Эстетическое воспитание ребенка 5 лет
Развитие личности – это многогранный процесс, включающий в себя разные аспекты, одним из которых является умение видеть прекрасное. Поэтому сегодня хочу поговорить про эстетическое воспитание ребёнка.
Важность эстетики в становлении личности
В процессе воспитания родители прививают ребенку множество самых разнообразных навыков, которые понадобятся ему в жизни. Но помимо необходимых знаний, они должны развивать его эстетические чувства. На первый взгляд, умение видеть красоту мира кажется чем-то необязательным, непрактичным. Однако без него человек не может стать гармоничной личностью.
Эстетическое воспитание помогает раскрыть и развить творческие способности ребенка, научить его отличать прекрасное от безобразного, видеть и замечать все красивое и возвышенное. Помимо этого, эстетические чувства способствуют развитию мышления, памяти, воображения.
С помощью искусства человек учится переживать самые разнообразны эмоции – грусть, радость, любовь, удивление, восхищение. Именно искусство дарит способность видеть прекрасное в природе и человеческих отношениях, учит давать эмоциональную оценку предметам и явлениям, даёт понимание, что мир гармоничен в своих естественных проявлениях.
Эстетика внутри
В каждом человеке чувство прекрасного заложено от природы, поэтому для его развития не нужно делать чего-то сверхъестественного. Родителям достаточно не препятствовать творческим позывам малыша, а всячески поощрять их. Обратите внимание на то, к каким видам искусства тянется ваша дочь или сын. Что ей или ему нравится – рисование, лепка, пение, танцы, поэзия? Не ограничивайте тягу ребенка к творческим занятиям, а лучше – занимайтесь вместе с ним, ведь в младшем возрасте эффект подражания взрослым – самый сильный стимул к действию.
С какого возраста начинать эстетическое воспитание и как это делать?
Для этой сферы воспитания нет определенных сроков, делать это можно с самого младенчества.
Вообще, не зря говорят, что уже во время беременности будущей маме стоит почаще смотреть на что-то красивое, любоваться природой, слушать музыку, заниматься творчеством. Считается, что ребенок в утробе матери перенимает ее тягу к прекрасному.
После рождения нужно окружать малыша красивыми вещами, классической музыкой. Когда он станет постарше, демонстрируйте ему красоту природы, читайте стихи, сказки, показывайте красочные иллюстрации в книгах. Дошкольника можно водить в театры, музеи, на выставки, рассматривать и обсуждать вместе с ним картины великих художников.
Наиболее восприимчивый возраст – от двух до пяти лет. Именно в этот период можно и нужно заложить базу для развития эстетических чувств, а главное – научить не просто воспринимать красоту, но и замечать её. Обратите внимание ребёнка на облака, листву или цветы, сделайте акцент на рисунке или картине – казалось бы, так просто, но без этого привлечения внимания невозможно само восприятие. Показывайте ребёнку всё интересное, необычное, гармоничное, и со временем он сам начнет замечать красоту вокруг.
Школьникам полезно участие в детских утренниках, творческих вечерах. На развитие эстетических чувств и творческих способностей положительно влияет школьный театр. Здесь ребенок может реализовать себя сразу во многих видах деятельности – пении, танце, драматургии, создании костюмов и декораций.
Чем больше эстетического материала вы дадите малышу, тем лучше. Ведь даже если ваш ребенок не будет профессионально заниматься каким-либо видом искусства, полученные в детстве знания и впечатления помогут ему в дальнейшем развитии и формировании личности.
Эту и другие познавательные статьи читайте в блоге Умной Мамы — https://clevermama.ru/baby/vospitanie/esteticheskoe-vospitanie-rebyonka/
Не забудьте подписаться на Умную Маму в соцсетях:
Telegram | Instagram | ВКонтакте | Facebook
Источник
В современной педагогике и воспитании детей особую важность имеет эстетическое воспитание дошкольников, призванное создать все предпосылки для формирования развитой и гармоничной личности. Без него ребенок будет не в состоянии оценить прекрасное, получать подлинное наслаждение, слушая классическую музыку или созерцая картину, а тем более будет не способен создать что-то свое. Он станет духовно бедным, скучным, не сумеет разобраться в своих эмоциях, ведь при прикосновении к прекрасному что-то внутри него отзовется, но он не сможет понять, что именно. Вот почему родителям следует включить этот важнейший аспект в свою тактику воспитания, не перекладывая всю ответственность на сотрудников ДОУ – роль семьи в формировании личности очень велика. Для детей различных возрастов могут применяться самые разные методы и использоваться многообразные средства.
Что это такое?
Слово «эстетика» имеет древнегреческое происхождение и означает «чувственное восприятие». А эстетическое воспитание – это развитие в ребенке способности к восприятию, пониманию, анализу прекрасного как в искусстве, так и в повседневной жизни, а также стремления создавать собственные произведения.
Отметим, что слова «прекрасное» и «красивое» не синонимичны, поскольку второе касается прежде всего формы, внешнего выражения, в то время как прекрасное можно находить даже в самых обыденных вещах, оно включает в себя гармонию, духовность, возвышенность.
Воспитывать в малыше стремление замечать прелесть окружающего мира, любовь к произведениям искусства следует постоянно и целенаправленно с первых месяцев его жизни. Важно не сосредотачиваться на развитии художественно-музыкального восприятия, а поставить своей целью формирование гармоничной личности.
Кроме своего прямого назначения, эстетическое воспитание детей позволяет сформировать у них:
- мышление;
- воображение;
- память;
- систему интересов;
- восприятие;
- нравственные качества;
- активное отношение к жизни.
И, конечно, ребенок учится познавать искусство, стремиться создавать собственные произведения.
Дома
С самого раннего детства дети имеют определенную тягу к красоте, их привлекают ярко оформленные игрушки, блестящие и разноцветные предметы. Малыши получают настоящее удовольствие, прослушивая музыку или стишки, сказки, которые читает им мама. Эти импульсы, пока неосознанные, постепенно становятся сознательными, но лишь в том случае, если родители помогут крохе сформировать гармоничный вкус, творческие и художественные способности, эстетические представления. Только так можно будет добиться того, что личность ребенка будет развитой, а он сам – счастливым.
В детском саду
В ДОУ также колоссальное значение имеет работа по воспитанию стремления к прекрасному. Для этого должны быть созданы необходимые условия, проводиться определенные формы занятий – создание поделок, рисование, лепка, прослушивание доступных детям классических художественных произведений и беседа по прослушанному. Поэтому эстетическое воспитание дошкольников – задача, одновременно стоящая перед родителями и воспитателями.
Цель, задачи
Целью данного направления в воспитании является формирование в человеке эстетической культуры, которая слагается из следующих аспектов:
- Восприятие. Это умение замечать различные формы проявления прекрасного, в том числе в природе, труде, быту.
- Чувства. Умение эмоционально оценивать гармонию и совершенство.
- Потребности. Желание получать эстетическое наслаждение, созерцать произведения искусства, красоты природы.
- Вкусы. Умение проводить оценку. Анализ объектов реального мира с эстетической позиции.
- Идеалы. Индивидуальные представления о том, что в природе, людях, искусстве является совершенным и гармоничным.
Цель эстетического воспитания конкретизируется в ряде задач:
- Развитие в ребенке умения видеть прекрасное и ценить его.
- Формирование гармоничной личности.
- Развитие художественного вкуса.
- Формирование эстетического идеала, стремления самому стать прекрасным не только внешне, но и внутренне, в поступках, мыслях, делах.
- Стимулирование творческих способностей и стремления к их развитию.
В результате воспитания ребенок должен понимать, что такое гармония, совершенство, уметь сопереживать, отличаться эмоциональной отзывчивостью, воображением.
Средства
Рассмотрим те средства, которые родители могут использовать, чтобы приобщить малыша к миру прекрасного. Их довольно много:
- изобразительное искусство (скульптура, живопись);
- драматургия;
- архитектура;
- литература;
- музыка;
- телевидение;
- природа;
- СМИ.
Поскольку научить ребенка замечать и ценить красоту весьма непросто, следует использовать все доступные средства.
Оформление комнаты
Для самых маленьких важно создать гармоничную обстановку в помещении:
- Устроить в комнате малыша гармонию и уют.
- Предпочтительно использовать светлые тона в оформлении.
- Пространство должно не только эргономичным, но продуманным.
В комнате следует красиво расставить игрушки, повесить интересные репродукции, обязательно соблюдать чистоту и порядок. Помогут добиться поставленной цели и цветущие растения, размещенные в гармоничной композиции, и оформленный аквариум с рыбками. Все элементы декора должны сочетаться между собой, образуя единый ансамбль.
Для детей младшего дошкольного возраста можно выбрать картину с изображением животного, знакомого сказочного персонажа, «вкусный» натюрморт. Более старшим малышам по вкусу придется пейзаж, поэтому лучше использовать репродукции Саврасова, Серова, Шишкина, Левитана. Чтобы ребенок не утратил интерес, картины следует периодически менять, при этом рассказывая ребенку информацию о самой работе и ее авторе.
Кроме того, детскую можно оформить и предметами народного промысла, дымковскими игрушками, поделками «под хохлому». Конечно, расставлять на столе юного проказника дорогие коллекционные предметы не стоит, но что-то недорогое из керамики может стать достойным украшением.
Природа
Родителям с раннего возраста нужно внушать ребенку, что деревья и цветы, закат и рассвет, облака на небе и волны в реке – это красиво, нужно научить наслаждаться этой прелестью. Для этого следует знакомить малышей с доступными им произведениями о природе, проводить время на свежем воздухе, беседовать, отвечать на вопросы, показывать собственный пример.
Искусство
Для эстетического воспитания детей можно использовать очень многое. Так, в любом городе есть красивые улицы, архитектурные постройки, музеи, проводятся выставки. Дошкольники с удовольствием узнают что-то новое, посещая подобные места. Гуляя по городу, можно познакомить ребенка с основными достопримечательностями, уделив внимание их изысканности, гармоничности.
Если в городе нет музеев, познакомить малыша с произведениями искусства помогут репродукции, виртуальные экскурсии, посмотреть которые можно через интернет. Необходимо включать для крох выдающиеся музыкальные произведения, беседовать по прослушанному, узнавать, какие мысли и эмоции вызвала музыка Бетховена или Моцарта, Чайковского и Рахманинова.
И, конечно, не стоит забывать о литературных произведениях. Дошкольники могут понять сказки Пушкина, особенно если рассмотреть с ними качественные цветные иллюстрации. Также следует познакомить их со стихами Маршака, Барто, рассказами Пришвина и Жидкова.
Родителям важно помнить – не каждый малыш станет художником или музыкантом, но уметь чувствовать прекрасное, получать от этого особое удовольствие должен любой. Поэтому следует не просто просить малыша что-то нарисовать или сделать поделку, аппликацию, но и обращать внимание на уже созданные объекты духовной ценности.
Труд
Выполняя задачи эстетического воспитания малышей, следует познакомить их и с пользой трудовой деятельности, рассказать о том, что существует большое количество профессий, каждая из которых важна.
Методы
К методам эстетического воспитания детей дошкольного возраста относятся:
- личный пример родителей и воспитателей.
- беседы;
- занятия, проводимые в детском саду, а потом – в школе;
- дополнительные занятия в кружках и секциях по интересам;
- посещение выставок и музеев.
Наиболее действенным методом считается первый, личный пример, включающий как внешний облик, так и особенности поведения, моральные установки. Глядя на родителей и воспитателей, которые понимают прекрасное, получают удовольствие от его созерцания, ребенок сам захочет стать таким же. Только таким образом можно сформировать идеал, который в дальнейшем ляжет в основу художественного сознания малыша.
По способу передачи информации методы можно разделить на 2 группы:
- Наглядные. Показывание ребенку произведения искусства, народного промысла.
- Словесные. Рассказ о том или ином художнике, картине, объяснение, что именно хотел выразить автор в своем произведении.
Важны обе группы. Первая позволяет получить представление, вторая – разобраться в собственных ощущениях. В любом случае необходимо ориентироваться на возрастные особенности и подбирать материал, понятный крохе.
Принципы
Рассмотрим основные принципы эстетического воспитания дошкольников:
- Оно должно проводиться в теснейшей взаимосвязи с образовательной и воспитательной работой.
- Следует использовать различные формы и методы художественной деятельности.
- К каждому малышу нужно использовать индивидуальный подход, все дети разные. То, что нравится одному, может вызывать скуку у другого.
- Работа должна вестись целенаправленно. При этом не стоит выделять какое-то специальное время для эстетического развития крохи, оно должно проводиться постоянно.
Нужно ориентироваться на общие ценности, воспитывать в ребенке любовь и уважение к национальной культуре, традициями.
Специфика воспитания в семье
Мы уже отметили, что не стоит полагаться исключительно на ДОУ, доверив воспитателям эстетическое развитие крохи. Родителям также важно приложить к этому определенные усилия. Обратим внимание на следующие моменты:
- Родители должны всегда аккуратно и опрятно выглядеть, вести себя уважительно по отношению друг к другу, поскольку очень многое ребенок берет именно от них.
- Важно читать малышу хорошую литературу, сказки и стишки, обязательно побеседовать по содержанию прочитанного. Эта форма работы также способствует и обогащению словарного запаса малыша.
- Вместе с ребенком можно порисовать, сделать аппликацию или поделку. Чтобы малышу не стало скучно, можно использовать различные художественные техники, рисовать гуашью, акварелью, цветными мелками, фломастерами.
- Значение имеет и эстетика быта. Если в квартире грязно и не убрано, ни о каком стремлении к совершенству не может быть и речи. Поэтому нужно со вкусом и любовью оформить детскую комнату.
- Формирование музыкального вкуса начинается с прослушивания потешек, колыбельных, детских песенок.
Особую важность имеют беседы, которые помогут ребенку получить ответы на возникающие у него вопросы, научиться отличать прекрасное от отвратительного, возвышенное и гармоничное от низменного и хаотичного.
Обозначим важнейшие условия для развития детского творчества:
- Непринужденная обстановка. Не стоит давить на малыша и заставлять его рисовать или лепить, это только уничтожит у него стремление к созданию собственных произведений.
- Активное использование игровых форм работы.
- Похвала должна звучать постоянно, ребенку важно понимать, что мама довольна им, гордится его стараниями. А ругать не следует, в отдельных случаях можно слегка пожурить.
Только в этом случае можно будет добиться положительных результатов – стремления к собственным занятиям творчеством и уважение к чужим произведениям.
Мероприятия в библиотеках
В наше время библиотеки незаслуженно забыты и не пользуются особой популярностью. А меж тем, именно здесь нередко проводятся довольно интересные мероприятия, направленные на формирование и развитие у малышей художественного вкуса. Дополнительное их преимущество – посещение на бесплатной основе. Отметим, что подобные мероприятия будут интересны детям постарше – старшим дошкольникам и младшим школьникам.
Посещение библиотечных вечеров встреч и презентаций научит ребенка любить книги, уважительно относится к печатному слову, посещение тематических выставок позволит определиться с собственными интересами. А проводимые литературные и поэтические вечера познакомят с творчеством поэтов и писателей.
Советы и рекомендации для родителей
Важно проводить эстетическое воспитание малыша всеми доступными средствами, создав для него гармоничную обстановку, предоставив возможность самостоятельно заниматься художественным творчеством в выбранном направлении. Родителям нужно беседовать с крохой, давать ответы на все возникающие у него вопросы. А занятия с воспитателем помогут сформировать вкус.
При выборе форм работы следует ориентироваться на возраст малыша:
- Посещение театра допустимо с 1,5 лет, в репертуаре кукольных театров есть небольшие по продолжительности постановки, которые не успеют утомить кроху.
- Беседовать о картинах, музыкальных произведениях, рассказывать об их авторах можно с 3–4 лет, дети уже многое понимают и обязательно будут с интересом слушать и задавать вопросы.
- В 4–5 лет можно посетить выставку, в том числе библиотечную.
- В 5–6 лет – сходить в филармонию или на балет.
Давать ребенку возможность творить – еще один прием эстетического воспитания, причем вид деятельности он может выбрать по своему вкусу. Кому-то по душе рисование картин на песке, а другому – сочинение коротких поздравительных стишков маме или папе. Родителям следует не ограничивать творческие порывы, а дать ребенку свободу выбора и воплощения собственного замысла.
Не стоит недооценивать важность эстетического воспитания дошкольников, оно поможет духовно обогатить личность ребенка, сделать его развитым, богатым, умеющим тонко чувствовать и получать эстетическое удовольствие.
Источник
Марина Мишина
Эстетическое воспитание и становление эстетических чувств в дошкольном возрасте
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Онo связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.
В эстетическое воспитание входит эстетическое развитие, как процесс активизации восприятия, творческого воображения, образного мышления, эмоционального чувствования; формирoвания духовных потребностей. Сущность системы эстетического воспитания – влияние на воспитанников средствами искусства. Как полагает Б. Т. Лихачев, в теории эстетического воспитания существует несколько исходных положений: 1) чтобы развить в детях природные силы, создать условия для глубокого осознания эстетических явлений необходимо намеренное привлечение в различные виды творческой деятельности; 2) теория эстетического воспитания заключается в осознании огромного значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного; 3) необходимо комплексное решение задач в процессе преподавания искусства детям: идейно-нравственное и художественное воспитание, обучение навыкам и умениям, которые смогут обеспечить вовлечение детей в инициативную творческую деятельность, развитие духовных и физических сущностных сил и творческих способностей
Эстетическое воспитание, как отмечает И. А. Лыкова, служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. То есть искусству отводится важное место в эстетическом воспитании – это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.
Для эстетического воспитания детей надо решить ряд объективных противоречий и субъективных расхождений: от природы в ребенке заложены определенные задатки и возможности, которые могут в полной мере быть реализованы лишь при целенаправленном и организованном художественно-эстетическом образовании и воспитании. При его пренебрежении ребенок остается «глухим к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям».
Один из законов воспитания – воспитание ребенка в деятельности. В качестве воспитательного влияния используются средства искусства, которые развивают специальные способности и дарования некоторых его форм: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, музыкальное и другие. Художественная деятельность дошкольника – это средство и условие эстетического воспитания, работа, связанная непосредственно с такими видами искусств как: словесно-художественное творчество, дизайн, театрализованные игры, декоративно-прикладное и изобразительное искусство, музицирование.
Осуществление задач эстетического воспитания происходит при соблюдении следующих условий:
осуществление индивидуального подхода к детям;
благоприятная окружающая среда (помещение, одежда, игрушки);
содержание в быту произведений искусства;
личная инициатива и желание детей].
Широкие интересы к искусству, потребности в контакте с эстетическими проявлениями искусства в жизни относятся к социальным критериям эстетической воспитанности. В социальном смысле эстетическая воспитанность проявляется в совокупности отношения и поведения ребенка. Свидетельства степени эстетическoй воспитанности ребенка – это его отношения к людям в личной и общественной жизни, поступки, трудовая деятельность, отношение его к своему внешнему виду.
Эстетическая воспитанность формируется на целостности развитых природных сил, эмоционального чувствования, способностей восприятия, воображения, художественно-эстетической образованности – от этого зависит творческая индивидуальность, эстетическое отношение к искусству, своему поведению и к самому себе, к окружающему. Умение любоваться красотой, какими либо явлениями в жизни и искусстве – это важный признак эстетической воспитанности. Иногда, наблюдая за ребенком в картинных галереях или выставках, можно увидеть, как дети лишь бегло просматривают картины, не задерживаясь надолго, не останавливаясь, чтобы полюбоваться. Это говорит об отсутствии эстетической воспитанности, т. к. недостает важнейшего элемента эстетического отношения – любования. Эстетическую воспитанность характеризует способность к глубокому переживанию чувств – духовное наслаждение, чувство отвращения, чувство юмора, иронии, чувство гнева, страха, сострадания.
Оценить эстетический уровень и степень развития художественного вкуса помогут несколько критериев. Они подразделяются на психологические, педагогические и социальные:
психологические – измеряются способности детей отражать воображаемые художественные образы и воспроизводить их. Степень развития психических процессов можно определить по тому насколько эмоционально реагирует ребенок на произведения искусства;
педагогические – художественный вкус проявляется в ценности выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности. С опорой на педагогические критерии можно узнать уровень художественно-образного мышления. Оригинальное мастерство, соединенное с импровизацией свидетельствуют о высоком уровне эстетической воспитанности;
социальные – проявляются в комплексе отношений и поведения детей. Если у ребенка присутствует широкий интерес к разным видам искусства, большая потребность в контакте с эстетическими явлениями жизни, то можно говорить о высокой степени эстетической воспитанности.
Эстетические свойства личности не являются врожденными, они начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения. Важное значение в становлении эстетических чувств приобретает активное педагогическое руководство. В процессе эстетического развития происходит постепенное освoение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей. Становление эстетических чувств и формирование эстетической культуры проходит несколько этапов в своей динамике, во многом эти этапы связаны с особенностями возрастного развития личности ребенка.
Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств окружающих объектов. Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам.
Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует определенного развития сенсорной культуры. Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.
В раннем возрасте развивается подражание в различных видах простейшей художественной и игровой деятельности, появляется чувство удовлетворения не только от процесса деятельности, но и от достижения определенного результата. Развитие речи приводит к усвоению названий все большего количества эталонных признаков, эстетических качеств в процессе их сопоставления: красивый – некрасивый, чистый – грязный, большой – маленький, веселый – грустный и так далее. Стoит отметить, что во многом для ребенка раннего возраста свойственна своеобразная «неразделимость» понятий «красиво» и «правильно». И в этом заложен огромный потенциал для реализации воспитательных задач как в эстетическом, так и в моральном планах.
В этом возрасте эстетическое воспитание осуществляется родителями по преимуществу «спонтанно», «интуитивно». Однако эстетическое воспитание в семье, несмотря на отсутствие педагогической и методической базы, имеет огромное значение как собственно в эстетическом развитии дошкольника, так и в становлении личности в целом. Эстетическое воспитание в семье во многом основано на семейных традициях, что обеспечивает преемственность между поколениями, развитие эстетических переживаний, ценностей и эталонов «по образцу». Хочется подчеркнуть: именно в связи с важной ролью семейного воспитания эстетических чувств огромное значение приобретает просветительская работа с родителями дошкольника.
В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребенка. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некотoрым элементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. Становятся более разнообразными реакции детей и на содержание произведения в целом. Мотив оценки произведения при этом носит предметный или житейский характер. Дети младшей группы замечают лишь отдельные признаки явления, пользуются очень лаконичными выражениями, иногда очень специфическими оценками.
В этом возрасте активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности. В изобразительной деятельности дети от простейших действий переходят к изображению, узнаванию, называнию, образному восприятию форм. В этот период дети овладевают простейшими навыками не только в изобразительной, но и в музыкальной деятельности, позволяющими им добиваться образности в изображаемом, самостоятельности и первоначального проявления творческой активности.
В этом возрасте особенно важен целенаправленный характер воздействия на эстетические переживания и чувства дошкольника, на становление иерархии ценностей и художественные способности в широком смысле этого слова. Педагогическое воздействие приобретает решающее значение в формировании эстетической культуры как составляющей полноценной личности в целом.
В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью, оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами. Дети этого возраста способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого. Дети замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. У них возникает предпочтение конкретных произведений и определенных жанров, возникает стремление сравнивать произведения, сопоставлять только что услышанное со знакомым и подходить к некоторым обобщениям. Дети хорошо отличают стихи от прозы, различают некоторые виды и жанры произведений литературного, музыкального и изобразительного творчества.
В среднем дошкольном возрасте активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, создают аппликации, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям. Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на выразительные средства, на художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается ярко выраженная эмоциональная восприимчивость к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются.
Итак, дошкольный возраст – это период, характеризующийся становлением эстетического восприятия, эстетического переживания, эстетических качеств и эстетической культуры в целом, совершенствующейся под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности. Существенной составляющей становления эстетических качеств становится эмоциональный отклик на воспринимаемый объект. Однако полноценное становление эстетических чувств невозможно при абстрактном, бездеятельностном восприятии объектов окружающего мира. Значительное влияние на формирование и развитие эстетических чувств и эстетической культуры oказывает деятельность дошкольника.
Источник