Языковое развитие ребенка до года
К концу первого года жизни речь становится для малыша средством общения с родителями. Уже на этом этапе можно заметить проблемы речевого развития и помочь ребёнку.
Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.
От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.
Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.
Стадии речевого развития
Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:
- Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
- Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода — коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
- Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
- Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.
Возрастные нормы по месяцам
Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.
- Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
- На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
- На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
- На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
- На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
- К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.
Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.
Как способствовать речевому развитию ребёнка
Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:
- генетическая предрасположенность к наследственным патологиям развития плода;
- стрессовые перегрузки во время беременности;
- воздействие никотина и алкоголя на организм матери;
- недостаточное питание мамы;
- нехватка кислорода (гипоксия) у ребёнка во время беременности и родов;
- отрицательный резус-фактор;
- негативное действие инфекций и хронических патологий.
У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.
Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.
Речь годовалого ребёнка включает в себя:
- активный словарь – от 8 до 12 слов, которые он может произнести;
- пассивный словарь — слова, значение которых малыш понимает.
Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.
Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.
Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.
Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).
Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.
Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.
Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).
Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.
Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:
- крупная или общая моторика – умение сесть, наклониться, подойти, встать;
- мелкая моторика – ощупывание предметов, пинцетный захват (двумя пальчиками) мелких игрушек, катание машинки, рисование «каракулей».
Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.
Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».
При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.
Отклонения от нормы
В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.
Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.
Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:
- у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
- нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
- запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
- «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
- язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
- к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
- ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
- у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
- ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
- к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.
При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.
Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.
Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:
- расширение словарного запаса;
- исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
- обучение умению правильного построения высказываний;
- внимательное отношение к детским вопросам.
В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.
Если у вас остались вопросы формирования речи ребёнка с рождения до 1 года, вы можете смело задать их нам.
Источник
Младенцы рождаются гражданами мира, когда речь идет о языке. Они умеют различать звуки всех языков мира, даже если никогда не слышали их раньше.
На эту фразу Патрисии Кул (Dr. Patricia Kuhl), нейробиолога, изучающего развитие и восприятие речи у малышей, и автора нескольких книг о работе детского мозга, я наткнулась, когда мы задались вопросом, как приучать ребенка к нескольким языкам. У нас многоязычная семья, родственники в четырех странах (в Украине, в России, в Армении и во Франции), живем мы в Великобритании, и у меня пунктик на иностранных языках. Мне всегда нравился процесс изучения нового языка. (Немного о моей любви к Франции и французскому языку можно почитать в четвертой из 7 историй обо мне). Но кроме удовольствия, сменив 5 стран и 4 школы, мне сложно недооценить значение языков в жизни и в карьере, так как знание языков продвигало мою карьеру наравне, если не сильнее, профессиональных знаний.
Я была убеждена, что ребенок может освоить 4-5 языков, вопрос был только в том, когда начать. Мне очень помогла книга “Как думают малыши” (“How babies think”), в основу которой легли исследования Патрисии Кул и Элисон Гопник. Авторы книги пришли к интересным выводам о восприятии речи малышами, а также о развитии вычислительных и статистических способностей мозга. К сожалению, я не нашла русского перевода этой книги. Но если вы читаете на английском, книгу стоит прочитать, пока ребенок совсем маленький. Несколько моментов, которые мне показались интересными я приведу дальше в этой статье.
Что говорит наука о раннем изучении языков?
1. Cпособность к языкам уменьшается с возрастом
Скриншот с TED Talk Патрисии Кул
Это кажется очевидной истиной, но я не представляла, что разница настолько существенная. Доктор Кул утверждает, что дети от 0 до 7 лет с невероятной легкостью усваивают языки. Неважно сколько языков им будет предложено, они усвоят их удивительно хорошо. После 8 лет эта способность систематически снижается. Это не значит, что мы с вами не можем выучить иностранный язык, но мы будем делать это по-другому. Нам не стать экспертами в тонкостях синтаксиса и фонетики, воспроизведения и восприятия речи. Нам было бы намного легче, если бы мы соприкоснулись с этим языком в первые 7 лет жизни.
2. Восприятие звуков и фонетических особенностей сужается до диапазона родного языка к концу первого года жизни.
В одном из исследований Патрисии Кул японские дети от 6 до 8 месяцев с легкостью различали звуки Р и Л, которые взрослые японцы слышат как один звук. Эти дети до тестирования никогда не слышали английскую речь. Но когда этот же тест предложили детям в 10 месяцев, многие из них его провалили. Доктор Кул показала, что уже к концу первого года жизни способности к восприятию звуков иностранных языков резко уменьшается, а способности к родному языку, наоборот, увеличиваются.
3. При введении дополнительных языков до года их восприятие остаётся на уровне родного
В другом исследовании с американскими детьми от 9 до 10.5 месяцев в течение 6 недель 3 раза в неделю по 25 минут играла китайская учительница. Она общалась с малышами только на китайском ( на Мандарине), показывала им игрушки, книжки, называла окружающие предметы. Тестирование этих детей на восприятие звуков китайского языка после исследования показало, что они также хорошо их различают, как и китайские дети такого же возраста, которые слышали язык с рождения. При этом, контрольная выборка американских детей, у которых не было уроков китайского языка, показали намного меньшую степень различения звуков.
4. Аудио и видео уроки бесполезны для годовасиков
Этот результат не удалось повторить при проведении аудио или даже видео уроков. В видео уроках использовались крупные планы и мимика учителя была видна так же хорошо, как и в живом общении. Малыши смотрели на экран, как приклеенные, но не обучались. Введение интерактивности в обучение дало некоторые результаты, но только если ребенок воспринимал девайс как живого человека, пытался разговаривать с ним, прикоснуться к нему. Это показывает насколько важную роль в обучении детей играет социальный аспект.
5. Дети легче учатся, если с ними говорить с преувеличенной мимикой лица
Исследования показали, что дети охотнее учатся и быстрее усваивают материал, когда с ними разговаривают на так называемом Motherese, так, как мамы и папы разговаривают с маленькими детьми. Они отчетливее и медленнее произносят каждый звук, при этом мимика лица непроизвольно преувеличивается. Когда другой взрослый говорит с детьми таким образом, во-первых, у них создается ощущение безопасности, как при общении с родителями. А во вторых, дети учатся произносить новые звуки копируя мимику лица. Интересно, что детей с аутизмом Motherese наоборот пугает. Патрисия Кул пытается использовать эту особенность в исследованиях возможностей ранней диагностики аутизма у детей.
6. Очень важна правильная речь и произношение обучающего взрослого
Конструкции речи и звуки, которые дети слышат в первый год жизни, откладываются у них в голове определенными паттернами. Эти паттерны потом очень тяжело переделать. Здесь я отойду от Патрисии Кул, так как на эту тему очень живой пример приводит Масару Ибука, автор книги “После 3х уже поздно”. Он рассказывает о японской девочке, которая до года жила с мамой у бабушки с дедушкой в японской провинции Тохоку. Бабушка с дедушкой разговаривали с ней на диалекте этой провинции. В год девочка переехала в Токио и больше этот диалект не слышала, так как родители на нем не разговаривали. Но когда она заговорила, все ее слова были на диалекте Тохоку, то есть они остались у нее в памяти еще с первого года жизни.
Если вам интересно больше узнать о раннем восприятии речи у детей, предлагаю вам посмотреть TED Talk Патрисии Кул. (Язык английский, но можно подключить русские или украинские субтитры)
Какие выводы я сделала?
1. Даже если у вас моноязычная семья и вы живете в своей стране, но хорошо говорите на иностранном языке, с ребенком можно начинать разговаривать на этом языке с рождения. Это не гарантирует, что ребенок будет свободно разговаривать на нем, но вы как минимум создадите основу, которая облегчит изучение языка в более позднем возрасте
2. Знакомство с несколькими языками до года расширяет диапазон воспринимаемых звуков и делает ум гибче, что в будущем не только улучшит способности к корректному произношению звуков неродного языка, но и поможет легче осваивать дополнительные языки.
3. Если язык среды отличается от вашего родного языка или есть возможность контакта с носителями иностранного языка, этим нужно пользоваться в полной мере уже в самом раннем возрасте, чтобы правильные звуки и шаблоны речи сразу отложились в уме ребенка.
Как мы применяем эти знания в нашей семье?
В случае русского и украинского, мы придерживаемся правила «один родитель — один язык», так как эти языки легко смешать.
Английский остается основным языком среды, поэтому дома мы говорим на нем только при чтении английских книг. Эдриен слышит его на детских групповых занятиях (плавание, йога для мамы и малыша, музыка), а после года еще и в садике, куда он ходит на 3-4 часа в день 2 раза в неделю.
Я стараюсь, чтобы Эдриен приобщался к языку или от носителей или от людей, знающих его на отличном уровне. Так, например, у меня хорошее французское произношения и я читаю без запинок, но разговариваю с ошибками. Поэтому я ему читаю, пою песенки (поняв, что аудио не работает, пришлось выучить песенки самой), но разговаривает с ним мой дядя, который уже больше 20 лет живет во Франции.
А армянский язык мы оставили дедушкам (родным и двоюродным), и поехав в Киев в последний раз, я с удивлением обнаружила, что Эдриен его понимает, и даже одно из своих первых слов он сказал на армянском. А проанализировав огромный словарный запас гномика с десяток слов, я обнаружила интересную закономерность. Маленький проказник выбирает самый простой вариант слова из нескольких языков, состоящий из звуков, которые он уже умеет произносить. Пока выигрывает английский — односложных слов в нем больше всего.
Не боюсь ли я перегрузить малыша?
Перегрузка детей начинается с завышенных ожиданий, когда родители пытаются через детей прожить собственные упущенные возможности или вырастить гениев-олимпийцев-моцартов. И хотя мне и хотелось бы, чтобы Эдриен мог читать классиков в оригинале, на каких языках разговаривать выбирать будет он.
Ребенок обучается каждую минуту, поглощая огромное количество информации об окружающем мире, и внедряя языки в ежедневные занятия, которые ребенок и так любит, эти занятия только становятся более увлекательными. Он обожает слушать истории, рассматривать книжки, петь песенки, общаться с людьми. Именно это мы и делаем, только на разных языках.
А еще дети очень музыкальные, отлично схватывают интонацию и ритм языка, и сразу понимают, когда слышат новый язык. Все новое вызывает у них любопытство, и моя задача не убить этот интерес. Недавно Эдриен притащил мою книжку с адаптированными итальянскими сказками, которые я иногда читаю вместо самоучителя. Я решила для эксперимента почитать ему и, вы не поверите, он слушал не отрываясь пол часа. А это очень долго для годовалого ребенка. Я специально несколько раз останавливалась и откладывала книгу — он настойчиво требовал продолжения.
Так что да, я уверена, что не перегружаю его, потому что в любом занятии внимательно наблюдаю за его реакциями и просто следую за его интересом. А вы как думаете? Много языков с рождения — это перегрузка для ребенка или развитие?
Источник