Эмоциональное развитие ребенка занятия

Занятия на эмоциональное развитие детей.

(Подготовительная группа)

Цель занятий  – развитие эмоциональной сферы.

Задачи: 1)  выявление представления у детей знаний об эмоциональных состояниях;

2) обучение выражению своих эмоций и чувств

3) обучение определению эмоционального состояния другого человека.

Литература:

1)  Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – 4-е изд. – М.: Генезис, 2013.

2) Вильшанская А.Д. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Я и мои чувства, настроение, эмоции» — М.: Школьная Пресса, 2011.

3) .В.Крюкова, Н.П.Слободяник «Удивляюсь, злюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезиз. 2005

Занятие 1. Тема: «Знакомство с базовыми эмоциями, краткий обзор всех эмоций».

Цель – выявление представления у детей знаний об эмоциональных состояниях и чувствах.

1. Приветствие. Передаем игрушку по кругу, называем по имени и говорим друг другу: «Доброе утро!»

2. Тематический словарь в картинках стр. 1., беседа о чувствах и эмоциях. Пробуем изобразить эмоцию с помощью мимики.

3. Рисунок «Какое у меня сейчас настроение», обсуждение.

4. Прощание – передаем игрушку и говорим друг другу «Спасибо!»

Занятие 2. Тема: «Радость-1».

1. Приветствие. Передаем игрушку по кругу, говорим какое у нас настроение.

2. Тематический словарь в картинках стр. 2., беседа о радости, история про девочку и мальчика. Пробуем изобразить эмоцию с помощью мимики.

3. Этюд «Встреча с другом». (Цель — развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое настроение, развитие выразительных движений.)

У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу!

Выразительные движения — плечи опущены, выражение печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех (радость).

Попробуем разыграть эту сценку.

4. Примеривание на себя роли.

Первая история называется «Хорошее настроение».

Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, — сказала она, — мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.

Выразительные движения: походка — быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.

Вторая история называется «Умка».

Жила-была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведица и их маленький сыночек — медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом начинал подпевать ма-ме, медведице.

Выразительные движения — улыбка, плавные покачивания.

Очень хорошо! Радоваться могут и дети, и взрослые. На прошлом занятии мы говорили о том, что такое радость для вас. Сейчас давайте подумаем, что же такое радость для мамы. Закончите предложение: «Моя мама радуется, когда…»(Запишите высказывания детей.)

5. Прощание – передаем игрушку и говорим друг другу «Спасибо!»

Занятие 3. Тема: «Радость-2»

1. Приветствие. Передаем игрушку по кругу, говорим какое у нас настроение.

2. «Игра с платком» (Цель — снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.)

Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто — зрителем, проведем небольшую артистическую разминку.

У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:

— бабочку,

— принцессу,

— волшебника,

— бабушку,

— фокусника,

— человека, у которого болит зуб,

— морскую волну,

— лису.

После показа каждого нового персонажа задавайте детям следующие вопросы: «Кто может показать бабочку (принцессу, …) иначе? Кто еще хочет попробовать?»

3. Рисунок «Что для меня значит радость», обсуждение.

4. Прощание – передаем игрушку и говорим друг другу «Спасибо!»

Занятие 4. Тема: «Грусть-1».

1. Приветствие. Передаем игрушку по кругу, говорим друг другу «Я рад тебя видеть» и делаем смешное движение.

2. Тематический словарь стр. 3, обсуждение грусти, картинка первая  и вторая, показ мимики.

3. Разыгрывание сценки про птичку, которая сломала крыло, как можно помочь грустной птичке?

Сценка про потерявшегося мальчика (девочку). Как можно помочь,  чтобы не было грустно?

4.Коллаж. Перевоплощение грустных колобков, в веселых людей. (материал вырезки из журналов — нос, глаза, рот;  клей, карандаши).Составить из вырезок лицо и дорисовать волосы, шею и тело (портреты). Обсуждение.

5. Прощание – передаем игрушку и говорим друг другу «Спасибо!»

Занятие 5. Тема: «Грусть-2».

1. Приветствие. Передаем игрушку по кругу, говорим какое у нас настроение.

2. Вспоминает грустное настроение.

3. Коллаж. Перевоплощение грустных колобков, в веселых людей. (материал вырезки из журналов — нос, глаза, рот;  клей, карандаши). Составить из вырезок лицо и дорисовать волосы, шею и тело (портреты). Обсуждение.

4. Прощание – передаем игрушку и говорим друг другу «Спасибо!»

Занятие 6. Тема: «Злость».

1. Приветствие. Передаем игрушку, говорим: «Доброе утро!»

2. Тематический словарь стр. 5, обсуждение злости, картинка первая  и вторая, показ мимики, показ с помощью движений.

3. Работа с пословицами и поговорками.

Как ты понимаешь высказывания?

О чувстве злости говорят: «Кто гнев свой одолевает, крепок бывает». Почему?

О злом  человеке скажут:

А) «Злой человек не проживет в добре век».

Б) «С ним водиться, что в крапиву садиться».

В) «Как душа черна, так и мылом не смоешь».

Какая поговорка больше подходит к ситуации, когда в группе злой ребенок? (Б) В твоей группе есть такие дети? Почему о них так можно сказать?

Какое настроение будет у злящегося человека? (плохое, раздраженное, гневное).

4. Театрализованная игра.

Сережа и Маша делали постройки из кубиков. Сереже не хватило детали для башни, и он отобрал ее у Маши. Маша рассердилась и сломала постройку Сережи. Мальчик разозлился, толкнул девочку и разрушил ее постройку. В процессе разыгрывания этюда педагог обсуждает с детьми, как должны были поступить ребята, чтобы не допустить такое окончание игры. Как им исправить сложившуюся ситуацию?

5. Прощание «Доброе животное».

Дети становятся в круг, берутся за руки и представляют, что все они вместе – одно большое сильное животное. Ведущий просит их послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково – так, как будто дышит одно большое животное.

Занятие 7. Тема: «Злость».

1. Приветствие. Передаем игрушку, говорим: «Доброе утро!»

2. Вспоминаем  как выглядит злой человек, смотрим еще раз пиктограмму. Рисунок «Злюка, который появляется во мне», рисуем неприятных злюк, которые появляются в нас, когда мы злимся. Затем перевоплощаем рисунок, чтобы «Злюка» стал приятным и интересным.

3. Обучение детей навыкам расслабления. Что делать, если ты сильно злишься и тебе тяжело успокоиться?»

“Любопытная Варвара”. 
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
 Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. 
 А потом опять вперед – тут немного отдохнет. 
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
 А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! 
 Возвращается обратно – расслабление приятно! 
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
 А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! 
 Возвращаемся обратно – расслабление приятно! 

“Лимон”.  Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:  
 Я возьму в ладонь лимон.  
 Чувствую, что круглый он. 
 Я его слегка сжимаю –  
 Сок лимонный выжимаю. 
 Все в порядке, сок готов.  
 Я лимон бросаю, руку расслабляю. 
 Выполнить это же упражнение левой рукой. 

“Снежная баба”. 
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле. 

«Подышим под музыку». Дети, сидя на полу, делают плавно вдох и выдох под спокойную музыку, можно закрыть глаза.

4. Прощание – передаем игрушку и говорим друг другу комплимент.

Занятие 8. Тема: «Страх».

1. Тематический словарь стр. 7, обсуждение страха, картинка первая  и вторая, показ мимики, показ с помощью движений. Изобрази испуганного ребенка. По каким признакам можно понять, что человеку страшно? (у него широко раскрыты глаза, рот приоткрыт, как будто вот-вот закричит, одна рука может быть выставлена вперед, как будто защищаясь, он дрожит, лицо бледнеет и т.д.).

2. Конкурс «боюсек».

Дети быстро передают друг другу мячик. Получивший его должен назвать тот или иной страх человека, например, боязнь темноты и т.д. Кто не может придумать страх, выбывает из игры. В конце определяется победитель конкурса – это ребенок, который назовет как можно больше «боюсек».

3. «Дорисуй страшного».

Ведущий заранее готовит незавершенные черно-белые рисунки страшного персонажа: скелета, приведения и т.п. На занятии он раздает рисунки и просит дорисовать их. Затем дети показывают свои рисунки и рассказывают истории про них. Потом происходит перевоплощение из страшного персонажа в веселого (дорисовка) – как способ борьбы со страхами.

Обсуждение как можно еще побороть свой страх.

4. Прощание – передаем игрушку и говорим друг другу «Спасибо!»

Занятие 9. Тема: «Обида».

1. Приветствие. Говорим друг другу комплименты.

2. Тематический словарь стр. 6, обсуждение обиды, картинка первая  и вторая, показ мимики, показ с помощью движений.

Кто обиделся на картинке, почему? Какие слова могут успокоить обиженного ребенка? А ты на кого-то обижался?

К картинке 2. Что произошло между друзьями? Кто из ребят обижен? Придумай продолжение истории таким образом, чтобы мальчики помирились.

Подумай и расскажи – настоящий друг может обидеть? Что сделает друг, если увидит, что тебя обижает кто-нибудь?

3. Игра-драматизация.

Дети разыгрывают ситуации. А) Оля и Катя играли с куклой и заспорили, какой наряд выбрать. Одна девочка забрала всю кукольную одежду себе, а другая обиделась. Б) Митя и Степа делали постройку, но не смогли договориться, как дальше строить. Один из мальчиков забрал все строительные кубики, а второй обиделся.

4. Работа с пословицами.

Почему так говорят, как ты думаешь?

«Сидит надувается, три дня в лапти одевается».

Как сказать другими словами? «Надулся, как индюк», «Как в воду опущенный», «Наш Федул губы надул» (Сильно обиделся, расстроился).

Занятие 10. Тема: «Робость».

1. Приветствие – имя и смешное движение.

2. Тематический словарь стр. 18, обсуждение робости, картинка первая  и вторая, показ мимики, показ с помощью движений.

Найди на картинке ребенка, который смущается, почему он испытывает данное чувство? В каких ситуациях дети стесняются? Какими словами можно подбодрить стесняющегося ребенка? (не волнуйся, не бойся, пойдем поиграем.

3. Какие слова подходят друг к другу?

Робкий, стеснительные, неуверенная, дети, девочка, мальчик.

4. А сейчас давайте поиграем в игру которая называется «Я — лев». (Цель — повышение у детей уверенности в себе). Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев — царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.

Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я —лев Гоша». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой…

5. Пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». (Цель — создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности.) Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я»шепотом, потом — обычным голосом, а затем — прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»).

И, наконец, дружно: «Я очень хороший(ая)!»

Молодцы! Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет — шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я — Наташа1. Я очень хорошая!» или: «Я — Кирилл! Я очень хороший!»

Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Мы очень хорошие!» — сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим.

6. Прощание. Благодарим друг друга за занятие.

Занятие 11. Тема: «Удивление».

1. Приветствие. Имя-движение.

2. Тематический словарь стр. 17, обсуждение удивления, картинка первая  и вторая, показ мимики, показ с помощью движений. Удивление можно сравнить с быстрым прикосновением. Давайте передадим прикосновение по кругу.

3. История «Живая шляпа».

Мальчик Дима гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовет его, стоя у открытого окна:

—Дима, пора домой, обед уже на столе.

Дима попрощался с приятелями и пошел к дому. На дороге он увидел шляпу и решил ее поднять, но шляпа, как-будто угадала, что хочет сделать мальчик, и отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился.

Попробуем разыграть эту историю. Кто хочет быть Димой? Мамой? Шляпой?.. Как вы думаете, кто мог находиться под шляпой?.. (Предложите детям разыграть эту сценку с предметами, шляпой, котенком.)

Вспомните, что происходит с вашим лицом, когда вы удивляетесь?.. (Положите перед собой лист бумаги и начните рисовать все то, о чем говорят дети.) Рот широко открывается и вытягивается. Глаза широко открыты. Брови ползут вверх. Теперь осталось нарисовать нашему человечку волосы, нос, уши и румянец. Замечательно! Смотрите, какой удивленный человек у нас получился. Как вы думаете, чему он удивляется?.. А что может удивить вас?

4. Перед детьми лежат листы, на которых нарисованы кружочки. Вам надо оживить эти кружочки — нарисовать глаза, брови, нос, губы, но так, чтобы каждый человечек удивлялся. А пока вы рисуете, придумайте, что это за человечки, и чему они удивляются.

5. Прощание. Говорим друг другу до встречи!

Занятие 12. Тема: «Стыд, вина».

1. Приветствие. Имя-подарок.

2. Тематический словарь стр. 15, обсуждение стыда, вины, картинка первая  и вторая, показ мимики, показ с помощью движений.

3. Детям предлагается полушайть историю (Л.Н. Толстой, «Косточка»).

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточка, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Вот такая история. Как вы думаете, почему Ваня заплакал? Какое он испытывал чувство? Да, это чувство стыда. Как вы думаете, что при этом происходило с его лицом?.. (Глаза прикрыты, на лице румянец.) С его телом?.. (Голова опущена, плечи сжаты).

4. Игра-инсценировка. Давайте разыграем этот рассказ. Кто хочет быть Ваней? Мамой? Отцом? Все остальные будут его братьями и сестрами. Итак, начинаем…

5. Прощание – спасибо.

Занятие 13. Тема: «Зависть».

1. Приветствие – поздоровайся голосом животного.

2. Тематический словарь стр. 14, обсуждение зависти, картинка первая  и вторая, показ мимики, показ с помощью движений.

3. Изобрази завистливого ребенка. Как можно определить, что человек завидует? (У него недовольный вид, рот поджат, смотрит с жадностью, тело напряжено).

4. Этюд. Дети разыгрывают этюд с использованием кукол. У мальчиков две одинаковые машинки. Но одному кажется, что его игрушка хуже. Он не играет своей машинкой, а просит машинку у товарища с завистью в глазах.

5. Прощание – спасибо, веселое движение.

Занятие 14. Тема: «Жадность».

1. Приветствие – поздороваться и изобразить животное.

2. Тематический словарь стр. 9, обсуждение жадности, картинка первая  и вторая, показ мимики, показ с помощью движений.

3. Работа с пословицами и поговорками.

О чувстве жадности говорят: «Жадность – всякому горю начало». «Жадность – что река: чем дальше, тем шире». Объясни почему? О жадном человеке скажут: «У него снега зимой не выпросишь»,  «Кто ленив и жаден, тот в дружбе не ладен». Объясни эту пословицу.

4. Театрализованная игра.

А) Дети разыгрывают этюд с использованием кукол. Ребята пришли в гости к своему другу, а он жадничает, не дает играть со своими игрушками.

Б) Сказка про двух жадных медвежат. Как к медвежатам пришли в гости зайчата, а медвежата пожадничали посмотреть новый мячик.

5. Прощание. Пара вежливых слов друг другу.

Занятие 15. Тема: «Гордость».

1. Приветствие. Имя-движение.

2. Тематический словарь стр. 16, обсуждение гордости, картинка первая  и вторая, показ мимики, показ с помощью движений.

3. Изобрази гордого ребенка. По каким признакам можно понять, что человек гордиться? У тебя были такие ситуации, когда ты гордился собой?

4. Игра-драматизация.

Дети разыгрывают этюды. Изобрази мимикой и жестами: ты выиграл соревнования и стоишь на пьедестале почета; тебя награждают грамотой за победу в конкурсе; твой рисунок получился самый аккуратный, тебя похвалила воспитательница.

5. Составь рассказ про мальчика, который загордился не в меру. В твоей группе есть такие дети, которые гордятся тем, что по праву не заслужили (например, гордятся, что балуются?) Как ты думаешь: нужно ждать, чтобы тебя похвалили, или рассказывать самому о своих заслугах?

5. Прощание. Спасибо за занятие.

Занятие 16. Итоговое занятие.

1. Приветствие. Какое сегодня настроение?

2. Перед детьми развешиваются схематичные изображения (колобок) с различными эмоциями, чувствами. Необходимо назвать какое чувство, эмоция у человечка. Попробовать рассказать почему и после чего он стал таким?

3. Дидактическая игра «4 лишний». На предъявленных эмоциональных состояниях найти то изображение, которое не подходит к другим, объяснить почему.

4. Игра «Размытое письмо».

Детям сообщается, что получено письмо. Но почтальон, который его доставлял, попал под дождь, и водой размылись слова. Остались одни картинки. Следует придумать историю, которая могла быть рассказана в этом письме.

Пиктограммы: 1) жадность-грусть, 2) злость-вина-радость, 3) страх-удивление-радость, 4) обида-грусть.

5. «Картинная галерея».

Педагог выставляет сюжетные рисунки, отображающие разные эмоциональные состояния детей. Детям предлагается побывать в «картинной галерее». Но когда ребята приходят туда, обнаруживается, что все названия картин перепутаны. И им нужно подобрать к каждой картине название, которое выражено словами пословицы или поговорки. Дети объясняют свой ответ. (тематический словарь стр.20)

6. Прощание. Хвалим друг друга.

Источник