Явления в природе все для ребенка 5 лет
В природе постоянно происходят привычные для взрослых изменения: лето сменяет весну, жара приходит на смену холодов. Для маленьких детей все это не так очевидно. В их понимании все это таинственно и непонятно. Но ведь без изучения явлений природы невозможно изучать окружающий мир, а именно это постоянно и делает ребенок. Чем могут быть интересны природные явления для детей? Что и как им об этом рассказывать?
Когда начинать разговоры?
Понятно, что «с бухты барахты» вываливать на голову ребенка кучу научной информации как минимум, нецелесообразно. Потому как безрезультатно. Внимание дошкольников – непроизвольное. Они усваивают только ту информацию, которая их чем-то привлекла, как-то обратила на себя внимание. Поэтому любые знания им нужно давать ненавязчиво, незаметно для них самих, легко и играя. Лучше всего делать это в подходящей ситуации. Какой? Например:
- Мама гуляет с ребенком в парке или на площадке. Можно ежедневно наблюдать за тем, что изменяется в природе: стало пасмурно, пошел снег, выглянуло солнце, капает дождь, полетели листья с деревьев, и т.д. Заодно потренируем и память ребенка.
- Во время чтения сказки или стихотворения встречается упоминание того или иного явления (или оно изображено на картинке в этой книжке). Мама обращает внимание ребенка на этот момент и объясняет, что это за явление, когда оно бывает, как возникает.
- Если во время просмотра кино или мультика в сюжете встречается природное явление. Тактика такая же.
- Часто бывает, что маленький почемучка сам интересуется чем-либо. Причем в дошкольном возрасте наиболее частый вопрос, действительно, — почему. Почему стало темно? Почему листья обсыпались? Почему зимой нет луж? Задача взрослых – объяснить не только почему это происходит, но и как, для чего нужно, когда возникает.
Явления природы глазами детей
Конечно, природных явлений много: восход и закат, смена дня ночью, роса, радуга, ветер, дождь, град, снег, метель, иней, туман, молния, мороз, жара… Природные явления для детей будут интересны только тогда, когда рассказ о них будет понятным. То есть строиться на уже имеющихся у него знаниях, излагаться понятным языком. Так, для крохи 2–3 лет вполне достаточно того, что солнышко на ночь ушло спать, а дождик – это небо расстроилось и плачет. Но для ребенка старшей группы детского сада изложение темы должно быть правдивым, отражающим реальность.
Для общего и речевого развития дошкольника весьма полезно вводить в такие рассказы «взрослые» термины: конденсация пара, атмосферное давление, кристаллизация воды, преломление света. Но растолковывайте эти понятия на доступном конкретному ребенку уровне.
Важно акцентировать внимание дошкольника на том, что некоторые явления бывают только в определенное время года. Например, закат, восход, дождь, ветер, туман бывают хоть весной, хоть летом, хоть осенью. Но! Снег, метель, мороз, иней, вьюга – только зимой, жара – только летом, листопад – только осенью, капель и половодье – только весной. Такие явления называются сезонными.
Также эффективно включается внимание ребенка, когда взрослые, объяснив ему какое-то явление, просят обобщить знания: рассказать, какие еще природные явления он знает. Какие из них бывают только летом? Только зимой? Весной тает снег. А что еще происходит?
Что расскажет мама?
Мама должна подбирать выражения таким образом, чтобы ее рассказ был ответом на вопросы ребенка, а не вызывал только еще больший поток ответных вопросов. Если малыш задает дополнительные вопросы – это прекрасно, и на них тоже обязательно нужно отвечать. Но если вопросов слишком много – в следующий раз нужно изъясняться с ребенком более понятными категориями.
Вот пара примеров того, как рассказывать детям о природных явлениях:
- Почему дует ветер? Ветер – это движение воздуха. Он получается, когда сталкиваются две части воздуха (они называются воздушными областями) с разным давлением. Давление – это сила, с которой одна воздушная область толкает другую. Давление зависит от температуры воздуха каждой области. Чем холоднее воздух, тем плотнее частички, из которых он состоит, в таком воздухе их содержится больше. Поэтому более холодный воздух всегда сильнее. Он гонит от себя теплый. Так получается ветер. Чем больше разница температур двух воздушных областей, тем сильнее будет ветер. Он может быть легким, ласковым, а может быть ураганом, который срывает крыши с домов, вырывает с корнями и ломает деревья. А ты знаешь, для чего нужен ветер? Он разносит на большие расстояния семена растений, а также перемещает по небу облака, которые приносят на землю дождь. От температуры и силы ветра зависит погода в каждом городе и стране.
- Почему идет дождь? Давай сначала разберем, что такое дождь. Высоко в воздухе (мы говорим — в небе) есть облака. Это скопились маленькие капельки воды. Как они туда попадают? Когда их сильно нагревает солнце, они становятся паром, который легче воздуха, поэтому он поднимается с земли вверх. Высоко в небе всегда холоднее, чем внизу, поэтому капелькам становится холодно. От этого они снова превращаются в воду и собираются вместе. Так получаются облака. Когда капелек становится столько, что им трудно удерживать друг друга на высоте, они падают на землю. Тогда идет дождь. Дождь – это вода, которая нужна, чтобы ее пили животные, чтобы росли деревья и цветы.
Закрепляем тему
Чтобы малыш лучше запомнил то, о чем ему рассказали, полезно задействовать разные виды памяти и восприятия, то есть организовать различные занятия:
- показать ребенку картины художников с временами года;
- почитать сказки, в которых присутствуют природные явления, стихи;
- подобрать загадки о разных явлениях;
- попросить ребенка изобразить с помощью мимики и жестов, например, метель или туман;
- наблюдать за природой (ночью нет солнца, днем не видно звезд, зимой нет цветов);
- проводить простые опыты (включить в ванной горячую воду – через некоторое время образуется «туман»; принести снег в дом и убедиться, что он растает в тепле; посеять, например, петрушку и поливать, пока не появятся всходы, – вот для чего нужна вода в почве);
- заняться творчеством: мама может показать ребенку, как нарисовать снежинки, капельки дождя, деревья в ветреную и тихую погоду; как вылепить из пластилина или выложить из разноцветных пуговиц аппликацию радуги или морозного узора;
- поиграть: предложить малышу полетать, как листочек, покружиться, как снежинка, подняться и опуститься, как солнышко на рассвете или закате.
Зная уровень развития и способности конкретного ребенка, родители могут придумать множество собственных игр, способов творчества, опытов для того, чтобы их чадо могло хорошо усвоить информацию об изменениях природы.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Источник
Юлия Соколова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 5–7 лет «Удивительное рядом. Явления природы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Колыванский детский сад «Радуга»
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром
на тему:
«Удивительное рядом. Явления природы»
для детей разновозрастной группы (5-7 лет)
Соколова Юлия Эркиновна
воспитатель I категории
стаж работы – 4 года
разновозрастная группа «Веснушки»
от 5-7 лет
Новосибирская область р. п. Колывань
2018
Пояснительная записка
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Удивительное рядом. Явления природы» для детей разновозрастной (5-7 лет) группы.
Автор: Соколова Юлия Эркиновна воспитатель I категории МБДОУ «Колыванский детский сад «Радуга», стаж работы 4 года.
Образовательная область: познавательное развитие.
Форма : интегрированная непрерывная образовательная деятельность.
Включает в себя:темы: «Явления природы», «Объекты неживой природы», «Погода».
Экспериментирование.
Проектная деятельность (презентация проектов детей и их родителей). Художественное слово, развитие речи.
Тип НОД: комбинированное (закрепление ранее приобретённых знаний, усвоение нового материала).
Цель: Закрепление и углубление знаний детей об основных природных явлениях.
Задачи:
Образовательные – углублять и закреплять знания детей об основных явлениях неживой природы: ветер, солнце, вода, облака, туман, дождь, роса. Познакомить детей с атмосферным явлением – радуга.
Закреплять знания детей о солнечном спектре, о людях, приборах, предсказывающих погоду.
Формировать умения оценивать природные явления, их влияние на погоду. Развивать интерес к познанию природы.
Активизировать словарь детей по теме занятия: синоптик (метеоролог, флюгер, солнечный спектр.
Развивающие – развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.
Воспитательные – воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться и понимать явления природы.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях,рассматривание иллюстраций по теме: «природные явления», чтение детской энциклопедии «Чудеса природы в сказках, стихах и загадках». Просмотр мультимедийной презентации «Чудеса природы». Просмотр видеофильма «Учим явления природы» студия «Рассвет». Занятия по экспериментированию «свойства воздуха», «свойства воды» по книге Л. В. Рыжовой «Методика детского экспериментирования» Детство – Пресс, 2015.Работа с родителями: консультация «Рассказываем детям о явлениях природы». Объёмная аппликация «Радуга – дуга» (запоминание последовательности цветов радуги).
Методы и приёмы:
Использование ТСО,ИКТ: мультимедийная презентация, видео презентации детей и их родителей (проектная деятельность, прослушивание музыкальных композиций.
Использование дидактических и наглядных материалов.
Игровой, наглядный, рассказ воспитателя, проблемные вопросы, использование художественной литературы.
Проектная деятельность: работа с родителями.
Экспериментирование.
Способ мотивации: исследовательская деятельность.
Используемая литература:
Л. В. Рыжова «Методика детского экспериментирования» Детство – Пресс, 2015.
Н. С. Голицына «Конспекты-комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход» Москва, «издательство Скрипторий», 2015.
Интернет ресурсы.
Д. В. Кошевар Детская научно – популярная библиотека «Планета Земля» «Издательство АСТ», Москва, 2018.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации природных явлений : ветер, солнце, вода, облака, дождь, град, роса, туман. Иллюстрации к стихотворению В. Степанова «Радуга».Маски с изображениями: дождя, солнца, ветра. Мультимедийный проектор и презентация «Угадай время года по явлениям природы», домашнее видео детей и их родителей. Ёмкость с водой, зеркало, ватман, настольная лампа.
Раздаточный материал: лазерный диск на каждого ребёнка, карточки с изображениями воды, ветра, солнца.
Сюрпризный момент: Солнечные спектры, шары цветов радуги на каждого ребёнка, фломастеры 1 упаковка.
Структура занятия:
I Вводная часть – 2 мин.
1 Вступительное слово воспитателя
2 Чтение стихотворения «Солнце, солнце…»автор: О. Высоцкая
II Основная часть – 25 мин.
1 Беседа о людях и приборах, предсказывающих погоду, о профессиях, которым важен прогноз погоды.
2 Дидактическая игра «Угадай время года по явлениям природы»
3 Дидактическая игра «Три богатыря»
4 Физминутка «Здравствуй радуга – дуга»
5 «Путешествие по радуге чудес»
6 Эксперимент с лазерным диском.
7 Экспериментирование «Радуга»
III Заключительная часть – 3 мин.
1 обобщение воспитателя
2 Анализ НОД детьми и воспитателем
3 Стихотворение «Радуга в небе весеннем повисла»автор: В. Степанов
4 Сюрпризный момент
Ход НОД:
I часть. Вводная
Дети встают в полукруг, здороваются с гостями, садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами превратимся в учёных – исследователей. И я вас приглашаю в удивительное путешествие в мир погоды и природных явлений.
Каждое утро мы узнаём прогноз погоды, будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. В старину русские люди словом «погода» называли только солнечную, тихую погоду. А дождливую, ветреную погоду называли» непогодой». Как вы думаете, что такое погода?
Ответы детей (температура воздуха, осадки, ветер, облачность)
Воспитатель: Ребята, какая бывает погода?
Ответы детей: (ясная, дождливая, солнечная, снежная, морозная, холодная, жаркая)
Воспитатель:Наше занятие называется: «Удивительное рядом. Явления природы». Мы с вами сегодня поговорим об удивительных явлениях природы.
За погоду отвечают три богатыря. Дети, подскажите мне их имена.
Ответы детей (солнце, ветер и вода)
Воспитатель: «Солнце, солнце, ты откуда?»
Арсений: «Я из зорьки золотой!»
Воспитатель: «Дождик, дождик, ты откуда?»
Тимур: «Я из тучки грозовой!»
Воспитатель: «Ветер, ветер, ты откуда?»
Гриша: «Я из дальней стороны!»
Вместе: «Мы — три брата и повсюду добрым людям мы нужны!» (О. Высоцкая)
II часть. Основная
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто предсказывает погоду? Вы знаете, как называются эти люди?
Ответы детей (синоптики, метеорологи)
Воспитатель: Молодцы, правильно ребята. А как синоптики предсказывают погоду? Что им в этом помогает?
Ответы детей: (они определяют её по приборам).
Воспитатель: Ребята, какие приборы для определения погоды вы знаете?
(воспитатель обращает внимание детей на доску, где помещены изображения термометра, флюгера)
Ответы детей: (термометр, флюгер)
Воспитатель: Ребята, для чего нужен термометр?
Ответы детей: (для измерения температуры воздуха)
Воспитатель: Для чего нужен флюгер?
Ответы детей: (для определения направления ветра)
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, людям каких профессий важно и необходимо знать прогноз погоды каждый день?
Ответы детей: (Водителям, пилотам, морякам)
Воспитатель: Многие явления природы связаны со сменой времён года, ребята, давайте поиграем в игру «Угадай время года по явлениям природы»
(Воспитатель показывает слайды презентации. Первые два сезона дети называют по предложенным явлениям, к следующим двум сезонам дети самостоятельно называют явления природы (Коллективная работа)
Как вы думаете, что же такое явления природы?
Ответы детей: (изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека).
Воспитатель: А сейчас, мои дорогие учёные, давайте проведём исследование, которое называется «Три богатыря». Я раздаю вам на каждый стол природное явление (используются сюжетные картинки, а вы поднимаете карточки тех богатырей, при помощи которых появилось это явление. Приготовились…исследуем! (Проводится дидактическая игра, которая рассчитана на работу малыми подгруппами.)
Молодцы! Вы отлично знаете, какие богатыри управляют природными явлениями. А как можно одним словом назвать снег, дождь, град?
Ответы детей: (Осадки)
Давайте отдохнём, встанем со стульчиков и прогуляемся по радуге.
Физминутка
Здравствуй, радуга-дуга,
Разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга-дуга!
Принимай нас в гости.
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком.
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу.
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком. Дети выполняют поклон.
Рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны.
Вновь выполняют поклон.
Идут на месте, подняв руки.
Бегут на месте,
высоко поднимая колени.
Останавливаются, делают четыре прыжка на носках.
Делают еще четыре прыжка на носках.
Бегут на месте,
высоко поднимая колени.
Воспитатель: А теперь, ребята, приглашаю вас прогуляться по «радуге чудес» (проектная деятельность, индивидуальная работа). На каждой дорожке расположено природное явление. Ваша задача назвать его, а где то и объяснить, как оно происходит. А помогут нам в этом ваши старания и ваши мамы. (Град, туман, роса)
(сосульки и лёд (Тимур), дождь – видео (Кирилл, испарение (Аня и Гриша). По каждому явлению краткий рассказ ребёнка – название явления и как оно происходит)Используется видео презентация домашних видео детей и их родителей.
Воспитатель: Последняя ступень – радуга. А знаете ли вы, какого цвета луч солнца? Каким мы видим его?
Ответы детей: (мы видим его белым)
Воспитатель: Но белый ли он на самом деле?
Ответы детей: (нет, солнечный луч – это спектр из семи цветов)
(Видео Софии о солнечном спектре) с рассказом ребёнка.
Давайте проверим, так ли это.
(Воспитатель показывает спектр, раскручивает его, показывая детям, как цвета, сливаясь образуют белый цвет)
Ребята, а теперь возьмите лазерные диски, наклоните из стороны всторону и вы увидите маленькое чудо. Что вы видите? (радугу)
Воспитатель: Как мы ещё можем увидеть солнечный спектр?
Ответы детей: (Пуская мыльные пузыри, поливая из шланга на солнце)
Воспитатель: правильно дети, это и есть радужный солнечный спектр. А знает ли вы, как именно мы должны стоять, чтобы увидеть радугу?
Ответы детей: (Мы должны стоять спиной к солнышку и лицом к дождю)
Давайте вспомним, из каких цветов состоит солнечный спектр? Или радуга.
Вспомним чистоговорку, которая помогает нам запоминать цвета радуги.
Дети: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
Воспитатель: дети, как называется наш детский сад? (Радуга)
Давайте проверим, живёт ли в нашем саду настоящая радуга?
Экспериментирование – «Радуга»
Воспитатель, при помощи ребёнка делает эксперимент, используя ёмкость для воды, настольную лампу, зеркало и ватман.
Наполните нашу ванночку водой, поставьте ее на самое солнечное место и опустите в неё зеркало, прислонив его к краю, чтобы оно не сползло. Поворачивайте зеркало так, чтобы на него падал солнечный свет и свет лампы, пока на листе не появится отражение, настоящая радуга.
III часть. Итоговая
Воспитатель:
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Растаяла…
Что же на память она всем
Оставила?
Красные маки, (1 реб.) (Дети демонстрируют иллюстрации к своим строкам)
Жёлтые песок, (2 реб.)
Зелёные зажёгся (3 реб.)
На ветке листок.
Жук фиолетовый (4 реб.)
Греет бока.
Синяя плещет (5 реб.)
Река в берега.
Оранжевым солнцем (6 реб.)
Согреты леса.
А у скворца (7 реб.)
Голубые …глаза.
Автор: В. Степанов
Ребята,мы сегодня с вами говорили: о людях и приборах, предсказывающих погоду, о явлениях природы, о солнечном спектре, узнали, что в нашем детском саду живёт настоящая радуга!
А что вам понравилось больше всего на нашем занятии?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, куда же делась наша радуга? Она рассыпалась подарками для самых умных исследователей! Вот вам собственные солнечные спектры, чтобы вы могли показать маленькое чудо своим друзьям и родителям, воздушные шары цветов радуги, а еще фломастеры всех цветов! Творите и исследуйте!
Наше занятие окончено. Попрощайтесь с нашими гостями.
Спасибо за внимание!
Источник