Экологическая обстановка для развития ребенка
Человек тесно связан с окружающей средой и подвержен ее влиянию. Особенно это касается детей.
Какую роль в состоянии здоровья играют внешние экологические факторы?
Какие меры предпринять для защиты малышей от неблагоприятного воздействия?
Об этом — в нашей статье.
Содержание:
- Что такое окружающая среда и как она влияет на здоровье ребенка
- Положительное влияние экологии
- Отрицательное влияние экологии
- Защитные меры
Что стоит понимать под окружающей средой и как она в общем влияет на здоровье ребенка
Окружающая среда — это совокупность условий, которые на нас влияют в данный момент времени и пространства.
Ученые говорят о том, что степень влияния окружающей среды на здоровье ребенка весьма высока.
Безусловно, пребывание на природе приносит пользу подрастающему человечку.
Но, помимо этого, есть и негативные стороны нынешней экологической ситуации.
Загрязненная тяжелыми металлами и токсинами биосфера может вызвать отравление в юном организме, спровоцировать у него различные заболевания.
Положительное влияние экологии
Окружающая природа дарит множество пользы детскому организму.
- Прогулки на свежем воздухе повышают иммунитет ребенка, насыщают легкие кислородом и улучшают обмен веществ. Помимо этого, они развивают физические и психические навыки малыша.
- Солнечный свет повышает количество витамина Д в организме, а значит, препятствует возникновению рахита.
- Активная прогулка — это и профилактика близорукости. Ведь ребенку часто приходится переводить взгляд с близких предметов на дальние. Не говоря уже о том, что это не приносит вреда глазам, в отличие от компьютерных игр и мультфильмов.
- Зимний морозный воздух наиболее чист и насыщен кислородом. Он повышает мозговую деятельность и улучшает сон.
- А купание в водоемах — это действенный и веселый способ развить физические навыки и закалиться.
Отрицательное влияние экологии
К сожалению, человек своими действиями наносит большой ущерб окружающей природе.
Отсюда возникают негативные экологические факторы, которые считаются опасными для подрастающего поколения.
Воздух
Проживание у оживленной автомобильной дороги повышает у детей риск появления бронхиальной астмы. Ведь пыль и другие вредные частицы способны вызывать сильнейший кашель и спазмы.
Также грязный городской воздух может спровоцировать аллергический насморк, раздражение глаз или конъюнктивит.
Вода
Купание в загрязненных водоемах может привести к заражению кожи.
Водопроводная вода зачастую содержит много солей, а также обеззараживается хлорированием. А это может негативно сказаться на здоровье мочевыделительной системы ребенка.
Предметы быта
Косметика и бытовая химия часто провоцируют сильную аллергию. Это происходит из-за чрезмерного количества антибактериальных компонентов, которые в них содержатся.
А дешевые одежда и игрушки, которые не имеют нужных сертификатов, могут вызвать отравление малыша.
Другое
В эту категорию можно отнести:
- солнечную радиацию;
- электромагнитное излучение;
- продукты с ГМО, консервантами и т.д.
Защитные меры
Как же обезопасить своего малыша от негативного влияния окружающей среды?
Родителям следует четко придерживаться рекомендаций специалистов.
- Как можно больше времени проводить с ребенком на свежем воздухе. Желательно это делать за городом, в лесу. А еще лучше все лето находиться в деревне или на даче.
- Установить дома очиститель воздуха, который собирает пыль и другие негативные примеси.
- Регулярно проводить влажную уборку. Лучше избавиться от ковров, больших мягких игрушек и других “пылесборников”, а книги спрятать на застекленные полки.
- Для питья использовать очищенную воду. Стоит поставить дома специальный фильтр.
- Как можно меньше употреблять продукты с консервантами, стабилизаторами и т.д. Детская еда должна быть как можно более простой.
- Давать ребенку витамины, препараты с йодом и кальцием, иммуномодуляторы. Но делать это только по совету врача.
- Отказаться от курения в тех помещениях, где бывает малыш. Это касается и курения на улице рядом с ребенком.
- Не разрешать детям купаться в стоячих водоемах. Лучше приобрести надувной бассейн.
- Не позволять ребенку слишком долго играть в компьютерные игры или смотреть мультфильмы. Пользование гаджетами должно быть строго дозировано.
- В жаркие солнечные дни гулять до 10-11 утра и после 15 дня. Это поможет уберечь малыша от вредных солнечных лучей.
- Учить детей культуре поведения на природе и в быту, чтобы не загрязнять, а улучшать экологическую обстановку вокруг.
Окружающая среда может принести не только пользу, но и вред детскому организму. Но родители могут минимизировать отрицательное влияние. Для этого нужно выполнять простые правила и приучать к ним детей.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Мария Маслова
Экологическое развитие детей
1.«Экологическое развитие детей»
1.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников
В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрено всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ребенка.
Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Нам думается, что ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.
Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.
Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.
Природа окружает ребенка с ранних лет. Мы считаем, что это – источник новых знаний различных природных явлений.
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.
Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.
Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза, дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т. д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.
За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.
В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона,например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи,например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.
Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.
Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.
В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.
Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе в разнообразной деятельности перед воспитателем встает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно открывающую дошкольникам красоту природы. С другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую, которая в силу своей специфики формирует иные, чем эстетические отношения к внешнему миру. Например, для формирования умения воспринимать красоту природы важно, чтобы познавательные задачи ставились достаточно часто. Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно.
1.2 Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.
Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями.
Установить контакт, взаимопонимание и выявить потребности родителей в вопросах воспитания детей. Прежде всего, для установления контакта и взаимопонимания с родителями необходимо каждому педагогу оценить, какими возможностями он обладает, чтоб оказать помощь родителям в воспитании детей. Кроме того, важно задуматься над тем, какую помощь от детского сада хотели бы получить родители. Так педагоги могут выявить предварительную «картину» взаимодействия и сопоставляют ее со своими возможностями.
Необходимо учесть, что родители могут знать далеко не все возможности педагогов в решении проблем воспитания детей, следовательно, потребуется раскрыть их для родителей. В связи с этим педагоги могут предложить родителям анкету или провести с ними беседу. Это возможно при проведении родительских собраний, организуя сообщения или лекции.
Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении. Родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня.
Все предметное и социальное окружение дома, в семье оказывает влияние на развитие ребенка.
Это телепередачи для детей, содержание комнатных растений и домашних животных.
Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое.
Воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают,что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная почва (земля, вода, свет, тепло, воздух. Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могут оставаться живыми.Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает охлаждения.
Комнатные растения имеют определенное строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы. Корень (а у некоторых и стебель) находится в земле; корень всасывает из нее воду и питательные вещества, дышит воздухом, удерживает растение от падения. По стеблю питательные вещества и влага поднимаются к листьям и цветам. Дети узнают, что листья чаще всего зеленые, их много, ими растение поглощает свет, дышит, очищая листья их от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям, ребенок узнает, что все органы нужны растениям, поэтому их нельзя повреждать, ухаживать надо осторожно. Комнатные растения человек специально разводит для эстетического наслаждения, для того, чтобы в помещении стало красиво.Каждое из них красиво по-своему: листьями, стеблями, цветами. Все растения красивы, если они в хорошем состоянии, растут, цветут. Красота комнатных растений достигается созданием для них хороших условий. Комнатные растения могут плохо себя чувствовать (в этом случае они плохо выглядят,если не удовлетворяются их потребности: бледная окраска листьев, вытянутые стебли бывают при недостатке света; сохнут при недостатке влаги; вянут и гибнут при обморожении; не растут (не дают новых листьев, побегов, не цветут при недостатке питательных веществ в почве.
Комнатные растения имеют неодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни. Влаголюбивые растения имеют тонкие листья, их следует часто поливать. Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья, утолщенные стебли, в которых запасают влагу, их следует поливать редко. Светолюбивые растения ярко-зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету. Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать вблизи окна, недалеко от него.
У детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются эстетические чувства,умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается восприятие комнатных растений,как живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность).Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке.
Если в семье собака или кошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Дети должны знать особенности внешнего вида некоторых диких животных, их передвижение, повадки, что и как они едят, где живут, пользу или вред приносят человеку; получить представление о содержании и кормлении домашних животных.
Хорошо, если ребенка приучают считаться с отдыхом животного. Спит четвероногий друг, и ему не надо мешать, проснется – тогда можно с ним поиграть.Наблюдение за спящими животными тоже интересные: кошка принимает самые необычные позы, собакам часто снятся сны, и они повизгивают, ворчат, перебирают лапами.
Так как ребенок постоянно находится в мире игры и хорошо умея обращаться с животными, он тем не менее включает их в свои игры как партнеров, не всегда учитывая, что они живые.
Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.
Дети проявляют интерес к жизни домашних животных, охотно наблюдают за ними, за их поведением, задают вопросы, слушают рассказы, сказки. Понимают их желания, потребности, проявляют готовность ухаживать ха ними, умеют правильно обращаться с ними (гладить, играть, ласково разговаривать, отражают эти впечатления в игре, изодеятельности.
Проанализировав опыт работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников, мы считаем возможным представить следующую методику экологического воспитания в ДОУ:
— Создание в детском саду условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.
— Организация «экологических пространств»в помещении детского сада: групповые уголки природы, зимний сад, теплица, комната (салон) природы. Подбор и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями. Экологический принцип содержания животных, оборудование их помещений под естественные условия жизни. Аквариум – модель пресноводного водоема, искусственно созданная миниэкосистема. Правильный уход – способ поддержания ее равновесия.
— Организация и оборудование «экологических пространств»на участке детского сада: площадки природы, микрофермы, «уголка нетронутой природы» (леса, луга, пустыря). Экологическаятропа на участке детского сада: оборудование, использование в педпроцессе.
— Труд людей как средообразующий фактор в жизни растений и животных. Создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне детского сада. Выращивание и заготовка кормов для животных.
— Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания.
— Сущность наблюдения как чувственного метода познания природы. Ведущая роль, экологический характер содержания наблюдений. Познание в процессе наблюдений морфофункциональных особенностей живых существ, их взаимосвязи со средой обитания, многообразие видов, процессов роста и развития растений и животных.
Психолого-педагогическое обоснование экологического содержательного подхода к наблюдению.
— Наблюдения в повседневной жизни – ведущая форма приобщения детей к окружающей природе. Требования к проведению наблюдений.Циклы наблюдений за объектами природы: определение содержания отдельных наблюдений, построение их последовательности, планирования. Разработка циклов наблюдений за обитателями уголка природы, сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных зеленой зоны детского сада.
— Организация и проведение опытнической работы с объектами природы Родного края, модернизирующая деятельность с ними. Наблюдение за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение их взаимосвязей со средой обитания.
— Календари природы и их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группах детского сада. Фиксация роста и развития растении в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдении за зимующими птицами и работа с ними в разных возрастных группах.
— Экологическое воспитание на занятиях, во время экскурсий, праздников.
— Различные типы занятий по ознакомлению детейс природой Родного края: первично-ознакомительный, углубленно познавательный обобщающий, комплексный. Ведущая роль словесных методов при обучении на занятиях. Формирование обобщенных представлений о природе. Виды наглядности, ее роль и место на природоведческих занятиях. Детская природоведческая литература, ее использование в целях экологического воспитания.
— Детские праздники экологического содержания, разработка сценариев, проведение. Участие дошкольников в природоохранительных мероприятиях.
— Прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу, их роль в экологическом воспитании. Знакомство детей с лесом, рекой (прудом, озером, лугом (поляной) как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.
Итак, ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Источник