Истории развития ребенка с речевой патологией

Учитель-логопед Антипова Наталья Николаевна, учитель-логопед Макеева Марина Олеговна

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1191 Дошкольное отделение Здание №8 (ГБОУ СОШ 1191 ДО Здание №8), г. Москва

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЯ О РЕЧЕВЫХ ДЕФЕКТАХ

С древнейших времен человечество обращало внимание на дефекты речи, что нашло свое отражение в специальных трактатах и религиозном эпосе. Делались попытки отделения речевого расстройств от других аномалий с юридически-правовой целью и для их прогнозирования.

Первые упоминания о речевых дефектах мы встречаем в письменных памятниках народов Древнего Востока и Азии: это древнеегипетский папирус Эдвина Смита, написание которого относят к ХХХ веку до н.э. В нем мы находим первые упоминания о речевом расстройстве, связанном с физической травмой.

Это священная литература древних индусов, таких как «аюрведы», где мы находим описание первых пластических операций по удалению расщелины губы и неба.

Это китайский медицинский трактат «няньцзин» — толкователь важнейших частей врачебной науки (датируется III веком до н.э.). В нем отмечается: «Из врожденных недостатков наиболее часто есть заячья губа». Интересную характеристику он дает голосу китайцев: «Наиболее развитой является гортань, обыкновенно очень выступающая вперед, чему соответствует обыкновенно сильные и звонкие голоса, составляющие особенность китайцев».

В религиозном эпосе народов Древнего Востока и Азии («Библии», «Коране», «Талмуде») встречаются описания чудесных исцелений речевых расстройств. Жрецы стремились даже факту трудной речи придать божественную сверхъестественную окраску и провидение всевышнего.

В «Талмуде» упоминается расстройство речи, похожее на афазию, из юридических соображений в связи с определением степени вменяемости больного. В случаях развода, например, рекомендовалось предложить больному три вопроса и по его ответу (кивком головы) судить о логичности его желания. «Если он качает головой утвердительно или отрицательно, где следует, то пишут разводной акт его жене». Здесь же при определении вменяемости с целью дифференцированного подхода фигурирует глухонемой, немой, слабоумный и просто малолетний. Считался невменяемым глухонемой. Но говорилось, что немой, обладающий слухом, вменяем. Невменяемы душевнобольные или умственно ограниченные и малолетние дети, которые не имеют первых признаков половой зрелости.

В религиозном эпосе мы встречаем примеры немоты, возникшей в результате какого-то нервного потрясения (мутизм?) и излеченной в одном случае испугом (эмоциональный стресс?), а в двух других – молитвой священника (внушение, психотерапия?).

Первые попытки понять и объяснить причины речевых расстройств, их отдифференцировать, наметить пути преодоления встречаются лишь в работах медиков древности. Одно из самых первых упоминаний о речевых расстройствах в литературе Древней Греции мы находим у Геродота (ок. 484 – 425 гг. до н.э.), который описывает своеобразную речь Киренского царя Бата (говорил быстро, невнятно, спотыкался, недоговаривал окончания слов).

Впервые наиболее полно и системно о речевых расстройствах встречаются сведения древнегреческого врача и естествоиспытателя, основоположника медицины Гиппократа (459 – 377 гг. до н.э.). В своих сочинениях Гиппократ пишет о главенствующей роли головного мозга во всей деятельности человека. Он описывает органы и функции слуха и зрения человека, излагает свой взгляд на механизм образования голоса и речи человека, где отдельно определяет роль воздушной струи, языка, артикуляции голоса. Также Гиппократ дает описание отдельных расстройств голоса, речи, слуха и способов их лечения. Лечение это было очень своеобразным (в организме человека должно быть правильное соотношение четырех основных «соков»: крови, слизи, желчи желтой и черной). Одна из заслуг Гиппократа в том, что он рекомендовал при диагностировании и прогнозе любых заболеваний обращать внимание на состояние слуха и речи больного.

Один из самых видных древнегреческих ученых, энциклопедистов Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) видел причину недостатков речи в неправильном строении или недостаточной подвижности органов артикуляции.

Заслуга древнеримского ученого, энциклопедиста и врача Авла Корнелия Цельса (30-25 гг. до н.э. – 40-45 гг. н.э.) в том, что он собрал и сохранил для последующих поколений много произведений древней медицины, оставил некоторые заметки о параличе языка, о прирастании кончика языка к нижней части ротовой полости и о мерах лечения этих случаев. Цельс усматривает причину расстройств речи в нарушении строения или подвижности периферической части речедвигательного механизма и рекомендует в качестве приемов устранения хирургические, терапевтические средства и речевые тренировки.

Древнеримский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален (ок. 130 – 200 гг. н.э.) окончательно устанавливает научную терминологию болезней речи и уже отделяет расстройства голоса и речи, указывая, что первые происходят от «страдания» гортани и мышц ее, а вторая – от поражения языка или окружающих его частей: зубов, губ, твердого и мягкого неба, хоан, уздечки. При этом Гален указывает на зависимость некоторых расстройств речи от поражений центральной нервной системы.

В Средней Азии крупнейшим ученым своего времени был Авиценна (980 – 1037 гг.). В его трудах есть сведения о расстройствах речи и способах их лечения. Он пишет о значении различных органов артикуляции в акте речи, о возможной патологии в их строении и функциях и в связи с этим о возможных речевых расстройствах. На ряду с нарушениями периферической части речевого аппарата Авиценна усматривает возможность поражения и его центральной части, что тоже приводит к различным расстройствам речи. Исходя из таких воззрений на причины речевых расстройств, Авиценна рекомендует и соответствующее их лечение: пускать из сосудов языка кровь, двигательные упражнения для языка, тереть язык нашатырем с сушеным кислым молоком, полоскать горло перцем, горчицей, натирать язык вяжущими лекарствами и т.д. – все это с целью вызвать обильное слюнотечение.

Читайте также:  Подольск центр развития ребенка

В педагогической литературе Древнего Востока упоминаний о расстройствах речи почти не содержится. Лишь у Марка Фабия Квинтилиана (42 – 118 гг. н.э.) о необходимости при воспитании детей следить за тем, чтобы их кормилицы и они сами говорили чисто. Ни анализа речевых нарушений, ни методов их устранения мы не обнаруживаем.

Как же складывались взгляды на речевые нарушения в Древней Руси?

Феодальная раздробленность, разобщенность, постоянные междоусобицы русских князей, многочисленные нападения туземцев, монголо-татарское иго – все это сопровождалось часто бессмысленным уничтожением накопленных культурных и литературных ценностей. Поэтому литературные памятники Руси до XVII века мало сохранились. Но из анализа сохранившихся летописей, словарей, русских пословиц, поговорок, поверий, травников, вертоградов мы узнаем, что в древнерусском языке существовал целый ряд названий-определений, характеризующих недостатки речи. Эти термины создавались либо по описательному признаку (языкоболезньствие, костноглаголивый, костноязычный, неморечивый), либо по созвучности с дефектом: заякливый, гугневый, немый. Расшифруем некоторые определения: гугнявый – говорящий в нос, гнусливый («ноздрями гугняв»); травливый – видимо, порченный; фифлю – шепелявить; заякливый – заикающийся («заякливо бо, рече, есмь и медленноязычен»); немый – лишенный способности говорить («глух еси и нем»); неморечивый, немование – неясная речь, лепет («детское немование»).

У древних славян общепринятого и четкого разграничения разных дефектов речи нет. Но они различали: недостатки слуха и речи (немые и глухие), недостатки звукопроизношения (костноязычие, фофлет), недостатки голоса (гугнявый), недостатки темпа и плавности речи (заякливый), недостатки фразовой речи (немота, немование, гугнивость). В более позднее время появились обозначения дефектов речи: алалыка, лалыка, картавленье (для обозначения недостатков произношения соноров «р», «л»); пришепетывать, шепелявить, сюсюканье (для обозначения недостатков шипящих и свистящих звуков); волчья пасть, заячья губа, изгага (для обозначения физических недостатков периферической части речевого аппарата).

Русские пословицы отражали отношение народа к отдельным компонентам речи: голосу, артикулированию, речевому слуху, темпу речи, фразе. Например: у тебя голосок, что женский волосок; говорит, как из бочки; у него губа, как голенище у сапога; сказал бы и вол, но язык как кол; глухому не шепнешь; глухому двух обедней не служат; говорить – не работать, торопиться не надо; стой, не шатайся, ходи не спотыкайся, говори, не запинайся; лучше ногою запнуться, чем языком; веревка хороша длинная, а речь короткая; во многословии не без пустословия.

Все недуги, в том числе и речевые, связывали с божьим наказанием, с ниспосланием свыше. Большие надежды поэтому возлагались на врачевальные молитвы. Существовал целый ряд суеверий, примет, поверий, связанных с недостатками детской речи и бытовавших в старину: «если у дитяти темечко маленькое, значит, дитя скоро начнет говорить»; «через порог не здоровайся – поссоришься, либо дети немые будут»;  «если кто родится злым человеком, то на того природа кладет особый знак: он или кос, или рыж, или картав, или заика».

Первые попытки объяснить сущность болезней, недугов, речевых расстройств и выбор мер их преодоления были связаны в основном с религиозными взглядами (недуг ниспослан Богом за грехи, надежды на врачевательные молитвы, различные суеверия, приметы, поверья).

Усиление государственной мощи Киевской Руси, затем Московского государства после свержения монголо-татарского ига, развитие культурных связей с другими государствами способствовали накоплению и совершенствованию знаний. В травниках, лечебниках, вертоградах находят отражение взгляды Гиппократа, Аристотеля, Галена, Авиценны на речевые расстройства и на средства их преодоления.

Определенных сведений об общественном положении детей с дефектами речи и о возможных формах организации помощи им обнаружить не удалось. Такие дети относились к числу «убогих» и были потому призреваемы в первую очередь монастырями и церковью. С X века на Руси за церковью официально закреплено дело общественного призрения, но, ввиду большого распространения нищенства на Руси, правительство вынуждено было признать, что благотворительность не может составлять дело одной церкви, а несет в себе залог общественного благополучия. Впервые правительство обсуждает вопрос о благотворительности на Первом Земском Соборе в 1551 году. И хотя для России характерно было в целом гуманное отношение к убогим, эти же самые убогие подвергались нещадной эксплуатации, представляя для монастырей даровую рабочую силу.

Истоки логопедии как науки о речевых расстройствах и методах их преодоления имеют на Руси глубокие корни и своеобразный характер, тесно связаны с социально-экономическим и политическим укладом древних славян.

Развитие культуры и научных знаний в эпоху капитализма в Западной Европе и России существенно коснулось и вопросов воспитания детей. Касаясь разных проблем общего воспитания и обучения подрастающего поколения, мыслители-гуманисты, энциклопедисты, просветители, педагоги и общественные деятели того времени немаловажное значение придавали и проблеме формирования правильной речи, ее роли в воспитании гармонически развитой личности ребенка.

В сочинениях Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, М. Ломоносова, А.Н. Радищева утверждается мысль, что разум и речь – это то, что прежде всего отличает нас от животных. К.Д. Ушинский же впервые подметил другую сторону родного языка, его народность. Он писал, что «в языке одухотворяется весь народ и вся его родина». Ушинский говорил, что в возникновении языка в человеческом обществе первостепенную роль сыграло самонаблюдение человека. Ушинский писал, что если человек хочет выразить другому человеку, что у него происходит в душе, то он должен обратить внимание на сам процесс, происходящий у него в душе, и найти соответствующие знаки или звуки, чтобы его понял слушатель.

Умение ребенка хорошо говорить Коменский, Руссо и другие не рядовые просветители относили к обязательной составной части общего воспитания ребенка. Развитие речи тесно связано с развитием познавательных и умственных способностей. Причем, речь значительно способствует развитию умственных способностей ребенка. Песталоцци выделяет «подготовительную ступень для реального формирования способности к речи» (крик ребенка, лепет). Он отмечал, что «язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». Эту мысль в последствии прекрасно развил Ушинский.

Читайте также:  Развитие ребенка мышление логика

Я.А. Коменский считал, что начало развития речи у детей может проявляться с 6 месяцев, но обычно это происходит в конце первого года.

Ж.Ж. Руссо отмечает, что ребенок почти одновременно учится и говорить, и есть, и ходить, а до этого он остается почти тем, чем был во чреве матери. Плач – это первые проявления речи ребенка. Когда дети начинают говорить, они меньше плачут, т.е. один язык заменяется другим.

Работа по усвоению ребенком родного языка, по мнению Ушинского, должна начинаться с самых первых дней и «по своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главнейших забот воспитателя».

Детскую речь стали изучать. В трудах Коменского, Песталоцци, Ломоносова, Руссо, Радищева, Одоевского, Ушинского и др. имеются в разной степени выраженные сведения об устной и письменной речи, о речи воспринимаемой и речи звучащей, об обязательных предпосылках образования речи (психические и физические части), о составных компонентах звучащей речи (звук, слово, фраза, голос, выразительность, жестикуляция, мимика, темп).

К числу обязательных факторов детской речи относится в первую очередь наличие у детей хорошего слухового внимания, речевого слуха и произносительных возможностей.

Одоевский считал необходимым, чтобы воспитатель сам давал образец правильной речи и тем самым способствовал воспитанию ее у детей.

На ряду с хорошим слуховым вниманием и речевым слухом для формирования правильной речи у ребенка должны быть достаточно совершенны «произносительные возможности»: состояние и подвижность органов речи.

Ломоносов дает классификацию звуков по месту и способу их образования.

К.Д. Ушинский, раскрывая физический источник языка указывал, что в бесконечном разнообразии движений, вызывающих речь человека, принимают участие не один какой-нибудь нерв, а «очень сложная система нервов и мускулов».

К числу основных компонентов, составляющих звучную речь человека относятся: звуки речи, слово, фраза, а также выразительность, мелодика, темп и ритм речи.

Ломоносов звуки речи и буквы, их изображающие, называл «неразделимыми частями речи». Он говорил: «Как только язык у детей начинает действовать лучше, вредно позволять им говорить картаво», иначе они в последствие вынуждены будут «отучиваться от того, чему ранее научились неверно». Рекомендовал для развития четкого произношения использовать в работе с детьми для проговаривания скороговорки или длинные сложные слова (таратануара, навуходоносор).

Большое значение в совершенствовании словаря ребенка Песталоцци придавал использованию слов во фразе. Для развития фразовой речи, по мнению Коменского, ребенок должен приучаться спрашивать и отвечать на вопросы. Коменский, Руссо, Ломоносов придавали большое значение мелодико-интонационной стороне речи, темпу речи.

Письменную речь, т.е. «зримую», Радищев считал наиболее близкой к устной – «оба эти вида речи есть виды словесной речи. Другие органы чувств не могут обеспечить столь совершенное овладение речью».

В свое время уже Коменский указывал на необходимость подготовительной работы по обучению маленьких детей письменной речи в виде обязательных занятий по рисованию и письму.

Оригинальный метод обучения письменной речи (звуковой аналитико-синтетический метод) предложил К. Д. Ушинский.

К числу недостатков детской речи великие педагоги относили неправильное произношение звуков, слов, недостатки словаря, фразовой речи, недостатки использования выразительных средств, а также «излишне гладкое пустоговорение».

В работах прогрессивных мыслителей звучит указание о необходимости определенной системы обучения детей правильной речи. В основе формирования такой речи должны лежать последовательно усложняемые и систематические упражнения. Если суммировать представления великих педагогов о правильной речи ребенка, то она должна иметь такие качества, как: ясность, отчетливость и правильность произношения; содержательность, многообразие и верное использование слов по смыслу; грамматическую правильность, простоту и краткость выражений; эмоциональную выразительность, достаточную громкость, умеренность и уместность использования жестикуляции; разумную и красивую манеру поведения человека в разговоре, при выступлении.

В творчестве энциклопедистов-просветителей Западной Европы и России XVIII – XIX веков отражаются в отдельности своеобразные представления о целом ряде вопросов, касающиеся проблемы развития речи у детей.

Таким образом, развитие научно обоснованного подхода к проблеме воспитания правильной речи у детей подготовило основательный и прочный фундамент для дальнейшего изучения возможных недостатков, несовершенств, отклонений в развитии речи и поиска путей их предупреждения и устранения, то есть явилось предпосылкой развития определенной суммы знаний о речевых расстройствах и методах их преодоления в обще системе обучения правильной речи.

Литература

  1. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 тт. Т II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 656 с.: ил.
  2. В.Н. Селиверстов. Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления. Методические разработки. М., 1984.
  3. В.Н. Селиверстов, Ю.Т. Гаубах. Педагогические истоки логопедии. Методические разработки. М., 1984.
  4. В.И. Селиверстов. История логопедии: Медико-педагогические основы: Учеб. пособие для студ. Вузов / В.И. Селиверстов ; МОСУ . — М.: Академический проект, 2004. — 384.

Источник

Нарушения
речи — собирательный термин для 
обозначения отклонений от речевой 
нормы, принятой в данной языковой среде,
полностью или частично препятствующих
речевому общению и ограничивающих
возможности социальной адаптации 
человека. Как правило, они обусловлены 
отклонениями в психофизиологическом
механизме речи, не соответствуют 
возрастной норме, само­стоятельно не
преодолеваются и могут оказывать влияние
на психическое развитие. Для их обозначения
специалистами использу­ются различные,
не всегда взаимозаменяемые термины —
расстройства речи, дефекты речи, недостатки
речи, недоразвитие речи, речевая патология,
речевые отклонения.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка в образовательной среде

К детям 
с нарушениями речи относятся 
дети с психофизическими отклонениями
различной выраженности, вызывающими
расстройства коммуникативной и обобщающей
(познавательной) функции речи. От других
категорий детей с особыми нуждами их
отличают нормальный биологический слух,
зрение и полноценные предпосылки интеллектуального
развития. Выделение этих дифференцирующих
признаков необходимо для их отграничения
от речевых нарушений, отмечаемых у детей
с олигофренией, задержкой психического
развития, слепых и слабовидящих, детей
с ранним детским аутизмом и др.

История
изучения детей с 
нарушением речи.

Базисной 
наукой для дошкольной логопедагогики
является логопедия — педагогическая
наука о нарушениях развития речи, их преодолении
и предупреждении средствами специального
обучения и воспитания (определение Р.Е.Левиной,
1968).

Поскольку
логопедия как самостоятельная 
педагогическая наука складывалась постепенно,
в ее становлении большую роль сыграли
исследования в области психологии и патологии
речи, сурдопедагогики, различных областей
медицины.

Педагогические 
основы логопедической науки были разработаны
в ИКП РАО в работах проф. Р. Е. Левиной
и ее сотрудников в период с 1965 по 1980 гг.

На основе
исследований закономерностей речевого
развития! детей с разными нозологическими 
формами речевой патологии! были
разработаны пути преодоления речевой
недостаточности, определено содержание
коррекционного обучения и воспитания
заложены методы фронтального обучения
и воспитания детей. Одновременно изучение
структуры различных форм недоразвития
речи в зависимости от состояния компонентов
речевой системы, от степени выраженности
дефекта позволило подойти к научно обоснованной
индивидуализации специального воздействия
в логопедических учреждениях разного
типа.

Выделение
дидактического аспекта логопедии — коррекционного
обучения и воспитания — складывалось
постепенно, по мере накопления эмпирических
данных. В настоящее время этот аспект
составляет основу профессиональной программы
подготовки специалистов по дошкольной
логопедии. Вместе с тем изучение теоретических
и дидактических основ методик развития
и коррекции речи представляет интерес
для многих отраслей дефектологии в связи
с особой значимостью речи в системе высших
психических функций, в становлении и
развитии личности.

На современном 
этапе развития логопедагогика представляет
собой многоаспектный сплав общей методики
развития речи, логопедии, психолингвистики,
психофизиологии, психологии и педагогики.
Основополагающими для понятийной системы
дошкольной логопедагогики являются следующие
важнейшие положения:

  • овладение
    языковыми формами, речью и навыками обучения
    происходит в деятельности, в процессе
    которой возникает и развивается потребность
    в общении,
  • социальная
    среда и общение являются факторами, определяющими
    интенсивность речевого развития,
  • необходимо
    обучение детей специальным приемам организации
    речевого общения для реализации коммуникативного
    подхода к развитию речи,
  • развитие
    и коррекция речи являются важнейшими
    средствами умственного воспитания; на
    уровне элементарного осознавания явлений
    языка и речи происходит развитие речемыслительных
    способностей, создаются условия для логического
    познания.

Направление
и содержание логопедагогики определяется
принципами анализа речевых нарушений,
разработанными Р. Е. Левиной в рамках
концепции Л. С. Выготского о сложной иерархической
структуре психической деятельности человека.

Эти принципы
можно считать базовыми как для 
логопедии в целом, так и для методики
коррекционного обучения и воспитания,
так как именно учет и реализация на практике
этих принципов в 60 — 80 гг. XX в. (исследования
осуществлялись в Институте дефектологии
АПН СССР) привели к пересмотру классификационных
представлений о речевой патологии и к
построению теоретических основ коррекционного
обучения детей дошкольного и школьного
возраста.

Причины
речевых нарушений

Среди факторов,
способствующих возникновению речевых 
нарушений у детей, различают неблагоприятные
внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные)
факторы, а также условия окружающей среды.

При рассмотрении
многообразных причин речевой патологии 
применяют эволюционно-динамический подход,
который заключается в анализе самого
процесса возникновения дефекта, учете
общих закономерностей аномального развития
и закономерностей речевого развития
на каждой возрастной стадии.

Основными
причинами патологии детской 
речи являются:

  • различная внутриутробная
    патология, которая приводит к нарушению
    развития плода. Наиболее грубые дефекты
    речи возникают при нарушении развития
    плода в период от 4 недель до 4 мес. Возникновению
    речевой патологии способствуют токсикоз
    при беременности, вирусные и эндокринные
    заболевания, травмы, несовместимость
    крови по резус-фактору и др; родовая травма
    и асфиксия во время родов, которые приводят
    к внутричерепным кровоизлияниям;
  • различные заболевания
    в первые годы жизни ребенка. В зависимости
    от времени воздействия и локализации
    повреждения мозга возникают речевые
    дефекты различного типа. Особенно пагубными
    для развития речи являются частые инфекционно-вирусные
    заболевания, менинго-энцефалиты и ранние
    желудочно-кишечные расстройства;
  • травмы черепа,
    сопровождающиеся сотрясением мозга;
  • наследственные
    факторы. В этих случаях нарушения речи
    могут являться лишь частичными проявлениями
    общего нарушения нервной системы и сочетаться
    с интеллектуальной и двигательной недостаточностью;
  • неблагоприятные
    социально-бытовые условия, приводящие
    к микросоциальной педагогической запущенности,
    вегетативной дисфункции, нарушениям
    эмоционально-волевой сферы и дефициту
    в развитии речи.

При анализе 
причин возникновения нарушений 
следует учитывать соотношение речевого
дефекта и сохранных анализаторов и функций,
которые могут служить источником компенсации
в процессе коррекционного воздействия.
Педагогическая коррекция значительно
повышают вероятность полноценного обучения
в школе.

С целью 
своевременного раннего выявления 
детей с отклонениями в развитии
в первую очередь обследуются дети в семьях
с «повышенным риском». К таким относятся:

  • семьи, где
    уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;
  • семьи с умственной
    отсталостью, заболеванием шизофренией,
    нарушением слуха у одного из родителей
    или у обоих;
  • семьи, где
    матери перенесли во время беременности
    острое инфекционное заболевание, тяжелый
    токсикоз;
  • семьи, где
    имеются дети, перенесшие внутриутробную
    гипоксию, природовую асфиксию, травму
    или же нейроинфекцию, черепно-мозговые
    травмы в первые месяцы жизни.

Выявление
начальных отклонений речевого развития
представляет большие сложности, так как
при этом необходимо разграничить признаки,
характеризующие своеобразие индивидуального
онтогенетического развития, от проявлений
дизонтогенеза и патологии.

Источник