История развития ребенка с аутизмом

История развития ребенка с аутизмом thumbnail

История развития ребенка с аутизмом

Планирование рождения ребёнка, ожидание его, роды, первые дни жизни – это всё так волнительно и очень ответственно. Когда рождается ребёнок с каким-либо заболеванием, мамы начинают вспоминать каждый день своей беременности, чтобы найти ответы на вопросы: Почему это произошло? Можно ли было избежать? Что делать?

Я не исключение. Когда стало ясно, что сын Женечка родился с аутизмом, все эти вопросы задавала сама себе и врачам на каждом приёме. Ответить на них я не смогла, как и врачи. И всё же, почему это могло произойти?

Причин могло быть несколько: протекание беременности, прививка, или просто такое стечение обстоятельств.
Начнём с самого начала, с беременности. Старшему сыну уже было 4 годика, когда собралась родить второго ребёнка. Мы с мужем работали на нефтеналивном танкере, я в должности старшего помощника капитана. Работа очень сложная, ответственная (даже опасная), с ночными вахтами, морскими качками. Первые 3 месяца беременности я провела на танкере, чувствовала себя хорошо, поэтому решили доработать навигацию. Да и дождаться замену было невозможно, кадров не хватало.

Нервное перенапряжение, физические нагрузки, токсичные газы от нефтепродуктов – всё это могло повлиять на развитие плода в самый важный период. Но точной причины появления этого заболевания не установлено в медицине до сих пор.

На восьмом месяце беременности, находясь уже в декретном отпуске, я начала оформление документов на покупку дома. Это было сделать непросто, пришлось целый месяц выбивать ссуду в пароходстве. Расстройств и слёз было целое море. В итоге за 20 дней до родов мне пришлось переезжать в свой дом. Огромное спасибо друзьям, которые помогли с переездом, потому что муж в это время был в рейсе в море.

Физически я себя чувствовала хорошо, за делами иногда даже забывала, что мне надо быть осторожной. Роды прошли тоже без осложнений. Весь день я пекла куличи, красила яйца, готовилась к Пасхе. Ночью начались схватки, и в 5 часов утра на Пасху родился сыночек. Кормить принесли сразу, кушал хорошо и был очень спокойный, не плакал.
Выписали нас на пятый день, без осложнений. Всю ночь ребёнок спал, только утром проснулся покушать, очень спокойно себя вёл. Это радовало, потому что одной с двумя маленькими детьми справляться сложно.

Первое необычное замечание сделала патронажная сестра, которая через день пришла проверить состояние малыша. Она собиралась посмотреть и послушать ребёнка, а он так внимательно, серьёзно смотрел ей в глаза, что медсестра спросила:
– Ой! Что он так внимательно смотрит на меня?

Только через 5 лет, закончив факультет практической психологии, я узнала, что это один из симптомов детей с аутизмом – внимательный взгляд с самого рождения. Но, ни медсестра, ни врачи об этом не сказали (скорее всего, они и сами об этом не знали).

Ответить на вопросы: «Почему так произошло? Можно ли было это избежать?» не смогли ни врачи, ни я сама.
Следующий вопрос более нужный и важный: «Что делать?»

В младенчестве с сыночком не было никаких проблем, он был спокойным, хорошо спал, не капризничал. В развитии не отставал, даже наоборот, раньше времени осваивал все необходимые действия: сидеть, брать игрушки, ходить, собирать пирамидку.

На что можно было обратить внимание, так это на привязанность к определённой игрушке (например, не выпускал из рук машинку или мягкого мышонка). С этой игрушкой он мог находиться весь день и ложиться с ней в постель. Ещё часто подолгу мог качаться на качельке, совершать монотонные повторяющиеся движения. Тогда казалось, что для маленького ребёнка это нормально.

Волноваться я начала в тот момент, когда Женя в 1,5 года не произносил ни одного слова. Врачи в голос твердили: «Взгляд умненький, в развитии не отстаёт, заговорит». Но он не заговорил. В 3 года я попробовала показать Жене алфавит, написала все буквы, назвала их. Ожидала, что может быть запомнить несколько букв. На следующий день стала называть буквы и просила их показать. Женя без ошибок показал все! За один день он выучил весь алфавит! Но буквы он мог показать или написать, а разговаривать так и не начал. Мы с ним много читали книг, использовали развивающие игры, придумывала сама разные занятия, но речь не развивалась.

Многие привязанности казались странными: сын мог не давать снять любимую футболку или штанишки. Иногда приходилось укладывать его спать, и уже с сонного снимать одежду, чтобы постирать. Утром Женя первым делом бежал за своей футболкой, мог даже сырую натянуть её на себя.

Кроме такой привязанности к вещам, можно было отметить его способность заниматься монотонными делами. Он мог часами сидеть и собирать из деталей конструктора «Лего» поделки или играть с машинками, рассматривать их колёса, детали. В таких ситуациях звать Женю было бесполезно, он как-будто не слышит, не отвлекается. Но слух проверили, всё было в норме. А врачи всё повторяли:

– Отклонений в развитии нет, взгляд умненький, всё будет хорошо, заговорит.

Это меня немного утешало, но в душе я чувствовала, что что-то с моим ребёнком не так. Чтобы лучше разбираться в происходящем, поступила на факультет практической психологии. Стала больше разбираться в проблемах детей, поняла, что многие симптомы указывают на аутизм.

Сейчас много информации про это заболевание, занимаются такими детьми, разрабатывают особые программы для их реабилитации. А в конце 90-х об этом мало кто знал, врачи кроме ЗПР ничего другого в диагнозе не ставили. И посоветовать ничего не могли, у меня спрашивали, как я занимаюсь с малышом, какие методики использую, что ещё придумала для развития. Я рассказывала, делилась опытом, потому что часто врачи говорили: «У нас первый раз такой ребёнок, может ваш опыт кому-нибудь пригодится».

Я сама придумывала методики развития речи, весь дом был увешен надписями над всеми предметами: это стол, это холодильник, это кровать. Женя мог читать, произнося отрывисто и шепотом слова. Поэтому надписи позволяли хоть как-то развивать речь. Если он что-то хотел, я давала листок бумаги и ручку и говорила: «Женечка, напиши, что ты хочешь?», и сыночек писал: «Пойдём гулять».

Мне даже страшно подумать, что произошло бы, если не было этих каждодневных занятий, развития, упражнений по письму, счёту, огромного количества книг. Время подходило к 6 годам, скоро надо было идти в школы, а врачи в один голос говорили, что обучение невозможно, речь отсутствует почти совсем. Я не сдавалась, я была уверена, что Женечке можно помочь…только КАК?

Почему- то мне очень хотелось показать сыну дельфинов. Я их сама никогда не видела, но они мне казались сверх-существами, способными на многое. И вот однажды, совершенно случайно, по телевизору промелькнула информация о дельфинарии, где лечат детей с ДЦП, аутизмом. Я не сразу поняла, где это, но ухватилась за эту мысль и стала искать любую информацию о дельфинарии. И нашла! Это был шанс! Я так была уверена в положительном результате, никаких сомнений – дельфины помогут! Главное – верить и не опускать руки.

Источник

Очень часто, чтобы лучше понять какое-то явление, нужно изучить историю развития представлений о нем. Это справедливо и для аутизма – сложной болезни, взгляды на которую со стороны медицинского сообщества уже успели несколько раз измениться. Спешу вас заверить: эта статья не является сугубо теоретической, и в ее завершающей части вы найдете важные практические выводы.

Читайте также:  Развитие ребенка 7 лет логическое мышление

История развития научных представлений об аутизме

Лео Каннер — первый человек, предложивший термин «ранний детский аутизм»

Человеком, впервые предложившим термин «ранний детский аутизм» был работавший в США австрийский психиатр Лео Каннер. В 1943 году он опубликовал статью, которая описывала одиннадцать детей «с сильной тягой к одиночеству» и «навязчивым стремлением к неизменности всего вокруг».

В свое время я считал, что Каннер, по сути, невероятно затормозил развитие представлений об аутизме своей теорией «холодных матерей». Эта теория обвиняла в развитии патологического состояния мать, которая, якобы, не уделяет ребенку достаточного внимания, не любит его и пренебрегает своим родительским долгом. Кроме того, Каннер считал аутизм чисто психиатрическим диагнозом, а не общемедицинским состоянием. При этом у восьми из одиннадцати детей наблюдались проблемы с ЖТК, а у некоторых из них были двигательные расстройства.

Прочтя, однако, сами работы доктора Каннера и литературу о нем, я полностью поменял свою точку зрения. Прежде всего, Каннеру приходилось много работать в психиатрических клиниках, и еще в 30-ые годы он опубликовал серьезное исследование на тему психических расстройств у детей. Неудивительно, что, будучи психиатром, он обратил внимание на близкий именно ему аспект болезни.

Что еще интереснее, так это то, что сам Каннер никогда не говорил о «холодных матерях» как главных бесчувственных виновницах болезни. В своей статье он описывал родителей детей с аутизмом как имеющих хорошее образование, но несколько суховатых. Он назвал их «родителями-холодильниками», имея в виду лишь то, что они работали эффективно, но не обладали достаточным теплом и выполняли свои обязанности скорее механистично. Термин же «холодная мать» во всем его пафосе был творчески развит из описаний Каннера другим человеком – Бруно Беттельгеймом, историком искусств, который переучился на врача.

Должен также отметить, что Каннер приложил все усилия к тому, чтобы максимально объективно описать физическое состояние всех своих пациентов с аутизмом. Среди прочего, в качестве одного из ранних признаков раннего детского аутизма он отмечал «активную, выраженную подготовку ребенком тела — как реакцию на то, что его берут на руки». Это наблюдение о застывании и «деревянности» тела отсутствует во многих современных опросниках, что лишний раз говорит о том, что никогда нельзя недооценивать значение классических работ.

Также уже из самой первой статьи Каннера современный читатель может оценить влияние окружающей среды на развитие аутизма. Родители пяти его самых первых пациентов работали с вредными химическими веществами (трое из них – со ртутью).

Далеко не всегда первое предположение бывает верным, и ошибаться доводилось многим великим умам. Факт остается фактом: доктор Лео Каннер был первым человеком, по-настоящему профессионально подошедшим к лечению аутизма. Жаль, что у меня нет возможности обсудить с ним сегодняшнее положение дел в лечении РАС – уверен, он мог бы нам помочь.

До 60-х годов аутизм как  болезнь мало кого интересовал и заботил. Он встречался в количестве одного случая на 5-10 тысяч человек. Психиатры возлагали вину на плохую родительскую заботу, а неврологи полагали, что аутизм – это раз и навсегда закрепившееся состояние головного мозга.

Это обрекало страдавших аутизмом детей на умственную отсталость и весьма неприглядное существование. Хотя, по современным оценкам, не менее чем половине из них можно было бы эффективно помочь теми методами, которые существуют сегодня.История развития научных представлений об аутизме

Бернард Римланд, отец ребенка с РАС: «Обвинять родителей в аутизме ребенка — антинаучно!»

В 1964 году доктор Бернард Римланд, отец ребенка с РАС, опубликовал книгу где открыто заявил о том, что обвинять родителей в аутизме их детей – антинаучно. В своих исследованиях Римланд зафиксировал, что аутизмом стали болеть в шестьдесят раз чаще, чем раньше. Этот рост он пытался объяснить воздействием внешних факторов, которые он видел во ртути и вакцине от кори. Его обвинения в адрес производителей вакцин, однако, не подтвердились статистически, что повредило репутации врача.

Среди прочих интересных фактов, именно доктор Римланд стал главным научным советником на съемочной площадке фильма «Человек дождя». Познакомившись с работами Римланда, доктор Каннер признал свою ошибку и изменил свою точку зрения на аутизм в части влияния «родителей-холодильников».

Бруно Беттельгейм — бессовестный творец химеры «холодной матери»

В 70-ые годы стало появляться все больше подтверждений того, что неизвестные пока факторы окружающей среды действуют на организм особенно восприимчивых детей и приводят их к аутизму.

Но, к сожалению, доктор Бруно Беттельгейм, о котором я уже упоминал, везде и повсюду говорил о «холодных матерях». Проведший почти год в нацистских концлагерях, Беттельгейм много выступал на телевидении, где иллюстрировал свою теорию рассказами о творимых в Третьем Рейхе зверствах. Его выступления – это классический случай, когда форма побеждает содержание. Талант рассказчика в данном случае преградил путь науке. Многие профессиональные ученые не выдержали такого яростного напора и отказались от изысканий, поверив в то, что причина аутизма состоит в родителях и только в них.

Некоторые исследователи заявляют, что Беттельгейм шел на прямой подлог  и часто просто придумывал «медицинские случаи», которые могли бы подтвердить его воззрения. В престарелом возрасте он страдал депрессией и покончил жизнь самоубийством.

(!) В конце концов, теории Беттельгейма развенчала сама жизнь. Конечно, можно предположить, что одна из пяти тысяч матерей не любит своего ребенка. Но когда заболеваемость РАС поднимается до 1-1,5% от всех детей, это никак нельзя объяснить «бесчувственным избеганием материнского долга».

На пороге 21-го века: «Аутизм Спикс» и Марта Херберт

К началу 21-го века аутизм стал принимать характер настоящей эпидемии. В это время стали оформляться две альтернативные теории аутизма:

  1. Одна из них, финансируемая фондом «Аутизм Спикс», делала ставку на генетические исследования.
  2. Другие исследователи – ведомые доктором Мартой Херберт – применяли более общий подход.

Результатом генетического анализа должно было бы стать выявление ответственного за аутизм гена (или набора генов). На это были потрачены внушительные ресурсы, но труды ученых до сих пор не увенчались значительным успехом. Очевидно, что генетика имеет значение – мальчики болеют аутизмом чаще девочек, и не редкость случаи, когда аутизм в той или иной степени присутствует и у родителей (или дедушек и бабушек), и у детей. Кроме того, отмечается корреляция между возрастом родителей и заболеваемостью аутизмом у их отпрысков.

Марта Херберт: «Аутизм — болезнь всего организма, но утраченные функции можно восстановить!»

Теорию о факторах среды выдвинула выпускница Гарварда  Марта Херберт. Она одной из первых стала говорить о том, что аутизм – это болезнь всего организма, а не одного лишь мозга. Эта точка зрения получает все больше сторонников.

Доктор Херберт впервые упорно утверждала, что различные биомедицинские проблемы (здоровье кишечника, аллергия, нехватка витаминов и микроэлементов, плохой сон) вносят свою лепту в общее состояние больного аутизмом, и, если свести к минимуму идущие в организме воспалительные процессы, то симптомы аутизма становятся менее выраженными. Также Марта Херберт верит в возможность восстановления утраченных функций – что, безусловно, дает надежду родителям детей с РАС.

Какова же практическая ценность ее теории? Этот подход требует от родителей и врачей обратить особенное внимание на то, что происходит с пациентом в целом:

  • Каким воздухом дышит пациент
  • Какую воду он пьет
  • Что он ест
  • Какие медикаменты принимает
Читайте также:  Авторы книги по развитию ребенка

Нужно пройти тщательную проверку здоровья всех систем организма и найти источники воспаления.

В дальнейшем от взрослых участников лечения ребенка с аутизмом потребуется гибкость мышления во многих вопросах:

  • Например — о глютене и казеине. Даже если непереносимость глютена не является исходной причиной аутизма, употребление в пищу хлеба может способствовать ухудшению состояния пациента, загоняя его в порочный круг болезни, которая раскручивает саму себя.
  • Или о постоянно голодающем мозге: нужно насытить организм недостающей ему энергией (= аминокислотами, витаминами, минералами).
  • Или о нейропластичности мозга: нужно заниматься обучением пациента и делать ставку на формирование у него в мозгу новых нейронных связей.

Увы, до сих пор многие неврологи и педиатры верят в то, что РАС – это раз и навсегда сложившееся генетическое расстройство. Биомедицинскому направлению еще предстоит доказать действенность своего инструментария. Тем не менее, множество докторов по всей Америке на практике видят результаты применения биомедицинских протоколов. Я убежден, что преодоление сложившейся в традиционной медицине инерции мышления – это всего лишь вопрос времени.

Скорее всего, нас ожидает группировка одного большого «зонтичного» диагноза на медицинские подтипы, которые будут более точно учитывать индивидуальные особенности пациентов. Для лечения каждого такого типа будут использоваться стандартные протоколы. Как и всем вам, мне очень хочется видеть свет в конце длинного темного тоннеля.

Автор: доктор Брайан Д. Уделл,
Флорида, США

Источник:

  • https://www.theautismdoctor.com/autism-and-the-environment-part-1-the-early-years/
  • https://www.theautismdoctor.com/autism-and-the-environment-part-2-the-last-century/
  • https://www.theautismdoctor.com/autism-and-the-environment-part-3-the-present/

Источник

Аутизм (от греч. autos—сам) представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира. Впервые термин «аутизм» был использован немецким психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 г. для обозначения симптома у взрослых больных, страдающих шизофренией, который проявляется в виде ухода человека от внешней реальности в мир собственных фантазий.

Несмотря на то, что этот термин употребляется во всем мире и по сей день, следует отметить, что современное понимание аутизма существенно отличается от первоначального клинического определения, предложенного Блейлером. В зарубежной психиатрии аутизм рассматривается в поведенческом плане как уход от действительности в мир внутренних переживаний, как сознательное или бессознательное защитное приспособление против душевной боли, дающее человеку возможность избежать непосильных для него требований окружающей среды.

Подход к определению аутизма в отечественной психиатрии также характеризуется некоторой неоднозначностью. Так, В. П. Осипов определял аутизм как «разобщенность больных с внешним миром» [Осипов, 1923]. В. А. Гиляровский рассматривал его как своеобразное нарушение сознания самого «Я» и всей личности, нарушение адекватных установок к окружающему миру. Автор подчеркивал, что больные аутизмом замкнуты и отчуждены от всего остального мира [Шляровский, 1928].

На протяжении столетия термин «аутизм» использовался в психиатрии достаточно широко, выступая в качестве обозначения и отсутствия у человека потребности в совместной деятельности, и замкнутого образа жизни, и болезненного погружения в свои мысли, нарушения самосознания и, кроме этого, способа психологической защиты.

До сих пор не существует однозначного представления о том, что же такое «аутизм» и каковы его основные характеристики.

Проблема аутизма тесно связана с проблемой общения — базовой категории психологической науки, изучение которой достаточно широко представлено в психологии [Ломов, 1984]. Опираясь на общепсихологические принципы категории общения, В. Е. Каган предложил определение аутизма, на наш взгляд наиболее точно отражающее его сущность [1981, с. 12]: аутизм — это психопатологический синдром, который характеризуется недостаточностью общения, формируется на основе первичных структурных нарушений или неравномерности развития предпосылок общения и вторичной утраты регулятивного влияния общения на мышление и поведение. Под предпосылками общения понимаются:• возможность адекватного восприятия и интерпретации информации;

• достаточность и адекватность выразительных средств общения;

• взаимопонимание с его регулирующим влиянием на мышление и поведение;

• возможность адекватного планирования и гибкого варьирования поведения, выбора способа и стиля общения.

Таким образом, аутизм рассматривается как отклонение в психическом развитии личности, главными проявлениями которого являются нарушение процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми.

Аутизм, возникший у ребенка в раннем возрасте, называется ранним детским аутизмом (РДА). Это особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушений коммуникативного поведения, эмоциональных отношений ребенка с окружающим миром. Основной признак РДА — это неконтактность ребенка, которая может обнаруживаться уже на первом году жизни, но особенно четко проявляется в возрасте 2—3 лет.

В настоящее время существует много теоретических подходов к пониманию раннего детского аутизма. Для того чтобы лучше познакомиться с ними, необходимо обратиться к истории изучения проблемы раннего детского аутизма в зарубежной и отечественной психиатрии и психологии.

В. М. Башина выделяет четыре основных этапа в становлении изучения данной проблемы.

Первый, донозологический, период конца XIX — начала XX века характеризуется несколькими упоминаниями о детях с выраженным стремлением к одиночеству и уходом от взаимодействия с Окружающим миром. В медицинской литературе того времени можно встретить отдельные описания аутистического поведения детей в связи с врожденными церебральными расстройствами, умственной отсталостью. Особый интерес представляют работы доктора Э. М. Итара (Е. М. Itard), который описал историю дикого мальчика Виктора, пойманного в лесах Аверона в возрасте 11—12 лет и до этого не общавшегося с людьми. С помощью специальных методов обучения Виктору существенным образом удалось развить свое социальное поведение.

Второй, так называемый доканнеровский, период приходится на 1920—1940-е годы. На протяжении этих лет предпринимались первые попытки системного подхода к изучению проявлений аутизма в детском возрасте. Были описаны аутистические состояния у детей в клинике детской шизофрении, психозов, нарушений, имеющих в своей основе органические поражения или недоразвитие центральной нервной системы [Гуревич, 1932; Сухарева, 1925; Симсон, 1929; Озерецкий, 1938; Осипова, 1940 и др.]. Авторы исследовали этиологию и патогенетические факторы, проводили классификацию аутистических состояний у детей — в основном при ранней детской шизофрении. Кроме клинических исследований, в тот период осуществлялись клиникопсихологические и психологические исследования когнитивных процессов у детей, страдающих шизофренией [Бобкова, 1936; Выготский, 1932, 1934; Соловьева, 1936; и др.].

Третий, каннеровский, период — с 1943 по 1979 год — ознаменовался выходом в свет основополагающих работ по аутизму Л. Каннера [Kanner, 1943] и Г. Аспергера [Asperger, 1944].

Американский детский психиатр Лео Каннер первым описал синдром раннего детского аутизма в 1943 году. Автор наблюдал 11 детей, у которых в течение первых лет жизни отмечалась замкнутость, отгороженность от окружающего мира. Эти дети не воспринимали других людей, избегали зрительного контакта, не проявляли внимания к социальной стороне жизни, частично или полностью не могли овладеть коммуникативной речью, постоянно повторяли одни и те же стереотипные движения или слова. Характерными для них были также персеверации, любимые ритуалы, нарушать которые мог только сам ребенок. Каннер назвал эти расстройства ранним инфантильным аутизмом («early infantile autism»). В качестве основной черты аутизма он выделил «проявление с самого начала жизни неспособности детей соотносить себя обычным образом с людьми и ситуациями» [Kanner, 1943, р. 242]. Каннер отмечал, что для этих детей характерно крайнее аутистическое одиночество, заставляющее их замыкаться в себе, игнорировать внешний мир и отвергать все, что происходит вокруг них. Учитывая то, что такие состояния наблюдаются у детей в раннем возрасте, Каннер пришел к выводу, что причиной аутизма является врожденная неспособность к установлению близких отношений с другими людьми. Отдельное внимание автор уделил описанию родителей детей-аутистов. Он охарактеризовал их как педантичных интеллектуалов, холодных и отстраненных в отношениях с другими людьми. Несмотря на то что Каннер рассматривал аутизм прежде всего как врожденное психическое расстройство, он отмечал, что оно является во многом защитной реакцией ребенка на холодную, интеллектуальную «враждебность» родителей, проявляющуюся в неправильном воспитании, в отчуждении ребенка «холодной» матерью. То есть аутистические проявления у ребенка автор рассматривал и как своеобразную форму психологической защиты [Kanner, 1943].

Читайте также:  Развитие горла у ребенка

Независимо от Л. Каннера, австрийский педиатр Ганс Аспергер описал состояние, названное им аутистической психопатией. Автор отмечал необычайно раннее речевое развитие у детей, когда, речь появляется прежде, чем ребенок начинает ходить. У этих детей наблюдалось своеобразное использование языка, необычные интонации, словотворчество. Также как у детей, описанных Каннером, у детей, наблюдавшихся Аспергером, отмечались неспособность создавать полноценный зрительный контакт, бедность мимики и жестов, моторная неловкость, дисгармоничные, угловатые движения. В играх и увлечениях для них характерны тенденции к стереотипии и привычным действиям. Аспергер подчеркивал существенную роль генетических факторов в возникновении данного расстройства. Между тем в прогностическом плане синдром Аспергера, названный в честь описавшего его исследователя, рассматривается как более благополучный: у детей и подростков с синдромом Аспергера хотя и имеются нарушения коммуникативной речи, они не выражены так сильно, как у детей с синдромом Каннера. Кроме того, у них не наблюдается грубых интеллектуальных нарушений. Вследствие этого в психиатрии синдром Аспергера рассматривают как своеобразное личностное расстройство [Asperger, 1944].

В России первое описание аутизма в детском возрасте было представлено С. С. Мнухиным в 1947 году, который выдвинул концепцию органического, то есть обусловленного органическим поражением центральной нервной системы, происхождения РДА. Как отмечает В. Е. Каган, к 1960-м годам сложился своеобразный «аутистический бум»: аутизму посвящались монографии, специальные выпуски периодической литературы, многие проблемы рассматривались «через призму раннего детского аутизма» [Каган, 1981, с. 9].

В конце 1960-х — начале 1970-х годов появились работы отечественных авторов, в которых была представлена аргументированная критика расширительной диагностики раннего детского аутизма в западной психиатрии. Среди этих работ особое место занимают исследования Ленинградской школы детских психиатров под руководством С. С. Мнухина. В статье под названием «О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей», опубликованной в 1967 году в «Журнале невропатологии и психиатрии», С. С. Мнухин.А. Е. Зеленецкаяи Д. Н. Исаев на основе пятилетних наблюдений за 44 детьми в возрасте от 2 до 14 лет показали отличительные признаки детей с синдромом Каннера [1967, с. 1501—1506]:

• ослабление либо полное отсутствие каких-либо контактов с окружающей средой;

• отсутствие ясных интересов и адекватных эмоциональных реакций, целенаправленной деятельности;

• неспособность к самостоятельному психическому напряжению;

• своеобразное развитие речи, которое проявляется в отсутствии ее прямого социального назначения, информативной роли и в наличии эхолалий и персевераций;

• своеобразие движений, когда «отдельные движения часто легки и ловки, но формул движения, двигательных навыков очень мало, из-за чего дети эти обычно беспомощны, долго не научаются одеваться, нуждаются в обслуживании».

Авторы выделили основные симптомокомплексы раннего детского аутизма. Это снижение психического, или «витального», тонуса; ослабление или отсутствие способности к психическому напряжению и целенаправленной активности.

Одним из самых существенных симптомов авторы, вопреки мнению Каннера, посчитали «изначальное очень явное, необычно разительное ослабление инстинктивных или безусловно-рефлекторных реакций — ориентировочных, пищевых, самозащиты и др.». Отсутствие этих реакций делает поведение детей «…аморфным, хаотичным, дезорганизованным, а их самих — практически беззащитными и беспомощными» [там же]. По мнению авторов, объяснить аутизм ребенка только патологией личности родителей, отсутствием контактов между родителями и ребенком, отрицательными воспитательными влияниями, распадом семьи и т. п. невозможно. В своей работе, представляющей результаты одного из первых отечественных клинических исследований раннего детского аутизма, С. С. Мнухин с соавторами поставили под сомнение использование только метода психотерапии в коррекции аутистических тенденций у детей, а подчеркнули необходимость комплексного подхода к данной проблеме.

Исследователи обратили внимание на особенности интеллектуального развития детей с РДА. «Мы полагаем, — пишут они, — что «детский аутизм» представляет собой своеобразную разновидность психического недоразвития, при которой на передний план выступают аффективно-волевые нарушения, шизоформный характер поведения, обусловленный преимущественным недоразвитием активирующих, «энергозаряжающих» систем ствола мозга. Это вовсе не означает, что в интеллектуальном отношении дети эти вполне нормальны. Наоборот, среди наших больных не было ни одного интеллектуально полноценного, но, во-первых, структура интеллектуального дефекта у них качественно иная, чем в других случаях «истинной» олигофрении, во-вторых,; интеллектуальная недостаточность у них «перекрывается» обычно грубыми нарушениями личности и поведения. У большинства этих больных выявляются конкретное, «регистрирующее» мышление, длительная неспособность овладеть навыками чтения, письма и счета, временными и пространственными представлениями, операциями, состоящими из ряда последовательных актов (перечисление дней и месяцев в прямом и обратном порядке и др.), длительная дезориентировка в сторонах тела. Все эти нарушения нередко маскируются хорошей памятью, способностью «попугайно» воспроизводить сложные отрывки из речи окружающих, хорошей речью, часто отличным музыкальным слухом, склонностью к фантазированию» [Мнухин, Зеленецкая, Исаев, 1967, с. 1501].

Исследования московских психиатров М. Ш. Вроно и его сотрудников привели к выводу о неоднородности синдрома Каннера и преимущественном отношении его к шизофрении. Авторами было обследовано 300 больных с детской шизофренией, из них 32 больных с синдромом Каннера. Однако при динамическом обследовании только у 9 наблюдался «истинный синдром Каннера», а в ходе катамнестического наблюдения количество этих больных сократилось до 8 человек. В связи с этим авторы подчеркивали необходимость дифференциальной диагностики аутизма от аутистических состояний, возникающих у ребенка после приступа шизофрении [Вроно, Башина, 1975].

В этот период появилось значительное количество работ по исследованию физиологических, биологических, психологических аспектов раннего детского аутизма. Однако можно говорить о том, что клинической определенности данной проблемы на тот момент достигнуть не удалось, что четко прослеживалось во взглядах отечественных и зарубежных исследователей на этиологию РДА. Многие авторы подчеркивали полиэтиологичность РДА, связывая его происхождение с генетическими и органическими причинами, с последствиями нарушения симбиоза между матерью и ребенком, нарушениями адаптационных механизмов у незрелой личности [Mahler et al., 1959; Nissen, 1963; Rutter, 1979; и др.]. В эти же годы были описаны аутистические симптомы в клинике больных фенилпировиноградной олигофренией, при Х-ломкой хромосоме, синдроме Ретта и др.

Особое значение в тот период имели первые отечественные клинико-психолого-педагогические исследования раннего детского аутизма. Впервые в нашей стране была создана специальная экспериментальная группа при клинической лаборатории Института дефектологии АПН СССР под руководством профессора К. С. Лебединской, которая в течение четырех лет занималась клинико-психологическим изучением детей с РДА и разработкой методов психолого-педагогической коррекции. Результаты многолетней работы были отражены в сборнике научных трудов НИИ дефектологии под редакцией Т. А. Власовой, В. В. Лебединского и К. С.Лебединской [1981]. Впервые на основе комплексного клинико-психологического исследования авторами были разработаны дифференцированные методы психолого-педагогической коррекции детей с аутизмом с учетом этиологии и степени тяжести РДА, а также прогностические оценки.

В 1981 году вышла в свет первая отечественная монография по раннему детскому аутизму В. Е. Кагана. В своей работе автор обобщил исследования зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме, предложил клиническое определение аутизма, выделил дифференциально-диагностические критерии раннего детского аутизма, отграничивающие его от других, сходных, нарушений психики ребенка. Особое внимание В. Е. Каган уделил комплексному клинико-психологическому подходу к данной проблеме, лечебно-реадаптационной работе с детьми с РДА,