Японские принципы развития ребенка
В России наконец-то появились тетради GAKKEN, по которым в детских садах Японии занимаются с 1985 года. Этот успешный образовательный проект поможет подготовить ребенка к школе: в серии представлены тетради на разные темы и для разных возрастов.
В январе мы ждем еще несколько новинок в серии, а всего планируется выпустить более 30 развивающих тетрадей.
Многие родители уже оценили практичность и пользу этой методики.
Анастасия Кулакова
Прекрасная серия для дошкольного развития ребенка! Моя племянница не посещает детский садик, поэтому занимаюсь я с ней сама, но огромное количество разнообразных методик и программ только сбивает с толку. Очень хотела найти серию книг, в основе которых был бы принцип комплексного обучения, а не проводить время в поисках книг по обучению счету, рисованию, письму и т.д. Серия «Gakken» стала нашим спутником на всем пути подготовке к школе. Мы вместе с племянницей раскрашиваем, рисуем, решаем задания и приклеиваем наклейки!
Подробнее о проекте
Издательство GAKKEN — крупнейшее образовательное издательство Японии — 30 лет назад разработало инновационную методику дошкольного развития ребенка для местных детских садов. Она показала миллионам родителей в Японии и за ее пределами, как превратить традиционно сложный и напряженный процесс обучения в увлекательное занятие.
Автор методики, которая легла в основу книг GAKKEN, профессор Университета Тиба Акира Таго, психолог с многолетним стажем и основатель собственной лаборатории, хорошо известен западному миру как создатель интеллектуальных игр и головоломок для взрослых. С 1966 года они выходили сначала в Японии, а потом и в Великобритании. За эту «гимнастику для ума» его прозвали Мастером загадок.
Профессор Акира Таго более 30 лет исследовал психологические особенности и познавательные способности дошкольников, чтобы найти максимально эффективный вариант обучения, развивающий не только требуемые навыки, но и способность ребенка мыслить, а также его уверенность в себе.
Комплексный подход
Рабочие тетради GAKKEN строятся на методическом принципе микрошагов, когда каждое новое задание базируется на предыдущем, лишь немного усложняя его. Это позволяет начинать обучение уже с двух лет, постепенно повышая уровень сложности и, соответственно, уровень знаний ребенка.
Появление определенных заданий в книге обусловлено пошаговым принципом и системой развития интеллекта с раннего возраста, разработанной профессором Акирой Таго. Каждое из имеющихся заданий относится к определенному направлению развития:
развитие мышления – сюда входят задания на развитие пальцев и рук, которые стимулируют развитие префронтальной коры головного мозга;
развитие самостоятельности – сюда входят задания на самостоятельное овладение инструментами, а также задания, стимулирующие интеллектуальное любопытство и развивающие социальные навыки ребенка;
развитие математических навыков. Цель этих заданий — не просто научить малыша считать, а сделать понятной для него математическую логику;
развитие речи и изучение букв. Цель этих заданий — познакомить малыша с буквами, сделать так, чтобы впоследствии, когда мозг сформируется настолько, чтобы учиться читать, буквы уже были знакомы ребенку как графические символы и переход от знака к значению осуществился легко и быстро.
Как поддержать интерес?
Рабочие тетради Гаккен разделены на разные тематические группы: математика, общие знания, творческие тетради, первые тетради для малышей. При этом каждый комплекс предлагает разные варианты заданий в рамках одной тетради, поскольку разнообразие не дает ребенку заскучать и постоянно подогревает его интерес. Такой подход пробуждает в ребенке творческое начало, учит его самостоятельно мыслить и принимать решения.
В проекте большое место занимают книги по аппликации и бумажному моделированию. Известно, что и у детей, и у взрослых, когда они создают что-то новое (к примеру, вырезают ножницами из бумаги) возрастает активность головного мозга.
Книги с лабиринтами не только развивают руку малыша, это еще и настоящий сборник жизненной мудрости. Чего стоят такие фразы в заданиях: «Путь, который ближе к цели, не всегда бывает правильным» или «Объясните малышу, что на пути могут встретиться препятствия и нужно научиться их обходить», «Концентрация развивает внимание, а внимание помогает добраться до цели».
Разработчики тетрадей учли также то, что дети стремятся получить похвалу. Именно поэтому к каждому пособию прилагаются 65 поощрительных наклеек, которыми родители награждают ребенка за удачно выполненное задание. Ребенок может сам выбрать наклейку — это очень важно, поскольку не только является наградой для малыша, но еще и развивает его умение принимать самостоятельные решения (ведь сделать выбор — это тоже решение!).
Методика, предложенная в рабочих тетрадях Гаккен, обладает важным преимуществом перед многими развивающими пособиями. Благодаря особенностям подачи материала развитие ребенка идет сразу в двух направлениях: обучение навыкам, необходимым для школы, и психологическое формирование успешной личности. В этом и заключаются японские принципы развития ребенка.
Источник
С появлением второго ребенка, времени на подготовку занятий не осталось, большинство заданий на мелкую моторику стали недоступны. Мне нужна была готовая система, с плавным усложнением задач. Kumon сыну оказались слишком сложны. И тогда я нашла Гаккен. У меня книги есть книги серии «первая аппликация», «мой первый карандаш» и «учусь думать».
«Учусь думать»
При выборе тетрадь мне не понравилась. По фотографиям показалась слишком примитивной. НО: эта тетрадь оказалась находкой.. Я поняла что сыну очень интересны вырезания и (кто бы подумал) складывание бумаги. Рекомендую начать с нее, чтобы понять что зацепит ребенка.Много заданий РАЗНЫХ
Наклейки(хаотичное и точное расположение)
Проводим линии (прямые+ обводим фигуры зайчика, автобуса, геометирических фигур)
Сгибаем бумагу (получились чудестые пособия для вызова звукоподражаний для дочки)
Раскрашиваем
Счет (3 задания до трех)
Лабиринты
Под развитием речи- обобщающие картинки с предметами посуды, одежды, транспорта
«Первая аппликация»
Аппликацией мы занимаемся давно, но здесь совершенно другой подход. В ходе работы, ребенок получает конкретный результат с которым может поиграть. И ребенку интересно! У нас была серия «это можешь ваш малыш» и я была от нее в восторге, пока не встретила эту книгу. Там с каждой картинкой надо было устраивать танцы с бубнами, чтобы ребенок сделал. Ежедневно делать аппликации для показа папе или бабе, его не особо вдохновляло. А здесь сын видит, сделаешь хорошо – приятно и интересно самому поиграть. тут заготовки игр и поделок.
«Мой первый карандаш»
Рисуем прямые линии, углы, зигзаги. 1 навык – 1 лист. А в конце ЛАБИРИНТЫ! Чтобы потом использовать с дочкой, листы вкладываю в прозрачные папки-уголки. (намного удобнее вставлять и вынимать чем в файлы) Рисуем мы маркерами для водной доски, цвета яркие, линии толстые стираются легко. В день проходим 1-2 задания.
Моя подготовка к занятиям:
Готовлю сразу на 14 дней. Рабочую тетрадь разбираю на отдельные листы. Отрезаю лишнее, вырезаю нужные элементы. Каждый лист в папку уголок. Отдельно в контейнере держу необходимую канцелярию к заданиям.
Как мы занимаемся.
Так как сын у меня очень активный, занятия я провожу быстро.Занимаемся мы утром
Чтобы получить доступ к интересным заданиям (гаккен), нужно прочитать заклинание (выполняем задания логопеда).
Я вначале усаживаю дочку в креслице, чтобы не помешала занятиям с сыном. Делаю хитрое лицо и прошу прочитать заклинание (в этот момент делаем упражение на дыхание и задания логопеда). Заклинание срабатывает, и я радостно достаю лист задания от Гаккен, «за стол и за стул» вручаю лист задания и маркер (или клей и ножницы) в корзинке. Когда задание сделано, я говорю «Инструменты мы собираем и наклейку получаем». Сын собирает в корзинку инструменты, а я взамен даю наклейку. Я кладу сделанное задание в накопитель «отработка» и на этом мы заканчиваем. Итог занятия: упражнения логопеда – сделаны, моторику, навыки письма – отработы, дома – порядок и чистота!
Что потом:
Картинки крупные, без лишних деталей, их очень удобно использовать для альбома по развитию речи. В папку с вшитыми файлами я вкладываю лист + надпись. Потом просматриваем вместе с дочкой и сыном, я при этом читаю и вожу пальцем по буквам.
Кратко:
Серьезная экономия времени при подготовке занятий с ребенком
Много заданий на одном уровне, плавные переходы между заданиям
Четкое окончание занятия (наклейка)
1 задание – 1 лист
Если у вас ожидаются погодки или дети с маленькой разницей, эти тетради хороший помощник в организации тихих занятий.
Источник
Японское образование славится на весь мир, а сама Япония на десятилетия обошла самые прогрессивные в технологическом развитии страны. Причины этого — в особом подходе к обучению детей. Яркими представителями японского подхода являются книги и рабочие тетради GAKKEN — с ними раннее развитие ребенка становится понятным и естественным.
Развивающие книги GAKKEN известны во всем мире и переведены на множество языков. Придумал их тридцать лет назад профессор психологии Акира Таго, посвятивший жизнь изучению развития интеллектуальных способностей у взрослых и детей, а выпустило крупнейшее в Японии образовательное издательство, по имени которого они и были названы.
Для кого они предназначены?
GAKKEN разработаны специально для малышей и дошкольников — от одного до пяти лет и старше. Именно в этом возрасте мозг ребенка стремительно развивается, активируются врожденные способности, а новая информация и навыки усваиваются с огромной скоростью.
Книги стимулируют развитие префронтальной коры головного мозга, закладывают основы математической логики и координации движений. В игровой форме, умело поддерживая интерес к обучению при помощи загадок и вознаграждений, GAKKEN учат детей самостоятельно находить решения сложных задач, рассуждать логически и понимать логику математических действий, правильно держать фломастер и карандаш, рисовать, раскрашивать, вырезать, клеить и создавать поделки из бумаги.
В чем секрет успеха этих книг?
Японские принципы образования включают в себя постепенность и нарастающую сложность, а также систему поощрений, которая признается очень важной. Для ребенка занятия с GAKKEN — захватывающая игра, но в то же время занятия с книгами дают мощный толчок развитию мозга и интеллекта, а также мелкой моторики.
Редакторы «Эксмо» — о новинках серии
Елена Талалаева
ведущий редактор отдела детской и подростковой познавательной литературы
В проекте GAKKEN вышла книга, которую долго ждали — развивающие игры для детей от рождения до 1 года.
— Неужели такой малыш может играть? — спросите вы.
— Может! — уверенно ответят вам японские психологи (и их поддержат в этом мнении многие отечественные специалисты по раннему развитию).
Оказывается, малыш, которому не исполнилось еще и года, может различать отдельные предметы, произносить звуки и слоги и даже находить предметы на картинках. Занятия в форме игры доставляют ему удовольствие, поэтому обучение становится эффективным.
Запомните, мамочки! Ребенок развивается тогда, когда чем-нибудь с увлечением занимается.
Елена Саломатина
начальник отдела детской и подростковой познавательной литературы
Обучая ребенка азам математики, родители часто сталкиваются с тем, что ребенок, хоть и умеет правильно складывать числа (то есть называть верный результат), но при этом не всегда понимает смысл этого математического действия.
В 4 года важна не скорость выполнения вычислений, важно рассмотреть числа под разными углами и понять систему. Ребенок должен разобраться, в какой ситуации нужно использовать сложение, каков его смысл.
В новой книге GAKKEN. 4+ Сложение собраны различные упражнения, начиная от самых основ и до простых вычислений. Таким образом ребенок сможет воспринять их как целостную систему, а сложение станет для него привычным и понятным.
При этом замечательно то, что, как обычно в книгах GAKKEN, весь учебный материал преподносится в рамках нескучных упражнений, за выполнение каждого из которых ребенок получает мотиватор — наклейку. Так что ребенок будет выполнять упражнения с удовольствием, закрепляя тем самым умения, которые станут основой для изучения математики в младшей школе.
В 4 года уровень владения пальчиками у ребенка вырастает так, что малыш уже может вырезать по прямым и более сложным линиям и клеить плоские детали.
В книге GAKKEN. 4+ Бумажное моделирование предлагаются самые разнообразные задания в виде поделок, которые нужно изготовить. Задания, где нужно вырезать и клеить, очень эффективно развивают мелкую моторику ребенка и его пространственное мышление.
Если вы поработаете с ребенком по этой книге, то сами удивитесь, насколько улучшится у вашего малыша пространственное представление. Не бойтесь недочетов, позвольте ребенку самому выполнять задания. На данном этапе лучше использовать пластиковые детские ножницы и домашний клейстер или клей-карандаш.
Очень важный этап развития — обучение сборке деталей по схеме. Это развивает внимание, аккуратность и пространственное мышление, а игра с получившейся поделкой развивает воображение. Обратите внимание, что привлекает ребенка больше — игра с получившейся поделкой или процесс ее изготовления. Замечательно, если ребенок научится получать удовольствие не только от игры с поделками, но и от самого процесса изготовления вещей.
Источник
Давайте сегодня попробуем разобраться в японской методике воспитания детей и ответить на вопросы, почему многие у нас считают ее неподходящей.
И так о самой методике воспитания. В Японии детей воспитывают по принципу:
-от нуля и до пяти лет – царь. В этот возрастной промежуток детям нечего не запрещается их нужно только отвлекать. Если ребенок делает что-то из ряда вон выходящее или опасное для жизни необходимо сделать испуганное лицо и издать пугающий возглас. Тогда наверняка он вас заметит и отвлечется от своих «дел». Такой язык общения в этом возрасте самый понимаемый. То, что малыш делает в этот возрастной период это познание жизни, сейчас у него активно закладывается активность и любознательность.
Если родители будут подавлять ребенка в этом возрасте, тогда возможно, что у чада пропадет жизненная активность, исчезнет интерес к жизни, а также это негативно скажется на развитие интеллекта.
Как это адаптировать под наше воспитание. Давайте рассмотрим на примере дорогого телефона. Ребенок разбил дорогой смартфон — Как быть? Как наказать? Как поступили бы у нас: накричали, отшлепали или/и поставили в угол. А за что? В этом возрасте малыш еще не понимает, что для приобретения этого телефона нужно зарабатывать деньги и что это очень непросто. А вот то, что он получил физическое наказание за свою любознательность, уловит быстро. Соответственно ребенок будет понимать, что все новое и интересное это запрет. Более того у ребенка выработается привычка подчинятся грубой силе.
А если мы попробуем применить японскую методику, но адаптированную под нас, поймем, что в данной ситуации есть и наша вина.Выходит, что наказать нужно и самого себя за то, что ребенок смог добраться до телефона, а мы не уследили за его любознательностью. Конечно, оставить это без внимания нельзя, поэтому наказываем себя, а ребенку объясняем, что так нельзя делать, телефону очень больно, а мама сильно расстроена.Ну или что-то в этом духе, в зависимости от ситуации.
-от шести до десяти лет – раб. В этом возрасте родитель общается с ребенком как с рабом. Перед малышом ставятся задачи и от него требуется их выполнить. То есть вы учите свое чадо справляться с поставленными задачами. В этом возрастном этапе можно начинать наказывать, но не в коем случае не применяйте физическую силу. Сейчас важно научить ребенка понимать, как прореагируют окружающие на его действия и поступки. Он должен понять, когда его поведение и поступки являются положительными, когда отрицательными. Это тот момент, когда необходимо давать ребенку новые знания. Если упустить данный период и продолжать вести себя «сюсюкая», ребенок вырастет инфантильным и неспособным к труду.
— от одиннадцати и до пятнадцати лет-равный. Это этап, когда с ребенком нужно быть на равных, и именно на равных, а не как с равным, не путайте понятия. Вы не можете быть с ребенком равным, так как обладаете большим багажом знаний и опыта. А вот при общении на равных постарайтесь как можно больше советоваться с ребенком в решении различных вопросов. Предоставьте и не забывайте поощрять развивающуюся самостоятельность в ребенке. Если вы хотите чтобы он принял ваше решение, то постарайтесь навязать свою волю в процессе общего обсуждения и не забывайте про подсказки и советы. Попытайтесь сделать так, чтобы в вашем решении вопросов не было прямых запретов, поставьте акцент на том, какие могут быть негативные последствия. В этом возрасте у ребенка формируется самостоятельность и появляется собственное мнение.
Если в возрасте от 11 до 15 лет считать ребенка маленьким и опекать его, то он может вырасти неуверенным в себе и зависимым от чужого мнения.
-от шестнадцати лет — это уже не ребенок и воспитывать поздно. Возраст после 16 лет это уже состоявшиеся личности, которых воспитывать поздно. Здесь вы можете только пожинать плоды своего раннего воспитания. Если вы не будите уважать своего уже взрослого ребенка и принимать его решения, он может при первой возможности уйти навсегда.
Вот такая она японская система воспитания. И если ее правильно подстроить под наш славянский манер, то выходит очень даже неплохо. Для меня эта модель оказалась идеальной, свою старшую дочь я воспитала именно по описанному выше методу, теперь и младшего сына воспитываю также.
картинки с сайта pixabay
Источник
Япония одно из самых развитых государств мира с тысячелетней историей, самобытной культурой и традициями. И традиции воспитания детей уходят далеко в прошлое.
Вот основные принципы воспитания детей в Японии.
✒В отличие от западного воспитания, которое уделяет индивидуальности ребёнка важную роль, здесь в первую очередь стоит коллектив.
✒Условно периоды воспитания детей можно разделить на 3 этапа:
1. от рождения до 5 лет — период вседозволенности.
Первый год мать и ребёнок продолжают быть единым целым. Она носит его постоянно на руках, спят рядом. После того, как малыш начинает ходить он также постоянно находится рядом с матерью. Малышу ничего не запрещают, не ругают, не наказывают. Весь этот период характерен прочной связью с матерью.
2. от 5 лет до 15 лет — период, когда с ребёнком общаются «как с рабом»;
Это время строгой дисциплины, ограничений и правил.
3. от 15 лет — период, когда с ребёнком общаются «как с равным».
✒ Занимается с детьми мать, а муж обеспечивает семью, он глава семьи. Чаще всего в семье двое детей. Отдавать ребёнка в ясли не приветствуется. В современной Японии все чаще мать выходит на работу, но по-прежнему её основная задача это воспитание детей и ведение домашнего хозяйства.
✒Старших детей выделяют, у них больше прав в семье, но и обязанностей тоже больше.
✒Отец также принимает участие в воспитании детей, но редко. Как правило, на выходных.
✒Просить помощи в воспитании у бабушек и дедушек не принято.
✒Родители показывают детям пример поведения и действий.
✒В детский сад отдают малышей с 3х лет. В Японии есть государственные и частные детские сады.
Государственные для детей с 3х месяцев, принимают при наличии справки о том, что каждый из родителей работает от 4х часов в день. Есть сады (также могут быть государственными и частными) кратковременного пребывания, для родителей, которые работают менее 4х часов в день.
В группах примерно 8 человек. Группы каждый год переформировываются, а воспитатели меняются. С детьми занимаются, подготавливают их к школе, но основная их задача научить детей нахождению в коллективе. Все занятия коллективные, никого не выделяют, лучших или худших нет. Даже в хоровом пении нет солиста, все поют на равных. Нет игр, которые несут соревновательный характер, отсутствует любая конкуренция. Собственное мнение высказывать не принято.
Если ребенок попадает в элитный детский сад, то он поступает в хорошую школу, а затем и в университет без экзаменов. Попасть в такой сад очень сложно.
✒В воспитании чётко прослеживается гендерное воспитание. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному, учитывая их социальные роли в будущем.
✒К детям не применяют силовых методов, повышение голоса. Главное наказание это осуждение со стороны коллектива. Дети боятся, что над ним будут смеяться или будет игнорировать коллектив. Во время конфликтов с ребёнком мать старается быть эмоционально ближе к нему.
✒Для японцев важно воспитать в ребёнке сдержанность, воспитанность, умение вести себя.
В японской системе воспитания есть свои плюсы и минусы. В чем то сходства с другими системами, в чем то различия.
Минусы:
- чрезмерная дозволенность до 5 лет;
- гиперопека до 5 лет;
- в первую очередь коллектив, а уже потом индивидуальность;
- быть строго как все;
- ограниченная роль отца в воспитании ребёнка;
- стандартность мышления и осуждение за собственное мнение, и любое отличие от коллектива.
Плюсы:
- чуткое и заботливое отношение к детям;
- ценность семьи;
- отсутствия наказаний физического характера, повышения голоса;
- думать об интересах других, а не только о своих.
В последнее время жизнь в Японии и в том числе воспитание детей поддаётся европейскому влиянию. Многое меняется, но ориентир на коллектив в воспитании и обучении остаётся неизменным.
Вам может быть интересно:
Методика раннего развития «После 3-х уже поздно». А поздно ли!?
Раннее развитие — плюсы и минусы
Педагогика Макаренко и современные дети.
Источник