Эмоциональное развитие шестилетнего ребенка
Кузнецова Яна Сергеевна
Консультация «Особенности эмоциональной сферы детей 6–7 лет»
Старший дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка – обучению в школе.
Данный возрастной период считается кризисным – кризис 7 – ми лет (рождение социального «Я» ребенка). Одной из важных особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, увеличивается объем памяти, развивается связная речь, восприятие и воображение, мышление переходит от наглядно – действенного к наглядно – образному. Самооценка становится более адекватной. Ребенок готов к расширению своего микромира; уже хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится.
Эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости)он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций (взгляды, улыбки, жесты, позы, движения). Кроме того, ребенок осваивает выражение чувств с помощью интонации, мимики, что помогает ему понять переживания другого человека.
Для детей данного возраста становится характерным более адекватное проявление эмоций, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый стабильный эмоциональный фон определяет растущая способность детей управлять своими эмоциями.
От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.
Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.
Эмоции и чувства формируются в процессе общения со взрослыми.
Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Ребенок ориентирован на внешнюю оценку, он создает собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия, и вызывает у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослыми, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств ребенка.Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным.
По мере развития личности ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности.
Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников: научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово); совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Источник
Особенности эмоционально-личностной сферы детей 6-7 лет
Старший дошкольный возраст не случайно выбран в качестве центральной темы нашей статьи. Данный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений.
В этот период происходит становление эмоционально-личностной сферы. Как утверждают отечественные психологи, эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности. В связи с этим они выделяют три аспекта эмоциональных процессов:
1. Аспект переживания.
2. Аспект отношения.
3. Аспект отражения.
Согласно первой точке зрения, специфичность эмоций заключается в переживании событий и отношений. По мнению С.Л. Рубинштейна, «чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает». То есть, чувства выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. «Психические процессы, взятые в конкретной целостности, – это процессы не только познавательные, но и эмоционально-волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение, для окружающего их субъекта, для его жизни и деятельности».
Другой точка зрения на определение эмоций исходит из того, что эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к окружающему миру. П.М. Якобсон считает, что «человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям реального мира».
Изначально эмоционально-личностная сфера ребенка развивается и видоизменяется в ходе практической деятельности, в процессе реального взаимодействия с людьми и предметным миром. В проводившихся исследованиях Е.И. Захаровой выявлена зависимость эмоций от содержания и структуры детской деятельности, от особенностей взаимодействия с окружающими людьми, от того, как ребенок усваивает нравственные нормы и правила поведения.
Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. При этом, взрослый, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ребенку овладеть средствами осознавания себя и самооценивания.
Под термином «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную – знания и представления о себе (Кто я?), и оценочную, или самооценку (Какой я?).
Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное).
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Другой компонент эмоционально-личностной сферы дошкольников 6-7 лет, изученный нами – социальный интеллект.
Работа интеллекта становится гарантией личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. По мнению М.А. Холодной, чем в большей мере человек использует свой интеллект для анализа и оценки происходящего, тем в меньшей мере он податлив по отношению к любым попыткам манипулирования им извне.
Особый интерес в этой связи представляет феномен социального интеллекта, как совокупности когнитивных функций индивида, обеспечивающих способность к самопознанию и самоуправлению для успешного решения задач по взаимодействию с окружающей действительностью. Понятие социального интеллекта является новым для современной психологии. Определенный интерес представляет вопрос о соотношении интеллекта как уровня умственного развития и социального интеллекта человека.
Благодаря исследованиям Дж. Гилфорда, выделившего его среди компонентов общего интеллекта, термин «социальный интеллект», предложенный Э. Торндайком еще в 1920 году, обрел подлинную реальность для психологической науки.
К области взаимодействия интеллекта с окружающим миром относят социальный интеллект Р. Стернберг, С. Блок и М. Кремен. По мнению Стернберга, социальный интеллект есть умственное самоуправление своим поведением, служащее для обеспечения взаимоотношений индивида и окружающей среды.
Как уже говорилось ранее именно в период с 6 до 7 лет процесс формирования у ребенка представлений о социуме и его конкретной роли в нем идет очень активно. Проще говоря, социальный интеллект — способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людей в обществе. Эта способность выступает одной из ключевых, способствующей нормальному существованию человека в социуме.
Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания.
Одно из таких мотивов – чувство долга. Оно проявляется в 6-7 лет. Ребенок опознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.
Отсюда еще одна характерная черта детей 6-7 лет тревожность. Как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте. Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие человека.
Устойчивая личностная тревожность возникает у детей с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность. Этот вид тревожности выступает как реакция на угрозу чего-то несуществующего, не имеющего ни названия, ни чёткого образа, но грозящего человеку потерей себя. Тревожный ребёнок становиться социально дезадаптированным и поэтому он уходит в свой внутренний мир. Он становиться хамелеоном по принципу: «Я – как все». Так же тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием ребенка в наиболее значимых сферах деятельности и общения, либо существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определённых личностных конфликтов, неадекватного развития самооценки и т.п.
Учитывая особенности периода 6-7 лет, можно сказать, что возрастные проявления тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка. Но это требует педагогической компетенции от родителей, которая включает в себя умение общаться со своим ребенком, необходимость уделять ему достаточно времени и сил.
Говоря о периоде 6-7 лет для детей, можно подытожить, что в это время организуется собственный опыт взаимодействия со средой и людьми, складывается способность к самостоятельному эмоциональному контролю. В этот период возникают и фиксируются страхи не оправдать ожидания, быть отвергнутыми другими. Именно в это время мы судим о развитости у ребенка индивидуальных механизмов эмоционального контроля, самооценке, тревожности, социальном интеллекте, как основных компонентах эмоционально-личностной сферы, позволяющих детям успешно функционировать в обществе.
Список литературы
1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989.
2. Якобсон, П.М. Изучение чувств у детей и подростков / П.М. Якобсон. – М.: Московское издательство,1961.
3. Захарова, Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду . – 1998 – №1.
4. Корниенко, Н.А. Эмоционально-нравственные основы развития личности/ Н.А. Корниенко. – Новосибирск: НГПУ, 1995.
5. Филиппова, Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка. К проблеме определения понятия. Центр Семьи и Детства РАО Научный Центр Психического Здоровья РАМН. 2004
Источник
Стародубова Наталья Петровна
«Особенности эмоциональной сферы детей шестилетнего возраста»
Содержание:
Введение
Глава I. Эмоциональное развитие дошкольников.
§1. Эмоциональная сфера как проблема современных исследований.
§2. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.
§3. Основные показатели эмоционального развития детей шестилетнего возраста.
Глава II. Изучение особенностей эмоциональной сферы шестилетних детей.
§1. Организационные аспекты экспериментального исследования.
§2. Результаты экспериментального исследования.
Заключение
Список литературы:
Приложение
Введение
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.
В обосновании актуальности выбранной темы, главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более повершенному отношению шестилетнего ребёнка к окружающему миру, природе и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.
Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у шестилеток чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.
Ребёнок шести лет учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Изучение эмоциональной сферы детей 6 лет имеет особое значение, так как к началу школьного обучения и в процессе адаптации к нему возрастает напряжение и тревожность ребенка.
Другой причиной возникновения дезадаптивного поведения может быть чрезмерное переутомление и перегрузка. Само поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Успешность обучения его в школе зависит от особенностей воспитания в семье, его уровня подготовленности к школе.
Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Шестилетний ребенок осваивает социальные нормы выражения чувств, изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными, формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические. Таким образом, к началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно и развитие и протекание учебной деятельности.
Эффективность обучения зависит в большей мере от того, как шестилетний ребёнок эмоционально относится к обучающему, к предложенному им заданию, какие чувства вызывает у него сложившаяся ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи. Подобные эмоциональные проявления существенно влияют не только на уровень интеллектуального развития ребёнка, но и более широко на умственную активность и даже на творческие способности.
Поэтому, рассматривая уровень подготовленности ребёнка к школьному обучению, мы имеем в виду, прежде всего его личностную готовность как единство его интеллектуальных качеств с активным эмоциональным отношением к окружающим.
Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Воспитание чувств ребёнка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. То, как будут усваиваться новые знания, и умения и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребёнка к людям и к окружающей действительности.
Психологи указывают на то, что формирование высших человеческих чувств, происходит в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определённых условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребёнок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Решающую роль в этом играет включение шестилетнего ребёнка в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определённых норм и правил для достижения важных и интересных целей.
Особенности эмоционального развития ребёнка шестилетнего возраста необходимо знать, для того чтобы при поступлении в школу можно было его (ребёнка) объективно оценить и вовремя принять коррекционные меры.
Цель исследования:
выделить и охарактеризовать основные особенности эмоциональной сферы детей шестилетнего возраста.
Объектом изучения:
эмоциональное развитие дошкольников.
В качестве предмета исследования: особенности эмоциональной сферы детей шестилетнего возраста.
Гипотеза исследования:
основными особенностями эмоционального развития детей шестилетнего возраста являются:
— освоение социальных форм выражения эмоций;
— формируется чувство долга;
— получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
— благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
— умение ребенка контролировать свои эмоциональные реакции;
— умение правильно воспринимать и оценивать эмоции другого человека.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные подходы к изучению эмоциональной сферы дошкольников в научной литературе;
2. Выявить особенности развития эмоциональной сферы на разных возрастных этапах дошкольного детства;
3. Выделить основные показатели эмоционального развития детей шестилетнего возраста;
4. Организовать экспериментальное исследование по выявлению особенностей эмоционального развития детей шестилетнего возраста;
Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы был использован
комплекс методов исследования:
констатирующий эксперимент, экспериментальная беседа, наблюдение, социометрия.
Источник