Измерение длины тела ребенку до 1 года проводится
Московская областная комиссия преподавателей педиатрии
СБОРНИК АЛГОРИТМОВ МАНИПУЛЯЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ”
для специальности 060109.51 Сестринское дело
СОДЕРЖАНИЕ
I. Уход за здоровым ребенком. Вскармливание.
- Дородовый патронаж (сроки, цели и задачи).
- Первичный патронаж (сроки, цели и задачи).
- Техника антропометрии
- Утренний туалет новорожденного и грудного ребенка.
- Техника подмывания грудного ребенка.
- Обработка пупочной ранки, остатка пуповины.
- Гигиеническая ванна ребенку первого года жизни.
- Техника пеленания.
- Уход за недоношенным (кормление через зонд, согревание)
- Техника кормления ребёнка грудью
- Контрольное кормление.
- Кормление ребенка из бутылочки
- Кормление ребенка ложкой
- Техника обработки бутылочек и сосок после кормления
- Расчёт суточного и разового объёма пищи ребёнку первого года жизни.
- Алгоритм составления схемы кормления.
- Технология приготовления основных видов детского питания .
Антропометрия
Измерение массы тела (возраст до 2 лет)
Цель :
— оценить адекватность питания ребенка;
— оценить физическое развитие.
Показания: — контроль физического развития детей;
— выявление заболеваний, сопровождающихся изменением массы тела ребёнка.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
— чашечные весы;
— резиновые перчатки;
— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
— бумага, ручка.
Обязательное условие: взвешивать ребенка натощак, в одно и то же время, после акта дефекации.
Этапы | Обоснование | |
Подготовка к процедуре | ||
1.Объяснить маме / родственникам цель исследования | Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании | |
2.Установить весы на ровной устойчивой поверхности | Достижение достоверности измерения | |
3. Проверить, закрыт ли затвор весов. | | |
4.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности | |
5. Обработать чашу весов дезраствором с помощью ветоши | | |
6. Постелить на чашу весов сложенную в несколько раз пеленку (следить, чтобы она не закрывала шкалу и не мешала движению штанги весов) | Создание комфортных условий ребенку | |
7. Установить гири на нулевые деления. Открыть затвор Уравновесить весы с помощью вращения противовеса (уровень коромысла должен совпадать с контрольным пунктом) | Достижение достоверности исследования | |
9. Закрыть затвор | Сохранение правильной регулировки весов | |
Выполнение процедуры | ||
1. Уложить ребенка на весы головой к широкой части (или усадить) | Достижение достоверности результатов исследования | |
2.Открыть затвор Передвинуть “килограммовую” гирю, расположенную на нижней части весов, до момента падения штанги вниз, затем сместить гирю на одно деление влево Плавно передвигать гирю, определяющую граммы и расположенную на верхней штанге, до положения установления равновесия | Обеспечение правильности взвешивания и получения реальных результатов | |
3. Закрыть затвор и снять ребенка с весов | Сохранение правильной регулировки весов | |
Завершение процедуры | ||
1. Записать показатели массы тела ребенка (фиксируются цифры слева от края гирь.) в ф 112 | Обеспечение преемственности в передаче информации | |
2.Убрать пеленку с весов Протереть рабочую поверхность весов дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | |
Измерение массы тела (возраст старше 2 лет)
Цель: — оценить адекватность питания ребенка;
— оценить физическое развитие
Показания: — контроль за физическим развитием детей;
— выявление заболеваний, связанных с изменением массы тела ребёнка
Противопоказания: нет.
Оснащение:
— медицинские весы;
— резиновые перчатки;
— бумажная салфетка одноразового применения;
— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
— бумага, ручка.
Обязательное условие: взвешивать ребенка натощак, в одно и то же время, после акта
дефекации.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
1.Объяснить ребенку/родственникам цель исследования | Обеспечение права ребенка, родителей на информацию |
2.Установить весы на ровной устойчивой поверхности | Достижение достоверности измерения |
3. Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
4. Проверить, закрыт ли затвор весов. | |
5.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обработать площадку весов дезраствором с помощью ветоши | Обеспечение инфекционной безопасности |
6.Постелить на площадку весов салфетку. Установить гири на нулевые деления. Открыть затвор. Уравновесить весы с помощью вращения противовеса (уровень коромысла должен совпадать с контрольным пунктом) | Создание комфортных условий ребенку Достижение достоверности результатов исследования |
7. Закрыть затвор | Сохранение правильной регулировки весов |
Выполнение процедуры | |
1. Предложить и помочь ребенку встать (без обуви) на центр площадки весов | Достижение достоверности результатов исследования |
2.Открыть затвор Передвинуть “килограммовую” гирю, расположенную на нижней части весов, до момента падения штанги вниз, затем сместить гирю на одно деление влево Плавно передвигать гирю, определяющую граммы и расположенную на верхней штанге, до положения установления равновесия | Обеспечение правильности взвешивания и получения реальных результатов |
3. Закрыть затвор и помочь ребенку сойти с площадки весов | Сохранение правильной регулировки весов |
Завершение процедуры | |
1.Записать показатели массы тела ребенка (фиксируются цифры слева от края гирь) | Обеспечение преемственности в передаче информации |
2.Сообщить результат ребенку / маме | Обеспечение права ребенка/ родителей на информацию |
3.Убрать салфетку с весов Протереть рабочую поверхность весов дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Измерение длины тела детей первого года жизни
Цель: — оценить физическое развитие ребёнка.
Показания : — наблюдение за динамикой физического развития;
— выявление заболеваний, сопровождающихся изменением роста.
Противопоказания : нет.
Оснащение :
— горизонтальный ростомер;
— пеленка;
— резиновые перчатки;
— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
— бумага, ручка.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
1.Объяснить маме / родственникам цель исследования | Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании . |
2.Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой “к себе” | Обеспечение достоверности измерения |
3.Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры |
4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
5.Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши | Обеспечение инфекционной безопасности |
6.Постелить пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки) | Создание комфортных условий ребенку |
Выполнение процедуры | |
1.Уложить ребенка на ростомер головой к неподвижной планке | Достижение достоверности результатов исследования |
2.Выпрямить ноги малыша легким нажатием на колени Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера По шкале определить длину тела ребенка | Обеспечение достоверности измерения |
3.Убрать ребенка с ростомера | Обеспечение безопасности пациента |
Завершение процедуры | |
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации |
2.Сообщить результат маме | Обеспечение на информацию |
3.Убрать пеленку с ростомера Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Измерение роста ребёнка старше года
Цель : оценить физическое развитие.
Показания : — наблюдение за динамикой физического развития;
— выявление заболеваний, сопровождающихся изменением
роста.
Противопоказания : нет.
Оснащение:
— вертикальный (станковый) ростомер;
— резиновые перчатки;
— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
— бумажная салфетка одноразового применения;
— бумага, ручка.
Этапы | Обоснование | ||
Подготовка к процедуре | |||
1.Объяснить маме/родственникам цель и ход исследования, получить согласие мамы | Обеспечение права ребенка / родителей на информацию | ||
2.Подготовить необходимое оснащение Откинуть «скамеечку” ростомера | Обеспечение четкости выполнения процедуры | ||
3.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши | Обеспечение инфекционной безопасности | ||
4. Постелить на нижнюю площадку салфетку одноразового применения | Создание комфортных условий ребенку | ||
Выполнение процедуры | |||
1.Поднять подвижную планку ростомера Предварительно сняв обувь, помочь ребенку правильно стать на площадке ростомера: а) установить 4 точки касания: пятки, ягодицы, межлопаточная область, затылок; б) расположить голову так, чтобы наружный угол глаза и козелок располагались на одной горизонтальной линии Опустить подвижную планку ростомера (без надавливания) к голове ребенка Определить длину тела по нижнему краю планки (по правой шкале делений) Примечание: в возрасте 1-3 лет в качестве площадки ростомера используют его откидную скамеечку, и отсчет длины тела проводят по левой шкале делений | Достижение достоверности результатов исследования | ||
Помочь ребенку сойти с ростомера | Обеспечение безопасности | ||
Завершение процедуры | |||
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации | ||
2.Сообщить результат ребенку / маме | Обеспечение права на информацию | ||
3.Убрать салфетку с ростомера Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | ||
Измерение роста сидя детям старшего возраста
Цель : — оценить физическое развитие.
Показания : — контроль за физическим развитием детей;
— выявление заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Противопоказания : нет.
Оснащение:
— вертикальный (станковый) ростомер;
— резиновые перчатки;
— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
— бумажная салфетка одноразового применения;
— бумага, ручка.
Этапы | Обоснование | |
Подготовка к процедуре | ||
1. Объяснить маме / ребёнку цель и ход исследования, получить согласие | Обеспечение права ребенка / родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании | |
2.Подготовить необходимое оснащение Опустить “скамеечку” ростомера | Достижение четкости выполнения процедуры | |
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обработать скамеечку и шкалу ростомера дезраствором с помощью ветоши | Обеспечение инфекционной безопасности | |
4. Постелить на откидную скамеечку салфетку одноразового применения | Создание комфортных условий ребенку | |
Выполнение процедуры | ||
1. Поднять подвижную планку ростомера Помочь ребенку правильно сесть на откидную скамеечку ростомера: а) спина ровная, ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом; б) установить 3 точки касания: ягодицы, межлопаточная область, затылок; в) расположить голову так, чтобы наружный угол глаза и козелок располагались на одной горизонтальной линии Опустить подвижную планку ростомера (без надавливания) к голове ребенка Определить длину тела по нижнему краю планки (по правой шкале делений) | Достижение достоверности результатов исследования | |
2.Помочь ребенку сойти с ростомера | Обеспечение безопасности пациента | |
Завершение процедуры | ||
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации | |
2.Сообщить результат ребенку/маме | Обеспечение права на информацию | |
3.Убрать салфетку с ростомера Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | |
Измерение окружности головы
Цель : — оценить физическое развитие;
— исключить гидроцефалию.
Показания : — контроль за физическим развитием детей;
— выявление заболеваний, сопровождающихся изменением окружности головы;
— определение соотношения окружностей головы и груди.
Противопоказания : нет.
Оснащение :
— сантиметровая лента;
— 70% этиловый спирт, марлевая салфетка;
— ручка, бумага.
Этапы | Обоснование | |
Подготовка к процедуре | ||
1. Объяснить маме / ребёнку цель и ход исследования, получить согласие мамы | Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании | |
2. Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение четкости выполнения процедуры | |
3. Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки | Обеспечение инфекционной безопасности | |
4.Уложить или усадить ребенка | Создание комфортных условий ребенку | |
Выполнение процедуры | ||
Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам: а) сзади — затылочный бугор; б) спереди — надбровные дуги. Примечание: следить, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка Определить показатели окружности головы | Достижение достоверности результатов исследования | |
Завершение процедуры | ||
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации | |
2.Сообщить результат ребенку / маме | Обеспечение права на информацию | |
Измерение окружности грудной клетки
Цель : оценить физическое развитие.
Показания : — контроль за физическим развитием детей;
— определение соотношения окружностей головы и груди.
Противопоказания : нет.
Оснащение:
— сантиметровая лента;
— 70% этиловый спирт, марлевая салфетка;
— ручка, бумага.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
1.Объяснить маме / ребёнку цель и ход исследования, получить согласие мамы | Обеспечение права ребенка / родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании |
2.Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
3.Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4Уложить или усадить ребенка | Создание комфортных условий ребенку |
Выполнение процедуры | |
Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам: а) сзади — нижние углы лопаток; б) спереди — нижний край околососковых кружков (у девочек пубертатного возраста — верхний край 4 ребра над молочными железами) Определить показатели окружности головы | Достижение достоверности результатов исследования |
Завершение процедуры Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 565; 123456789Следующая ⇒ |
Источник
Цель:
— оценить физическое развитие ребёнка.
Показания: — наблюдение за динамикой физического развития;
— выявление заболеваний, сопровождающихся изменением роста.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
— горизонтальный ростомер;
— пеленка;
— резиновые перчатки;
— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
— бумага, ручка.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1.Объяснить маме / родственникам цель исследования | Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании . |
2.Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе» | Обеспечение достоверности измерения |
3.Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры |
4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
5.Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши | Обеспечение инфекционной безопасности |
6.Постелить пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки) | Создание комфортных условий ребенку |
Выполнение манипуляции | |
1.Уложить ребенка на ростомер головой к неподвижной планке | Достижение достоверности результатов исследования |
2.Выпрямить ноги малыша легким нажатием на колени Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера По шкале определить длину тела ребенка | Обеспечение достоверности измерения |
3.Убрать ребенка с ростомера | Обеспечение безопасности пациента |
Завершение манипуляции | |
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации |
2.Сообщить результат маме | Обеспечение на информацию |
3.Убрать пеленку с ростомера Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Измерение роста ребёнка старше года
Цель: оценить физическое развитие.
Показания: — наблюдение за динамикой физического развития;
— выявление заболеваний, сопровождающихся изменением роста.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
— вертикальный (станковый) ростомер;
— резиновые перчатки;
— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
— бумажная салфетка одноразового применения;
— бумага, ручка.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1.Объяснить маме/родственникам цель и ход исследования, получить согласие мамы | Обеспечение права ребенка / родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании |
2.Подготовить необходимое оснащение Откинуть «скамеечку» ростомера | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
3.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши | Обеспечение инфекционной безопасности |
4. Постелить на нижнюю площадку салфетку одноразового применения | Создание комфортных условий ребенку |
Выполнение манипуляции | |
1.Поднять подвижную планку ростомера Предварительно сняв обувь, помочь ребенку правильно стать на площадке ростомера: а) установить 4 точки касания: пятки, ягодицы, межлопаточная область, затылок; б) расположить голову так, чтобы наружный угол глаза и козелок располагались на одной горизонтальной линии Опустить подвижную планку ростомера (без надавливания) к голове ребенка Определить длину тела по нижнему краю планки (по правой шкале делений) Примечание: в возрасте 1-3 лет в качестве площадки ростомера используют его откидную скамеечку, и отсчет длины тела проводят по левой шкале делений | Достижение достоверности результатов исследования |
2. Помочь ребенку сойти с ростомера | Обеспечение безопасности |
Завершение манипуляции | |
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации |
2.Сообщить результат ребенку / маме | Обеспечение права на информацию |
3.Убрать салфетку с ростомера Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Измерение роста сидя детям старшего возраста
Цель: оценить физическое развитие.
Показания: — контроль физического развития детей;
— выявление заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
— вертикальный (станковый) ростомер;
— резиновые перчатки;
— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
— бумажная салфетка одноразового применения;
— бумага, ручка.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1. Объяснить маме / ребёнку цель и ход исследования, получить согласие | Обеспечение права ребенка / родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании |
2.Подготовить необходимое оснащение Опустить «скамеечку» ростомера | Достижение четкости выполнения процедуры |
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обработать скамеечку и шкалу ростомера дезраствором с помощью ветоши | Обеспечение инфекционной безопасности |
4. Постелить на откидную скамеечку салфетку одноразового применения | Создание комфортных условий ребенку |
Выполнение манипуляции | |
1. Поднять подвижную планку ростомера Помочь ребенку правильно сесть на откидную скамеечку ростомера: а) спина ровная, ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом; б) установить 3 точки касания: ягодицы, межлопаточная область, затылок; в) расположить голову так, чтобы наружный угол глаза и козелок располагались на одной горизонтальной линии Опустить подвижную планку ростомера (без надавливания) к голове ребенка Определить длину тела по нижнему краю планки (по правой шкале делений) | Достижение достоверности результатов исследования |
2.Помочь ребенку сойти с ростомера | Обеспечение безопасности пациента |
Завершение манипуляции | |
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации |
2.Сообщить результат ребенку/маме | Обеспечение права на информацию |
3.Убрать салфетку с ростомера Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Измерение окружности головы
Цель: — оценить физическое развитие;
— исключить гидроцефалию.
Показания: — контроль физического развития детей;
— выявление заболеваний, сопровождающихся изменением окружности головы;
— определение соотношения окружностей головы и груди.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
— сантиметровая лента;
— 70% этиловый спирт, марлевая салфетка;
— ручка, бумага.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1. Объяснить маме / ребёнку цель и ход исследования, получить согласие мамы | Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании |
2. Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
3. Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4.Уложить или усадить ребенка | Создание комфортных условий ребенку |
Выполнение манипуляции | |
Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам: а) сзади — затылочный бугор; б) спереди — надбровные дуги. Примечание: следить, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка Определить показатели окружности головы | Достижение достоверности результатов исследования |
Завершение манипуляции | |
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации |
2.Сообщить результат ребенку / маме | Обеспечение права на информацию |
Источник