Эмоционально неустойчивый ребенок 5 лет

Многие современные родители часто обращают внимание на то, что их дети общаются на повышенных тонах, часто капризничают и впадают в неконтролируемые истерики по самым нелепым поводам или вдруг проявляют агрессию по отношению к окружающим.

Некоторые списывают всё на «кризисы» у детей. Но как таковые кризисные периоды обычно не длятся более 3-4 месяцев. Если поведение ребенка долго характеризуется эмоциональной нестабильностью, стоит задуматься о возможных причинах такого состояния.

Какие факторы могут негативно повлиять на эмоциональное развитие ребенка?

1. Тревоги

Бывает, что ребенок подвержен эмоциональным «взрывам» вследствие родовой травмы. Но часто причиной являются и ошибки в воспитании ребенка, в результате которых ребенок постоянно испытывает чувство тревоги. Тревога проявляется в гиперактивности, трудности концентрации внимания, излишней импульсивности, эмоциональной неуравновешенности.

Причиной таких нарушений могут быть даже мультфильмы с участием магических, фантастических персонажей. Также родители, стремящиеся как-то воздействовать на ребенка, часто используют рассказы о «чужом дяде» или «волке», который придет и заберет ребенка из-за его непослушания.

Разговоры родителей на повышенных тонах и частые ссоры в присутствии детей также являются фактором проявления тревожности и беспокойств у малыша.

2. Проявление чувств

Дети испытывают большой диапазон человеческих чувств, но не знают, как многие из них называются, тем более не умеют их выразить их в мимике, жестах. Как следствие, негативные эмоции проявляются в доступном для детей поведении — упрямстве и капризах.

3. Недостаток родительской любви

Данный фактор влияет на эмоциональное состояние ребенка, на его успехи в учебе и творческой деятельности. Ребенок всегда нуждается
в подтверждении родительской любви через похвалу. Но часто родители начинают требовать от ребенка слишком много. К сожалению, не все дети имеют врожденные таланты и если их еще за это ругать, то могут проявиться неоднократные нервные срывы.

Что же делать в таком случае родителям? Как скорректировать негативное влияние?

  • Если родители заметили, непривычное беспокойство, эмоциональный плач или ребенок начал бояться чего-либо, лучшим лекарством будут совместные положительные впечатление, добрые книги и ежедневные прогулки на свежем воздухе. А также взрослые не должны запугивать детей «страшилками» в воспитательных целях.
  • Побороть страх, тревогу или напряжение помогут рисунки, где малыш сможет выразить свой страх, продолжит сюжет борьбы со злом. Во время приступов эмоциональной нестабильности ребенку необходимо рассказать о чувствах, об эмоциях, которые он испытывает в тот или иной момент, и как они могут выражаться. Простой способ – нарисовать рожицы с различным выражением лица и разместить на стене. В момент эмоционального изменения спросить у ребенка на какого героя из рисунка он похож. Так же об эмоциях можно поговорить при разглядывании картинок из книг, спрашивать у ребенка, что испытывает тот или иной персонаж. Чем больше ребенок будет знать о чувствах и как их контролировать в момент изменения настроения, тем меньше он будет решать свои проблемы плачем и криком.
  • Мамы и папы также должны контролировать свои разговоры на темы, которые могут спровоцировать тревогу у детей.
  • Если ребенок постоянно капризничает и плаксив, то в исключительных случаях, необходимо обратиться к детскому психологу.

Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!

ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

Важные моменты психического развития малыша до 3 лет: о чем следует помнить?

Предупреждение и наказание: «Считаю до трёх!»

Малыш плачет и кричит «нет» на всё подряд! Почему?

Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине «Ребёнок Занят» (www.busybag.ru).

  • переложите на нас все хлопоты по развлечению Вашего ребенка в путешествии,  на улице, дома или на отдыхе!
  • получите МАКСИМУМ вариантов для развития речи, логики, мышления, моторики, творческих способностей или просто чтобы развлечь и дать Вам немного передохнуть, пока Ваш #ребёнокзанят
  • получите игрушки, которые Вы не найдете в магазинах
  • замените любой элемент по желанию или выберите свою тематику
  • экономьте до 40-50% на игрушках в наборе!

Источник

Марина Осипенко, психолог

Содержание

Эмоциональная сфера у ребенка начинает свое развитие задолго до того, как он приобретает навыки хождения и говорения. Дети проходят долгий путь к освоению эмоций в отличие от взрослых людей, которые знакомы с его многообразием. Некоторые чувства у ребенка и их проявления являются врожденными. Это гнев, страх и любовь. Однако первое время после появления малыша на свет, эти чувства являются трудно различимыми. Во время знакомства с окружающим миром и близкими людьми, младенец проявляет эмоциональные реакции, узнавая ситуацию, в которой оказывается. Их неоднократное повторение закрепляет в нем определенное эмоциональное поведение. Поэтому чем больше стабильных, узнаваемых процессов происходит в жизни малыша, тем скорее в нем закрепится та или другая эмоциональная реакция.

Если дети младенческом возрасте подвергаются стрессовым ситуациям — когда они не знают, как реагировать, эмоциональная сфера становится неустойчивой, они испытывают дискомфорт, самовосприятие нарушается. Впоследствии это может привести к тому, что дети будут страдать от нарушений эмоциональной системы. В чем это проявляется?

  • Трудно понимать свои эмоции и чувства других людей;
  • необъективная реакция в ответ на внешние раздражители;
  • агрессия;
  • страхи;
  • невозможность установить контакт;
  • сдерживание чувств.

О каких еще нарушениях в эмоциональной сфере ребенка необходимо знать родителям? В каких случаях они могут самостоятельно помочь детям, а в каких необходимо найти телефон специалиста — психолога, невролога — и, обговорив условия личного приема, записаться к врачу? Ответы на эти вопросы, а также, практические рекомендации взрослым можно найти в данной статье.

Как развиваются эмоции у детей?

Пока дети маленькие, их эмоциональная сфера существует на уровне инстинктов. Дети при помощи выражения чувств адаптируются к процессам, которые происходят в жизни, сталкиваясь социальным, психологическим и физическим взаимодействием. Инстинкты, которые руководят младенцем, формируют в нем восприятие окружающих людей, а также приводят к развитию эмоций в чистом виде.

Читайте также:  Что делать если ребенок 5 лет проявляет агрессию

Сначала малыш чувствует инстинкты, основанные на органических потребностях. Они связаны с получением удовольствия или дискомфортом. Опираясь на эти же процессы, ребенок бессознательно переживает комплекс оживления, а также, страх или злость. В самом начале эмоции ребенка являются безусловными, по мере взросления, он проявляет их в ответ на поведение и чувства близких людей.

Когда дети растут, вместе с ними формируется их эмоциональная сфера. За ее становление отвечают базовые потребности, эмоции родителей и собственные чувства. Позже ребенок связывает собственные эмоции с поведением — он испытывает радость от позитивных поглаживаний, которые ему дают мать и отец, а также, может чувствовать разочарование, грусть, боль.

Эмоциональная сфера ребенка, вместе с тем, подвергается влиянию со стороны близких значимых людей, в частности, того, какие установки они передают — они могут быть вербальными или проявляться на уровне отношений. Так, например, если запрещать ребенку злиться, плакать или проявлять желание отомстить другому, он будет понимать, что такие эмоциональные реакции являются нежелательными, не принимаются родителями.

Кроме того, что получают от матери и отца, дети, также строят свою систему ценностей — они начинают фантазировать, что если быть послушным, говорить о любви родителям, хвалить их, то в ответ тоже можно получить много приятного — любовь, радость, восхищение, похвалу. Если проанализировать жизнь ребенка с младенческого возраста, учитывая особенности воспитания, родительские установки, принципы, которые сформировались у него, то станет понятно, по каким причинам некоторые дети переживают нарушения эмоциональной сферы.

Какие нарушения бывают у детей?

Специалисты связывают развитие эмоций у ребенка с его волевой сферой. Детская психика отвечает за процесс саморегуляции чувств и поведения. Так, мы можем наблюдать, как одни дети хорошо управляют собой, их психические и поведенческие процессы, чаще всего, являются произвольными, однако, у других, действия отличаются непроизвольным характером.

Это значит, что дети часто поступают необдуманно, повинуются чувствам, игнорируя разум. Родители в таких случаях характеризуют ребенка следующим образом: он совсем не думает о том, что говорит и делает. Так, можно предположить, что дети страдают от нарушения в эмоциональной сфере, если у них появляется следующее поведение:

  • чрезмерная впечатлительность;
  • страхи и фобии;
  • повышенная возбудимость — особенно в напряженных, новых ситуациях или перед сном;
  • робость и застенчивость, которые мешают устанавливать контакты с окружающими;
  • эмоциональная заторможенность;
  • агрессивное поведение, склонность к насилию;
  • отсутствие контроля над чувствами радости или грусти;
  • раздражительность и плаксивость;
  • капризное поведение;
  • инфантилизм;
  • тревожность, расторможенность;
  • демонстративность.

Заметив подобные признаки, мать и отец должны задуматься — что послужило причиной их появления, составить план действий для коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка. В некоторых случаях это можно сделать самостоятельно, однако в большинстве — следует найти телефон специалиста, который имеет опыт работы с детьми в этой области и записаться к врачу.

Чем могут помочь мать и отец?

Могут ли взрослые самостоятельно, без вмешательства специалиста оказать помощь детям? Да, если станут соблюдать следующие рекомендации.

  • Необходимо проанализировать детство ребенка, условия, в которых он живет, чтобы предположить — какая причина послужила развитию эмоциональных нарушений.
  • Хорошо, если мать и отец, также, посмотрят на свою жизнь со стороны — удовлетворены ли они тем, что в ней происходит? Испытывают ли чувство радости и счастья от отношений, позволяют себе быть искренними и откровенными? Часто, когда взрослые живут противоположным образом, дети бессознательно отражают их состояние — злятся, если взрослые не позволяют себе испытывать гнев, жалуются на жизнь и все, что у них есть, проявляют агрессию, когда родители не разрешают себе выражать чувства.

Кода пора записаться к врачу?

Если дети не умеют контролировать свои эмоции, и последствия негативного поведения являются разрушительными для психики и отношений с другими людьми, возможно, таким образом, ребенок удовлетворяет какую-то потребность. Чем младше дети, тем больше им требуется любви, заботы и внимания со стороны близких. Если в жизни им этого не хватает, то желание получить общение и установить контакт может проявляться через нарушение эмоционально-волевого поведения. Необходимо записать ребенка на прием к врачу в том случае, если вышеприведенные рекомендации не приводят к результату — ребенок не становится спокойным, не умеет управлять собой, его поведение необъективно. Консультация психолога и невролога является обязательной — ребенку будут назначены коррекционные занятия, возможно, медикаментозная поддержка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека / Пырьев. Е. А. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. = 2012. — ВАК
  2. Социальные функции эмоций / Горбунова М. Ю. // Научный журнал КубГАУ. = 2011. — №67
  3. Влияние эмоционального состояния на распознавание эмоций / Овсянникова В. В. // Психология. Журнал высшей школы экономики. = 2014. — №1

Источник

Благодаря помощи бабушки с детьми, появилось время «сесть и подумать» и выкопала в себе, что я боюсь собственного старшего ребенка (4 г 3 мес)…

С рождения мальчик был очень требовательный, легковозбудимый, тревожный, метеозависимый и пр-пр-пр… Мои «комплексы» начались тоже с рождения — освоили слинги и запаслась одеждой для кормления, т.к. после нескольких неудачных попыток погулять с коляской с якобы спящим-якобы сытым ребенком, мне приходилось возвращаться с «голой грудью наперевес» толкая впереди свободной рукой пустую коляску. С началом прикорма немного выдохнула, т.к. при себе всегда должны были быть сухарики-бараночка-яблочко, которым можно было заткнуть младенца… Мальчик подрос и капризы стали громче и чаще — т.к. желания не совпадали с возможностями, а высказать словами не мог (заговорил почти к 3 годам, но и до сих пор проблемы, ставят слабую степень стертой формы дизартрии). А к трем годам стали замечать ярко-выраженные «сносы крыши» — причем сначала я на погоду грешила, потом на излишние эмоции в виде мультфильмов, которыми злоупотребляла свекровь, или «бешеные» игры с крестной. Вычислили, что частенько истерить на ровном месте может т.к. нужно перекусить — стала при себе всегда носить что-то для перекуса, дома тоже стараюсь подсовывать что-то. Но время идёт, мальчик растет, а подобные «закидоны» не проходят.. Родители обвиняют, что это мы со своей дисциплиной ребенка «замучали» (в основном папа — у них да, действительно «нашла коса на камень», у мужа не хватает терпения выдерживать закидоны, да еще добавилась прямо «месть» чтоли за то, что я вся вымотанная и издерганная стала из-за детей, у меня почти 5 лет непролазного декрета в чужом городе — иногда после очередного сумасшедшего дня мне кроме как наесться шоколада и зарыться под одеяло с головой ничего не хочется). А сейчас вот на лето приехали к родителям, мама наблюдает — приехали с диагнозом астено-невротический синдром, потом вроде наладилось,…а сейчас вот три дня как опять дурдом — с утра встает уже со слезами, криками, всё ему не так и это не эдак, ничего не хочет и всё вызывает слёзы, если что-то нужно — прям вынь и положь, да еще считает раз-два-три сквозь сопли-слезы. В прошлом году как раз в подобный период «обострения» мы пошли к логопеду — ребенок там валялся по полу, пытался уйти и вообще даже не слышал о чем его спрашивали, а на картинку с собачкой, спросили «Это кто?», ответил «Я!» — ну получил в карте сполна ,что пришлось выдрать этот листок из карты — и СДВГ, нарушения эмоционально-волевой сферы, ЗПРР и что «нас ни в один сад не возьмут, и вообще вам к психиатру надо». Были у разных врачей — ничего «особо аномального» не находят, т.к. если не «в ударе», то адекватный умный рассудительный мальчик, но для профилактики выписывают кто Пантогам, кто Фенибут, кто валерианочки или еще какой сиропчик успокоительный. Таблетками не кормила, от успокоительных крышу рвет еще больше — полчаса затишья, а потом с рычащими криками наматывает круги по квартире (к слову, дома всю зиму самокат). А я себя загнала, что сама уже почти 3 года на валерианке, пустырнике и иногда уже корвалоле. От своей беспомощности — я РЕАЛЬНО не знаю, что делать, а эпизоды «крышесноса» стали ввергать меня в состояние страуса, хочется ткнуть голову в песок, чтобы не видеть. Мы несколько лет никуда кроме моих родителей не выезжали — я боюсь, а вдруг опять сорвет башню? Дома хоть быт налажен, мне не приходится расстрачивать лишние силы, которых и так нет после беременностей подряд и 4 лет ГВ нон-стопом. Одна уехать не  могу — моя мама сидит в декретном отпуске с дочкой сестры, да и у меня младшая на ГВ (2 года). Сейчас вот хотела попробовать поводить в детский сад, чтобы опять же может и ребенок увидит другие условия пребывания и как-то его «построит» окружение в саду, да и мне будет свободное время, хотела заняться собой, т.к. толи от стресса наела много лишнего, уже самой тяжело — но запнулись о прививки — два месяца идут разборки с участием прокуратуры. Собст-но раньше в сад не отдавала как раз из-за такой эмоциональной нестабильности и чрезмерной мамошности. Теперь думаю — может, ну его, этот сад — раз не складывается никак..
Хотела отдать в кружки-секции — но вчера было собрание на танцах, вернулись буквально ползком в слезах и ревом на ровном месте. Сегодня первое занятие, а я боюсь его туда — как он там будет вести себя и в каком состоянии выйдет. С утра бабушка напоила его пустырником и увела выгуливать в огород (он забывается чтоли во всей огородно-гаражной тематике, вчера еле уговорили поехать с дедушкой в гараж, там вел идеально, вернулся опять в сопли). Или попробовать отвести — а там как пойдет? А мне вчера аж стыдно стало — все дети как дети, пришли-ушли, а мой носился по этажам, на наши с бабушкой оклики вообще не реагировал. 
Мама мне говорит, что я должна ребенку помочь в такие моменты, а я не могу — я не понимаю, КАК и ЧЕМ помочь, если ему всё не в радость. Я всё это время хожу как по канату — думаю на 200 шагов вперед, как ребенок среагирует — может сорваться даже если огурец надо было порезать вдоль, а я, его не спросив, разрезала колечками. Сейчас от его истерик я сама зажимаюсь-напрягаюсь и ухожу в забытьё какое-то. Здесь мне посоветовали форум родителей СДВГ-шек — так вот там темка, что в таких случаях надо лечить маму. А как? Чем? Я чуствую себя загнанной в угол — живу сейчас у родителей, домой возвращаться не хочу, т.к. с каждым годом убеждюсь все больше, что я не выдержу там одна с таким ребенком и еще младшей девицей. Ни физически, ни морально. Муж не помощник, он либо на работе, а когда дома так еще хуже — гоняет старшего, т.к. «не слушается» и меня накрывает еще больше ,тк. чувствую свою беспомощность, что 4 года не могу внушить мужу, что ребенок не виноват, что он не назло так делает и ты пы. Опять же там нет личного времени — оставлять детей с мужем я реально боюсь, было несколько неудачных попыток ,когда возвращаясь к ревущим детям я опять винила себя, что оставила их. У родителей тоже тяжело — нас тут пятеро+приходящая племяшка на рабочий день сестры. Просто нереально заняться ничем, кроме детей — одно развлечение, интернет по ночам, когда всех спать уложила. Ситуация осложняется ещ и тем, что старший — очень неожиданно плановый кесаренок, сейчас сравниваю свое отношение с доморожденной дочкой — ну никак не могу я принять его таким как он есть. 

Читайте также:  Красиво одеть ребенка 5 лет

Поговорите, а? Как мне себя в чувсьва привести и уже свою голову вылечить? Как принять ребенка и научиться жить с его «крышесносами»? Или уже кому-то из нас к психиатру реально надо? Периодически бываем у остеопата, но с капризами все также… Пугает меня еще и тот момент, что младшая сестра перенимает у него его реакции и поведение…

Источник

Пятикласснику Сэмми задали на дом большой проект. Учитель попросил детей подготовить презентацию о том, в какой колледж они собираются поступать. Нужно было указать основную специальность, причины выбора именно этого учебного заведения, требования для поступления, цену на обучение и любые другие детали, подчеркивающие уникальность выбранного колледжа. Это задание вызвало у Сэмми большой стресс, придя домой, он расплакался.

Его мама пришла в ярость. Жизненные цели Сэмми сводились к тому, чтобы съесть как можно больше сладкого печенья за раз, пройти очередной уровень в любимой компьютерной игре, построить из лего крепость выше себя и победить брата в очередном борцовском поединке. Абсурдно было даже предполагать, что в этом возрасте он может знать, какой колледж захочет выбрать, или вообще задумываться на эту тему, это нормально.

Школы зачастую в первую очередь учат детей отвечать на вопросы стандартных тестов, а не развивают творческие способности. Баллы ценятся выше способности к критическому мышлению, а успеваемость считается важнее психологической стабильности. В результате дети не осваивают базовых социальных навыков, паникуют в напряженных ситуациях, хотят немедленно получать все желаемое и добиваться успехов сразу и без всякого труда. Вырастая, превращаются в эмоционально неразвитых взрослых, ведущих себя словно подростки.

Но это можно изменить. Родителям следовало бы больше заботиться не о выполнении домашних заданий, а об эмоциональном развитии. Научив детей владеть эмоциями, они помогут им сопротивляться попыткам травли, контролировать гнев, не бояться общения, поддерживать высокую самооценку, быть уверенными в себе.

Читайте также:  Поздравление для ребенка 5 лет в прозе

Один из лучших методов развития эмоциональных навыков предлагает диалектическая поведенческая терапия.

1. Учиться впитывать позитивные эмоции. В интернете можно найти схемы, показывающие диапазоны эмоций, где показано, какое выражение лица соответствует какой эмоции, — это поможет детям лучше научиться замечать и понимать чужие переживания.

Научившись определять чувства других, ребенок сможет понять свой эмоциональный диапазон и «впитывать» положительные эмоции окружающих.

2. Стать мастером. Поощряя участие детей в занятиях, которые им особенно нравятся, мы помогаем нарабатывать соответствующие навыки и уверенность в себе. Примеров занятий можно привести много — кулинария, конструкторы, игры с переодеванием, пение, спорт, любые виды искусства. Особенно полезны занятия, требующие личного общения или работы в команде, они способствуют развитию социальных навыков. Все это защищает от будущих депрессий, ощущения безнадежности и ничтожности.

3. Вырабатывать стойкость к стрессу. Заранее научив детей справляться с будущими стрессовыми ситуациями, мы вооружаем их необходимыми инструментами для преодоления жизненных трудностей. Рассматривайте это как тренировку перед матчем. Если ребенок научится техникам глубокого дыхания и релаксации до того, как ему впервые доведется испытать сильную тревогу, он, скорее всего, сможет с ней справиться. Возможно, не идеально, но опыт поможет извлечь уроки.

4. Заботиться о здоровье. Привычка заботиться о здоровье закладывается еще в детстве: периодические проверки у врачей, лечение, регулярная физическая активность, полноценный отдых. К сожалению, слишком много родителей нагружают детей бесполезными занятиями, способствуя переутомлению растущего организма. Для нормального роста и развития помимо хорошего питания нужен достаточный отдых.

5. Защищаться от болезней. Когда организм ребенка постоянно подвергается стрессу, он становится более уязвимым для инфекций. Школы нередко становятся рассадником вирусов и бактерий, важно поддерживать дома чистоту и научить ребенка правилам личной гигиены: регулярно мыть руки и не засовывать пальцы в рот.

6. Питаться здоровой едой. Большинство детей регулярно едят фастфуд и сладости. Их избыток в рационе чреват негативными последствиями для здоровья. Объяснив ребенку важность здорового питания, мы закладываем фундамент здорового образа жизни в будущем. Нездоровое питание может приводить к эмоциональной нестабильности и плохо влиять на развитие мозга. Иногда бурные эмоциональные реакции ребенка вызваны аллергией на продукты.

7. Поддерживать здоровый режим сна. Это наиболее важный пункт. Потребности в сне могут различаться у разных детей, нужно знать, сколько часов нужно вашему ребенку, чтобы полноценно выспаться. Недосыпание мешает ясно мыслить. Из-за этого, например, ему по ошибке могут поставить диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Недостаток сна не позволяет мозгу полноценно отдыхать, что необходимо в период интенсивного развития.

8. Избегать вредных привычек и дурманящих веществ. Речь идет не только о кофеине, наркотиках, алкоголе и сахаре, в список придется включить компьютерные игры. В умеренном увлечении ими нет ничего страшного, но оно может перерасти в зависимость, при которой происходят изменения на уровне мозга и усиливаются негативные эмоциональные реакции: тревога, гнев, ярость.

Ограничьте игровое время: не более 20 минут подряд, затем 10-минутный перерыв. За 10 минут глаза успеют немного отдохнуть, а ребенок отвлечется и вспомнит о мире за пределами игры.

9. Быть физически активными. Растущему организму важно постоянно тренировать крупную и мелкую моторику и развивать все органы чувств. Спорт, прогулки, чтение, музыка, йога помогают ребенку меньше уставать и лучше владеть эмоциями. Проводя время на свежем воздухе, он отдыхает от перегрузки, вызванной постоянным использованием электронных устройств.

Мама Сэмми подала в школу жалобу по поводу неуместных домашних заданий и предложила альтернативу: учить детей бороться со стрессом и волнением во время экзаменов и контрольных. Это принесет больше пользы, чем попытки решить, в какой колледж они собираются поступать через 8 лет.

Об авторе

Кристин Хаммонд, психолог-консультант с 15-летним стажем. Ее сайт.

Источник