История развития международной защиты прав ребенка

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпевало значительные изменения. В первобытнообщинном обществе оно не особенно отличалось от отношения животных к своим детенышам. Затем долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины. В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, а после этого возраста – как к взрослым, и приучали их к нелегкой жизни зрелого человека той поры. Фактически, ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого [3].

Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно. Губительные последствия Первой мировой войны в отношении гражданского населения и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки вызвал необходимость, со стороны, Лиги Наций создать в 1919 г. Комитет детского благополучия, который рассматривал права детей в основном в контексте мер, которые нужно было принять в отношении беспризорных детей, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности, Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб. В 1923 г. в рамках этой организации была разработана декларация, содержащая основные условия, которым должно следовать общество, чтобы обеспечить соответствующую защиту детей и заботу о них.

В 1924 г. в Женеве Лига Наций на своей 5-й сессии приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый документ международно-правового характера в области охраны прав и интересов детей. Декларация, состоящая из 5 принципов, сформулировала цели международно-правовой защиты детей: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного (пр. 1); голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования (пр. 2); ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии (пр. 3); ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации (пр. 4); ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения (пр. 5) [1].

В Декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны — все человечество должно заботиться о благополучии детей.

Однако окончательно система международной защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Принцип уважения прав человека был закреплен в Уставе ООН. В преамбуле Устава говорилось о решимости народов «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности». В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Устава ООН одной из целей Организации являлось «осуществление международного сотрудничества… в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» путем содействия ООН «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех» [5].

Таким образом, Устав ООН создал правовую основу для формирования механизма международной защиты прав человека, который включает в себя разработку международных стандартов в области защиты прав человека и создание международных контрольных органов за их соблюдением.

Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделение международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью в ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Кроме того, защитой прав детей в отдельных областях занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).

Организацией, которая занимается исключительно детскими проблемами, является Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). ЮНИСЕФ был создан резолюцией Генеральной Ассамблеи 57(1) об учреждении ЮНИСЕФ от 11 декабря 1946 г. В ней было сказано, что Фонд создается для оказания помощи детям в послевоенной Европе. Он должен быть организован и использован в пределах имеющихся в его распоряжении средств, а получающие помощь от ЮНИСЕФ правительства обязаны распределять эту помощь соответственно потребностям и без дискриминации в отношении расы, религии, национальности и политических убеждений. Международная защита прав ребенка в рамках ЮНИСЕФ осуществляется по нескольким направлениям: 1) разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка; 2) создание специального контрольного органа по защите прав ребенка; 3) содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами (имплементационная деятельность); 4) оказание международной помощи через Детский фонд ООН.

Наиболее результативной является нормотворческая деятельность по защите прав ребенка. Она велась по двум направлениям:

1) закрепление прав ребенка в общих декларациях и конвенциях по правам человека либо в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин) или в определенной области отношений (в области семейного, трудового права, образования);

2) разработка деклараций и конвенций, специально регулирующих права ребенка.

Специальным документом, полностью посвященным правам ребенка, стала Декларация прав ребенка. При подготовке Всеобщей декларации прав человека Экономический и Социальный совет предложил Комиссии по правам человека рассмотреть одновременно Всеобщую декларацию прав человека и проект Декларации прав ребенка. В 1946 г. Экономический и Социальный совет решил, что, хотя принципы Женевской декларации должны оставаться применимыми, Объединенные Нации нуждаются в обновленном документе, соответствующем уставным целям Организации Объединенных Наций в области прав человека. И в том же году Социальная комиссия обсуждала возможность разработки декларации. На 6-й сессии Социальной комиссии (1950) был принят проект Декларации под названием «Декларация прав ребенка» [2]. Экономический и Социальный совет в 1950 г. передал проект этой Декларации на рассмотрение Комиссии по правам человека, которая включила вопрос о Декларации прав ребенка в повестку дня своей 13-й сессии (1957). Подготовив проект Декларации на своей 15-й сессии в январе 1959 г., Комиссия представила его 14-й сессии Генеральной Ассамблеи, где он рассматривался Комитетом по социальным, гуманитарным и культурным вопросам. Проект Декларации вызвал острую дискуссию.

Читайте также:  Индивидуальная карта ребенка с нарушением в развитии

Представители СССР и других социалистических стран считали, что провозглашения общих принципов защиты прав детей в Декларации недостаточно и что ее следует дополнить указанием конкретных мер, которые должны быть приняты государствами для содействия осуществлению этих прав. Представители же западных стран подчеркивали, что в Декларации следует перечислить лишь принципы, так как данный документ является не более чем утверждением добрых намерений и носит лишь рекомендательный характер. В результате предложение СССР было отклонено. 20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 1383(14) приняла Декларацию прав ребенка.

Несмотря на продуктивность и многоаспектность нормотворческой деятельности в области защиты прав ребенка, к концу 70-х гг. стало очевидным, что существующие нормы по правам человека уже не являются больше адекватными для того, чтобы отвечать специальным нуждам детей. К тому же со времени принятия Декларации были выработаны новые подходы, касающиеся концепции прав ребенка и методов их защиты. Требовался единый международный документ, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. Таким документом стала Конвенция о правах ребенка [9].

Вопрос о необходимости придания правам детей силы международного обязательства встал при подготовке к проведению Международного года ребенка (1979), главной целью которого было «укрепление осознания особых нужд детей среди общественности и правительств» (резолюция Генеральной Ассамблеи 31/169 от 21 декабря 1976 г.). Тогда, в 1979 г. по инициативе Польши Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке специальной Конвенции о правах ребенка. Однако решение о разработке Конвенции не было таким уж очевидным. С самого начала работы над проектом Конвенции обозначилось политическое противостояние между США и СССР и их союзниками. Первоначальный проект Конвенции, представленный Польшей, почти весь был сфокусирован на экономических, социальных и культурных правах, которые западные страны не признавали как юридически обязательные.

Ожидалось, что они не поддержат проект, и тогда их можно было бы обвинить в том, что они не заботятся о детях. Соединенные Штаты и их союзники ссылались на то, что права детей уже защищены рядом конвенций по правам человека, в том числе и двумя Пактами о правах человека, и что создание специальной конвенции для детей невыгодно, так как иногда специальное обращение может привести к их дискриминации.

В начале 80-х гг. переговоры по поводу Конвенции стали прогрессировать, так как Конвенцию поддержали развивающиеся страны, которые увидели в ней полезный инструмент для поддержки своих требований по поводу глобальной экономической и социальной справедливости. США ответили на эту растущую поддержку предложением новых статей, которые предоставляли детям гражданские и политические права. Они надеялись, что поддерживающие разработку Конвенции страны не согласятся с включением данных прав, которые в большинстве этих стран являлись спорными даже для взрослых, что сделает конвенцию менее приемлемой. Но этого не случилось.

В середине 80-х, когда начали происходить перемены в Восточной Европе, «холодная война» подходила к концу, стало возможным продолжать работу над Конвенцией и оказывать повышенное внимание реальной ситуации, сложившейся с защитой прав детей. В это же время в разработку Конвенции активно включились Детский фонд ООН и большое число неправительственных организаций, что значительно ускорило ее принятие [6]. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию о правах ребенка. 2 сентября 1990 г. после сдачи на хранение 20 ратификационных грамот Конвенция вступила в силу.

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция, состоящая из 54 статей [7], охватывает как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия (ст. 1). С принятием Конвенции был введен ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие (ст. 6), на сохранение индивидуальности (ст. 8), на право свободно выражать свои взгляды (ст. 12), на неучастие в военных действиях (ст. 38), на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации (ст. 39).

В Конвенции впервые особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении, чтобы ребенок имел доступ к информации из различных национальных и международных источников (ст. 17). В соответствии со статьей 42 государства-участники обязуются «широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей».

Впервые в истории в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля за выполнением положений Конвенции – Комитет по правам ребенка. Он уполномочен рассматривать периодические (раз в 5 лет) доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции (ст. 44). Кроме того, ст. 45 предусматривает, что Комитет также является координатором международного сотрудничества по выполнению поставленных в Конвенции целей.

Для этого в его работе могут принимать участие Детский фонд ООН, специализированные учреждения, международные неправительственные организации. Еще одно новшество Конвенции — это положение, согласно которому государства должны обеспечить «широкую гласность своих докладов в своих странах» (п. 6 ст. 44) [8].

На начало 1998 г. 190 стран ратифицировали Конвенцию о правах ребенка. Из всех стран, признанных международным сообществом как суверенные государства, только 3 еще не ратифицировали Конвенцию (Сомали, Объединенные Арабские Эмираты, Оман). Конвенция о правах ребенка близка к тому, чтобы стать первым в мире договором по правам человека, который ратифицируют все страны мира.

Конвенция о правах ребенка стала отправной точкой для разработки как региональных конвенций о правах ребенка (в рамках Организации африканского единства в 1990 г. принята Африканская Хартия прав и благополучия детей; Советом Европы разрабатывается Европейская конвенция о правах ребенка), так и конвенций, регулирующих отдельные права ребенка (например, Конвенция 1993 г. по защите детей и сотрудничеству в отношении международного усыновления).

Читайте также:  Картинки для развития зрения 3 месячного ребенка

13 июня 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 года вступила в силу для Российской Федерации как правопреемника. Правительство РФ, подписав международные документы ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей, взяло на себя обязательство не только самому принимать соответствующие акты, но и поощрять правительственные и неправительственные организации в регионах к подготовке программ в интересах детства. [4]

Основным документом в РФ по правам ребенка является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности» [10].

Права ребенка в РФ также закреплены в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Семейном кодексе РФ.

Подводя итог, можно сделать вывод, права ребенка наиболее обоснованно были регламентированы в результате реформ в XX веке, на современном этапе уже практически все государства мира, взяли на себя ответственность за защиту и обеспечение прав детей.

Литература:

1. Бондаренко А. Б. Насилие и права человека сегодня // Вестник МГУ серия 7 Философия, 2004. — №6. С. 20.

2. Всеобщая декларация прав ребенка // Сборник документов по правам человека. 2008.

3. Всеобщая декларация прав ребенка // Сборник документов по правам человека, 2009.

4. Желаннова А. Права ребенка и педагогика// История. – 1997. — № 40. С. 33.

5. Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод человека // Правоведение. — 2004. — №5. — С.18.

6. Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод человека // Правоведение. – 2004. — №5. С.20.

7. Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод человека // ОБЖ, 2004, №5, с.20.

8. Каламкарян Р. А. Концепция права в современном международном праве. // Государство и право, 2008. — №6. —

9. Кравчук Н.В. Порядок защиты прав ребенка. – 2002. — С. 48.

10. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 09.07.1998 г.

Источник

Марковичева Е.В.

Орловский государственный университет,
Россия

История
международной защиты прав ребенка.

Считается, что в XX веке возникло
принципиально иное отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны
заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Толчок к осмыслению
и оформлению прав детей дала первая мировая война. Британский Союз спасения
детей и ее швед­ский аналог «Радда Барнен» совместно с Лигой женщин в1923 г. разработали и предложили к рассмотрению
на Ас­самблее Лиги Наций первую Декларацию прав ребенка.

Этот документ предполагал закрепление
принципов, определяющих основные условия для обеспечения благосостояния
ребенка. В их  число были включены: право
ребенка на жизнь и нормальные условия для развития, в том числе на образование;
первоочередность защиты детей от различных бед­ствий, в том числе от угрозы
войны, от непосильно­го труда, от эксплуатации, от попадания в рабство;
указывалось также, что дети должны воспитывать­ся в сознании значимости и
ценности их вклада для будущих поколений.

В 1924 году Лига наций приняла
декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка
условия для его нормального духовного, физического развития. Впоследствии
упомянутая декларация получила на­звание Женевской, поскольку была подписана в 1924 г. в г. Женеве на 5-й Ассамблее Лиги
Наций. Данная конвенция не просто исторический документ, но фактически первый
международный акт, оказавший влияние на всю эволюцию прав ребенка.

Именно в Женевской декларации впервые
была сформулирована мысль о необходимости особой заботы о детях «ввиду их
физической и умственной незрелости». Это положение в даль­нейшем закреплялось
во многих международных документах. Например, во Всеобщей декларации прав
человека записано, что только «младенчество дает право на особое попечение и
помощь» (статья 25, ч. 2), а в Декларации прав ребенка (1959 г.) приведена более полная формулировка,
почти пол­ностью повторяющая положение Женевской декларации.

Женевская декларация прав ребенка
стимулировала и первые попытки по имплементации международных норм в
национальное законодательтво. В частности,  в Германии в начале 20-х гг. был принят первый
в истории человечества специальный Закон о детях, который действовал на
протяжении нескольких лет. Примечательно, что фашистский политический режим не
отменил данный закон, а просто прекратил его применять.

После за­вершения второй мировой
войны  бы­ла создана Организация Объединенных
Наций, под чьей эгидой разработан и принят ряд серьезнейших документов. Сразу
после окончания второй мировой войны, в 1945 году Генеральная Ассамблея ООН
создает Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). В 1948 году
Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека,
провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества,
со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации
посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Здесь
же было сказано: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться
одинаковой социальной защитой». В 1966 году был принят Международный пакт о
гражданских и политических правах, где повторялось положение о праве семьи на
защиту со стороны общества и государства. А ст. 24 этого Пакта предназначалась
специально для всех детей, имеющих право на такие меры защиты, которые требуются
в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. В
Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом
также в 1966 году, не только повторялись ранее зафиксированные положения, но и
в более широком плане рассматривалась забота о «несамостоятельных детях и их
воспитании». Здесь же обращалось внимание на мероприятия, необходимые для
здорового развития ребенка.

Читайте также:  Развитие выносливости у ребенка способствует

В дополнение к Всеобщей декларации
прав человека, чтобы защитить самых слабых — стариков, женщин и детей были
приняты несколько важных документов. К их числу относятся Декларация прав
ребенка, утвержденная на 14й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 20
ноября 1959 г. При всей своей краткости эта
Декларация предусматривала наиболее важные, имеющие принципиальный характер
правила. Одно из них — равенство прав всех без исключения детей без различия
или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии,
политических и иных убеждений, национального или социального происхождения,
имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого
ребенка или его семьи. Причем здесь не только перечислялись права ребенка как
гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование,
первоочередную помощь и защиту), но и выделялись в качестве самостоятельных
положения, касающиеся его воспитания в семье. Кроме того, малолетний ребенок не
должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть
разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна
лежать обязанность осуществить особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях,
не имеющих достаточных средств к существованию.

Вэтой Декларации была
повторена мысль о «специальной oxране и заботе» по отношению к ребенку и провозглашены  принципы защиты прав детей.. В число подобных
принципов и прав были включены: 
равенство, наилучшее обеспечение интересов ре­бенка; право на имя и
гражданство, на здоровые рост и развитие; особое внимание к детям, имеющим
отклонения в физическом или психическом развитии; право на любовь и понимание,
желательно в семье; на получение образования; 
первоочередность при получении защиты и помо­щи;  защита от небрежного отношения, жестокости и
эксплуатации; от расовой, религиозной или иной дискриминации.

 Таким образом, в Декларации прав ребенка 1959 г. были перечислены все
фундаментальные права ребенка, очерчены области и сферы деятельности, нуждаю­щиеся
в особом контроле. На первый взгляд отпадала необходимость в каких-либо еще
общих мерах, помимо воплощения поименованных принципов в нацио­нальную практику
различных государств. Вероятно поэтому в 1978 г. инициатива группы общественных деяте­лей
Польши о придании правам детей силы норм междуна­родного права вначале была
воспринята несколько скепти­чески. Прозвучавшие возражения против разработки и
при­нятия конвенции сводились к тому, что проблемы детей уже были отражены в
ряде существовавших норм по правам че­ловека, поэтому выделение прав детей в
специальную кон­венцию только повредит соблюдению прав ребенка: особое
отношение к детям может иногда приводить к дискримина­ции.

Дискуссии длились около года. Вскоре
сторонники создания конвенции добились перевеса, а наиболее убеди­тельными
аргументами международные эксперты, входящие в состав  Радда Барнен, по­считали следующие.Во-первых,
на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН были сделаны доклады о серьезных
нарушениях, от которых стра­дали дети: о высокой детской смертности,
недоступности детского здравоохранения, ограниченных возможностях по­лучения
базового образования. Стали известны 
примеры использования детей в секс-бизнесе, на вредных производствах,
обнародованы данные о подро­стках — узниках тюрем, детях-беженцах, жертвах войн
и пр.

Во-вторых, было признано, что
во второй половине XX в. произошли значительные изменения в общественном мнении
относительно психологических потребностей несовершеннолетних детей. Большинство
людей осознало, что интересы детей необяза­тельно должны совпадать с взглядами
родителей или опе­кунов. Кроме того, стало очевидным, что ко многим детям плохо
относятся в их собственных семьях. Четко обозначи­лось явление, получившее название
«садизм в детской», ко­гда детей унижали, избивали, калечили, насиловали и даже
убивали родители и близкие родственники. Недаром с течением времени проблем
у  основанного в Великобритании еще в 1884 г. Национального  общества защиты детей от жестокости не
уменьшается, а прибавляется. И это характерно для многих развитых стран  мира: США, Германии, Японии, России  и др.                      

Наконец, отмечалось, что дети часто
становятся жертвами политического лицемерия. Политики в ходе предвыборных
кампаний обязательно в качестве безотказного довода выдвигают борьбу за
интересы детей, но после победы, как правило, забывают о своих обещаниях.

Было признано очевидным, что суще­ствующие
нормы в области прав человека не адекватны для удовлетворения специфических
потребностей детей. В результате, в 1979 г. в Международный год ребенка
Комиссия по правам человека ООН рассмотрела предложение Польши и утвердила
рабочую группу открытого состава для создания проекта Конвенции ООН о правах
ребенка.

Вся работа над Конвенцией
продолжалась более 10 лет. В 1988 г. рабочая группа представила Комиссии
по пра­вам человека ООН окончательный вариант документа и 20  ноября 1989 г. в тридцатилетие со дня утверждения
Декла­рации о правах ребенка 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН
единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Начиная с этого времени, все
государства, присоединившиеся к Конвенции, брали на себя обязательство к
конкретным мерам, способным серьезно улучшить положе­ние маленьких граждан.

Таким образом, после многолетней
подготовки в 1989 году на свет появилась Конвенция ООН «О правах ребенка».
Конвенция принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения
резолюцией 44/25 Генеральной  Ассамблеи
ООН от 20 ноября 1989 года. Свое продолжение она нашла во Всемирной Декларации
об обеспечении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по
осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития
детей в 90-е годы. Пункты 18-19 этого Плана особое внимание уделяют роли семьи
в жизни, развитии, воспитании ребенка.

В настоящее время именно Конвен­ция о
правах ребенка считается основным документом, в 
котором в соответствии с международными стандартами изложены основные
права детей. Однако очевидно, что уже в обозримом времени данный международный
документ также станет историей и потребуется дальнейшая разработка проблем
защиты прав детей.

Литература:

2.Карташкин В.А. Международная защита прав человека. — М., 1976.

5.Международные акты о правах
человека. Сборник документов. – М., 2000.

6.Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Фонд НАН.- М., 1999.

8.Сорокин С. Конвенция ООН «О правах
ребенка»: Научно-практический комментарий // Российская юстиция. 1999. № 6.

9.Томилов А.Ю. Международно-правовые нормы об опеке и попечительстве
над несовершеннолетними. – Челябинск, 2000.

Источник