Я познаю мир для ребенка 5 лет

Я познаю мир для ребенка 5 лет thumbnail

Основная цель книги — дать ребёнку начальные сведения об окружающем его мире (предметах, природе, обществе). Изучение материала предлагается в форме устных и практических заданий, которые ребёнок выполняет вместе со взрослым. Пособие позволяет расширить словарный запас ребёнка, развивать речевые навыки, мышление, память, внимание, воображение. Задания по раскрашиванию, рисованию, вырезанию способствуют развитию мелкой моторики рук. Издание предназначено для занятий с детьми (как в детском саду, так и в домашних условиях) и адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, гувернёрам и родителям.

Часть 1

Часть 2

Описание учебника

Как работать с пособием
Уважаемые взрослые!
Перед вами учебное пособие для детей 4—5 лет по ознакомлению с окружающим миром. Познавательные возможности детей этого возраста достаточно велики. Здесь вы найдёте материал, который создаст условия для их эффективного развития. Надо только правильно организовать занятия.
Так как ребёнок ещё не умеет читать, то работа должна проводить ся совместно со взрослым и включать посильные для малыша задания. Прочитайте задание, объясните значение непонятных слов. Для выполнения практических заданий ребёнку понадобятся цветные и простые карандаши, ножницы и ластик. Ребёнок должен не только слушать, рассматривать, но и активно участвовать в обучении.
Книга содержит большое количество рассказов, стихов, пословиц, поговорок, загадок.
Пособие основано на концепции Ломоносовской школы, которая включает сочетание развивающего обучения с комплексным развитием говорения, слушания, чтения и письма. Чтобы ребёнок мог читать и свободно выражать свои мысли, его надо вооружить достаточным понятийным аппаратом. Чем богаче словарный запас ребёнка, чем большими связями между понятиями он оперирует, тем свободнее он сможет общаться на любые темы и увереннее ощущать себя в окружающем мире.
Занимаясь по данному пособию, дети:
• получат первоначальные сведения об окружающем мире;
• разовьют и укрепят речевые навыки, мышление, память, внимание, мелкую моторику рук;
• будут лучше представлять окружающие предметы, явления природы, жизнь людей и животных. Материал для занятия взрослому следует просмотреть заранее, необходимо прочитать и методические рекомендации, данные в конце книги.
Обращайте внимание ребёнка на условные значки к заданиям:
— подумай и ответь;
— рисуй;
— слушай;
— будь внимателен;
— догадайся.
Занятие 1
Мир вокруг
Рассмотри предметы на картинке. Назови каждый предмет.
К каждой картинке подбери пару на карточке.
(Карточки см.: приложение, занятие 1.)
Занятие 2
Город, деревня
Внимательно рассмотри картинки. Сравни их и найди отличия:
— в растениях;
— в транспорте; в домах;
— в дороге;
— в животных.
Расскажи, что бывает в городе.
асскажи, что бывает в деревне.
Закончи предложения.
В городе многоэтажные дома, а в деревне…
В городе много разного транспорта, а в де ревне…
В городе много улиц, а в деревне… В городе мало растений, а в деревне…
Занятие 3
Магазины
Рассмотри картинки. Что на них нарисовано?
Назови, что можно купить:
• в магазине «Игрушки»;
• в магазине «Книги»;
• в магазине «Молоко»;
• в магазине «Одежда»;
• в магазине «Продукты».
Раскрась только те товары, которые можно купить в магазине «Игрушки».
Занятие 4
Транспорт
Расскажи, что ты видишь на картинке.
Место, где едут машины, называется проезжая часть. А место, где ходят люди, — тротуар.
Занятие 4
Отгадай загадки. Раскрась картинки-отгадки.
Что за чудо синий дом, Окна светлые кругом, Носит обувь из резины, А питается бензином.
Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками
Ей бензина дашь напиться, Вмиг помчится колесница. Две дорожки так узки, Две дорожки так близки, И бегут по тем дорожкам Домики на круглых ножках.
Занятие 5
Транспорт
Назови каждую картинку. Для чего нужны эти предметы?
АВТОФУРГОН
АВТОБУС
ТАКСИ
САМОСВАЛ
МЕТРО
ТРОЛЛЕЙБУС
ГРУЗОВИК
Эти машины называются транспорт, они используются для перевозки людей и грузов. Транспорт, перевозящий людей, называется пассажирский. Транспорт, перевозящий грузы, называется грузовой.
Раскрась пассажирский транспорт.
Это водный транспорт. Почему его так называют?
Это воздушный транспорт. Почему его так называют?
Объясни и нарисуй.
На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
На какой сигнал светофора нельзя переходить улицу?
Занятие 6
Лето
Расскажи, что ты видишь на картинке. В какое время года это бывает?
Дополни предложения, называя нарисованные предметы.
Летом светит -— . Стоит жаркая погода.
Назови, что нарисовано на картинках. Это явления природы.
Какие явления природы бывают летом? Отметь крестиком картинки с летними явлениями природы.

Предложения интернет-магазинов

Источник

В дошкольном возрасте малыши активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать крохе возможность реализовать ее в полной мере. В этой статье мы расскажем Вам, какими способами дошкольники познают окружающую действительность, что именно должен знать ребенок и что ему интересно, а также какие игры помогут сформировать знания о мире.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Дошкольное детство — это период, во время которого у малыша возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте. В целом, методы формирования знаний о мире можно разделить на три большие группы:

  1. Наглядные методы (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание картин);
  2. Словесные методы (беседы, чтение книг);
  3. Практические методы (игры, эксперименты, опыты).
Читайте также:  Сотрясение головного мозга у ребенка 5 лет

Чтобы помочь малышу узнать о мире как можно больше (в рамках интересов и возможностей ребенка), нужно использовать различные методы и сочетать их друг с другом. Многие специалисты считают, что наблюдение за природой – это важнейшее средство воспитания дошкольников. Сталкиваясь с незнакомым предметом или явлением, кроха обязательно задается вопросами: «Как это здесь появилось? Что это? Для чего это нужно?». Активность ребенка наиболее полно проявляется в опытно-экспериментальной деятельности. В этом случае взрослые не сообщают малышу готовую информацию, а формируют проблемную ситуацию, которую нужно решить, используя свой опыт. Дети очень любят экспериментировать и на некоторое время вживаться в роль настоящих ученых.

Познание дошкольниками мира произходит, в основном, эмоционально-практическим путем. Дети обращают внимание на все необычное, яркое, то, с чем они непосредственно сталкиваются.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?

Окружающий мир можно условно разделить на социальный (человек, эмоции, взаимоотношения), природный (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира) и предметный (материалы и их свойства, преобразования предметов). Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). По мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. Также примерно с 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях. Приблизительные темы по изучению окружающего мира по возрастам Вы можете видеть в таблице.

Возраст

Содержание знаний о мире

3-4

  • Части тела;

  • Одежда, обувь, головные уборы;

  • Названия транспортных средств (машина, корабль, поезд, трактор);

  • Названия домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова и т.д.);

  • Названия диких животных (волк, заяц, лиса и т.д.);

  • Овощи и фрукты;

  • Некоторые названия растений (деревьев, цветов);

  • Части суток (утро, день, вечер, ночь);

  • Явления природы (дождь, снег, солнце, ветер).

4-5

  • Времена года и их признаки;

  • Эмоции;

  • Животные и их детеныши;

  • Кто, чем питается;

  • Названия некоторых птиц, рыб, насекомых;

  • Овощи, фрукты, ягоды, грибы;

  • Продукты;

  • Посуда;

  • Мебель.

5-7

  • Название (и порядок) дней недели и месяцев;

  • Виды транспорта (наземный, воздушный, водный);

  • Музыкальные инструменты;

  • Строительные инструменты;

  • Электроприборы;

  • Профессии;

  • Живая и неживая природа;

  • Космос;

  • Перелетные и зимующие птицы;

  • Животные разных континентов, особенности их среды обитания;

  • Страны, города.

При выборе темы для изучения, ориентируйтесь на интересы ребенка. Включайте малыша в реальную деятельность по уходу за животными, заботе о растениях, поощряйте его наблюдательность и творческих подход.

Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?

Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире

  • «Узнай по вкусу». Попросите ребенка закрыть глаза и на вкус определить, что за продукт он пробует. Отсутствие зрительной информации значительно усиливает вкусовые впечатления.
  • «Чем пахнет?». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Угадай по описанию». Загадайте животное, а ребенок должен попытаться отгадать, кто это, используя наводящие вопросы («Оно большое или маленькое?», «Где оно живет?», «Чем питается?» и так далее).
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.
  • «Что сначала, что потом?». Упражнение заключается в том, чтобы определить правильный порядок этапов жизни различных существ (например, бабочки, лягушки, птицы, человека).

Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире

Ребенку дошкольного возраста для того, чтобы понять способы ориентировки в мире, научиться выделять существенные свойства предметов и явлений, выявлять причинно-следственные связи, необходимы многократные повторения пройденного материала.

  • «Когда это бывает?». Подготовьте сюжетные или предметные картинки с признаками времен года (например, падающие листья, зеленая трава, замерзшая река, подснежники и так далее). Малыш должен правильно соотнести признаки с временами года.
  • «От какого дерева лист». Эту игру можно проводить как на улице с настоящими деревьями и листьями, там и дома (использую карточки с картинками). Задача заключается в том, чтобы найти дерево по его листу.
  • «Кто, чей малыш». Предложите крохе помочь мамам найти своих малышей (нужно правильно соединить картинки с взрослыми животными и их детенышами).
  • «Кто, где живет». Подготовьте карточки с изображением животных и их жилищами (например, белка – дупло, муравей – муравейник, птица – гнездо, крот – нора и так далее). Ребенок должен правильно распределить карточки и постараться объяснить свой выбор.
  • «Похож – не похож». Взрослый загадывает двух животных, называя их сходства и различия (к примеру, большие, с копытами, с гривой, одна полосатая, а другая – коричневая – это зебра и лошадь). Отгадывая, малыш научится выделять существенные признаки.
  • «Кому это пригодится?». Эта игра поможет составить представление ребенка о различных профессиях. Задача малыша соотнести инструмент (или просто атрибут) с определенной профессией (повар – кастрюля, водитель – руль, космонавт – скафандр и так далее).
  • «Мой город». Прогуливаясь с малышом, поговорите о достопримечательностях и интересных местах вашего города, сделайте их фото. Затем вместе с ребенком нарисуйте карту города или района и предложите ему угадать, где находится та или иная достопримечательность.
Читайте также:  Изучаем ягоды ребенок 5 лет

Помимо игр, для изучения окружающего мира можно и нужно проводить с малышом различные эксперименты. Пример простого и познавательного опыта Вы можете увидеть в этом ролике:

Выводы

Дошкольники – прирожденные исследователи. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у крохи целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты. Чем больше усилий для получения нового знания приложит сам ребенок, тем лучше.

Выводы

Заключение

На занятиях в детском Монтессори-клубе «Созвездие» малыш может получить знания из различных областей естественных наук: ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии, что позволяет в полной мере удовлетворить познавательную потребность крохи. У деток, посещающих наш мини детский сад и группы полного дня, есть уникальная возможность «путешествовать» по разным странам, городам и континентам. Курс «Путешествие» расширяет кругозор ребенка, воспитывает уважительное и доброжелательное отношение к людям других культур и национальностей и побуждает дошкольников познавать мир с радостью и удовольствием. Ждем Вас и Вашего ребенка у нас в центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

Источник

  • 15 февраля 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива — 2013»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

Колоссальная роль в процессе формирования отношения к миру у детей принадлежит взрослым. Отношению к миру дети учатся у нас, взрослых, часто принимая все на веру и не требуя доказательств. Процесс формирования отношения к чему-либо – скрытый процесс, пока идет непосредственное формирование, мы не знаем, какое отношение получим в результате. Истинное отношение проявляется только в действиях и поступках человека.

Поэтому в работе с детьми важно помнить следующее: чем бы мы ни занимались с ними, о чем бы ни рассказывали им, что бы мы ни развивали в них – всегда и везде интенсивно, помимо нашей с вами воли, идет процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором мы живем. И, в конечном счете, именно это отношение будет определять, на что в будущем направит ребенок свои знания и развитые способности: на созидание или на расточительство и разрушение.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного элементарного образа мира, который совершенствуется всю последующую жизнь. Познавательное развитие дошкольника охватывает все его компоненты, все они неразрывно связаны между собой. Причем приоритет взрослый отдает формированию эмоционально-чувственного опыта как наиболее соответствующего.

Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном познании окружающего мира, поэтому развитие познавательной сферы является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.

Детей 3-5 лет часто называют «почемучками», и именно этот возраст является сенситивным периодом для развития познавательных способностей у детей, расширения кругозора и знаний об окружающем мире. Считаем, в связи с вышеизложенным, что в возрасте «почемучек» у детей необходимо удовлетворять любознательность, для того, чтобы не погас интерес к познанию окружающего мира.

Дополнительные занятия по познавательному развитию дают возможность больше внимания и времени уделять данному направлению в работе с детьми. Учитывая мнение ученых, и опираясь на личный опыт, я пришла к выводу, что именно ознакомление детей с окружающим будет наиболее эффективным и позволит мне достичь поставленной цели в познавательном развитии ребенка.

Программа «Я познаю мир» для детей дошкольного возраста

Основной целью программы дополнительного образования «Я познаю мир» является развитие познавательных способностей через знакомство детей с миром природы и человека.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1. Развитие кругозора и любознательности у детей.

2. Формирование элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

3. Развитие познавательного интереса к миру природы и окружающей среде.

4. Воспитание гуманного, эмоционального, бережного, заботливого отношения к природе и окружающему миру.

5. Формирование экологически грамотного поведения, безопасного для природы и самого ребенка.

Читайте также:  Эрмитаж для ребенка 5 лет

6. Способствовать развитию психических процессов, а также способов умственной деятельности.

7. Привлекать детей к творческой деятельности, развивать интерес к эстетико-эмоциональному творчеству.

8. Содействовать развитию художественных способностей ребенка.

Данная программа расчитана на младший и средний дошкольный возраст. При разработке содержания, мы руководствовались тем, что уровень познавательной деятельности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у детей интерес.

Важным моментом в развитии у детей способностей выступает их комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей. Одно из необходимых условий комплексного и разностороннего развития способностей человека – многоплановость и разнообразие видов деятельности.

Аппликация – один из видов художественной деятельности, для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса. Эта техника, основанная на вырезывании деталей, наложения их на фон и закрепление, особенно подходит для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть основана на активном взаимодействии с различными предметами.

Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, получают возможность творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающем миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин.

Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные панно, декорации для настольного театра, элементы убранства к развлечениям, украшения для группы и детского сада, подарки младшим детям и родителям.

Работа по познавательному развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста проводится по двум направлениям – ознакомление детей с окружающим миром, взаимодействие с родителями.

Ознакомление детей с окружающим миром осуществляется по следующим разделам: «Рядом с природой», «Я – человек», «Познавая я – творю», «Делу – время, потехе – час».

Вся работа по познавательному развитию детей организована и проводится с учетом возрастных особенностей детей, методологических принципов, а также осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, познавательно – исследовательской, продуктивной).

Основная форма организации детей – групповая, подгрупповая. Количество детей в группе 8 – 10 человек.

Литература:
1. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: кн. для воспитателей детского сада и родителей / Л.В. Артемова. — М.: Просвещение, 1992. — 98 с.
2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко.- 2-е изд., — М.: Просвещение, 1991.- 134 с.
3. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. — М.: Просвещение, 1986. — 174 с.
4. Годовикова, Д. Формирование познавательной активности / Д. Годовикова / / Дошкольное воспитание. — 1986. — № 1. — С. 28 — 31.
5. Гризик, Т.И. Познавательное развитие детей 4 — 5 лет. Книга для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» / Т.И. Гризик. — М.,1997 — 140 с.
6. Гризик, Т. Методологические основы познавательного развития детей / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. -1998. — № 10. — С.12 -14.
7. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает / О.М. Дьяченко. — М.:
Знание, 1994. — 124 с.
8. Зацепина, М.Б. Культурно — досуговая деятельность в детском саду / М.Б. Зацепина. — М.: Мозаика — Синтез, 2006. — 73 с.
9. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей дет. сада / Л.А. Каменева, А.К. Матвеева. — 2-е изд. — М.:
Просвещение, 1983. — 207 с.
10. Лучич, М.В. Детям о природе; книга для воспит. дет. сада / М.В. Лучич. -М.: Просвещение, 1989. -143 с.
11. Максаков, А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1983. -176 с.
12. Мариничева, О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать / О.В. Мариничева, Н.В. Елкина. — Ярославль: Академия Развития, 1997. — 224 с.
13. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Т.А. Марковой. — М.: Просвещение, 1982. — 216 с.
14. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1986. — 174 с.
15. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания // Физическая культура. 1998. — №1.
16. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А.И. Сорокина. — М.: Просвещение, 1982. — 263 с. 17. Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: природоведение / Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова. — Ярославль: Ак. развития, 2006. — 168 с.
18. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. — СПб.: Лань, 1997. — 47 с.

Презентация «Я познаю мир».

Автор: Томарева Лариса Васильевна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ детский сад № 114 комбинированного вида города Тюмени. Стаж работы 13 лет.

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Источник