Эмоции ребенка 3 года

  • Интересы: ребенок постепенно «отдаляется» от родителя и «открывается» сверстникам. С 3 до 4 лет ребенок все еще ориентирован на взрослого, но постепенно начинает проявлять все больше и больше интереса по отношению к детям.
  • Эмоции: дети постоянно испытывают эмоции, но до 4 лет еще не могут их распознать и описать – ни свои, ни окружающих. Ребенок начинает себя оценивать так, как это делали взрослые: он хвалит себя, описывает свои поступки, ругает себя. Развивается «сознательное послушание», ребенок понимает «что такое хорошо и что такое плохо», может отказаться от чего-то по просьбе взрослого. После 4-5 лет дети учатся распознавать свои эмоции, могут понять и описать как свои, так и эмоции другого человека.
  • Общение и коммуникация: через речь; в 3-4 года дети все еще чаще играют в «параллельную», независимую и предметную игру, больший акцент в игре делают на себя, а не на сверстниках. После 4 лет у большинства детей появляется потребность в настоящей дружбе со сверстниками: ребенок готов учесть желания другого человека и ради другого чем-то пожертвовать. Появляется сюжетно-ролевая игра, ребенок вовлекает в игру сверстников (очень важный этап творческого и эмоционального развития). Ближе к 5-6 годам дети начинают проявлять инициативу, а дружба основывается на взаимодействии. По-настоящему дети учатся дружить только ближе к начальной школе.
  • Социальное развитие: ребенок учится уступать, делиться, слышать другого. В 3-4 года появляются признаки эмпатии: ребенок начинает искренне сопереживать (а не повторяет за взрослым увиденные ранее действия типа погладить по голове, что есть в более раннем возрасте), искренне пытаться успокоить, помочь другому ребенку.
  • Важно для развития эмоционального интеллекта:
  1. Уделяйте время для разговоров с ребенком, терпеливо отвечайте на его вопросы, внимательно выслушивайте.
  2. Поощряйте общение с друзьями, создавайте для такого общения условия, отдавайте детей с задержкой речи на командные игры (желание общаться со сверстниками является мощным стимулом для развития речи и перевода пассивного запаса слов в активный).
  3. Проговаривать эмоции, описывать чувства (свои и ребенка), проигрывать в игре страхи
  4. Не стыдить за проявления чувств, не смеяться над эмоциями и страхами
  5. Дать время и возможность для свободной игры, не вмешиваться в игру, не поправлять.
  6. Дать свободу в проявлении творческих фантазий, не предлагать скопировать что-то, а поддержать воображение ребенка.
  • Игры: сюжетно-ролевая игра (в полицейских, в дочки-матери и тд): часто ребенок проигрывает те действия, которые его беспокоят, воспроизводят образы, полученные от просмотра мультиков и тд. Все еще (и до 5-6ти лет) обучение должно происходит в игровой форме. Если потребности в свободной сюжетно-ролевой игре удовлетворены, то ребенок спокойно в 7 лет переходит к учебной деятельности.
  • Повод для беспокойства: если ребенок сторонится сверстников, не общается с ними, избегает общения.

Интересно:

  • С 4-5 лет начинает проявляться творческое начало, ребенок не воспроизводит увиденное, а делает по-своему. В этот период многие дети увлекаются лепкой, рисованием, мастерят что-то, что они сами придумали.
  • К 4м годам ребенок начинает говорить сложными предложениями, комбинирует 4 и более слова, понимает сложные конструкции речи, обращенные к нему. Дети поют, разговаривают эмоционально, часто повторяют слова, фразы и звуки. К 5ти годам словарный запас ребенка превышает 2000 слов, ребенок понимает более 10 000 слов, речь грамматически правильная и понятна взрослому. Ребенок может рассказать историю с выраженным началом, комбинацией и концовкой, задает много вопросов о природе и жизни, ориентируется во времени (понимает понятия «завтра», «вчера», «утро», «позже» и тд)

Педиатр и неонатолог, кандидат наук и мама, Левадная Анна.