Изучение развития личности ребенка
Развитие личности ребенка представляет собой формирование личностных качеств, свойств человека, его ценностей, убеждений, мировоззрения, отношений с внутренним и внешним миром. Это сложный, многогранный процесс, требующий внимания и участия родителей и других окружающих взрослых, при этом подчиняющийся определенным универсальным законам. Он тесно связан с развитием физических, когнитивных, коммуникативных и других навыков и способностей. Психологи и философы на протяжении веков искали ответ на вопрос о том, что такое личность и когда она начинает зарождаться. Высказывались разные позиции на этот счет, в том числе и о том, что личность – это то, что есть только у взрослых. В этой статье мы поделимся некоторыми идеями о том, что представляет собой система развития личности ребенка.
На самом деле формирование и развитие личности ребенка начинается уже с первых дней жизни. С точки зрения Э. Эриксона, в течение первого года в психике младенца закладывается основа для развития различных сторон личности: базовое доверие к миру. Это отношение к жизни, становление которого зависит от того, насколько в младенчестве внешний мир был безопасен и комфортен для ребенка. Если малыш был окружен заботой родителей, его потребности в пище, физической активности, прикосновениях и позитивном эмоциональном внимании удовлетворялись, то и доверие к миру будет высоким. Напротив, у детей, лишенных постоянной заботы со стороны близких взрослых, возможности иметь одного или двух значимых надежных людей рядом, закладывается базовая установка на то, что мир не дружелюбен, ему доверять нельзя.
Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте происходит в нескольких направлениях, каждое из которых становится более или менее приоритетным в зависимости от этапа. Малыш активно исследует окружающий мир, что проявляется в постоянных поисках интересных предметов во всех доступных маленькому человечку местах, а также в попытках эти предметы разобрать, сломать, попробовать на вкус и тому подобное. Несмотря на то, сколько хлопот приносит такой научный интерес, родителям следует проявить терпение, с одной стороны, поощряя ребенка в стремлении к познанию мира, с другой – обеспечивая безопасность ему, себе и своему дому, приучая его к наличию правил и границ. Важно не оказать слишком сильное давление на ребенка, поскольку именно этот зарождающийся интерес к новым знаниям и впечатлениям Вы будете пытаться возродить, когда придет пора учиться.
Также развитие личности ребенка дошкольника направлено на понимание, кто он такой, где границы между ним и окружающим миром, ним и мамой. Первым ярким проявлением этой стороны развития становится появление местоимения «Я» в речи ребенка. В дальнейшем малыш начинает искать подтверждение в том, что он существует. Это проявляется в желании рисовать на стенах, разбрасывать свои вещи даже в комнате старшего брата, а также, в восприятии всех игрушек вокруг как своих. Вопрос границ между «я – внешний мир» и «мое – чужое» решается на протяжении ряда лет. В этот период можно рассказывать ребенку о том, что такое личное пространство, что в него входит: место, личные вещи, время, которое хочется провести одному. Важно научить его спрашивать разрешения войти в это личное пространство, узнавать, хочет ли человек сейчас общаться. Также необходимо показать малышу, как он сам может защитить себя и свое пространство: как можно ответить, если он не хочет общаться, как вести себя, если граница грубо нарушается, когда и в каких обстоятельствах допустима физическая защита.
Еще одно направление в развитии личности ребенка, которое необходимо держать в фокусе внимания – социальное развитие. Одни родители смело ведут малыша с первых лет в детский сад, другие предпочитают домашнее обучение и развитие. Но и в том, и в том варианте важно наблюдать, как ребенок учится общаться, формировать у него первые, невероятно важные навыки: знакомиться, делиться, договариваться о том, во что поиграть и так далее. Развитие личности ребенка в общении подразумевает не только получение навыков, но и последовательную смену интересов и потребности во взаимодействии с другими. Если в раннем детстве ребенок нуждается в основном в общении с взрослыми, то уже к трем четырем годам появляется игровая мотивация, а к пяти она перерастает в интерес к ролевым играм, где, примеряя на себя роль принцесс, супергероев, волшебников и преступников, дети познают и себя, и мир. Если ребенок к этому возрасту все еще общается только с родителями и не стремится к самостоятельному времяпрепровождению со сверстниками, важно обратить на это внимание и разобраться в причинах такой особенности. Она может заключаться в недостатке навыков, страхе перед другими детьми и/или в слишком крепкой привязанности к родительским фигурам, что говорит о некотором отставании в развитии.
Чем ближе к школьному возрасту, тем большее значение играет обучение в развитии личности ребенка. В детском саду или дома дошкольник начинает пробовать учиться: читать, писать, считать, выполнять творческие задания. Этот опыт закладывает представление о том, насколько я могу быть успешен, компетентен, а также что такое ошибка и как на нее реагировать. Важно в этом возрасте донести мысль о том, что ошибаться – не страшно. Что только благодаря неудаче можно понять, как сделать лучше, научиться чему-либо. Для ребенка будет важна поддержка и принятие со стороны самых близких взрослых, ощущение, что они в него верят, потому что именно из этого ощущения формируется собственная самооценка.
Написано сотни книг о том, что и в каком возрасте ребенок должен уметь, к чему стремиться и чего избегать. Но надо помнить, что индивидуальное развитие личности ребенка может отличаться от стандартов и статистических норм. Поэтому, ориентируясь на информацию о том, как должно быть, наблюдайте, как есть, отмечайте малейшие изменения, сообщающие о том, что малыш развивается и взрослеет. Если Вы замечаете, что в некоторых областях происходит задержка или, напротив, слишком быстрый и несбалансированный скачок, важно обратиться к детскому психологу, который сможет провести диагностические мероприятия, найти причины данного явления. А окончательным результатом обращения станет уникальная программа развития личности ребенка, учитывающая все особенности его индивидуальности и окружающей среды. Она может включать и конкретные мероприятия, такие как занятия с ребенком дома, походы на групповые занятия, целью которых является получение опыта общения и развитие коммуникативных навыков. Также психолог даст рекомендации относительно изменений в системе воспитания и отношений в семье, которые необходимы в обеспечении благоприятных условий для развития малыша.
Мария Борисова, психолог центра тренинга и консультирования «12 Коллегий».
Источник
Развитие личности ребенка
Современная жизнь ставит перед школой новые сложные задачи – поиск эффективных средств воспитания молодого поколения, которому предстоит действовать в условиях демократического, самоуправляющего и динамичного общества. Все это требует высокого уровня развития личности ребенка. Социальная среда, в которой растет большое количество детей, неблагоприятна. Родители, заботясь о «хлебе насущном», забывают о воспитании детей, о развитии личности ребенка.
Вот почему перед современной школой остро встал вопрос воспитания.
О воспитательном процессе пишут и говорят десятки столетий. Единства взглядов в определении процесса воспитания нет.
Наиболее важными в воспитательной деятельности считаю идеи:
— личностного подхода;
— индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания;
— всестороннего развития личности через компетентностный подход в воспитании и обучении.
Воспитание представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания есть саморазвивающаяся система, единица которой – развивающаяся воспитательная ситуация. Развиваются не только воспитанники, но и воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками.
Изучая специальную литературу, я выбрала за основу обобщенный опыт кандидата педагогических наук Сергеевой В.П.
Для воспитательного процесса необходимо создание развивающего климата в детском коллективе.
Вот некоторые признаки поведения классного руководителя, создающего развивающий климат:
- Открытость, непринужденность общения. Никому не нравится, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чем-то «поймать». Легче, когда можно не взвешивать каждое слово. Разумеется, такт необходим, вседозволенность может принести только вред.
- Понимание, способность «войти в положение» другого. Это вовсе не означает одобрение любого поступка. Но безучастность, безразличное отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывает подозрительность и недоверие.
- Гласность.
- Не оценивание личности, а анализ фактов. Иногда оценка необходима, но лучше объяснить учащемуся последствия его поступка для других и для него лично, чем просто навесить ярлык.
- Не приказ, а ориентация на проблему.
- Отсутствие категоричности; скорее предложение, чем директива. Излишняя строгость усложняет, вызывает недовольство, обрывает обратную связь руководителя с детьми.
Центральным звеном деятельности классного руководителя является изучение личности школьника.
Учеными были проанализированы и систематизированы качества личности, которых во всех справочниках, энциклопедиях и словарях насчитывается 1842. Нравственных качеств, положительных и отрицательных, оказалось 181. Все положительные качества в конечном счете входят в четыре главных (интегративных) качества: коллективизм, гуманность, трудолюбие и честность.
Интегративные качества личности.
Интегративные качества | Нравствен – ность | Интеллект | Чувства | Воля | Их синтезированное проявление |
Базисные | Коллек – тивизм | Сообра – зительность | Опти- мизм | Самостоятельность | Общественная направленность |
Ценностно — ориентационные | Честность | Объекти – вность | Совест- ливость | Требовательность к себе | Мужество |
Практические | Трудолюбие | Любозна – тельность | Воспри- имчивость | Активность | Активная жизненная позиция |
Характеро — логические | Гуманность | Эрудиро- ванность | Вдохно- вение | Решитель-ность | Своеобразие личности |
Критериальные | Принци – пиальность | Идейная убеждённость | Нетерпи- мость к злу | Целеустрем-ленность | Воля, устремленная на общечеловеческие интересы |
Проанализировав интегративные качества, я увидела, что все они связываются воедино как составные части, компоненты целостной структуры личности. Этим определяется ведущее направление воспитания.
Основным объектом педагогической диагностики является направленность личности в сочетании с интегративными ее качествами и восприимчивостью к воспитательным влияниям. Каждый ребенок имеет отличительные особенности, поэтому надо изучать то, что присуще только ему одному. На этой основе я и веду индивидуальную работу. Кроме индивидуальных качеств, изучаю общее в ребенке, это помогает определить его направленность. Знать направленность – значит знать самое главное в ребенке, предвидеть его реакцию на воспитание, предсказать его поведение в создаваемой педагогической ситуации, найти пути перехода от воспитания к самовоспитанию.
Важно изучать в ребенке типичные проявления: обучаемость, самосознание и опыт.
Программу изучения личности школьника можно представить в виде схемы.
Модель изучения личности школьника.
1.Общее, что характерно для всех
Интегративные личностные качества | Направленность личности | Восприимчивость к воспитанию |
Личностный
подход в
воспитании
2.Типичное, что характерно для групп и для возраста.
Обучаемость | Опыт поведения и деятельности | Уровень самосознания |
Дифференциальный подход в воспитании
3. Своеобразное, индивидуальное
Сочетание интегративных качеств | Задатки, дарования, способности, сильные стороны характера | Само- управление | Отношение к себе |
Индивидуальный подход в обучении и воспитании
Выявляю уровень направленности разными способами.
— Метод независимых характеристик.
— Использование ситуации выбора, где надо отдать предпочтение личным или общественным делам.
— Использование наблюдений за ходом спортивных игр.
— Отчеты о выполнении общественных поручений.
Восприимчивость к воспитанию определяю по следующим показателям:
высокая — школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним во
всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требо-
вания старших;
средняя — школьник выборочно реагирует на педагогические требования и
воздействия, болезненно воспринимает замечания в свой адрес,
поддерживает педагога в той области, где совпадают общие и
личные интересы;
низкая — учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые
педагогические требования, стремится уйти из поля педагогичес-
кого контроля, не помогает учителю;
невосприимчивость, трудновоспитуемость – сопротивление положительным
воздействиям и требованиям, противоборство с учителями,
стремление помешать педагогам выполнять их работу (срыв
уроков, нарушение дисциплины, грубость).
Данная диаграмма показывает изменение восприимчивости к воспитанию за два года.
Диагностика воспитанности
Диагностика – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности.
Через диагностику я устанавливаю, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.
Я обратила внимание на то, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. Существует три типа диагностики в работе классного руководителя: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая).
Методы, используемые мной в начальной диагностике.
- Опрос. С помощью опроса выявляются ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношение к сверстникам, окружающему миру и себе.
Вопросы диагностирующие ценностную ориентацию учеников 1-4 классов.
- Что тебе нравится в школе? Что не нравится?
- Кто побуждает тебя учится лучше? (Мама, папа, бабушка и дедушка, сам хочу учиться.)
- Какое время дня для тебя приятнее? (Утро, день, вечер.)
- Какие часы дня тебе приятнее всего проводить?
- По каким учебным предметам тебе не хочется заниматься? Почему?
- Где лучше — в детском саду или в школе?
- Наблюдение – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не единственный источник изучения качеств ребенка, т.к. является односторонним и субъективным. Поэтому стараюсь учитывать наблюдения родителей, других учителей.
- Беседа. Необходимо прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, воспитателей, сверстников) находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности.
- Анкетирование позволяет выяснить не только мнения детей по различным вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения.
Учитывая результаты начальной диагностики, я ставлю перед собой цели и задачи воспитательной работы.
Текущую диагностику провожу в самом процессе организации ученического коллектива. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает мне корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Планируя воспитательную работу, не всегда можно предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств индивидуального воздействия.
Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.
Проводя текущую диагностику, использую игру-ситуацию.
Игра «Почему я тебя выбрал?»
На классной доске записываю все учебные предметы. Затем предлагаю детям поставить знак напротив того предмета, который им нравится. Прошу объяснить их выбор.
Полученная информация помогает мне скорректировать свою педагогическую деятельность.
Тема игры может быть разной.
Обобщающая диагностика проводится мною, в конце каждого учебного года. Процедура оценивания воспитанности состоит из двух этапов.
Первый этап состоит в анкетировании родителей учащихся.
- Какие положительные качества характерны для вашего сына (дочери)?
- Какие отрицательные качества вы заметили?
- Какие качества личности вы стараетесь воспитать у вашего ребенка, и насколько это вам удается выполнить?
- Имеет ли ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он ее выполняет?
- Как он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им нужную помощь, сочувствие, защиту?
- Принимает ли активное участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу он проявляет при этом?
Второй этап – перечисление учащимися своих хороших качеств на одной половине листа, а плохих – на другой.
Полученные результаты я сопоставляю с результатами психодиагностических обследований. Полученные данные заношу в общую диагностическую карту (Таблица 3). Результаты довожу до сведения родителей, будущих учителей и детей. При этом каждому ученику указывается на недостатки, от которых предстоит избавиться.
Процесс оценки воспитанности ученика – это весьма эффективное средство для стимулирования самопознания, самовоспитанности, саморазвития, с ее помощью формируется адекватная личностная оценка.
Подводя итог, нужно сказать, что изучая и развивая личность ребенка, следует знать определенный общественный эталон, по которому можно судить о воспитанности всех детей. Таким эталоном принято считать всесторонне развитую личность, которая формируется в процессе взаимосвязи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания. Различные компоненты воспитания – это пути педагогического воздействия на формирующуюся личность. Но дадут ли они в совокупности всесторонне развитую личность – это еще не доказано хотя бы потому, что реально нет людей, имеющих одинаковое или равноценное умственное, эстетическое, нравственное, физическое и трудовое развитие. Способности у всех различны, кто-то будет интенсивнее развиваться в эстетическом, кто-то в интеллектуальном, кто-то в физическом отношении. Диагностическая работа помогает мне определять и развивать лучшие качества моих детей, находить и пытаться избавится от отрицательных. Я пытаюсь научить их жить в коллективе, уважая друг друга, иметь активную жизненную позицию, быть требовательными к себе. Все это помогает детям при переходе в среднее звено школы, а затем и во взрослую жизнь.
Литература:
1.В.П.Сергеева. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. «Педагогическое общество России». М.2004.
2.Новые педагогические технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. «Академия». М.1999.
3.В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. Педагогика. «Школа-пресс» М.2000.
4.Г.Ю.Ксенозова. Перспективные школьные технологии. «Педагогическое общество России» М.2000.
Источник