Эмоциональная сфера ребенка 5 лет
Людмила Корепанова
Эмоциональное развитие детей 4–5 лет
Эмоциональное развитие дошкольников 4-5
Эмоции у детей необходимо воспитывать: нужно учить выражать и сдерживать свои чувства, понимать эмоции и чувства других людей и адекватно на них реагировать. Тогда ваш ребенок будет уверенно чувствовать себя в любом коллективе и получать удовольствие от общения.
Детская беда безгранична. Отчаяние у взрослого, пожалуй, несравнимо с отчаянием ребенка.
А. Мердок
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО является следующие:
— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Развитие эмоциональной сферы детей 4-5 лет является актуальным, т. к. именно эмоциональное благополучие имеет огромное значение для комфортного состояния ребенка, для его психического и физического развития. В этом возрасте у детей проявляется желание активно общаться со сверстниками, но они еще не всегда могут понять и оценить эмоциональное состояние (настроение) своего ровесника, а так же объяснить свое состояние. Возникают конфликтные ситуации. Необходимо научить ребенка доброжелательным взаимоотношениям. Как известно, эмоции не развиваются сами по себе, их необходимо развивать.
Приемы и методы совместной деятельности
Тема Задачи Совместная деятельность
Кто я такой? Развивать у детей положительные представления о себе.
Учить обращать внимание на самих себя, свою внешность и на сходство и различие с другими людьми.
Формировать у детей представление о принадлежности людей к различным группам. • Беседа «Какой я?»
• Игра «Радио» (на описание внешности)
• Игра «Мое настроение» (определи настроение по выражению лица)
• Чтение:
В. Приходько «Вот когда я взрослым стану.»
Е. Долинова «Мне 5 лет»
Е. Пермяк «Как Маша стала большой»
• Игра «Море волнуется» (интерпретация: смешная фигура, грустная фигура, волшебная фигура, спортивная фигура и т. д.)
Я и моя семья Расширять представления детей о своей семье.
Способствовать формированию заботливого, внимательного отношения друг к другу, к чувствам, эмоциям, желаниям других.
• Беседа «Моя семья»
• Рассматривание семейного альбома
• Рисование «Моя семья»
• Чтение:
Ш. Перро «Красная шапочка»
«Гуси-лебеди» (рус. нар. сказка)
В. Сутеев «Мешок яблок»
Е. Благинина «Мамин день»
Л. Воронкова «Что сказала бы мама»
• Игра «Встреча»
• Игра «Сердце семьи»
Мы дружные ребята Развивать представления детей о дружбе, о радости общения. Учить позитивным приемам поддерживающим общение со сверстниками и приносящими радость другим (подарок, слово, внимание).
Способствовать освоению детьми правил этикета в процессе обмена приветствиями при встрече и прщании.
Поощрять проявление дружеских чувств в различных реальных и смоделированных педагогом ситуаций. • Беседа «Что значит дружить?»
• Чтение:
В. Драгунский «Он живой и светится»
«Как собака друга искала» (морд. нар. сказка)
«Зимовье» (рус. нар. сказка)
• Проигрывание игровых ситуаций «Подружись», «Играть и не ссориться»
• Игра «Угадай, кто мой друг»
• Игра «Подарки»
• Игра «Комплименты»
• Коммуникативное упражнение «Мост дружбы»
Что тебе нравится Определить вместе с детьми их предпочтения: в играх, занятиях, по отношению к животным.
Сравнить свои вкусы, предпочтения и предпочтения других детей.
Расширять представления об органах чувств и ощущениях.
• Беседа «Твоя любимая игра»
• Игра «Угадай на вкус»
• Чтение:
В. Катаев «Цветик-семицветик»
В. Даль «У тебя самого свой ум»
К. Ушинский «Четыре желания»
• Игра «Передай хорошее настроение»
• Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
Мое настроение Формировать умение узнавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния.
Развивать понимание того, что чувства и настроения человека связаны с его предпочтениями, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение.
• Беседа «Разное настроение»
• Чтение:
«Айога» (ненецкая сказка)
А. Барто «Стихи»
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рус. нар. сказка)
• Игра «Передай настроение»
• Функциональное упражнение «Шалуны»
• Игра «На что похоже настроение»
Что такое хорошо и что такое плохо Продолжать развивать представления детей об уникальности человека, о том, что каждый имеет свои характерные особенности.
Учить высказываться о своих желаниях, чувствах, предпочтениях.
Помочь понять, что каждый человек имеет свое мнение по поводу того, что красиво, интересно, скучно, вкусно.
Показать, как легко могут возникнуть конфликты, какие существуют возможности избежать их.
Воспитывать умение вести себя в соответствии с правилами поведения в коллективе. • Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»
• Чтение:
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
Л. Толстой «Мальчик стерег овец»
С. Маршак «Вот какой рассеянный»
«Три поросенка» (англ. нар. сказка)
«Два жадных медвежонка» (венг. нар. сказка)
• Игра «Хорошо-плохо»
• Обсуждение реальных и смоделированных ситуаций
«Поделись с другом», «От улыбки станем всем теплей»
• Игра «Потянулись-сломались»
• Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Страшно Помочь детям справляться со своими страхами, предоставляя возможность рассказать чего они боятся.
Помочь понять причины возникновения страхов и осознать, что страх иногда полезное чувство.
Расширять представления об опасных жизненных ситуациях и способах поведения в них. • Беседа «Чего я боюсь»
• Чтение:
Заходер «Кискино горе»
«Трусливый Ваня» (рус. нар. сказка)
«У страха глаза велики» (сказка)
«Пых» (белорус. сказка)
• Обыгрывание ситуаций «Как вести себя в опасной ситуации»
• Игра «Ласковые лапки»
• Игра «Бабушка Яга»
Грустно Продолжать знакомить с внешними выражениями различных эмоциональных состояний (радость, спокойствие, грусть, страх, гнев).
Помочь детям научиться различать состояния грусти и плохого настроения, показать способы преодоления плохого настроения. Обратить внимание на то, какие чувства и настроения вызывает та или иная погода, действия и поступки других людей.
Формировать умение осознанно относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям, настроению. • Беседа «Когда мне бывает грустно»
• Чтение:
С. Маршак «Перчатки»
Л. Толстой «Птичка»
К. Чуковский «Краденое солнце»
К. Чуковский «Тараканище»
• Проигрывание и обсуждение реальных и смоделированных ситуаций.
• Игра «Грустно-весело»
• Игра «Вернисаж» (дети рассматривают иллюстрации картин и определяют настроение)
• Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
• Игра «Аплодисменты»
Ссора Развивать коммуникативные умения (умение регулировать свои действия, слушать другого, оказывать помощь, проявлять сдержанность и т. д.)
Показать, как легко возникает спор.
Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека; пользоваться нормами –регуляторами (уступить, договориться, соблюдать очередность, извиниться). • Беседа «Поссорились»
• Чтение:
Е. Серов «Нехорошая история»
Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета»
«Упрямые козы» (нар. сазка)
• Игра «Пузырьки»
• Игры на развитие тактильных ощущений: «Обжималки», «Рисунки на спине», «Массаж»
• Проигрывание специально созданных ситуаций.
• Драматизация сказки «Два жадных медвежонка»
• Игра «Ссора»
Измени себя Помочь детям понять, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и черты характера.
Создать условия для экспериментирования со своей внешностью (гримирование, ряжение, украшения себя)
Побуждать сочинять несложные стихотворения и истории, в которых героями сюжета являются дети.
• Беседа «Мы такие разные»
• Чтение:
В. Бианки «Лесной колобок – Колючий бок»
С. Козлов «Необыкновенная весна»
• Игра «Что сначала, что потом» (сериация от мдаденца до старика)
• Этюды «Догадайся кто» (ребенок изображает клоуна, старушку, Животное и т. д.)
• Сочинение историй из жизни детей.
• Коммуникативное упражнение «Маска»
Источник
Эмоциональное развитие ребенка — одна из важнейших задач воспитания. Но не для всех родителей это является очевидным фактом: уделяя повышенное внимание физическому и интеллектуальному развитию своего ребенка, такие родители склонны абсолютно игнорировать его эмоциональную сферу. Они рассматривают эмоциональные проявления как нечто краткосрочное, нерациональное и малозначимое. Иногда, по их убеждению, максимум, что можно сделать — это научить ребенка жестко контролировать свои эмоции. И подобный контроль, выработанный под влиянием родительских запретов на громкий смех, плач или ярко выраженный гнев, нередко оборачивается тем, что детские переживания оказываются подавлены, скрыты, загнаны внутрь.
Запрет на свободное выражение эмоций делает ребенка несчастным, подрывает его иммунитет, приводит к развитию неврозов и психосоматических заболеваний.
Что такое эмоциональное развитие ребенка?
Эмоции — это не просто позитивно или негативно окрашенные отклики на сигналы из внешнего мира. Эмоциональные переживания представляют собой сложный процесс оценивания окружающей действительности. Это иная оценка, нежели та, которая производится холодным рассудком. Рациональный способ регуляции собственного поведения многим людям представляется идеальным вариантом. Но человек, руководствующийся в своих поступках исключительно доводами разума, во многом проигрывает, особенно когда дело касается социальной сферы.
Умение эмоционально оценивать ситуацию очень важно в повседневной жизни. Дети с нарушениями эмоционального развития испытывают трудности с налаживанием коммуникаций и установлением долгосрочных личностных связей, они невосприимчивы к социальным ожиданиям и нюансам межличностных отношений. Такой ребенок оказывается в социальной изоляции, он чувствует себя подавленным и одиноким, и это не может не отразиться на всех сферах его деятельности.
Чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром, ребенок должен научиться управлять собственными эмоциями и правильно считывать эмоциональные состояния других людей. Умение распознавать свои и чужие эмоции не является врожденной способностью. Здесь требуются знания, опыт и определенный уровень развития.
Малыш, растущий в эмоционально обедненной среде, лишен возможности отслеживать чужие реакции и получать адекватную оценку собственным эмоциональным проявлениям. Чтобы наработать багаж знаний в эмоциональной сфере, ребенку требуются партнеры по совместным переживаниям: родители, члены семьи, сверстники, другие люди. Важно также, чтобы эмоции, проживаемые ребенком в дошкольный период, были разнообразны по характеру — это позволит наработать хороший эмоциональный опыт и составить более полную картину окружающей действительности.
Особенности эмоциональной сферы детей 5-6 лет
Дети старшего дошкольного возраста в целом имеют спокойный эмоциональный фон восприятия. Их чувства все еще непроизвольны и переменчивы, но восприятие уже не столь аффективно окрашено, как у малышей. Дошкольники 5-6 лет способны предвидеть последствия своих поступков и реакцию на них окружающих. Они умеют предугадывать оценку взрослых — похвалу или неодобрение — и переживают по этому поводу. Детям удается успешно распознавать чужие эмоции. Особенно легко они выявляют положительные переживания, такие как радость и восхищение. Некоторые трудности возникают при идентификации грусти, и еще тяжелее дается дошкольникам распознавание испуга и удивления.
Пытаясь определить настроение человека, пятилетний ребенок руководствуется в основном выражением лица собеседника, не придавая особого значения позе и жестикуляции. Родителям стоит учитывать, что в этом возрасте ребенок все еще плохо осознает свои чувства и почти не умеет владеть собой. Его эмоции ярки, мгновенно вспыхивают и быстро затухают. За бурным весельем могут последовать неожиданные слезы, а через минуту на лице снова появится улыбка. Взрослым не следует заострять внимание на быстрой смене настроения ребенка — эмоциональная стабильность придет со временем.
Старшие дошкольники уже преодолели первый этап социализации и способны к сотрудничеству с другими людьми. Находясь в группе сверстников, они умеют считывать чужие эмоции и адекватно реагировать на переживания своих друзей. Им понятны нормы и правила, они следуют им, хотя личные желания и потребности, симпатии и антипатии имеют все же решающее значение. Детям старшего дошкольного возраста уже хорошо известно чувство сопереживания, они способны проявить деятельную заботу по отношению к близкому человеку. В отличие от трехлетних малышей старшие дошкольники не провоцируют сознательно конфликтных ситуаций. Не имея достаточно веской причины идти на конфликт, пятилетний ребенок будет избегать острых ситуаций.
Роль родителей в эмоциональном развитии ребенка
Главная задача взрослых, отвечающих за эмоциональное развитие ребенка, состоит не в том, чтобы научить дошкольника контролировать свои чувства и следовать неким установленным нормам выражения эмоций — тем более, что старший дошкольник способен управлять своими переживаниями лишь до определенной степени. От родителей требуется не искоренить «неудобные» эмоции ребенка, а научиться перенаправлять их в нужное русло, а также создать благоприятную среду, в которой дошкольник не будет испытывать эмоционального голода и стрессовых перегрузок. Ребенок очень зависим от условий, в которых воспитывается. Нарушить его эмоциональное равновесие и вызвать далеко идущие последствия могут различные перекосы во внутрисемейных отношениях: чрезмерная опека, граничащая с истерией, предпочтение одного ребенка другому, односторонняя привязанность к одному из родителей и т. п.
Родители должны позаботиться, чтобы общий эмоциональный фон в семье оставался позитивным, с преобладанием положительно окрашенных эмоций. Но и негативные переживания из жизни ребенка исключать не стоит. Во-первых, абсолютно оградить от них свое чадо все равно не получится. Во-вторых, в малом объеме отрицательные переживания полезны для становления личности. Они мотивируют ребенка к активной деятельности и преодолению препятствий, позволяют получить разнообразный эмоциональный опыт. Главное, чтобы негативные эмоции не были слишком интенсивными, длительными и частыми.
Эмоциональные способы воздействия на ребенка не должны выбираться спонтанно и зависеть от настроения родителя. Важно, чтобы при оценке поступков дошкольника и регулировании его поведения «метод пряника» был превалирующим. Отчуждение как форму неодобрения нужно использовать нечасто — только в случае особо серьезных проступков.
Ребенку важно не просто чувствовать хорошее отношение к себе со стороны родителей, но и слышать словесные выражения любви. Старший дошкольник легко путается даже в собственных чувствах и эмоциях. Ему не всегда удается замечать их, правильно идентифицировать и облекать в слова.
Родитель может помочь своему ребенку разобраться в личных эмоциональных переживаниях с помощью вопросов: «Ты расстроился из-за того, что…?», «Тебе обидно, потому что…?», «Ты обрадовался, когда…?». Только от родителей зависит насколько полной и эмоционально насыщенной будет жизнь ребенка. Для ребенка основным источником эмоций является общение с другими людьми. Дошкольник должен иметь возможность свободно и полно контактировать с окружающим миром. Но способствуя эмоциональному развитию ребенка, нельзя переусердствовать. Сильные и разнообразные, пусть даже и положительные, эмоции могут утомить кого угодно. А маленькому ребенку тем более требуется периодический отдых от самого себя — от насыщенных чувств и интенсивных переживаний.
Источник
Разве не тогда я приобретал все то,
чем я теперь живу, и приобретал так
много, так быстро, что во всю
остальную жизнь я приобрел и
одной сотой того? От пятилетнего
ребенка до меня- только шаг.
Л.Н. Толстой
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.
Возраст 4 – 5 лет –это и период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и стал спокойнее, послушнее. Более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру, ни на миг не прерывается созревание его интеллекта и эмоциональности.
Возраст с 4.5до 5 ,5 лет знаменуется новым уровнем постижения себя, других людей и окружающего мира, т.е. качественным скачком в формировании личности.
Осознание сложности происходящего вокруг него подготавливает ребёнка к выходу «период застенчивости»
. Ребенок осознает свои истинные возможности, познает неудачи, испытывает чувство стыда и страха и к 5-5,5 годам станет застенчивым. Именно, в этот период ребёнок нуждается в одобрении, поощрении, сочувствии, понимании, уважении и в любви родителей.
В этом возрасте у Вашего ребенка активно проявляются:
Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки установить свои правила в своем близком окружении.
Этические представления. Ребенок начинает понимать чувства других людей и сопереживать. Начинают формироваться основные этические понятия, которые ребенок воспринимает не через то, что ему говорят взрослые, а исходя из того, как они поступают.
Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, мечтаний, где он получает возможность стать главным героем, добиться недостающего признания и т.п.
Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи. В возрасте 4-5 лет многие дети боятся сказочных персонажей (Бабу Ягу, Кощея, воображаемых чудовищ). Это возрастные страхи и носят временный характер.
Не стоит при ребенке рассказывать страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем и почвой для страхов. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами (в сказке, игре, рисовании)
Чрезмерная опека в семье, постоянное нахождение ребенка рядом с взрослым, предупреждение каждого его самостоятельного шага способствует формированию страхов у ребенка. Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности. Не дает сформироваться адекватной защите от страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий и уже этим обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений.
Интерес к ровесникам. От внутри семейных отношений ребенок переходит к более широким отношениям со сверстниками. Совместные игры становятся сложнее с сюжетно – ролевым наполнением (игры в магазин, в войну, разыгрывание сказок и т.д.). Дети дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, обижаются, ревнуют. Все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Активная любознательность заставляет детей задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить и обсуждать различные вопросы. Их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.
Игра.Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры в «принцесс». Мальчики интересны игры в «военных, строителей, моряков, рыцарей, полицейских». Многие предметы в игре заменяются условными, возникает символическая игра
Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игровые действия начинают выполняться не ради самих игр, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети уверенно действуют в соответствии со своей ролью. Детские ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок знаком по собственному жизненному опыту. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил, здесь впервые появляется лидерство.
На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.Т.е. появляются игры – соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. В таких играх формируется и закрепляется мотивация достижения успеха.
Символической формой игровой индивидуальной деятельности дошкольников является изобразительная деятельность. В рисование постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок постепенно переходит к изображению того, что помнит, знает и придумывает сам. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения.
Помните, что ребенок уже способен долго и увлеченно заниматься тем, что ему интересно, и ему бывает очень трудно прервать свою игру. Поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать ребенка заранее.
Общение со взрослыми и сверстниками.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. Детей в возрасте 4-5 лет называют любознательными почемучками, они активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Нередко ребенок многократно обращается с одним и тем же вопросом к взрослому, чтобы докопаться до волнующей его темы. У детей этого возраста пробуждается интерес к правилам поведения, о чем говорят многочисленные жалобы воспитателю, о том, что кто-то делает что-то не правильно или не выполняет какое-то требование. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого.
Активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Характерна избирательность в общении, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел.
В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность, что оказывает влияние на развитие образа Я ребенка.
Эмоциональная сфера.
Идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими перерастает в более сложное чувство симпатии и привязанности.Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых.У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Они радуются похвале, но на неодобрение и замечание часто реагируют очень эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду.
Ранимость ребенка 4-5 лет- это не проявление индивидуальности, а особенность возраста. На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности.
Уважаемые родители!! Вот что вы можете сделать для поддержки и полноценного развития ребенка в этом возрасте:
1. Будьте открытыми к вопросам ребенка, интересуйтесь его мнением, стимулируйте его самому находить ответы на интересующие его вопросы.
2. Уделяйте время для познавательных бесед с ребенком.
Читайте им познавательную литературу.
Четырехлетний ребенок часто задает вопрос:»Почему? «Ему очень интересно познавать окружающий мир, обсуждать с Вами увиденное, слушать Ваши рассказы о морях и океанах, животных, истории из жизни людей.
3. Отвечая на вопросы детей, не пытайтесь объяснить все научно. Постарайтесь формулировать мысль более простым языком. Например, на вопрос ребенка о том, почему бывает гроза, вы не говорите о статическом электричестве, достаточно сказать, что тучи столкнулись друг с другом.
4. Дети этого возраста обожают наряжаться, переодеваться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше одежды и всяких предметов. Дети с удовольствием перевоплощаются, играют роли, представляя себя врачом, артистом, певцом. Изображают пение, танцуют, лечат друг друга.
5. Сверстник становится интересен как партнер по играм. Участие взрослого полезно, если дети сами его приглашают в игру или добровольно соглашаются на его участие. Сюжет и ход игры дети определяют сами, а так же распределяют роли. Это плюс игры, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность.
6. В этом возрасте дети обожают путешествовать.
Побольше гуляйте с ними за пределами садика. Водите в интересные места.
7. После 4 лет ребенок начинает интересоваться буквами, цифрами.
Но не загружайте сильно ребенка.
Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом.
8. Вам как его родителям важно понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помните, что запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
9. По возможности вместо запретов предлагайте альтернативы. Например: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги (ватмане)». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест.Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его злость и обиду по этому поводу.
10. Говорите ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают его поступки. Вместе с ним разбирайте сложные этические ситуации. А главное, сами живите в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
11. Не перегружайте совесть ребенка. Чрезмерная критика, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, мстительность, страх перед наказанием, а также пассивность, неуверенность и отсутствие инициативы.
12. Предоставьте ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. По возможности не оценивайте творчество ребенка ни положительно, ни отрицательно – пусть он оценит это сам.
13. Обеспечьте ребенку возможность совместной игры с другими детьми. Такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Помните, что страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками.
Памятка для родителей
Родитель – пример для подражания.
Важно!
• Поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я – хороший! ») .
• Отвечать на все вопросы детей полно и доступно.
• Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим .
• Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства.
• Объяснять детям на доступном им языке моральные нормы и правила поведения.
• Читать различную литературу, учить стихи.
• Хвалить за проявления самостоятельности, инициативы.
• Рассматривать и сравнивать различные предметы, выделяя их признаки и свойства.
Нельзя!
• Давать резкие негативные оценки личности ребенка (ты – плохой).
• Отдалять от себя ребенка.
• Игнорировать инициативу ребенка, когда он показывает собственные достижения.
• Оставлять вопросы детей без ответа.
Источник