Эссе на тему развитие личности ребенка
Татьяна Нестерова
Эссе «Мой взгляд на становление ребенка дошкольника как личности»
Многие представляют труд воспитателя как игру с детьми, веселое времяпрепровождение и не подозревают, что требуется много кропотливого труда, терпения, чтобы каждый их воспитанник вырос настоящим человеком.
Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель!Ему приходится делать все: шить и рисовать, вязать, в определенной степени владеть актерским и режиссерским мастерством, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, знать правила хорошего тона. Постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, заниматься самообразованием.
Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач воспитания всесторонне развитой личности. Для каждого возраста существует своя система воспитания, помочь воспитанникам как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Не зря талантливый педагог, помогая своему воспитаннику познать мир, создает такие условия, в которых наиболее полно происходит процесс саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования.
В современном детском саду преобладает деятельность, организованная взрослыми (рисование, конструирование, дидактические и подвижны игры и т. д.). Ребенок, владея определенными умениями и навыками не может использовать их для решения задач своей деятельности. Любое задание, требующее фантазии становится неразрешимым («не знаю», «не умею», «не могу», т. е. обнаруживает себя скованность детского мышления, стремление действовать по готовым схемам. Игра в свободное время однотипна, рисунки повторяются. То есть не развивается деятельность ребенка и его личностное развитие.
Педагогам удобнее послушный, исполнительный, а не самостоятельный ребенок. Как отмечал еще Л. А. Венгер, взрослый учит детей не деятельности, а только действиям. «Обучение деятельности — это не обучение навыкам, это обучение умению постановки целей и дальнейшей их реализации». Если в дошкольном возрасте ребенок не научится ставить цели, то в школьном возрасте это приведет к проблемам. Что нужно сделать, чтобы избежать скованности мышления, отсутствие творческого подхода к реализации цели на основе уже имеющихся знаний у ребенка.
Чтобы научить ребенка деятельности необходимо выделить достаточно времени на реализацию самостоятельной деятельности детей, как в рамках свободного времени, так и в режиме образовательной деятельности по экологии, математике, развитию речи и т. д. Дети должны получить возможность определиться со своими интересами, самостоятельно познакомиться со свойствами и возможностями новых материалов и применить полученные знания на практике. Чтобы освободить время необходимо интегрировать занятие. Во второй половине дня ребенок может выбрать себе занятие по интересам. Воспитатель должен организовать специальную игровую деятельность, цель которой – обогащение игрового опыта детей. Помочь в организации игры, развитии сюжета, а по мере перехода игровой инициативы в руки детей, самоустраниться. Самостоятельность нельзя сформировать там, где ребенок предоставлен сам себе. Если образовательной деятельности не будет вовсе, ребенок не получит необходимого опыта, но если работа педагога ограничится только организацией образовательной деятельности – ребенок не научится применять полученный опыт.
Важно создать условия, предоставить время для активного присвоения этого опыта и построения самостоятельной деятельности детей на его основе. Педагог должен осторожно использовать различные образцы, которые могут формировать привычку действовать по шаблону.
О системе детской деятельности писал еще Д. Б.Эльконин: «В центре этой системы находится ролевая игра….» она «является ведущим видом деятельности, оказывая определяющее влияние на формирование личности ребенка в этот период».
Детская игра обладает свойством становиться центром и привлекать к себе другие виды детской деятельности. Ребенок начинает создавать предметную среду и персонажей своей игры, обращаясь к рисованию, конструированию, может начать сочинять предысторию, перейти к театрализованной деятельности, рисовать карту волшебного мира, где живут его герои. Это способствует мотивированному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой и обратно, в зависимости от задач которые он ставит себе сам. Развивающая среда должна способствовать проявлению детской инициативы и поддержанию разных видов деятельности детей. Создание мини-музеев природы, фольклора, искусства, лаборатории, уголки творчества, изостудии, исследовательские уголки. Работа в таких уголках сталкивает ребенка с проблемами, вызывает формулировку вопросов, постановку новых целей.
Педагог должен постоянно давать возможность детям проявлять инициативу, не подавлять ее. Давая детям право выбора деятельности, способов, материалов повседневной жизни и в образовательной деятельности. Педагог должен быть активен проявлять себя как творческая личность. Воспитание творческой и деятельной личности всегда составляет важнейшую и одновременно сложную задачу образовательной системы.
Моя задача ответственна и благородна: обнаружить затаённый родничок детского таланта, поддержать интерес, разбудить мысль, развить индивидуальность ребёнка. Ребёнок по своей природе уникален. Разовьются ли его природные задатки дальше – зависит от педагога. Дать ребенку внутреннюю свободу — это дать ему возможность отправиться в свободный полет в бескрайние просторы Вселенной это научить его любить себя, свое Я.
Как писал А. Н.Леонтьев: «Одно дело – формировать человека в качестве персонифицированной функции, а другое дело – формировать человека – созидателя, активного строителя жизни общества».
Источник
Эссе на тему
«Так уж важен период дошкольного детства в воспитании и развитии личности ребенка»
Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, — ложится прочно, становится второй натурой человека… Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».
«Социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» Л. С. Выготский.
Я. Корчак считал детство фундаментом жизни: без полноценного, наполненного детства последующая жизнь будет ущербной. Все это в полной мере справедливо и по отношению к дошкольному периоду жизни ребенка. Детство – одна из самых важных, ярких и запоминающихся страниц на жизненной дороге любого человека. Это тот отрезок времени, который мы несем через всю свою жизнь. Когда мы были маленькими — не ценили его, хотели побыстрее стать взрослыми, а когда становимся родителями-рассказываем о нем и приводим в пример своим детям, в старшем возрасте рассказываем своим внукам, в преклонном возрасте воспоминания детства приходят все чаще и становятся все острее, и все отчетливее мы проживаем мгновения своего детства.
Детство у всех разное. У кого-то веселое, доброе, звонкое, у кого-то наоборот. Кто-то вспоминает свое детство с ностальгией, а есть и такие, которые радуются, что они стали взрослыми и не хотят про это вспоминать. Но все проходят через этот период становления личности человека.
Вспомним русскую пословицу: «Что посеешь, то и пожнешь!» С этой мудрой истиной я полностью согласна. Из самого беспомощного на свете существа, которое неспособно самостоятельно удовлетворить свои наиболее простые потребности, ребенок превращается в мыслящего человека. В период детства закладываются все его будущие качества, происходит первичное познание мира, появляются первые взаимоотношения с близкими людьми, со сверстниками, с социумом, формируются нравственные привычки, закладывается базовая основа культуры поведения.
За что мы любим свое детство и вспоминаем его с теплотой? За то, что в семье и в детском саду в этот период дарят ласку и любовь, доброту и заботу, внимание и понимание находящиеся рядом с ребенком взрослые и авторитетные люди? А может за то, что этот период беззаботный, эмоционально искренний, чистый в переживаниях, полный впечатлений, где дети любят нас, взрослых и мир вокруг красив и прекрасен? Но нужно быть уверенным, что все поступки взрослых, их мнения, высказывания в детстве вольно или невольно влияют на развитие ребенка, становление его как личности.
Я работаю в дошкольном учреждении 18 лет. На своем примере могу сказать с уверенностью, что на выбор моей профессии и становление моих профессиональных и личных качеств огромное, если не единственное влияние, оказали мои воспитатели и первая учительница. Никогда не забуду, как в детском саду мы надевали костюмы и инсценировали сказки, какие незабываемые, просто волшебные были утренники и развлечения, какими терпеливыми и спокойными были воспитатели, не смотря на то, что в группе нас было около сорока ребят.
Моя первая учительница – это олицетворение добра, терпения, любви и уважения к ученикам и родителям. Родители были полноценными участниками школьной жизни: проводились КВНы, организовывались походы и экскурсии, а стадион был для нас родным домом. Мы приходили к Тамаре Витальевне (так звали мою первую учительницу) домой, не спрашивая разрешения. Возможно, это было не правильно с нашей стороны, но нам так хотелось ответить добротой на добро! Никогда Тамара Витальевна не отправляла нас обратно домой, (хотя наверняка у нее были свои планы на выходные). Пока она пекла нам пирожки, мы помогали навести у нее дома порядок, поработать в огороде или поиграть с ее маленьким сыном – все было в удовольствие! Сейчас ее вспоминая, мне кажется, что она нас знала лучше, чем наши родители!
Семья, по моему мнению, оказывает важное значение в становлении и развитии личности ребенка. Мое детство отличается от детства моих воспитанников. Мы ели пирожные, мороженое, пили лимонад; играли в «Казаки – разбойники» весь день во дворе, возвращаясь уже, когда было темно.
У нас не было игровых приставок, компьютеров, спутникового телевидения, сотовых телефонов, Интернета — у нас были друзья! Мы выходили из дома и находили их. Мы катались на велосипедах, пускали кораблики по весенним ручьям, прыгали на скакалке; гоняли мяч так, что иногда попадали и висевшее на веревках белье; кричали, когда хотелось кричать, пели, когда хотелось петь; сидели на лавочке или в школьном дворе, и говорили обо всем на свете! Когда нам был кто-то нужен, мы стучались в дверь, звонили в звонок или просто заходили в гости. Наверное, вы тоже это помните? Без спросу! Сами! Наши родители спокойно относились ко всему происходящему, так как у них было такое же, свое, босоногое детство.
Что происходит в наше время? Чем заняты наши дети? С кого берут пример и кому подражают? Родители заботятся только о собственном благополучии, им вечно некогда, они стараются работать на трех работах, потому что «не хватает денег». Они порой не знают, забрали с детского сада их ребенка или нет?
У меня был такой случай. В конце рабочего дня у меня остался один ребенок. Детский сад закрылся, родителям не дозвонилась. Девочку я забрала к себе домой, и она осталась у меня ночевать. Утром мы пошли с ней в детский сад и только вечером следующего дня родители об этом узнали, но только после того, когда я им все рассказала. Что самое удивительное, родители даже не извинились, а самое страшное ничему не удивились! А ребенок с такой радостью рассказывал, как хорощо было у Дианы Анатольевны. Реакция родителей на эти слова девочки меня просто поразили, мама сказала: «Может ты останешься у нее жить?»
Многие родители у детей с раннего детства начинают вырабатывать качества, помогающие добиваться поставленных целей любыми способами. В таком детстве ребенок не усваивает традиционные этические нормы поведения. С годами дети начинают сталкиваться с пропагандой насилия в самых разных сферах: демонстрируются безобразные мультфильмы с монстрами-уродцами, и даже добрые герои чаще всего принимают нечеловеческий образ, игрушки – трансформеры, роботы, мало детских печатных изданий и т. д.
Мне кажется, чем раньше дети встанут на путь доброты и человеколюбия, тем благополучнее сложится их дальнейшая жизнь. И в первую очередь родители должны подкреплять свои слова и действия личным примером.
В нашем современном мире многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, а заниматься этим должен воспитатель. Некоторые родители начинают подготовку к школе, едва их ребенок начинает разговаривать. Они не понимают, что лишают своих детей «настоящего» детства. Дети хотят играть, а их принуждают учить буквы и читать «на скорость». Родителям приятно видеть в своих детях ум не по летам, но это дело опасное.
Игры сопровождают человека на протяжении всей истории развития человеческого общества. В ходе игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и учится трудовым навыкам. В ходе игры человек учится общаться. И главное, в игре всегда присутствует творчество как создание чего-то нового, а творческая деятельность есть высшее проявление человеческой сущности.
Я считаю, надо играть вместе с детьми, поддерживать их в любых начинаниях, трудиться вместе с ними, познавать окружающий мир. Лишая детей игр, мы лишаем их полноценного детства.
Детство должно запомниться детям как период открытий и познаний мира, период чудесных превращений и бесконечного удивления от новых игр, друзей, предметов, игрушек, книжек, обстановки. Ребенок дошкольного возраста не понимает, что он проживает детство, что детство его рано или поздно закончится – он радуется и огорчается тому, что происходит с ним здесь и сейчас — в этом уникальность детства.
Ответственный и трудный этот этап под названием детство и для педагогов и для родителей! Когда ребенок изо дня в день учится узнавать новое, думать и рассуждать, строить свои отношения со сверстниками, правильно использовать предметы, окружающие его, ориентироваться в условиях, созданных для него взрослыми, которые еще должны и оценить и предвидеть, как это повлияет на дальнейшее развитие детей.
Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, ничем не заменимый период человеческой жизни. Детство — это сказочный мир. Родители и педагоги — это люди, которым дана необыкновенно ценная возможность — увидеть и поддержать яркую искру индивидуальности в маленьком человеке.
В своей профессиональной деятельности я стараюсь увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке то, что подарила ему природа, то лучшее, что в нем есть, то, что он может развивать и совершенствовать с моей помощью через творческую, исследовательскую деятельность.
От того, как и чем будет наполнено детство ребенка, кто окажется рядом с ним и будет заполнять его сердце, душу и ум, будет его любить, играть с ним, развивать его, уважать, научит выстраивать взаимоотношения, будет создавать для него ситуации, позволяющие делать выбор между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, правдой и ложью, кто научит отличать это друг от друга, и наконец, какие создадут психолого-педагогические, средовые, образовательные и иные условия для его развития, зависит дальнейшая – успешная или не очень, жизнь человека.
Источник
Âîñïèòàíèå è îáó÷åíèå êàê ñðåäñòâà ïåðåäà÷è îáùåñòâåííîãî îïûòà. Ìåòîäû âîñïèòàíèÿ: áåñåäà (óáåæäåíèå), ïîëîæèòåëüíîå è îòðèöàòåëüíîå ïîäêðåïëåíèå, äðåññèðîâêà, ñ÷åò äî òðåõ, ìíîãîêðàòíîå ïîâòîðåíèå, ôèçè÷åñêîå âîçäåéñòâèå, ïðèíöèï «êðàñíûõ ÷åðíèë».
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ýññå
íà òåìó «Âîñïèòàíèå â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ðåáåíêà»
Âîñïèòàíèå — öåëåíàïðàâëåííîå ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè â öåëÿõ ïîäãîòîâêè å¸ ê ó÷àñòèþ â îáùåñòâåííîé è êóëüòóðíîé æèçíè â ñîîòâåòñòâèè ñ ñîöèîêóëüòóðíûìè íîðìàòèâíûìè ìîäåëÿìè.
Âîò ÷òî òàêèå âîñïèòàíèå, ïî ìíåíèþ âñåìèðíî èçâåñòíîãî Èíòåðíåò-ðåñóðñà «Ñâîáîäíàÿ ýíöèêëîïåäèÿ «Âèêèïåäèÿ»». Íî ÷òî æå òàêîå íà ñàìîì äåëå — âîñïèòàíèå? Îòâåòèòü íà ýòîò âîïðîñ äîñòàòî÷íî ñëîæíî!
Íî ãîâîðÿ îïèñàòåëüíî, âîñïèòàíèå â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè âûñòóïàåò âàæíûì ôàêòîðîì íàðÿäó ñ íàñëåäñòâåííîñòüþ è ñðåäîé. Îíî îáåñïå÷èâàåò ñîöèàëèçàöèþ ëè÷íîñòè, ïðîãðàììèðóåò ïàðàìåòðû åå ðàçâèòèÿ ñ ó÷åòîì ìíîãîãðàííîñòè âîçäåéñòâèÿ ðàçëè÷íûõ ôàêòîðîâ. Âîñïèòàíèå — ýòî ñïëàíèðîâàííûé, äîëãîñðî÷íûé ïðîöåññ ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííîé æèçíè äåòåé â óñëîâèÿõ îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ.
À ìîæíî ëè ñòàòü ÷åëîâåêîì, íå ïîëó÷èâ äîëæíîãî âîñïèòàíèÿ? Ìîæíî ëè èç æèâîòíîãî âîñïèòàòü ÷åëîâåêà? Îïûòû ïî âîñïèòàíèþ æèâîòíûõ â ÷åëîâå÷åñêèõ óñëîâèÿõ ïðîâîäÿòñÿ óæå äàâíî è â ðàçíûõ ñòðàíàõ.  Àìåðèêå èññëåäîâàíèÿìè äåò¸íûøåé æèâîòíûõ çàíèìàëèñü ñóïðóãè Êåëëîð. Ó íàñ åù¸ âî âðåìåíà Ñîâåòñêîãî ñîþçà çîîïñèõîëîã Í.Í. Ëàäûãèíà-Êîòñ ïîïûòàëàñü âîñïèòàòü äåò¸íûøà øèìïàíçå, êîòîðîìó áûëî 1,5 ãîäà è âîñïèòûâàëà åãî äî 4 ëåò. Âåñü õîä âîñïèòàíèÿ òùàòåëüíî ôèêñèðîâàëñÿ. Çàòåì, êîãäà ó íå¸ ðîäèëñÿ ñîáñòâåííûé ðåá¸íîê, îíà ìîãëà ñîïîñòàâèòü ðåçóëüòàòû âîñïèòàíèÿ ðåá¸íêà è æèâîòíîãî. Ðåçóëüòàòîì ýòîãî ñòàëà êíèãà «Äèòÿ øèìïàíçå è äèòÿ ÷åëîâåêà». Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèé ó ýòèõ ó÷¸íûõ îêàçàëèñü ñõîäíûìè. Îêàçàëîñü, ÷òî ó îáîèõ ìàëûøåé ìíîãèå ýìîöèîíàëüíûå ïðîÿâëåíèÿ î÷åíü îäèíàêîâî ïðîÿâëÿëèñü, â òîì ÷èñëå â èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè. Íî â òî æå âðåìÿ äåò¸íûø îáåçüÿíû íå ìîã ïîíÿòü ñìûñë äåÿòåëüíîñòè, à ñõâàòûâàë òîëüêî «âíåøíèé ðèñóíîê» äåéñòâèÿ. Íàïðèìåð, îí òàê è íå ñìîã çàáèòü ãâîçäü, õîòÿ ïîñòîÿííî òðåíèðîâàëñÿ. Èãðû, íîñÿùèå òâîð÷åñêèé êîíñòðóêòèâíûé õàðàêòåð, òîæå îêàçàëèñü äåò¸íûøó îáåçüÿíû íåäîñòóïíû. Íå ãîâîðÿ óæå îá óñâîåíèè ñëîâ è ïîäðàæàíèþ çâóêàì ðå÷è.
Çíà÷èò, áåç ÷åëîâå÷åñêîãî ìîçãà íå ìîãóò âîçíèêíóòü è ÷åëîâå÷åñêèå ñïîñîáíîñòè?
Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî íå ìîãóò.  òî æå âðåìÿ, ÷òîáû ÷åëîâåê ñòàë ÷åëîâåêîì â ïîëíîì ñìûñëå ýòîãî ñëîâà, íåîáõîäèìî åãî âîñïèòûâàòü.Òàê êàêîâà ðîëü âîñïèòàíèÿ â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè? Âñïîìíèì èñòîðèè î äåòÿõ, êîòîðûå ïî âîëå îáñòîÿòåëüñòâ âîñïèòûâàëèñü æèâîòíûìè. ß íå èìåþ ââèäó ñêàçêè î Ìàóãëè è Òàðçàíå. Èçâåñòíû ñëó÷àè, êîãäà íàõîäèëè äåòåé â ëîãîâå âîëêà. Íàïðèìåð, â 20-õ ãîäàõ 20 âåêà â Èíäèè èìåííî â ñòàå âîëêîâ áûëè íàéäåíû 2 äåâî÷êè. È, õîòÿ èõ çàáðàëè ëþäè â âîçðàñòå äî 6 ëåò ( îäíîé áûëî ïðèìåðíî 3 ãîäà, âòîðîé — 5-6 ëåò), îíè òàê äî êîíöà ñâîåé æèçíè íå ñìîãëè ïðèñïîñîáèòüñÿ ê æèçíè ñ ëþäüìè. Ìëàäøàÿ óìåðëà ÷åðåç ãîä. À ñòàðøàÿ äîæèëà äî 15 ëåò, íî òàê è íå íàó÷èëàñü õîðîøî ãîâîðèòü è ïðè îïðåäåë¸ííûõ ñèòóàöèÿõ ( íàïðèìåð, êîãäà ñïåøèëà) õîäèëà íà ÷åòâåðåíüêàõ.
Îòñþäà ñëåäóåò âûâîä, ÷òî ÷åëîâå÷åñêèå ñïîñîáíîñòè íå ðàçâèâàþòñÿ áåç ÷åëîâå÷åñêèõ óñëîâèé æèçíè è îïðåäåë¸ííîãî âîñïèòàíèÿ, ïðè÷¸ì îñíîâû ïîâåäåíèÿ çàêëàäûâàþòñÿ èìåííî â ðàííåì âîçðàñòå.
Íå çðÿ åñòü ñòàðèííàÿ ïîãîâîðêà, ÷òî ðåá¸íêà íàäî âîñïèòûâàòü êîãäà îí ëåæèò ïîïåð¸ê ëàâêè, êîãäà ëÿæåò âäîëü — âîñïèòûâàòü ïîçäíî. Êîíå÷íî, ñ ýòèì ìîæíî ïîñïîðèòü â òîì ïëàíå, ÷òî âîñïèòûâàòü íóæíî è ïîñëå òîãî êàê îí óæå íå óìåùàåòñÿ ïîïåð¸ê ëàâêè. Èìåííî âîñïèòàíèå è îáó÷åíèå ÿâëÿþòñÿ îñíîâíûìè ñðåäñòâàìè ïåðåäà÷è îáùåñòâåííîãî îïûòà, íàêîïëåííîãî âåêàìè. Êàæäîå íîâîå ïîêîëåíèå ïîëó÷àåò îò ïðåäûäóùèõ ïîêîëåíèé âñ¸, ÷òî áûëî ñîçäàíî ðàíüøå.
Ó íåêîòîðûõ ðîäèòåëåé åñòü ìíåíèå, ÷òî îíè äîëæíû âîñïèòûâàòü ðåá¸íêà äî 3 ëåò, à äàëüøå èì ïóñòü çàíèìàåòñÿ ñàäèê, øêîëà, ÷òî â êîðíå íåâåðíî. Ðåá¸íêà âîñïèòûâàåò òà ñðåäà, â êîòîðîé îí æèâ¸ò, ëþäè, êîòîðûå íàõîäÿòñÿ ñ íèì ðÿäîì, äàæå èãðóøêè, êîòîðûìè îí èãðàåò. È, êîíå÷íî òî, ÷òî ðåá¸íîê óâèäåë ïî òåëåâèçîðó, ïðî÷èòàë â êíèãå, óñëûøàë îò ñâåðñòíèêîâ, ìîãóò îñòàâèòü íåèçãëàäèìûé ñëåä â åãî äóøå, ïðèäàòü íîâîå çíà÷åíèå òîìó, ÷òî áûëî óñâîåíî èì ðàíüøå.
Íî ðàç åñòü âîñïèòàíèå, çíà÷èò äîëæíû áûòü è ìåòîäû åãî ðåàëèçàöèè, à åñëè áûòü òî÷íåå, òî ìåòîäû âîñïèòàíèÿ.
 çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà ðåáåíêà, åãî ïîâåäåíèÿ è îñîáåííîñòåé õàðàêòåðà ðîäèòåëè ìîãóò ïðèìåíÿòü ðàçíîîáðàçíûå ìåòîäû âîñïèòàíèÿ. Âûáîð ïðèìåíÿåìûõ ðîäèòåëÿìè ìåòîäîâ âî ìíîãîì çàâèñèò îò òîãî, êàêèìè ìåòîäàìè âîñïèòûâàëè ñàìèõ ðîäèòåëåé, êàêîâ óðîâåíü èõ ïåäàãîãè÷åñêèõ è ïñèõîëîãè÷åñêèõ çíàíèé è ò.ä.
Íåìàëîâàæíóþ ðîëü ïðè âûáîðå ìåòîäîâ âîñïèòàíèÿ èìååò ñòèëü ðîäèòåëüñêîãî ïîâåäåíèÿ, êîòîðûé ìîæåò áûòü àâòîðèòàðíûì, ïîïóñòèòåëüñêèì è äåìîêðàòè÷íûì.
Ìåòîäû âîñïèòàíèÿ íå òîëüêî ïîçâîëÿþò ñôîðìèðîâàòü ïîëíîöåííóþ ãàðìîíè÷íóþ, çðåëóþ ëè÷íîñòü, èíîãäà îíè ñòàíîâÿòñÿ ïðè÷èíàìè âîçíèêíîâåíèÿ ìíîãèõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ êîìïëåêñîâ.
Îñíîâíûå ìåòîäû âîñïèòàíèÿ :
Ìåòîä áåñåäû èëè óáåæäåíèÿ. Äàííûé ìåòîä ìîæíî ïðèìåíÿòü â âîñïèòàíèè äåòåé ðàçíîãî âîçðàñòà è ñ ëþáûì õàðàêòåðîì.  ïðîöåññå áåñåäû ðîäèòåëü îáúÿñíÿåò è àðãóìåíòèðóåò òî, êàê íàäî ñåáÿ âåñòè â òîé èëè èíîé ñèòóàöèè, âûÿñíÿåò ìîòèâû ïîâåäåíèÿ ìàëûøà. Òîí ðå÷è ðîäèòåëÿ ïðè ðàçãîâîðå äîëæåí áûòü ñïîêîéíûì, óâåðåííûì òâåðäûì. Äàæå ãîäîâàëûå ìàëûøè, êîòîðûå íå ìîãóò îòâåòèòü, âíèìàòåëüíî ñëóøàþò ðîäèòåëÿ, ðåàãèðóÿ íà èíòîíàöèþ.
Ìåòîä ïîëîæèòåëüíîãî ïîäêðåïëåíèÿ. Ïîäêðåïëåíèå — ýòî îïðåäåëåííûå äåéñòâèÿ ðîäèòåëåé, ñëåäóþùèå çà åãî äåéñòâèåì èëè ïîñòóïêîì. Ïîäêðåïëåíèå ìîæåò áûòü íåãàòèâíûì èëè ïîçèòèâíûì (ïîëîæèòåëüíûì). Ê îòðèöàòåëüíîìó ïîäêðåïëåíèþ ìû îòíîñèì ñòðîãèå çàìå÷àíèÿ, íàêàçàíèå, ê ïîëîæèòåëüíîìó — ïîõâàëó, áëàãîäàðíîñòü, ïîëîæèòåëüíîå äåéñòâèå ñî ñòîðîíû ðîäèòåëÿ (äàòü êîíôåòó, âêëþ÷èòü ìóëüòèêè, äàòü íîâóþ èãðóøêó).
Ìåòîä ïîëîæèòåëüíîãî ïîäêðåïëåíèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â âûðàæåíèè ðåáåíêó ïîçèòèâíûõ ýìîöèé, âûçâàííûõ åãî ïîñòóïêîì. Åñëè ìàëûø ñäåëàë ÷òî-òî íóæíîå è õîðîøåå, åãî âñåãäà íàäî ïîõâàëèòü, âûðàçèòü ñâîþ ïðèçíàòåëüíîñòü, ýòî ìîæåò áûòü óëûáêà, ïîöåëóé, îáúÿòèÿ, ïðèÿòíûå ñëîâà «Òû óìíèöà, ìîëîäåö, ïðàâèëüíî äåëàåøü» èëè äðóãîå äåéñòâèå, êîòîðûå âûçûâàåò ó ìàëûøà ïðèÿòíûå îùóùåíèÿ è ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè.
Ìåòîä îòðèöàòåëüíîãî ïîäêðåïëåíèÿ îñíîâàí íà âûðàæåíèè ðåáåíêó íåãàòèâíîãî îòíîøåíèÿ ê åãî äåéñòâèÿì. Ýòî ìîæåò áûòü óêîð («Òû ñäåëàë î÷åíü ïëîõî, òû ðàññòðîèë ýòèì ðîäèòåëåé»), çàìå÷àíèå («Ýòî ïëîõîé ïîñòóïîê, õîðîøèå äåòè òàê íå äåëàþò»), íàêàçàíèå.
Íàêàçàíèå ìîæåò áûòü ðàçíûì. Îäíèì èç âèäîâ ýôôåêòèâíîãî íàêàçàíèÿ ÿâëÿåòñÿ òàéì-àóò, êîãäà ìàëûøà îñòàâëÿþò â îäèíî÷åñòâå íà íåêîòîðîå âðåìÿ, çàïðåùàÿ ÷òî-ëèáî äåëàòü è íå îáùàÿñü ñ íèì.  ñåìüÿõ, ãäå øèðîêî ïðèìåíÿåòñÿ íàêàçàíèå òàéì-àóò, êàê ïðàâèëî, åñòü ñïåöèàëüíî îòâåäåííîå ìåñòî, ãäå ìàëûøà îñòàâëÿþò íà íåêîòîðîå âðåìÿ, ýòî ìîæåò áûòü ñòóë, ñêàìåå÷êà, óãîë, ïîïàäàÿ â ýòî ìåñòî, ðåáåíîê ïîíèìàåò, ÷òî îí ñäåëàë ïëîõîé ïîñòóïîê è íàêàçàí çà ýòî.
Íàêàçàíèåì òàêæå ìîæåò áûòü øòðàô. Çà ïëîõîé ïîñòóïîê ìîæíî çàáèðàòü îäíó èç èãðóøåê ìàëûøà, ìîæíî çàïðåòèòü ïðîñìîòð ìóëüòèêîâ èëè ôèëüìîâ, ñîêðàòèòü âðåìÿ èãð. Íå íàäî â êà÷åñòâå øòðàôà èñïîëüçîâàòü äåéñòâèÿ, êîòîðûå ðåáåíîê äîëæåí âûïîëíÿòü ñ óäîâîëüñòâèåì. Íàïðèìåð, çàñòàâëÿòü åãî ÷èòàòü èëè ïèñàòü, óáèðàòü êîìíàòó, ìûòü ïîñóäó. Ýòî ïðèâåäåò ê òîìó, ÷òî ðåáåíîê áóäåò âîñïðèíèìàòü ýòè äåéñòâèÿ, êàê êðàéíå íåïðèÿòíûå è áóäåò èçáåãàòü âûïîëíåíèÿ ýòèõ ïðîöåññîâ. Øòðàôîì ìîæåò áûòü ëèøåíèå ñëàäêîãî èëè äðóãèõ âêóñíîñòåé (íî íå åäû).
Ìåòîä äðåññèðîâêè, ìîæåò è çâó÷èò ýòî íåìíîãî ãðóáî, íî èìåííî òàê íàçûâàåòñÿ ìåòîä ïîëîæèòåëüíîãî è îòðèöàòåëüíîãî ïîäêðåïëåíèÿ. Îñíîâà ìåòîäà: çà õîðîøèå ïîñòóïêè — ïîëîæèòåëüíîå ïîäêðåïëåíèå, çà ïëîõèå ïîñòóïêè — îòðèöàòåëüíîå. Èíîãäà ýòîò ìåòîä òàêæå íàçûâàþò «ìåòîä êíóòà è ïðÿíèêà» èëè «ìåòîä íàãðàä è íàêàçàíèé». Îñíîâíîé ïðèíöèï âñåõ ýòèõ ìåòîäîâ èäåíòè÷åí, îäíàêî åñò ðÿä îòëè÷èé, íàïðèìåð ìåòîä äðåññèðîâêè, ïîäðàçóìåâàåò ïîëîæèòåëüíîå ïîäêðåïëåíèå, à ìåòîä íàãðàäû ïîäðàçóìåâàåò íàãðàæäåíèå. Íàïðèìåð, ðåáåíîê ïîìûë ïîñóäó, ïîõâàëà ñðàçó æå ïîñëå ïðîöåññà — ýòî ïîäêðåïëåíèå, à îáåùàíèå ñõîäèòü ñ íèì íà âûõîäíûõ â ïàðê — íàãðàäà.
Ìåòîä «1-2-3». Ýôôåêòèâíûé ìåòîä âîñïèòàíèÿ â òåõ ñèòóàöèÿ, êîãäà íàäî íåìåäëåííî ïðåêðàòèòü ïëîõîå ïîâåäåíèå ðåáåíêà. Çàêëþ÷àåòñÿ ìåòîä â òîì, ÷òî ðîäèòåëü äåëàåò çàìå÷àíèå ðåáåíêó ïî ïîâîäó åãî ïîâåäåíèÿ è íà÷èíàåò ñ÷èòàòü äî òðåõ, åñëè ïî îêîí÷àíèþ ñ÷åòà ðåáåíîê íå ïðåêðàùàåò ïëîõî ñåáÿ âåñòè, ñëåäóåò íàêàçàíèå. Ïðèìåíÿåòñÿ ìåòîä ñ äåòüìè ñòàðøå äâóõ ëåò. Ñ÷èòàÿ äî òðåõ, è äåëàÿ ïðîìåæóòêè ìåæäó öèôðàìè ïî íåñêîëüêî ñåêóíä (4-6 ñåê.), ðîäèòåëü äàåò ðåáåíêó øàíñ îäóìàòüñÿ, èçìåíèòü ñâîå ïîâåäåíèå è âûéòè èç ñèòóàöèè áåç íàêàçàíèÿ. Åñëè ìàëûø íå ðåàãèðóåò íà çàìå÷àíèÿ âçðîñëîãî è ïðîäîëæàåò õóëèãàíèòü ïîñëå ñ÷åòà «3», íàäî ïðèâåñòè â èñïîëíåíèå íàêàçàíèå.
Ïðèìåíÿÿ ýòî ìåòîä, ðîäèòåëÿì íàäî ñîõðàíÿòü ñïîêîéñòâèå è íå òåðÿòü óâåðåííîñòè â ñåáå, ñ÷åò äîëæåí áûòü ÷åòêèì, ãîëîñ óâåðåííûì, åñëè ìàëûø ïîéìåò, ÷òî ðîäèòåëü «íà âçâîäå», òî ìîæåò ïðîäîëæàòü ñâîè äåéñòâèÿ, â íàäåæäå, ÷òî åìó óäàñòñÿ äîáèòüñÿ ñâîåãî.
Ìåòîä «çàåçæåííàÿ ïëàñòèíêà». Íåðåäêî â îòâåò íà ñâîè òðåáîâàíèÿ, ðîäèòåëü ïîëó÷àåò ìàññó îòãîâîðîê è âîçðàæåíèé îò ðåáåíêà, è âñòóïàåò ñ íèì â ïîëåìèêó, â ðåçóëüòàòå ÷åãî íå äîñòèãàåò ñâîåé öåëè è ëèøü òåðÿåò âðåìÿ. Íàïðèìåð: «Ìàøà îäåâàéñÿ, íàäî èäòè â ñàäèê», «ß íå õî÷ó â ñàäèê», «Íåò, íàäî èäòè â ñàäèê, à ìàìå íà ðàáîòó», «À ÿ õî÷ó ñ òîáîé îñòàòüñÿ äîìà», «Ìíå íåëüçÿ îñòàâàòüñÿ äîìà» è ò.ä. Îáúÿñíÿÿ ìàëûøó íåïîíÿòíûå äëÿ íåãî âåùè, ìàìà ëèøü òåðÿåò âðåìÿ è íà÷èíàåò âûõîäèòü èç ðàâíîâåñèÿ. Òàêîé ðàçãîâîð ìîæíî ïðîäîëæàòü äî áåñêîíå÷íîñòè. Ñòîèò ìàìå ïðåêðàòèòü âñòóïàòü â îáúÿñíåíèÿ è ïîâòîðÿò ñâîè òðåáîâàíèÿ, êàê ðåáåíîê íà÷íåò âûïîëíÿòü òî, ÷òî íóæíî. «Ìàøà îäåâàéñÿ, íàäî èäòè â ñàäèê», «ß íå õî÷ó â ñàäèê», «Ìàøà, íàäî îäåòüñÿ è èäòè», «À ÿ õî÷ó ñ òîáîé îñòàòüñÿ äîìà», «Ìàøà îäåâàéñÿ, ìû ïîéäåì â ñàä», óâèäåâ, ÷òî ìàìà íå èäåò íà ïîâîäó è ïðîäîëæàòü ðàçãîâîð áåñïîëåçíî, ðåáåíîê íà÷èíàåò îäåâàòüñÿ.
Ìíîãèå ðîäèòåëè â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ ïðèìåíÿþò ìåòîä ôèçè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ (øëåïêè, ïîäçàòûëüíèêè, áèòüå). Îäíîçíà÷íîãî îòâåòà íà ñ÷åò ýôôåêòèâíîñòè äàííîãî ìåòîäà âîñïèòàíèÿ äî ñèõ ïîð íå íàéäåíî. Íå ñåêðåò, ÷òî åùå íåäàâíî, áèòüå ïðèìåíÿëè íå òîëüêî äëÿ íàêàçàíèÿ äåòåé, íî è âçðîñëûõ. Ñåãîäíÿ ïñèõîëîãè îòìå÷àþò ìåòîä ôèçè÷åñêîãî íàêàçàíèÿ êàê ñàìûé íåýôôåêòèâíûé è òðàâìàòè÷íûé äëÿ ïîäðàñòàþùåé ëè÷íîñòè. Åñëè âû ñòîðîííèê ïðèìåíåíèÿ ôèçè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ íà ðåáåíêà, òî ïîñòàðàéòåñü ïðèìåíÿòü ýòîò ìåòîä òîëüêî â ñàìûõ êðàéíèõ íåîðäèíàðíûõ ñëó÷àÿõ.  ïåðâóþ î÷åðåäü íàäî íàëàäèòü ñ ðåáåíêîì ïñèõîëîãè÷åñêèé êîíòàêò, è ïûòàòüñÿ âîçäåéñòâîâàòü íà íåãî ãóìàííûìè ñïîñîáàìè.
À òàê æå ñóùåñòâóåò åùå äâà ïðèíöèïà, êîòîðûå íóæíî ó÷èòûâàòü ïðè âîñïèòàíèè ðåáåíêà. Ñàìà ëè÷íî ÿ î íèõ óçíàëà ãîäà äâà íàçàä, êîãäà èõ ïðèìåíèëè íà ìíå! È ñêàæó «íà ëè÷íîì îïûòå» ýòè äâà ïðèíöèïà î÷åíü äåéñòâåííûå! âîñïèòàíèå îáó÷åíèå áåñåäà äðåññèðîâêà
Ïðèíöèï » + — +». Äàííûé ïðèíöèï ñîñòîèò â òîì ÷òî, ïîäâîäÿ èòîã ðàáîòû, ïðåïîäàâàòåëü ïðîâîäèò áåñåäó ñî âñåìè ó÷åíèêàìè. È ïðè ðàçáîðå ðàáîò ó÷åíèêîâ, ó÷èòåëü êîììåíòèðóåò ðàáîòó ïî ïðèíöèïó » õîðîøî — ïëîõî — õîðîøî». Íàïðèìåð : «Âàñèëèé, â äàííîì ñî÷èíåíèå òû ðàñêðûë òåìó âñåãî ðàññêàçû è íè÷åãî íå óïóñòèë, ÍÎ èíîãäà òû äîïóñêàåøü î÷åíü ðàñïðîñòðàí¸ííûå îøèáêè ïðè ïîñòðîåíèè ïðåäëîæåíèÿ, ÍÎ òû î÷åíü ÷àñòî èñïîëüçóåøü èíòåðåñíûå ôðàçåîëîãè÷åñêîå îáîðîòû, ÷òî äåëàåò òâîþ ðå÷ü áîãà÷å è êðàñèâåå!». Äàííûé ïðèíöèï äàåò ðåáåíêó ñêîíöåíòðèðîâàòüñÿ íà ïîëîæèòåëüíîì ðåçóëüòàòå, íî ïðè ýòîì îí ïîìíèò, ÷òî åùå ïîêà ÷òî íå âñå òàê ãëàäêî, è íóæíî íàä ñîáîé ïîðàáîòàòü!
Ïðèíöèï «Êðàñíûõ ÷åðíèë». Ýòîò ïðèíöèï ñîñòîèò â òîì ÷òî, ïðîâåðÿÿ ðàáîòó, ïåäàãîã, âìåñòî òîãî ÷òî á ïîä÷åðêèâàòü îøèáêè â òåòðàäè êðàñíûì, íàîáîðîò ïîä÷åðêèâàåò ïîëîæèòåëüíûé ðåçóëüòàò çåëåíûì. À åñëè åñòü êàêèå òî ãðóáûå íåäî÷åòû, òî ïðîñòî âûíîñèò èõ íà ïîëÿ ñèíåé ïàñòîé.
 ÷åì ðàçíèöà ìåæäó ïîäõîäàìè? Ïîíÿëè óæå? 1.  «øêîëüíîì» ñëó÷àå êîíöåíòðèðóåìñÿ íà îøèáêàõ. ×òî îòëîæèëîñü â âàøåé ôîòîïàìÿòè? Ïðàâèëüíî, òå áóêâû, êîòîðûå íàïèñàíû êîðÿâî, òî, ÷òî íåïðàâèëüíî. Óâèäåëè ëè âû çà ýòèìè êðàñíûìè ïîä÷åðêèâàíèÿìè èäåàëüíî íàïèñàííûå áóêâû? Íåò! Õîòèì ìû èëè íåò, íî ïîäñîçíàòåëüíî ìû çàïîìèíàåì òî, ÷òî âûäåëåíî. 2. Âî «ìîåì» ñëó÷àå ìû êîíöåíòðèðóåìñÿ íà òîì, ÷òî ñäåëàíî ïðàâèëüíî! Ìû ïîëó÷àåì ñîâñåì äðóãèå ýìîöèè, äðóãîå âîñïðèÿòèå. Õîòèì ìû èëè íåò, íî ïîäñîçíàòåëüíî ìû ñòðåìèìñÿ ïîâòîðèòü òî, ÷òî áûëî èäåàëüíûì! Ýòî ñîâñåì äðóãàÿ âíóòðåííÿÿ ìîòèâàöèÿ — íå ñòðåìëåíèå èçáåæàòü îøèáêè, à ñòðåìëåíèå ñäåëàòü õîðîøî!
Ãîâîðèòü î âîñïèòàíèå ìîæíî î÷åíü äîëãî, òàê êàê ýòî ãëàâíûé ýòàï â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè. Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ìåòîäîâ è ïðèíöèïîâ, è â êàæäîì åñòü ñâîè ïëþñû, íî òàê æå åñòü è ñâîè íåäî÷åòû. Êàêîé ïðèíöèï èëè ìåòîä âûáåðåò ïåäàãîã èëè ðîäèòåëü — çàâèñèò îò íåãî, òàê êàê êàæäûé ïâçðîñëûé óíèêàëåí ïî ñâîåìó , è ïðåïîäíîñèò èíôîðìàöèþ ïî ñâîåìó, ïîýòîìó è ñïîñîá ðåàëèçàöèè âîñïèòàíèÿ îí âûáèðàåò òîò, êîòîðûé îí ñìîæåò ïðåïîäíåñòè íàèáîëåå ýôôåêòèâíî.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник