Изучение алфавита ребенку 4 года
В последние годы в детских садах, как известно, буквам детей не учат, считая это занятие прерогативой школы. Но также не секрет, что обычный ребёнок в возрасте от 4 лет сам интересуется чтением и буквами. Задача родителей — не испортить этот интерес. А испортить его можно несколькими способами.
Родители говорят: « Отстань со своими буквами! Вот пойдёшь в школу, и там всему научат! Рано тебе ещё читать!» И ребёнок отстаёт, постепенно теряя интерес ко всем новому, интересному, становясь в школе отстающим.
Или, наоборот, родители начинают настойчиво заставлять ребёнка учить буквы (зубрить), совершенно не понимая, как правильно это делать. Ведь не секрет и то, что многих детей в школе потом приходится переучивать правильно читать. А почему? Да потому что буквы они выучили с родителями по современным именам как в алфавите: А, Бэ, Вэ ,Гэ, Ка, Эм …
Вот и читают потом по буквам : «Дэ Е Рэ Е Вэ О». «А что получилось?» — спрашивают родители. «Корова»- отвечает ребёнок. Итог- стресс у всех -у родителей, у ребёнка, у учителя в школе…
Где же «золотая середина»? А она и находится в середине. В середине дошкольного возраста (от 4 лет) Это самый благодатный возраст для того, чтобы ребёнок научился читать, так как 4-5 лет, как известно, это возраст почемучек, которым ВСЁ интересно. А если ребёнок до школы не знал буквы, за 2-3 месяца выучить их и научиться читать ему ооочень сложно! Ведь он пропустил свой возраст «золотой середины», когда все дается само собой, легко, играючи.
А ещё «золотая середина»— в середине всех методик по обучению обычного ребёнка чтению или даже ребёнка со слабой логикой и памятью.
В школе обучение чтению начинают со знакомства со звуком, затем обозначают звук буквой (опять же Бэ,Вэ, Эр…) . Затем учат сливать слоги (что самое трудное и непонятное для ребенка) и так далее по программе.
Но мы с вами, уважаемые родители, не учителя, поэтому будем идти более простым путём, что называется, от ребёнка, и просто попробуем выучить с ребенком буквы, а там и до чтения недалеко.
Я назвала свой метод «совместное чтение».
Предварительная первая беседа, направленная на создание мотивации и целеполагания:
— Ты хочешь научиться читать?
— А зачем?
-Как ты думаешь, что тебе нужно, чтобы ты научился читать? (Узнать буквы).
-Давай рассмотрим любую книжку. Что ты видишь на страничке? (Буквы)
-Они все одинаковые? ( Есть одинаковые, есть разные).
-Буквы как попало напечатаны или в определённом порядке? (В порядке)
-В порядке- значит по рядам, по рядкам. Эти ряды называют строчки.Буквы стоят друг к другу близко. Но все ли буквы на строчке стоят друг к другу одинаково близко? (Нет)
-Как ты думаешь, почему?
-Это слова. В них буквы стоят близко. А от слова до слова нужно идти. Слова что-нибудь или кого-нибудь обозначают и говорятся и пишутся отдельно. Мы же не говорим «мамапапа», а говорим «мама». «папа».
Далее идет совместное чтение. На каждую букву я сочинила маленькие стишки, где в начале слова часто встречается изучаемая буква. Стишки печатаем на карточке крупными буквами, выделяя букву красным цветом (но только вначале слова). Начинаем с гласных букв. Понятие «звук» не вводим.
—А теперь давай читать вместе. Это буква А. Читается ААА. Она красного цвета. ( Все буквы для начала будут у нас ЗАГЛАВНЫМИ, они легче запоминаются.Ты читаешь эту букву, а я — всё остальное.
А-А-А-А-А-А-А-
АСТРУ АНЕЧКА НАШЛА.
А-А-А-А-А-А-А-
АНЯ АСТРУ СОРВАЛА.
А-А-А-А-А-А-А-А
А-А-А –ВДРУГАСТРА ЗАКРИЧАЛА.
А-А-А-А-А-А-А-А-
АНЯ АСТРЫ РВАТЬ НЕ СТАЛА.
Когда ребёнок 33 раза в таком маленьком стихотворении прочитал сам букву А, запомнит ли он её? Да, запомнит. Для закрепления даём задание : найти чёрные буквы А и обвести их в кружок карандашом.
А далее во второй день закрепляем эту букву руками. Можно её нарисовать родителям, затем рисует ребёнок. А можно её раскрасить в раскраске, поискать в книжках, на клавиатуре компьютера, в детском магнитном конструкторе букв, на вывесках во время прогулки.
А ещё можно слепить её из теста, пластилина, вырезать из бархатной бумаги и с закрытыми глазами вести по ней пальчиком и читать, читать ,читать эту букву!, показать букву А руками (домик над головой, а перекладинка обозначена верхней линией головы).
Можно предложить ребёнку создать свою совместную азбуку со своими картинками из этих карточек. Мама печатает или пишет карточки, ребенок рисует картинку к стихотворению с большой буквой ( мама лучше не помогает).
Далее хвалимся родственникам, что ваш ребёнок научился читать за один день и демонстрируем под радостные лица родных совместное чтение по карточке.
На запоминание каждой буквы даём 2 дня. Во второй день ещё раз читаем стишок на карточке совместно. Закрепляем чтение руками ( см выше), затем в третий день изучаем таким же образом другую букву. Повторяем изученные буквы по желанию ребёнка, в играх, на прогулке. Если ребёнок рвётся изучать другие буквы и запоминает их быстро, то изучаем каждую букву 1 день.
Затем, после изучения всех гласных букв ( напоминаю, их 10) проводим обобщение.
Но об этом- в следующий раз, уважаемые родители!
Ставьте знак «ВО!», если статья понравилась, нажимайте кнопку «поделиться», подписывайтесь на мой канал.
Источник
Примерный возраст для обучения ребенка алфавиту это 4-5 лет. Не стоит слишком рано обучать буквам малыша, если он сам этого не хочет. Если проявил интерес тогда другое дело. Но и слишком затягивать тоже не стоит, важно чтобы ребенок к школе уже хорошо знал алфавит. Изучение должно проходить в игровой форме, без принуждения. Самое главное пробудить у ребёнка интерес к изучению букв и последующему освоению чтения. Для этого и подойдут необычные и увлекательные игры для запоминания и последующее закрепление знаний о буквах.
Некоторые из известных методик по обучению детей алфавиту:
Классическая методика.
Начинаем изучать с гласных звуков, постепенно добавляя согласные, самые последние мягкий знак и твердый знак. Такая методика обучения буквам представлена в букваре.
Методика Полякова
Всего подразумевается 18 уроков из которых 5 отводится гласным: а-я, у-ю, о-ё, э-е, и-ы. В конце дети должны читать склады. За 70 уроков дети учатся читать.
Методика Чаплыгина.
С помощью специальных кубиков дети учатся сразу читать склады. Подходят для детей старше 3х лет.
Методика Елены Бахтиной
В основе лежит метод ассоциаций. Рисунки и звуки схожи. Например: а кричит как младенец: «А-а-а-а».
15 интересных и необычных способов
1. Раскраски
Раскрасок для изучения букв существует множество. Для разных возрастов и с разнообразными заданиями для изучения, закрепления и повторения алфавита: найди на картинке все буквы, раскрась картинку и найдёшь спрятанную букву, буква и картинка (название которой начинается на эту букву), соединение по точкам (подойдут для детей постарше и помогут запомнить очередность букв в алфавите).
2. Лепка
Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины.
Здесь будет работать двигательная память, а также развивается мелкая моторика и воображение. Для начала лепить можно глядя на образец с буквой, затем усложнить. Пусть ребенок слепит заданную вами букву по памяти. Буквы можно украсить бисером, раскрасить красками.
Печенье в виде букв.
И самое главное печь их нужно вместе с ребенком.
Рецепт :
Яйцо 1шт; сахар 2 ст.ложки; мука 1 стакан; сливочное масло 30гр.; разрыхлитель для теста 50гр.
1. Яйцо взбиваем с сахаром.
2. Добавляем мягкое сливочное масло и перемешиваем.
3. Добавляем просеянную муку и разрыхлитель,.
4. Замешиваем тесто.
5. Формируем из теста буквы.
6. Отправляем в разогретую духовку на 8 минут, температура 180 градусов.
Печенье готово кушайте и запоминайте буквы!
3. Ассоциация с образом
Рисование букв
Для начала рассмотрите с ребенком букву, пусть пофантазирует на что или кого она похоже. Предложите малышу нарисовать букву в виде животного, машины, или овоща. С помощью такого способа происходит ассоциация с образом.
4. Выкладывание букв из различного материала
Это может быть любой подручный материал. Например из камушков, травинок, листиков, палочек, бусинок, макарон и т.д. Играть в такую игру можно практически везде.
5 . Алфавит из бархатной или наждачной бумаги
Такой алфавит основан на тактильном восприятии предмета, а также визуальном и слуховом. Ощупывая буквы ребёнок уже начинает писать, а точнее осваивает заданные движения. Эти движения малыш запоминает. Плюс ребенок запоминает её зрительно и на слух, т.к. мама(педагог) проговаривает её. Относятся к методу Монтессори.
6 . Рисование на песке, манке, крахмале, земле, снеге.
7. Ищем буквы в тексте
Берем любую книгу, журнал, газету и ищем нужную букву. Подчеркиваем знакомые.
А можно вырезать с ребенком буквы. Это занятие очень понравится малышу. Договоритесь сразу сколько нужно найти букв, например букв А-4 шт . И пусть приклеит их на бумагу.
8. Пение алфавита
Песенок про алфавит сейчас много. Напевайте ее вместе с ребенком и он неосознанно запомнит алфавит.
9. Сказки и стихи про буквы
Например, вот стихотворение про букву Г.
Говорю я вам друзья,
Без буквы Г никак нельзя,
Гвоздик, Галочка, грибок,
Знать буквы надо на зубок!
Обговорите с ребенком содержание стихотворения,и можно выучить наизусть.
10. Аппликация
Заранее подготовить вырезанную из картона большую букву. Предложить ребенку украсить ее. Украшать можно чем угодно: цветная или гофрированная бумага, разноцветные салфетки, пластилин, пуговицы, ткань, бусинки, крупа и т.д.
11. Показывать буквы руками
Игра заключается в том, чтобы с помощью рук ребенок должен изобразить буквы. А вы должны отгадать ее.
12. Где спряталась буква
Взрослый прячет буквы в комнате, одну из букв загадывает и показывает образец. Ребенок начинает искать, находит разные буквы и сравнивает с образцом. Игра типа «горячо-холодно».
13. Электронные игры
Компьютерные игры с различными заданиями для запоминания и изучения букв. Но не стоит ими увлекаться, не более 10-15 минут в день.
14. Обучающие мультфильмы
Например: Уроки тетушки Совы — Азбука.
15.Конструирование букв
Из лего, металлического, деревянного, пластмассового конструкторов.
С помощью конструирования ребенок выучит не только буквы, но и разовьет моторику рук, воображение, мышление, внимание.
Правила и рекомендации
-не заставляйте, возможно ребенок еще не готов, а принуждением можно отбить желание и в дальнейшем интерес к изучению букв может не возникнуть совсем;
— всегда придерживайтесь принципа «от простого к сложному»;
— постепенно, не надо торопить ребенка, не допускайте механического запоминания;
— примерно по 15 минут в день, и стараться ежедневно;
— занятия должны проходить в игровой форме;
— желательно чтобы буквы были на виду у ребенка, для этого помогут: специальный плакат и еще лучше если он будет «говорящим», магнитный алфавит на холодильнике и др.
-когда вы учите ребенка буквам, необходимо сразу обучать и их написанию;
— из выученных букв пробуйте складывать короткие слова.
Удачи Вам в воспитании и развитии детей!
Источник
На чтение 4 мин.
Практически все родители понимают, что обязательно придет то время, когда нужно будет учить вместе с ребенком буквы русского алфавита. И перед ними возникает очень много вопросов. Например, в каком возрасте обучение будет наиболее успешным? Или как сделать занятия интересными для детей? И, вообще, как его изучать?
Дети лучше обучаются в игровой форме
К ознакомлению с алфавитом можно приступить в любом возрасте. Некоторые родители начинают изучение алфавита, когда маленькому человечку даже не исполнился год. А многие не задумываются над этим до школы. Конечно, это крайности. В первом случае еще рано, во втором — уже поздно. Оптимальный возраст для изучения букв — это 4,5–5 лет. В этот период у детей развивается способность анализировать, сильно расширяется интерес к окружающему и повышается способность поглощать информацию. Именно в это время у ребенка может появиться желание научиться читать.
Буквы русского алфавита
Методики, помогающие обучению
Различных методик, способов и упражнений, с помощью которых изучение букв русского алфавита дается для детей легко, очень много. Это могут быть и специальные раскраски, и компьютерные игры, и вырезание букв, лепка их из пластилина и даже выпечка.
Оригинальный способ запоминания букв
Можно попробовать такую методику: сначала нужно запомнить 10 гласных букв, они идут парами и в рифму, поэтому выучить их будет просто: А-Я, У-Ю, О-Ё, Э-Е, Ы-И. А затем уже перейти к согласным, которые тоже можно разбить по парам, например, глухие – звонкие. А еще существует метод изучения звуков, а не букв.
Одним из самых результативных способов является пение. Нужно просто выучить песенку с азбукой и постоянно напевать ее. А также популярен такой вариант: изучение букв русского алфавита для детей в возрасте 5 лет не буквами, а сразу словами.
Лучше всего идет обучение и запоминание, если задействована зрительная память. Поэтому очень эффективным будет вырезать большие буквы и расположить их в зоне постоянной видимости, чтобы ребенок мог к ним привыкнуть и запомнить. Хорошо, чтобы они были красные, так как этот цвет привлекает внимание. Вообще, все инструменты, карточки, материалы, используемые при обучении, должны быть очень яркими, красочными, красивыми и привлекать своим видом.
Карточки для запоминания букв
Доказано, что дети быстрее и легче запоминают алфавит, если буквы изображены в виде животного. Или когда рядом с буквой нарисована какая-либо картинка. И тогда буквы будут ассоциироваться у детей с определенным образом. Например, А с арбузом или аистом, Б с барабаном и т. д.
Если одновременно научить свое чадо писать изучаемые буквы, то эффект многократно возрастет.
Обведение и написание букв помогает их быстрее запомнить
Только никаких экзаменов и насильственного навязывания! Это все должно быть интересно крохе. Информация пусть поступает медленно, чтобы ребенок не запутался и не отказался от обучения. Просто замечательно, если малыш самостоятельно начинает интересоваться буквами. А если нет, то нужно пробудить в нем это любопытство. И временно отложить занятия, если все-таки заинтересованность не возникнет.
Мягкие игрушки для изучения алфавита
Правила обучения
- Игра — чуть ли не единственная возможность научить в этом возрасте. Он должен быть увлечен тем, что изучает. Поэтому необходимо использовать различные игры и пособия, чтобы изучение азбуки для маленьких детей 4 лет прошло легко и просто.
- Занятия должны быть непродолжительными, не больше 15 минут, но достаточно частыми.
- Обучение можно начинать, если устная речь у ребенка в достаточной мере развита. Если нет, то нужно воспользоваться услугами логопеда.
- Если малыш вдруг потерял интерес к занятиям, то что-то идет не так. Необходимо это выяснить.
- Нужно помнить, что у ребенка есть полное право чего-то не знать и что-то не уметь!
Совместное обучение в игровой форме очень эффективно
- Нельзя сравнивать своего ребенка с другими. Предположение, что кто-то лучше не даст хороших результатов. Каждый малыш — индивидуальность!
- Конечно, нужен индивидуальный подход.
- Заниматься, если у ребенка плохое настроение — пустая трата времени.
Понимание того, что во всем важна мера и разумность приведет к тому, что малыш освоит алфавит достаточно быстро.
Нельзя требовать от крохи что-то запредельное или насильно заставлять его учить буквы. Ему должно быть интересно, он должен быть увлечен процессом и хотеть этих занятий. А если это не так, то, может быть, стоит отложить уроки или попробовать другой, более подходящий метод? Главное, помнить, что лучше всего дети учатся играя!
Источник
Разговоры в песочнице или в «родительском чате» детского сада часто заставляют нас паниковать. «А, мой уже читает!», «мы уже знаем все буквы». Если ребенок пока интересуется только окружающим миром и куличиками в песочнице, молодые родители часто начинают паниковать. Как выучить алфавит с ребенком, а, главное, стоит ли это делать, если ребенок активно сопротивляется — в нашем материале.
Когда начинать учить алфавит
Развитие ребенка делится на несколько этапов. В определенном возрасте малышу важна только близость с мамой, дальше он узнает новые тактильные ощущения, потом пробует мир на вкус и родителям приходится следить, как бы он не съел ничего запретного, но, чем ближе школа, тем больше волнения — не пора ли учить алфавит?
Первое, что надо сделать — выяснить, готов ли к этому ребенок? Проявляет ли он интерес? Заглядывает ли в вашу книгу или убегает, как только вы зовете его: «пойдем, покажу, как пишется буква А»? У кого-то этот интерес просыпается уже к 3-4 годам, а кто-то будет готов только к школьному возрасту. Ведь раньше читать учили в школе.
Читайте также — Важнее снять у детей страх перед книгой, чем чтобы ее прочли от корки до корки
Психолог Ирина Катин-Ярцева:
Одним из основных препятствий на пути к чтению, как это ни странно, является слишком раннее развитие. Наше время – время амбиций, время соревнования. Чем раньше начнешь, тем больше успеешь – так кажется многим родителям. И они прикладывают много усилий, с рождения занимаясь с ребенком по развивающим методикам, показывают им карточки, кубики, развивая отдельные способности ребенка, что часто идет в ущерб другим, позабытым, «непрестижным» и приводит в конечном итоге к неравномерному развитию, к очень неустойчиому фундаменту его знаний и навыков.
К двум годам некоторые дети уже знают весь алфавит, чем родители очень гордятся, и оказываются немало разочарованы, когда потом оказывается, что ребенок все позабыл. В 3-4 года родители пытаются научить некоторых карапузов читать, ведь есть же дети, которые читают в 4 года, значит и наш может… Очень хочется, чтобы ребенок выделялся среди сверстников интеллектом и навыками.
В этой гонке мы часто забываем о том, что все дети разные. Физиологически большинство из них не готовы учиться читать раньше, чем в 5-6 лет, не созревают еще механизмы мозга, которые позволяют складывать буквы в слова. И часто ребенок здесь оказывается в ситуации неуспеха, когда он просто не может выполнить то, что от него требуют родители. Кроме того, в этот момент часто начинается давление на ребенка. Его ругают за то, что он не хочет читать или покупают его усилия («прочтешь абзац – дам конфетку»). Бывает, что за чтение ребенку приходится «расплачиваться» подробным отчетом – понял ли он прочитанное, запомнил ли.
Не стоит настаивать, если ребенок пока не готов к тому, чтобы начать учить алфавит. Предлагайте ему новое занятие постепенно с уважением и терпением.
Как выучить буквы: с чего начать
Наши советы — это несколько простых решений, как выучить алфавит с ребенком.
- Заинтересуйте ребенка.
- Играйте с буквами.
- Развивайте мелкую моторику.
- Займитесь творчеством.
Как выучить алфавит с ребенком? Заинтересовать его! Вы читаете малышу любимую сказку, он удивляется — как выделаете это? Мимоходом можно показывать ему буквы и слова. Первая буква имени ребенка, А, Б и В — это те буквы, которые даются лучше всего. Можно потихоньку начать выделять их в тексте, обращать на них внимание ребенка, поначалу не требуя «строгих отчетов» — запомнил ли?
Играть с буквами — это здорово. Буквы, нарисованные на кубиках или магнитная доска, карточки с буквами и картинками, плюшевые буквы… Вариантов много. Пусть буквы станут героями ваших игр и сказочных историй. Истории — это то, что нравится и детям и взрослым. Малышам проще запоминать информацию в игре.
Складывайте буквы из пуговиц, камушков, бусин и других мелких предметов. Это поможет не только развивать моторику, но и запоминать новую информацию.
Рисуйте буквы пальчиковыми красками, выводите букву пальчиком ребенка, лепите из пластилина. Это укрепит вашу связь с ребенком и познакомит его с буквами.
Как выучить алфавит
Алфавит с ребенком учат по одной букве
- Не стоит перегружать ребенка новой информацией, иначе в дальнейшем у него появится отвращение к учебе, к удивительному процессу познания. Когда ребенок уже знаком с буквами, можно попробовать начать выкладывать их в алфавитном порядке, попытаться складывать слова. Все это опять же подается в форме игры.
- Психологи советуют игру в «мешочек», когда ребенок достает буквы из мешочка, называет их и пробует разложить в алфавитном порядке.
- Запомнить алфавит проще под музыку. Вы можете вместе слушать детские песни про алфавит.
- Многие программы в телефоне помогают детям учить алфавит. Много времени со смартфоном проводить все же не стоит, но полчаса в день с обучающей программой не навредит.
Читайте также — Как я читаю детям
Как выбрать букварь
- Если порядок букв в Азбуке строго соответствует алфавиту, то букварь учит главному — соединять буквы, которые ребенок уже знает, в слова. На первом месте по популярности в списке современных букварей уверенно держится «Букварь» Н. С. Жуковой. Этот букварь направлен на решение и предотвращение логопедических проблем. Дети учат буквы от звука к слову, постепенно вводятся слоги.
- Если у малыша есть трудности в произношении, есть и другой хороший вариант, написанный логопедом «Мой букварь: книга для обучения дошкольников чтению» Н.В. Нищевой с авторской методикой. Простые и знакомые звуки для малыша постепенно облекаются в буквы с учетом возрастного развития речи ребенка, а также с учетом особенностей детей, у которых есть сложности с произношением.
- Самостоятельность в чтении помогает развить «Букварь; пособие по обучению чтению детей» Е.И. Соколовой. Он написан педагогом-методистом детского сада с большим опытом работы.
- Для творческих детей есть красочный «Букварь» Д.И. и Е.Н. Тихомировых. Дидактический материал этого букваря очень яркий и интересный. Если ребенку скучно учить буквы — это отличный вариант.
- Главное помнить, что обучение буквам и алфавиту — это интересный и спокойный процесс, где не должно быть принуждения и страха. Мы учим детей читать, чтобы познакомить их с удивительным миром книг, чтобы они могли радоваться миру и перенимать опыт, знания других людей.
Есть такая проблема – страх перед книгой. Первый раз, когда он возникает, это в момент перехода от книги с картинками к той, в которой много букв. В этот период не важно, какую книгу первой «заглотит» ребенок, главное, чтобы совершился этот переход, — пишет Оксана Вениаминовна Смирнова, учитель литературы Православной Свято-Петровской школы («Традиционной гимназии»).
Источник