 14 тонн – вдвое больше крупного слона.
Основное развитие заканчивается к середине внутриутробного периода, с 20 недель появляются дыхательные движения. Начиная с 22 недель ребенок может выжить вне организма матери, но только в специально организованных условиях (правда, еще не во всех странах есть возможность такие условия создать). К 20 неделям развиты и функционируют уже все органы чувств и произошел решительный поворот в строении мозга: теперь он уже отличается от мозга других высших приматов, наших ближайших родственников в животном мире, и развивается как мозг человека. Всю вторую половину внутриутробной жизни мозг активно развивается, ребенок осваивает богатую информацию, поступающую из своей ближайшей среды, и даже некоторые воздействия извне. Он, конечно, еще растет, хотя уже не так интенсивно, а в последние недели накапливает жирок и готовится к новой жизни. Посмотрим теперь, как происходит развитие психики ребенка до рождения.
В 22–23 дня начинает биться сердце эмбриона, и в это же время начинает формироваться нервная система. В 6 недель есть все отделы мозга и начинает функционировать вестибулярный аппарат. Вестибулярная система в течение всего внутриутробного периода регулирует положение тела в околоплодной жидкости. Именно она «отвечает» за освоение ребенком еще до рождения ритма и стиля движений матери. Представьте себе, что вы плаваете в большом сосуде, который кто-то носит, поворачивает, потряхивает, сопровождая каждый тип движений звуками разной интонации, разным ритмом дыхания и другой информацией. Неудивительно, что после 9 месяцев такой «тренировки» малыш быстро успокаивается, когда его качают на руках.
Уже в 7,5 недель развивающийся ребенок чувствует прикосновение кожей лица, в 10 недель открывает рот, в 10,5 – сгибает пальцы, а в 11–12 недель может ими двигать и сжимает кулачок. В этот же период возникают активные движения всего тела: ребенок плавает в плодном пузыре, прикасаясь к его стенке – изменяет траекторию движения. В 13 недель ребенок сосет пальчик, и все оставшиеся до рождения 6 месяцев (!) – это его постоянное занятие. Неудивительно, что после рождения самый лучший «успокоитель» – соска. Кроме пальчиков в утробе есть много других «игрушек» для развития тактильной чувствительности и движений: части своего тела, пуповина, а чуть позже, когда ребенок становится крупнее и располагается вплотную к стенкам матки, он может дотронуться и до них.
К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность. Первое, что начинает слышать ребенок, – внутриутробные шумы, которые весьма разнообразны и интенсивны. Это шум крови в сосудах, стук сердца матери, движение внутренних жидкостей, перистальтика кишечника. Постоянный, никогда не смолкающий фон. Самые устойчивые по своим характеристикам – стук сердца и шум крови в сосудах, напоминающий морской прибой. Во второй половине своей «первой» жизни малыш слышит и то, что происходит снаружи, правда, в слегка измененном виде из-за окружающей жидкости и тканей материнского организма. Лучше всего он различает звуки в диапазоне от 20 до 5000 гц, которые соответствуют диапазону человеческого голоса.
Очень рано, с трех месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а к 5 месяцам малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения. Также по-разному он выражает свои ощущения от разных звуков, прикосновений и других воздействий.
Последним развивается зрение – ведь видеть в утробе нечего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш жмурит глаза, а с 6 месяцев реагирует на освещение стенки живота матери оранжевым светом. Но все же конкретной информации для глаз еще нет, поэтому развивается только светоощущение, а восприятие контура и другой зрительной информации – это задача следующего, внеутробного периода.
Вот такая интересная жизнь у нас до рождения. По количеству получаемой информации и интенсивности ее освоения – это, наверное, самый «богатый» период человеческой жизни: ведь все основные характеристики мира (звуки, твердость и мягкость поверхности, вкус, движение, появление и исчезновение стимуляции, ее ритм и т.д.) – уже освоены, и все органы чувств ребенка «умеют» с ними работать – есть, на что опереться после рождения.
Галина Филиппова
доктор психологических наук
https://mosparents.ru
Источник