Эмоциональное развитие умственно отсталого ребенка

Эмоциональное развитие умственно отсталого ребенка thumbnail

Библиографическое описание:


Федосеева, О. А. Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка / О. А. Федосеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 446-447. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6372/ (дата обращения: 16.07.2020).

Психология
занимается изучением своеобразия развития психики умственно отсталого
ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его
развития в зависимости от характера обучения и воспитания,
сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении
и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации дефекта.

Одной из важных
характеристик личности ребёнка-олигофрена является незрелость его
эмоциональной сферы.

Эмоции и чувства
играют существенную роль в развитии личности.
У ребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых
первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому
формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко
осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему
изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка, их
формирование и воспитание имеют столь важное значение.

Как и все другие дети,
умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни
развиваются. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Психика
развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости…
Развитие психики — это специфика детского возраста,
пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма»
[1, 42].

Наряду со специфичным
развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной
сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся, прежде всего,
в незрелости.

Незрелость эмоций и чувств
умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь
особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.

У олигофрена-школьника
недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой
деятельности.

Н. Л. Коломинский
отмечает, что
«Умственно
отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как
для нормального школьника моделью приобретения социального опыта.
Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим
показателем умственной отсталости» [2, 9].

Это объясняется тем, что
у ребёнка-олигофрена очень слабо развиты потребности в новых
впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало
выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности.
Его деятельность и поведение подвержены влиянию
непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий.
Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность,
повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость,
отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального
школьника, у ребёнка-олигофрена
не происходит формирование социальных чувств.

Незрелость в эмоциональной
сфере в школьном возрасте ещё резче проявляется в школьный
период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной
и опосредованной формы деятельности.

Школьный возраст отличается
рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития
детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической
деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался
в процессе игры и общения с окружающими, то в школе
он попадает в условия обучения по твёрдой программе. Изменяется
тип ведущей деятельности из игровой в учебную, перестраиваются
мотивы. Основным мотивом становятся указания учителя.

Для эмоциональной сферы
умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность,
бедность переживаний. Как отмечает С. С. Ляпидевский
и Б. И. Шостак, его «чувства однообразны,
неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие
или неудовольствие), возникают только при непосредственном
воздействии того или иного раздражителя» [3, 27].

То есть, переживания
умственно отсталого ребенка примитивны и еще нет
дифференцированных тонких оттенков переживаний.

Это объясняется тем, что
у ребёнка есть наличие примитивных потребностей.

Вместе с тем
отмечается живость эмоций у ребёнка —
олигофрена
(приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностью
и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного
переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности,
лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими
детьми.

Кроме того,
у детей-олигофренов часто бывают неадекватные воздействиям
эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная
лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий.

Типичны малая
дифференцированность и однообразие эмоций, бедность либо
отсутствие оттенков переживаний, слабость побуждений и борьбы
мотивов, эмоциональные реакции в основном на непосредственно
воздействующие раздражители. Недоразвитие эмоциональной сферы
усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность,
недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы,
самостоятельности. В то же время неспособность подавлять аффект
либо влечения часто проявляется в склонности к импульсивности,
интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные
разряды) по незначительному поводу.

В эмоционально-волевой
сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность
эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить
главное от второстепенного, побочного. Отсутствуют либо очень слабы
те переживания, которыми определяются интерес и побуждения
к познавательной деятельности. Но в то же время даже при
выраженных степенях слабоумия нередко сохранны эмоции, связанные
с элементарными потребностями, конкретной ситуацией, а также
“симпатические” эмоции: проявления сочувствия
к конкретным лицам, способность к переживанию обиды, стыда.

Читайте также:  Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка презентация

Слабость мысли, интеллекта
умственно отсталого ребёнка и незрелость, примитивность
мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование
высших чувств.

Изучение эмоций и чувств
такого ребёнка, правильное их формирование и воспитание,
способствует формированию его характера, новых положительных свойств
личности и в конечном итоге, коррекции основного психического
дефекта.

При всем этом, личность
аномального ребенка развивается. Специфически, своеобразно
развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно,
опираясь, на имеющиеся сохранные функции и возможности умственно
отсталого ребенка и зная специфику, особенности, своеобразие его
эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по
устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной
сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности
умственно отсталого ребенка в целом и в решении актуального
вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.

Литература:

      1. Рубинштейн С. Л. Бытие
        и сознание. -М.: Изд-во,
        1957 г.

      2. Психология и психопатия
        слабоумия. -Киев; Радянська школа, 1981.

      3. Ляпидевский С. С.,
        Шостак Б. И. Клиника олигофрении. -М.: Просв.
        1973г.

Источник

эмоциональное состояние умственная отсталость школьник

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.

Термин «олигофрения» («малоумие») был предложен в 1915 году Е. Крепелином для обозначения врожденного слабоумия. При олигофрении имеет место раннее, обычно внутриутробное недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первого года жизни. Экзентивность поражения, связанная с генетическими пороками развития, диффузным поражением незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействий, обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем.

Исследованием эмоций детей с интеллектуальным недоразвитием занимались: Д.Б.Эльконин, Л.В.Занков, М.С.Певзнер, Г.Ф.Бреслав и другие. На сегодня проблема эмоций умственно отсталых детей является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.

Понимания собственных эмоциональных состояний детьми с интеллектуальными нарушениями и умение внешне выразить личные переживания, а также понимание эмоциональных состояний окружающих людей стоит достаточно остро.

Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения. Развитие личности умственно отсталого ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно проходит в своеобразных условиях.

Особым образом идет развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка.

Во-первых, чувства умственно отсталого ребенка долгое время не достаточно дифференцированы. В этом отношении он несколько напоминает малыша. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний невелик: они либо чем-то очень довольны, радуются, либо напротив, огорчаются и плачут. У нормального же ребенка более старшего возраста можно наблюдать множество различных оттенков переживаний. Так, например, от получения хорошей отметки может появится смущение, радость, чувство удовлетворенного самолюбия. Переживания умственно отсталого более примитивны, он испытывает только или удовольствие или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет.

Во-вторых, чувства умственно отсталых детей часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по всей динамике. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других детей (такие встречаются гораздо чаще) наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний возникающих по малосущественным поводам. Так, например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию. Проникнувшись желанием куда-либо пойти, с кем-либо повидаться, умственно отсталый ребенок не может затем оказаться от своего желания, даже если это стало не целесообразным.

Слабость интеллектуальной регуляции чувств обнаруживается в том, что дети ни чем не корригируют своих чувств сообразно ситуации, не могут найти удовлетворение какой-либо своей потребности в ином действии, замещающем первоначально задуманное. Они долго не могут найти утешение после какой-либо обиды не могут удовлетвориться какой-либо, даже лучшей вещью какой им подобрали взамен похожей, разбитой или утерянной.

Наряду с общим недоразвитием эмоциональной жизни у умственно отсталых детей, можно иногда отметить некоторые проявления болезненных чувств, о которых воспитателю нужно знать и соответственно этому осуществлять квалифицированный психолого-педагогический подход к больному ребенку.

Таковы, например, явления раздражительной слабости, заключающийся в том, что в соответствии утомления или при общем ослаблении организма, дети реагируют на все мелочи вспышками раздражения.

Эмоциональная незрелость характеризуется тем, что у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствие критики. Эмоциональные реакции этих детей примитивны и поверхностны. У детей эмоциональное развитие задержано, они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие.

Читайте также:  Стишки для развития ребенка 2 месяца

Эмоции и чувства умственно отсталого ребенка недостаточно дифференцированы. Его переживания примитивны, и практически отсутствуют тонкие оттенки переживаний. Чаще всего ему присущи крайние, полярные чувства: он испытывает только или удовольствие, или неудовольствие. Т.о., можно говорить об ограниченности диапазона переживаний умственно отсталых детей. С этим связаны частые затруднения понимания мимики и жестов, выразительных движений людей, изображений эмоций на картинках. Наблюдается живость эмоций умственно отсталых детей (приветливость, доверчивость, оживленность) наряду с их поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, легкую внушаемость в поведении и играх, следует за другими детьми. Их эмоции малоустойчивы, подвижны, отмечается слабость интеллектуальной регуляции чувств.

Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости…

Развитие психики — это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма». Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.

Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.

У школьника недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности.

Н.Л. Коломинский отмечает, что «Умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости». Это объясняется тем, что у ребёнка очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка не происходит формирование социальных чувств.

Незрелость в эмоциональной сфере в школьном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной и опосредованной формы деятельности.

Часть сведений об эмоциональной сфере учащихся c умственной отсталостью, была получена путем проведения специальных психологических исследований. Рассматривалась возможность детей воспринимать и понимать эмоциональные состояния персонажей, изображенных на сюжетных картинках. Исходным было положение о том, что понимание эмоционального состояния другого человека определенным образом характеризует эмоциональный мир ребенка. Было установлено, что учащиеся с умственной отсталостью допускают грубые ошибки и даже искажения при толковании мимики персонажей, изображенных на сюжетной картине, им не доступны сложные и тонкие переживания, они сводят их к более простым и элементарным. Однако почти все ученики правильно понимают и называют наиболее часто переживаемые ими самими и окружающими людьми состояния радости, обиды и т.п.

Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит к тому, что у учащихся коррекционных школ с опозданием и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности и т. д. Сложные эмоции социально-нравственного характера, тонкие оттенки чувств остаются недоступными для понимания и обозначения.

Важным аспектом изучения эмоционального развития школьников с умственной отсталостью является исследование их эмоционального состояния в процессе урока, поскольку учебная деятельность ставит перед ними достаточно жесткие требования, а ее осуществление связано с переживанием эмоций.

Изучив литературу по данному вопросу, пришли к выводу, что гипотеза подтверждается: эмоциональная сфера младшего школьника с умственной отсталостью отличается от эмоциональной сферы младшего школьника в норме. Переживания умственно отсталого более примитивны, в отличие от его сверстника в норме, он испытывает только или удовольствие или неудовольствие. Чувства бывают неадекватны. Ребенок в норме может дифференцировать тонкие оттенки переживаний. Эти данные попробуем подтвердить экспериментально.

Источник

Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости…Психология занимается изучением своеобразия развития психики умственно отсталого ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависимости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации дефекта.

Одной из важных характеристик личности ребёнка-олигофрена является незрелость его эмоциональной сферы. Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное значение. Развитие психики — это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма» . Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости. Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта. У олигофрена-школьника недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности. Н. Л. Коломинский отмечает, что «Умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости» . Это объясняется тем, что у ребёнка-олигофрена очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка-олигофрена не происходит формирование социальных чувств. Незрелость в эмоциональной сфере в школьном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной и опосредованной формы деятельности. Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по твёрдой программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учебную, перестраиваются мотивы. Основным мотивом становятся указания учителя. Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С. С. Ляпидевский и Б. И. Шостак, его «чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя» . То есть, переживания умственно отсталого ребенка примитивны и еще нет дифференцированных тонких оттенков переживаний. Это объясняется тем, что у ребёнка есть наличие примитивных потребностей. Вместе с тем отмечается живость эмоций у ребёнка — олигофрена (приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми. Кроме того, у детей-олигофренов часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий. Типичны малая дифференцированность и однообразие эмоций, бедность либо отсутствие оттенков переживаний, слабость побуждений и борьбы мотивов, эмоциональные реакции в основном на непосредственно воздействующие раздражители. Недоразвитие эмоциональной сферы усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности. В то же время неспособность подавлять аффект либо влечения часто проявляется в склонности к импульсивности, интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные разряды) по незначительному поводу. В эмоционально-волевой сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить главное от второстепенного, побочного. Отсутствуют либо очень слабы те переживания, которыми определяются интерес и побуждения к познавательной деятельности. Но в то же время даже при выраженных степенях слабоумия нередко сохранны эмоции, связанные с элементарными потребностями, конкретной ситуацией, а также “симпатические” эмоции: проявления сочувствия к конкретным лицам, способность к переживанию обиды, стыда. Слабость мысли, интеллекта умственно отсталого ребёнка и незрелость, примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств. Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их формирование и воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта. При всем этом, личность аномального ребенка развивается. Специфически, своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь, на имеющиеся сохранные функции и возможности умственно отсталого ребенка и зная специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности умственно отсталого ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.

Читайте также:  Задержка моторного развития ребенка лечение

Источник