Эндогенные причины отклонений в развитии ребенка
Ученые выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития:
1) эндогенные, то есть внутренние (генетические);
2) экзогенные, то есть внешние (факторы среды).
К эндогенным причинам относят следующие причины:
1) заболевания, связанные численностью и структурой хромосом, их изменением:
— транслокация, т.е перенос участка или всей хромосомы на другую, не гомологичную ей хромосому от другой пары;
— полиплоидия, т.е. увеличение хромосомного набора в несколько раз;
— дупликация, т.е. удвоение отдельных участков хромосомы;
— моносамия, т.е. уменьшение хромосом в паре на одну;
— инверсия, т.е. уменьшение расположения участков хромосомы и т.д.;
2) различные наследственные заболевания:
— миопатия, т.е. нарушение обмена веществ в мышечной ткани, что приводит к мышечной слабости;
— аплазия, т.е. недоразвитие внутреннего уха, вследствие чего ребенок остается глухим;
— микрофтальм, т.е. структурное изменение глаза, приводящее к понижению остроты зрения и т.п.
Ярким примером изменения в хромосомах является синдром Дауна череп. У всех больных синдромом Дауна отмечается олигофрения. Продолжительность жизни до 40 – 50 лет. Излечению больные не подлежат.
К экзогенным причинам относят следующие причины:
1) в пренатальный период:
— хронические заболевания, инфекционные болезни, отравления матери;
— недостаток питания матери во время беременности;
— резус-конфликт родителей (у родителей разные резус-факторы крови);
— травмы;
2) в натальный период:
— родовые травмы;
— инфицирование плода;
— удушье плода;
3) в постнатальный период:
— различные инфекционные болезни;
— черепно-мозговые травмы, травмы конечностей и т.п.;
— отравления (алкогольные, наркотические, никотиновые, от таблеток).
При нарушениях психического характера к экзогенным причинам можно отнести неблагоприятные условия социальной среды, которые травмируют психику детей, что отражается на их поведении. Обусловленным экзогенными причинами является ДЦП.
Экзогенными факторами, вызывающими ДЦП, являются:
— сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери;
— токсикозы беременности;
— физические травмы, ушибы плода;
— психические травмы матери и т.д.
№4. Понятие об инклюзивном образовании
Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. Inclusif -включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю).
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования
Основные понятия коррекционной педагогики: коррекция, компенсация, реабилитация, абилитация, дезадаптация и др.
Современная коррекционная педагогика как отрасль педагогической науки имеет своей основой дефектологию, но при этом ее объект и предмет несколько шире, чем у дефектологии.
Коррекционная педагогика – это область специальных психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подростков, имеющих нерезко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении.
Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.
Предметом коррекционной педагогики – служит процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков.
Коррекция (от лат. correctio — исправление) — система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями.
Компенсация (от лат. compensatio — возмещение, уравновешивание) — замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма, своеобразное его приспособление к изменившимся негативным условиям существования и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами.
Абилитация (от лат. abilitas — оборудовать умением, способностью) — комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития ребенка.
Интеграция (от лат. integratio-восстановление, соединение) — в контексте коррекционной педагогики, это включение детей и подростков с ограниченными возможностями в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса.
Социальная реабилитация (от лат. re — вновь, habilitas -восстановление пригодности к чему-либо, способности и socium — общество) — в международной практике — это восстановление имевшихся в прошлом физических, социальных, образовательных способностей, утерянных по причине болезни или изменения условий жизнедеятельности.
Социальная адаптация (от лат. adapto — приспособляю) — активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Адаптация школьная (лат. adaptio – приспосабливать) – это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.
Превентивный (лат. praevento – опережаю) – предупреждающий, предохранительный.
Промежуточным звеном между процессами адаптации и аномии выступает дезадаптация (от лат. de(s) — прекращение, удаление, устранение, отрицание какого-либо понятия) — процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов.
№6. Понятия «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция»
Умственная отсталость — стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом. Для данного состояния характерно недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов.
Олигофрения- это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения центральной нервной системы (в первую очередь коры головного мозга) в: пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах), постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периодах. Для олигофрении характерны такие особенности нервно-психического недоразвития, как тотальность и иерархичность. Тотальность заключается в том, что при олигофрении недоразвитыми оказываются все нервно-психические функции, имеет место несформированность сенсорной и моторной сферы, эмоций, недоразвитие высших психических функций, особенно таких, как мышление и речь. Иерархичность означает, что различные функции при олигофрении страдают неравномерно. Наиболее сильно страдают высшие психические функции, в меньшей степени — базальные. Так интеллект нарушается в большей мере, чем речь. В свою очередь, речь страдает больше, чем восприятие, память, моторная сфера.
Деменция является формой умственной отсталости. Деменция представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных и других психических функций, то есть прогрессирующий распад интеллекта. Интеллектуальный дефект, как правило, носит необратимый характер. Для детей с умственной отсталостью, обусловленной тяжелыми органическими нарушениями центральной нервной системы, характерны позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, значительном снижении интеллекта.
№7. Нарушения развития
№ 8. Становление и развитие коррекционной педагогики и практики
Коррекционно-педагогическая практика имеет богатый исторический опыт. За годы изучения аномальных детей, выявления природы и сущности их отклонений, организации коррекционной работы с ними сформировалась стройная система научных знаний об аномальных детях и истории развития специальных образовательных учреждений для детей с недостатками в развитии и поведении. Опыт изучения теории и практики коррекционной работы охватывает не только отрасли специальных дефектологических знаний в области сурдопедагогики (Н.М. Назарова) или истории изучения, воспитания и обучения умственно отсталых детей (Х.С. Замский), но и историю становления и развития воспитания трудновоспитуемых детей (А.В. Гаврилин), подготовку педагогических кадров к работе с девиантными подростками в образовательных учреждениях (С.А. Зазражин).
Важными задачами курса коррекционной педагогики является изучение истории становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками с отклонениями в развитии и девиациями в поведении, выявление ведущих тенденций в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении ребенка. Наиболее содержательно и обоснованно решение их осуществлено в курсе «История олигофренопедагогики» (Х.С. Замский), где автор предлагает уникальный по широте охвата и глубине анализа материал по истории изучения, воспитания и обучения детей с недостатками интеллекта. Поскольку любой дефект, наличие различных отклонений в поведении так или иначе сказываются на интеллектуальном развитии ребенка, мы считаем целесообразным провести небольшой экскурс по данной работе.
В дефектологической науке, во всех отраслях научных знаний, изучающих проблемы отклонения в развитии и поведении, имеется четыре самостоятельных и в то же время тесно взаимосвязанных аспекта: медико-клинический, психологический, педагогический и социологический, которые в истории дефектологии то развивались независимо друг от друга, то переплетались, взаимодополняя и расширяя проблему.
Особенно наглядно это видно на истории становления и развития олигофренопедагогики.
Медико-клинический аспект раскрывает вопросы этиологии умственного дефекта, его анатомо-физиологические нарушения и симптомы, исследует способы клинического диагностирования дефекта, подходы к его классификации.
Психологический аспект устанавливает картину психических аномалий, раскрывает своеобразие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы у детей с разнообразными психическими отклонениями, определяет симптомы отдельных форм того или иного дефекта.
Педагогический аспект рассматривает проблемы умственной отсталости, например, с точки зрения обучаемости и необучаемости ребенка в обычной и специальной школе, определяет принципы, методы и приемы педагогической коррекции дефекта.
Социологический аспект анализирует проблему с точки зрения социальной оценки существующего явления, зависимости ее от социально-экономических условий, социально-педагогических причин, влияния на нее характера и условий развития общества. Отношение общества к детям с отклонениями в развитии и поведении, характеристика, оценка их развития и поведения в ходе исторической эволюции человеческого общества были неоднозначны. Если физические недостатки человека, увечья или другие аномалии были зримо различимы, то интеллектуальная недостаточность, отклонения в умственном развитии проявлялись на более поздних этапах жизнедеятельности человека. В зависимости от экономического развития общества, уровня развития его производительных сил, состояния образования, культуры, науки и здравоохранения, общественного сознания по-разному строилось взаимодействие окружающих с теми, кто имел дефект в развитии и поведении. Причем палитра отношений располагалась от нетерпимости к дефекту, жестокости по отношению к его носителю до сострадания, милосердия, защиты и непосредственной материальной и моральной помощи людям, имеющим физический или психический недостаток.
№9. Понятие «норма-аномалия » в психическом развитии
Аномалия — отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Аномалия может рассматриваться лишь на фоне нормы.
Норма — установленная мера, средняя величина чего-либо. Существуют критерии разграничения понятий «норма» — «аномалия», которые помогают определить педагогу-корректору степень тяжести нарушения в психическом и личностном развитии ребенка. Разные ученые предлагают в основу критериев класть различные признаки. Наиболее подробно выделил критерии нормы — аномалии английский психиатр М. Раттер.
1.Учет возрастных особенностей и половой принадлежности ребенка. Некоторые особенности в поведении свойственны только для детей определенного возраста. Так, болезненное переживание разлуки с родителями свойственно малышам, для остальных возрастов — сигнал для беспокойства. Наличие яр ких особенностей женского поведения у мальчиков, а мужского — у девочек является аномалией, симптомом того, что с возрастом у них могут появиться сексуальные нарушения в поведении, а именно гомо сексуализм.
2. Учет длительности сохранения расстройства. Все дети всегда находятся в определенном состоянии, как- то: подавленность, радость, нежелание идти в школу, боязнь чего-либо или кого-либо, тяга к чему- либо или к кому-либо. Это может продолжаться от одного дня до нескольких недель. Если же такое состояние продолжается несколько месяцев или лет, — это признак аномалии в развитии.
3. Учет жизненных обстоятельств. Жизненные обстоятельства могут влиять на поведение и эмоциональное состояние детей: например, появление в семье младшего ребенка, смерть близких, смена школы или класса, переезд и т. д.
4. Учет непосредственной культурной среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Так, христианство и ислам по-разному воспитывают девочек в их отношениях к мужчинам. В христианстве женщина более равна мужчине, нежели в исламе. Поэтому страх перед мужчиной девочек из мусульманских семей нельзя рассматривать как аномалию.
5. Учет степени нарушения. Отдельные симптомы встречаются чаще, чем целый ряд симптомов. Поэтому особенно важно обращать внимание на множественные эмоциональные или поведенческие расстройства, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.
6. Учет тяжести и частоты симптомов. Для детей в основном характерны умеренные, изредка возникающие нарушения. Это норма. Аномалия — серьезные, часто повторяющиеся расстройства.
7. Учет черт, которые характерны для поведения и развития данного конкретного ребенка. Следует внимательно относиться к проявлениям нарушений, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития.
8. Учет ситуационной специфичности симптома. Следует обращать внимание на ситуацию, в которой наблюдается нарушение поведения. Решая вопрос о «норме — аномалии» в развитии ребенка, следует учитывать все критерии. Определение «ненормальность» нужно соотносить с тем, насколько отклонение от нормы замедляет развитие. Важно помнить, что определение «норма» — «аномалия» в каждом конкретном случае — это очень сложная работа, предполагающая установление характера нарушения развития конкретного ребенка.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
Ученые выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития:
1) эндогенные, то есть внутренние (генетические);
2) экзогенные, то есть внешние (факторы среды).
К эндогенным причинам относят следующие причины:
1) заболевания, связанные численностью и структурой хромосом, их изменением:
— транслокация, т.е перенос участка или всей хромосомы на другую, не гомологичную ей хромосому от другой пары;
— полиплоидия, т.е. увеличение хромосомного набора в несколько раз;
— дупликация, т.е. удвоение отдельных участков хромосомы;
— моносамия, т.е. уменьшение хромосом в паре на одну;
— инверсия, т.е. уменьшение расположения участков хромосомы и т.д.;
2) различные наследственные заболевания:
— миопатия, т.е. нарушение обмена веществ в мышечной ткани, что приводит к мышечной слабости;
— аплазия, т.е. недоразвитие внутреннего уха, вследствие чего ребенок остается глухим;
— микрофтальм, т.е. структурное изменение глаза, приводящее к понижению остроты зрения и т.п.
Ярким примером изменения в хромосомах является синдром Дауна (трисомия 21-й хромосомы). Внешние характеристики синдрома Дауна: раскосые глаза, маленькие деформированные уши, короткий нос с плоской широкой переносицей. Увеличенный язык, выступающая вперед челюсть, короткие пальцы, деформация черепа. У всех больных синдромом Дауна отмечается олигофрения. Продолжительность жизни до 40 – 50 лет. Излечению больные не подлежат.
К экзогенным причинам относят следующие причины:
1) в пренатальный период:
— хронические заболевания, инфекционные болезни, отравления матери;
— недостаток питания матери во время беременности;
— резус-конфликт родителей (у родителей разные резус-факторы крови);
— травмы;
2) в натальный период:
— родовые травмы;
— инфицирование плода;
— удушье плода;
3) в постнатальный период:
— различные инфекционные болезни;
— черепно-мозговые травмы, травмы конечностей и т.п.;
— отравления (алкогольные, наркотические, никотиновые, от таблеток).
При нарушениях психического характера к экзогенным причинам можно отнести неблагоприятные условия социальной среды, которые травмируют психику детей, что отражается на их поведении. Обусловленным экзогенными причинами является ДЦП. ДЦП возникает в результате недоразвития и повреждения мозга в раннем онтогенезе, различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов или на первом году жизни.
Экзогенными факторами, вызывающими ДЦП, являются:
— сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери;
— токсикозы беременности;
— физические травмы, ушибы плода;
— психические травмы матери и т.д.
У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций, которые оказывают неблагоприятное влияние на формирование физических функций и речи. Продолжительность жизни зависит от степени тяжести болезни.
Социальная среда, в которой растет ребенок, оказывает на его психику большое влияние. Травмированная с детства психика часто проявляется в поведении ребенка: побеги из дома, бродяжничество, суицид, замкнутость, аутизм и т.д. Эти дети требуют к себе особого подхода, тщательно продуманной системы коррекционно-педагогической работы.
Следует отметить, что именно во время внутриутробного периода организм ребенка чрезвычайно восприимчив к неблагоприятным факторам. Именно в этот период велик риск появления большинства врожденных дефектов. В процессе родов нервная система ребенка защищена от внешних влияний. Поэтому при незначительных физических дефектах, если таковые были получены в процессе родов, ребенок может развиваться в соответствии с нормой.
Сразу после рождения у ребенка включаются рефлексы, которые обеспечивают работу основных систем организма, среди них: защитные, ориентировочные, сосательный, хватательный, отталкивания. На первом году жизни у ребенка развиваются сенсорные и моторные функции, вследствие чего развиваются психические процессы. Развитие сенсорики и моторики обеспечивает познание многообразия окружающего мира. Если у ребенка данные рефлексы недоразвиты или вовсе отсутствуют, то это является признаком поражения структур головного или спинного мозга. Когда же они проявляются раньше времени, то это также является аномалией – поражены более высокие структуры головного мозга, которые выполняют функции торможения. Развитие зрительного и слухового анализаторов происходит от 1 до 3 месяцев. Именно зрение в этот период становится ведущим в познании окружающего мира и в общении со взрослыми.
В последующие месяцы жизни ребенок приобретает навыки свободного передвижения. На втором-третьем году развивается психическая и речевая деятельность, совершенствуются самостоятельное хождение и координация. Этот период является фундаментом для более сложных форм поведения и обучения, это очень важный и значимый период в жизни ребенка, который оказывает влияние на все последующее его развитие. В возрасте 3 – 5 лет расширяется спектр социальных контактов ребенка: повышается общительность, он легко входит в контакт. Ребенок уже владеет речью и некоторым жизненным опытом. При ограничении возможностей восприятия внешнего мира у него могут появиться невротические черты психического или соматического характера.
В возрасте 6-10 лет происходит резкий скачок в физическом и психическом развитии. К 7-8 годам – интенсивный рост мышц, наращивание мышечной массы. К 10 годам происходит совершенствование нервной системы за счет функционального развития коркового отдела больших полушарий головного мозга. Знание особенностей развития организма ребенка, а также сущности, причин и времени появления отклонений в системах организма позволяет педагогам правильно строить индивидуальную образовательную и коррекционную программу каждого ребенка с нарушениями развития, проводить профилактическую работу по предупреждению аномалий в развитии.
Существуют критерии разграничения понятий «норма» – «аномалия», которые помогают определить педагогу-корректору степень тяжести нарушения в психическом и личностном развитии ребенка. Разные ученые предлагают в основу критериев класть различные признаки.
Наиболее подробно выделил критерии нормы – аномалии английский психиатр М. Раттер, в соответствии с которыми необходимо учитывать:
— возрастные особенности и половую принадлежность ребенка. Некоторые особенности в поведении свойственны только для детей определенного возраста. Так, болезненное переживание разлуки с родителями свойственно малышам, для остальных возрастов – это сигнал для беспокойства. Наличие ярких особенностей женского поведения у мальчиков, а мужского – у девочек является аномалией, симптомом того, что с возрастом у них могут появиться сексуальные нарушения в поведении, а именно гомосексуализм;
— длительность сохранения расстройства. Все дети всегда находятся в определенном состоянии: подавленность, радость, нежелание идти в школу, боязнь чего-либо или кого-либо, тяга к чему-либо или к кому-либо. Это может продолжаться от одного дня до нескольких недель. Если же такое состояние продолжается несколько месяцев или лет, это признак аномалии в развитии;
— жизненные обстоятельства. Они могут влиять на поведение и эмоциональное состояние детей: например, появление в семье младшего ребенка, смерть близких, смена школы или класса, переезд и т.д.;
— непосредственную культурную среду, в которой растет и воспитывается ребенок. Так, христианство и ислам по-разному воспитывают девочек в их отношениях к мужчинам. В христианстве женщина более равна мужчине, нежели в исламе. Поэтому страх перед мужчиной девочек из мусульманских семей нельзя рассматривать как аномалию.
— степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются чаще, чем целый ряд симптомов. Поэтому особенно важно обращать внимание на множественные эмоциональные или поведенческие расстройства, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни;
— тяжесть и частоту симптомов. Для детей в основном характерны умеренные, изредка возникающие нарушения. Это норма. К аномалии относят серьезные, часто повторяющиеся расстройства;
— черты, характерные для поведения и развития данного конкретного ребенка. Следует внимательно относиться к проявлениям нарушений, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития;
— ситуационную специфичность симптома. Следует обращать внимание на ситуацию, в которой наблюдается нарушение поведения. Решая вопрос о «норме – аномалии» в развитии ребенка, нужно учитывать все критерии. Определение «ненормальность» нужно соотносить с тем, насколько отклонение от нормы замедляет развитие. Важно помнить, что определение «норма» – «аномалия» в каждом конкретном случае – это очень сложная работа, предполагающая установление характера нарушения развития конкретного ребенка.
Итак, аномалия – это отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Аномалия может рассматриваться лишь на фоне нормы – установленной меры, средней величины чего-либо и, как было отмечено, при учете целого ряда различных факторов.
Источник