Измерение массы тела ребенка в возрасте до 1 года
Медицинский колледж города Караганды
АЛГОРИТМЫ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДИАТРИИ
Г.Караганда 2010 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с требованиями Государственного стандарта образования, изучение предмета «Сестринский уход в педиатрии» для специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело» и «Акушерское дело» предполагает приобретение следующих профессиональных умений и навыков:
· наблюдение и уход за здоровыми и больными детьми;
· обследование ребенка при различных заболеваниях;
· оказание медицинской помощи при неотложных состояниях;
· обеспечение квалифицированной помощи при подготовке и проведении назначенных медицинских процедур;
· осуществление должного сестринского ухода;
· организацию и проведение профилактической работы с родными и близкими ребенка.
С учетом данных требований и современного подхода к деятельности медицинского работника, составленные стандарты по различным направлениям работы, с отражением последовательности алгоритма и обоснованности действий, окажут значительную помощь при овладении необходимых умений и навыков.
Для интенсификации и эффективности самостоятельной работы учащихся рекомендуется использование их на занятиях доклинической практики, а также в условиях ЛПУ.
Алгоритмы сестринских технлогий в педиатрии обсуждены и рассмотрены на заседаний ЦМК, а так же согласованы главной медицинской сестрой областной клинической больницы г.Караганды.
Преподаватели предмета «Сестринский уход в педиатрии» медицинского колледжа города Караганды.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ
С АЛГОРИТМАМИ.
1. Внимательно ознакомься с информационным содержанием всего алгоритма.
2. Перепиши в дневник практических занятий, при этом:
— обрати внимание на цель — показание к процедуре и особенности оснащения;
— законспектируй (если есть) теоретическую часть алгоритма;
— при повторном чтении и переписывании этапов действий, старайся мысленно представить алгоритм работы в четкой последовательности двигательных действий;
— для лучшего запоминания последовательности действий, уясни необходимость, т.е. обоснование и причины их вызывающие.
3. Перечитай всю схему — алгоритм и перескажи.
АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ ТЕЛА РЕБЕНКА (ДО 2-Х ЛЕТ)
(на электронных весах)
Показания: 1) Оценка адекватности питания ребенка
2) Оценка физического развития
Оснащение: 1) электронные весы
2) резиновые перчатки
3) дезраствор, ветошь
4) пеленка
1.Объяснить маме цель исследования.
2.Обработать руки гигиеническим способом, при необходимости надеть резиновые стерильные перчатки.
3.Установить весы на ровной, устойчивой поверхности, подготовить оснащение.
4.Проверить правильность установки весов, обработать лоток дерзраствором и положить на него сложенную пеленку.
5. Отрегулировать весы до нулевой отметки.
6.Уложить ребенка на весы.
7.Зафиксировать показатели и снять ребенка с весов.
8.Записать показатели массы тела в индивидуальной карте ребенка.
9.Убрать пеленку с весов и обработать лоток весов дезраствором..
10.Снять перчатки, сбросить в контейнер и вымыть руки
Примечание!Взвешивать ребенка необходимо натощак, в одно и то же время, после акта дефекации
АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ ТЕЛА РЕБЕНКА (ДО 2-Х ЛЕТ)
(на чашечных весах)
Показания: 1) Оценка адекватности питания ребенка
2) Оценка физического развития
Оснащение: 1) чашечные весы
5) резиновые перчатки
6) дезраствор, ветошь
7) пеленка
- Объяснить маме цель исследования.
- Обработать руки гигиеническим способом, при необходимости надеть резиновые стерильные перчатки.
- Установить весы на ровной, устойчивой поверхности, подготовить оснащение.
- Проверить, закрыт ли затвор, обработать лоток дерзраствором и положить на него сложенную пеленку.
- Установить гири на нулевые отметки, открыть затвор, уравновесить весы с помощью противовеса (уровень коромысла должен совпадать с контрольным пунктом) .
- 3акрыть затвор.
- Уложить ребенка на весы головой к широкой части.
- Открыть затвор и передвинуть «килограммовую» гирю вправо до момента падения штанги вниз, затем сместить ее на одно деление влево.
- Плавно передвигать гирю, определяющую граммы до положения равновесия.
- 3акрыть затвор и снять ребенка с весов.
- Записать показатели массы тела в индивидуальной карте ребенка.
- Убрать пеленку с весов и обработать лоток весов дезраствором..
- Снять перчатки, сбросить в контейнер и вымыть руки
Примечание!Взвешивать ребенка необходимо натощак, в одно и то же время, после акта дефекации
Источник
Показания: оценка физического развития, определение антропометрических показателей при различных состояниях и заболеваниях (например, физиологической убыли первоначальной массы тела, потере массы при обезвоживании), для расчета дозы лекарственных средств.
Измерение массы тела
Измерение массы тела проводится в утренние часы до приема пищи, предпочтительно, чтобы ребенок был обнажен. Ослабленных детей рекомендуется взвешивать вместе с одеждой, вычитая затем из полученной величины ее вес.
Для оценки физического развития ребенка, полученные данные сопоставляются с расчетными долженствующими величинами. Более точную оценку проводят, используя центильные таблицы.
Массу тела у детей до двух лет измеряют на весах для взвешивания грудных детей (электронных или чашечных). Электронные медицинские весы состоят из основания, боковых стенок, кожуха и грузоподъемной платформы. На передней части кожуха находится цифровой индикатор, справа от него кнопка «Т» (тара). На правой стенке весов расположены клемма заземления и выход шнура питания.
Чашечные медицинские весы состоят из корпуса, лотка, затвора, подвижного коромысла с гирьками и двумя шкалами делений: нижняя в килограммах, верхняя в граммах.
Измерение массы тела в различные возрастные периоды имеет некоторые особенности. Так, у детей в возрасте до 6 месяцев массу тела определяют в положении лежа на спине, после 6 месяцев – сидя. Масса тела у детей старше двух лет измеряется на рычажных медицинских весах.
Измерение массы тела на электронных медицинских весах
Материальное оснащение:
— весы медицинские;
— пеленка;
— емкость с дезинфицирующим раствором для обеззараживания поверхностей;
— кукла-фантом.
Алгоритм выполнения манипуляции:
Подготовительный этап
1) Установить весы на неподвижной поверхности (обычно на тумбочку возле пеленального стола).
2) Включить вилку сетевого провода в сеть, при этом на цифровом индикаторе засветится рамка. Через 35-40 сек. на табло появятся цифры (нули). Оставить весы включенными на 10 мин.
3) Проверить весы: нажать рукой с небольшим усилием в центр лотка – на индикаторе высветятся показания соответствующие усилию руки; отпустить грузоподъемную платформу – на индикаторе появятся нули.
4) Обработать поверхность весов дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.
5) Положить на грузоподъемную платформу пеленку – на индикаторе высветится ее вес. Сбросить вес пеленки в память машины, нажав кнопку «Т» – на индикаторе появятся нули.
Основной этап
6) Раздеть ребенка.
7) Осторожно уложить на платформу сначала ягодичками, затем плечиками и головой. Ножки следует придерживать. Через некоторое время на индикаторе высветится значение массы ребенка, слева от значения массы значок «0», обозначающий, что взвешивание закончено. При перегрузке весов на табло высветится надпись «END». Спустя 5-6 с можно сбросить полученный результат. Значение массы фиксируется 35-40 с, затем, если не нажать кнопку «Т», показания весов автоматически сбрасываются на «0».
8) Снять с весов пеленку. Весы автоматически устанавливаются на «0».
Заключительный этап
9) Обеззаразить рабочую поверхность весов.
10) Вымыть и просушить руки.
Измерение массы тела на чашечных медицинских весах
Материальное обеспечение см. «Измерение массы тела на электронных медицинских весах».
Алгоритм выполнения манипуляции:
Подготовительный этап
1) Установить весы на неподвижной поверхности.
2) Обработать лоточную часть весов дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.
3) Уравновесить весы, предварительно передвинув обе гири на нулевое деление. Уравновешивание достигается вращением противовеса. Если стреловидный отросток коромысла поднят вверх, противовес вращается вправо, если вниз – влево. При уравновешенных весах стреловидный отросток будет находиться на одном уровне с отростком, неподвижно закрепленным на корпусе.
4) Закрыть затвор.
5) Постелить на весы сложенную в несколько раз пеленку. Ее меняют после каждого взвешивания и не используют для пеленания.
Основной этап
6) Уложить ребенка на весы. Голова и плечи должны располагаться на широкой части чашки весов, ноги – на узкой.
7) Открыть затвор, передвинуть гирю на нижней штанге до момента ее падения вниз. После этого сместить гирю на одно деление влево. Затем начать плавно передвигать гирьку на верхней штанге до положения равновесия. Результат взвешивания определить по шкале слева от края гири.
8) Закрыть затвор и снять ребенка с весов. Обе гири установить на нулевое деление, сместив их максимально влево.
9) Взвесить использованную пеленку (одежду, если ребенок был одет). Вычесть их массу из первоначальной общей массы.
Заключительный этап
10) Обеззаразить рабочую поверхность весов.
11) Вымыть и просушить руки.
Измерение длины тела
Измерение длины тела у детей раннего возраста
Длина тела у детей до 1 года измеряется горизонтальным ростомером. Он имеет два вертикальных ограничителя: неподвижную стенку и подвижную планку. Подвижная планка легко передвигается по сантиметровой шкале, нанесенной с левой стороны доски ростомера. При измерении длины тела обнажать ребенка необязательно, достаточно снять шапочку, пинетки, верхнюю одежду.
Длина тела у детей старшего возраста измеряется вертикальным ростомером. На вертикальной доске имеются две шкалы делений в сантиметрах: справа – для измерения роста в положении стоя, слева – для измерения роста в положении сидя. По доске скользит планка. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста в положении сидя.
Длину тела у детей от 1 года до 3 лет измеряют при помощи вертикального ростомера, но вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет длины тела ведут по шкале слева.
Материальное оснащение:
— ростомер горизонтальный;
— пеленка;
— емкость с дезинфицирующим раствором для обеззараживания поверхностей;
— кукла-фантом.
Алгоритм выполнения манипуляции:
Подготовительный этап
1) Установить горизонтальный ростомер на стол шкалой к себе.
2) Обработать ростомер дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки. Постелить на ростомер пеленку.
Основной этап
3) Ребенка уложить на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась теменем к неподвижной планке, верхний край козелка уха и нижнее веко находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка должны быть выпрямлены легким нажатием на колени и прижаты к доске ростомера.
4) Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом по отношению к голени, подвижную планку ростомера.
5) Определить по шкале длину тела ребенка. Длина тела равна расстоянию между неподвижной и подвижной планками ростомера.
Заключительный этап
6) Обеззаразить рабочую поверхность ростомера.
7) Вымыть и просушить руки.
Особенности измерения длины тела у детей старшего возраста
Измерение выполняют на вертикальном ростомере. Ребенка ставят на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался ее пятками, ягодицами, спиной и теменной областью. Руки должны быть опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положении, при котором нижнее веко и верхний край козелка уха находятся в горизонтальной плоскости.
Затем без надавливания опускается к голове подвижная планка и от ее нижнего края определяется по шкале длина тела.
Измерение окружности головы и грудной клетки
Измерение окружности головы и грудной клетки проводится сантиметровой лентой. Окружность грудной клетки у детей раннего возраста определяют только в состоянии покоя, у старших – в покое, при вдохе и выдохе.
Материальное оснащение:
— сантиметровая лента;
— мыло;
— емкость с дезинфицирующим раствором для обеззараживания ленты;
— кукла-фантом.
Алгоритм выполнения манипуляции:
Подготовительный этап
1) Уложить (усадить) ребенка.
Основной этап измерения окружности головы
2) Провести сантиметровую ленту через затылочный бугор сзади и по надбровным дугам спереди.
3) Определить по ленте величину окружности головы.
Основной этап измерения окружности грудной клетки
4) Наложить сантиметровую ленту сзади под нижним углом лопаток, спереди – по нижнему краю околососковых кружков.
5) Определить по ленте величину окружности грудной клетки. При этом рекомендуется натянуть ленту и слегка прижать мягкие ткани.
Заключительный этап измерения окружностей головы и грудной клетки
6) Обеззаразить сантиметровую ленту, промыть под проточной водой с мылом, просушить.
Особенности измерения окружности грудной клетки
у девочек пубертатного возраста
У девочек с развитыми грудными железами ленту проводят спереди на уровне верхнего края 4-го ребра над молочными железами. Руки должны быть свободно опущены вдоль тела. Необходимо контролировать, чтобы ребенок не поднимал плечи, не отводил руки вперед или в сторону.
Антропометрия новорожденных
Антропометрия новорожденных в родзале имеет некоторые особенности. После обработки кожи новорожденного заворачивают в стерильную пеленку и взвешивают. Из полученных данных вычитают массу пеленки. Длину тела измеряют на горизонтальном ростомере. Окружности головы и груди определяют по обычной методике стерильной сантиметровой лентой или тесьмой из медицинской клеенки, вложенной в индивидуальный комплект новорожденного. Если для измерений пользовались тесьмой, ее сопоставляют с делениями сантиметровой линейки на бортике пеленального стола. Касаться лентой бортика запрещается.
Источник
Практическое занятие №2. Антропометрия.
Физическое развитие – совокупность морфофункциональных признаков, формирующих индивидуальность каждого человека
· При оценке физического развития детей учитываются следующие показатели: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, окружность головы у детей до 3-х лет
Масса тела доношенного новорожденного ребенка -3450г. После рождения ребенок в норме (физиологическая потеря) теряет 8-10% массы тела. Первоначальную массу тела ребенок набирает обычно к 10 дню, удвоение массы – к 5-6 мес., утроение – к 1 году.
Расчет массы тела ребенка (0-6 мес.):
· А) Р=М+(700 х n) (Коган Р.Б.)
· Б) Р=М+(600 х n) (Тур А.Ф.)
· В) Р= М+(800 х n) (Воронцов и.М.)
Где Р – масса тела ребенка расчетная
М — масса тела ребенка при рождении
n — возраст ребенка а мес.
Расчет массы тела ребенка (6-12 мес.):
· А) Р=М+(700 х n) +500х(n-6) (Коган Р.Б.)
· Б) Р=М+(600 х n)+ 500х(n-6) (Тур А.Ф.)
· В) Р= М+(800 х n)+ 500х(n-6) (Воронцов и.М.)
Где Р – масса тела ребенка расчетная
М — масса тела ребенка при рождении
n — возраст ребенка а мес.
Средняя масса ребенка 1-10 лет:
Мама ребенка в 1 год – 10кг
· А) Р=9,5кг+2кг х n (Тур А.Ф.)
· Р=10кг+2 х n (Тур А.Ф.), где n – число лет ребенка
Масса тела ребенка старше 10 лет: (30кг)
· А) Р=30+4(n-10)
· Б) масса тела детей от 12-15 лет: (nх5)-20кг, где n- возраст ребенка (Мазурин А.В., Воронцов)
Масса тела и длина в отдельности друг от друга не могут дать полную характеристику физического развития, поэтому были разработаны и другие критерии, оценивающие физическое развитие более полно (т.н. индексы)
Измерение массы тела.
Алгоритм измерения массы тела ребенка до 1 года (в т.ч. новорожденного ребенка)
Оснащение:
§ Чашечные весы или электронные весы.
§ Резиновые перчатки, пеленка.
§ Емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
§ Бумага, ручка.
Подготовка к процедуре.
Установить весы на ровной устойчивой поверхности.
Подготовить необходимое оснащение.
Проверить, закрыт ли затвор весов.
Обработать чашу весов дезраствором с помощью ветоши в одном направлении от широкой части чаши к узкой (электронные – в одном направлении)
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
Постелить на чашу весов сложенную в несколько раз пеленку (следить, чтобы она не закрывала шкалу и не мешала движению штанги весов).
Установить гири на нулевые деления.
Открыть затвор. Взвесить пеленку и зафиксировать данные
Уравновесить весы с помощью вращения противовеса (уровень коромысла должен совпадать с контрольным пунктом). (Электронные весы – взвесить пеленку – нажать «Т» — (сброс веса пеленки))
Закрыть затвор.
Выполнение процедуры.
Уложить ребенка на весы головой к широкой части.
Открыть затвор. (эл.весы – запуск программы)
Передвинуть «килограммовую» гирю, расположенную на нижней части весов, до момента падения штанги вниз, затем сместить гирю на одно деление влево.
Плавно передвигать гирю, определяющую граммы и расположенную на верхней штанге, до положения установления равновесия.
Закрыть затвор и снять ребенка с весов.
Завершение процедуры.
Записать показатели массы тела ребенка (фиксируются цифры слева от гирь) за минусом веса пеленки.
Убрать пеленку с весов.
Протереть рабочую поверхность весов дезраствором.
Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Пример: Измерить массу тела ребенка в возрасте 9 месяцев.
Оснащение:
§ Чашечные весы.
§ Резиновые перчатки.
§ Емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
§ Бумага, ручка.
Подготовка к процедуре.
Установить весы на ровной устойчивой поверхности.
Подготовить необходимое оснащение.
Проверить, закрыт ли затвор весов.
Обработать чашу весов дезраствором с помощью ветоши в одном направлении от широкой части чаши к узкой.
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
Постелить на чашу весов сложенную в несколько раз пеленку (следить, чтобы она не закрывала шкалу и не мешала движению штанги весов).
Установить гири на нулевые деления.
Открыть затвор.
Уравновесить весы с помощью вращения противовеса (уровень коромысла должен совпадать с контрольным пунктом).
Закрыть затвор.
Выполнение процедуры.
Усадить ребенка на весы спиной к широкой части.
Открыть затвор.
Передвинуть «килограммовую» гирю, расположенную на нижней части весов, до момента падения штанги вниз, затем сместить гирю на одно деление влево.
Плавно передвигать гирю, определяющую граммы и расположенную на верхней штанге, до положения установления равновесия.
Закрыть затвор и снять ребенка с весов.
Завершение процедуры.
Записать показатели массы тела ребенка (фиксируются цифры слева от гирь).
Убрать пеленку с весов.
Протереть рабочую поверхность весов дезраствором.
Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Измерение длины тела.
Самый стабильный показатель – длина тела. Длина тела доношенного новорожденного – 46-56см у мальчиков (50,7см), у девочек – 50,2см. изменение с возрастом длины тела можно рассчитать несколькими способами:
1. На 1-м году жизни — в первые 3 мес жизни длина тела увеличивается на 3см ежемесячно (9см за квартал). Во 2-м квартале – 2,5 см в мес. -7,5см в квартал, в 3-м квартале – 1,5-2см в квартал, в 4-м квартале – на 1см в месяц. Общая прибавка длины тела за 1-й год – 25см.
2. У детей 1-10 лет (А.Ф.Тур) – 75см+5см х n, где n- число лет ребенка
3. У детей 1-4 года — 100см – 8(4-n) где n- число лет ребенка
4. У детей 4-10 лет — 100см + 6(n-4) где n- число лет ребенка
5. Измерение длины тела ребенка от 2 до 15 лет определяется исходя из роста 8-летнего ребенка, равного 130см. на каждый недостающий год от 130см отнимают 7см, на каждый последующий – к 130см прибавляют 5см.
Пример: Измерить рост ребенка 1-го года.
Оснащение:
§ Горизонтальный ростомер.
§ Пеленка.
§ Резиновые перчатки.
§ Емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
§ Бумага, ручка.
Подготовка к процедуре.
Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе».
Подготовить необходимое оснащение.
Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши.
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
Постелить пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки).
Выполнение процедуры.
Уложить ребенка на ростомер головой к неподвижной планке.
Выпрямить ноги малыша легким нажатием на колени.
Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера.
По шкале определить длину тела ребенка.
Убрать ребенка с ростомера.
Завершение процедуры.
Записать результат.
Сообщить результат маме.
Убрать пеленку с ростомера.
Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором.
Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1535 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2021 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник