Измерение длины тела ребенка до 1 года алгоритм
Цель:оценка физического развития ребенка.
Ресурсы:
· горизонтальный ростомер,
· салфетка бумажная однократного применения, пеленка однократного применения (при измерении у детей грудного возраста),
· дезинфицирующее средство ,ветошь,
· бумага, ручка,
· СИЗ,
· КБУ
Алгоритм действия:
1. Провести идентификацию пациента.
2. Объясните маме цель и ход процедуры.
3. Вымыть руки.
4. Подготовить необходимое освещение.
5. Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой к себе.
6. Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветошью.
7. Постелить пеленку(она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки).
8. Провести гигиеническую антисептическую обработку рук.
9. Надеть нестерильные одноразовые перчатки.
10. Ребенка следует уложить на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась теменем к неподвижной планке, верхний край козелка уха и нижнее веко находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка должны быть выпрямлены легким нажатием на колени и прижаты к доске ростомера.
11. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом к голени, подвижную планку ростомера.
12. Определить по шкале длину тела ребенка.
13. Длина тела равна расстоянию между неподвижной и подвижной планками ростомера
14. По шкале определить длину тела ребенка.
15. Убрать ребенка с ростомера.
16. Записать результат.
17. Сообщить результат мама.
18. Убрать пеленку с ростомера.
19. Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором.
20. Записать результат.
21. Сообщить результат маме.
22. Снять перчатки, сбросить в КБУ.
23. Вымыть и осушить руки.
24. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.
Дополнительные примечания: При измерении роста новорожденному в родильном зале медицинский персонал работает в стерильной одежде (маска, халат, перчатки). Для измерения применяют стерильную мягкую ленту. Манипуляция проводится на пеленальном столике.
Документирование:
1. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года.
2. Приказ Министерства здравоохранения РК от 23 апреля 2013 года № 111.
3. Приказ Министерства здравоохранения РК от 24.02.2015 года № 127.
4. Приказ Министерства здравоохранения РК от 28.02.2015 года № 176.
Алгоритм: « Измерение окружности грудной клетки и головы ребенка»
Цель:оценка физического развития ребенка.
Ресурсы:
· сантиметровая лента,
· салфетки, 70% спирт,
· нестерильные одноразовые перчатки.,
· емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь
· история развития ребенка, ручка.
· КБУ.
Алгоритм действия измерение окружности грудной клетки:
1. Провести идентификацию пациента.
2. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры, получите согласие.
3. Вымыть руки.
4. Обработать поверхность пеленального столика ветошью смоченной дезраствором, постелить чистую пеленку.
5. Провести гигиеническую антисептическую обработку рук.
6. Надеть нестерильные одноразовые перчатки.
7. Протереть сантиметровую ленту с 2-х сторон салфеткой смоченной 70% спиртом.
8. Положить или посадить ребенка на пеленальный столик, поднять его руки вверх.
9. Провести сантиметровую ленту сзади по нижним углам лопаток, спереди по соскам ребенка.
10. Опустить руки ребенка, подтянуть ленту и на стыке определить показатель окружности грудной клетки.
11. Занести показатель окружности грудной клетки в историю развития и сообщить маме.
Алгоритм действия измерение окружности головы ребенка:
1. Провести сантиметровую ленту сзади по затылочному бугру, спереди по надбровным дугам.
2. Определить показатель окружности головы на стыке сантиметровой ленты.
3. Занести показатель окружности головы в историю развития и сообщите маме.
4. Снять перчатки, погрузите в КБУ.
5. Вымыть и осушите руки.
Документирование:
1. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года.
2. Приказ Министерства здравоохранения РК от 23 апреля 2013 года № 111.
3. Приказ Министерства здравоохранения РК от 24.02.2015 года № 127.
4. Приказ Министерства здравоохранения РК от 28.02.2015 года № 176.
Алгоритм : « Подмывание ребенка и профилактика опрелостей»
Цель:формирование у ребенка гигиенических навыков чистоплотности.
Ресурсы:
· стерильные ватные шарики,
· салфетки,
· пинцет,
· стерильное растительное масло,
· чистые пеленки, чистую одежду ребенка,
· нестерильные одноразовые перчатки., клеенчатый фартук,
· емкости с дезраствором, ветошь,
· КБУ
Алгоритм действия:
1. Провести идентификацию пациента.
2. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры.
3. Вымыть руки.
4. Обработать поверхность пеленального столика ветошью смоченной дезраствором, постелить чистую пеленку.
5. Открыть кран и отрегулировать температуру воды в пределах 37-38 С.
6. Провести гигиеническую антисептическую обработку рук.
7. Надеть нестерильные одноразовые перчатки.
8. Надеть клеенчатый фартук поверх халата.
9. Положить ребенка на пеленальный столик , распеленать и осмотреть кожу и кожные складки.
10. Положить ребенка на левое предплечье, прислонить голову к левому плечу левой рукой придерживать ребенка за левое бедро.
11. Поднести ребенка к раковине , правой рукой подмыть под проточной водой , девочек подмывать только движениями спереди назад ( сверху вниз ), прикрыть ребенка мягкой пеленкой.
12. Уложить ребенка на пеленальный стол , пеленкой промокательными движениями осушить (особое внимание обратите на кожные складки).
13. Смочить ватный шарик в стерильном растительном масле.
14. Поместить шарик в правую руку , обработать паховые и ягодичные складки.
15. Поместить использованные ватные шарики в КБУ.
16. Снять перчатки , поместить их в КБУ.
17. Использованный пинцет в емкость с дезраствором.
18. Вымыть и осушить руки.
19. Одеть ребенка.
Документирование:
1. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года.
2. Приказ Министерства здравоохранения РК от 23 апреля 2013 года № 111.
3. Приказ Министерства здравоохранения РК от 24.02.2015 года № 127.
4. Приказ Министерства здравоохранения РК от 28.02.2015 года № 176.
Источник
АЛГОРИТМЫ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДИАТРИИ
АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ ТЕЛА РЕБЕНКА (ДО 2-Х ЛЕТ)
(на электронных весах)
Показания: 1) Оценка адекватности питания ребенка
2) Оценка физического развития
Оснащение: 1) электронные весы
2) резиновые перчатки
3) дезраствор, ветошь
4) пеленка
1. Объяснить маме цель исследования.
2. Обработать руки гигиеническим способом, при необходимости надеть резиновые стерильные перчатки.
3. Установить весы на ровной, устойчивой поверхности, подготовить оснащение.
4. Проверить правильность установки весов, обработать лоток дерзраствором и положить на него сложенную пеленку.
5. Отрегулировать весы до нулевой отметки.
6. Уложить ребенка на весы.
7. Зафиксировать показатели и снять ребенка с весов.
8. Записать показатели массы тела в индивидуальной карте ребенка.
9. Убрать пеленку с весов и обработать лоток весов дезраствором..
10. Снять перчатки, сбросить в контейнер и вымыть руки
Примечание!Взвешивать ребенка необходимо натощак, в одно и то же время, после акта дефекации
АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ ТЕЛА У ДЕТЕЙ ДО 1 ГОДА
Показания: Оценка физического развития
Оснащение: 1) горизонтальный ростомер
2) пеленка
3) резиновые перчатки
4) дезраствор, ветошь
1. Объяснить маме цель исследования.
2. Установить горизонтальный ростомер на ровной, устойчивой поверхности, шкалой «к себе», подготовить оснащение.
3. Обработать руки гигиеническим способом, при необходимости надеть резиновые стерильные перчатки.
4. Обработать поверхность ростомера дезраствором и положить на него пеленку, чтобы она не закрывала шкалу.
5. Уложить ребенка на ростомер головой к неподвижной планке и выпрямить ножки малыша легким нажатием на колени.
6. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера и по шкале определить длину тела.
7. Убрать ребенка с ростомера.
8. Записать результат в индивидуальной карточке ребенка, сообщить результат маме.
9. Убрать пеленку с ростомера, обработать его дезраствором, снять перчатки, сбросить в контейнер и вымыть руки.
АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ И ГРУДНОЙ КЛЕТКИ
Показания: 1) Оценка физического развития
2) Подозрение на гидроцефалию
Оснащение: 1) сантиметровая лента
2) 70% этиловый спирт, маршевая салфетка
3) ручка, бумага
1. Объяснить маме цель исследования.
2. Обработать руки гигиеническим способом.
3. Подготовить оснащение, обработать сантиметровую ленту с двух сторон салфеткой, смоченной 70% спиртом и положить или усадить ребенка.
4. Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам:
а) сзади — затылочный бугор;
б) спереди — надбровные дуги;
5. Следить, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка. Определить показатели по ленте.
6. При определении окружности груди, наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам:
а) сзади — нижние углы лопаток;
б) спереди — нижний край околососковых кружков (у девочек старшего возраста — верхний край 4 ребра).
7. Записать результаты в индивидуальную карточку ребенка и сообщить результаты маме.
ПРАВИЛА ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИКЛАДЫВАНИЯ РЕБЁНКА К ГРУДИ
1. Голова и туловище ребенка находятся на одной плоскости.
2. Лицо и тело ребенка обращено к груди матери, нос напротив соска.
3. Тело ребенка находится вплотную к телу матери (живот к животу).
4. Мать поддерживает все тело ребенка, а не только голову и плечи (особенно для новорожденного ребенка).
1. Прикоснуться соском к губам ребенка.
2. Дождаться, когда ребенок широко раскроет рот.
3. Быстро придвинуть ребенка к груди, направив его нижнюю губу под сосок.
1. Подбородок ребенка касается груди матери.
2. Рот ребенка широко раскрыт.
3. Нижняя губа вывернута наружу.
4. Большая часть ареолы видна сверху рта, а не снизу.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОГО КОРМЛЕНИЯ
Цель:Определить количество молока, получаемое ребенком при кормлении грудью
Оснащение:1) набор для пеленания с памперсом
2) электронные или чашечные весы
3) ручка, бумага
4) дезраствор, ветошь
1. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры.
2. Подготовить оснащение
3. Обработать руки гигиеническим способом.
4. Одеть ребенку подгузник (памперс).
5. Подготовить мать к кормлению.
6. Взвесить ребенка и зафиксировать полученную массу тела.
7. Передать ребенка матери для кормления грудью не менее 20 мин (пока ребенок сам не бросит грудь).
8. Повторно взвесить ребенка, не меняя подгузник, зафиксировать результат.
9. Рассчитать количество молока, необходимое ребенку на одно кормление — объемным методом.
10. Оценить соответствие фактически высосанного молока ребенком долженствующему количеству.
Примечание!В течение суток необходимо провести минимум 3 контрольных кормлении — утром, днем и вечером, так как в различное время суток, у матери разное количество молока.
Примечание.
1. Утренний туалет новорожденного начинается с контроля стула ребенка, температуры тела и массы тела.
2. При необходимости нужно ребенку предварительно подмыть половые органы под проточной водой.
3. Элементы утреннего туалета подмываниеиобработка пупочной ранкисмотри отдельно.
Примечание.
1. Гигиеническую ванну проводить желательно 2 человека.
2. Комнатная температура должна быть: для доношенных детей +22+24°С, для недоношенных +23+25°С.
3. Одежда и полотенце должны быть заранее подогреты.
4. Температура воды: для доношенных детей +37+38°С, для недоношенных +38+39°С.
5. Первую гигиеническую ванну проводить после заживания пупочной ранки
6. Не купать сразу после кормления
7. t° воды в ванночке определяется только с помощью термометра (не локтем).
8. В домашних условиях нет необходимости надевать резиновые перчатки и обработать ванночку дезраствором.
Примечание.
1. Размер желудочного катетера зависит от возраста и массы тела ребенка.
2. Недоношенному ребенку до и после кормления необходимо дать кислород.
3. При введении катетера через нос его необходимо зафиксировать с помощью клейкой ленты и не оставлять более 2 суток.
Примечание.
1. Проводить процедуру за 2 часа до купания.
2. Исключить насильственное удаление корочек.
3. Если не все корочки удалены повторить процедуру в течении нескольких дней.
4. Плотно «сидящие на волосах» корочки срезать ножницами вместе с волосами.
ГИПЕРТЕРМИЯ
Гипертермия — это защитно-компенсаторная реакция, благодаря которой, усиливается иммунный ответ организма на болезнь, так как:
1) возрастает бактерицидность крови
2) повышается активность лейкоцитов
3) повышается выработка эндогенного интерферона.
Но необходимо помнить, что лихорадка играет свою защитную роль до определенных пределов. При прогрессивном нарастании температуры увеличивается нагрузка на дыхание и кровообращение (на кажд. t°>37°С — частота дыхания увеличивается на 4 дыхательных движений в мин, а пульс — на 10 ударов в мин), что приводит к повышению поступления кислорода в кровь; но даже такое увеличение кислорода не обеспечивает потребности тканей в кислороде и развивается гипоксия, при которой страдает в первую очередь ЦНС и развиваются судороги. Чаще это происходит при t°- 39°-40°С (индивидуально).
Виды гипертермии:
1) Розовая — теплопродукция равна теплоотдаче. Общее состояние страдает незначительно, кожные покровы розовые, теплые и влажные.
2) Белая — теплопродукция превышает теплоотдачу из-за спазма периферических сосудов. Бледность кожи, озноб, ощущение замерзания, конечности холодные, цианоз губ.
СУДОРОГИ У ДЕТЕЙ
Судороги — непроизвольные мышечные сокращения, вызывающие искажение формы тела и конечностей.
Фебрильные судороги — при высокой температуре.
Афебрильные- в результате родовой травмы, повреждения головного мозга.
Ритмичные судороги — чаще при эпилепсии.
Судороги могут быть локальными и генерализованными (судорожный припадок).
Фазы судорожного припадка:
I. Тоническая —а) внезапная потеря контакта с окружающими;
б) блуждающий взгляд с дальнейшей фиксацией глазных яблок вверх и в сторону;
в) запрокидывание головки;
г) сгибание верхних конечностей и вытягивание нижних.
II. Клоническая —а) подергивание в начале мышц лица, затем туловища,
конечностей с быстрой генерализацией;
б) бледность кожных покровов.
Алгоритм неотложной помощи
1.Уложить ребенка на ровную мягкую поверхность, убрать возможно повреждающие предметы.
2.Расстегнуть стесняющую одежду.
3.Обеспечить доступ свежего воздуха.
4.Между коренными зубами заложить узел салфетки, или шпатель, обернутый ватой или бинтом.
5.Ввести препараты:
— По стратегии ИВБДВ: диазепам вводится ректально, туберкулиновым шприцом без иглы, на глубину 4 см, доза 0,1мл/кг. При неэффективности повторяют через 10 мин.
— В/м или в/в — реланиум: — 0,5% — 0,3-0,5 мл,
с 6-12 мес. — 0,6-1 мл (разовая доза) ИЛИ 25% р-р сернокислой магнезии — 0,2 мл/кг массы или дроперидол — 0,25% р-р — 0,3 мл/год жизни, при в/в введении — в 20% растворе глюкозы
6.Подача кислорода.
7.Выявить причину судорог и постараться устранить ее.
АЛГОРИТМЫ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДИАТРИИ
Источник
Цель:
— оценить физическое развитие ребёнка.
Показания: — наблюдение за динамикой физического развития;
— выявление заболеваний, сопровождающихся изменением роста.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
— горизонтальный ростомер;
— пеленка;
— резиновые перчатки;
— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
— бумага, ручка.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1.Объяснить маме / родственникам цель исследования | Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании . |
2.Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе» | Обеспечение достоверности измерения |
3.Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры |
4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
5.Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши | Обеспечение инфекционной безопасности |
6.Постелить пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки) | Создание комфортных условий ребенку |
Выполнение манипуляции | |
1.Уложить ребенка на ростомер головой к неподвижной планке | Достижение достоверности результатов исследования |
2.Выпрямить ноги малыша легким нажатием на колени Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера По шкале определить длину тела ребенка | Обеспечение достоверности измерения |
3.Убрать ребенка с ростомера | Обеспечение безопасности пациента |
Завершение манипуляции | |
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации |
2.Сообщить результат маме | Обеспечение на информацию |
3.Убрать пеленку с ростомера Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Измерение роста ребёнка старше года
Цель: оценить физическое развитие.
Показания: — наблюдение за динамикой физического развития;
— выявление заболеваний, сопровождающихся изменением роста.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
— вертикальный (станковый) ростомер;
— резиновые перчатки;
— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
— бумажная салфетка одноразового применения;
— бумага, ручка.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1.Объяснить маме/родственникам цель и ход исследования, получить согласие мамы | Обеспечение права ребенка / родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании |
2.Подготовить необходимое оснащение Откинуть «скамеечку» ростомера | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
3.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши | Обеспечение инфекционной безопасности |
4. Постелить на нижнюю площадку салфетку одноразового применения | Создание комфортных условий ребенку |
Выполнение манипуляции | |
1.Поднять подвижную планку ростомера Предварительно сняв обувь, помочь ребенку правильно стать на площадке ростомера: а) установить 4 точки касания: пятки, ягодицы, межлопаточная область, затылок; б) расположить голову так, чтобы наружный угол глаза и козелок располагались на одной горизонтальной линии Опустить подвижную планку ростомера (без надавливания) к голове ребенка Определить длину тела по нижнему краю планки (по правой шкале делений) Примечание: в возрасте 1-3 лет в качестве площадки ростомера используют его откидную скамеечку, и отсчет длины тела проводят по левой шкале делений | Достижение достоверности результатов исследования |
2. Помочь ребенку сойти с ростомера | Обеспечение безопасности |
Завершение манипуляции | |
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации |
2.Сообщить результат ребенку / маме | Обеспечение права на информацию |
3.Убрать салфетку с ростомера Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Измерение роста сидя детям старшего возраста
Цель: оценить физическое развитие.
Показания: — контроль физического развития детей;
— выявление заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
— вертикальный (станковый) ростомер;
— резиновые перчатки;
— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
— бумажная салфетка одноразового применения;
— бумага, ручка.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1. Объяснить маме / ребёнку цель и ход исследования, получить согласие | Обеспечение права ребенка / родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании |
2.Подготовить необходимое оснащение Опустить «скамеечку» ростомера | Достижение четкости выполнения процедуры |
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обработать скамеечку и шкалу ростомера дезраствором с помощью ветоши | Обеспечение инфекционной безопасности |
4. Постелить на откидную скамеечку салфетку одноразового применения | Создание комфортных условий ребенку |
Выполнение манипуляции | |
1. Поднять подвижную планку ростомера Помочь ребенку правильно сесть на откидную скамеечку ростомера: а) спина ровная, ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом; б) установить 3 точки касания: ягодицы, межлопаточная область, затылок; в) расположить голову так, чтобы наружный угол глаза и козелок располагались на одной горизонтальной линии Опустить подвижную планку ростомера (без надавливания) к голове ребенка Определить длину тела по нижнему краю планки (по правой шкале делений) | Достижение достоверности результатов исследования |
2.Помочь ребенку сойти с ростомера | Обеспечение безопасности пациента |
Завершение манипуляции | |
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации |
2.Сообщить результат ребенку/маме | Обеспечение права на информацию |
3.Убрать салфетку с ростомера Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Измерение окружности головы
Цель: — оценить физическое развитие;
— исключить гидроцефалию.
Показания: — контроль физического развития детей;
— выявление заболеваний, сопровождающихся изменением окружности головы;
— определение соотношения окружностей головы и груди.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
— сантиметровая лента;
— 70% этиловый спирт, марлевая салфетка;
— ручка, бумага.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1. Объяснить маме / ребёнку цель и ход исследования, получить согласие мамы | Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании |
2. Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
3. Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4.Уложить или усадить ребенка | Создание комфортных условий ребенку |
Выполнение манипуляции | |
Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам: а) сзади — затылочный бугор; б) спереди — надбровные дуги. Примечание: следить, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка Определить показатели окружности головы | Достижение достоверности результатов исследования |
Завершение манипуляции | |
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации |
2.Сообщить результат ребенку / маме | Обеспечение права на информацию |
Источник