Изучаем ягоды ребенок 5 лет
Олеся Лукьянова
Интегрированное занятие в старшей группе «Ягоды»
Цель: создать условия для формирования представления у детей о ягодах.
Задачи:
Образовательная: формировать знания детей о лесных и садовых, съедобных и ядовитых ягодах.
Развивающая: развивать речь и расширять активный словарь старших дошкольников; развивать мелкую моторику.
Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к природе и желания помогать птицам.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, двигательная.
Словарная работа: волчье лыко (волчья ягода, ландыш майский, вороний глаз, красавка, лесная, садовая ягода, малиновый, черничный, земляничный, смородиновый, клюквенный, земляничка, клюковка, вишенка, брусничка, клубничка.
Оборудование: мольберт, ноутбук, мяч, плоскостные изображения птиц (синица и воробей, домик из фанеры, кормушка, указка.
Демонстрационный материал: серия картинок «Садовые и лесные ягоды», слайдовая презентация в формате Power Point «Ядовитые ягоды».
Раздаточный материал: цветные карандаши, картинки-раскраски с изображением ягод на веточках (малина, рябина, крыжовник, голубика, клубника, смородина) на подгруппу детей; ножницы, полоски цветной бумаги синего, красного и зеленого цвета, шаблоны ягод, простые карандаши, тарелочки (на подгруппу детей); пластилин, клеенки для лепки, тарелочки (на подгруппу детей, корзинки 4 штуки, карточки с изображением садовых и лесных ягод на 2 команды равное количество.
Предварительная работа с детьми: разучивание пальчиковой гимнастики «За ягодой», разучивание физминутки «В лесу», рассматривание муляжей ягод, беседа.
Индивидуальная работа: закрепление обобщающих понятий (Рита, Руслан, закрепление навыка образования прилагательных от существительных (Андрей, Ярослав).
Структура занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сколько нас сегодня много. Давайте мы с вами подарим улыбки друг другу. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь, как кот на солнце. А теперь посмотрите на меня и улыбнитесь, как хитрая лиса. А сейчас улыбнитесь, как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души! (приглашаю детей присесть на стульчики).
А сейчас, ребята, я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем беседовать, узнавать много нового и интересного:
Была зеленой маленькой,
Потом я стала красненькой.
На солнце покраснела я
И вот теперь я спелая.
Дети: Ягода!
Воспитатель: Правильно, ребята. Мы будем говорить о ягодах.
2. Основная часть.
Воспитатель: Назовите мне, пожалуйста, а какие ягоды вы знаете?
Дети: Клубника, смородина, черника, земляника, голубика, земляника и т. д.
Воспитатель: Ой, какие молодцы! А вы знаете, где растут ягоды?
Дети: В лесу, в саду.
Воспитатель: Правильно, ребята. А как одним словом называются ягоды, которые растут в лесу?
Дети: Лесные.
Воспитатель: А сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попробуйте отгадать названия лесных ягод:
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —. (черника)
Что за ягода такая — голубая – голубая?
На болоте, там и тут эти ягоды растут.
Ягодка как капелька, чуть продолговатенька,
На кустике качается, как она называется? (Голубика)
В лесу глубокой осенью
Везде, где мох растет,
Краснеет эта ягода
По кочкам средь болот. (Клюква)
В лесу росту я маленькой,
Душистою и аленькой.
Но меньше, чем клубника.
Так кто я (Земляника)
Словно мелкий виноград,
Гроздья красные висят.
В сентябре их соберешь,
Витамины запасешь.
Средь валежника — смотри-ка! —
Что за ягодка?. (Брусника)
Если дети затрудняются с ответом, я помогаю им, говорю названия ягод, прошу детей выборочно показать мне ту или иную ягоду на вывешенных картинках.
Воспитатель: Ребята, а как называются ягоды, которые растут в саду?
Дети: Садовые.
Воспитатель: А какие садовые ягоды вы знаете?
Дети: Малина, клубника, крыжовник, смородина и т. д.
Воспитатель: Ребята, а вы можете придумать загадку о любой садовой ягоде? (дети загадывают загадки: по форме, цвету, вкусу и т. д.)
Воспитатель: А скажите мне, пожалуйста, чем лесные ягоды отличаются от садовых, как вы думаете?
Если дети затрудняются с ответом,рассказываю им об отличиях: лесные ягоды мельче садовых; кустики и листья садовых ягод крупнее, чем у лесных; за садовыми ягодами ухаживает человек, а лесные растут сами.
Воспитатель: Ребята, а хотите поиграть?
Дети: Да.
Игра «Собери в корзинку»
Дети делятся на 2 команды. На двух столах-«полянках» рассыпались и перемешались лесные и садовые ягоды. По команде воспитателя участники каждой команды подходят к своему столу и начинают сортировать ягоды. В одну корзинку они собирают лесные ягоды, в другую – садовые. Побеждает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием.
Воспитатель хвалит детей и просит присесть на свои места.
Воспитатель: Ребята, а какую же пользу приносят ягоды для человека?
Дети: Их можно есть, они полезные, там много витаминов.
Воспитатель: Правильно. Ягоды — очень полезный продукт богатый витаминами и полезными веществами. А некоторые из них мы используем в качестве лекарства. Например ягоды клубники, земляники, малины богаты витамином С, очень важного для профилактики простудных заболеваний. Они укрепляют иммунитет и борются с вредными микробами. Ягоды черники очень благотворно влияют на наше зрение. Брусника и клюква – отличные помощники для снятия жара. Ребята, а как вы думаете, все ли ягоды полезны? Есть ли вредные, неполезные ягоды? (ответы детей). Может кто-то знает их названия?
Помимо полезных ягод в природе растут и ядовитые ягоды. Собирая ягоды, не спутайте съедобные с ядовитыми! Ядовитых ягод немного. Их стоит запомнить, чтобы не навредить ни себе, ни товарищам.
Волчье лыко — небольшой кустарник, цветет весной сиреневыми симпатичными мелкими ароматными цветочками на ветках без листьев. Осенью на растении поспевают красно-оранжевые продолговатые ягоды, очень соблазнительные. Но их не только есть, трогать не рекомендуется — растение ядовито!
Красавка (белладонна) – всё растение ядовито, особенно ядовита черная с фиолетовым оттенком ягода, которая осенью вызревает на грязновато-пурпурном (или зеленом) стебле. Цветет колокольчатыми буро-фиолетовыми цветками.
Ландыш майский — наш царственный лесной цветок. Кто из нас не любовался нежно пахнущими белыми цветочками-колокольчиками? Всё растение ядовито, особенно появляющиеся по осени ярко-красные ягоды — плоды ландыша. Но листья и семена широко используют при изготовлении лекарств, улучшающих работу сердца.
Вороний глаз имеет черный плод-ягоду, напоминающую крупную ягоду черники, только растет эта плод-ягода в одиночестве — посреди широких (а не мелких, как у черники) листьев.
Некоторые звери, например, волки и лисы, в небольшом количестве едят ядовитые ягоды в лечебных целях – они помогают избавиться животным от вредных микроорганизмов и паразитов. Но людям эти ягоды употреблять в пищу ни в коем случае нельзя! Это может привести к серьезному отравлению.
Физминутка:
Солнечным погожим днем
Мы с друзьями в лес идем.
Мы с собой несем корзинки (Ходьба на месте)
Вот хорошая тропинка! (останавливаемся, разводим руки в стороны)
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику. (Наклоны к правой, левой ноге)
А вокруг полно малины –
Пройти мимо не смогли мы, (разводим руки в стороны)
Собираем по кустам… (Повороты влево — вправо)
Здесь отличные места!
Снова мы идем по лесу, (Ходьба на месте)
А вокруг – так интересно!
Отдохнуть пора, дружок, (Потягиваемся)
Мы присядем на пенек! (садимся на стульчики).
Дидактическая игра с мячом «Назови правильно».
Воспитатель бросает мяч и говорит словосочетание,от которого нужно образовать имя прилагательное:
Компот из малины… (малиновый)
Джем из черники… (черничный)
Варенье из земляники… (земляничное)
Кисель из смородины… (смородиновый)
Сок из вишни… (вишневый)
Морс из клюквы… (клюквенный)
Мороженое с клубникой (клубничное)
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного:
Ягода … (ягодка)
Земляника… (земляничка)
Вишня (вишенка)
Рябина (рябинка)
Брусника (брусничка)
Клубника (клубничка)
Воспитатель хвалит детей за ответы.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Картинки с изображением:
Мандарины, арбуз, клубника, смородина
Крыжовник, малина, клубника, помидор
Земляника, голубика, слива, рябина
Вороний глаз, крыжовник, брусника, малина
Воспитатель: Ребята, слышите стук, кажется, за окошком (подхожу и раздвигаю шторки, за окошком домика из фанеры на кормушке сидят синица и воробей). Ой, ребята, да у нас гости! Кто это?
Дети: Птички. Синичка и воробей.
Воспитатель: Ребята, а кормушка то наша пуста, а птички наверняка хотят кушать!
Кстати, они любят клевать ягоды. А ягод сейчас в лесах и садах почти не осталось и птицам нечем питаться. Поможем птичкам, накормим их ягодками, сделанными своими руками?
Дети: Да.
Воспитатель: Помочь птичкам вы можете в трех центрах. Вам необходимо подумать и определиться с выбором, где бы вы хотели работать. В 1м центре нужно раскрасить ягоды соответствующим цветом, узнав изображение ягод на веточке (веточки малины, рябины, крыжовника, голубики, смородины, клубники) и разложить на разносе. Во 2м центре – вырезать ягоды из полосок цветной бумаги и выложить на тарелочку. А в 3м центре слепить ягоды из пластилина. Но прежде, чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «За ягодой»
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики здороваются друг с другом, начиная с мизинца)
В лес идем мы погулять. (два пальчика правой руки «шагают» по ладони другой руки)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем (поочередно загибаем пальца на правой руке, начиная с мизинца)
И братишке отнесем. (сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук 4 раза)
Дети выбирают центр и приступают к работе.
Готовые ягоды на тарелочках и в корзиночке ставят птичкам возле кормушки.
Воспитатель хвалит детей.
3. Заключительная часть.
Дети с воспитателем встают в рефлексивный круг.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, важно ли то, что вы сегодня узнали? (ответы детей). Что именно? (ответы детей).
Воспитатель: В каких центрах вы работали? Что там делали? (ответы детей). Возникли ли трудности при выполнении задания? Какие? (ответы детей). Что больше всего понравилось? (ответы детей).
Молодцы! Вы сегодня очень хорошо потрудились! Сделали доброе дело – покормили птиц ягодами. А сейчас я предлагаю выйти на улицу и покормить птиц на нашем участке. Вы согласны?
Дети: Да! (воспитатель и дети уходят).
Источник
Людмила Подлегаева
Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми 5–6 лет «По ягоды»
Цели: Формирование представлений о растительном мире (ягодах)
Задачи:
образовательные: расширение знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов;
коррекционные: развитие речи, внимания, развитие мелкой моторики, развитие вкуса и тактильных ощущений,
воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование: игрушки — Маша и медведь, иллюстрации «Лесная поляна», «Сад», картинки «Ягоды»; свежие, замороженные,сушенные ягоды, варенье из ягод.
Ход занятия:
1. Звучит песня из мультфильма «Маша и медведь», воспитатель предлагает внимательно послушать, о чем поётся в песне?
-Кто поет песню?
–О чем она пела в песне? (О варенье)
-А из чего Маша варит варенье (Шишек, сыроежек)
Появляется Маша.
«Ребята, где вы ходите, всё уже сварилось! Ребята, ребята, смотрите, что я принесла! Варенье мое медведю понравилось.»
-Маша, а из чего ты сварила варенье?
«Вот вы голубчики мои видите варенье, а из чего оно сварено не знаете!
А из моркови, помидоров, огурцов. Может уже, попробуете уже?»
-Кто хочет попробовать Машиного варенья? (Ответы детей)
2. -Вы ели варенье? (Да)
— Из чего вы ели варенье? (лежат картинки, дети выбирают и вешают их)
— Как можно назвать одним словом? (Ягоды)
-А где могут расти ягоды?
— Какие ягоды растут в саду? Если ягоды растут в саду, значит они какие? (Садовые)
-А в лесу кто собирал ягоды?
-Какие ягоды растут в лесу? Если ягоды растут в лесу, значит они какие? (Лесные)
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять
В лес идем мы погулять,
За черникой, за малиной,
За брусникой, за калиной,
Землянику мы найдем
И гостям мы принесем.
3. -Ребята, а все ли ягоды можно есть?
-Ой, ребята к нам из леса пришел сам медведь и принес вот такую картинку на которой нарисована ягода (вороний глаз).
-А вы знаете эту ягоду? Медведь нам написал послание. Здесь написано, что, эта ягода называется вороний глаз, он ядовита (опасна) для человека. Если ее съесть, то будет очень сильно болеть живот и голова. Мы свами запомним эту ягоду и собирать не будем.
4. -Когда поспевают ягода? В какое время года? (летом, осенью)
-Какие ягоды собирают только осенью? (Клюква, облепиха, боярышник,
брусника, шиповник).
-Что делают из ягод? Как их заготавливают на зиму? (сушат, делают компот, варят варенье, замораживают, делают джем)
— Ребята, Маша просит у нас помощи. Она перепутала все ягоды и не знает из каких ягод она сделала заготовки на зиму. Маша просит вас помочь ей на столах у каждого из вас споят подносы с разными видами заготовленных ягод, а на этом столе стоят картинки с ягодами. Ваша задача попробовать ягоды и поставить стаканчик к нужной картинке.
— Ребята, а что мы можем посоветовать Маше, чтобы она не путала свои заготовки? На каждую баночку приклеить картинку с той ягодкой из которой сделана заготовка.
5.-А сейчас я вам предлагаю отгадать загадку:
Из травы под тенью кроны
Смотрит черный глаз вороны.
-Что это за ягода? (вороний глаз)
-Кто еще нам хочет загадать загадку о ягодах? (Дети загадывают загадки о ягодах).
6.- Ребята, а еще я вам предлагаю украсить пироги. У вас на столах есть заготовки пирогов, я вам предлагаю вспомнить каким цветом та или иная ягода, слепить ее из пластилина и украсить ваши пироги. Когда пирог будет готов, его вы подарите Маше, и расскажите ей какими ягодами вы украшали пирог.
Источник
Лето – сезон вкусных и полезных ягод. По мере созревания ягод рассказывайте детям о каждой из них, пробуйте их вкус, определяйте цвет, добавляйте в пищу! Так ребенок выучит не только названия этих ароматных плодов, но и еще и много новых слов — варенье, вареники, джем, желе, компот, коктейль, морс и другие.
Ягодами мы называем небольшие сочные плоды растений. Ягоды растут на деревьях, кустах и маленьких кустиках. Ягоды бывают садовые и лесные, съедобные и ядовитые.
Садовые ягоды
Садовые ягоды люди выращивают в саду. Они все очень полезны.
Клубника — это ароматная, сочная ягода, которая созревает самой первой. Садовая клубника является близкой родственницей лесной земляники. Растет на небольших кустиках на грядке. Семена клубники и земляники расположены не внутри, как у всех ягод, а снаружи. Из-за своего приятного сладкого вкуса клубнику любят взрослые и дети. Также она широко применяется в приготовлении различных десертов.
Смородина — полезная ягода кисловатого вкуса. Она бывает чёрная, красная, белая. Сорта смородины отличаются не только по цвету, но и по вкусу, по содержанию полезных веществ. Смородина растет на кустах. О красной смородине люди придумали такую загадку: «Она чёрная? Нет, красная. А почему же она белая? Потому что зелёная!» Незрелая красная смородина белого цвета. По мере созревания она краснеет. А «зелеными» называют ягоды, которые еще не созрели. Из смородины делают желе, варенье, компот и мармелад.
Малина — это ягода малиново-красного цвета. Малина обладает целебными свойствами. Малиновый чай помогает излечить простуду. Растет на кустах, которые чуть ниже взрослого человека. Малину едят свежую, сушат, замораживают. Из малины готовят варенье, джемы, сиропы.
Лесные ягоды
Лесные ягоды растут в лесу. Они вырастают без помощи человека. Они более ароматны, чем садовые.
Земляника — это мелкая, полезная и очень вкусная лесная ягода. По вкусу она напоминает садовую клубнику, но только она более сладкая и душистая. Земляника растёт на лесных обочинах и полянках.
Черника растет на небольших кустиках в лесу. Эта сине-черная ягода похожа на маленький шарик. Черника сладкая, ароматная и очень полезная. Чернику едят в свежем и сушёном виде. Из неё делают сироп, компот, желе, мармелад, кисель и варенье.
Клюква — одна из самых кислых ягод. Она растёт во влажных лесах на болотах. Ягоды – маленькие, круглые и красные. Созревает клюква поздней осенью. Ее плоды можно увидеть даже под снегом. Клюква богата витаминами и помогает в борьбе с простудой. Из клюквы варят варенье, кисели, делают морс, квас и желе.
Кроме полезных ягод в лесу растут и ядовитые ягоды (например, волчья ягода), поэтому собирать ягоды в лесу можно только вместе с взрослыми.
Ягоды на тарелке
Начало июля – удивительное время, когда в саду уже появляется смородина, малина, крыжовник, в лесах – черника и ежевика. А на грядке еще можно найти последнюю клубнику. Предложите ребенку побыть настоящим дегустатором — сделайте ассорти из свежих ягод, а ребенок с закрытыми глазами пусть опишет вкус ягоды и попробует угадать, какаю из ягод он попробовал.
Из оставшихся ягод приготовьте необычайно полезный напиток – смузи. Этот густой напиток готовится из взбитых в блендере или миксере ягод с добавлением молока или йогурта, по желанию можно добавить лед. Уверены, такой питательный ягодный напиток придется по вкусу каждому ребенку!
Источник
Светлана Никитичева
Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы по теме «Ягоды»
-1-
Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы по теме: Ягоды.
Цель: Уточнить представление о ягодах, особенностях их внешнего вида, местах произрастания.
Задачи:
— Познакомить с разновидностями ягод, их назначением и пользой в жизни человека.
— Дать понятия: Лесные ягоды, садовые ягоды.
— Обогащать словарный запас за счет названий ягод и продуктов, из них изготовляемых, учить использовать обобщающие понятия «ягоды».
— Развивать зрительную память, связную речь, логическое мышление.
— Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал:Предметные картинки: ягоды. Изображение травы, кустов и деревьев для игры «Составим картину», презентация ягоды.
Ход занятия:
1. Игра «Что лишнее?»
На столе муляжи овощей и 1 ягода (помидор, огурец, картофель, земляника)
— Что лишнее? Почему? Что такое овощи? Где растут?
2. Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.
В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными
За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.
За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.
Землянику мы найдем,
И братишке отнесем.
3. Беседа с детьми по теме занятия. Просмотр презентации «Ягоды».
-Что осталось на доске (ягодка) -Как она называется? (земляника)
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Весной из-под земли вырастает невысокий зелененький кустик. -Потом на нем появляются беленькие цветочки. Через некоторое время вместо них уже можно увидеть молодые зеленые ягодки. Можно ли их уже есть? Нет, они не созрели. Потом ягоды на солнышке краснеют. Теперь их можно собрать в корзинки.
Ягоды растут в траве – клубника, земляника. И на кустах – малина, черника, ежевика, крыжовник. А так же на деревьях – рябина, калина.
Рассказ педагога сопровождается показом картинок, которые педагог
помещает на подготовленные кусты, деревья, в траву.
— Чем похожи все ягодки? Ягодки маленькие, только одна ягода очень-очень большая. Это – арбуз. (показать картинку).
-2-
4. Физкультминутка «Сбор ягод»
С веток ягоды снимаю Действия выполнять по тексту.
И в лукошко собираю.
Ягод — полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
А потом еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать.
5. Упражнение «Скажи какая ягода»
Брусника какая? Красная, кислая, мелкая.
Малина какая? Розовая, крупная, сладкая, сочная.
Черника какая? Синяя, сладкая, мелкая.
6. Упражнение «Эхо»
— Мы с вами заблудились в лесу. Давайте покричим «АУ!»
Девочки кричат громко, а мальчики тихо.
7. «Чего не стало?»
— Посмотрите на картинки, внимательно.
Теперь закройте глаза, я убираю одну картинку. Чего не стало?
8. Игра «Большой — маленький»
ягода- ягодка малина — малинка
-3-
земляника – земляничка черника — черничка
куст- кустик клюква — клюковка
лист- листочек птица- птичка
цветок- цветочек ветка- веточка
9. Игра «Что приготовим?»
Из малины — малиновое варенье.
Из черники — черничное варенье.
Из земляники — земляничное варенье.
Из клюквы — клюквенный морс.
Из брусники — брусничное варенье.
10.Пальчиковая гимнастика: Ягоды
Ягоды – это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника.
Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.
Запомнил ягоды я, наконец.
Что это значит?
Приподнимают плечи, удивляются.
Я – молодец!
Большой палец вытягивают вперед.
11. Игра «Что это?» (закончить предложение и повторить его полностью).
Береза, осина, дуб – это (деревья).
Опенок, сыроежка, мухомор – это (грибы).
Малина, черника, земляника – это (ягоды)
12. Игра «Придумай предложение о ягодах»
-Ребята. Посмотрите на картинки. Каждый из вас выберет себе ягодку и придумает о ней предложение.Я помогу вам:
Мы собрали много клюквы.
В лесу растет много земляники.
На кустиках поспевает черника.
Мама сварила варенье из малины.
Папа привез из леса много брусники.
-4-
13. Игра «Сложи картинку» из 3-6 частей.
-Назови ягодку. Почему она так называется?
Земляника – от слова «земля».Про нее и загадку придумали:
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
Малина – малиновая ягодка, состоит из многих малых ягодок.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
14. Игра «Варим варенье»
— Что можно приготовить из ягод? (варенье, сок, компот)
— Как называется варенье из земляники?малины? клюквы? Педагог кидает мяч и называет ягоду, а ребенок – варенье, которое получится из этих ягод.
15. Итог занятия.
— Назовите одним словом то, что нарисовано на этой картинке. (ягоды)
— В какие игры играли? Что больше всего понравилось?
Источник