Эпикризный период в развитии ребенка
Возраст | Развитие речи | Сенсорное развитие Аз+Ас | Игра и действия с предметами | Движения Др | Навыки Н | |
Понимание Рп | Активная Ра | |||||
1 — 1г 3 мес | Быстро расширяется запас понимаемых слов | В момент радости, удивления пользуется слогами и словами | Различает величины кубиков с разницей более 3 см | Воспроизводит действия игры с кубиками, пирамидкой и др. | Ходит длительно, меняет положение (приседает, наклоняется) | Самостоятельно ест ложкой густую пищу |
1г 3 мес — 1г 5мес | Обобщает предметы по главным признакам | То же в момент сильной заинтересованности | Различает 4 контрастные формы предметов (шар, куб, кирпич, призма) | Проигрывает наблюдаемые действия | Перешагивает через препятствия приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой |
1г 5мес — 1г 9мес | Понимает несложный рассказ по картинке | Может отвечать словами и двусложными предложениями во время игры | То же и по их величине более 3 см | Элементы сюжетных игр, («построение дома», «скамейки») | Может ходить по скамейке шириной 15-29 см, над полом — 15 -20 см | С помощью взрослых может частично снимать одежду (трусы, шапку, ботинки) |
1г 9мес — 2 г | Понимает рассказ без показа | При общении со взрослыми пользуется трехсловнми предложениями с местоимением и прилагаетельным | По образу и слову подбирает 3 контрастных цвета | Сюжетные игры воспроизводит последовательными действиями | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом | Частично надевает одежду (шапку, ботинки) |
2г — 2,5 года | Говорит предложениями из 3-х и более слов. Появляются вопросы «где?» «куда?» | То же — для 4-х основных цветов | Игра в основном носит сюжетный характер из двух последовательностей | Хорошо бегает. Перешагивает через палку над полом в 20-28 см. | 1) Ест аккуратно 2) полностью одевается, но еще не застегивает пуговицы, не завязывает шнурки | |
2,5г — 3 г | Употребляет сложные предложения («придаточные»). Появляются вопросы «когда?», «почему?» | Называет 4 основных цвета | Появляются элементы ролевых игр | То же, через палку в 30-36 см над полом | 1) пользыется салфеткой без напоминания 2) полностью одевается без значительной помощи взрослого |
Показатели нервно-психического развития детей в возрасте от 3 до 14 лет:
1. Моторное развитие и зрительная координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжок и т.д.).
2. Развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов, рассказывание и т.д.).
3. Познавательная деятельность: количество и счет, величина, ориентировка в пространстве, воспроизведение, формирование обобщений.
4. Социально-культурное развитие, культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими.
5. Возможность освоения учебной программы в общеобразовательной школе. Успеваемость.
В нашей стране в медицинской практике степень задержка развития тех или иных функций в детском возрасте определяется в эпикризных сроках.
Эпикризный срок — это период в жизни ребенка, за который он приобретает новые навыки. На первом году жизни один эпикризный срок составляет 1 месяц. На втором году жизни — 3 месяца. С 2-х до 3-х лет — 6 месяцев. И с четырехлетнего возраста эпикризный срок соответствует одному году. Таким образом, в эпикризных сроках можно оценивать речевое и психологическое развитие ребенка до 5-летнего возраста. После 5-летнего возраста данная методика уже является малоинформативной и используются другие системы оценки развития (например, детский тест Векслера).
До трехлетнего возраста ребенка задержка любого показателя на 1 и 2 эпикризных срока называется темповой или доброкачественной, а более 2-х эпикризных сроков — патологической и требует консультации специалиста (невролога, детского психиатра).
Итогами оценки служит определение группы нервно-психического развития.
1-я группа
Дети с опережением в развитии.
- На 1 эпикризный срок – ускоренное развитие.
- На 2 эпикризных срока – высокое развитие.
Дети с опережением в развитии: с нетипичным верхнегармоничным развитием (часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть – выше на 2 эпикризных срока).
Дети с нормальным развитием.
2-я группа
Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок.
- 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
- 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
- 3-я степень: задержка 5-7 показателей.
Дети с нетипичным негармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок).
3-я группа
Дети с задержкой на 2 эпикризных срока.
- 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
- 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
- 3-я степень: задержка 5-7 показателей.
Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть – на 2 эпикризных срока).
4-я группа
Дети с задержкой на 3 эпикризных срока.
- 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
- 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 2 эпикризных срока, часть – на 3 эпикризных срока).
Принципы организации режима дня у детей
Режим дня на первом году жизни определяется чередованием кормления, бодрствования и сна. Добиться чёткой смены сна и бодрствования на первом месяце жизни практически трудно, так как здоровый накормленный ребёнок сразу засыпает. Но со 2-го месяца жизни у него появляются периоды спокойного бодрствования, и можно установить чёткий ритм смены режимных элементов в течение дня (табл. 2).
Таблица 2
Оценка режима дня ребёнка проводится на основании возрастной толерантности клеток ЦНС к непрерывному бодрствованию (по Н.М. Аскариной)
Возраст | Длительность непрерывного бодрствования (в часах) | Количество дневных снов | Количество часов сна за сутки | Количество приемов пищи | Интервалы между приемами пищи (в часах) |
0 — 2 мес. | 30 мин. — 1 час | 20 — 19 | |||
2 — 5 мес. | 1 — 2 | 19 — 18 | 3,5 | ||
5 — 10 мес. | 2 — 3 | 18 — 16 | |||
10 — 18 мес. | 3 — 4 | 16 — 15 | 4-5 | 3,5 — 4,5 | |
18 — 24 мес. | 4 — 5 | 1 (=3 часа) | 3,5 — 4,5 | ||
2 г — 7 лет | 5 — 7 | 1 (=2 часа) | 3,0 — 4,5 | ||
8 — 12 лет | 12-10 | 3,0 — 4,5 | |||
12 — 18 лет | 15 — 16 | 9-8 | 3,0 — 4,5 |
Первым элементом режима дня считается утреннее пробуждение и кормление, после которого малыш около часа бодрствует. Желательно создавать условия для этого деятельного состояния. Чтобы ребёнок не уснул, его выкладывают на живот, с ним ласково разговаривают, привлекают внимание яркой игрушкой. В период бодрствования проводят все гигиенические процедуры. В это время нужна одежда, не затрудняющая движений. Для этой цели незаменимы ползунки и свободная кофточка с зашитыми рукавами.
У детей, которых продолжительное время туго пеленают, координация движений развивается хуже. Утомившись, ребёнок опять засыпает. У детей в возрасте 1-4 месяцев в течение дня совершается 4 таких цикла (кормление, бодрствование, сон). Если первое кормление проводится в 6 часов, то ночной сон по режиму дня начинается после купания и кормления в 20 ч 30 мин с перерывом на последнее кормление в 23 ч 30 мин, во время которого следует избегать яркого света и громкого разговора.
Первые изменения в режим дня ребёнка вносят в 5-месячном возрасте: уменьшается до 5 число кормлений, удлиняются промежутки активного бодрствования, сокращается частота и длительность дневного сна. Следующее изменение режима дня приурочивают к 9 месяцам. Здоровый малыш этого возраста может бодрствовать 3 часа без утомления. Практически все 9-месячные дети отказываются от третьего дневного сна.
Строгое соблюдение режима дня имеет важное значение для сохранения здоровья малыша, его правильного развития и выработки полезных навыков. Постоянное повторение одних и тех же действий тренирует способность нервной системы выполнять их почти автоматически с наименьшей затратой сил. Частые отступления от режима дня разрушают приспособительные механизмы детского организма (условный рефлекс на время). В таких случаях у детей нарушается сон, они могут долго спать днём и не засыпать поздно вечером. Всё это не на пользу малышу и нарушает нормальный ритм жизни семьи.
Неукоснительное соблюдение режима дня детьми в возрасте 1 — 7 лет является основным правилом для поддержания их высокого эмоционального тонуса и имеет большое воспитательное значение. Несоблюдение режима разрушает взаимосвязь биологических ритмов детского организма.
Главенствующее место в режиме дня детей после года занимает бодрствование. Дальнейшее развитие и укрепление нервной системы ребёнка позволяют ему бодрствовать без перерыва более длительное, чем в грудном возрасте, время. У него отпадает потребность во втором дневном сне, и малыш к полутора годам постепенно переходит на одноразовый сон. Продолжительность дневного сна на втором году жизни 3,5 часа, третьем — 2,5, в возрасте 3 — 5 лет — 2, к концу дошкольного возраста — 1,5 часа. Если ребёнок днём систематически просыпается раньше положенного срока, значит, он быстрее отдохнул и восстановил свои силы для активных действий и удерживать его больше в постели нет нужды. Лежание без сна ничего не даёт ребёнку, он начинает шалить и активно сопротивляться пребыванию в постели либо может приобрести черты будущего «лежебоки».
Приведённые в таблице 2 примерные режимы дня представляют схему, на которую следует ориентироваться. В зависимости от особенностей развития ребёнка, его здоровья, условий быта семьи в неё могут быть внесены соответствующие изменения. Детей с хорошим физическим и нервно-психическим развитием можно переводить на следующий возрастной режим несколько раньше, а ослабленных, длительно болевших лучше некоторое время оставить на режиме младшей возрастной группы.
Если ребёнок спокойно относится к двухразовому дневному сну, быстро засыпает, лучше не спешить с переводом его на режим с одноразовым сном. И наоборот, когда малыш ранее полутора лет отказывается спать днём 2-й раз, можно раньше перейти на следующий возрастной режим. Отклонения режима дня по бытовым условиям семьи не должны быть резкими. Все режимные моменты можно сдвинуть на один час. Но при этом следует соблюдать интервалы между отдельными режимными моментами и длительность последних.
Интервалы между кормлениями у детей преддошкольного и дошкольного возраста, даже сместившись во времени, должны составлять 3,5 — 4 часа, максимальная длительность бодрствования у детей до 1,5 лет — 3,5-4,5, от 1,5 до 2 лет — 4,5 — 5,5, в возрасте 2-3 лет — 5,5-6, 3-6 лет – 6-6,5 часа, продолжительность ночного сна в преддошкольном возрасте — 10,5-11, в дошкольном – 10-10,5 часа.
Должны быть предусмотрены 3 прогулки на воздухе по 1,5-2 часа.
Любые компоненты режима дня должны носить стойкий характер и выполняться постоянно. У детей преддошкольного возраста это особенно важно в связи со сравнительно быстрым образованием положительных условных рефлексов и трудностью их переделки. Ломка установившегося распорядка жизни ребёнка особенно трудна, следствием её могут быть срывы в нервной деятельности, проявляющиеся нарушениями поведения, сна, отказом от еды.
Если режим дня соответствует развитию и физиологическим возможностям ребёнка, то он легко к нему привыкнет. Правильное чередование бодрствования и сна предупреждает переутомление и создаёт условия для нормального развития двигательной активности, воспитывает уравновешенность, приучает ребёнка легко подчиняться семейному распорядку.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите показатели нервно психического развития у детей с рождения и до 6 месяцев.
2. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 6 до 12 месяцев жизни.
3. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 12 до 18 месяцев жизни.
4. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 1,5 до 3 лет.
5. Назовите показатели нервно психического развития у детей от 3 до 14 лет.
6. Перечислите группы нервно психического развития детей.
7. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 0-2 месяца.
8. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 2-5 месяцев.
9. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 5-10 месяцев.
10. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 10-18 месяцев.
11. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 18-24 месяца.
12. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 2-7 лет.
13. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 8-12 лет
14. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 12-18 лет.
15. Назовите порядок развития локомоции и статики у ребенка первого года жизни.
16. Назовите закономерности формирования двигательной сферы.
17. Опишите рефлексы новорожденного и сроки их исчезновения.
18. Назовите критерии оценки нервно-психического развития ребенка.
Тестовые задания для самоконтроля:
Выбрать один правильный ответ.
1. Установите соответствие рефлексов:
А. орального автоматизма.
1. Сосательный рефлекс.
Б. спинального автоматизма.
2. Бабкина.
3. Робинсона.
4. Поисковый.
5. Хоботковый.
6. Монро.
7. Галанта.
8. Бауэра.
9. Кернига.
2. Рефлексы Робинсона, Галанта, Монро, Кернига угасают:
1. К 2 мес.
2. К 4 мес.
3. К 6 мес.
4. К 8 мес.
3. Возраст исчезновения физиологического гипертонуса мышц нижних конечностей:
1. 2-3 мес.
2. 4-6 мес.
3. 6-8 мес.
4. Укажите правильную возрастную последовательность этапов развития анализатора зрения:
1. Узнаёт мать.
2. Отличает чужих от близких.
3. Следит взглядом за движущейся игрушкой.
4. Из любого положения фиксирует взгляд на неподвижных предметах.
5. Фиксирует взгляд на яркой игрушке.
5. Укажите правильную последовательность эмоционального развития ребенка:
1. Громко смеётся.
2. Первая улыбка.
3. Улыбается в ответ на речь взрослого.
4. ”Комплекс оживления”.
6. Укажите правильную возрастную последовательность для этапов развития анализатора слуха:
1. Прислушивается.
2. Поворачивает голову на звук.
3. Вздрагивает и мигает в ответ на резкий звук.
4. Отчётливое слуховое сосредоточение.
5. Различает тон, с которым к нему обращаются.
7. Укажите правильную последовательность этапов развития общих движений:
1. Хорошо держит голову 1-2 мин.
2. Переворачивается со спины на живот.
3. Переворачивается с живота на спину, начинает ползать.
4. Хорошо ползает, сидит с поддержкой.
5. Сидит самостоятельно, встаёт и ходит с опорой.
6. Стоит самостоятельно без опоры.
7. Ходит самостоятельно.
8. Укажите последовательность этапов развития движения рук:
1. Удерживает игрушку двумя руками.
2. Ощущает свои руки.
3. Захватывает подвешенную игрушку.
4. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
5. Свободно берёт игрушку из разных положений.
6. Открывает, закрывает (коробочку, матрёшки).
7. Надевает кольцо на пирамидку.
9. Укажите последовательность формирования первых навыков:
1. Сам берёт чашку и пьёт.
2. Берёт пищу губами с ложки.
3. Пьёт из чашки, которую держит взрослый.
4. Пьёт из чашки, слегка поддерживая её руками.
5. Просится на горшок.
6. Самостоятельно раздевается.
10. Интеллектуальная сфера ребёнка не оценивается по параметру:
1. Понимание обращённой речи.
2. Память.
3. Мышление.
4. Концентрация внимания.
5. Эмоциональная реакция.
11. Образование условных рефлексов достигает полного развития и функционального совершенства:
1. В 1 год.
2. В 2 года.
3. В 5 лет.
4. В 10 лет.
12. Развитое цветовое зрение имеют дети в возрасте:
1. 3 мес.
2. 3 лет.
3. 5 лет.
4. 10 лет.
13. Бинокулярное зрение начинает формироваться:
1. С 6 мес.
2. С 6 лет.
3. С 8 лет.
14. Максимальная острота зрения достигается:
1. К 2 годам.
2. К 4 годам.
3. К 8 годам.
4. К 10 годам.
15. Для оценки нервно-психического развития ребенка не придается значение:
1. Наличию (отсутствию) врожденных безусловных рефлексов.
2. Наличию (отсутствию) присущих доношенным зрелым новорожденным рефлексов — спинального и орального автоматизма.
3. Характеру движений и мышечного тонуса.
4. Умениям и навыкам.
Источник
Развитие детей раннего возраста является одной из главных целей всемирной организации здравоохранения. Согласно изданию «Lancet», в котором были опубликованы данные по этому вопросу, около двухсот миллионов детей до 5 лет в развивающихся странах не имеют возможности реализовать свой потенциал. Как следствие, такие дети отстают в обучении. Комиссия ВОЗ, которая занимается данной проблемой, отметила важность раннего воспитания малыша для формирования справедливости, здоровья, благополучия и продуктивности в зрелые годы.
Нервная система и ее роль в развитии ребенка
Нервная система младенца регулирует жизнедеятельность маленького организма, обеспечивая согласованную работу всего организма. Ее главная функция – объединение и регуляция различных процессов в связи с изменениями условий внутренней и окружающей среды малыша. Совершенствование нервной системы идет постепенно. В педиатрии выделяют различные периоды. Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями. Существуют определенные критерии образования малютки в каждом периоде, позволяющие разграничить норму и патологию.
Особенности нервной системы у детей
Головной мозг крошки значительно отличается от головного мозга взрослого человека. Дифференцировка (т.е. деление клеток) нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.
Стоит отметить, что темп совершенствования нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше малыш. Особенно энергично он протекает в первые 3 месяца жизни.
Что такое раннее развитие ребенка
Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет. Данный термин можно трактовать и по-другому. Например, употребляя данный термин, родители имеют ввиду ускоренное обучение малютки по отношению к его сверстникам. Мы рассмотрим данное понятие с точки зрения педиатрии. В педиатрии существует понятие нервно-психическое развитие, которое включает в себя психомоторное и речевое образование малыша. Сложные названия, которые довольно просты в понимании. Данные термины неразрывно связаны с ранним формированием навыков и психики. Поэтому дальнейшее рассмотрение темы будет неразрывно связано с данными понятиями.
Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет.
Факторы, влияющие на развитие детей раннего возраста
Множество факторов влияет на раннее обучение детей:
- Наследственность.
- Экологическая обстановка.
- Профессиональные вредности, вредные привычки и различные заболевания родителей.
- Течение беременности и родов у матери.
- Вскармливание и режим дня.
- Заболевания.
- Культура воспитания.
- Уход за ребенком и др.
Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста (оценка развития)
По сути появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. И он может быть сформирован только после созревания структуры головного мозга, ответственной за данный рефлекс. Нет структуры – нет и навыка. Именно поэтому педиатры могут оценивать степень созревания различных отделов головного мозга по наличию или отсутствию соответствующих навыков.
Появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса.
Оценить психомоторное и речевое образование у крохи можно и в домашних условиях. Для этого приведем ниже основные пункты при оценке психомоторного и речевого образования, а также укажем средние сроки появления того или иного навыка у здоровых детей:
Моторно – статическое:
- Держит голову (2 мес.);
- Переворачивание на живот из положения на спине (4-5 мес.);
- Переворачивание на спину из положения на животе (5-6 мес.);
- Сидит (6 мес.);
- Ползает (7-8 мес.);
- Стояние с поддержкой (8-9 мес.);
- Стоит сам (10-11 мес.);
- Ходит при поддержке за руку (10-11 мес.);
- Ходит сам (12 мес.).
Целенаправленная моторная деятельность:
- Хватание предмета и простые манипуляции с ним (5-6 мес.);
- Перекладывание предмета в руках, протягивание рук к близким, хлопает в ладоши (7-8 мес.);
- Примитивно играет (9-10 мес.);
- Разные действия с игрушками, контакт со сверстниками (11-12 мес.).
Зрительный анализатор:
- Фиксирует взгляд (2 недели);
- Следит за блестящими, разноцветными игрушками (3 недели);
- Внимательно рассматривает различные предметы, игрушки (4-5 мес.);
- Узнает родственников, знакомых лиц (6-7 мес.);
- Наблюдает за родителями, реагирует на мимику (9-10 мес.);
- Узнает многие предметы по изображению (11-12 мес.).
Слуховой анализатор:
- Позитивная реакция на голос близких (2-3 мес.);
- Узнавание и реагирование на голоса близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);
- Понимание обращенной к нему речи (9 мес.);
- Выполнение довольно простых словесных указаний (10 мес.).
Речь:
- Гуление – произнесение гласных (2 мес.);
- Свирель – произнесении разных звуков с разной тональностью (4 мес.);
- Произношение слогов – лепет (7-8 мес.);
- Произношение слов (9-10 мес.);
- Связывание нескольких слов во фразы (18-20 мес.);
- Многословные фразы (3 года);
- Длинные фразы, монологи (4- 5 лет).
Такими методами педиатр оценивает развитие.
Именно так педиатр оценивает развитие. Общаясь с родителями, он выясняет в каком возрасте появились те или иные навыки. Опрос родителей проводиться по указанной схеме. Таким образом выясняется как совершенствовался младенец до момента осмотра. При осмотре доктор оценивает то, что умеет делать пациент. Затем, на основании полученных данных при опросе родителей и осмотре малыша, врач оценивает развитие крохи на момент осмотра. Оценка образования проводится в определенные эпикризные сроки:
- В течении первого года жизни ежемесячно.
- От 1 года до 3 лет с интервалом 3 месяца.
- От 3 до 7 лет с интервалом 6 мес.
- Старше 7 лет с интервалом 1 год.
Другие методики исследования уровня развития детей раннего возраста
Стоит отметить, что вышеописанная методика оценки обучения является скрининговой (быстрой, поверхностной). Она позволяет обследовать сразу большое количество детей. В случае выявления отклонений в обучении, пациент нуждается в более углубленном обследовании и консультации таких специалистов, как: невролог, психолог и др.
Наряду с данной методикой, в 2006 году всемирная организация здравоохранения предложила использовать так называемые «Окна достижений для 6 этапов моторного развития». Минус данной методики состоит в том, что не учитывается и игнорируется уровень формирования речи, эмоционального и сенсорного формирование малыша. Существуют и другие методики, которые позволяют оценить психомоторное воспитание. Одной из перспективных зарубежных методик является «Шкала ментального развития Гриффитс». Для оценки обучения большое распространение получили также центильные графики, которые довольно просты в использовании.
Задержка развития ребенка
Огромную популярность набирает раннее образование ребенка с точки зрения раннего освоения и приобретения тех или иных навыков, которые опережают возраст вундеркинда. Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей. Но мало кто задумывается над тем, какое количество и какой процент составляют те дети, которые отстают в образовании.
Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей.
Если ребенок отстает в образовании на один эпикризный срок, то это считается вариантом нормы. Задержка в образовании до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития. При задержке от 2 до 3 эпикризных сроков данное состояние расценивается как отставание в развитии. В более тяжелых случаях возможно глубокое отставание в развитии, когда отклонение составляет более, чем на 3 эпикризных срока.
Стоит отметить, что малыш не обязательно будет иметь отклонения по всем направлениям образования. При этом он может иметь задержку речевого формирования на фоне нормального моторного обучения. Если же ребенок имеет тяжелую патологию и у него отмечается отклонение почти по всем направлениям обучения, то в таком случае используется термин «задержка нервно-психического развития». В случае комбинации задержки нервно-психического формирования и задержки физического формирования, правомочен диагноз «задержка всех видов развития».
Психомоторное и речевое развитие являются одними из основных показателей, характеризующих состояние здоровья малыша. Несмотря на то, что каждый человек по-своему уникален и неповторим, существуют общие критерии, характеризующие уровень образования ребенка. Именно в период раннего возраста происходит окончательное формирование отдельных структур головного мозга, формирование слухового и зрительного анализаторов. Поэтому именно в период раннего возраста педиатр усиленно и тщательно исследует уровень нервно-психического образования ребенка. Стоит отметить, что познавательное развитие малыша в раннем детстве имеет огромную пластичность и подвергается выраженному влиянию со стороны окружающей среды. Главной задачей родителей является обеспечение благоприятных условий и создание той атмосферы, которая позволит развиваться малышу согласно его возрастным способностям.
Источник