Эмоционально образное развитие ребенка

Эмоционально образное развитие ребенка thumbnail

Развитие эмоционально-образной сферы обучающихся

Влияние искусства на духовный мир человека было замечено еще в глубокой древности. Мыслители, художники и поэты, музыканты и педагоги, а в дальнейшем и психологи подчеркивали эмоциональную природу музыки. Музыка способна изменять настроение, побуждать к творчеству, вызывать интерес. Музыка рождает образы и чувства, отражает окружающий мир и самого человека. Музыку называют зеркалом человеческой души. Музыкальное воспитание детей – важное звено общей системы воспитания, основной задачей которого является разработка и внедрение творческой системы музыкально – эстетического образования. Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы занятия музыкой стали увлекательными и любимыми. Конечно, основополагающее условие – желание самого ребёнка и его готовность к обучению. Особенно с маленькими детьми: нужно быть очень чутким педагогом. Их обучение больше походит на приятный досуг – как игра с игрушками или любимая книжка. Каждый урок – маленький спектакль, где творцом является сам ученик с помощью педагога.
Развивая эмоциональный мир ребенка, а через игру – и его артистические способности, мы без особых усилий изучаем новый материал.
Эмоционально-образное развитие младшего школьника является важнейшим компонентом эстетического формирования личности. Эмоции определяют успешность реализации полученного опыта образования в жизни. В музыкальном воспитании учащихся значение эмоций, чувств, настроений возрастает, так как содержание музыки составляют эмоции, настроение, вызванные реалиями мира. Поэтому и в познании этого искусства наличие развитой эмоциональной сферы является определяющим. Важным периодом в развитии эмоциональной сферы является начальная школа, в частности младший подростковый возраст (к данному периоду относятся учащиеся подготовительного отделения). Именно в  это время происходит интенсивное развитие ощущений, эмоций, чувств. Поставленная цель-это выявить влияние специально подобранного репертуара на эмоциональное развитие учащихся, который непосредственно развивал бы эмоциональную сферу учащихся.
На уроке освоение всех элементов должно проходить в увлекательной форме, приносить учащимся эстетическую радость познания. Это одно из главных направлений моей педагогической деятельности в школе. Сам принцип проведения урока я стараюсь основывать, прежде всего, на оптимизации воображения, развитии эмоционально – образной сферы учащихся. Целый ряд психологический явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это – сопереживание, вовлечение.
Как часто в классе мы встречаем учащихся младшего школьного возраста, которые очень стеснительны, зажаты в выражении своих эмоций или наоборот есть дети, которые всеми силами стараются прилечь к себе внимание любым способом. Это происходит по разным причинам. Тот год, когда дети приходят в школу является для них кризисным. Перестраивается все, к чему дети привыкли ранее, учитель становится центром жизни. Порой они не слушают никого, только своего преподавателя. Поэтому, учителю необходимо быть одинаково внимательным к каждому ребенку. Правильно строить свое поведение и с беспокойным ребенком, и с конфликтным, и с застенчивым, замкнутым. В каждом случае можно и необходимо помочь. Постепенно необходимо знакомить маленького школьника с выражением основных эмоций и с тем как они проявляются. В каждом занятии должны быть упражнения тренинга мышечного расслабления, т к. эмоционально неустойчивые дети часто отличаются общей двигательной расторможенностью, беспокойным сном, они иногда бывают сильно напряжены, что также влечет за собой эмоциональные срывы. С самого первого урока нужно распланировать последовательность упражнений. Например, тренинг на выражение эмоций радости и на развитие языков жестов, мимики и пантомимы.

Расскажите стихи без слов:

Ждет гостей сегодня кошка. И волнуется немножко,
«Что ж так долго не идут!» Ну а гости тут как тут.
Друг за дружкой по дорожке. Все спешат поздравить кошку.
Белка в тележке. Везет орешки
Кудрявый барашек. С букетом ромашек.
Катит медвежонок меду бочонок.
Тащит петушок проса мешок.
До чего ярок лисий подарок!
Еще один гость. В зубах кость.
Подарок царский — сыр швейцарский.
А кот Тимофей. Принес двух мышей.
Всем подаркам кошка рада, с одного не сводит взгляда.
Догадайтесь поскорей, чей подарок всех милей?
(Е.Ефимовский.)

Этот тренинг может послужить тестом излишне стеснительных, зажатых и даже агрессивных детей, а также на раскрепощение. Это важно, т. к только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.

Азбука настроения.

Игра построена на ролевых попевках. Я использую попевки З. Кодая, Б. Бартока. Любая народная музыка это превосходный материал для работы над эмоциональной сферой. Одна и та же попевка может быть спета с разным настроением. Вот те немногие упражнения, которые помогают мне в работе с учащимися младшего школьного возраста, которые очень непосредственны и не любят сидеть на месте. Конечно, игры не повторяются, кроме тех которые направлены на закрепление определенных навыков.
Важнейшим фактором творческого развития детей становится игровая ситуация. Восприятие музыкальных произведений происходит через познание их жанровости, тесно связанных с жизненными ситуациями. Этому способствуют темы четвертей: “Краски осени”, “Музыкальный карнавал животных”, “Волшебница зима”, “Музыка о доме”, “Весну встречаем”. Творческие задания пронизывают весь урок от начала до конца, и реализуются через освоение тематических комплексов – сквозных и этапных тем. Выразить в своих рисунках свое видение песни, давайте рассмотрим рисунки, которые вы нарисовали, или так:
Давайте придумаем или вспомним ситуацию, созвучную тексту, настроению песни.
Для активизации процесса развития эмоционально-образной сферы обучающихся было предложено применить в работе такие методы как:

Читайте также:  Развитие речи леворукого ребенка

-словесные методы: беседа, рассказ,
— метод сравнительного анализа,
— метод направленных ассоциаций звук и цвет звук и образ.
— наглядные методы: зрительные, слуховые обьяснительно-иллюстративные.
— практические методы: музыкально- ритмические движения.
После применения методов использовать диагностические задания:
— прослушав музыкальное произведения, определить характер, подобрать краски, соответствующие настроению — изобразить на бумаге в цвете музыкальный образ.
— Прослушать музыку и придумать название,

-выполнить движения под музыку, соответствующие ее настроению,

-определить соответствие музыкальных представлений представленными иллюстрациям.

из предложенных музыкальных инструментов выбрать те, которые соответствуют заданному педагогом произведению, исполнить ансамблем данное произведение.
Благодаря этим методам позволило разделить обучающихся на три группы: с высоким, средним, низким уровнями развития эмоционально сферы и пониманием образной сферы сочинения.
Главной целью является “Познакомить учащихся со средствами музыкальной выразительности, как помощниками воспитания вдумчивого слушателя, умеющего красиво воспринимать музыку через чувства”.Также учащиеся рисуют музыку. Какое — то произведение в цвете, следующее в орнаменте, следующее в образе. Но ведь сначала надо охарактеризовать музыкальное произведение, понять замысел. Составляя свои рисунки по прослушанному музыкальному фрагменту, учащиеся раскрывают эмоциональную отзывчивость, развивая свой художественный вкус.

Результаты показали, что работа по развитию эмоционально-образной сферы у учащихся младшего школьного образа имела положительную динамику.
В связи с этим следует уделить внимание по подбору репертуара:
— выбирать произведения для репертуара ансамбля с учетом доступности и увлекательности по музыке,
— подбирать репертуар интересный для учащихся по содержанию,
— стимулировать интерес детей не только игре в ансамбле, но и музыке в целом,
— целенаправленно учить детей понимать язык музыки, его образную сферу, формировать эмоциональное отношение к музыке,
— применять игровые, проблемные ситуации при работе с младшими школьниками,

Часто менять виды деятельности, давать детям творческие здания,
— добиваться выразительного исполнения произведения, добиваться доброжелательной атмосферы в детском коллективе, способствующей более активной творческой деятельности, внутренней свободе.

В заключении хочется сказать, что каждый преподаватель может открыть для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, появляется свой неповторимый стиль преподавания. Почему неповторимый? Да потому, что главное здесь — это творчество! А у творчества границ нет. Педагог может строить свою работу с детьми как угодно, изучать с ними произведения различных жанров, стилей, так как творческая обстановка раскрывает ребят с неизвестных сторон, помогает лучше понять их творческие возможности, и развивает у детей чуткость к красоте музыки. Я поняла, что к его преподаванию надо подходить по – новому, нешаблонно, и тогда результат может превзойти все ожидания.

Источник

Многие родители заинтересованы в творческом развитии своего ребёнка.

Но многие ли знают — как это делать?

И что такое вообще — творческое развитие? Из чего оно складывается?

Для тех, кто хочет это узнать,  предназначены следующие записки  
 

 ______________________________________________________________

Почему, сегодня, не смотря на все педагогические усилия, в стране падает интеллектуальный и культурный уровень? Почему растёт уровень детской наркомании, преступности?
Причина, всех бед, в общем-то, элементарно проста! Сегодняшнее воспитание детей, принципиально, построено на отрицании [эмоционально — образного развития. Без которого невозможно творческое мышление.  
Ныне, мало кому, можно объяснить, что существует такая штука, как образ… и, что — его надо развивать!

Образовательный процесс той же школы выстроен так, что в нём нет места для органичного развития ребёнка.
А без органичного развития, что за человека можно вырастить?

Давайте, посмотрим, что такое – эмоционально – образное развитие? (Кстати, именно оно имеется в виду, когда произносится слово «духовность»).

Базовые виды образного мышления:

  • наглядно – образное
  • воспроизводящее – воображение
  • абстрактное – фантазия
  • ассоциативное.
  • Сюда же, можно отнести музыкальный слух, ритм, пластику.
  • Наглядно – образное мышление – это умение не только смотреть, но ещё и видеть! И, сравнительно, анализировать.

В быту, мы все умеем это делать. Из множества сортов колбасы, наглядно, выбираем ту, которая, наиболее, приглянулась. Покупая ботинки или сапожки, можем перемерить всю наличную обувь.
Но это бытовой, малоинтеллектуальный уровень эмоционально – образного развития. Это, только начало развития…

К сожалению, на этом «начале», оно, очень часто, и заканчивается! Переход на другой уровень не осуществляется. И, мы затрудняемся ответить на простые вопросы, вроде – «Что такое добро и что – зло»? Потому что для этого надо иметь конкретные примеры «добра и зла»… то есть  накопить жизненные наблюдения, литературные или киношные образы… а потом их надо ещё и суметь проанализировать…

Неразвитость наглядного мышления приводит к неумению видеть реальность такой, какая она дана. Объективно! Русский народ, как раз, и отличается именно тем, что оценивает реальность через субъективное обучение. Нас всё время учат! Школа, телевидение, газеты… Всё-время есть «учителя», идеи которых, по прошествии времени, — так часто, оказываются ложными, неверными! Но нас никто не учит, ни видеть… ни думать! Более того, маленькие дети ещё имеют собственный, объективный взгляд на мир! И взрослые — родители, та же школа — прилагают массу усилий, чтобы убить в ребёнке индивидуальность, научить его мыслить стандартно, как все.

  • Наглядно – образное мышление, это непосредственное отражение реальности. А «ВООБРАЖЕНИЕ» — это воспроизведение «наглядного», записанного в памяти.
Читайте также:  Развитие ребенка после года игры

 Осматривая витрину магазина, наглядно анализируя, какой именно сотовый телефон купить… мы, всё-таки, не приходим ни к какому решению… Мы уходим, но образы, увиденных телефонов, уносим в своей памяти. Теперь, можно спокойно подумать и сделать выбор… мысленно сравнивая разные модели.
У учёного не получился опыт. Он может вновь и вновь, мысленно, просматривать все этапы, пытаясь понять, где была допущена ошибка…
Воображение – это воспроизведение жизненных образов, записанных в образной памяти. Это правдивые отражения, близкие к объективности. Как увидели, так и записали. В образной памяти, очень подробно, зафиксирована вся наша жизнь. И воспоминания вчерашнего для, и далёкого детства. Это огромная «видеотека документальных видео – материалов», накопленных нашей памятью в течение жизни. Этими материалами можно пользоваться сознательно. Для этого и существуют такие механизмы, как «воображение» и «ассоциативное мышление».
Если же эти виды образного мышления не развиты, то – образная память – становится подсознанием. А, сравнительный анализ образной информации, осуществляющийся неосознанно или подсознательно, — мы называем интуицией.

Почему так важно развитие воображения? Потому что происходит сознательный, целенаправленный анализ, который мы называем мыслями, мышлением. А интуиция – это не сознательное мышление. Она может прийти, а может и не прийти… Непроизвольное внимание…

  • В учебниках по психологии можно прочитать: Воображение – оно же «ФАНТАЗИЯ». Но на самом деле – это не так. Это разные процессы.

Стоит у нас, где-то в дальней комнате, обшарпанный столик. Мы можем его мысленно представить? Можем. Это воображение.
А можем ли мы его представить не таким, какой он есть в реальности? Можем! Только этот образ уже не будет правдой, не будет реалистичным отражением действительности. Не будет воображением.
А чем это будет? Это будет фантазия, придумка, вымысел, ложь, игра – в зависимости от целей. Изменённый реалистичный образ.
Например: представляем реалистичный столик… и, мысленно, начинаем его изменять. Что будет, если очистить старую краску, хорошенько ошкурить, и… разрисовать цветами, отлакировать? Сделать коллаж из камешков, раковин, кофейных зёрен… накрыть стеклом? Нарисовать шахматную доску? Вариантов много… была бы фантазия… Только, надо всё хорошо обдумать… сделать  эскизы.

Фантазия – процесс мысленного изменения реалистичных образов

.

(Не самих образов – их копий)

То есть существуют реалистичные образы и их фантазийные копии. В своих фантазиях мы можем делать с копиями всё, что захотим. Пределов для неё не существует. Но настоящий образ, соответствующий реальности, всё-равно будет присутствовать вместе с фантазийным.
(Кстати, потому — трудно обмануть детектор лжи. Например: Мы лжём, что не брали деньги. А, в это время, в подсознании активируются настоящие воспоминания – как открывали сейф, как считали, как прятали… Они активируют эмоции, связанные с этими воспоминаниями. И это уже видно не только на приборах. Эмоции заставляют нас краснеть, потеть, заикаться…)
Воплощённая же наяву фантазия — становится реальностью. Был столик, который не жалко выбросить. Стал произведением искусства! Был кусок материи – стал роскошным платьем! Была куча ржавого железа – стала – антикварная машина! Было чистое поле – встал город! Была мысль — что можно сделать вот так… случилось открытие, перевернувшее всю науку… Вот, что такое фантазия!

Забыв о её развитии у детей, мы чего хотим достичь? Прогресса? Творчества? Достижений в науке?

Вот это, уже, фантазия, оторванная от реальности! 

  • Воображение и фантазия, это базисное умение работать с образом. Основы, которые необходимо развивать для духовного и интеллектуального роста человека.

 Начнём с того, что без воображения – умения мысленно воспроизводить реалистичные образы, невозможно чтение художественной литературы. Словами книга описывает образный мир… и его надо уметь увидеть. Без этого утрачивается сам смысл существования художественной литературы. Поэтому, сегодня, русский народ, далеко, не самый читающий в мире. А, уж, стихи – без образов и эмоций – понять и вовсе невозможно. Так же, как произведения других видов искусств – кино, театр, живопись, музыка. Поэтому, в бездуховном, малокультурном обществе — их начинают заменять суррогаты, зрелища… упрощённые варианты, рассчитанные на неразвитого зрителя.

  • Эстетика – это следующая ступень образного развития.

Надо увидеть образ – художественный или жизненный, понять, почувствовать его гармонию.

Читайте также:  Центр развития ребенка от 1 года владивосток

В результате человек получает эстетическое удовольствие от увиденного, услышанного. А, «красивое», доставляющее такие приятные эмоции, провоцирует на поиск аналогичных впечатлений.
По мере накопления, анализа тех или иных образов (музыкальных, художественных, литературных, поэтических… образов природы, машин, одежды, красивых людей, красивых мыслей… не сомневаюсь, что математики восхищаются красотой математических вычислений…) человек развивается вглубь… что и позволяет говорить о душе, о духовности!

 

  • Нравственность – тоже является эмоционально – образным развитием.

Мы учимся – как вести себя среди людей, как относиться к жизни – на конкретных примерах – своих и чужих. В раннем детстве, мама нам говорила: Так — нельзя делать, так — хорошие дети не поступают – это плохо! И, дальше, наблюдая жизнь, мы познавали – что такое хорошо, а такое плохо. У нас вырабатывались положительные эмоции, по отношению к хорошему, и отрицательные, по отношению — к плохому.

  • Высшие, интеллектуальные чувства – это, так же, результат эмоционально — образного развития.

Сегодня в стране достаточно людей, у которых образное мышление развито прекрасно. Банкиры или чиновники высокого ранга – умнейшие люди… и вряд ли заблуждаются насчёт существующих реалий.
Но неразвитость высших чувств – сочувствия, жалости, совести, чести, благородства – делает таких людей циниками, расчётливыми, безжалостными прагматиками. Стоящими выше законов и морали. Отсюда такой высокий уровень коррупции и взяточничества.
Отдельный человек способен прожить без высших чувств, хотя, конечно же, такой мозг не может считаться органичным… А целая страна, в отсутствии духовности, высших чувств – погибает. Если проследить мировую историю с этой точки зрения, найдется немало стран, погибших именно по этой причине. Последняя в этом ряду – фашистская Германия. Вряд ли кто-то станет спорить о наличии высших чувств у офицеров СС или Гестапо… Или, кстати, у офицеров НКВД… Что и объясняет 37 год.

(Я специально скопировала в этот дневник выставку орудий пыток… Для того, чтобы придумать всё это, нужна  фантазия, творческая мысль работала… Вот, только, с высшими чувствами у авторов было плоховато… По всей видимости, о сочувствии и жалости они даже не догадывались)

  • И, отдельно, об ассоциативном мышлении, от которого, в наибольшей степени, зависит талант

Есть такое понятие – стереотипы мышления. Это привычные, заученные, связи. (Мысленные «тропинки», образовавшиеся между нейронами от частого использования) Так, вот, хорошо развитое ассоциативное мышление, ломает стереотипы. Любое творчество, в любой сфере деятельности – это создание новых образов или образных связей. А развитое ассоциативное мышление, как раз и способно соединять разные, на первый взгляд, несоединимые образы. Что приводит к нестандартным решениям, – которые и называются творчеством.

  • Кроме перечисленных видов образного мышления, можно назвать ещё – «пространственное» — ориентировка в пространстве…
  • «Логическое».

Логика, — она же, изначально, диалектика — в основном, связывается со словом. А, между тем, это образы и образные связи.
Дерево, посаженное вверх корнями, горячий лёд, солёный сахар, мать, убивающая ребёнка, — это нарушение логических связей.
Охарактеризовать собак, как злых существ или, наоборот, добрых… будет неверно… Есть множество конкретных примеров – и, собак убийц, и, собак спасителей…Однозначного понимания быть не может. Как не может быть и абстрактной, оторванной от реальности, логики.
 

  • И, наконец —  творческое мышление, которое, всегда, очень активный мыслительный процесс, даже если большая его часть осуществляется подсознательно.

Для творчества — должны быть развиты все виды образного мышления, эмоциональность, хорошее владение словом…
И обязательный контроль над процессами внимания.
Без непроизвольного внимания творчества быть не может, а с этим видом внимания надо уметь работать.

***
Сколько бы человечество ни гордилось словом, мы живём в реальном, материальном мире действительности. И формируют нас не слова, а образы и, связанные с ними, эмоции. Можно каждый день твердить ребёнку, что сигареты, алкоголь и наркотики – вредны. Но если он видит отца, который, с удовольствием пьёт пиво и курит сигарету… Именно этот образ станет для него руководством к действию.
Сегодня очень большой проблемой стал гомосексуализм. Откуда у мальчика желание краситься и вести себя, как девочка? Не от того ли, что маленький мальчик ежедневно наблюдал, с каким удовольствием красится его мама? Девочки именно от мамы набираются женской премудрости.
А детская и подростковая преступность? Станут ли подростки забивать человека, снимая, сей увлекательный процесс на камеру, если у них, хоть немного, развиты жалость и сочувствие?

Другими словами, развитие творческого мышления у детей может и не привести непосредственно к творчеству, если перед взрослыми не стоит такая задача… но оно обязательно приведёт к органике, к духовности, к культуре, интеллекту, мышлению. То есть — к хорошему умному человеку! Потенциально — творческому.
А,  дальше, он сам будет выбирать — кем и каким ему быть.  
 

Источник