Эмоциональное развитие аутичного ребенка

Эмоциональное развитие аутичного ребенка thumbnail

hello_html_m36343106.jpgРазвитие эмоциональной

и коммуникативной сфер

ребенка с РДА

Не секрет, что удетей с РДА ослаблена эмоциональная реакция на близких, вплоть до полного отсутствия внешнего реагирования, так называемая «аффективная блокада». Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы у детей-аутистов крайне взаимосвязано: с одной стороны, не испытывая положительных эмоций, ребенок не будет с вами общаться и, с другой стороны, не общаясь с вами ребенок будет ограничен в получении каких-либо эмоций. Поэтому развиваем эмоции и умение общаться в комплексе и постепенно.

Этап I. Установление контакта.

Если вы становитесь «источником» положительных эмоций ребенка, то вам будет проще установить с ним контакт.

Итак, что делать:

  1. Учесть интересы ребенка в игре. Вы, если вы хороший наблюдатель, то знаете, что ребенку интересно и что вызывает у него положительные реакции, поэтому на первых порах используем только знакомые приятные ребенку игры и игрушки, часто это кубики, палочки, шарики, веревочки). Результат: формирование доверия к вам, интереса к совместной деятельности в вами.

hello_html_m38be4b75.png

  1. Четко распланировать игру с ребенком. Это необходимо для того, чтобы вы чувствовали себя уверенно и, если что-то пойдет не так, знали, как поступить и не волновались, потому что ваше волнение сразу передастся ребенку и контакт будет потерян. Результат: ребенок чувствует себя уверенно рядом с вами.

  1. Обеспечить положительный эмоциональный настрой – говорить ласковым, приятным тоном, умеренно громким, без резких перепадов. Не допускайте грубостей и крика. Результат: ребенок чувствует себя безопасно рядом с вами.

  1. Сами испытывайте положительные эмоции при игре. Это очень важно. Ребенок чувствует любую фальшь и, если вы не испытываете искренних положительных эмоций, ребенок поймет, что вы врете – контакт и доверие будут потеряны. Станьте ненадолго ребенком и радуйтесь вместе! Результат: ребенок «заражается» положительными эмоциями.

  1. Сформируйте четкую последовательность игры. Стереотипия для ребенка с РДА – это, своего рода, пещера, в которую он уходит, чтобы чувствовать себя безопасно и спокойно. Не бойтесь стереотипий – они есть и в нашей жизни (вспомните, например, любой ваш рабочий день – у него есть четкий алгоритм и, когда он резко меняется, например, вы проспали на работу, вы остро ощущаете дискомфорт; то же происходит и с ребенком, когда меняется стереотип действий). Ребенок должен четко понимать, что будет дальше. Результат: ребенок спокоен и не сталкивается с пугающими его неожиданностями.

Эhello_html_785ff323.pngто фундаментальные принципы работы с ребенком. Так вы установите с ним начальный эмоциональный контакт и снизите его тревожность, характерную всем аутистам.

Этап II. Запуск сенсорных систем.

На данном этапе также действуют принципы, описанные на первом этапе.

Сенсорная игра – это способ эмоционального наполнения жизни ребенка. Игры и манипуляции развивают положительные эмоции ребенка и снижают его эмоциональное напряжение.

Что использовать на данном этапе:

  • Визуальные раздражители (то, что ребенок видит). Можно использовать: лавовые лампы, световые проекторы, игрушки и материалы ярких цветов. Словом, все, на чем может ребенок остановить свой взгляд.

  • Аудиальные раздражители (то, что ребенок слышит). При использовании данных раздражителей внимательно наблюдайте за реакцией ребенка – аутисты очень чувствительны и могут крайне негативно реагировать на определенные звуки. Вы можете просто включать ребенку музыку (преимущественно, классическую, инструментальную, спокойную), использовать музыкальные инструменты, имитацию голосов животных, звуки природы.

  • Тактильные раздражители (то, что ребенок трогает). Активно используйте сенсорные коробки — это емкости с разным наполнением, которые позволяют ребенку обогащать его тактильные ощущения. Что делать с наполнением: — трогать, перебирать пальцами, сжимать;

hello_html_177648c3.png пересыпать руками и инструментами (ложками, совками);

— переливать (игры с водой);

— закапывать, откапывать что-то;

— сортировать (при смешении, например, крупного с мелким, можно отсортировывать крупное; также сортировать можно по цвету, форме, гладкое и шершавое, твердое и мягкое и т.д.).

  • Вестибулярные раздражители (то, как ребенок двигается). В данном случае вы используете разные двигательные упражнения и игры – прыжки, хлопки, раскачивания, притопы и прочее. Неплохо использовать движения, сопровождающиеся стихотворной речью, например, стишок-игра «Мышки»:

hello_html_72893508.png

Вышли мышки как-то раз

(шагают)

Посмотреть, который час.

(ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны)

Раз, два, три, четыре

(хлопают)

Мышки дернули за гири.

(движения руками сверху вниз)

Вдруг раздался громкий звон

(закрывают руками уши)

Побежали мышки вон

(бегут)

  • Обонятельные раздражители (воздействие запахами). Можно нюх ребенка использовать активно – то есть направленно давать ему что-то понюхать (кусочек лимона, гвоздику, корицу), активно обогащая его сенсорный опыт. Или использовать пассивно, как, например, при ароматерапии. При распылении запахов в помещении важно учитывать, какое влияние на психику имеет тот или иной запах, с какого возраста можно его использовать и соблюдать нормы для сеансов ароматерапии. Например, с 3-х лет можно уже использовать запахи ромашки (успокаивает), мяты (стимулирует умственную активность), лаванды (успокаивает, снимает напряжение), чайного дерева (выравнивает психику, снижает тревогу).

Не проводите сеансы ароматерапии самостоятельно без консультации специалиста!

hello_html_m77f13faa.png

    В какой последовательности

    нужно запускать сенсорные раздражители:

    1.Визуальные;

    2.Аудиальные;

    3.Тактильные;

    4.Вестибулярные;

    5.Обонятельные.

    Вhello_html_m3f850f79.jpgажно!!!Не забывайте про принципы, описанные на первом этапе! Соблюдая их и запуская сенсорные системы, вы становитесь для ребенка не только «источником» положительных и новых эмоций, но и помогаете получить новые ощущения, новые способы взаимодействия с миром. Успехи совместной деятельности на данном этапе укрепят ваш эмоциональный контакт с ребенком, обогатят его эмоциональный и сенсорный опыт и вызовут интерес к взаимодействию с вами и окружающим.

    Особым инструментом развития на первых двух этапах являются

    тhello_html_56768c56.pngелесно-ориентированные игры с ребенком

    – это не только движения (о чем было написано в разделе вестибулярных раздражителей), но и любые игры, основанные на вашем телесном контакте с ребенком: всем известные «По кочкам, по кочкам…», «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая…», даже просто объятия, поглаживания и щекотки. Такой активный тесный контакт с ребенком запускает все анализаторы. Благодаря таким играм ребенок получаетмаксимально положительный опыт общения с окружающим миром и больше доверяет ему.

    Этап III. Обучение ребенка базовым эмоциям.

    Обучение строится на развитии моторики ребенка и усвоения им мышечных реакций различных эмоций. Это невербальный способ общения ребенка с окружающими. Коротко говоря, на данном этапе мы развиваем у ребенка

    мимику и пантомимику, свойственную определенным эмоциям.

    Обучение мимической гимнастике.

    Для успешного усвоения мимических реакций необходима работа с зеркалом, чтобы ребенок наблюдал за вашей и своей мимикой.

    Пусть сначала ребенок освоится перед зеркалом, познакомится со своим отражением, самостоятельно погримасничает, поцелует его. Даже дети-аутисты проявляют интерес к своему отражению.

    hello_html_70833845.png

    Когда вы чувствуете, что ребенок достаточно готов для обучения гимнастике (он вас слушает, выполняет с вами упражнения, смотрит на вас и себя в зеркале), вы приступаете к элементарным упражнениям. Инструкции должны быть четкими, лаконичными, после чего идет непосредственная демонстрация ребенку эмоции.

    • Ира радуется! (демонстрируете улыбку, приподнимаете брови). Можете сопровождать звуками: «А!»

    Хвалите ребенка при попытках повторить ваши движения.

    • Ира удивилась! (сморщен лоб, подняты брови). «О!»

    После каждого упражнения следует расслабление мышц.

    • Иhello_html_m490e5307.pngра сердится! (сжатые губы, брови вместе). Можно порычать «Ррр!»

    • Ира грустная! (внутренние кончики бровей подняты, уголки губ опущены). Тихий выдох «Ммм…»

    • Ира удивилась! (брови подняты, рот приоткрыт). Лучше сопровождать воскликом «Ого!»

    • Ира испугалась! (брови высоко подняты, глаза широко открыты, рот широко открыт). Резкий вдох «Ах!»

    • Ира, ужас! Зажмурься! (зажмурить глаза). Ложная тревога – расслабься! (открыть свободно глаза, спокойно поморгать)

    • (Презрение) Ира, фууу… (верхняя губа поднята, нос сморщен)

    • (Отвращение)Ира, беее… (, опустить голову чуть вниз, оттянуть нижнюю губу вниз)

    Сhello_html_m1e3d0deb.pngледует обучать не только мимике эмоций, но и другим мимическим движениям, например:

    • Ира, пахнет! (приподнять голову, глубокий вдох, резкий или продолжительный выдох) «Ааах…»

    • Ира, лягушка! (надуть щеки)

    • Ира, рыбка! (вытянуть губы вперед, открывать и закрывать беззвучно рот – как рыба).

    • Ира, моторчик! (выпускать воздух через слегка сжатые губы) «Брррр…»

    • Ира, поцелуй! (вытянуть губы вперед, имитировать поцелуи)

    Обучение пантомимике

    Вместе с обучением мимике, обучаем и разным жестам – пантомимике.

    Это можно также делать перед зеркалом, в двигательных упражнениях, в стихах с движениями. Все движения, которым обучаете, необходимо сопровождать конкретным словом/словосочетанием.

    Можете научить ребенка принимать определенную позу и использовать смысловые жесты, например:

    «Мне холодно» -плечи приподняты и сжаты, руки перед грудью крест-накрет;

    «Мне жарко» — махи кистями рук на лицо;

    «Я хочу есть» — легкие похлопывания себя по животу.

    «Дай» — руки вытянуты перед собой ладонями вверх;

    «Отойди» — кисти рук расположены вертикально ладонями наружу

    «Мне нравится» — большой палец вверх «Ок».

    Уровень развития мимики и пантомимики позволит научиться ребенку выражать свои эмоции и считывать эмоции других людей.

    Оhello_html_6ebd567.pngсвоение ребенком невербальных способов выражения своих желаний или состояний заметно облегчит ваше с ним общение и в дальнейшем поможет ребенку успешно социализироваться в обществе.

    Источник

    Эмоциональное развитие аутичного ребенка

    Примерно каждый сотый человек — аутист. По мнению некоторых специалистов и родителей, аутичные люди не могут испытывать эмоций и проявлять сочувствие к другим людям. Но аутичные люди на протяжении многих лет стараются доказать, что это миф. Аутичная девушка Айман Экфорд рассказывает о способности радоваться и сопереживать.

    Рассылка «Мела»

    Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

    Как глава инициативной группы, созданной аутичными людьми для аутичных людей, я иногда провожу мероприятия на тему аутизма. Однажды мы смотрели автобиографический фильм про аутичную женщину Темпл Грендин.

    С одной стороны, это был очень интересный опыт, потому что в дискуссии кроме меня участвовали ещё три аутичных человека, которые мне очень помогли. С другой стороны, это было не так просто. Передо мною стояло слишком много задач. Мне нужно было уследить за тем, чтобы люди не перебивали друг друга. Мне надо было прокомментировать, в чём я не согласна с Темпл Грендин. Мне надо было рассказать об ошибках в фильме и о том, что у большинства женщин аутичность проявляется не так, как у Темпл. Мне надо было комментировать слова другого ведущего и отвечать на вопросы. Вопросов было много, они были самые разные и некоторые довольно неожиданные. Мы обсуждали всё — от особенностей эмоционального восприятия аутичных людей до этических проблем постройки скотобоен.

    Сейчас я хочу ещё раз обратить внимание на вопросы, касающиеся эмоций, и, возможно, объяснить некоторые вещи более понято, чем я смогла объяснить тогда.

    Способность чувствовать

    1. Итак, аутичные люди могут чувствовать. Они могут испытывать эмоции. И, уважаемый слушатель, чьего имени я не знаю, они испытывают те же эмоции, что испытывают неаутичные люди. Во всяком случае, я так думаю. Аутисты и неаутисты испытывают одинаковые эмоции, насколько вообще два человека, вне зависимости от их нейротипа, могут испытывать одинаковые эмоции.

    2. Умение описывать эмоции и способность их испытывать — не одно и то же. Многим аутичным людям сложно описывать свои эмоции словами. Некоторые аутичные люди могут путать психическое состояние с физическим. Например, моя девушка в подростковом возрасте путала тревожность с симптомами чисто физиологических проблем со здоровьем.

    3. Умение понимать слова, обозначающие эмоции, и способность испытывать эти эмоции — не одно и то же. У многих аутичных людей бывают проблемы с пониманием абстрактных понятий, в том числе слов, обозначающих эмоции. Я поняла значение слова «ярость» лет в 15, но впервые испытала ярость ещё в раннем детстве.

    4. Аутичные люди, как и нейротипичные, способны сопереживать.

    5. Аутичные люди, как и нейротипичные, являются отдельными личностями. Они по-разному чувствуют, по-разному запоминают и выражают свои эмоции. И, конечно же, одно и то же событие может вызвать у разных аутичных людей разную реакцию.

    Выражение эмоций

    1. Аутичные люди могут выражать эмоции не так, как выражают их неаутичные люди. Неаутисты практически всегда ошибались, когда пытались определить по моему лицу или голосу, что я чувствую и о чём я думаю. Очень часто мне говорили, что я выгляжу грустной, когда я на самом деле была счастлива. Мне говорили, что я злюсь, когда я просто возбуждённо говорила на интересующую меня тему и испытывала скорее положительные эмоции. Мне говорили, что я равнодушна, когда я чего-то сильно боялась. Мне тоже крайне сложно распознать эмоции по лицу и голосу нейротипичного собеседника.

    В детстве меня постоянно ругали за то, что я не замечаю, как устаёт моя мать. Если честно, я не замечаю этого до сих пор. И не понимаю, как это видят другие

    Зато мне, как и многим другим аутичым людям, проще распознавать эмоции других аутистов. У большинства аутистов нет «проблем с пониманием эмоций других людей». Точно так же, как таких проблем нет у большинства нейротипиков. И у аутистов, и у нейротипиков есть проблемы с пониманием эмоций людей с другим нейротипом. Нейротипиков больше, чем аутистов. И поэтому то, что у нейротипиков проблемы с распознаванием эмоций аутистов, остаётся незамеченным.

    2. Аутичные и неаутичные способы выражения эмоций одинаково ценные. Например, тряска руками и улыбка — равноценные способы выражения радости. Просто улыбка является общественно приемлемым способом выражения эмоций, а тряска руками (способ выражения эмоций некоторых аутистов) — нет.

    3. Уровень интеллекта и умение говорить не связаны со способностью понимать слова, обозначающие эмоции. Более того, по личным наблюдениям я заметила, что неговорящим аутичным людям зачастую легче понимать слова, обозначающие эмоции, чем тем, которые всегда могли говорить. И, если честно, я не знаю, с чем это может быть связано.

    Повышенная эмоциональность

    1. Аутичные люди не «реагируют на всё более эмоционально». Просто чаще всего аутичных и нейротипичных людей волнуют разные вещи. Как говорит моя девушка, она никогда не сможет понять подростков, переживающих, что у них недостаточно модная одежда. Но при этом эти подростки, вероятнее всего, никогда не смогут понять, почему ей так тяжело переносить смену планов. Меня меньше волновал сам факт создания ДНР, чем всех моих донецких знакомых. Но при этом я сильнее, чем большинство моих знакомых, переживала из-за того, как сильно изменилось сознание людей после информационной войны. Пропаганда вызывала у меня лишь отвержение, и я не понимала, как она может завоевывать чьи-то симпатии. Я больше, чем все члены моей семьи, переживала из-за смены планов при переезде, но меньше боялась того, что по улицам ездят танки.

    2. Не стоит забывать о том, что окружающая среда, в которой мы живем, была создана с расчётом на нейротипиков. Мы живём в городах, приспособленных к особенностям сенсорного восприятия нейротипиков. Более того, аутичным людям с повышенной сенсорной чувствительностью крайне сложно находиться в большинстве заведений. Учителей, врачей, специалистов по кадрам, психологов, даже официантов — их всех учили работать с нейротипичными людьми, оценивать людей по нейротипичным стандартам и учитывать в своей работе потребности нейротипичных людей.

    Многим из нас сложнее получить качественную медицинскую помощь, сходить в магазин, поступить в вуз, устроиться на работу

    Из-за этого некоторые из нас могут быть более эмоциональными. Не из-за того, что у аутистов «так устроен мозг», а из-за того, что мы живём в мире, где наши потребности не учитываются. Если бы вы оказались в мире, где всё рассчитано на аутистов, вам тоже было бы нелегко.

    3. Этот пункт напрямую связан с предыдущим. Дело в том, что аутисты являются дискриминируемым меньшинством. Большинство аутистов сталкивалось с дискриминацией. Большинство аутистов были не приняты и не поняты членами их собственных семей. Большинство аутистов подвергалось травле и насилию в школе. Мы постоянно сталкиваемся как с преднамеренным, так и с непреднамеренным эйблизмом.

    Большинство людей не хотят, чтобы такие, как мы, рождались в будущем. Многие оправдывают убийства таких, как мы

    Наш образ мышления и способ восприятия мира считается «болезнью» и досадной ошибкой. Более того, большинство людей ничего не знают о нашем образе мышления, и мы практически постоянно общаемся с людьми в состоянии культурного шока. И сейчас я даже не пишу об опыте тех аутичных людей, которые принадлежат ещё и к другим дискриминируемым меньшинствам. Так что да, у нас есть веская причина быть более эмоциональными. Но это, опять-таки, происходит не потому, что наш мозг устроен неправильно. То, что я описала в данном пункте, называется «травмой меньшинства». Такая травма есть у представителей всех дискриминируемых меньшинств. И если вы посмотрите статистику, то убедитесь, что у чёрных людей, живущих в США, больше психических проблем, чем у белых. Причина этого — эта самая травма меньшинства, а не цвет их кожи (несмотря на то, что ещё пятьдесят лет назад многие «психиатры» думали иначе).

    Итак, надеюсь у вас больше не возникнет вопросов по поводу особенностей эмоционального восприятия аутичных людей.

    Правда, мои вопросы так и остались без ответа. Я спрашиваю себя о том, когда, наконец, люди перестанут рассуждать об аутизме как о проблеме. Когда они перестанут гадать, что же с нами не так, а вместо этого будут готовы слушать и воспринимать любую позицию самих аутичных людей, в том числе и основанную на том, что проблема не в нас, а в окружающем мире. Когда они, наконец, признают, что мы тоже люди, и перестанут предполагать, что мы испытываем другие эмоции, или что у нас какое-то особое, чисто аутичное отношение к жизни и смерти, или придумывать другую подобную ерунду?

    Фото: Flickr (JoanDragonfly)

    Источник