Изучение особенностей развития мышления ребенка

Методики обследования мышления

(старшие группы)

Почтовый ящик.

Методика описана А.А.Венгер, Т.Л.Выготской, Э.И.Леонгарт (1972).

Цель: исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.

Материал: коробка  с  прорезями  и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствуют форме прорезей).

Инструкция: жестовая или вербальная.

Ход выполнения задания:  ребенку предъявляются объемные вставки так,  чтобы их  основание  оказалось вверху. Исследователь берет одну из фигур, бросает ее в ящик и жестом предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи: — демонстрация способа примеривания вставки к прорези;

— подача вставки ребенку в ракурсе,  не требующем пространственной переориентации;

— разъяснение порядка действий ребенку (сначала посмотри на фигурку,  потом посмотри на отверстие, примеряя фигуру к отверстию, попробуй ее повернуть, примерь к другому отверстию).

Диапазон применения: с 3-х до 7-ми лет.

Норма выполнения: до 3-х лет 6-ти мес.  адекватным считается использование силовых приемов; у детей старше 3-х лет 6-ти мес.,  как правило, появляются целенаправленные пробы, дети старше 4-х лет переходят к примериванию, а после 5-ти лет — к зрительному соотнесению, однако, по мнению А.А.Венгер, Г.Л.Выготской и Э.И.Леонгардт, сохранение проб у детей 4-х лет и примеривание у детей 5-ти лет является допустимым. Дети старше  6-ти  лет  должны  пользоваться зрительным соотнесением,  а после 7-ми лет действовать на основе представлений.

Доска Сегена.

Цель: исследование наглядно-действенных форм мышления,  уровня сформированности действий идентификации и моделирования.

Материал: доски с углублениями-пазами,  в которые вложены фигурки цельные или разрезанные на части, точно соответствующие пазам.

Инструкция: в действиях или словесная («Посмотри, у меня доска с фигурками. Я их высыплю, а ты положи обратно»).

Ход выполнения задания:  ребенку показывается доска с вкладками, затем у него на глазах доска опрокидывается так, что вкладки падают на стол. Ребенку предлагается заполнить выемки.

Виды помощи: вкладывание 1-2 вставок экспериментатором

Разрезные картинки.

Цель: исследование наглядно-действенного и образного мышления,  возможности  перцептивного  моделирования,  способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации то есть исследование возможностей синтеза на предметном уровне.

Материал: фигуры, разрезанные по фону (картинки).

Инструкция: жестовая и словесная («Сложи эти части, посмотри, что у тебя получится, какая картинка»).

Ход выполнения  задания: ребенку  последовательно  предлагаются  для складывания части разрезанных по фону или контуру фигур.  Части выкладываются перед ребенком в таком порядке,  чтобы их  нужно  было  не просто  сдвинуть,  а предварительно придать им нужное положение.  Во всех случаях фигуры,  которые должен сложить ребенок, не называются.

Виды помощи: — демонстрация конечного результата с целью актуализации зрительного образа;

— применение трафарета,  позволяющего зафиксировать процесс складывания фигур;

— предъявление частей разрезных фигур в ракурсе, не требующем их переориентации в пространстве.

Диапазон применения: по возрастающей сложности для детей, начиная с 3-х лет. Детям 3-х-5-ти лет даются разрезные картинки сначала из 2-х частей, затем из З-х, а затем из 5-ти частей.

Норма выполнения :  большинство детей старше 4-х лет действуют  соотнесением  взором.  Нормой  при складывании картинки из 5-ти частей (дается детям с 5-ти лет, справившимся с предыдущими заданиями) считается использование проб.

Кубики Кооса.

Цель: Исследование наглядно-образных форм мышления, выявление уровня сформированности перцептивного моделирования.

Материал: 1) набор кубиков, стороны которых окрашены: 1 — красная, 1 — синяя, 1 — красно-белая (по диагонали), 1 — желтая,  1 — белы, 1 — сине-желтая (по диагонали); 2) набор чертежей; 3) прозрачная накладка (сетка) на чертежи,  которая расчленяет целостный чертеж на части,  соответствующие количеству кубиков.

Инструкция: «Посмотри,  на карточке нарисован узор. Его можно сложить из кубиков. Попробуй».

Ход выполнения задания:  ребенку показывают по одному чертежу с последовательно возрастающей сложностью и набор кубиков и предлагают сложить заданный узор.

Виды помощи: — применение трафаретов и накладок, позволяющих зафиксировать количество и характер

  • деталей изображения;
  • обведение контура и частей фигуры указкой, что позволяет наметить детали изображения;
  • разделение чертежа на части и анализ каждой из них отдельно;
    использование действий наложения деталей на

а) о6разец или

б)  трафарет  с  последующим вкладыванием фигур без  опоры  на образец (выкладка рядом с изображением);

  • анализ направлений углов фигур с помощью графических схем;
  • рисование фигур,  предложенных для конструирования;
  • выкладка экспериментатором 1-2-х частей изображения с последующим продолжением работы испытуемым.

Диапазон применения: от 5-ти лет и выше.

Норма выполнения: дети 5-летнего возраста выполняют задание с 4-мя кубиками с помощью зрительного соотнесения,  но допустимо и примеривание. С 6-ти лет дети выполняют те же задания при зрительном соотнесении, а с 7-ми лет — действуют на основе представлений.

Классификация невербальная.

Цель: исследование уровня сформированности операций обобщения и классификации;  выявление возможности объединения наглядно представленных объектов на основе выделения одного ведущего признака.

Материал: набор  из  24  карточек с изображением геометрических фигур (по 6 штук кругов,  квадратов, треугольников, ромбов) 3-х цветов (красный, желтый, синий), 2-х величин (большие, маленькие).

Инструкция: речевая  инструкция сопровождает конкретные действия экспериментатора и является вспомогательной («Продолжай раскладывать карточки, подходящие с подходящими»).

Ход выполнения задания: экспериментатор выкладывает перед испытуемым два ряда карточек по две фигуры одного цвета и просит ребенка продолжить классификацию (должно получиться 3 ряда  фигур,  различающихся по цвету).

Виды помощи: — выкладывание начальной карточки третьего  ряда;

— объяснение принципа раскладки: («Они одинакового цвета: красные, синие, желтые);

Читайте также:  Игрушки способствующие умственному развитию ребенка

— дополнение карточек каждого из трех рядов экспериментатором.

Диапазон применения: для детей, начиная с 5-ти лет.

Норма выполнения: при выполнении задания по образцу детям 5-ти лет требуется 1-2 урока. Нормой является словесное обозначение признаков классификации.

Классафикация невербальная по двум признакам. Соотнесение цвета и формы. 

Методика является модификацией лото В.М.Когана.

Цель: выявление возможности классификации на основе вычленения наглядно представленных признаков, заданных и выделенных материалом.

Материал: 1) таблица, расчерченная на квадраты, в вертикальном ряду которой обозначены неокрашенные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция), а в горизонтальном — бесформенные цветовые мазки 7 цветов радуги;  2) набор геометрических фигур всех перечисленных форм и  цветов, соответствующих по размеру образцам фигур вертикального ряда.

Инструкция: задается одновременно с раскладкой первых трех фигур экспериментатором:  «Найти место для каждой фигурки так, чтобы у каждой фигурки был свой цветной домик».

Ход выполнения задания: экспериментатор раскладывает первые три карточки и предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи: — объяснение принципа классификации путем указания на ее признаки  (посмотри:  здесь на рисована фигурка, у нее много домиков, (показ), и каждый — нового цвета);

— объяснение принципа поиска (в действиях):

  1. наложение фишки на образец формы;
  2. поиск цвета;
  3. совмещение движения фишки от формы к цвету.

Диапозон применения:  от 5-ти лет и старше.

Норма выполнения:  дети 5-ти лет выполняют задание в полном объеме с  использованием  проб  и  при зрительном  соотнесении  при  уменьшении  поля восприятия до 4-х форм и 5-ти цветов.  Дети до 6-ти лет и старше выполняют задание в полном объеме на  основе  зрительного  соотнесения.  Дети  7-летнего  возраста справляются с заданием, действуя в идеальном плане.

Классафикация невербальная по 2-м признакам.

Соотнесение формы и величины

(модификация задания, предложенного А.А.Венгер).

Цель: выявление возможности классификации на  основе  вычленения  наглядно  представленных признаков,  заданных выделенных материалом.

Материал: таблица,  расчерченная  на квадраты,  в вертикальном ряду которой обозначены неокрашенные геометрические формы,  а в верхнем ряду — постепенно уменьшающиеся по величине круги (5 кругов с диаметром  от 9 до 5 см);  2) набор геометрических фигур,  каждая из которых представлена в 5-ти последовательно изменяющихся величинах в соответствии с образцами.

Инструкция: вербальная, сопровождает конкретные действия экспериментатора.

Ход выполнения задания: экспериментатор раскладывает первые три карточки и предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи: — объяснение принципа классификации путем указания на ее признаки;

— объяснение принципа поиска: наложение фишки на образец и сравнение с каждым порядковым элементом ряда;

— объяснение в действиях принципа совмещения двух признаков.

Диапазон применения: от 5-ти лет и старше.

Норма выполнения:  дети 5-ти лет выполняют задание с использованием проб, выражающихся в примеривание с помощью наложения. Количество проб уменьшается по мере заполнения рядов.

Сравнение и различение понятий.

Цель: выяснение возможности выделения существенных признаков сходства и различия понятий и категориальных суждений.

Материал: пары слов.

Инструкция: «Я назову тебе 2 предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются».

Ход выполнения задания: детям предлагается по одной паре слов, для которых последовательно необходимо выделить сходство и различие.

Диапазон применения: детям с 5-ти лет.

Норма выполнения: дети пятилетнего возраста при сравнении понятий используют функциональные признаки. Начиная с 6-ти лет возможно применение отвлеченных категорий.

Классификация предметов.

Методика является одной из основных в психологическом обследовании  (Л.С.Выготский, 1934; Гольдштейн и Ширер, 1941; Б.В.Зейгарник, 1970 и др.).

Цель: исследование процессов обобщения и  абстрагирования, развитие понятийной структуры мышления. На материале эксперимента можно также изучить возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, особенностей логической памяти, объема и устойчивости внимания, личностных реакций. Наличие качественных нарушений мышления: разноплановость суждений

Материал: набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (игрушки, одежда, животные, растения, посуда, мебель, инструменты, транспорт и т.д.).

Инструкция: разложите  эти карточки на столе — что к чему подходит (название групп и их количество не указывается).

Ход выполнения  задания: 1 этап — «глухой» предлагается раскладывать карточки группировать их как получится. После того, как выложено 16-20 карточек, начинается II этап работы. Сначала оценивается, что было сделано ребенком. Отмечаются правильно отобранные группы («Правильно, ты положил вместе игрушки, так и надо все объединять:  посуду с посудой,  одежду с одеждой» и т.д.  ). Затем оцениваются и корректируются ошибочные решения.  На протяжении II этапа ребенку задаются вопросы по поводу места раскладки карточек и оценивается работа.  Важно выяснить название каждой из выделенных групп и определить принцип обобщения. Для  этого  необходимы словесные объяснения ребенка.  III этап — предлагается соединить выделенные группы между собой так,  чтобы предметам укрупненной группы можно было дать общее название с одним (!)  общим существенным признаком.

Диапазон применения:  от 5-ти до 7-ми лет — I,  II этапы; с 7-ми лет — III этап работы.

Норма выполнения: дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, определяя принцип обобщения на функциональном уровне.  Начиная с 6-ти лет нормой является использование  отвлеченных категорий.

Исключение предметов.

Цель: исследование категориального мышления;  выявление уровня обобщения.

Материал: набор карточек, на  каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию,  не относится к этой категории. Карточки составляются по следующему принципу:  

  1. каждый раз изменяется позиция «лишней картинки»;
  2. используются «провокации»: по цвету, форме, величине, стилю изображения.
Читайте также:  Изучение истории развития ребенка как метод

Инструкция: «На каждой карточке изображены 4 предмета.  Три из них между собой сходны,  их можно назвать одним названием,  а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно назвать остальные 3 предмета».

Ход выполнения задания:  ребенку последовательно предъявляются карточки,  на которых он  показывает «лишний» предмет, а затем обосновывает принцип выделения.

Диапазон применения: детям от 5-ти лет и выше в порядке возрастающей сложности. Норма выполнения:

дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя «лишний» предмет способом противопоставления (например:  это обувь, а это — не обувь). Дети с 6-ти лет в обоснование сходства и различия вводят отдельные отвлеченные категории, частота употребления которых возрастает к 7-ми годам.

Пирамидка

Виды помощи: — подача колец с целью стимуляции  деятельности;

-демонстрация способа  примеривания  колец  друг  к другу с целью складывания пирамидки с учетом величины.

Нормы выполнения: дети  2-3-х  лет  могут складывать пирамидку без учета величины. Неадекватным для них будет складывание пирамидки с  попыткой надеть  кольцо  на закрытый колпачок. Дети старше 4-х лет должны нанизывать пирамидку с учетом величины,  но могут прибегать к пробам и примериванию, дети старше 5-лет должны пользоваться зрительным соотнесением.

Методика Россолимо

Цель: — исследуется понимание  смысла  ситуации,  наличие  элементарных представлений, возможность использования    прошлого    опыта. (Рекомендована для обследования детей с речевыми нарушениями.)

Методика  ребенка просят назвать или показать предмет,  которого недостает.

Помощь  показать   картинку   с   предметами   среди  которых  и недостающий.

Анализ выполнения:

 — дети  с олигофренией в степени дебильности с заданием справляются;  некоторым требуется организующая помощь или наводящие вопросы;

 — дети   с  ЗПР  легко  понимают  инструкцию  и  без  затруднений выполняют задание.

» Четвертый лишний»

    Цель: — уровень  обобщения,  логическая   обоснованность   и   четкость формулировки, возможность   формирования  и  использования  обобщенных представлений. Последовательность усложнения задания дает  возможность

анализировать обобщения разного уровня.

     1 вар. — 3 цветка и кошка.

     2 вар. — посуда и стол.

     3 вар. — механические транспортные средства и лошадь.

     4 вар. — сумка, рюкзак, чемодан и зонт.

     5 вар. — курица, цыпленок, яйцо и утка (2 варианта).

     6 вар. — швейная машина. нитки, иголка и очки.

     7 вар. — кошка, собака, коза и волк.

     Инструкция: «На этой карточке нарисованы 4 предмета,  три  из  них имеют что-то общее, а один не подходит. Какой предмет лишний?»

Выделение сходства и различий.

 Цель: — выявляется способность выделять существенные признаки предмета, находить общее и различное в предметах и понятиях.

     Рекомендуется предъявлять детям, у которых широкий объем понятий.

     Пары для сравнения:                   мяч — арбуз;

                         волк — собака;

                         береза — ромашка;

                         зима — лето;

                         вода — лед;

                         день — ночь.

Источник

Симоненко Виталина Владимировна
Проведение экспериментального исследования «Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Формирование мышления у детей происходит в основном посредством процесса обучения и в зависимости от того, в какой системе знаний реализуется весь внешний и внутренний опыт ребенка, стоит и то, каким психическим аппаратом расчленяется, анализируется, связывается, обрабатывается его внешний и внутренний опыт. Мышление ребенка перестраивается и поднимается на новую ступень по мере того, как в процессе обучения ребенок овладевает системой знания различных «предметов», которая заключает обобщенный опыт, накопленный человечеством, и совсем по-иному расчленяет свое содержание, чем оно расчленено в восприятии. На эмпирической основе этого опытного знания формируется «рассудочная» мыслительная деятельность. Она характеризует следующий этап в развитии мышления, за которым следует высшая ступень «разумного», теоретического мышления. В своем становлении мышление проходит две стадии – допонятийную и понятийную. К допонятийной стадии относится наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На базе этих способов мыслить зарождается и развивается понятийное мышление.

В педагогической психологии есть много исследований, посвященных изучению мышления детей, процессу усвоения знаний, установлению психологических закономерностей этого процесса. Многие исследователи справедливо признают самостоятельность мышления показателем эффективности предпринимаемого ими воспитательного воздействия. При нормальном развитии на базе сформированного наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) развивается высшая форма мышления человека – понятийное мышление.

Читайте также:  Дополнительное образование роль в развитии ребенка

Но, к сожалению, изучение особенностей развития мышления у детей с двигательными нарушениями еще не стала предметом глубокого психологического анализа. Однако известно, что двигательные нарушения у ребенка не дают ему возможности полноценно освоить все многообразие наглядно-действенных задач, которые нормально двигающийся малыш решает почти ежечасно в повседневной жизни. Ребенок с подобными нарушениями лишен возможности двигаться, либо такая возможность ограничена. Следовательно, наглядно-действенное мышление будет формироваться с большим опозданием и весьма своеобразно. Таким образом, познание окружающего мира в активной деятельности нарушается.

В связи с вышеизложенным была определена цель исследования: выявить особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями. (иллюстрация 1)

Задачи исследования,представлены на иллюстрации 2:

1) осветить и проанализировать имеющиеся теоретические и эмперические данные, касающиеся изучения мышления в трудах зарубежных и отечественных исследователей;

2) рассмотреть психологические характеристики мышления;

3) выявить особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями.

Предполагалось, что у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями преобладает наглядно-образное мышление, над словесно-логическим.

В экспериментальной работе использовались следующие методы исследования (иллюстрация 3):

— анализ научно-методической литературы

— наблюдения, беседы

— констатирующий эксперимент

— методы математической статистики.

Этапы проведения исследовательской работы:

1. Определение инструментария и критериев диагностического исследования.

2. Проведение исследования.

3. Анализ констатирующего эксперимента.

Организация исследования: экспериментальное исследование было проведено в ГКУ СО КК «Афипский детский дом с дополнительным образованием». В нем участвовали 20 детей, старшего дошкольного возраста.

В русле теоретических посылок, изложенных выше,из всего многообразия инструментов для психологической диагностики были выбраны две методики:

1) тест Равенна, для определения наглядно-образного мышления среди детей;

2) методика исследования словесно-логического мышления, по Э. Ф. Замбацявичене, на определение уровня словесно-логического мышления в исследуемых группах детей.

При проведение исследования все участники находились в одинаковых условиях эксперимента. Работа проводилась в индивидуальном опросе с каждым из испытуемых, также была проведена разъясняющая беседа с каждым из детей.

В ходе диагностического исследования были получены следующие результаты. Диагностика уровня наглядно-образного мышления среди детей в экспериментальной и контрольных группах, с помощью теста Равенна, представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Уровни развития наглядно-образного мышления у детей в контрольной и экспериментальной группе

Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа

Высокий 44% 13%

Выше среднего 36% 48%

Средний 11% 26%

Ниже среднего 9% 11%

Дефект ___ 2%

Таким образом, дети в обеих группах при решении мыслительных задач успешно оперируют образами.

Следующим нашим шагом было определение специфики уровня словесно-логического мышления у детей в нормативной группе и у детей с двигательными нарушениями. С этой целью, нами была использована методика исследования словесно-логического мышления, по Э. Ф. Замбацявичене.

Мы получили следующие данные, которые представлены в таблице 2.

Специфика развития словесно-логического мышления у детей в контрольной и экспериментальной группе

шкалы Группа

Контрольная Экспериментальная

Осведомленность 33% 40%

Способность к абстрагированию 24% 16%

Способность к аналогиям 22% 10%

Способность к обобщению 21% 34%

Анализируя полученные данные, можно утверждать, что специфика словесно-логического мышления такова, что у детей с двигательными нарушениями преобладает осведомленность и способность к обобщению над другими мыслительными процессами, а у детей в нормативной группе уровень развитости всех мыслительных операций находится на одинаковом уровне. Стоит также отметить, что уровень осведомленности в двух группах имеет благоприятных характер.

Также на основе анализа распределения индивидуальных данных, в соответствии с диагностическим аппаратом был произведен общий анализ определения уровня словесно-логического мышления в экспериментальной группе.

Анализируя и обобщая полученные данные входе констатирующего эксперимента можно заключить, что гипотеза исследования, о том, что у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями преобладает наглядно-образное мышление, над словесно-логическим полностью подтвердилась.

Исходя из выше изложенного предлагаю использовать дидактические игры для развития мышления детей дошкольного возраста с двигательными нарушениями. Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом,дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Играя с удовольствием в эти игры, ребенок не подозревает, что в этот момент занимается очень важным для себя накоплением опыта в развитии внимания, памяти, логики и воображения. Обучая детей в процессе игры, мы стремимся, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным.

Развивая логическое мышление у дошкольников, мы должны помнить, что высокий уровень сформированности основных операций логики — залог успешного овладения школьной программы и дальнейшего развития личности ребенка в целом.

Источник