Эмоциональное развитие ребенка в процессе
Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать.
Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие — это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.
Что вы чувствуете?
Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.
Какие бывают эмоции
Радость | Грусть | Гнев | Стыд | Беспокойство |
Восторг | Печаль Огорчение Тоска Отчаяние | Недовольство Возмущение Раздражение | Неловкость Вина | Волнение Паника |
Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?
Как развиваются детские эмоции
Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже — улыбки и смеха.
Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.
В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.
Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.
Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.
Почему важно развивать эмоции
Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.
Информатизация современных детей не всегда под контролем. С экрана телевизора потоком льются жестокость и насилие. Простое объяснение терминами «хорошо» или «плохо» не поможет воспитать нравственного человека. Принятие или неприятие должно быть изнутри: из чувств и эмоций.
Нужно помнить, что дети учатся на примере взрослых. Взрослые не управляют эмоциями детей, а постоянно проявляют свои. Если родители живут в негативе и обиде на мир, постоянно демонстрируют гнев, злость, обиду, то их дети будут жить с таким же отношением к жизни. У тревожной испуганной неуверенной матери вырастет такая же дочь. И только счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.
Последствия неправильного эмоционального воспитания
Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.
- Стыд, вина, тревожность
Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.
- Гиперпослушание (конформность)
Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.
- Агрессивность
Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.
Правила эмоционального воспитания
Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.
1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.
2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.
3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.
Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.
Источник
Алена Григорьева
Консультация «Эмоциональное развитие детей»
Эмоциональное развитие детей
Замечали ли вы, как интересно наблюдать за развитием ребенка, как с каждым днем ваш маленький человечек не просто узнает что-то новое, а еще и по-своему проявляет то, что он узнал и освоил. На мой взгляд, самое увлекательное заключается в эмоциях, которые начинает демонстрировать ваш малыш. Сегодня я хочу поговорить о том, каковы особенности эмоционального развития детей. Для начала опять немного теории, без нее никуда. Что такое эмоции? Мне нравится вот такое определение. Эмоции – это психическое состояние, которое отражает отношение человека к происходящему вокруг него и к себе лично. Часто эмоциями называют то, что регулирует поведение человека. Например, тревога и страх защищают нас от опасности, скука и разочарование позволяют отказаться от ненужной и бесполезной деятельности, таким образом, экономя силы, а что-то интересное способствует приливу сил, отодвигает усталость, вызывает удовольствие. Но это только одна сторона медали. Другая заключается в том, что еще наши эмоции воздействуют на окружающих нас людей положительно, отрицательно или нейтрально.
Эмоциональное развитие детей Эмоции, которые испытывает ребенок с первых минут появления на свет, и его развитие очень тесно взаимосвязаны. На основе положительных эмоций развиваются движения, речь, память. А первые эмоциональные проявления малыша, такие, как крик или улыбка, являются его средством общения со взрослым человеком. Причем можно смело заявить, что для
нормального развития ребенка необходимым условием являются именно положительные эмоции. Чтобы ваши детки своевременно развивались, необходимо не только вовремя их кормить, одевать по погоде, обеспечивать хороший гигиенический уход, но еще и правильно организовывать то время, когда они бодрствуют. Когда ребенок не спит, очень важно поддерживать его в радостном и бодром настроении, часто общаться с малышом,создавать условия для игры: игрушки должны соответствовать возрасту, игры – развитию, и площадь для движения должна быть достаточной. Понятно, что в процессе развития ребенка происходят изменения не только в психической или интеллектуальной сфере, но и в эмоциональной. Буквально с каждым прожитым днем у ребенка возрастает способность не только сознавать, но и контролировать свои эмоции, меняются его взгляды на отношения с окружающими и на мир в целом. Надо помнить, что качественное развитие эмоциональной сферы детей не происходит само по себе. В последнее время дети вместо общения со сверстниками и взрослыми много времени проводят около телевизора или компьютера. Просто многие взрослые в силу своей занятости или каких-то других обстоятельств даже не задумываются о том, что именно общение в значительной степени обогащает эмоциональную сферу и каким образом оно влияет на жизнь и развитие малыша. Наверное, из-за этого наши дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Работа, направленная на эмоциональное развитие детей, независимо от того, проводится ли она родителем или педагогом, дома или в детском учреждении, очень важна и актуальна.
Особенности эмоционального развития детей Маленький ребенок реагирует на окружающий его мир аффективно. Хочу привести такое описание аффекта.
АФФЕКТ (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля. В отличие от чувств, которыми можно управлять, аффект возникает помимо воли человека и подавляется с большим трудом. Другими словами, ребенок реагирует эмоционально на то, что воспринимает непосредственно «здесь и сейчас». Его эмоции менее осознанны, чем у взрослого. Они могут так же мгновенно вспыхнуть, как и быстро угаснуть. Молниеносный переход от смеха к слезам и обратно не должен вас удивлять, это особенности эмоционального развития наших малышей. Просто ваш ребенок пока не умеет управлять своими эмоциями так же хорошо, как взрослый, он не может утаить своих чувств, у него все на виду. Непосредственность ребенка, его отзывчивость и искренность порой удивляют взрослых. Но часто дети, особенно в возрасте 4-4,5 лет, испытывают не только положительные эмоции, но могут кратковременно впасть в состояние гнева, раздражения, недовольства. Причем смена настроения ребенка обычно вполне обоснована. Эмоциональные проявления пяти – семилетнего ребенка зачастую становятся отражением поступков, что, в свою очередь, имеет четко выраженную мотивацию. В отношении ребенка будет справедлива формула – если меняется настроение, ищи почему. Но есть такие родители, которые требуют, чтобы их ребенок не допускал проявления отрицательных чувств, и даже могут наказать его за то, что он их показывает, вместо того, чтобы задуматься о причинах частых капризов и нередкого раздражения ребенка. Скорее всего, это сигнал, который может говорить о неблагополучии в отношениях. Взрослый на то и является взрослым, чтобы научить
ребенка, способствовать тому, чтобы эмоциональное развитие детей протекало нормально. Ему, взрослому, необходимо научиться чутко подбирать формы эмоционального воздействия. Они не должны быть или возникать стихийно, «по настроению» взрослого, а должны являться формой воспитания. Игры на развитие эмоций Наши дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно. А многие свойства обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление. Так как же можно повлиять на развитие эмоций у детей? Самый лучший способ – это игры. – Книжка эмоцийМоя подруга вот как сделала: она в разных журналах и Интернете нашла картинки с изображением людей, лица которых явно выражали какую-то эмоцию (радость, удивление, смех, злость, страх). Найденные картинки она наклеила на небольшую (формата А6) картонную книжку и регулярно ее рассматривала со своим сыном. Конечно, она рассказывала ему о каждой картинке и изображала те же эмоции, которые были на картинках. Малышу было очень интересно сначала просто наблюдать за мамой. Потом он сам, без всякого принуждения начал делать такие же действия (глядя на картинку вместе с мамой мог засмеяться, или изобразить плач голосом и пр.). А вскоре он уже самостоятельно разглядывал эту книжку, изображая эмоции на картинках. Чуть позже эту книжку можно использовать для
иллюстрации эмоций. Например, можно поиграть в такую игру (она направлена на развитие наблюдательности и воображения). После прочтения стихотворения А. Барто надо выбрать наиболее подходящую к тексту картинку. Например,сначала читаем стишок: Идет бычок, качается,Вздыхает на ходу: Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!После этого спрашиваем малыша: Кто испугался за бычка? Малыш находит картинку с похожими эмоциями. И т. д. Развивать эмоции маленького ребенка можно на примере разных художественных произведений. Яркая демонстрация горя и радости – в сказке Чуковского «Федорино горе». Можно прочитать отрывок, где Федора переживает уход посуды (ребенок ищет картинку с изображением горя, а потом описание Федориной радости (ребенок ищет картинку с изображением радости).Варианты: • сказка С. Михалкова «Три поросенка», отрывок, как поросята боятся волка (ищем картинку с похожим изображением эмоций) • Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя», отрывок, когда медведи сердятся и пр. Эти же сказки можно разыграть с ребенком. В возрасте 2,5-4 лет они очень любят что-то изображать… И это хорошо влияет на эмоциональное развитие детей.
– Тренировка для эмоций Детям от 4 лет хочу предложить потренировать эмоции.Попросите ребенка: нахмуриться • как осенняя туча; • как рассерженный человек; • как злая волшебница; улыбнуться
• как кот на солнце; • как само солнце; • как Буратино; • как хитрая лиса; • как радостный человек; • как будто он увидел чудо; позлиться • как ребенок, у которого отняли мороженное; • как два барана на мосту; • как человек, которого ударили; испугаться • как ребенок, потерявшийся в лесу; • как заяц, увидевший волка; • как котенок, на которого лает собака; устать • как папа после работы; • как человек, поднявший большой груз; • как муравей, притащивший большую муху; отдохнуть • как турист, снявший тяжелый рюкзак; • как ребенок, который много потрудился, но помог маме; • как уставший воин после победы.
«Наше настроение»
Занятие для детей старшей группы, раздел программы «Мир социальных отношений».
Цель: учить детей ориентироваться в пиктограммах человеческих эмоций, настроений, отражать эти умения в своих рисунках. Обогащение эмоционального словаря дошкольников. Учить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности, работать в парах. Развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи (радость,
грусть, удивление, обида и т. д.). Выражать и объяснять свою точку зрения. Развитие воображения, творческого мышления; уверенности в себе, артистических способностей. Воспитывать умение находить выход из сложных ситуаций, воспитывать умение делать комплименты сверстникам, сочувствие к окружающим людям, желание оказать им помощь.Оборудование: клубок шерсти яркого цвета, фотографии детей в различных эмоциональных состояниях, пиктограммы (4 эмоциональных состояния, шаблоны для работы в парах. ХОД ЗАНЯТИЯ.
I Вводная часть Упражнение «Паутина добрых слов». Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Оле. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д. — А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему? II Основная часть 1. Упражнение «Тренируем эмоции». — А всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Каким оно еще может быть? Предлагаю немного побыть актерами. Вы по очереди будете выходить на сцену и изображать людей в определенном эмоциональном состоянии. Изображать нужно без слов. А задание я буду шептать вам на ушко. Задача зрителей – угадать, что показал актер.
• Уставший человек
• Больной ребенок
• Человек, который несет что-то тяжелое
• Человек сердится
• Два человека поссорились и обиделись друг на друга
• Радостный человек
• Ребенок, который потерялся в лесу (испуг)
• Человек, испытывающий боль от удара
• Добрая волшебница
2. Чтение отрывка из стихотворения Н. Найденовой «Ничего тебе не дам» — Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение Н. Найденовой, которое называется «Ничего тебе не дам». Есть у Вити мячик новый, Конь, гармошка и ружье.Держит он свои игрушки И твердит: «Мое! Мое!»Говорит ему Наташа: — Есть матрешка у меня. Разреши моей матрешке Сесть на твоего коня. Хочешь, дам тебе посуду? Хочешь, с мишкой поиграй.Витя ей сказал: — Не буду! Отойди, не приставай! Ничего тебе не дам, Я во все играю сам. Скажите, о ком оно? (версии детей). Какой был Витя?Как вы думаете: нравилось играть ребятам с ним? Почему? Я вам прочитала стихотворение не до конца, как оно могло закончиться на ваш взгляд? (Варианты ребят). А вот, что пишет Н.Найденова в конце своего стихотворения:
Есть у Вити балалайка, Барабан, ружье и слон. Есть машина, серый зайка… Отчего ж скучает он? Все, что только захотите, Вы найдете у него, Но товарищей у Вити НЕТ НИ ОДНОГО! Скажите, почему плохо быть жадным? Что бы вы посоветовали этому мальчику? (ответы). 3. Беседа. Ребята! Какое у вас сейчас настроение? А когда у вас плохое настроение, что вам хочется? А как можно пожалеть? Как вас жалеют родители? Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился? Как вы ведете себя, если у мамы болит голова? Если братик (сестренка) ушиблись? Если ваша кошка заболела? А из-за чего человеку может быть плохо? (Обидели словом или действием).А почему так говорят: «Настроение меняется, как мартовский ветер»? 4. «Пиктограммы». Перед вами пиктограммы. Давайте рассмотрим их.
грусть злость радость удивление Какое настроение у этого человека? Как вы определили? Почему он такой? А что плохого в том, что он грустный? (Ни с кем не играет, не разговаривает). Хорошего? (Не дерется). Какое настроение изображено на второй пиктограмме? Почему человек злой? (обидели). Что в этом плохого? (дерется, жадничает, толкается). А что хорошего? (ничего). А что хорошего в том, что человечек радостный? (с ним дружат, он со всеми играет). Плохого? (Если его обидят, он станет грустным).
Что изображено на четвертой пиктограмме? И чему удивлен мальчик? (что-то увидел, узнал).
• «Определи настроение».
• А можно ли узнать о настроении человека на фотографии? Перед вами фотографии детей, ваших ровесников. Возьмите по снимку. Расскажите, какое настроение у ребенка. А можно ли узнать о настроении человека по тому, как он говорит, с какой интонацией произносит слова? Попробуйте сказать фразу «Сегодня хорошая погода» от лица ребенка, изображенного на фотографии (обиженный, восторженный, ликующий, печальный, отчаявшийся, тревожный, испуганный, недовольный).
III Заключительная часть
Работа в парах. Предлагаю вам найти себе пару. Вам вдвоем предстоит нарисовать ту эмоцию, которая указана на шаблоне (радость, грусть, удивление, злость, предварительно договорившись о том, кто и что будет рисовать, обсудив, как изобразить глаза человека, рот. Помните о том, что ваша совместная работа будет успешно завершена только в том случае, если вы не поссоритесь, а сумеете обо всем договориться.
Во время выполнения звучит мелодия «Песенка про дружбу»
Что нового вы сегодня узнали? (настроение у человека может меняться). Чему научились? А если кто-то из нас завтра утром будет в плохом настроении, как вы это узнаете? Как вы поступите? Во что можно поиграть с другом, чтобы ему стало весело?
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
ТЕПЛО СЕМЬИ Занятие для родителей с элементами тренинга Цель: знакомство и сплочение родителей, определение круга общих проблем, возникающих в семьях.Подготовительная работа: оформление группы разработка рекомендаций для родителей.Оформление группы: на доске — тема встречи; к встрече готовится выставка рисунков детей на тему «Моя семья». 1. Игра «Знакомство» Ведущий. Для начала давайте поприветствуем друг друга и познакомимся. Сейчас мы представимся друг другу с помощью игры «Знакомство». Встаньте в круг. У меня в руках мяч. Каждый, кто получает мяч, будет называть свое имя и повторять имена предыдущих участников. Итак, мое имя… 2. Игра «Похвали себя» Ведущий. Перед вами небольшой опросник «Какая (ой) я?» (см. приложение 1). В нем перечислены черты, которые встречаются у многих людей. Выберите те, которые описывают положительные стороны вашей личности.
Похвалите себя. 3. Упражнение «Азбука эмоций» Ведущий. Уважаемые мамы и папы! У меня в руках азбука эмоций, в которой находятся самые разнообразные чувства и эмоции, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. Возможно, после того как вы переступили школьный порог, придя на эту встречу, в вашем сердце поселились чувства и эмоции ожидания, любопытства, тревоги и др. Давайте заполним нашу азбуку эмоций своими впечатлениями. Родители записывают на стикерах чувства и эмоции, которые их переполняют. После этого каждый приклеивает стикер на страницу азбуки, рассказывая при этом, что он испытывает. 4. Упражнение «Символ семьи» Родители объединяются в группы по 4–5 человек. Ведущий. Семья — это та крепость, те стены, за которыми наши дети чувствуют себя в безопасности. Если стены рушатся, то защищаться от невзгод и бурь жизни приходится под развалинами этих стен. Но стены должны быть. Каждый из вас, когда рассуждает о семье, вкладывает в это свой собственный смысл, что-то личное, что-то важное для него. Сейчас каждой группе необходимо придумать и изобразить символ вашей новой, только что созданной «семьи», а также девиз. Время выполнения — 3–5 минут. По завершении каждая группа (семья) демонстрирует девиз
и символ. 5. Упражнение «Законы семьи» Ведущий. Испокон веку в каждой семье существуют свои традиции, ритуалы, совместные праздники, а также «законы» воспитания детей. Каждый из вас, если хочет, может рассказать о традициях и законах своей семьи. Все вместе мы можем их обсудить и решить, что является положительным, а что отрицательным. На карточках каждой группе (семье)предлагаются главные составляющие законов семьи: единство требований, значение похвалы, трудовое участие, разделение благ. Каждая группа (семья) предлагает свой свод семейных законов (см. приложение 2). После завершения задания — обсуждение. 6. Игра «Дорисуй фигуру» Ведущий. У каждого из вас есть дети — мальчики и девочки — абсолютно разные. Каждый ребенок — индивидуальность, со своими чувствами, фантазиями, своим восприятием мира. Все мы были детьми, любили фантазировать, выдумывать, приукрашать. … Поэтому сейчас я предлагаю вам вернуться в детство. Участникам команд предлагается шесть фигур на листе (треугольник, квадрат, круг, зигзаг, овал, пятиугольник, которые необходимо дорисовать и превратить в законченные изображения на тему «Семья». Важно постараться, чтобы изображения выглядели как можно более неожиданно, фантастически. Для работы используются карандаши, фломастеры, маркеры, восковые
мелки. После этого все группы (семьи) демонстрируют полученные изображения друг другу. По окончании задания работы вывешиваются на доске. 7. Диагностическое упражнение «Домик» Ведущий. Конечно, каждый из нас хотел бы узнать про свою семью. Правильно ли мы общаемся с мужем (женой, детьми, родителями? Существуют ли пробелы в воспитании детей? И т. д. Чтобы ответить на эти и другие вопросы, следует выполнить упражнение «Домик». Каждый родитель рисует на листе формата А4 (или А5) домик с шестью окошками. После этого ведущий просит расселить в этом домике свою семью. Рисунки родителей не обсуждаются! Происходит самоанализ. 8. Тест «Имя существительное» Ведущий. Предлагаю продолжить самоанализ своего состояния и состояния своей семьи.Инструкция: за 1 минуту необходимо написать как можно больше существительных.Анализ: какие существительные названы в числе первых трех? Если, например, муж, дом, ребенок, то это хорошо. 9. Упражнение «Азбука эмоций» (рефлексия) После завершения встречи каждому родителю предлагается описать свои эмоции и настроение. Оформляется «Азбука эмоций».
Также родителям предлагается ответить на вопросы: — Что вы думаете о прошедшей встрече? — Что было для вас важным, полезным? — Что вам понравилось (не понравилось? 10. Заключительное слово ведущего Ведущий. Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите ее, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе. Ведущий в конце встречи раздает каждому родителю буклет с рекомендациями «В дневник родителям». Ведущий. Всем спасибо! До свидания!
Источник