Эмоциональное развитие ребенка в программе

Юлия Тимофеева
Программа эмоционального развития детей 5–7 лет «Мои чувства»

Актуальность программы

В последние годы происходит активное развитиесистемы дошкольного воспитания:

растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые учебные

программы, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К.Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, формируется и способность понимать эмоциональное состояние других людей. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Адресат программы

Программа адресована детям 4-6 лет, не имеющим медицинских противопоказаний для групповой работы.

Ожидаемые результаты:

— различение и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

— широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина

переживания, умение выражать свои чувства словесно;

— адекватное поведение в различных жизненных ситуациях;

— адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Структура программы, цели и задачи

Цель программы: развитие эмоциональной сферы детей 4-6 лет.

Задачи программы:

1. Познакомить детей с основными эмоциями: радость, удивление, интерес, грусть, гнев, страх, стыд, спокойствие.

2. Учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация и пр.).

3. Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.

4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.

5. Способствовать открытому проявлению чувств различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.)

6. Отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр., препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

Занятия проводятся регулярно, один раз в неделю. Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал. Это также способствует развитию внимательности к людям, привычки задумываться о себе, что является непременным условием формирования личности.

Методические приемы:

1. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.

2. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.

3. Рисование эмоций.

4. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств

Данный блок представлен в виде ряда последовательных шагов. Каждый шаг – это одно или несколько занятий, объединенных одной тематикой (например, знакомство с одной эмоцией). Количество занятий в каждом шаге определяет взрослый (психолог, педагог, ориентируясь на возраст детей, скорость освоения ими нового материала, стремление более глубокого или общего ознакомления с эмоциями.

Учебно-тематическое планирование занятий

В программе выделено 19 тем (22 академических часа)

Знакомство с эмоцией радости

Знакомство с эмоциями интереса и удивления

Знакомство с эмоциями горя, обиды

Знакомство с эмоцией страха

Знакомство с эмоцией гнева

«Загадки Бабы Яги»

Знакомство с чувством гордости

«Я умею, я люблю»

Знакомство с чувством спокойствия

«Радость и горе»

«Радость и гнев»

«Гнев, удивление»

«Радость, горе, страх»

«Радость, горе, удивление»

«Азбука настроения»

«Дружные гномики»

Распознавание и произвольное проявление чувств

«Добрая и злая волшебницы»

Итоговое занятие «Пиктограммы»

* продолжительность академического часа определяется в зависимости от возраста детей

Замечание: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей 4-5 лет понятием «настроение».

Содержание занятий

№ п/п Тема занятия Краткое содержание занятия

1,2 Знакомство с

эмоцией радости

(2 занятия)

1. Радостное приветствие.

2. Игра «Мои ощущения».

3. Чтение эпизода из сказки «А просто так».

4. Интервью «Радость – это когда …»

5. Рисунок на тему «Радость».

6. Круговая поддержка друг друга.

7. Создание аппликации «Мама радуется,

когда…»

3,4 Знакомство с

эмоциями интереса

и удивления

(2 занятия) 1. Игра «Любопытная лисичка».

2. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

3. Рисунок «Я удивился, когда …»

4. Рассматривание гномиков в разных колпачках.

5. Танец «Буги — вуги».

6. «Мы – солнечные лучики».

7. Чтение «Сказки о Царе Салтане» А. С. Пушкина.

8. Создание коллажа «Письмо к Царю Салтану».

5 Знакомство с

эмоциями горя,

обиды 1. Игра «Море волнуется» (волны эмоций).

2. Чтение отрывков из произведений

К. Чуковского «Краденое солнце»,

«Тараканище», «Федорино горе».

3. Рассматривание фотографий грустных людей.

Обсуждение.

4. Интервью «Мне грустно, когда …»

6 Знакомство с

эмоцией страха 1. Игра «Связующая нить».

2. Пересказ сказки А. Муур

«Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

Обсуждение сказки.

3. Обращение к личному опыту детей.

4. Рисование «Чего я боялся раньше».

Читайте также:  Игры на развитие просодической речи ребенка

5. Песня в хороводе с показом движений.

7 Знакомство с

эмоцией гнева 1. Игра с платочком.

2. Игра «Гуси-лебеди летят».

3. Игра «Прилет Бабы Яги».

4. Обсуждение злых героев сказок.

5. Рассказ о том, как разозлился мальчик Мэтт.

6. Обсуждение чувства гнева.

7. Интервью «Если ребенок сделал плохое, то

можно. .», «Когда я вырасту и мои дети

будут плохо вести себя, я …»

8. Медитация «Мое тело».

8 «Загадки Бабы Яги»

1. Вход в сказку.

2. Поход за волшебным клубочком.

3. Сказочные домики.

4. Встреча и разговор с Бабой Ягой.

5. Загадки Бабы Яги.

6. Рисование портрета доброй Бабушки Яги.

7. Выпекание пряничной куколки.

9 Знакомство с

чувством гордости

1. Игра «Волны эмоций».

2. Чтение рассказа Сутеева «Гусь».

3. Обращение к опыту детей.

4. Рисование на тему «Я умею».

5. Обсуждение рисунков.

10 «Я умею, я люблю» 1. Приветствие.

2. «Ставим ручку к ручке…»

3. Как можно поздороваться без слов?

4. Как здороваются мальчики? Девочки?

Мужчины? Женщины? Воспитатель? Учитель?

5. Пантомимы «Девочки любят…умеют…», «Мальчики любят…умеют…» (дети отгадывают)

6. Рисунки детей «Я умею».

7. Составление коллажа «Я люблю»

11 Знакомство с

чувством

спокойствия 1. Игра «Тропинка».

2. Прослушивание стихотворения «Снежинки».

3. Танец под музыку со снежинками,

подбрасывание снежинок из салфеток,

наблюдение за тем,как они опускаются.

4. Рассматривание картины «Снежный покой».

Обсуждение чувства cпокойствия.

5. Рисунок «спокойных» лиц на снежинках.

12 «Радость и горе» 1. Знакомство с гномами — радостным и

грустным.

2. Игра «Литературные загадки» (отгадать

настроение литературного отрывка).

3. Рисование гномов.

4. Хоровод вместе с гномами.

13 «Радость и гнев»

1. Беседа с детьми по русским народным сказкам

«Лиса и Журавль», «Мужик и Медведь».

2. Рассматривание картины «Медвежья семья».

3. Игра «Медведи и пчелы».

4. Кукольный спектакль «Капризка»,

сокращенный вариант.

14 «Гнев, удивление» 1 Чтение отрывка из стихотворения Н. Екимовой

«Облака».

2. Рисование облаков.

3. Выставка рисунков. Обсуждение.

4. Игра «Облака».

5. «Произнеси фразу».

15 «Радость, горе, страх» 1. Прослушивание отрывков из произведений

К. Чуковского, изображение соответствующих

эмоций. Обсуждение.

2. Игра «Гномики.

3. Рассказы детей о веселых, грустных и страшных

случаях из своей жизни.

4. Просмотр диафильма по сказке В. Ливанова

«Самый, самый, самый».

16 «Радость, горе, удивление»

1. Этюд «Хорошая погода», выбор пиктограммы.

2. Этюд «Плохая погода», выбор пиктограммы.

3. Этюд «Погода изменилась», изображение

соответствующих эмоций.

4. Рисование эмоций с помощью цветовых

пятен. Рассматривание «Листов эмоций».

17 «Азбука настроения» 1. Упражнение «Шаг навстречу»

(контакт глаз).

2. Игра «Азбука настроения».

3. Игра «Отгадай, какое прикосновение».

4. Игра «Выбери девочку».

5. Интервью «Я чувствую, когда».

18 «Дружные гномики 1. Приветствие.

2. Разминка «Море волнуется»

3. «Угадай, в какой мы сказке».

4. Настроения гномиков.

5. «Кто в каком домике живет?»

6. Разминка «Охота на льва».

7. Расслабление.

8. Рисунок «Дружные гномики».

19,20 Распознавание и произвольное проявление чувств

(2 занятия)

1. Рассматривание шариков, повторение

изученных эмоций.

2. Игра «Волны эмоций».

3. Рассматривание изображений людей,

испытывающих то или иное чувство.

4. Игра «Театр» (показ чувства с помощью

мимики и пантомимики).

5. Игра «Шурум – бурум» (показ чувства с

помощью интонации).

6. Игра «Фоторобот»

. Расслабление «Сон на берегу моря».

21 «Добрая и злая волшебницы» 1. Игра «Раздувайся, пузырь».

2. Игра «Выбери девочку» (по стихам А. Барто).

3. Хоровод сказочных героев.

4. Рассматривание изображений добрых и злых

героев. Обсуждение.

5. Рисунок по шаблону «Добрая и злая

волшебницы.

22 Итоговое занятие «Пиктограммы» 1. Приветствие, контакт глаз.

2. Игра «Азбука настроения»

3. Драматизация отрывков из произведений

К. Чуковского.

4. Игра «Покажи дневник маме».

5. Игра «Шурум – бурум».

6. Танец с лентами.

7. Рисунок с выбором пиктограммы

«Каким я бываю чаще всего».

Режим занятий

Программа включает 22 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия 1 академический час.

Условия реализации

Групповую работу предваряет и ее завершает индивидуальная диагностика участников. Важнейшим условием успешной реализации программы является заинтересованность, активность, доброжелательность, творческий подход участников к решению проблем. Заметим, что в группу не следует зачислять тех детей, у кого есть медицинские противопоказания для групповой работы (например, эписиндром)

Оценка эффективности программы

производится посредством контрольного психологического обследования эмоциональной сферы детей с помощью заданий, разработанных В. М.Минаевой: изучение использования мимики и пантомимики, изучение выразительности речи, изучение восприятия графического изображения эмоции, изучение понимания эмоциональных состояний других людей (см. Приложение). Диагностика проводится индивидуально.

Литература для педагогов

1. Бардиер Г. «Я хочу» — СПб., Дорваль,1993

2. Калинина Р. Р. «В гостях у Золушки» — Псков,1997

3. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников» — М., Аркти,1999

4. Зинкевич Т. Д. «Теория и практика сказкотерапии» — СПб., Гармония,1996

5. Фоппель К. «Психологические игры и упражнения» — М. ,1998

6. Хухлаева О. В. «Лесенка радости» — М., Совершенство,1998

Литература для родителей

1. Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?» — М. ,2001

2. Сатир В. «Как строить себя и свою семью» — М. ,1992

Читайте также:  Для стенда влияние семьи на развитие ребенка

3. Родничок. Книга для чтения детям 4-5 лет. – М. ,1993

4. Михалков С. Сказки, пьесы, стихи. В 3-х книгах. – СПб. ,1994

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

Предложенные задания позволят исследовать эмоциональное развитие детей 4-6 лет (в пределах обозначенных эмоций, а также определенные изменения (если после проведения игровых и познавательных занятий еще раз выполнить с детьми эти же задания).

Наличие у детей во время выполнения заданий и последующей работы большой степени замкнутости, резкой смены настроений, частых вспышек раздражения, гнева требует особого подхода и внимания к ним.

ЗАДАНИЕ 1.

Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции. (Проводится индивидуально, в двух сериях.)

Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.

Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 1.

Таблица 1

Ф. И. ребенка Веселый Печальный Испуганный Сердитый Удивленный

М П М П М П М П М П

М — мимика, П — пантомимика.

Вторая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего.

В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком «+» обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.

М — мимики. П — пантомимика, Пр — персонаж.

Обработка данных. Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.

ЗАДАНИЕ 2.

Изучение выразительности речи. (Проводится индивидуально.)

Ребенку предлагают произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.

Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 3.

Обработка данных. Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний

ЗАДАНИЕ 3.

Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций. (Проводится индивидуально.)

Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления.Предъявляют их по одной с вопросом: Какое это лицо?’

Обработка данных. Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.

ЗАДАНИЕ 4.

Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей. (Проводится индивидуально, в двух сериях.)

Первая серия.Ребенку предлагают ответить на вопросы:

— Когда бывает интересно?

— Когда человек удивляется?

— Когда человек получает удовольствие?

— Когда бывает стыдно?

— Когда бывает страшно?

— Когда человек злится? Когда бывает радостно?

— Когда у человека горе?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу 5.

Таблица 5

ФИ. ребенка Ответы ребенка

Вторая серия.Ребенку предлагают ответить на вопросы :

— Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?

— Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?

— Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

— Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

— Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

— Что чувствует собака, когда другая собака утащила v нее кость?

— Что почувствует мальчик, если ему подарят «Денди»?

Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий.

Ответы заносятся в таблицу 6.

Обработка данных. Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.

ЗАДАНИЕ 5.

Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния. (Проводится индивидуально или группой в течение нескольких дней. За один раз дети рисуют две-три эмоции.)

Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.

Обработка данных. Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину

Источник

рп
Программа «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»

Программа «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»

Данная коррекционно-развивающая программа способствует развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Игры и упражнения, используемые в программе, помогут детям научиться сдерживать свои эмоции, если того требует ситуация, выражать их в социально-безопасной форме, вовремя избавляться от ощущения гнева, необоснованного страха.

Настоящая программа предназначена для педагогов психологов дошкольных образовательных учреждений.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – решающий в процессе становления фундаментальных образований личности. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать и воспринимать эмоциональное состояние собеседников, выявлять его видимые причины. Они способны предвидеть эмоциональную реакцию других людей на свое поведение или сложившуюся ситуацию. Как отмечает И. Е. Кэрролл, для пятилетних детей «узнавание эмоции является важным аспектом восприятия других».

Меняются взгляды ребенка на мир и отношения с окружающими. Хотя способность ребенка осознавать и контролировать эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать (планомерно и систематически).

Читайте также:  Курсовая работа влияние игры на развитие речи ребенка

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания. Замыкаясь на телевизорах, компьютерных играх, дети стали меньше общаться со взрослыми и детьми. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Невнимание к эмоциональной жизни детей приводит к негативным последствиям: либо эмоциональное развитие ребенка оказывается пущенным на самотек, либо взрослые наносят ребенку эмоциональную травму, сами того не желая.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что пять лет – наиболее благоприятный возраст для знакомства детей с эмоциями: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции. И, конечно же, они с огромным удовольствием играют, решая тем самым свои эмоциональные проблемы, дают выход своим естественным положительным и отрицательным эмоциональным проявлениям, обучаются управлению широким спектром эмоций и чувств, интегрируют негативный эмоциональный опыт, оставляют его — не несут дальше, во взрослую жизнь.

. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная работа с педагогами, родителями) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы. Игры и упражнения, используемые на занятиях, помогут детям научиться сдерживать свои эмоции, если того требует ситуация, выражать их в социально-безопасной форме, вовремя избавляться от ощущения гнева, необоснованного страха.

Данная программа рассчитана на один учебный год, в ней представлено 7 тем, форма работы групповая.

Цель: Развивать эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

познакомить детей с основными эмоциями;

способствовать осознанию своих эмоций;

формировать умение понимать эмоции других людей;

развивать способность выражать эмоции вербально и невербально

формировать умение выражать свои негативные эмоции социально-приемлемыми способами;

познакомить детей со способами регуляции и саморегуляции.

Указанные задачи могут быть успешно решены при следующих условиях:

возраст детей – от 5 до 6 лет;

количество детей в группе – 5 – 7 человек;

продолжительность занятий – 25 минут;

режим занятий – 1 раз в неделю.

Итогом программы хотелось бы видеть изменения в личности ребенка:

он умеет интегрировать разнообразные сильные эмоции и переживания;

умеет самостоятельно находить выход своим позитивным и негативным чувствам способом, приемлемым для самой личности ребенка и для социума.

Основные направления работы по программе

Психодиагностика эмоциональной сферы направлена на выявление проблем эмоционального развития и наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной и развивающей работы.

Психологическое консультирование, направленное на оказание помощи родителям и педагогам в решении проблемных вопросов относительно эмоциональной сферы дошкольников.

Психопрофилактика, направленная на предупреждение педагогических ошибок в развитии эмоциональной сферы детей.

Коррекционно — развивающая работа, направленная на гармонизацию и оптимизацию развития эмоциональной сферы ребенка.

Данная программа опирается на следующие принципы:

принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

принципы единства диагностики и коррекции;

принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Занятия по настоящей программе проводятся с октября по апрель. В сентябре и мае проводится диагностика.

Диагностика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста проводится в индивидуальной форме, 2 раза в год:

1. Первичная диагностика — сентябрь (до начала работы в группах).

2. Итоговая диагностика – май.

Занятия по программе начинают проводиться только после первичной диагностики.

Диагностика развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста проводится с помощью следующих методик:

Графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова) (Характеристика развития эмоциональных процессов ребенка o наличие тревоги, страха, агрессии);

Диагностические задания Л. П. Стрелковой:

• Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции;

• Изучение выразительности речи;

• Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций;

• Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей;

• Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния.

Методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен) (Оценка тревожности ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени);

Эмоционально — личностный тест «Сказка» (выявление спонтанных эмоциональных явлений, которые обычно не проявляются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем);

Методика диагностики самооценки «Лесенка».

Методические обеспечение программы

1. Структура занятий

Каждое из тематических занятий строится по схеме, которая включает в себя следующие части:

организационная часть (приветствие в форме игр, способствующих установлению эмоционального контакта между детьми, детьми и психологом);

основная часть;

заключительная часть: 1. релаксация, 2. рефлексия (как со стороны детей, так и со стороны психолога, 3. ритуал прощания).

2. Методические приемы

Элементы психогимнастики;

Использование эмоционально — символических методов;

Релаксационные методы;

Коммуникативные игры и упражнения;

Мимические и пантомимические этюды;

Психомышечная тренировка;

Ролевые игры;

Рисуночные техники

Элементы музыкотерапии

3. Требования к процессу работы.

Принятие ребенка таким, какой он есть;

Нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

В любой игре ребенку предлагается возможность импровизации;

Игра не комментируется взрослыми;

Добровольное участие детей в занятиях;

Каждое занятие необходимо завершать чем-то радостным, веселым, положительным;

Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым, закрепляя пройденный материал.

Данная программа может в течение учебного года дополняться, видоизменяться.

Источник