Эстетическое развитие ребенка в семье

Эстетическое развитие ребенка в семье thumbnail

Эстетическое воспитание детей в семье

                                                                                         Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна,

        учитель русского языка и литературы

                                                                                      МБОУ «Балыклы-Чукаевская СОШ»

                                                                                     Рыбно-Слободского муниципального

                                                                          района Республики Татарстан

      Воспитание ребёнка в семье – это не только личное дело родителей, но и процесс, имеющий непосредственный выход на общество: «плохо воспитанные дети – это горе и слёзы для семьи, и для страны в целом» (А.С.Макаренко).

       Долгое время общепринятым являлся взгляд на семью, как на «помощника школы» в воспитании детей. Нет, семья – «главный воспитатель». Кроме воспитательной, семья осуществляет оздоровительную, нравственную, познавательно-образовательную, бытовую, трудовую, эстетическую и стимулирующую самостоятельный опыт личности ребёнка функции. Современная семья развивается в совершенно новой и противоречивой общественной ситуации. Семье всё труднее и труднее сохранить свою нравственную целостность, воспитательную стабильность. Слишком велико и губительно микросреды. сомнительные ценности, чуждые российскому менталитету, культивирует сегодня СМИ.  И вот уже вседозволенностью, волной помолодевшей преступности, ранними сексуальными связями, ростом числа абортов среди несовершеннолетних, табакокурением, наркоманией «заражён» социум.

    А ведь детям интересно – они внимательно приглядываются к окружающему их миру, остро чувствуют уродливое, безобразное, доброе и хорошее. Поэтому я хочу обратить ваше внимание на эстетическое воспитание детей в семье.

     Слово эстетика (греч.) обозначает чувство, прежде всего чувство прекрасного.  Но мы, родители, давайте спросим себя со всей откровенностью: как мы помогаем нашим детям приобщиться к миру прекрасного?

     Вспомним, Л.Н.Толстой, когда обосновал Яснополянскую школу, придавал необычно большое значение преподаванию музыки, пения и рисования. Чтобы представить себе всю сложность картины эстетического воспитания в школе, перечислим те компоненты, которые составляют её содержание. Это решение задач на уроках, работа в кружках, с спортивных секциях, туристических походах, работа в летнем трудовом лагере, олимпиады. Это интерьеры школьных помещений, лаборатории и кабинеты, пришкольный участок, наглядные пособия, выставки работ учащихся; это классные часы, диспуты, встреча со знатными людьми, посещение музеев и театров и т.д.  

    Ребёнок общается с друзьями, взрослыми, он активно познаёт окружающий мир, оценивает его со своей точки зрения и создаёт некие эстетические ценности. Дети они очень любознательны. Поэтому уже пятилетний ребёнок создаёт бесконечно множество проблемных ситуаций, обращаясь к матери с вопросами: отчего стол не ходит, а солнце ходит без ног, кто же нарисовал узор на окне?  

    Но, к сожалению, мы, родители, всегда куда-то спешим, и такие вопросы нам кажутся пустяковыми. А ведь ребёнку это интересно, он вполне серьёзно спрашивает о тех вещах, которые он сам видит, и ждёт от нас ответа.

     Если мы озабочены тем, какими вырастут наши дети, необходимо думать и об отношении к искусству тех, кто их воспитывает, растит, о месте искусстве в семье, в повседневной жизни детей дома, о том, как велика роль искусства в установлении и регулировании отношений между взрослыми и детьми. Ведь нередко в семье, где всё, казалось бы, пристойно, царит атмосфера разобщённости, холода. Дети это чувствуют куда быстрее, чем может показаться на первый взгляд. Многие родители: «Мы делаем для него всё. Всё даём, всё покупаем… Что ему ещё надо?» Малого! И очень многого! Вашего интереса к нему, общения с вами. Душевного тепла и взаимопонимания.

    Поэтому важно, чтобы ребёнок испытал нелёгкую радость от им самим выточенной на станке детали, от красиво сшитого платья, от выращенных им самим урожаев овощей и фруктов. Конечно же, тогда его надо похвалить, поддержать.

    Родители должны заботиться о том, чтобы дети правильно воспринимали прекрасное, — интересоваться, каково отношение их ребёнка к труду. Например, умеет ли он мыть пол дома? Помогает ли в домашних делах? Участвует ли в оформлении и украшении жилища? Ухаживает ли за цветами? Как он относится к своим вещам, книгам, тетрадям? Как он проводит свой досуг: не долго ли сидит за телевизором. Если взрослые не смотрят все передачи подряд, не будут делать этого и дети. Не надо забывать о том, что существуют передачи только для взрослых.

     Сегодня почти у каждого подростка имеются мобильный телефон и плеер. Какую музыку он слушает? О чём поётся в песне? Стоит прислушаться.

     Бесспорно, велика роль художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании детей. Сейчас в каждой семье есть возможность приобретения детских книг. Дарите своему ребёнку, если еще в детский сад ходит или учится в начальной школе, книги с красивыми картинками, пусть он больше рисует, позже отведите его в библиотеку. Так развивается его кругозор. Дети подражают  героям сказок, книги учат разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Особенно я рекомендовала бы молодым родителям, чтобы они  читали вслух детям книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, К.Чуковского. У детей удивительная память, они быстро запоминают четверостишия.

Читайте также:  Центр развития ребенка 148 пермь

     В эстетическом воспитании детей важную роль играет живопись. Живопись – это вид искусства, так же, как литература, музыка.

   Чтобы создать рассказ, написать повесть, автор пользуется Словом; создавая музыкальные произведения, композитор использует звуки. А материал художника – краски. Именно благодаря различной гамме красок, создаётся картина. Когда мы смотрим на картину, созданную мастером, мы эмоционально воспринимаем то, что изображено на картине, любуемся увиденным, сочувствуем героям, которых создал художник. Например, такие картины, как «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Золотая осень» И. Левитана, «Русская зима» К. Юона, «Первый снег» А. Пластова в душе ребёнка вызывают только положительные чувства, возможно, чувства гордости за красоту родной земли. Каждый раз человек обогащает свой духовный мир. Поэтому такие картины должны занять достойное место в каждой семье.  

      Приобщение детей к искусству — это сложный вопрос. Научить их увидеть прекрасное в повседневной жизни ещё сложнее. Надо обращать внимание детей на архитектуру зданий, на яркость и красочность праздничного оформления города, на памятников, мимо которых многие равнодушно проходят. Восприятию всего этого ребёнком эстетические чувства, вызываемые окружающем, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребёнка к родной природе, к малой родине.  

Понимают ли наши дети язык природы, о котором писал Михаил Пришвин. Часто ли мы с семьёй бываем в природе? Ведь безразличный ребёнок не вырастет хозяином своей земли. Самое главное: природа является источником добра, её красота влияет на духовный мир человека, облагораживает его.

    Эстетическое восприятие природы  мальчиками и девочками несколько различно. Девочки более чутки к отдельному цветку, к птице, к бабочке. Мальчиков волнует проявление мощи природных явлений («Ого, какой дубище!», «Ох, и молния ударила! Силища!»).

   Сейчас зима. Почему бы мальчикам не посоветовать, чтобы они сделали коробки-кормушки для птиц.

    Мне кажется, если ребёнок добр к природе, к животным, он никогда не совершит зло. Не способный ощущать красоту, человек духовно беден. Взгляд его на жизнь примитивен и убог. Чем больше эмоциональных сигналов, тем душа чище, тем интеллектуальнее человек.  

     Каждый из родителей является самым главным педагогом и воспитателем своего ребёнка. И очень многое в воспитании личности зависит от традиций, привычек в семье. В первую очередь, родители сами являются примером для их же детей. Недаром Максим Горький говорил: «Эстетика – это этика будущего».

Использованная литература

1. Волович. Л.А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. – Казань: 1976.

2. Столетов В.Н. Диалоги о воспитании. – М.: Педагогика, 1985.

3. Картины художников Татарстана на уроках развития речисост. Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова.  – Казань: РИЦ «Школа», 2010.

Источник

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведения окружающих, настроения их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Любовь к прекрасному в окружающем мире порождает у ребёнка стремление к совершенствованию благородных поступков, содействует его нравственному воспитанию. Особенно важно возбудить интерес ребёнка к упражнениям  в рисовании и лепке, в пении и музыке, вызвать в нём желание попробовать свои силы в том или ином виде искусства.

    Огромную роль в эстетическом воспитании играет семья. Семейное эстетическое воспитание складывается из многих составляющих:    

                                                              

— опрятности членов семьи, атмосферы взаимного уважения, искренних эмоций, умения выражать свои чувства словом, наличия дисциплины и правил поведения. Всё это основы, на которых строится правильное эстетическое сознание ребёнка;

— воспитание вкуса начинается с пения колыбельных песен, детских песен как отдельно матерью, так и совместно с ребёнком;

    

— формирование умения ценить произведения искусства, тяги к созиданию развивает рисование;

— регулярное чтение книг, рассказывание сказок.

— проведение бесед, которые необходимы для ответов на вопросы ребёнка, возникающие во время познания окружающего мира;

                  

— эстетика быта включает дизайн детской комнаты, общее оформление жилого пространства: картины на стенах, живые цветы, порядок, чистота.

              

    Всё это с самого раннего детства формирует у ребёнка внутреннее чувство прекрасного, которое затем найдёт своё выражение в эстетическом сознании.

                                 Рекомендации для родителей

                          по эстетическому воспитанию в семье

    Для формирования эстетического вкуса у ребёнка необходимо:

1. Воспитывать у ребёнка наблюдательность, умение видеть, рассматривать, отдавать себе посильный отчёт в увиденном. (Например, обратить внимание на листочки осины, осенью они тёмно-красные, у берёзки золотистые и т.д.)

               

2. Систематически поощрять ребёнка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка в младенческом возрасте

                                        

3. Обращать внимание детей на особенности: красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность праздничного оформления города.

                              

4. Выбирать вещи, которыми пользуется ребёнок в повседневной жизни со вкусом. (Например, сознание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и узору, заставляет ребёнка бережнее к ней относиться).

                          

5. Дать ребёнку право выбора наиболее понравившейся ему вещи из нескольких аналогичных по содержанию и назначению вещей.

                                                  

                     Чем интересным можно заняться в кругу семьи?

1. Лепка – помогает детям уточнять свои представления о форме, строении и пропорциях предмета. Работа особенно увлекает, когда предназначена для определённой цели (подарок маме, папе и т.д.) Дети любят лепить из теста.

                  

2. Подготовка к празднику. Ваша задача, создать игрушку, которая будет украшать ёлку, комнату и т.д. Что можно изготовить? Бумажные флажки, декоративные цепочки, игрушки оригами, игрушки из природного материала (шишки, скорлупа грецкого ореха, из яичной скорлупы и т. д.)

                   

3. Печать ладошками. Покрыть ладошки краской. Сделать оттиск, а потом пофантазировав получить картинку «рыбку», «грибок» и т.д.

                                   

4. Конструирование из кубиков.

                        

                                                Желаем удач!

Источник

Художественно – эстетическое воспитание детей в семье

МБДОУ «Детский сад № 29»

Савина Ю.А. – воспитатель высшей
квалификационной категории

Эстетические чувства, восприимчивость к прекрасному не только обогащают жизнь ребенка, его духовный мир, но и оказывают влияние на его поведение и поступки. Поэтому такое огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребенка.

Следовательно, задача семьи – развитие у ребенка эстетической восприимчивости ко всему окружающему. Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Он тянется к красочной, нарядной игрушке, он ощущает удовольствие, слушая веселую песенку. Очень часто мы слышим от ребенка восторженные восклицания: « Посмотри, какой красивый цветок!», «Смотри, какая бабочка!». Но, к сожалению, не всегда обращаем на это внимание.

Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита. Ребенок, которому нравится цветок или бабочка, будет стараться бережно к ним относиться. Уже на основе этой первичной эстетической восприимчивости у ребенка развиваются эстетические чувства и отношения, которые являются необходимой предпосылкой формирования активного гуманистического отношения к окружающему миру.

Как же нужно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребенка в семье?

Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребенка о предметах. Обе стороны, познавательная и эмоциональная, у ребенка находятся в тесной взаимосвязи. Следовательно, это и является важнейшей стороной воспитательной работы в семье.

Родителям необходимо помнить, что любая экскурсия с детьми на природу, прогулки по городу, в парк имеют большое значение для ребенка. Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность того или иного оформления. Любоваться красотой цветущих деревьев, кустов, цветов. Замечать перемены, которые происходят в природе: цвет листьев меняется в зависимости от времени года, перелётные птицы улетают на юг, а потом опять возвращаются, облака и тучи на небе имеют разный цвет, форму. Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Объекты для наблюдения в целях расширения представлений ребёнка о мире, его изменчивости и красоте найдутся всегда: это и летающие над лугом птицы, и сидящий на цветке пушистый шмель, и плавно опускающиеся на землю снежинки, и подгоняемые ветром опавшие листья. Это также имеет большое значение в пробуждении и укреплении любви ребенка к родной природе, к своему городу, к своей стране.

Эстетическую восприимчивость у ребенка следует развивать, привлекая его внимание к мелким повседневным явлениям, к привычным для него бытовым предметам. Это обязывает родителей внимательно выбирать вещи, предметы, которыми ребенок пользуется в повседневной жизни.

Большие возможности для развития художественно – эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию. Здесь очень важен подход к изобразительности деятельности ребенка в семье. Нельзя преувеличивать художественные способности ребенка, и тем более не стоит небрежно относиться, как к  баловству, к его  творчеству.

Рисуя, ребенок не просто изображает те или иные предметы или явления, но и выражает посильными средствами свое отношение к изображаемому.

Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой своей деятельности. И здесь большую роль играют чувства ребенка, в том числе и эстетические. Здесь родителям требуется оказать помощь маленьким художникам. И самое главное – вовремя заметить тягу ребенка к творчеству и поддержать его.

Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое ее поощрение и продуманная организация общения ребенка с искусством – все это доступно семье. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития личности ребенка.

Читайте также:  Ребенок 1 год и 2 месяца развитие и развивающие игры

Источник

Анна Преображенская
Художественно-эстетическое воспитание в семье

Художественно — эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творческие создавать продукты ручного творчества.

Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащает жизнь человека, его духовный мир, но и организует, направляет его поведение и поступки. Поэтому важной задачей родителей является развитие у ребёнка эстетической восприимчивости ко всему окружающему.

.

Воспитание живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему миру и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое её поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребёнка с искусством — всё это доступно родителям. И это будет прочным фундаментом дальнейшего художественно-эстетического развития формирующейся личности ребёнка.

Но, к сожалению в семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень россиян, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Поэтому «Программа воспитания в детском саду» предусматривает не только непосредственную воспитательную образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольниканеобходимо согласование усилий детского сада и семьи, в которой он воспитывается.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.

Поэтому сотрудничество с семьей по художественно- эстетическому воспитаниюстроится по двум направлениям: вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением. повышение педагогической культуры родителей

Виды работы с родителями, по развитию интереса к художественно — эстетическое творчеству разнообразны — организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др.

Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и коллективная.

Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, поручения родителям и т. п.

Коллективные формы – это консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д.

Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является тесное общение с семьёй. Оно позволяет воспитателю познакомиться с жизнью ребёнка, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки. Обычно в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется, иллюстрации заменяются новыми, а так же ежеквартально выходит мини – газета для родителей в которой также затронуты вопросы о здоровье и воспитании детей.

Таким образом, установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек. В целях повышения эффективности взаимодействия, педагогам необходимо использовать разнообразные формы организации работы с родителями. Добиваться как можно более активного включения родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения, а для этого активизировать все свое педагогическое мастерство, творческое отношение в решении данного вопроса.

Правильно организованные действия педагогов и родителей позволят ребенку получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры. Это откроет для ребенка мир творческого развития, будет способствовать его социализации и подготовит к полноценной взрослой жизни.

Художественно – эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценить его. Для успешного решения этой задачи важнейшим условием является тесное сотрудничество педагогов с семьей. С начала года родители были ознакомлены с целями и задачами воспитания и обучения детей, проведены анкетирование, беседы, составлено перспективное планирование, подобраны материалы консультаций по воспитанию изобразительного творчества в семье.

Немаловажное значение имеет эстетичное оформление информации для родителей. Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее подачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Родитель должен быть привлечен ею и заинтересован.

Выставки детского изобразительного творчества интересны коллективными работами ребят, выполненные разными техниками, материалами, по разным тематикам, наглядно показывают родителям работу педагога с детьми, рост уровня творчества каждого ребенка.

Важно отметить совместное творчество детей и родителей. Большой интерес родителей наблюдался по изготовлению елочной игрушки на елочку. Многие с ребятами выполнили не одну, а гораздо больше игрушек. Каждый ребенок потом вешал свою игрушку и рассказывал, что он сделал с мамой и из какого материала. Не маловажны и тематические выставки детско-родительских работ. Дети с огромным воодушевлением рассказывает, что он сделал дома. Эти мероприятия еще больше сближает и помогает раскрыть творческий потенциал ребенка.

Взаимодействие с родителями позволяет:

• стимулировать у детей позитивное эмоциональное состояние;

• поддерживать их активность дома и в детском саду;

• стимулировать и обогащать образовательную деятельность детей в ходе познания, в процессе художественного творчества, в чтении, игровой деятельности;

• улучшились изобразительные навыки у детей.

Говоря о художественно-эстетическом воспитании надо помнить,что в этом процессе участвуют три равноправных стороны: родители – дети – педагоги. Все они взаимодействуют и влияют друг на друга. Поэтому большое значение имеют мероприятия, где активными участниками становятся и дети, и родители, и педагоги.

Источник