Эмоциональное развитие ребенка через творчество
Елена Хромцова
Эмоциональное развитие через изобразительную деятельность
Эстетические чувства находят свое выражение в эмоциональном отношении человека к прекрасному в искусстве окружающей жизни, природе, которые могут вызвать особое чувство восхищения.
Очевидно, что эмоции оказывают на все стороны личности, на ее активность, тем или иным образом влияют на ее деятельность.
В жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции — своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определить их ценности.
К трем годам начинают проявляться эстетические чувства: радость может вызывать красивым платьем, цветущим растением. Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш уже пытается отличать действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослого.
Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш уже пытается отличать действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослого. Постепенно оценки становятся все более независимыми от мнения взрослых. Очень часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя и свои чувства через движение, пение, рисунок.
Эстетические чувства развиваются в связи с собственной художественно – творческой деятельности ребенка. Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одном из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего ребенка».
Чувства и эмоции оказывают влияние на все компоненты познание, мышление, внимание, воображение, восприятие, ощущение. Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира, улучшает процесс запоминания, так как эмоционально окрашенные события дольше сохраняются в памяти. Положительные эмоции стимулируют человека к активной познавательной деятельности, увеличивая все мотивационные механизмы.
Рисование — любимое детское занятие, на котором дети образно познают окружающий мир. Ребенок получает возможность передавать свои впечатления, переживания на бумаги, создавать образы которые его волнуют и интересуют. Только методически грамотное руководство изобразительной деятельностью детей обеспечивает развитие художественного детского творчества. Радость творчества у детей появляется тогда, когда они овладевают средствами и способами изобразительной деятельности. Для этого надо превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело, на основе эстетического восприятия и эмоционально – нравственных переживаний. Методика работы построена на использовании игровых методов обучения. Чтобы возникло у детей желание выполнять учебную задачу, формируется игровая мотивация. Большое значение для создания творческой атмосферы имеет речь педагога (эмоциональная, выразительная, образная). В итоге ребенок получает удовольствие от полученного результата, созданные им рисунки вызывают чувство радости. Постепенно формируются художественные интересы, развиваются творческие способности в изображении. Использование игровых приемов применима в работе со всеми возрастами дошкольников. Ребенок стремиться отразить в рисунке то, что на него произвело наибольшее впечатление, что его волнует. В игре. Интересно и увлекательно можно прививать детям и желание рисовать, и изобразительные навыки.
Изобразительное творчество специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредствам изобразительного искусства. Основу художественного образа составляют «ри кита «- эмоциональность, интерес, активность (Е. А. Флерина). Специфика формирования эстетического отношения определяется в первую, очередь способами восприятия мира ребенком (А. В. Бакушинский); и обуславливается особенностями его внутреннего мира – таким, как повышенная эмоциональная отзывчивость (О. Л. Некрасова – Каратаева); глубина художесвенных впечатлений, обусловлено их первичностью и новизной (К. Д. Ушинский).
«Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождения» (Л. С. Выготский).
Таким- образом на протяжении дошкольного детства, развитие способности к восприятию и созданию художественных образов проходит путь от элементарного наглядно – чувственного впечатления до возможности передачи стилизованного образа выразительными средствами.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка и аппликация) является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанным с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В обучении изобразительной деятельности в дошкольном возрасте предполагает решение двух основных задач. Пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость как к окружающему миру, к родной природе, к событиям жизни. Сформировать у детей изобразительные навыки и умения. В процессе изобразительной деятельности у дошкольников совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Радость общения с цветами – одно из самых сильных чувств, подаренных человеком природой. Педагоги и психологи установили, что при общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят.
Специальные исследования убедительно показали, что эмоции вызванные искусством,способы творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания. Благодаря цвету даже самые несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения от определенной работы.
Источник
Бранчугова Галина
Развитие ребенка через творчество
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом, у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей.
Таланты появлялись как бы сами собой,стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно- технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности» гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям» творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Среди проблем, стоящим перед дошкольными учреждениями на современном этапе, центральной, является проблема повышения качества дошкольного образования. Качество образования трактуется сегодня весьма произвольно. В программных документах Министерства образования РФ (Закон «Об образовании», «Концепция дошкольного воспитания», «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» и других) утверждается право ребёнка на самореализацию и творческий поиск.
В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребёнка активно действовать в мире. «Воображение — основа активного участия ребёнка в разных видах деятельности: предметно-практической, игровой, коммуникативной, эстетической и т. д. Достаточно развитое воображение позволяет ребёнку преодолевать сложившиеся стереотипы собственных игровых действий, ролевые позиции, строить новые сюжеты игры. На основе воображения у детей складываются впервые проявления творческого отношения к действительности». Творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать названы стержнем личности, образующим особую систему, выражающую своеобразие, неповторимость растущего человека.
Способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный.
.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, и педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. В нашей группе огромное место отводится этой поблеме. Результатом наших достижений является участие в конкурсах.
Источник
Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать.
Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие — это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.
Что вы чувствуете?
Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.
Какие бывают эмоции
Радость | Грусть | Гнев | Стыд | Беспокойство |
Восторг | Печаль Огорчение Тоска Отчаяние | Недовольство Возмущение Раздражение | Неловкость Вина | Волнение Паника |
Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?
Как развиваются детские эмоции
Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже — улыбки и смеха.
Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.
В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.
Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.
Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.
Почему важно развивать эмоции
Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.
Информатизация современных детей не всегда под контролем. С экрана телевизора потоком льются жестокость и насилие. Простое объяснение терминами «хорошо» или «плохо» не поможет воспитать нравственного человека. Принятие или неприятие должно быть изнутри: из чувств и эмоций.
Нужно помнить, что дети учатся на примере взрослых. Взрослые не управляют эмоциями детей, а постоянно проявляют свои. Если родители живут в негативе и обиде на мир, постоянно демонстрируют гнев, злость, обиду, то их дети будут жить с таким же отношением к жизни. У тревожной испуганной неуверенной матери вырастет такая же дочь. И только счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.
Последствия неправильного эмоционального воспитания
Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.
- Стыд, вина, тревожность
Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.
- Гиперпослушание (конформность)
Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.
- Агрессивность
Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.
Правила эмоционального воспитания
Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.
1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.
2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.
3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.
Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.
Источник