Этапы довербального развития ребенка
Введение. 3
1. Этапы довербального и начального вербального
развития детей. 4
2. Довербальное развитие речи ребенка. 6
Заключение. 12
Список литературы.. 13
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е.
овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит
несколько этапов.
На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих
взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия,
обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На
втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению.
Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои
первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап
охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает
речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с
окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.
Анализ поведения детей раннего возраста показывает — ничто в
их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь
присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными
высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой (“Что
это?”; “Ответь!”; “Назови!”; “Повтори!”), заставляет ребенка овладевать речью.
Следовательно, только в общении с взрослым перед ребенком встает особая
разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и
произнести вербальный ответ.
Цель нашей работы – рассмотреть особенности развития речи
ребенка в довербальный период.
В ходе выполнения работы решим несколько задач – рассмотрим
этапы довербального и вербального развития ребенка и значение общения для
развития речи ребенка.
Период до трех лет — наиболее важен для развития речи
ребенка. Ниже приводятся усредненные данные нормального довербального (т.е. доречевого) и начального вербального (речевого) развития
детей до трех лет с разбивкой по месяцам. Поскольку данные усредненные, то они
не должны в точности выполняться для каждого ребенка, однако при любых
существенных отклонениях следует обратиться к логопеду.
·
Голосовые реакции появляются у ребенка с момента
рождения: крик и плач;
·
1-2 месяца. Реакция сосредоточения на речевое
общение с ребёнком. Улыбка при общении;
·
3 месяца. Комплекс оживления (т.е.
эмоционально-двигательная реакция) при общении с взрослыми. Появляется специфическая
для данного возраста голосовая реакция, называемая гулением (первая стадия
лепета). Обычно гуление — это произнесение гласных звуков “а”, “ы”, “у”, возможно в сочетании с согласной. Например, “у-у-у-у” или “гу-у-у-у”;
·
4 месяца. Дифференцированность комплекса
оживления, т.е. разная реакция на разных знакомых людей. Например, ребенок
отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует. Появляется
смех;
·
5 месяца. Ребенок дифференцирует направления
звука, т.е. ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на
лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распознавать неречевые звуки:
шум машины, шелест деревьев, лай собаки;
·
6-7 месяцев. Гуление переходит в лепет, т.е.
многократное повторение слогов: “ба-ба-ба”,“ма-ма-ма. Появляется готовность к
совместной игровой деятельности;
·
8-9 месяцев. Реакция на незнакомое лицо.
Промежуточный этап между лепетом и появлением первых слов. Лепет сводится к
похожим на слова т.н. лепетным словам, состоящим уже не из многократного повторения,
а двух открытых слогов: “ба-ба”, “па-па”. Но ребенок пока не соотносит
произносимые слова с людьми или предметами. Общение с помощью жестов, игра в
“ладушки”;
·
10-12 месяцев. Ситуационное понимание обращенной
речи, предметно-действенное общение с взрослыми, использование 4-5 лепетных
слов, понятных при соотнесении с ситуацией, понимание простых инструкций,
дополняемых жестами;
·
15 месяцев. Словарный запас увеличивается до
6-ти слов, ребенок понимает простые инструкции, не сопровождаемые жестами;
·
18 месяцев. Словарный запас увеличивается до
7-20 слов, ребенок может показать хотя бы одну из частей тела;
·
21 месяц. Словарный запас не менее 20 слов,
использование простых фраз из двух слов, ребенок может показать до 3-х частей
тела;
·
24 месяца. Словарный запас увеличивается до 50
слов, составление фраз из двух слов, ребенок знает до 5-ти частей своего тела;
·
30 месяцев. Адекватно использует местоимения
“я”, “ты”, “мне”; повторяет две цифры “один”, “два” в правильной
последовательности, имеет представление о числе “один”;
·
36 месяцев. Словарный запас не менее 300 слов,
использует фразы из трех слов, овладевает множественным числом существительных
и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых
предметов; выполняет задания “положи кубик под чашку” и т.п.; [1]
Этап охватывает 1-й год жизни детей срок небольшой по
сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное
значение в генезисе вербальной функции ребенка.
Ситуативно-личностное
общение
На протяжении 1-го года ребенок сменяет, по крайней мере,
две формы общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими
взрослыми.
Оно характеризуется следующими чертами:
·
общение находится на положении ведущей
деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром;
·
содержание потребности детей в общении сводится
к нужде в доброжелательном внимании взрослых; ведущим среди мотивов общения
является личностный мотив;
·
основным средством общения с окружающими людьми
служит для младенцев категория выразительных (экспрессивно-мимических) движений
и поз.
Ситуативно-деловое
общение
В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием,
переходит на уровень второй, более сложной формы общения с взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно
отличается такими особенностями:
1) общение разворачивается на фоне предметных манипуляций,
составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение
ведущей;
2) содержание потребности детей в общении обогащается новым
компонентом стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с
окружающими взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды детей в
доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;
3) ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив,
так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности,
ищут теперь контактов с взрослым;
4) основным средством общения с окружающими людьми для
младенцев служит категория изобразительных (предметно-действенных) движений и
поз предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве
коммуникативных сигналов.[2]
Эмоциональные и первые простые практические контакты,
замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не
требуют от ребенка владения речью; он ею и не овладевает. Однако сказанное не
обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз
наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть
поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что у
младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их
неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр
мира на этапе ситуативно-личностного общения и весьма важную его часть на этапе
ситуативно-делового общения.
Первый звук, который издает ребенок, — это его первый крик
при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового
аппарата.
Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых
выражается состояние ребенка, начиная от восторга (вскрики, визг) и до
напряженного сосредоточения (гукание).
Подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с
упражнений в произношении отдельных
звуков. Ребенок произносит задненебные и гласные звуки «АИЫ»,
«ОИУ». Здесь итог доброй традиции «огукать» с детьми.
Вокализации детей 1-го года жизни являются предречевыми,
хотя иногда некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Так, младенец
может лепетать «дя-дя», но этот звукокомплекс не отличается фиксированным
звучанием. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с
предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий. Однако часто
вокализации используются детьми и для общения с окружающими людьми.
Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина, Н. Л. Фигурин и М. П.
Денисова, М. Ю. Кистяковская и другие авторы обязательно включают предречевые
вокализации в состав «комплекса оживления», который является видом
социального поведения ребенка. С помощью вокализации дети по своей инициативе
привлекают внимание взрослого, с помощью звуков стараются удержать взрослого
возле себя, посредством их сообщают взрослому об испытываемом удовольствии или
о состоянии дискомфорта.
Таким образом, на 1-м году жизни дети активно слушают
словесные воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших партнеров и в
случаях инициирования контактов с окружающими людьми используют предречевые
вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100
слов.[3]
Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать
звукам, которые слышит.
Можно выдвинуть предположение о том, что еще в довербальный
период у ребенка складывается особое отношение к звукам речи окружающих
взрослых.
Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков
речи среди других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской
восприятия первых.
Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого
вызывают мощную ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько
секунд бурной радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращенный к
младенцу, вызывает у него «комплекс оживления» (радостное поведение,
выражающееся улыбкой, сосредоточенным и светлым взором, возбужденным движением,
и звуками) максимальной силы и продолжительности. Это воздействие по
эффективности равно ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание ребенка.
Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии
ответное поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у
детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. В поведении
ребенка при слушании разговора взрослого в первую очередь выявляется
ориентировочное начало.
Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди
звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих
людей.
К концу 1-го года у детей наблюдается углубление анализа уже
самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый и тональный. Во
втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию с взрослым.
В ходе этого взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах
коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание с взрослыми.
Таким средством общения становится речь, вначале пассивная
(понимание), а затем активная (инициативные высказывания самого ребенка).
Общение — один из важнейших факторов общего психического
развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми
общественно-исторического опыта человечества.
Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев
воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста
малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца,
радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя
звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой
пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.
В наше время развитие средств массовой информации сильно
сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие
детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими
детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной
речи.
Решающую роль в
становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного
характера. Первая — межиндивидуальная —
функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в
становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только
по требованию взрослого партнера. Прежде всего, это подтверждается практикой
воспитания детей.
Существуют печальные
примеры, которые показывают, к чему приводит, если много и с любовью не
говорить с ребенком. Родившись глухим, ребенок становится немым, если его
дефект не сразу обнаружен. В ответ на свои капризы, плач или крик он не слышит
ответа и перестает вообще реагировать. Но если чаще нежно брать такого ребенка
на руки, улыбаясь и нежно поглаживая, можно спасти его от полной духовной
изоляции.
Известный исторический пример: император Фридрих 2 в начале
18-го века захотел изучить праязык человечества и поставил опыт, в основе
которого лежала такая идея: если воспитывать ребенка, но при этом не
разговаривать с ним, то он сам по себе заговорит на этом праязыке. Результат
этого эксперимента плачевен — все младенцы умерли. Этот пример также
подтверждает то, что общение и любовь необходимы ребенку с самого рождения.[4]
Итак, к концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже
реагирует на общение с ним: перестает плакать,
сосредотачивается на взрослом.
2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем,
в 6 недель это скорее будет своеобразное «ротовое внимание».
3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении
со взрослым, «гукание».Такие звуки возникают как реакция
на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а
также согласные г, к, н.
4 месяца. Появляется первый смех — повизгивание в
ответ на эмоциональное общение с взрослым.
5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, «поет»,
меняя интонацию голоса.
6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка
появляется первый слог ба или ма.
7 месяцев. Малыш уже готов к игровой
деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения
внимания окружающих.
8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое
лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи —
лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и
т.п. В речи используются звуки: п,
б, м, г, к, э, а.
9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов,
с радостью играет в «ладушки».
10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении
как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба),
понятных в конкретной ситуации.
11 месяцев. Использует уже как минимум 3
«лепетных слова», понятных в конкретной ситуации.
1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок
употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова,
соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции,
сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?»,
«дай ручку», «нельзя»).
Довербальный этап охватывает первый год жизни ребенка.
Выяснено, что на этом этапе у ребенка формируются две формы общения:
а) Ситуативно-личностное, где содержание потребности детей в
общении сводится к нужде во внимании взрослых.
б) Ситуативно-деловое, где содержание потребности детей в
общении обогащается новым видом деятельности — предметной манипуляцией.
Овладение речью делает возможным первые шаги ребенка к
произвольному поведению — оно начинает управляться не только зримой ситуацией,
но и словами взрослого.
Развитие речевого слуха позволяет ребенку понимать большое
количество слов и узнавать названия
многих предметов, но усвоение им пассивной речи и произнесение активных слов в решающей степени зависит от
степени общения с взрослым. Чем больше
родители занимаются с детьми, чем больше развивающих игр они используют, а также
обращают внимание ребенка на окружающие предметы, подробно рассказывают о них,
тем больше новых слов и названий запоминает ребенок, а, следовательно,
развивается его активный словарный запас.[5]
Таким образом, в нашей работе были рассмотрены особенности
развития речи ребенка в довербальный период.
В ходе выполнения работы решили несколько задач –
рассмотрели этапы довербального и вербального развития ребенка и значение
общения для развития речи ребенка.
1.
Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. — М.,1991.
2.
Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка. – М.-Л.,1982
3.
Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития
ребенка. — Ростов-на-Дону, 1987.
4.
Л.С. Выгодский. Мышление и речь. – Н., 1982
5.
Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических
процессов ребенка. – М., 1956.
[1]
Л.С. Выгодский. Мышление и речь. – Н.,
1982, с.25
[2]
Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка.
– М.-Л.,1982, с.87
[3]
Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и
младенец. — М.,1991.
[4]
См: Карпова
С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. — Ростов-на-Дону,
1987.
[5]
Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и
развитие психических процессов ребенка. – М., 1956.
Источник
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Довербальное развитие общения)
Этап охватывает 1-й год жизни детей срок небольшой по сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка.
Ситуативно-личностное общение
На протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативно- личностное общение с близкими взрослыми.
Оно характеризуется следующими чертами: общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром; содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых; ведущим среди мотивов общения является личностный мотив;
основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных (экспрессивно-мимических) движений и поз.
Ситуативно-деловое общение
В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно — деловое общение. Оно отличается такими особенностями:
1. общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей;
2. содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;
3. ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов со взрослым;
4. основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит категория изобразительных (предметно-действенных) движений и поз предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.
Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не требуют от ребенка владения речью; он ею и не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что у младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр мира на этапе ситуативно-личностного общения и весьма важную его часть на этапе ситуативно-делового общения.
Первый звук, который издает ребенок, — это его первый крик при рождении.
Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.
Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых выражается состояние ребенка, начиная от восторга (вскрики, визг) и до напряженного сосредоточения (гукание).
Подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. Ребенок произносит задненебные и гласные звуки “АИЫ”, “ОИУ”. Здесь итог доброй традиции “огукать” с детьми.
Вокализации детей 1-го года жизни являются предречевыми, хотя иногда некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Так, младенец может лепетать «дя-дя», но этот звукокомплекс не отличается фиксированным звучанием. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий. Однако часто вокализации используются детьми и для общения с окружающими людьми.
Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина, Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова, М. Ю.
Кистяковская и другие авторы обязательно включают предречевые вокализации в состав “комплекса оживления”, который является видом социального поведения ребенка. С помощью вокализации дети по своей инициативе привлекают внимание взрослого, с помощью звуков стараются удержать взрослого возле себя, посредством их сообщают взрослому об испытываемом удовольствии или о состоянии дискомфорта.
Таким образом, на 1-м году жизни дети активно слушают словесные воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших партнеров и в случаях инициирования контактов с окружающими людьми используют предречевые вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до
100 слов.
Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать звукам, которые слышит.
Можно выдвинуть предположение о том, что еще в довербальный период у ребенка складывается особое отношение к звукам речи окружающих взрослых.
Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков речи среди других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской восприятия первых.
Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого вызывают мощную ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько секунд бурной радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращенный к младенцу, вызывает у него “комплекс оживления” (радостное поведение, выражающееся улыбкой, сосредоточенным и светлым взором, возбужденным движением, и звуками) максимальной силы и продолжительности. Это воздействие по эффективности равно ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание ребенка.
Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии ответное поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. В поведении ребенка при слушании разговора взрослого в первую очередь выявляется ориентировочное начало.
Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей.
К концу 1-го года у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый и тональный. Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым. В ходе этого взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание со взрослыми.
Таким средством общения становится речь, вначале пассивная (понимание), а затем активная (инициативные высказывания самого ребенка).
Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 1393 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник