Экспресс опросы по развитию речи ребенка
Педагогический совет №3
От 30 .03.2018 г
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ:
ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ»
Цели педагогического совета.
1. Провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.
2. Определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.
Вопросы, подлежащие проверке
1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей – экспресс-опрос
2. Проверка документации педагогических работников
3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах
4. Оценка эффективности занятий по развитию речи во всех возрастных группах
С 19-27.03.2018 г
Открытое занятие – воспитатель подготовительной группы «А» 28.03.2018 .
5. Работа с родителями
6. Консультация учителя –логопеда
7. Мастер – класс «Артикуляционная гимнастика», «Самомассаж» учитель – логопед
Повестка дня
№ | Вопросы к обсуждению | Ответственные |
1 | Вступительное слово заведующего | Заведующий |
2. | Доклад: «Проблемы развитие речи дошкольников». | Заместитель заведующей |
3. | Учитель — логопед | специалисты |
4. | Как же вовлечь детей в разговор? | Воспитатели |
5. | Речь как средство общения на занятиях по физической культуре. | Инструктор по ФИЗО |
6. | Речь как средство общения на музыкальных занятиях. | Музыкальный руководитель |
7. | Итоги тематической проверки «Речевое развитие детей» | Заместитель заведующей |
8. | Деловая игра | Заместитель заведующей |
9. | Принятие решения педсовета. | Весь коллектив |
10. | Разное : Инструктажи по пожарной безопасности (папки передвижки), План мероприятий по пожарной безопасности – ознакомить коллектив. | Весь коллектив |
Обоснование формы проведения педсовета
Форма проведения педсовета: смешанная.
1-я часть – традиционная – вступительное слово, итоги тематической проверки.
2-я часть – интерактивная – деловая игра.
Данная форма педсовета предполагает решение задач:
– создание у педагогов мотивации в решении данной проблемы через представление результатов тематической проверки, анкетирования педагогов;
– усовершенствование теоретического уровня профессиональной компетентности и повышение практического уровня профессиональной компетентности воспитателей за счет участия в деловой игре;
– развитие у педагогов умения общаться и вырабатывать единое мнение в работающей группе.
Приложение 1
Заберите у меня все, чем я обладаю,
но оставьте мне мою речь,
и скоро я обрету все, что имел.
Дэниэл Уэбстер
Речь – чудесный дар природы. Она не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня развития дошкольников. В первую очередь, это связано с ухудшением здоровья детей. По данным доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Сегодня у многих детей к 5 годам, уровень развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов – логопедов.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Шаблон в развитии речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.
Приложение 2
Доклад: «Проблемы развитие речи дошкольников».
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь немногие из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование его как личности в целом, так и всех психических процессов. В соответствии с ФГОС образовательная область «Речевое развитие» включает в себя следующие задачи:
• владение речью, как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря (пассивный итак большой);
• развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи;
• развитие фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Исходя из этого видно, что развитие речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Актуальность проблемы.
Речь у детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети как губка впитывают в себя речь окружающих взрослых, как дома, так и в дошкольных учреждениях, речь, которую они слышат в рекламных роликах, современных мультфильмах и в художественных фильмах для взрослых. Все это ведет к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи.
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Результаты обследований и наблюдений за воспитанниками показывают, как сложно детям выполнить задания, направленные на выявление умения у дошкольников:
• пересказывать литературные произведения
• составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы
• создавать разные виды творческих рассказов
• направлены на освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование)
• а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Решение проблемы речевого развития дошкольников начинается с самого главного правила: «Для того, чтобы правильно, красиво говорить, нужно говорить!»
При проведении занятия мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог и не дает высказываться детям.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.
В заключении хотелось бы сказать, что в вопросе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста основ связной речи много всевозможных приемов, форм и методов. А сейчас мы дадим слово нашим логопедам.
Выступление Учителей – логопедов.
Главное, иметь желание и проявлять хотя бы чуть-чуть творчества в решении данной проблемы.
Давайте послушаем выступления наших педагогов, которые нам расскажут о своей работе по данному направлению:
Как же вовлечь детей в разговор?
Выступают — Воспитатели групп.
Приложение 3
Деловая игра
- Разминка.
К какому виду творчества это относится?
- « Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
- «На дворе трава – на траве дрова» (скороговорка)
- «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота» (небылица.)
- «Ваня, Ваня, простота! Купил лошадь без хвоста…» ( потешка)
- «В некотором царстве, в некотором государстве…» (сказка)
- «Ехала машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву С» (считалка)
- «Расскажу-ка я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские…» ( былина.)
- «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (загадка)
Задание 1.
Из предложенного набора слов составить маленький рассказ (например, заяц, карамель, магазин – заяц захотел карамели и отправился в магазин).
— бегемот, парта, лес;
— собака, лестница, улица;
— мальчик, сковородка, цирк;
— мама, карусель, волшебство;
— медведь, сосна, ночь;
— курица, калитка, зоопарк;
— календарь, прогулка, самовар;
— книга, листопад, мороженое;
— музыкант, голубь, самокат;
— скамейка, каравай, лягушка;
— король, барабан, простокваша;
— кукла, песня, мармелад;
— рыцарь, мышеловка, сарафан;
— солнце, парашют, дача;
— мартышка, улыбка, карнавал.
Задание 2
Прочитать стихотворение с заданной интонацией.
Во дворе щеночек Кузька.
Рядом – рыженькая Муська.
Кузя дружбой дорожит:
Муся спит – он сторожит.
Интонации: весело, грустно, монотонно, с удивлением, ласково, со злостью, плаксиво, с восхищением, грозно
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА
1. Использовать создание на занятиях и в свободное время проблемных ситуаций, побуждающих детей к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающего мира.
Срок: постоянно. Ответственные: педагоги ДОУ.
2. Для развития познавательно-речевой активности детей использовать игры, формы элементарной поисковой деятельности и т. п.
Срок: по мере необходимости. Ответственные: педагоги ДОУ.
3. Воспитателям всех групп организовывать тематические вечера, посвященные детским писателям и поэтам.
Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели групп.
4. Следить за своей речью, её эмоциональностью, интонационной выразительностью, тембром и темпом; строить грамматически правильные высказывания; правильно ставить ударения в словах; не использовать в речи слова-паразиты (как бы) и жаргон.
Срок: постоянно. Ответственные: все сотрудники ДОУ.
5. В родительских уголках групп размещать речевой материал по теме модуля, советы логопеда.
Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели, учитель-логопед.
Источник
Методическая разработка «Экспресс-диагностика детей 4 – 5 летнего возраста с проблемами речевого развития» позволяет учителю-логопеду выявить детей, имеющих проблемы в речевом развитии, затрачивая при этом минимум времени. Существенным преимуществом подгрупповой формы обследования выступает и то, что она дает логопеду возможность выявить зону ближайшего развития каждого ребенка, а значит, более правильно укомплектовать подгруппы детей для дальнейших занятий.
Речь как важнейшее средство человеческого общения тесно связана с формированием психических функций человека. Многочисленные наблюдения исследователей разных направлений (медицинского, психологического, педагогического), изучавших процесс становления психики в онтогенезе, убедительно доказали, что различные виды речевых нарушений в той или иной мере отражаются на динамике психического развития ребенка. Установлено, что расстройства речи отрицательно сказываются на состоянии либо всей психики, либо ее отдельных звеньев.
Известно, что в ряде случаев за схожими проявлениями дефекта скрывается разная природа отклонений в развитии речи. Это касается в первую очередь наиболее распространенного недостатка – нарушения звукопроизношения (что прежде всего волнует родителей и воспитателей такого ребенка). Аномалии произношения могут выступать в качестве относительно самостоятельного нарушения или быть симптомом более тяжелых отклонений, затрагивающих лексику и грамматический строй языка, таких как общее недоразвитие речи (ОНР). Это, как правило, неблагоприятно влияет на развитие ребенка в целом.
Даже слабовыраженные дефекты в фонематическом развитии создают серьезные препятствия для успешного усвоения программы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Логопеду недостаточно знать признаки того или иного дефекта. Особую важность приобретает умение определить, на какие стороны психики повлияют нарушения, особенно в тот период, когда у детей складываются и развиваются все компоненты языка — лексика, грамматический строй, представления о звуковом составе слова. Чем раньше начинается коррекция речевых нарушений у ребенка, тем выше ее результативность в плане ликвидации собственно речевых недостатков. Поэтому особое внимание логопедам массовых ДОУ приходится уделять детям 4–5 лет.
Согласно положению о логопедических группах при массовых детских садах логопед впервые знакомится с детьми, имеющими ту или иную речевую патологию, при обследовании средней группы и таким образом определяет, кто из них нуждается в логопедической помощи.
Выявление детей, имеющих проблемы в речевом развитии, проводится в два этапа. Первый – массовое обследование в обычной обстановке, второй – более углубленное обследование в логопедическом кабинете при поступлении детей в логопедическую группу.
К сожалению, первичное массовое обследование в большинстве случаев осуществляется скоростными методами: из расчета 10–15 минут на одного ребенка. Практически на знакомство с ребенком, вступление с ним в контакт и установление у него того или иного речевого дефекта в распоряжении логопеда имеются одна-две минуты.
Отсюда в логопедической практике при направлении на ПМПК нередко случаются диагностические ошибки, так как логопедическое обследование сводится лишь к констатации того или иного дефекта и не может фиксировать состояние всей речевой деятельности и уровень сформированности всех языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй).
Многие логопеды и на втором этапе пользуются только индивидуальной формой обследования устной речи детей в логопедическом кабинете. Но практика показывает, что это неэффективно.
Во-первых, не всегда удается быстро установить контакт с ребенком и, следовательно, получить полную и точную картину имеющихся у него речевых нарушений.
Кроме того, проводя индивидуальное обследование в форме диалога (вопрос – ответ), логопед получает односложные ответы, что также не позволяет выявить степень речевых нарушений.
Во-вторых, такая форма обследования требует значительного времени. Подробно фиксируя ответы ребенка, логопед теряет нить непосредственного контакта с ним. Ребенок отвлекается, его внимание рассеивается, он быстро устает, и логопеду приходится тратить дополнительное время на его мобилизацию для дальнейшей работы или прерывать обследование.
Именно большое количество детей и многообразие имеющихся у них речевых нарушений (в фонетико-фонематическом развитии, лексике, грамматическом строе) не позволяют учителю-логопеду в отведенное для обследования время глубоко и тщательно изучить всех детей, поступивших в логопедическую группу. Поэтому он или не укладывается в назначенные сроки, или проводит его формально, что неизбежно отражается на качестве логопедической работы, поскольку именно обследование устной речи детей является определяющим этапом для дальнейшей учебно-коррекционной деятельности.
Можно избежать подобных проблем и существенно улучшить результат, если применить нижеследующие методы.
1. Подбор речевого и картинного материала таким образом, чтобы при выполнении одного задания можно было диагностировать детей сразу по нескольким речевым параметрам.
2. Изменение формы вторичной диагностики детей: вместо индивидуального длительного обследования в кабинете – обследование в форме подгруппового занятия. Оно позволит создать естественные речевые ситуации, чтобы дети почувствовали себя раскованно, свободно. Тогда ответы ребенка будут максимально отражать состояние его спонтанной речи, чего невозможно добиться, если он находится один на один с логопедом. Предлагаемые при обследовании задания дают возможность неоднократно возвращаться к тем или иным лексико-грамматическим формам, элементам звукового анализа, синтеза, глубже и точнее выявлять и изучать имеющиеся у детей речевые нарушения. Кроме того, фронтальное обследование позволяет объективно охарактеризовать личностные качества ребенка: работоспособность, память, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой и работать самостоятельно, степень логического и образного мышления.
Существенным преимуществом подгрупповой формы обследования выступает и то, что она дает логопеду возможность выявить зону ближайшего развития каждого ребенка, а значит, более правильно укомплектовать подгруппы детей для дальнейших занятий.
3. Установление в процессе обследования уровня сформированности языковых средств ребенка (что позволит выяснить, охватывает ли дефект основные компоненты его речевой системы – звуковой и лексико-грамматический строй языка) и степени тяжести выявленных нарушений.
Методика экспресс-оценки состояния речевого развития поступивших в логопедическую группу детей отрабатывалась в период с 1999 г. по настоящее время в МДОУ «Детский сад№ 85» г. Саранска. Ее использование позволяет эффективно и качественно провести диагностику речевых нарушений, уложиться в соответствующие сроки (с 1 по 15 сентября), распределить детей по подгруппам и подобрать необходимую методику коррекционного воздействия.
Экспресс-диагностика включает в себя два этапа.
Первый этап.
Логопед знакомится с условиями воспитания ребенка, его физическими и психическими данными начиная с перенатального периода, чтобы составить представление о причинах появления того или иного речевого дефекта. Такой большой объем сведений можно получить с помощью анкетирования родителей. Анкеты раздаются на первом родительском собрании в сентябре. В них содержатся вопросы о том, как протекала беременность, как проходили роды, от какой по счету беременности ребенок, какими болезнями болел в раннем детстве, были ли травмы, прерывалось ли речевое развитие, наблюдался ли он у специалистов, нет ли двуязычия в семье, есть ли (были ли) у близких родственников речевые трудности, что беспокоит родителей в речи ребенка в настоящее время.
Второй этап.
На обследование речи детей, проводимое в форме подгруппового занятия, приглашаются 3–4 человека из группы. Большое значение для проведения обследования имеют непринужденная обстановка, интересная и необычная подача материала, побуждающая детей к активной речевой деятельности и выполнению заданий с охотой. Столы в кабинете располагаются таким образом, чтобы дети видели друг друга, чувствовали себя более раскованно, могли свободно общаться с логопедом и между собой. Само обследование проводится в форме занятия, включающего в себя много игр и игровых приемов, в которых задействованы все дети. В качестве наглядного материала используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки, настольные игры, игрушки. Словарный материал должен быть разнообразным, это позволит детям избежать повторения одних и тех же слов, выражений и фраз и наиболее полно выявит индивидуальные особенности речевого развития, их усидчивость, работоспособность, память, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
Смена заданий, разнообразие предлагаемых вопросов и видов работ не утомляют детей, поддерживают у них интерес, активность, желание говорить на протяжении всего занятия. Данные, полученные в результате экспресс-диагностики, заносятся в речевые и диагностические карты каждого ребенка.
Использование экспресс-оценки позволяет с первых дней поступления детей в группу диагностировать у них наличие той или иной речевой патологии и своевременно определить принципиальные направления коррекционного воздействия.
Тема: «Экспресс – обследование детей средней группы
(4 – 5–летнего возраста) с проблемами речевого развития».
Цель:
- Выявление детей с нарушениями звукопроизношения и лексико–грамматического недоразвития.
Оборудование:
- Игрушка: попугай Петруша
- Цветные фишки (основные цвета, кроме коричневого) – на каждого ребенка;
- разрезные картинки (на каждого ребенка);
- карточки с геометрическими фигурами (на каждого ребенка);
- игра «Развивающий материал 4-й лишний» (на каждого ребенка);
- Игра «Классификация».
- Предметные картинки из пособия Т.Б.Филичевой – «большой – маленький». «детеныши животных» (на каждого ребенка).
- Сюжетная картинка из пособия Ткаченко «слоговая структура слова»
- Альбом Иншаковой для обследования звукопроизношения
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ
I. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
- Знание своих имени и фамилии;
- С кем пришел в детский сад;
- Знание состава семьи.
2) Исследование зрительного восприятия:
- Показ цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) (покажи – назови )
- Восприятие формы (круг, квадрат, овал, треугольник).
3) Складывание предметной картинки из частей разрезной картинки
- Из 2-х частей;
- Из 4-х частей.
II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
(основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
1) Игра «4-й лишний»;
III. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
1) Обобщение:
- Овощи – фрукты
- Игрушки
- Посуда
- Одежда – обувь
- Мебель
2) Предикативный словарь (глагольный словарь):
- Что делает мальчик? (ест)
- Что делает девочка? (спит)
- Что делают дети? (играют)
- Что делает птица? (летит)
- Что делают рыбки? (плавают)
- Что делают машины? (едут)
3) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):
- Красный мяч
- Синий шар.
- Желтое ведро
4) Употребление предложно – падежных конструкций
(ответить на вопросы по картинкам)
- Где стоит ваза? (на столе)
- Где лежат фрукты? В корзине)
- Где летает бабочка? (над цветком)
- Где спряталась мышка? (под грибком)
VI. СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1) Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам)
- Кувшин – кувшинчик
- Стакан — стаканчик
- Звезда — звёздочка
- Цветок – цветочек
- Стул – стульчик
- Шапка – шапочка
2) Образование множественного числа существительных
- Замок – замки
- Шляпы – шляпы
- Катушка – катушки
- Паук – пауки
- Конфеты – конфеты
- Лошадь – лошади
- Гусеница – гусеницы
- Птенец – птенцы
3) Образование названий детенышей животных
- У кошки – котенок
- У лисы — лисенок
- У медведя –
- У козы –
- У волка –
- У собаки –
- У ежа –
4) Предложно – падежные конструкции.
Вопрос: Где лежит? Где стоит?
V. БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ – ПОРОВНУ.
(счёт и счётные операции)
- Пересчитать предметы в каждом круге и назвать итоговое число;
- Показать круг с одинаковым количеством предметов.
VI. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО–СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
1) Изолированные слова:
- кот
- вода
- стук
- мост
- спина
- банка
- фантик
- тропинка
2) Назвать самостоятельно или повторить за взрослым:
- мотоциклист
- велосипедист
- перекресток
- грузовик
- светофор
- автобусная остановка
VII. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Логопед: — К нам в гости пришел попугай Петруша.
1) Внимательно послушайте, что произносит говорящий попугай Петрушка, и повторите за ним:
- ауио
- оуиа
- па –ба
- та – да – та
- га –ка – га
- ма – мя
- ны – ни – ны
- ви – вы – ви
- пух – мех – мох
- кот – кит – ток
- дом – дам – дым
- бак – бык – бок
VIII. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Подбираются слова на звуки: С, З, Ц, СЬ, ЗЬ, ТЬ, ДЬ, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й
IX. ИТОГО
Л.: — Молодцы, дети. Вы хорошо отвечали. Попугай Петруша очень доволен вашими ответами.
Литература:
- Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. С.-Петербург, 1993.
- Филичева Т.Б. ,Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение,1987.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения:
- СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2000. – (РГПУ им. А.И. Герцена).
- Иншакова О.Б.Альбом для логопеда. М.: ВЛАДОС, 1998.
1) Надорова Ирина Александровна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»,
г.Саранск
2) Кевбрина Лидия Ивановна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»,
г.Саранск
Loading …
Источник