Эмоциональный мир ребенка его значение и пути развития
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ № 5
1 б класс 06.03.2017 год классный руководитель: Постика Е.А.
Повестка дня:
1.«Эмоциональный мир ребёнка. Его значение и пути развития»;
2. Успехи детей – общее дело. Итоги работы за 6 месяцев обучения;
3.Согласование плана работы класса до конца учебного года;
4. Разное.
Ход собрания.
1 вопрос: «Эмоциональный мир ребёнка. Его значение и пути развития».
Задачи:
Познакомить с ролью положительных и отрицательных эмоций в развитии ребёнка.
Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.
Значения эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с миром.
Форма проведения: деловая игра.
Слово учителя.
Часто многие люди, в том числе и дети, имея всё из желаемого, страдают. Бывает, что ребёнок, имеющий абсолютно всё, завидует другому, который хуже одет, менее сыт. Почему?
Идёт обсуждение родителями.
Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Ему нужно, чтобы его понимали и признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими успех, чтобы он мог реализовать свои возможности, научился уважать себя.
Благодаря чему ребёнок может быть счастлив?
Прежде всего его счастье зависит от той психологической среды, в которой он живёт и растёт.
Особого внимания заслуживает эмоциональный мир ребенка как наиболее чувствительный и зависимый от окружения. От эмоций, которые чаще всего переживает и обнаруживает ребенок, зависит успех его взаимодействия с окружающими, успех его социального развития, социализации.
Эмоции влияют на ход разных психических процессов:
восприятия,
памяти,
воображения,
мышления,
предопределяют формирование определенных черт характера личности.
Упрощённо эмоции можно разделить на две группы: позитивные и негативные.
Позитивные эмоции повышают активность, энергию, жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость благодаря усилению работы сердечной системы, повышению темпа и глубины дыхания.
Негативные эмоции снижают активность, угнетают жизнедеятельность (эти эмоции могут стимулировать развитие неврозов, разрушать здоровье детей).
Негативные эмоции:
— эмоции разрушения: гнев, злоба, агрессия
эмоции страдания: боль, страх, обида.
Как, не желая того, родители могут формировать у детей отрицательные эмоции? Родители, которые при детях высказывают свои тревоги, сомнения, чаще всего сами порождают у детей страх за них и непосредственно — страх перед школой, создают иллюзию неуверенности.
Неуверенные в себе родители могут создать у ребенка впечатления, что они боятся разлуки и нуждаются в его постоянном присутствии. Их подсознательное стремление вечно цепляться за ребенка отбивает у него желание проявлять независимость и настойчивость.
Впечатлительные дети болезненно переживают унижение, оскорбление, обиду, продолжительное время возвращаются мысленно к неприятным событиям, которые вызвали отрицательные эмоции. Они неспособны быстро переключиться на новые цели. Эти дети долго помнят страх, оскорбление, несправедливость.
Беспомощность у таких проявляется главным образом во взаимоотношениях с ровесниками:
ребенок не может защитить себя, дать ответ на агрессивное поведение других детей;
ребенок находится в постоянном конфликте с одноклассниками.
Практическое задание для родителей.
1.На листочках бумаги напишите те фразы и выражения, которые запрещены в общении с ребёнком в вашей семье, а рядом те выражения, которые рекомендуемые и желательные.
2. Анкета для родителей:
— Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций? Как вы это делаете?
— Проявляет ли ваш ребёнок отрицательные эмоции? Почему на ваш взгляд они возникают?
— Как вы развиваете положительные эмоции своего ребёнка? Приведите примеры.
Обсуждение родителями результатов анкетирования и выполнения задания.
Способы формирования у детей положительных эмоций
Признанием и поощрением ребенка:
выражение доверия, например, поручения какого-нибудь ответственного дела, предоставление определенных свобод;
устная похвала, публичное признание положительных изменений;
забота о том, чтобы у ребенка появились определенные успехи.
При общении с детьми не следует употреблять такие, например, выражения:
Я тысячу раз говорил тебе, что…
Сколько раз надо повторять…
О чем ты только думаешь…
Неужели тебе трудно запомнить, что…
Ты становишься…
Ты такой же, как…
Отстань, некогда мне…
Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты — нет…
При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:
Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).
Как хорошо, что у меня есть ты.
Ты у меня молодец.
Я тебя очень люблю.
Как ты хорошо это сделал, научи меня.
Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Постарайтесь использовать перечисленные желательные выражения как можно чаще.
Советы родителям.
Безусловно принимайте своего ребенка.
Активно слушайте его переживания, мнения.
Не разговаривайте с ним с равнодушным и безразличным лицом,
Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте.
Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
Помогайте, когда просит.
Поддерживайте и отмечайте его успехи.
Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
Разрешайте конфликты мирно.
Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
От повторяющихся знаков одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке, я — хороший». Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
Наказывая, оставайтесь рядом с ребёнком, не избегайте общения с ним, но не гладьте по голове после серьёзного разговора.
Научитесь слушать своего ребёнка и в радости, и в горести.
Станьте для своего ребёнка примером для подражания.
Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.
Заводите красивые и добрые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь теплее и радостнее.
5. Ритуалы, которые нравятся детям.
Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слово поддержки и участия.
В выходной день обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей.
На ночь послушать сказку и быть заботливо укрытым.
В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.
Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
Подведение итогов
СЧАСТЬЕ – это…
Когда всё хорошо и спокойно
Игра в футбол
Когда выступаю на соревнованиях
День рождения, новый год
Когда успехи на высоте
Когда всё получается
Когда близкие здоровы
Любовь в семье
Жизнь
Здоровье
Жить свободно, в любящей семье
Иметь родителей
Большая и дружная семья Счастье – это когда тебя понимают.
2 вопрос Успехи детей – общее дело. Итоги работы за 6 месяцев обучения.
С 22 февраля по 3 марта 2017 года были проведены диагностические работы по предметам:
литературное чтение – промежуточный контроль послебукварного периода, которые состояли из 4 заданий (результаты на слайде):
-1 задание: допиши буквы, прочитай фамилии детских писателей; — 2 задание: выбрать из перечисленных слов нужные слова по теме «Зимние забавы», записать предложения;
— 3 задание: 1)прочитать слова, 2)подчеркнуть буквы, которые указывают мягкость согласных звуков, 3)выписать слова в которых все согласные мягкие, 4) выписать слово, которое начинается с гласного звука, разделить его на слоги, выделить ударный слог, подчеркнуть гласные, 5) придумать и записать 3 слова, в которых все согласные твёрдые, 6) составить схемы к словам (3 слова);
-4 задание: Даны предложения, в которых рисунки. Картинки нужно было заменить словами и записать предложения.
Общие результаты даны на слайде.
Математика- был дан тест из 8 вопросов и комбинированная контрольная работа. Общие результаты даны на слайде.
Русский язык- в форме контрольного списывания. Общие результаты даны на слайде.
Общие недостатки: не соблюдение полей, неаккуратное списывание, невнимательность.
Окружающий мир — итоговая контрольная работа по разделу «Где и когда?». Общие результаты даны на слайде.
Каждый из вас получил план индивидуальной коррекции недочётов.
3.вопрос: согласование плана работы класса до конца учебного года.
— посещение концерта Детской Студии Казаки России;
— посещение театра кукол;
— посещение музея авиации;
— посещение женского Скита в городе Задонск;
— посещение Мастер класса в пиццерии «Итальяно» (Космонавтов 5/5);
-посещение кинотеатра «Москва — Малина»;
— подготовка и участие к празднику Пасхи (Преображенский Храм);
-подготовка к пошиву казачьей формы;
-подготовка и участие в праздновании 9 Мая – Бессмертный полк;
-участие в олимпиадах, конкурсах и акциях в том числе за средства родителей;
-участие в мероприятиях ЛОКШ;
— работа с ЛГКО ЦКВ и Первым Казачьем Университетом;
4. вопрос: разное.
1. Об изменении календарного графика (перенос каникул);
2.Коллективное приобретение тетрадей на 2017-2018 учебный год;
3. Участие в Большом кадетском балу (май);
4.Фото – портрет, кто сдал деньги в сентябре месяце (начало мая);
УСПЕХОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ!!!
Источник
Татьяна Драницына
Родительское собрание на тему «Эмоциональный мир ребенка»
Конспект родительского собрания.
Тема. «Эмоциональный мир ребенка».
Цель. Повышение психологической и педагогической компетенции родителей в области эмоционального развития ребенка
Задачи.
1. Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных и отрицательных эмоций.
2. Способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций у детей.
3. Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Материалы и оборудование. Смайлики на каждого участника, пустые кружочки, фломастеры.
Ход собрания.
Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые родители. Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться окружающему миру и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.
Выделяют два вида интеллекта один, тот который касается познания (логический, более сухой и т. д, а второй это эмоциональный интеллект. У одних людей высокий интеллект, но низкая эмоциональная сторона (они действуют логично, четко, не обращая внимания на эмоции). А есть люди у которых замечательный эмоциональный интеллект, но низкая познавательная сторона.
Эмоциональный интеллект — это база развития личности ребенка, которая появляется с первых секунд жизни ребенка. Эмоциональная сторона ребенка — это очень важно.
Игра «Смайлики».
Воспитатель. И я предлагаю вам поиграть в простые игры, в которые мы играем с нашими детьми в детском саду. Они не плохо справляются, и мы радуемся, что у них все хорошо с эмоциональным развитием. Игра называется «Смайлики». Я буду зачитывать вам стихотворении, а вы выберите смайлик, который обозначает эмоцию заключенную в нем и прикрепите на доску.
Рады. Рады светлые березы,
И на них от радости вырастают розы.
Родители находят смайлик.
Воспитатель. Какое же настроение у этого смайлика? А какое чувство он испытывает? И так — это радость: рот улыбается, глаза открыты. Молодцы, слушайте дальше.
Маша варежку надела,
— Ой! Куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домик не попал.
Воспитатель. Что это за чувство? Да, это удивление.
Я-Водяной, я -Водяной!
Поговорил бы кто со мной!
Внутри меня водица,
Ну как с таким водиться?
Со мной мои подружки
Пиявки да лягушки.
Фу какая гадость.
Воспитатель. Что это за чувство? Это чувство брезгливости.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости!
Воспитатель. Что это за чувство? Это любовь.
Зайку бросила хозяйка.
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Воспитатель. Какое настроение у Зайчика, правильно грустное. А следующие эмоцию я прошу показать вас с помощью мимики.
Ах, ты гадкий, ах ты грязный,
Неумытый поросёнок!
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие брюки,
Что сбежали даже брюки.
Воспитатель. Что делает Мойдодыр? Правильно, злиться. Слушайте дальше.
Вдруг какой-то страшный зверь
Открывает нашу дверь.
У него глаза горят и усы топорщатся.
У него ужасный вид, испугаться хочется!
Воспитатель. Что делает этот человек? Правильно, бояться. Вы молодцы, отлично справились с заданием. Посмотрите, у меня есть пустые смайлики, личики. Я предлагаю вам нарисовать на них эмоцию, с которой чаще всего вы видите своего ребёнка. И описать ваш рисунок 2-3 предложениями.
Родители выполняют задание.
Воспитатель. Спасибо вам большое, вы поправели очень глубокую работу. Вы выявили главные эмоции своего ребенка, вы поняли, что правильно их считываете, правильно на них реагируете.
Воспитатель. Подводя итог нашей встречи хочется сказать вам о том, что нужно чаще обращать внимание на эмоции своего ребенка, может он часто грустит, тогда нужно задать вопрос «Почему он так часто проявляет эту эмоции? Все ли у него в порядке?». Иногда дети зацикливаются на одной эмоции, тогда стоит немножко обогатить эмоциональный мир ребенка и познакомить его с новыми эмоциями, чувствами. Например, с чувством жалости, удивления, совести, любви. Читая сказки обращайте внимание ребенка на эмоции героев. Говорите своему ребенку о своих чувствах. И тогда ваши дети не будут обделены эмоциональным интеллектом и ваших семьях будет царить эмоциональное благополучие. И на память о нашей встречи, я бы хотела дать вам памятки «Эмоциональный мир ребенка».
Воспитатель. Спасибо вам за участие в нашем собрании, мне было приятно с вами работать. Я прошу вас поделиться вашими эмоциями от нашего разговора. Поднимите тот смайлик, который описывает ваши эмоции.
Источник
Его значения и пути развития.
Цели:
1.Формирование эмоций и чувств в жизни человека.
2. Формирование сопереживания и путей его становления у младших школьников.
3.Формирование семейных традиций в воспитании эмоциональности ребенка.
Задачи:
1.Выявление самооценки учеников класса
2.Определение причин преобладания негативных и позитивных эмоций у учащихся.
3.Формирование у родителей понимания необходимости устранения у ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности.
Предварительная подготовка: тестирование учащихся, их рисунки; оформление доски.
Форма проведения: семейный совет
Ход собрания:
I.Вступительное слово учителя:
Уважаемые родители!
Сегодняшний наш разговор будет о человеческих эмоциях.
В ряде наблюдений за детьми в классе, а также в ходе беседы с классным руководителем, мы пришли к таким выводам (учитель выдает родителям результаты тестирования детей, каждому индивидуально работу своего ребенка). На основании этих результатов мы сделали общий вывод, что 60% учеников класса имеют повышенный уровень тревожности, имеют неадекватно завышенную самооценку. Поэтому, обозначив эту проблему, мы решили провести родительское собрание на тему Эмоциональный мир ребенка.
Ведь каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться солнцу и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.
Проявление умения бороться с трудностями начинается с первых дней жизни ребенка. Так распорядилась природа. Однако мы, взрослые, иногда пытаемся поспорить с природой и пытаемся внести свои коррективы в существование и развитие ребенка. Пытаясь максимально защитить свое дитя, мы лелеем и оберегаем его, предупреждая желания и потребности, стараемся максимально облегчить его жизнь. Этим мы, взрослые, наносим вред его психике, ломаем его эмоциональную сферу. Ребенок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально, не учится бороться с трудностями жизни и с честью выходить из этой борьбы. Это сказывается на учебных результатах, на общении со сверстниками и взрослыми. Неумение жить в гармонии с собой приводит к нарушениям физического здоровья, различным заболеваниям.
Наши дети не всегда умеют радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении цели. Чем раньше мы об этом заговорим, тем быстрее сможем помочь детям справиться со своими эмоциями и развивать их в нужном направлении.
II. Беседа с родителями:
Учитель обращает внимание родителей на доску. На доске развешены рисунки детей на тему Моя семья (тема не указана).
На одной стороне расположены яркие, светлые рисунки; семья изображена обычно в полном составе. Фигуры людей хорошо прорисованы, детализированы, отчетливо видны черты лица. Присутствуют различные украшения.
На другой стороне расположены темные, мрачные рисунки. Линии размашистые, резкие. Угловатые фигуры не детализированы. Люди изображены в одиночестве, или отделены какими-то барьерами.
Родителям предлагается внимательно рассмотреть эти рисунки, и догадаться на какую тему рисовали дети. Далее выслушав все мнения, учитель говорит, что дети рисовали на тему Моя семья, но каждый передал свое восприятие домашней атмосферы.
Далее следует беседа с родителями: По свидетельству психологов, отношения в семье проецируются на детские рисунки. Не случайным является цветовое решение. Темные, мрачные тона говорят о негативном эмоциональном состоянии ребенка или о неприятии им изображаемых членов семьи. Барьеры между людьми в виде неодушевленных предметов ассоциируются с существующими в действительности барьерами общения, близость же фигур на рисунке свидетельствует об их реальной эмоциональной близости. Отсутствие на рисунке кого-либо из членов семьи может означать, что ребенок избавляется от эмоционально неприемлемых для него людей.
Изображение себя преувеличенно маленьким (или в углу листа) свидетельствует о неуверенности, замкнутости, робости ребенка, а рисование себя чрезмерно большим говорит о повышенном чувстве значимости, привлечении внимания к своей персоне.
Если ребенок вообще не рисует себя, значит он не видит своего места в семье.
Темные цвета, также признак негативного эмоционального состояния ребенка.
Учитель дает возможность родителям несколько минут подумать над этой информацией, подойти поближе к рисункам, рассмотреть их.
Затем педагог объясняет: То, что вы видите, связано, в первую очередь, с эмоциональным дискомфортом ребенка в семье, ведь, как считают специалисты. Рисунок является проекцией его душевного состояния. Учитель предлагает подумать и ответить на вопрос, почему дети именно так изобразили свою семью, и затем подытоживает их ответы.
Уважаемые родители! Сегодня на собрании мы с вами говорим об эмоциях и их роли в нашей жизни. Как вы знаете, эмоции бывают как положительные, так и отрицательные. Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся к учебной деятельности, а отрицательные эмоции её уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое взрослым, может привести к тому, что ребенок ищет любой способ, чтобы не ходить в школу. Мне бы хотелось обратить ваше внимание именно на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.
Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Этот принцип безусловное принятие ребенка. Безусловно принимать ребенка значит, любить его не за то, что красивый, умный, помощник, а за то, что он просто есть.
Многие родители считают главными воспитательными средствами наказания и поощрения. А это говорит об условной любви: что-то выполнил хороший, чего-то не сделал плохой. Таким образом, естественный процесс воспитания сводится к какой-то дрессировке.
Психологами доказано, что любовь, забота, ласка это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него должно возникать сомнений в расположении родителей. В своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим. Известный семейный психотерапевт В. Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания. А для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день не только ребенку, но и взрослому.
Удовлетворение потребности в любви и принятии — необходимое условие нормального психического развития ребенка. Если они не получают знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения. Безусловно, многие из вас при рассматривании рисунков задумались о своих взаимоотношениях с детьми, об атмосфере, которая сложилась в вашей семье.
Далее учитель предлагает родителям два теста, в которых надо быстро ответить на вопросы и сделать для себя выводы, стоит ли работать над собой и менять свои взаимоотношения с ребенком или в вашей семье все прекрасно.
Первый тест Кто я?
Надо десять раз задать себе этот вопрос и записать ответы на листочке. Когда работа закончена, учитель предлагает родителям оценить ее результаты: Посмотрите, на каком месте стоит ответ Я мать или Я отец. Если вы написали об этом вначале, значит, родительская позиция является наиболее важной в жизни. Если же ответ стоит в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка.
Второй тест Какой мой ребенок?
Нужно написать десять эпитетов, которые отображают особенности вашего ребенка. Затем оценить каждое названное качество знаком + и -, только с точки зрения родителя. Когда работа будет сделана, педагог предлагает подсчитать, сколько получилось плюсов и минусов. Если плюсов не менее 8, то в отношениях с ребенком все в порядке. Если нет ни одного минуса, то эта крайность не имеет ничего общего с принятием и расположением. Слепая любовь не поможет ребенку избавиться от имеющихся у него недостатков. Если результаты 50 на 50, то ваше принятие ребенка можно поставить под сомнение. Считать сове дитя наполовину плохим может или очень критично настроенный родитель или недостаточно любящий. Если же вы видите в ребенке в основном плохие качества, то о ни каком принятии не может быть и речи. Вы выделяете недостатки для того, чтобы бороться с ними, не подозревая, что в этой борьбе можете потерять главное любовь и искренность ребенка.
III. Педагогический тренинг
Учитель предлагает родителям несколько упражнений на отдых и расслабление по теме собрания.
1.Две минуты отдыха
Инструкция: сядьте удобно, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула, закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там… делайте то, что вам приятно делать… Или ничего не делайте, как хотите… Побудьте там, где вам хорошо, три минуты
Через 2З минуты группа выходит из упражнения сама.
2.Ритм (взято из системы И. Роджерса).
Целью упражнения является создание гармонии внутреннего мира родителей, ослабление психологической напряженности развитие внутренних психических сил.
Инструкция: это упражнение выполняется в паре и помогает участникам формировать открытость к собеседнику.
Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один ведущий, второй зеркало. Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает осуществлять произвольные движения руками, а играющий роль зеркала пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.
Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний ритм другого человека и как можно полнее отразить его. При этом полезно думать, что ваш ребенок индивидуальность, обладающая уникальным психологическим ритмом. Чтобы правильно понять его, необходимо почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.
3.Модальность.
Инструкция: почувствуйте себя ребенком. Какие слова ваш ребенок чаще всего слышит дома? Примерно следующие: Ты должен хорошо учиться!, Ты должен думать о будущем!, Ты должен уважать старших!, Ты должен слушаться старших!. Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: Ты можешь…, Ты имеешь право…, Тебе интересно….
А теперь перейдите в позицию родителя. Что вы чаще всего говорите о себе, обращаясь к ребенку. А говорите следующее: Я могу тебя наказать…, У меня есть полно право…, Я знаю, что делать…, Я старше и умнее… Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ребенку.
Ребята понимают, что они не могут ничего, для них одни запреты, а взрослые могут все, у них полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость, обостряя взаимодействие детей с взрослыми, и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Нельзя забывать, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не вытянуть возложенной на него тяжелой ноши долга. Давайте потренируемся.
Типичная фразаКак необходимо говорить
Ты должен хорошо учиться!Я уверен, что ты можешь хорошо учиться
Ты должен думать о будущем!Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию ты планируешь выбрать?
Ты должен уважать старших!Ты знаешь: уважение к старшим это элемент общей культуры человека.
Ты должен слушаться учителей и родителей!Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться.
IV.Подведение итогов собрания.
В конце беседы учитель проводит анкетирование родителей (см. приложение № 1). Листки с ответами родители отдают педагогу, которые он использует при дальнейшей работе, как с родителями, так и с детьми.
Затем учитель выдает памятки рекомендации для родителей, которые он заранее подготовил (см. приложение № 2,3,4).
Чтобы закончить собрание на положительной ноте, учитель предлагает родителям посмотреть презентацию класса, где ребята участвуют в жизни школы и класса.
Приложение № 1.
Анкета для родителей
1.Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как вы это делаете?
2.Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?
3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.
4. Эмоционален ли ваш ребенок?
5. Умеет ли ваш ребенок радоваться?
6. В каких случаях ваш ребенок проявляет радость, восторг?
7. Считаете ли вы необходимым для ребенка поддерживать его состояние радости, удовольствия?
8. Каким образом вы это делаете?
9. Как вы помогаете своему ребенку преодолевать негативные эмоции?
10. Как часто негативные эмоции вашего ребенка связаны со школой и учебной деятельностью?
11.Боится ли ваш ребенок говорить вам о своих учебных неуспехах?
12. Считаете ли вы проблему эмоционального состояния школьника значимой для обсуждения в ходе родительского собрания?
Приложение № 6
Памятка-рекомендация для родителей
При общении с детьми не рекомендуется употреблять следующие выражения:
Я тысячу раз говорил тебе, что
Сколько раз надо повторять
О чем ты только думаешь
Неужели тебе трудно запомнить, что
Ты становишься
Ты такой же, как
Отстань, некогда мне
Почему Лена (Настя, Ваня) такая, а ты — нет
При общении с детьми рекомендуется употреблять следующие выражения:
Ты у меня самый умный (красивый)
Как хорошо, что ты у меня есть.
Ты у меня молодец.
Я тебя очень люблю.
Как ты хорошо это сделал, научи и меня этому.
Спасибо тебе, я очень тебе благодарна.
Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Правила для родителей при общении с детьми.
Безусловно принимайте своего ребенка.
Активно слушайте его, сочувствуйте, переживайте.
Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу записки.
Не вмешивайтесь в его занятия, которые он может выполнить сам.
Помогайте, когда просит.
Поддерживайте и отмечайте успехи.
Рассказывайте о своих проблемах, делитесь чувствами.
Разрешайте конфликты мирно.
Приложение № 7
Программа реабилитации детей с нарушением эмоциональной сферы
Реабилитационная программа опирается на следующие психологические особенности детей:
личностные изменения (неадекватные образ Я и самооценка, низкий уровень развития рефлексии, выраженный эгоцентризм);
состояние отчужденности от культуры и других людей;
повышенная конфликтность, агрессивность, тревожность, наличие страхов, нарушение эмоционального состояния;
неумение общаться и взаимодействовать с другими людьми, бедный опыт позитивных социальных контактов;
низкий уровень развития самостоятельности, самоконтроля, социальной компетенции.
Личностные и поведенческие отклонения детей обуславливают низкую социальную компетенцию, беспомощность, неприспособленность к нормальной жизни, неэффективные способы поведения и общения со сверстниками и взрослыми, нарушение всех видов деятельности (игра, труд, учеба, общение).
Задачи реабилитационной программы:
1.Развитие рефлексии (осознание своих чувств, понимание своих переживаний, сравнение своих хороших качеств).
2.Развитие произвольности (умение справиться со своими негативными эмоциями, нахождение способов достижения успеха).
3.Развитие Я- концепции (самопринятие, самоуважение, чувство гордости, радость от самостоятельно достигнутого успеха, оценка необходимости себя).
4.Развитие навыков социальной компетенции (понимание другого, умение договориться, цели самосовершенствования).
Преодоление эгоцентризма, установка на партнерство и совместную деятельность.
Приложение № 8
Игры упражнения на согласованность совместных действий и развитие координации
Воображение. Игра проводится с воображаемыми предметами.
Взрослый и ребенок имитируют парные движения: переносят бревно, пилят дрова, гребут веслами.
Дружная пара. Взрослый и ребенок берутся за руки. По первому звуковому сигналу кружатся в одну сторону (5-7 сек.), по второму сигналу останавливаются. После короткого перерыва повторяют движения в другую сторону.
Угадай, что я делаю. Ребенок и взрослый с помощью мимики и пантомимики по очереди изображают действия, например лыжника (катится с горки), дирижера оркестра, скрипача, пловца, канатоходца, художника и т.д. И каждый отгадывает, кого изобразил другой игрок.
Поиграй с пособием. Взрослый берет мяч и выполняет с ним разные действия (подбрасывает, ловит, отбивает об пол), ребенок повторяет те же действия с мячом.
Затем взрослый спрашивает: Что еще может делать наш мяч? Ребенок придумывает новые действия, взрослый помогает ему. Далее ребенок выбирает другое пособие (например, обруч) и выполняет с ним разные действия (прокатывает, крутит и т.д.), а взрослый повторяет.
Затем оба игрока выполняют действия в паре: прокатывание мяча и обруча друг другу, бросание мяча и т.д.
Мы — петрушки. Взрослый и ребенок сидят на корточках, держась за руки (разговаривают, шутят). По сигналу одновременно подпрыгивают.
Звучит музыка: взрослый и ребенок притопывают ногами, выполняют приставные шаги с приседаниями, затем кружатся, держась за руки. После окончания музыки останавливаются и кланяются.
Веселые хлопушки. Ребенок и взрослый садятся напротив друг друга (на полу). Взрослый начинает игру с одного движения хлопает левой рукой по левому колену. Ребенок должен это движение повторить. Затем взрослый хлопает правой рукой по правому колену, ребенок повторяет одновременно и это движение, и предыдущее. Игра продолжается до тех пор, пока в композицию не войдет 7-10 движений.
Непреодоленная детская эгоцентричность может стать одной из серьезных причин неумения человека вступать во взаимодействие с окружающими, налаживать дружеские связи и партнерские взаимоотношения. Человек настолько сосредоточен на себе, что не может адекватно оценить душевное состояние другого, понять реакцию на свои поступки.
Способность точно воспринимать состояние другого человека психологи обозначают термином сензитивность. Развитие сензитивности является важнейшим аспектом педагогической работы. Конечно же, это очень непростая задача развивать в ребенке душевную чуткость. В первую очередь здесь играет роль умение самого педагога проявлять необходимый такт и внимание к состоянию детей.
Но небесполезным окажется в этой работе и знакомство малышей с основными элементами мимической грамоты.
Еще в XIX веке немецкий анатом К.Пидерит сделал рисунки, на которых показал, что выразительность лица достигается изменением положения рта, глаз, бровей, носа. Позже психологи Тайер и Шифт создали модели, на которых душевное состояние человека передается при помощи изменения положения бровей и губ.
Человек высоко поднимает брови, если он не верит тому, что услышал; поднимает наполовину, если удивлен; сохраняет в нормальном положении, если нейтрален; слегка сдвигает брови к переносице, если недоумевает; брови сильно сдвигаются вниз, к переносице, когда человек сердится или охвачен жестокостью. Уголки рта поднимаются вверх, когда человек доволен, и опускаются, если он огорчен.
Если у наших читателей есть опыт использования детьми карточек настроений, ждем писем с описанием их творческих находок.
Источник